Научная статья на тему 'ДОМИНИРУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В МАЛЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ В КОНТЕКСТЕ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ'

ДОМИНИРУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В МАЛЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ В КОНТЕКСТЕ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / малая технологическая компания / цифровая трансформация / экономика / развитие / ресурсы / технологический прогресс / innovation / small technology company / digital transformation / economics / development / resources / technology progress

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубарев А. Е., Гасанов Э. А., Красота Т. Г.

В статье исследуются поведения малых технологических компаний в условиях цифровой трансформации экономики. Рассматриваются принципы функционирования малых технологических компаний, выделяются их функции, с целью организации управления определяются значимость новых бизнес-моделей. В данном контексте описываются ведущие теории фирм, делающие ставку на развитие инновационных компетенций. Малые технологические компании на базе своих исключительных компетенций проектируют, организуют и комбинируют ограниченные экономические ресурсы для создания инновационных товаров и услуг с учетом цифровой трансформации экономики, управляют процессом создания экономической ценности. Изменяющаяся рыночная среда, технологический прогресс определяют принципы деятельности малых технологических компаний. Цифровая трансформация радикально изменяет содержание, структуру и характер рынка и активизирует деятельность малых технологических компаний. Способность гибко реагировать на рыночную конъюнктуру становится фактором успеха. Формируются новые сферы деятельности и бизнес-модели для малых технологических компаний, планирующих выход на рынок с уникальными результатами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубарев А. Е., Гасанов Э. А., Красота Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Predominant Principles of Small Technology Companies Operation and Management in the Context of the Fourth Industrial Revolution

In the article, the authors examine the behavior of small technology companies in the context of the fourth industrial revolution. The principles of small technology companies are considered, their functions are highlighted, the significance of new business models is determined. In this context, the leading theories of the firm are described, which rely on the development of innovative expertise. Small technology companies, based on their exclusive expertise, design, organize and combine limited resources to create new goods and services, taking into account the fourth industrial revolution. The changing market environment and technological progress determine the principles of small technology companies. Digital transformation radically changes the content, structure, nature of market and activates the activities of small technology companirs. The ability to respond flexibly to market conditions becomes a success factor. New areas of activity and business models are being formed for small technology companies planning to enter the market with unique results.

Текст научной работы на тему «ДОМИНИРУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В МАЛЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ В КОНТЕКСТЕ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ =

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. №2 (69)

УДК 338

А. Е. Зубарев, Э. А. Гасанов, Т. Г. Красота

ДОМИНИРУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В МАЛЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ В КОНТЕКСТЕ ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Зубарев А. Е. - д-р экон. наук, профессор. директор Института экономики и управления (ТОГУ), e-mail: 000008@pnu.edu.ru; Гасанов Э. А. - д-р экон. наук, доцент, заведующий кафедрой экономической теории и таможенного дела (ХГУЭП), e-mail: eyvaz_gasa-nov@mail.ru; Красота Т. Г. - заведующая кафедрой экономики, управления и финансового права ФГБОУ ВО «ПГУ имени Шолом-Алейхема», e-mail: mail.ru: kaf_euifp@prgusa.ru

В статье исследуются поведения малых технологических компаний в условиях цифровой трансформации экономики. Рассматриваются принципы функционирования малых технологических компаний, выделяются их функции, с целью организации управления определяются значимость новых бизнес-моделей. В данном контексте описываются ведущие теории фирм, делающие ставку на развитие инновационных компетенций. Малые технологические компании на базе своих исключительных компетенций проектируют, организуют и комбинируют ограниченные экономические ресурсы для создания инновационных товаров и услуг с учетом цифровой трансформации экономики, управляют процессом создания экономической ценности. Изменяющаяся рыночная среда, технологический прогресс определяют принципы деятельности малых технологических компаний. Цифровая трансформация радикально изменяет содержание, структуру и характер рынка и активизирует деятельность малых технологических компаний. Способность гибко реагировать на рыночную конъюнктуру становится фактором успеха. Формируются новые сферы деятельности и бизнес-модели для малых технологических компаний, планирующих выход на рынок с уникальными результатами.

Ключевые слова: инновация, малая технологическая компания, цифровая трансформация, экономика, развитие, ресурсы, технологический прогресс.

