щ
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
УДК 332.1, 338.45
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН С РАЗЛИЧНЫМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ УКЛАДАМИ)
Г.В. Лепеш1, О.Д. Угольникова2, Л.Р. Шарафутдинова3
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21.
Статья посвящена анализу концептуальных основ цифровой индустриализации стран с различными технологическими укладами, систематизации информации об особенностях их цифровой индустриализации. Сформированы группы стран, в зависимости от их инновационного развития, соответствия этапа экономического развития текущему уровню технологического развития. Определены технико-технологические, организационно -экономические, институциональные, социокультурные характеристики и их содержание в структуре общесистемного потенциала цифровой трансформации соответствующего технологического уклада, указаны модели цифрового развития. Отмечены риски и угрозы для развивающихся стран, нацеленных на промышленную трансформацию, цифровую индустриализацию и ориентированных на модель заимствования (копирования, имитации).
Ключевые слова: технологический уклад, цифровая индустриализация, промышленная трансформация, потенциал цифровой трансформации, модели цифрового развития.
CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF DIGITAL INDUSTRIALIZATION (ON THE EXAMPLE OF
COUNTRIES WITH DIFFERENT TECHNOLOGICAL STRUCTURES)
G. V. Lepesh, O.D. Ugolnikova, L.R. Sharafutdinova
St. Petersburg state economic University, Russia, 191023, Saint-Petersburg, Sadovaya str., 21
The article is devoted to the analysis of the conceptual foundations of digital industrialization in countries with different technological structures, systematization of information about the features of digital industrialization in countries with different technological structures. Groups of countries are formed depending on their innovative development, the correspondence of the stage of economic development to the current level of technological development. Technical and technological, organizational and economic, institutional, socio-cultural characteristics and their content in the system-wide potential of digital transformation are determined, and models of digital development are indicated. Risks and threats for developing countries aimed at industrial transformation, digital industrialization and focused on the model of borrowing (copying, imitation) are noted.
Keywords: technological structure, digital industrialization, industrial transformation, potential of digital transformation, models of digital development.
Введение
Цифровая трансформация проходит во всех промышленных отраслях: горной, машиностроении, авиапромышленности, космической отрасли, пищевой промышленности и других. Индустриальная цифровизация
развивается на микро-, мезо-, макро-, мега-уровне. Согласно исследованию KPMG, шесть из десяти промышленных предприятий в мире имеют разработанную программу цифровой трансформации. Четверть предприятий имеют
1 Лепеш Григорий Васильевич - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Безопасность населения и территорий от ЧС, СПбГЭУ, тел.: +7 (921) 751-28-29, e-mail: [email protected];
2Угольникова Ольга Дмитриевна - кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, тел.:+7 (906) 253-59-49, e-mail: [email protected];
3Шарафутдинова Лилия Ражаповна - аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета, тел.:+7 (911) 263-79-66, e-mail: [email protected].
горизонт программы менее 12 месяцев, большинство (61%) планируют реализовать имеющуюся программу за один-три года. 89% крупнейших промышленных предприятий, опрошенных KPMG, подтвердили, что начали пилотные проекты или внедрили решения на базе машинного обучения и искусственного интеллекта на ограниченном периметре процессов.
На макроуровне индустриальная трансформация заложена в национальные стратегии и программы цифровизации экономики и общества. Цели и задачи схожи для разных стран, подходы к реализации различаются. Часть инициатив встроена в более широкую наднациональную научно-технологическую и инновационную повестку, другая часть развивается исключительно на внутригосударственной платформе.
Сформулированные современные концепции, программы не установили природу, механизмы, закономерности зарождения и развития цифровой экономики. Методологический аппарат не обладает полнотой. Идет поиск новых, комплексных подходов и методов исследования данной сферы. Актуальным становится выявление особенных и схожих характеристик, траекторий и результатов цифровой индустриализации стран с различными технологическими укладами.
Цель и методы исследования
Цели исследования - систематизация информации об особенностях цифровой индустриализации в странах с различными технологическими укладами; установление факторов, выводящих развивающие страны на уровень лидеров промышленной трансформации, первого технологического круга; установление путей модернизации промышленных комплексов Республики Беларусь и индустриально развитых регионов Российской Федерации в контексте неоиндустриализации, с учетом успешных практик развитых и развивающихся стран. В России и Республике Беларусь эти процессы обладают двойственностью, так как доля цифровой трансформации индустрии невелика, но фиксируется резкий рост предложения и спроса на цифровые услуги.
