Теория и практика общественного развития. 2023. № 4. С. 104-108. Theory and Practice of Social Development. 2023. No. 4. P. 104-108.
Научная статья УДК 338
https://doi.org/10.24158/tipor.2023.4.13
Особенности управления предприятиями малого бизнеса в условиях цифровой трансформации национальной экономики
Анатолий Иванович Мордовец
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0955-3632
Аннотация. Статья посвящена актуальному направлению развития национальной экономики в секторе малого бизнеса. В рамках исследования рассмотрены основные особенности управления предприятиями малого бизнеса в условиях цифровой трансформации. Наиболее важный акцент сделан на цифровой трансформации малого бизнеса с появлением цифровых платформ, которые позволяют реализовывать новые бизнес-модели предприятий. В то же время платформы формируют тенденции развития экономических субъектов и диктуют им условия взаимодействия и сотрудничества. Цифровые платформы не имеют производственных мощностей - ключевым направлением инвестиций становится разработка инструментов маркетингового анализа клиента, а именно его желаний и предпочтений. Эффект от этих действий усиливается сетевыми особенностями бизнес-среды, что делает невозможным традиционное ведение бизнеса и требует учитывать влияние глобальной цифровизации на экономические отношения как отдельного региона, так и страны в целом. Максимальные угрозы испытывают субъекты малого бизнеса. Анализ позволил выявить и обобщить ведущие методы и инструменты управления развитием малого и среднего бизнеса, а также определить главные риски функционирования цифровых платформ. В работе цифровые платформы рассмотрены как инновационные бизнес-модели, релевантный инструмент решения задач соблюдения стратегических интересов различных экономических субъектов.
Ключевые слова: бизнес-экосистема, бизнес-модель, инновации, субъекты малого и среднего бизнеса, цифровая зрелость, цифровая платформа, цифровая трансформация
Для цитирования: Мордовец А.И. Особенности управления предприятиями малого бизнеса в условиях цифровой трансформации национальной экономики // Теория и практика общественного развития. 2023. № 4. С. 104-108. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.4.13.
Original article
Features of the Management of Small Business Enterprises in the Context of Digital Transformation of the National Economy
Anatoly I. Mordovets
Saint Petersburg University of Management and Economics Technologies, Saint Petersburg, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0955-3632
Abstract. The topic of the article examines the current direction of development of the national economy in the small business sector. As part of the study, the main features of managing small businesses in the context of digital transformation are considered. The most important emphasis is placed on the digital transformation of small businesses with the advent of digital platforms that allow the implementation of new business models of enterprises. At the same time, platforms shape the development trends of economic actors and dictate their terms of interaction and cooperation. Digital platforms have no production capacity - the key investment becomes the development of tools for marketing analysis of the customer, namely his desires and preferences. The effect of these actions is amplified by the network features of the business environment, which makes it impossible to do traditional business and requires taking into account the impact of global digitalization on the economic relations of both the individual region and the country as a whole. The maximum threats are experienced by small businesses. The analysis allowed identifying and summarizing the leading methods and tools for managing the development of small and medium businesses, as well as identifying the main risks of digital platforms. In this article, digital platforms are considered as innovative business models, a relevant tool for addressing the problems of strategic interests of various economic actors.
Keywords: business ecosystem, business models, innovation, small and medium business entities, digital maturity, digital platforms, digital transformation
For citation: Mordovets, A.I. (2023) Features of the Management of Small Business Enterprises in the Context of Digital Transformation of the National Economy. Theory and Practice of Social Development. (4), 104-108. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.4.13 (In Russian).
© Мордовец А.И., 2023
Введение. Современные процессы цифровизации охватили практически все сферы публичной жизни человечества. Цифровизация экономики и всей общественной жизни свидетельствует о качественно новых измерениях, которые возникли перед наукой и практикой в условиях четвертой индустриальной революции (Зябликова, 2022; Хайруллина, Гасанов, 2021). Происходит трансформация бизнес-моделей предпринимательских структур, осуществляющих бизнес в цифровом пространстве. Кроме того, цифровизация меняет цепочку создания стоимости, возникающей в результате преобразования данных в «цифровой интеллект» и его монетизации в процессе коммерческого использования (Обухова и др., 2022; Термелева, 2022).