© Зубарев А. Е., Гасанов Э. А., Красота Т. Г., 2023

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 2(69)

Малая технологическая компания - коммерческая организация, разрабатывающая и внедряющая в производство результаты интеллектуальной деятельности с целью выпуска инновационных товаров и услуг для реализации на рынке. Данные компании проектируют, организуют и комбинируют качественные факторы производства для создания инновационных товаров и услуг, позволяющих максимизировать прибыль и удовлетворяющих потребности общества [1]. Именно те компании, которые занимаются НИОКР, создают наукоемкие товары и услуги, умеют управлять инновациями, обеспечивают конкурентоспособность и доминирование на мировом рынке. Они формируют сеть инновационных компаний в экономике [2]. Малые технологические компании активно используют ограниченные экономические ресурсы, выступают создателями бизнес-моделей и комбинируют факторы производства для выпуска новых товаров и услуг.

В ресурсной теории фирмы утверждается, что компания - это совокупность компетенций, позволяющих ей получать фундаментальные выгоды. Здесь определены ключевые компетенции такие, как навыки и умения, которые позволяют компании предоставлять фундаментальные выгоды потребителям. В данной теории обоснованы необходимость понимания компании как «портфеля компетенций». В ресурсной теории фирмы Г. Хэмел и К. Прахалад выступают сторонниками более динамичного подхода - создания компанией стратегической архитектуры. Смысл данного подхода состоит в том, что инновационная компания должна сконцентрироваться на изменении правил деятельности в своей отрасли и создать новую конкурентную отрасль в экономике [3]. Этот подход развивает в своих трудах К. Эндрюс, который творчески использует близкий по содержанию термин «отличительные компетенции» для определения того вида деятельности, в котором компания проявляет себя более эффективно и активно [4]. В работах Г. Ансоффа развита идея «сетка компетенций», которая регулярно должна составляться как для самой компании, так и для ее конкурентов с целью проведения сравнительного анализа и выявления относительной силы конкурентов на действующем динамичном рынке [5]. X. Итами теоретически обоснована необходимость базироваться на сильных потенциальных преимуществах компании. При этом он утверждает, что сильные потенциальные преимущества - это «невидимые активы», которые определены как атрибуты компании, обладающие потенциалом создания при

КОМПАНИЯХ В КОНТЕКСТЕ ЧЕТВЕРТОЙ ПРО-

МЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)

были, но не отображаемые в балансовом отчете. Среди них можно назвать такие, как репутация, имидж, товарная марка, специфические технические знания и компетентность, навыки, уникальный опыт и другие. Этот потенциал имеет долговременный характер и выступает источником конкурентного преимущества компании [6].

Четвертая промышленная революция обусловливает появление оптимальной теории компетенций компании, делающая ставку на сотрудничество как основу существования, развития и расширения бизнеса. Эффективное сотрудничество между конкурентами основывается на синергии способностей и компетенций участвующих малых технологических компаний. В новых условиях компании необходимо научиться определять способности и компетенции с тем, чтобы добиться оптимальной их конфигурации в пределах создаваемого альянса или партнерства.

Некоторые отечественные ученые-экономисты, такие как В. Макаров, Б. Мильнер, Г. Клейнер, В. Глухов в разрезе неявной эволюционной теории (концепция, основанная на знаниях) развивают идею создания, управления и оценки знаний компании. Понятие «корпорация будущего», которое использует Г. Клейнер, строится на совершенно ином фундаменте [7]. В ближайшем будущем «корпорация будущего» станет создателем, хранителем и распространителем знаний. Эти компании, деятельность которых в решающей степени зависит от объема и эффективности использования интеллектуальных способностей.