Основными методами исследования стали описание и обобщение мировых тенденций и результатов формирования цифровой индустрии, классификации, аналогии, сопоставления, историко-хронологический и синхронный метод, системный и комплексный подходы, логического моделирования, сравнительного и статистического анализа.
Теоретическую основу настоящего исследования составили труды отечественных ученых, таких как С.Ю. Глазьев [4], Д.А. Батов [9], М.А. Гасанов [12], Ю.В. Матвеев, Г.В. Семенов [16], О.В. Воронцова [11], Э.В. Молодякова [23] и др.) и зарубежных ученых (Bukh, Heeks [1], C. Perez [6], Х. Кумамото [17], Ма Хуатэн [18], Сон Су Ким [5], Т.Н. Беляцкая [10], Л.Н. Нехорошева [19] и др.), касающиеся вопросов влияния технико-технологических изменений на структурные сдвиги, технико-технологического прогресса, особенностей цифровой индустриализации в различных регионах мира.
Основу методологии исследования составили научные утверждения, что процесс цифровой индустриализации проходит неравномерно в регионах мира, его сущность - иннова-ционность и превращение в доминанту экономического развития. Ключевое воздействие на долгосрочные перспективы цифровизации и цифровой трансформации экономики оказывают следующие факторы: резкий рост экономической, политической, военной, межстрано-вой, межрегиональной конкуренции на глобальном пространстве, вхождение стран в эпоху неоиндустриализации, обострение конфликтов в борьбе за ресурсы и рынки сбыта. Экономическая категория «новая индустриализация», «неоиндустриализация» выражает отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности по поводу производства, технически и технологически новых средств производства и присвоения результатов их функционирования. Тогда цифровизация как инновационный процесс и его результат становятся индикатором инновационного поведения организаций, инновационной политики государства, культуры населения. Поскольку до настоящего времени не сложилось общепризнанного научным сообществом полного понятия неоиндустриализации, для корреляции периодизации в терминах Индустрии 4.0 и теории смены технологических укладов учтем, что экономика знаний, входящая в описание неоиндустриализации, связана с технологиями шестого технологического уклада. Тогда сущность неоиндустриализации - развитие промышленности в статусе главного элемента современной экономики, но оперирующей новейшими технологиями, включая NBIC, в открытый комплекс которых входят цифровые технологии.
Основная часть
Четвертая промышленная революция началась в период пятого и продолжается в течение четвертого технологического уклада. Инновации того времени, представлявшие структурно образующие факторы соответствующего
уклада, продолжают свой жизненный цикл, но модернизируются и составляют значимую компоненту следующего уклада, участвуют в формировании кластеров макрогенераций [15]. Если в III и IV технологических укладах (период военно-индустриальной экономики) образуются только отраслевые кластеры, то в последующих (постиндустриальное развитие) - доминируют системные кластеры при незначительном сохранении отраслевых. Этот фактор обеспечивает различие индустриальной экономики от постиндустриальной, а сами кластеры содействуют непрерывности инновационного спроса.
Понятие инноваций становится центральным в теории технологических укладов и при описании сущности промышленных революций. Появляется жесткая конструкция «инновация - риск», поскольку вложения, инвестиции в изобретения, их внедрение и продвижение связаны с угрозами финансовых и иных потерь ввиду острой конкуренции за сверхприбыли от закрепившихся на рынке инновационных продуктов, технологий. Глобальные конкурентные преимущества - следствие верного понимания, прогноза технико-технологического ме-гатренда. Так, американский ученый Дж. Нейс-бит указывал как на мегатренд переход к информационному обществу, Европейская комиссия -на формирование экономики знаний. В научном сообществе были приняты к активному обсуждению предложенные учеными модели «умных» систем (предприятий, городов), которые взаимодействуют без участия человека, модели «подчиненной» роли, приспособления машин к человеку (США, Германия). В противовес выдвинута гипотеза создания более высокого разума и подчиненной роли человека, с возможным его биологическим исчезновением (США).