Достаточно полно характеристика цифровой экономики представлена в следующей формулировке: она сочетает в себе электронную коммерцию, магазины приложений, онлайн-ре-кламу, сервисы онлайн-платежей, облачные вычислительные технологии, информационные платформы и др. Такое описание цифровой экономики сконцентрировано на конкретных видах деятельности, получивших развитие с распространением Интернета и повышением скорости передачи данных (Зябликова, 2022; Обухова и др., 2022).
В статье «Влияние глобальных тенденций цифровизации на трансформацию бизнес-моделей промышленных компаний» определено, что на формирование потенциала производственного предприятия существенное воздействие оказывают инновационные способности (т. е. способности предприятия к обновлению производства, изменению технологии и т. д.) и информационные способности (т. е. способности обрабатывать и осмысливать информацию для использования в производстве) (Краковская и др., 2022).
Классическая (нецифровая) экономика управлялась компаниями, которые продавали продукты клиентам или оказывали им услуги. Сегодня маржа для продавцов и поставщиков услуг в большинстве отраслей невелика и традиционные бизнес-модели приносят мало пользы. Им на замену выходят новые для XXI в. стратегии монетизации, формирующие новую экономику платформ. При этом следует уделять больше внимания цифровой зрелости субъектов малого бизнеса и проблемам повышения их конкурентоспособности путем устранения угроз в цифровой среде.
Место и роль цифровых платформ исследовались преимущественно зарубежными авторами, такими как А. Гавер, М. Андрессен, М. Кенни, М. Уэйд, Дж. Маколей, А. Норонья, Дж. Паркер, С. Чаудары, Дж. Брэдли, Й. Иноу, М. Цушимото, А. Сундарараджан, Т. Саха, М. Кенни и др. Однако вопросы приспособления субъектов малого бизнеса к условиям цифровых платформ остаются недостаточно раскрытыми.
Цель статьи - исследовать особенности управления предприятиями малого бизнеса в условиях цифровой трансформации национальной экономики.
Материалы и методы. Материалы исследования включают основные научные и практические сведения по направлениям использования цифровых платформ в системах управления малого бизнеса. Методы представлены систематизацией и обобщением данных по тематике современных исследований процессов управления компаниями малого бизнеса в условиях цифровой трансформации национальной экономики.
Результаты исследования. Сегодня малый бизнес рассматривают как тип хозяйственной деятельности, для которой характерны организационно-хозяйственная новизна, гибкость, постоянное самовоспроизводство и риски ради достижения высокой прибыли (Дударева и др., 2020; Обухова и др., 2022).
Наиболее эффективным направлением предпринимательства является именно малый бизнес, ведь ему присуща возможность эффективной инновационной деятельности. Его особенность заключается в выполнении специфических экономических функций, которые сложно реализовать крупным предприятиям. Значительна роль малого бизнеса в осуществлении прорыва на важных направлениях научно-технического прогресса (Игошина, 2021; Куликова, 2022; Панфилова, Комарова, 2020). Учитывая специфику и функциональную роль в переходной экономике, особое внимание следует уделять формированию малого предпринимательства в продовольственном комплексе. Малый бизнес как деятельность можно отнести к экономической категории, формирующейся на определенном этапе социально-экономического развития, которая отражает совокупность объективных явлений, закономерностей, тенденций, процессов во взаимосвязи с различными сферами жизнедеятельности общества (Игошина, 2021; Куликова, 2022; Панфилова, Комарова, 2020).
Малый бизнес в России в целом, особенно в промышленной сфере, находится в сложных условиях, а темпы его развития не оправдывают возложенных на данный сектор надежд. Это обусловливает проведение глубокого анализа различных аспектов развития малого бизнеса, выявление факторов и проблем, которые его тормозят, и разработку предложений, направленных на их преодоление (Перепелкин и др., 2020).
Как показывает практика, компании не хотят или не могут себе позволить привлекать аналитиков из-за высокой стоимости их услуг. Важно также, что для каждого конкретного случая или
хозяйствующего субъекта необходимо составить совокупность показателей, отражающих риски специфики его работы, интересы его учредителей, руководителей. Поскольку этот процесс трудоемок, он должен производиться оперативно и с учетом этого выбора показателей быть, во-первых, научно обоснованным, во-вторых, автоматизированным (Обухова и др., 2022).