В теориях предпринимательства также определяются роль и значения малых технологических компаний в современной рыночной экономике [8]. В современных условиях существует различные теории предпринимательства. В рамках классификации современных теорий предпринимательства выделяют:

1) активные:

а) теория инноваций Й. Шумпетера (1934 г.). В этой теории предприниматель осуществляет инновационную деятельность, если видит возможность дохода: создает новые товары, новые рынки, более производительные процессы, значительно эффективнее организует предприятия;

б) неоавстрийская теория И. Кирцнера (1973 г.), здесь предпринимательство обеспечивает установление экономического равновесия;

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 2(69)

в) теория реаллокации и координации ограниченных ресурсов Т. Шульца и М. Кассона (1980г., 1982 г.). Она полагает, что предприниматель осуществляет активный поиск новых экономических ресурсов, что требует их переаллокации в условиях ограниченности и редкости;

г) синтетическая теория предпринимательства Ц. Кайзера и А. Караяниса (1990 г.), согласно которой теория предпринимательства построена на связи трех предыдущих, так как они не являются взаимоисключающими.

2) пассивные теории:

а) теория принятия риска Р. Кантильона (1765 г.);

б) теория принятия риска А. Гамильтона (1876 г.);

в) теория принятия риска Ф. Найта (1921 г.).

Малые технологические компании создают новые добавленные стоимости, обладающие эксклюзивным качеством. Они приносят предпринимательский доход и удовлетворяют потребности покупателей. Бурное развитие малых технологических компаний обусловлено, прежде всего:

а) увеличением доходов, уровня образования, активизацией рыночных инструментарий, результатами четвертой промышленной революции (производится технологии индивидуального использования, растут значение информации и сквозных цифровых технологий);

б) развитием и усложнением общественных потребностей, которые активизируют спрос и стимулируют инновационную активность малых технологических компаний;

в) цифровой трансформацией, ростом экономической свободы и формированием новых видов деятельности в рыночной экономике.

В результате неполной информации порождается неопределенность, которая является основным условием функционирования малых технологических компаний. Актуальным условием выступает также неустойчивость рынка. Еще одним важным условием является риск, где требуется интуиция, логический анализ ситуации и повышенная степень реакции. В координатах перманентного изменения условий рынка необходима соответствующая непрерывная адаптация к нему. При этом ни одна тенденция на рынке не продолжается слишком долго и все происходит циклично. Данные условия характеризуют агрессивную рыночную среду, в которой функционируют малые технологические компании. В такой рыночной среде, кроме негативных факто-

КОМПАНИЯХ В КОНТЕКСТЕ ЧЕТВЕРТОЙ ПРО-

МЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)

ров, действуют также принципы конкуренции, экономическая свобода, механизм стимулирования. Они ведут к непрерывному устойчивому развитию инновационной сферы экономики.

Определяющее значение малых технологических компаний на рынке определяется, главным образом, выполняемыми ими основными функциями:

а) соединением факторов производства (К. Маркс);

б) принятием решений (М. Массой);

в) введением новаций (Й. Шумпетер);

г) несением риска (Кантильон, Гамильтон, Найт);

д) обеспечением тенденций к равновесию (И. Кирцнер);

е) реаллокацией и координацией ограниченных ресурсов (Т. Шульц и М. Кассон (1980г., 1982 г.);

ж) синтетическим предпринимательством (Ц. Кайзер и А. Караянис (1990

г.),

Потребность в научно-технических инновациях является определяющей чертой малых технологических компаний как мобильного фактора развития в рыночной экономике. Эти компании, предпочитающие быть ответственными за решение хозяйственных и технологических проблем в условиях четвертой промышленной революции и достижение поставленных целей своими собственными интересами, усилиями и инвестициями [9]. На этой основе у малых технологических компаний формируются сильная мотивация. При этом мобильность, креативность и профессионализм являются основными эндогенными источниками развития малых технологических компаний. Эндогенные источники выступают базой формирования уникальных комбинаций инновационных факторов с целью производства инновационных благ и максимизации прибыли. Малые технологические компании ориентированы, прежде всего, на поиск инноваций - новых технологий, товаров, инновационных методов ведения хозяйства, инновационного типа развития экономики и другие [10]. Инновации, используемые в процессе производства, включают широкий спектр технологических, экономических и социальных инноваций.

Экономическую сущность доминирующих принципов малых технологических компаний можно выразить следующим образом:

1) обладают инновационным предвидением, основанным на способности трансформировать сигналы о будущих изменениях спроса;

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 2(69)

2) превращают экзогенные факторы в прогнозы посредством собственной практической энергии, с уникальными стержневыми компетенциями, реализующимися в экономических благах в процессе инновационной деятельности с целью получения прибыли.