Сам процесс перехода к VI и VII укладам можно отнести к цифровой индустриализации, которую связывают с «масштабным продуцированием производственной техники с ЧПУ, аппаратно-программных средств ее дистанционного взаимодействия друг с другом, а также необходимой для этого элементной базы (микропроцессоров, микроконтроллеров, вспомогательных радиокомпонентов и т.п.) с целью массового оснащения такой техникой производственных предприятий и создания на этой основе сетевых (цифровых) корпораций». Индустриализация предполагает обновление не только самих технологий производства, но и принципов, и систем управления промышленными предприятиями, которые учитывают не только технологические сдвиги, но и требования внешней среды. VII технологический уклад связан с
формированием интеллектуальной (неоиндустриальной или сверхиндустриальной) экономики [8].
Цифровые технологии вписываются в теорию смены экономических укладов и играют объединяющую роль в современной промышленности. В настоящее время в российской экономической науке сложился подход, связанный с развитием мегасистемных кластеров. Один из них - телекоммуникации и цифровые технологии. Он вызывает инновации в военно-космическом макрогенерирующем кластере и макроге-нерирующем кластере конструкционных материалов. Модернизация сферы материального производства напрямую связана с цифровиза-цией.
Смена технологического уклада вызывает изменения хозяйственного уклада, в чем проявляется системность связи общественных отношений и новых производительных сил.
Процесс цифровизации затрагивает практически все страны мира. Каждая страна определяет приоритеты цифрового развития. Более 15 стран реализуют национальные программы цифровизации. Передовыми странами по цифровизации национальных экономик являются Китай, Сингапур, Южная Корея и Дания. Китай в своей программе «Интернет +» интегрирует цифровые индустрии с традиционными, Канада создает ИКТ-хаб в Торонто, Сингапур формирует «Умную экономику», драйвером которой становится ИКТ, Южная Корея в программе «Креативная экономика» ориентируется на развитие человеческого капитала, предпринимательство и распространение достижений ИКТ, Дания фокусируется на цифровизации государственного сектора.
В целях исследования анализ проводился по следующим направлениям:
1. Технико-технологическое развитие -внедрение новых технологий и ориентация на непрерывные инновации в выявленных областях (какие отрасли превалируют, какие производства развиваются, какие технологии являются передовыми в масштабе мировой экономики).
2. Организационно-экономическое развитие - внедрение «умных фабрик» и глобального интернета, развитие сетевых производств; безлюдных технологий, высокой производительности труда, задействование инженеров-компьютерщиков (модели «умные производства», «умные фабрики», производительность труда, сетевые организации - уровень интеграции бизнеса, квалификация занятых, новые профессии).
3. Институциональное развитие - поддержка государства с целью масштабирования
эффектов и создания цифровой культуры (какие организации органов власти и бизнеса контролируют цифровизацию, поддержка промышленности; законы или стратегии по цифровизации, объёмы поддержки).
4. Социокультурное развитие - цифровая культура, умные города и др. (изменение уровня и качества жизни населения в странах, индустриальных городах).
Различные аспекты развития государств рассмотрены с помощью положения стран в мировых рейтингах. Одним из показателей цифрового технологического развития является рейтинг цифровой конкурентоспособности, подготовленный Всемирным центром конкурентоспособности (World Digital Competitiveness). Данный рейтинг отражает использование цифровых технологий и готовность стран к цифровой трансформации, что позволяет частично оценить технологическую инфраструктуру страны. В него входят факторы знания, технологий, готовности к будущему. Каждый из факторов разделен на 3 субфактора, позволяющих рассмотреть аспекты исследуемых областей. Рейтинг цифровой конкурентоспособности на 2020 год отражен в Рисунке 1.
В 2020 году третий год подряд лидирует США, на 2-м месте Сингапур, на 3-м Дания. Снижение показателей наблюдается, как в развивающихся странах - Мексике, Испании, России, так и в развитых - Япония, Швеция и др. Лидерство в рейтинге достигнуто за счет различных факторов, например, в Швеции, Японии, Канаде наблюдается высокий уровень по фактору знания, который включает научную концентрацию, обучение и образование. Сингапур лидирует благодаря технологическим факторам, знаниям. Эффективность США, Кореи и Дании определяется факторами будущей готовности. Снижение показателей во многих странах связано со спадом показателя готовности к
30 -
25 20 15 10 5 0
будущему (например, страны Южной Африки, занимающие невысокие позиции). Данные фактор включает такие субфакторы, как адаптивное отношение, деловая гибкость и ИТ-интеграция, которые свойственны V, VI технологическим укладам и являются одними из необходимых условий для перехода в следующий технологический уклад.