Переход на цифру влияет на установленные отношения с клиентами, а также на все инновационные бизнес-процессы, концентрируя внимание на потребностях клиента (Игошина, 2021). Становление платформенной экономики происходило одновременно с развитием сетевой экономики. Платформы выступают как поставщики технологически-информационной структуры для клиентов. Основой функционирования цифровых платформ является распространение технологий, поэтому в структуре стоимости товара торговых предприятий, работающих на платформе, возрастает удельный вес нематериальных активов (Панфилова, Комарова, 2020).
Технологии индустрии 4.0 создали новые возможности управления производствами. Воспроизведен цифровой образ компании, содержащий как визуальное представление, так и все информационные потоки бизнес-процессов современного бизнеса. Это гарантирует управление бизнесом в реальном масштабе из любой точки мира, возможность моделировать с помощью цифрового двойника разные сценарии инвестиций в модернизацию нового оборудования, а также изменение стратегий управления и совершенствования бизнес-процессов. Любое содержательное действие в реальном мире может быть молниеносно отображено в цифровой модели, и наоборот. Отметим основные экономические эффекты, которые технологии индустрии 4.0 оказывают на бизнес (Абрамов, Чуркин, 2022; Мамрега, 2022; Фонтана, Ерзнкян, 2022).
- Предиктивное обслуживание (Predictive Maintenance) уменьшает затраты на ремонт и обслуживание оборудования на 10-40 %, а его простой - на 30-50 %.
- Машинное зрение (Machine Vision) сокращает расходы на поддержание качества продукции на 10-40 %.
- Умная фабрика (Smart Factory) ускоряет вывод на рынок нового продукта на 20-50 % и обеспечивает прибавку +95 % своевременного выполнения задач клиентов.
- Цифровые двойники (Digital Twins) в настоящее время широко применяются в рамках развития цифровой экономики как движущая сила цифровой трансформации компаний, демонстрирующая новый уровень в инженерии и строительстве. Шаг на эту ступеньку обеспечивает новое качество проектов при снижении уровня капитальных затрат. Данная технология позволяет создать цифровую копию физических активов. За таким двойником можно наблюдать в виртуальной среде и прогнозировать его поведение.
i
1
Рисунок 1 - Ключевые параметры цифровой платформы как технологического явления в среде малого бизнеса1
1 Составлено на основе следующих источников: Гретченко, 2020 ; Цифровые платформы, подходы к определению и типизации [Электронный ресурс] // Сайт АНО «Цифровая экономика». Ш1_: https://files.data-economy.ru/digital_platforms.pdf (дата обращения: 16.04.2023).
Цифровая платформа как технологическое явление в среде малого бизнеса определяется через совокупность критериев, представленных на рисунке 1. Цифровые платформы могут рассматриваться как инструмент цифровой трансформации малого бизнеса в направлении клиентоориен-тированности, что подразумевает увязку четырех компонентов (Боденчук, Лиганенко, 2021: 5):
- правильный продукт;
- «правильный» клиент;
- правильный канал;
- оптимальный способ.
Результаты анализа позволяют выявить и обобщить ведущие методы и инструменты управления развитием малого бизнеса, а также основные риски функционирования цифровых платформ (Боденчук, Лиганенко, 2021: 9):
- несоответствие сроков окупаемости платформы времени развития цифровых экосистем;
- цифровая незрелость субъектов малого и среднего бизнеса;
- захват платформы «группами влияния» (доминирующими игроками).
Заключение. Наиболее эффективным направлением в сфере предпринимательства является малый бизнес, ведь именно он обладает возможностью реализации эффективной инновационной деятельности. Его особенность заключается в выполнении специфических экономических функций, которые сложно выполнять крупным предприятиям. Сегодня малый бизнес рассматривается как тип хозяйственной деятельности, для которой характерны организационно-хозяйственная новизна, гибкость, постоянное самовоспроизводство и риски ради достижения высокой прибыли.