В то же время такие мобильные бизнес-модели сталкиваются с высокой степенью неопределенности и риска для получения ожидаемых результатов [11]. В рамках инновационной деятельности максимизация прибыли выступает достаточным стимулом роста креативных процессов и деловитости. Принципы эффективности малых технологических компаний, в первую очередь, состоят в следующем:

1) использование достижений научного и технического прогресса;

2) минимизация и локализация инновационных рисков;

3) минимизация издержек НИОКР;

4) сближение величин планируемого и реального эффектов;

5) апробация инноваций.

Реализация малыми технологическими компаниями рискового инновационного проекта имеет больший шанс на успех. Поиск конкурентного преимущества заставляет их в большей мере использовать эндогенные факторы роста, которые должны составлять основу планируемых инновационных процессов производства. Согласно эволюционной теории фирмы идентификация и комбинация эндогенных факторов стали инкубатором новых компетенций технологической компании.

В условиях четвертой промышленной революции резко увеличивается количество новых технологических компаний. Вновь созданные технологические компании обычно имеют небольшие размеры. В экономической литературе подобные предприятия принято называть малыми технологическими компаниями, к ним относят хозяйствующие субъекты технологического предпринимательства.

Универсального определения малой технологической компании не существует [12]. В развитых странах используются различные варианты названий для такого рода компаний:

а) инновационное малое предприятие;

6) высокотехнологичная фирма;

в) фирма новейшей технологии;

г) фирма, основанная на использовании знаний, и т.д.

КОМПАНИЯХ В КОНТЕКСТЕ ЧЕТВЕРТОЙ ПРО-

МЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ВЕСТНИК ТСГУ. 2023. № 2 (69)

На практике используется комбинированный подход к определению малой технологической компании [13]. Здесь выделяются принципиальные признаки, т.е. количество работников или финансовые показатели деятельности и показатели инновационной активности компании:

а) количество научных сотрудников;

б) количество инноваций;

в) количество публикаций по результатам научных исследований;

г) объем инвестиций;

д) средства, направленные на научные исследования.

Критерием для выделения малых технологических компаний является и наукоемкость продукции (R&D), т.е. уровень издержек на НИОКР. В международной статистике компания, у которой издержки на НИОКР превышают 5% от оборота, отражаются как высокотехнологичные.

В Руководстве Осло, технологическая продуктовая и процессная инновационная компания определяется как организация, которая внедрила технологически новые или значительно усовершенствованные продукты, процессы или их комбинации в течение отчетного периода.

В России согласно ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «С развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» установлены новые условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства [14].

Оптимальный размер компании определяется минимизацией совокупности производственных и непроизводственных (не связанных непосредственно с производством, а возникающих по мере ведения дел) издержек, вложенных в выпускаемую единицу продукции. Оптимальные размеры компании также определяются точкой, где предельные издержки использования рынка становятся равными предельным издержкам использования административного контроля. О. Уильямсон более осторожен в оценках, предлагая зависимость между размером компании и интенсивностью инноваций (R&D) [15, с. 182].

Активизация деятельности малых технологических компаний в условиях четвертой промышленной революции - очевидный факт. Мы склонны связывать деятельность малых технологических компаний с новыми требованиями, которые вытекают из содержания парадигмы четвертой промышленной революции [16]. Совокупность новых требований доказывают, что четвертая промышленная революция создает эксклюзивные условия для:

а) фрагментаризации производственного процесса;

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 2(69)

б) формирования новых структур, как обеспечивающих эффективную координацию деятельности малых технологических компаний;

в) развития малых технологических компаний.

В случае успешного изменения своего статуса и выбора самого оптимального направления среди текущих рисков открывается новая сфера будущих экстенсивных инвестиций в пределах новой стадии четвертой промышленной революции. В этих условиях малые технологические компании имеют уже более устойчивое положение и осваивают новые рыночные ниши в пределах бюджетного ограничения. Они действуют вполне автономно и динамично. При этом резко возрастает роль малых технологических компаний как зачинателей пионерных инноваций на рынке.