Развитие технологических укладов во многом определяется расходами на НИОКР, именно новейшие технологии способствовали развитию передового производства и возникновению новых отраслей. На Рисунке 2 представлен рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР за период 2013 - 2018 гг. на основе исследований Центра гуманитарных технологий [22].
США (1) Сингапур (2) Дания (3) Швеция (4) Гонк-Конг (5) Швейцария (6) Нидерланды (7) Республика Корея (8) Норвегия (9) Финляндия (10) Китай (11) Канада (12) Англия (13) Германия (18) Франция (24) Республика Казахстан.
Российская. Индия (48)
100
■ 98,052
■ 96,013
■ 95,146
■ 94,151 93,693
■ 92,567 92,252 92,17
■ 91,13 90,772 90,482 86,314
81,062 76,983 66,524 59,95 54,836
150
0 50 100 Рисунок 1 - Рейтинг цифровой конкурентоспособности на 2020 год: Источник: IMD World Competitiveness ranking 2020.
8 2013 2014 2015 2016 II2017 В 2018
I! II Н |! || 1 1
и i i jj 3 i р i □ 1 a i а 1 i £ a S £ S £
! 11 1 i 1 ! Е 1 \ 1 \
ос
си ¡^
о
х
^
ос ОС < s s =1 ГО ГО О
CL
си
ОС ОС >s
S S го
Ч J Ь
£ £ *
^ а.
г ©
Ъ к
^ ЕЕ
X 0)
ГО со
5. &
ОС ОС ОС ОС
X X <и го ■у I-
CL
ю о
Q. X
х £
си и
со m
го
и
¡U
LQ
у го ^ а
£ Л «
О -а. о.
о
X
го ОС ОС ОС ОС ОС
to s s s s —
!: о s а i
s ^ го го х
О) СО -" g §
О LO
го ¿5 СО i >■ X S
£ I £ 3 Я
го
S Й S i g ¿Г >
и QJ Q.
ОС го ОС S X S
3 & t * го
ОС го s со со о
о
S X
5 р
S и X X и го О со LQ Го
си со
Рисунок 2 - Расходы на НИОКР (в % от ВВП по годам). Источник [22]
Швейцария Швеция США
Великобритания Нидерланды Дания Финляндия Сингапур Германия Южная Корея Франция Китай Япония Норвегия Чехия Эстония Словения Венгрия Латвия Болгария Польша Украина Румыния Россия Индия Сербия Мексика Молдова Армения Бразилия Грузия
Республика Беларусь Босния и Герцеговина Казахстан Азербайджан Узбекистан Кыргызстан Таджикистан
20
22,23 40
60
80
рассмотрены рейтинги стартап-экосистем на 2020 г. (Таблица 1).
Согласно отчету, пять крупнейших глобальных стартап-экосистем сохраняют свои позиции - Силиконовая долина, Нью-Йорк, Лондон, Пекин, Бостон. В процентном соотношении по регионам мира, наибольший охват в 43% приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), 34% на Северную Америку (США), 20 % на Европу, 3% на Южную Америку (Рисунок 4).
Несмотря на отсутствие развивающихся стран в данном рейтинге, отметим: среди 26 стран со 100 крупнейшими кластерами, присутствуют развивающиеся страны, такие как Бразилия, Индия, Россия, Турция. Это свидетельствует об активных мерах государств по стимулированию инновационной деятельности. Каждое имеет свои особенности, исходя из этапа развития, действующего нормативно-правового регулирования, доступности технологий, цифровой инфраструктуры, цифровой культуры и др. Для более подробного исследования зарубежной практики были рассмотрены условия развития и концепции, положенные в основу цифровой индустриализации стран из различных групп: США, Германия, Япония, Южная Корея, Швейцария (страны-лидеры), Швеция, Франция, Китай (развитые страны), Россия, Казахстан, Республика Беларусь (развивающиеся страны).
43%
Рисунок 3 - Глобальная инновационный индекс 2020 г. Источник [2]
Учитывая представленные данные расходов на НИОКР, проведем анализ результатов инновационной деятельности, отражающихся в глобальном инновационном индексе (Рисунок
3).