В статье определены основные преимущества и угрозы для субъектов малого и среднего бизнеса, функционирующих в условиях цифровизации экономики (Боденчук, Лиганенко, 2021: 10). Выяснено, что традиционные цепочки создания продукта рушатся, а межотраслевые границы стираются. Цифровой подход изменяет ценность товаров и услуг, в связи с чем субъекты предпринимательства должны быть готовы к работе в рамках индустрии 4.0, которая предоставляет возможности приобретать новые знания в цифровой отрасли и использовать цифровые инструменты, поскольку малый и средний бизнес выступает наиболее мобильным субъектом экономики.
Список источников:
Абрамов В.И., Чуркин Д.А. Предиктивная аналитика взаимоотношений с клиентами как метод адаптации компании к изменениям и повышения ценности предложения // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12, № 6. С. 17091722. http://doi.org/10.18334/epp.12.6.114842.
Боденчук Л.Б., Лиганенко И.В. Малый и средний бизнес и цифровые платформы: возможности и угрозы // European Scientific Journal of Economic and Financial Innovation. 2021. № 1 (7), 4-13. https://doi.org/10.32750/2021-0101. (На укр. яз.)
Гретченко А.А. Типы цифровых платформ и их содержание // Россия: тенденции и перспективы развития : материалы XIX Национальной науч. конф. с междунар. участием / отв. ред. В.И. Герасимов. Т. 15, ч 1. М., 2020. С. 419-422.
Дударева О.В., Аракчеев Д.В., Дударев Д.Н. Концептуальные аспекты перехода к умному производству в условиях цифровизации // Организатор производства. 2020. Т. 28, № 4. С. 7-15. https://doi.org/10.36622/VSTU.2020.87.64.001.
Зябликова О.А. Управление бизнесом в условиях цифровизации российской экономики // Вестник университета. 2022. № 8. С. 5-13. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-8-5-13.
Игошина Д.Р. Особенности цифровизации бизнес-процессов в компаниях малого и среднего предпринимательства // Индустриальная экономика. 2021. № 5-11. С. 1092-1097. https://doi.org/10.47576/2712-7559_2021_5_11_1092.
Краковская И.Н., Корокошко Ю.В., Слушкина Ю.Ю., Казаков Е.А. Влияние глобальных тенденций цифровизации на трансформацию бизнес-моделей промышленных компаний // Регионология. 2022. Т. 30, № 4 (121). С. 823-850. https://doi .org/10.15507/2413-1407.121.030.202204.823-850.
Куликова Д.С. Цифровизация бизнес-моделей: глобальные тренды и перспективы развития // Инновации и инвестиции. 2022. № 4. С. 54-58.
Мамрега В.В. Сферы применения машинного зрения в промышленности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Естественные и технические науки. 2022. № 1-2. С. 32-37. http://doi.org/10.37882/2223-2966.2022.01-2.14.
Обухова А.С., Беляева О.В., Ершов А.Ю. Управление инновационной цифровизацией промышленности в условиях трансформации экономики // Вестник Академии знаний. 2022. № 1 (48). С. 233-239. https://doi.org/10.24412/2304-6139-2022-48-1-233-239.
Панфилова Е.А., Комарова С.Н. Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях цифровой трансформации // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 3 (29). С. 282-289. https://doi.org/10.24411/2309-4788-
2020-10274.
Перепелкин И.Г., Старых С.А., Соловьев С.В., Бароян А.А. Оценка эффективности применения цифровых технологий в современной экономике // Регион: системы, экономика, управление. 2020. № 2 (49). С. 130-137. https://doi.org/10.22394/1997-4469-2020-49-2-130-137.
Термелева А.Е. Цифровая трансформация на современном этапе и ее влияние на инновационную деятельность // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2022. № 13 (3). С. 50-58. http://doi.org/10.18287/2542-0461-2022-13-3-50-58.
Фонтана К.А., Ерзнкян Б.А. «Умная фабрика» и ключевые технологии индустрии 4.0 (обзор) // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. 2022. № 4. С. 53-67. https://doi.org/10.17308/econ.2022.4/10575.
Хайруллина А.Р., Гасанов Э.С. Вопросы эффективности цифровизации управленческих решений в предпринимательстве // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Сер.: Экономика. 2021. № 2 (36). С. 78-86. https://doi.org/10.17122/2541-8904-
2021-2-36-78-86.