В условиях четвертой промышленной революции поисковая деятельность малых технологических компаний выступает ведущим принципом. В условиях максимального риска подобные компании действуют рационально и берут на себя всю ответственность. Для разработок новых проектов на первых этапах требуются небольшие инвестиции. Малые технологические компании могут в краткосрочном периоде обеспечить научно-технический и организационный задел для перспективных инвестиций. При этом качество эндогенных факторов инновационного производства будет определять эффективность планируемого результата и появление новых видов товаров и услуг. Одновременно создаются новые динамичные рынки, функционирующие с большей эффективностью. В контексте четвертой промышленной революции малые технологические компании ориентируются на:

1) реализацию побочных решений;

2) результатов подработок крупных технологических компаний;

3) выполнение рискованных мелких разработок;

4) разработок на стыке наук;

5) инициативных разработок.

Одним из самых главных конкурентных преимуществ малых технологических компаний выступают их креативная составляющая и вытекающая из нее инновационная функция. При ее реализации они могут повлиять на ускорение инновационных процессов, повысить их эффективность, перевести их на принципиально новую технологическую основу, интенсифицируя воспроизводство инноваций и их диффузию. Реализация инноваций - основной шанс занять свою нишу на конкурентном рынке или в сотрудничестве с крупными

КОМПАНИЯХ В КОНТЕКСТЕ ЧЕТВЕРТОЙ ПРО-

МЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)

компаниями. Малые технологические компании имеют и другие конкурентные преимущества:

а) оперативное реагирование на изменение предпочтений потребителей и конъюнктуры спроса в целом;

2) эффективное гибкое управление с наименьшими издержками;

3) динамичная поддержка устойчивости конкурентной среды;

4) гибкая корпоративная культура;

5) социализация инновационного бизнеса.

Имеющиеся конкурентные преимущества малых технологических компаний привлекают для сотрудничества с ними многих заинтересованных участников рынка инноваций. Открытость инновационного процесса заставляет малые технологические компании искать партнерства с внешними участниками, обеспечивать доступ к новым знаниям, сетям и отраслям [17]. Как правило, организационными механизмами подобного сотрудничества являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) устойчивые кооперационные связи малых технологических компаний с крупными технологическими компаниями (рыночная интеграция);

6) формирование малых технологических компаний путем создания корпоративных инновационных инкубаторов венчурного финансирования с участием крупных технологических компаний;

в) использование различных форм взаимодействия (рыночной интеграции и автономных подразделений, рыночной интеграции и инкубирования).

Динамичность малых технологических компаний, небольшие команды партнеров, действующих на свой страх и риск - это способ их существования. Механизмы и принципы гибкого реагирования, получения новых знаний и их использования выступают фактором эффективного функционирования малых технологических компаний. Они специализируются на узких сегментах, реализуя различные бизнес -модели на рынке. При этом имеют возможность быстрой переориентации на различных сферах (эта мобильность особо важна в таких сферах, как электроника, робототехника, биотехнология, которые связаны с повышенным риском) [18]. Заметим, что малая технологическая компания -специфическая организационная структура, создаваемая на период осуществления бизнес - модели с целью эффективного использования доминантных эндогенных факторов и достижения запланированных уникальных результатов [19]. Структура и функции малой технологической компании зависят от масштабов, сложности, сроков и различных характеристик бизнес - модели. Ведущий принцип - максимальное и интенсивное использование перспективных

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 2(69)

бизнес-моделей, которые превращают новые идеи в экономическую ценность для малой технологической компании. Технологии четвертой промышленной революции кардинально изменяют содержание, структуру, характер и принципы современной технологической компании и рынка [20]. У малых технологических компаний появляются возможности укреплять отношения с партнерами и потребителями. При этом активизируются взаимодействия с заинтересованными субъектами технологического предпринимательства в целях скоординированного поведения в условиях неустойчивости и заметных флуктуа-циях рынка.

Библиографические ссылки

1. Правительство определило критерии технологических компаний // Клерк.ру : сайт. URL : https://www.klerk.ru/buh/news/539951/ (дата обращения: 24.04.2023).

2. Малые технологические компании работают на огромные цели страны // Цифовые закупки : сайт. URL : https://www.zakupki-digital.ru>jekskljuziv (дата обращения: 24.04.2023).

3. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М.: Олимп-бизнес, 2014. 288 с.