На реализацию новых технологий и развитие страны в соответствии с технологическим укладом влияет инфраструктура, создание благоприятных условий. Учитывая особое продвижение высоких технологий в экосистеме старта-пов, на основе Глобального отчета об экосистеме стартапов - GSER 2020 [13], были
3%
Ш34%
t+mmtmm* .. imtmrntmu* imtmmm«*«
20%
► Азиатско-Тихоокеанский регион
Европа
п Северная Америка
и Южная Америка
Рисунок 4 - Доля региона в глобальных экосистемах стартапов
Исходная классификация стран по показателю экономического роста и развития, относящая страны в большие группы экономически развитых, развивающихся стран и наименее развитых стран, может быть представлена в терминах технологического круга.
0
Таблица 1 - Топ-30 глобальных стартап-экосистем
Место Экосистема Континент Место Экосистема Континент
1 Силиконовая долина Северная Америка 16 Берлин Европа
2 Нью-Йорк Северная Америка 17 Сингапур АТР
3 Лондон Европа 18 Торонто-Ва-терло Северная Америка
4 Пекин АТР 19 Остин Северная Америка
5 Бостон Северная Америка 20 Сеул АТР
6 Тель-Авив - Иерусалим Европа 21 Сан-Диего Северная Америка
7 Лос-Анджелес Северная Америка 22 Шеньчжень АТР
8 Шанхай АТР 23 Атланта Северная Америка
9 Сиэтл Северная Америка 24 Денвер-Боулдер Северная Америка
10 Стокгольм Европа 25 Ванкувер Северная Америка
11 Вашингтон Северная Америка 26 Бангалор АТР
12 Амстердам-Дельта Европа 27 Сидней АТР
13 Париж Европа 28 Ханчжоу АТР
14 Чикаго Северная Америка 29 Гонк-Конг АТР
15 Токио АТР 30 Сан-Паулу Южная Америка
Воспользуемся этой классификацией:
1. Технологическое ядро: США, Германия, Япония, Республика Корея, Великобритания, Швейцария.
2. Страны 1 -го технологического круга: Италия, Канада, Австралия, Швеция, Нидерланды, Франция.
3. Страны 2-го технологического круга: наиболее развитые из развивающихся стран (Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Аргентина).
4. Постсоциалистические страны Восточной Европы: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Албания.
5. Страны СНГ: Россия; Казахстан; Беларусь; Таджикистан; Узбекистан; Армения; Кыргызстан; Азербайджан; Молдова; Украина; Туркменистан - ассоциированный член и ближнего зарубежья - Грузия и страны Балтии: Латвия, Литва, Эстония.
6. Наименее развитые страны: Гвинея, Мадагаскар, Конго, Эфиопия.
Развитые страны разделены на подгруппы - технологическое ядро и страны первого технологического круга.
Содержание общесистемного
потенциала цифровой трансформации стран соответствующего технологического уклада в терминах технологического круга (ТК) на примере страны-представителя приведены в Таблице 2.
Индустриально-развитые страны, большинство которых относится к странам группы технологического ядра, целенаправленно стимулируют исследования, разработку и внедрение прорывных технологий в промышленном секторе, как технологическую основу экономического роста, и, как следствие, - переход к
следующему технологическому укладу. Развитие высокотехнологичных производств в условиях становления нового уклада требует анализа секторов экономики, на современном этапе -развития электронных сегментов рынка. Эти страны, развивая новые отрасли (микроэлектроника, робототехника, новые материалы) глубоко интегрируют цифровые технологии в реальную экономику, наращивают темпы цифровизации и платформизации экономики, стремясь утвердить за собой ключевые платформы стратегические данных и алгоритмы их обработки.
Развитые страны Запада формируют государственную промышленную политику, связывая с ней инновационное развитие и научно-техническую политику. В этом состояла комплексная модернизация. Научно-техническая политика обеспечивает разработку новых технологий (технологическую базу) для всех секторов и отраслей экономики (как составляющих «новую экономику», так и традиционных экономик); инновационная политика обеспечивает формирование «новой экономики» на базе прорывных технологий, технологическое обновление традиционных отраслей и секторов промышленности. Новая промышленная политика на базе прорывных технологий формирует отрасли высшего технологического уклада, на новой технологической базе обеспечивает восстановление и развитие промышленного потенциала отраслей технологических укладов.