References:
Abramov, V. I. & Churkin, D. A. (2022) Predictive analytics of customer relationships as a method of adapting the company to changes and increasing the value of the offer. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (6), 1709-1722. Available from: doi:10.18334/epp.12.6.114842. (In Russian).
Bodenchuk, L. & Liganenko, I. (2021) SMEs and Digital Platforms: Opportunities and Threats. European Scientific Journal of Economic and Financial Innovation. (1), 4-13. Available from: doi:10.32750/2021-0101. (In Ukrainian).
Dudareva, O. V., Arakcheev, D. V. & Dudarev, D. N. (2020) Conceptual aspects of the transition to smart production in the conditions of digitalization. Organizer of Production. 28 (4), 7-15. Available from: doi:10.36622/VSTU.2020.87.64.001. (In Russian).
Fontana, K. A. & Yerznkyan, B. A. (2022) Smart Factories and key technologies of Industry 4.0 (review). Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (4), 53-67. Available from: doi:10.17308/econ.2022.4/10575. (In Russian).
Gretchenko, A. A. (2020) Types of Digital Platforms and their Content. In: Gerasimov, V. I. (ed.) Russia: Trends and Prospects of Development: Proceedings of the XIX National Scientific Conference with International Participation. Vol. 15, pt 1. Moscow, INION RAN, 419-422. (In Russian).
Igoshina, D. R. (2021) Features of digitalization of business processes in companies of small and medium entrepreneurship. Industrial Economics. (5-11), 1092-1097. Available from: doi:10.47576/2712-7559_2021_5_11_1092. (In Russian).
Khairullina, A. R. & Hasanov, E. S. (2021) Issues of efficiency of digitalization of management solutions in small and medium-sized businesses. Bulletin USPTU. Science, Education, Economy. Series Economy. (2), 78-86. Available from: doi:10.17122/2541 -8904-2021 -2-36-78-86. (In Russian).
Krakovskaya, I. N., Korokoshko, J. V., Slushkina, Yu. Yu. & Kazakov, E. A. (2022) The impact of global digitalization trends on the transformation of business models in industrial companies. Regionology. Russian Journal of Regional Studies. 30 (4), 823-850. Available from: doi:10.15507/2413-1407.121.030.202204.823-850. (In Russian).
Kulikova, D. S. (2022) Digitalization of business models: global trends and development prospects. Innovacii i Investicii. (4), 54-58. (In Russian).
Mamrega, V. V. (2022) Computer vision in manufacture. Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Natural and Technical Sciences. (1-2), 32-37. Available from: doi:10.37882/2223-2966.2022.01-2.14. (In Russian).
Obukhova, A. S., Belyaeva, O. V. & Ershov, A. Yu. (2022) Management of innovative digitalization of industry in the context of economic transformation. Bulletin of the Academy of Knowledge. (1), 233-239. Available from: doi:10.24412/2304-6139-2022-
48-1-233-239. (In Russian).
Panfilova, E. A. & Komarova, S. N. (2020) Forms of support for small and medium enterprises in digital transformation. Natural-Humanitarian Studies. (3), 282-289. Available from: doi:10.24411/2309-4788-2020-10274. (In Russian).
Perepelkin, I. G., Starykh, S. A., Solovyov, S. V. & Baroyan, A. A. (2020) Evaluating the effectiveness of digital technologies in the modern economy. Region: Sistemy, Ehkonomika, Upravlenie. (2), 130-137. Available from: doi:10.22394/1997-4469-2020-
49-2-130-137. (In Russian).
Termeleva, A.E. (2022) Digital transformation at the present stage and its impact on innovation. Vestnik of Samara University. Economics and Management. 13 (3), 50-58. Available from: doi:10.18287/2542-0461-2022-13-3-50-58. (In Russian).
Zyablikova, O. A. (2022) Business management in conditions of the Russian economy digitalization. Vestnik Universiteta. (8), 5-13. Available from: doi:10.26425/1816-4277-2022-8-5-13. (In Russian).
Информация об авторе А.И. Мордовец - кандидат военных наук, доцент кафедры экономики и управления социально-экономическими системами Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1136156
Information about the author A.I. Mordovets - PhD in Military Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management of Socio-Economic Systems, St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, St. Petersburg, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1136156
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.02.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 20.03.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.04.2023.