4. Andrews K.R. The Concept of Corporate Strategy // Homewood, Il: Dow Jones- Irwin, 1971. P. 18-46.

5. Ансофф И. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2009. 344 с.

6. Itami H., Roehl W.T.W. Mobilizing Invisible Assets. N.Y.: Harvard University Press, 1987. 200 p.

7. Клейнер Г.Б. Интеллектуальная теория фирмы // Вопросы экономики. 2021. № 1. С. 73-97.

8. Роль малых и средних высокотехнологических компаний в экономике России / А.А. Черникова, Л.В. Кожитов, В.Г. Косушкин и др. // Инновации. 2017. № 9. С. 22-27.

9 Гасанов Э.А., Куликов А.В. Устойчивое инновационное развитие цифровой экономики в контексте четвертой промышленной революции. Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2022. 134 с.

10. Технологическое предпринимательство как инструмент перехода на инновационный тип развития экономики / М.Г. Полозков, Е.В. Андреев, В.Я. Жарницкий, О.А. Баюк // Экономика. Налоги. Право. 2022. № 5. С. 67-77.

КОМПАНИЯХ В КОНТЕКСТЕ ЧЕТВЕРТОЙ ПРО-

МЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ВЕСТНИК ТСГУ. 2023. № 2 (69)

11. Киселева, С.Н. Специфика развития технологического предпринимательства в России: региональный аспект // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. № 17. С. 656-658.

12. Зубарев А.Е., Гасанов Э.А., Можаева Е.А. Теоретические аспекты аспекты формирования компетенций малого инновационного предпринимательства в контексте формирующейся инновационной модели экономического развития // Вестник ТСТУ. Хабаровск, 2014. № 2. С. 163-172.

13. Барыкин А.Н., Икрянников В.С. Белые пятна теории и практики технологического предпринимательства // Менеджмент инноваций. 2010. № 3. С. 202-215.

14. С развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Российская газета. 2007. 31 июля ; 2023. 10 янв.

15. Williamson С.Е. Markets and Hierarchies: Analisis and Antitrust implications. A. Study in the Economics of Internal Organization. N. Y.: Free Press, 1983. 286 p.

16. Гасанов Э.А., Куликов А.В. Устойчивое инновационное развитие цифровой экономики в контексте четвертой промышленной революции. Хабаровск : РИЦ ХГУЭП, 2022. 134 с.

17. Гросфельд Т., Роландт Дж. Логика открытых инноваций: создание стоимости путем объединения сетей и знаний // Форсайт. 2008. № 1. С. 24-29.

18. Патракова А. Не только ИТ. Власти определили, какие компании считать «технологическими», а значит достойными поддержки // CNews : сайт. URL : https://www.cnews.ru (дата обращения: 24.04.2023).

19. Gasanov E.A., Boiko T.S., Frolova N.S. Dominant factors in the development of an innovayive economy // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS CIDER 2018. Future Academy, 2019. P. 191-197. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=38470244 (дата обращения: 24.04.2023).

20. Шваб К., Николас Д. Технологии четвертой промышленной революции. М. : Бомбора, 2018. 317 с.

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 2(69)

Title: The Predominant Principles of Small Technology Companies Operation and Management in the Context of the Fourth Industrial Revolution

Authors' affiliation:

Zubarev A.E. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Gasanov E.A. - Khabarovsk State University of Economics and Law, Khabarovsk, Russian Federation

Krasota T.G. - Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzan, Russian Federation

Annotation: In the article, the authors examine the behavior of small technology companies in the context of the fourth industrial revolution. The principles of small technology companies are considered, their functions are highlighted, the significance of new business models is determined. In this context, the leading theories of the firm are described, which rely on the development of innovative expertise. Small technology companies, based on their exclusive expertise, design, organize and combine limited resources to create new goods and services, taking into account the fourth industrial revolution. The changing market environment and technological progress determine the principles of small technology companies. Digital transformation radically changes the content, structure, nature of market and activates the activities of small technology companirs. The ability to respond flexibly to market conditions becomes a success factor. New areas of activity and business models are being formed for small technology companies planning to enter the market with unique results.

Keywords: innovation, small technology company, digital transformation, economics, development, resources, technology progress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.