Страны технологического ядра (США, Германия, Япония, Южная Корея, Великобритания, Швеция) имеют наиболее высокие показатели в развитии отраслей и технологий пятого и шестого технологических укладов, реализуя меры глубокой интеграции цифровых технологий в реальной экономике. Эффективность передовых стран во многом определяется знаниями
и фактором будущей готовности к цифровой конкуренции. Выявленные различия заключаются в стратегиях экономической (промышленной) трансформации и во многом связаны с экономическими, политическими, социальными, целями и культурологическими традициями, что характеризуется выбранной моделью экономического развития. Модель лидерства реализуется США, Англией и Францией. Согласно стратегии американского лидерства, в передовом производстве выделены интеллектуальное («умное») производство и цифровое производство, взаимосвязь которых обеспечивает развитие промышленности.
В концепциях цифровой индустриализации стран технологического ядра и 1-ого технологического круга предусмотрено создание возможностей для сбалансированной трансформации цифровых инновационных экосистем и нормативно-правовой базы с учетом динамики
рынка и развития технологий. Если ранее в Швеции особое внимание уделялось развитию сырьевой базы, наукоемких отраслей промышленности наряду с устойчивым развитием экономики в целом, то в настоящее время прогнозируется исчезновение ряда профессий. Необходимость адаптации рабочей среды к современному рынку труда способствовала расширению мер по развитию цифровых компетенций, созданию сети академических кругов и предприятий, промышленной высшей школы по укреплению конкурентоспособности и инновационности шведской промышленности. При экспорто ориентированности экономики Швеции программа цифровой индустриализации особенно необходима: она способствует преодолению ограничительных мер, связанных с нестабильной эпидемиологической ситуацией в мире.
ТК
Страна
Технико -техно ло -гическое развитие
Организационно -экономическое развитие
Институциональное _развитие_
Социокультурное развитие
США
е
еок
с е
г
гол
о н
х е еТ
Приоритет интернет вещей: подключение к Интернету быстро растет, (2015 г. -2020 г. рост в 2 раза, до 4,54 млрд. ед.
2017 г. - «Зеленая книга» развития Интернета вещей. Разработка и внедрение технических стандартов, приложений и устройств.
Приоритетные области:
прогнозная аналитика, кибербез-опасность, в том числе в производстве, цифровая дактилоскопия, дополненная реальность, цифровой двойник, передовая промышленная робототехника, инфраструктура для искусственного интеллекта.
«Умное» и цифровое производство [7]. Федеральные программы: поддержка малого бизнеса для обрабатывающей промышленности; программа Small Business Innovation Research (SBIR) - капитал малым предприятиям; непрерывное образование Science, Technology, Engineering, Mathematics (STEM) в естественных науках, технологиях, инженерии и математике. Стратегия: привлечение и рост рабочей силы завтрашнего дня; обновление и расширение возможностей карьерного и технического образования; продвижение ученичества и доступа к признанным в отрасли навыками. Сетевые организации направлены на развитие новых технологий.
Институциональное нововведение: Партнерство Manufacturing USA (844 производственные фирмы и 549 малых предприятий, 270 крупных прикладных проектов для секторов обрабатывающей промышленности. Передовые технологии (фотоника, аддитивные производства, робототехника, биотехнологии). «Институт инноваций в умном производстве», «Институт передовых инноваций в производстве композитов» и др.
- 2014 г. на предприятиях создан Консорциум индустриального интернета,
- 2015 г. - Программа «Широкополосные США».
- 2016 г. программа «Digital Economy Agenda» [3]
- 2021 г. повышение эффективности патентной системы.
Цифровая культура, умные города. Изменение уровня и качества жизни населения в индустриальных городах, подготовка новых кадров. День производства (MFG Day) - для обучающихся, населения демонстрируется, как Индустрия 4.0 влияет на жизнь городов и жителей, формирует передовые производственные технологии, приводит к новым профессиям, новым квалификациям, которые необходимо осваивать. Знакомство с производителями, продукцией что укрепляют экономическую и национальную безопасность страны, расширяют рынок труда рабочей силы.
Таблица 2 - Содержание общесистемного потенциала цифровой трансформации стран соответствующего технологического уклада в терминах технологического круга (ТК) на примере страны-представителя
Швеция
(ч
&
«
L-
О
ч о и
X
е
н «
в
а е
Промышленный сектор и сектор промышленных услуг - пятая часть ВВП, 80% экспорта.
Глобальные конкурентные преимущества в экологичных технологиях и вторичной переработке. Возврат промышленными компаниями производства из-за границы.
Входит в 10 лидеров самых инновационных экономик мира (по оценке ВОИС). Переходит к «зеленым» и цифровым технологиям, Участвует в проекте по электрификации транспорта (SEEL), по разработке аккумуляторных элементов и расширению кампуса электрификации для исследования аккумуляторов.
Стратегия новой индустриализации «Умная промышленность». Развитие промышленного сектора, включает: Индустрия 4.0; устойчивое производство; повышение квалификации в промышленности; испытательный центр.
Индикаторы реализации стратегии: занятость в различных звеньях производственно-сбытовой цепочки; производительность; валовые инвестиции; инвестиции в НИОКР. Будущее: устойчивая цифровая Швеция. Ключевой приоритет - переход к бизнес-модели, основанной на экономике замкнутого цикла, главный принцип - эффективность использования ресурсов по всей производственной цепочке и жизненному циклу продукта.
Университет Smart Industry Sweden [20] (промышленная высшая школа укрепления конкуренте способности и инновационности шведской промышленности) как промышленная аспирантура для создания сети академических кругов и компаний.
Шведско-французское партнерство инноваций по устойчивой цифровой трансформации и искусственного интеллекта. Объединение Amexci (совместное предприятие ABB, Atlas Copco, Electrolux и др.). Совместная инициатива предприятий обрабатывающей промышленности по разработкам металлических изделий и комплектующих. Destination Earth инициатива по разработке высокоточной цифровой модели Земли («Цифровой двойник Земли»), прогнозирование окружающей среды и управления кризисами.
В основе цифровой культуры:
- цифровые компетенции, безопасность, инновации, управление, инфраструктура; (инновационное и устойчивое производство развивает ресурсо эффективные, экологически чистые условия жизни, создает рабочие места);
возможность каждому использовать цифровые навыки; условия каждому для безопасного участия, доверия цифровому обществу; лучшие условия для разработки, использования цифровых инноваций; юридически безопасный рост эффективности и качества за счет цифровизации; доступ всех к инфраструктуре с быстрым широкополосным доступом, стабильными мобильными услугами и поддержкой цифро-визации.
Китай
г
у
рк й и к с е
г о л о н х е т
й
о р
о т
m
Доля цифровой экономики в ВВП 6%. Высокий уровень цифровиза-ции: сектор услуг, промышленный, сельскохозяйственный сектор. Ведущее место в электронной коммерции. Экспорт ^-продукции 32%. Лидер инвесторов цифровых технологий. Основа экономики обрабатывающая промышленность. «План 863»: биологические, сельскохозяйственные и фармацевтические технологии; нано материалы; защита окружающей среды, ресур-сообеспечение и
оны развития высоких технологий: Пекин (занятых на предприятиях ЗРНВТ 2,010 млн чел.), Шанхай, Гуанчжоу, Шэньчжэнь и Ухань. Валовый доход производимой в ЗРНВТ продукции промышленности: Пекин 3,65 трлн. юаней; высокотехнологичные ЗРНВТ (Шанхай, Сучжоу, Чэнду, Сямэнь, Уси, Шэнь-чжэнь и Гуанчжоу). Большинство предприятий квалифицированной рабочей силы, объемов производства и экспорта производимой продукции в приморских районах и городах центрального подчинения. ЗТри «точки
2015 г. - Программа «Сделано в Китае» по модернизации промышленности.
2016 г. - Государственная Программа стратегии инновационного развития.
2016 г. - Стратегическая Программа развития национальной информатизации по созданию мощного Интернет-государства.
2017 г. - отчет о Концепции «Интернет+». 2017 - 2021 гг. - Программа «Интернет+» включает:
1). Ликвидацию избыточных производственных мощностей.
2). Ликвидацию переизбытка рыночного предложения.
3). Сокращение избыточной долговой_
План создания культурной среды для воспитания носителей инновационных талантов, поощрение критического подхода, индивидуальности, интереса к новым теориям и концепциям. Рост Интернет-пользователей. В слаборазвитой провинции Гуй-чжоу созданы многофункциональные информационные станции по сотрудничеству с частными компаниями в разработке приложений и платформы электронной коммерции для агропромышленного сектора.Тезис: улучшение даже в
Китай
г
у
рк й
г
гол
о н
х е т
й
о р
о т
m
энергетика. 21 век: высокопроизводительные компьютеры, высоко скоростные сети передачи данных, глубоководные роботы, глобальная система наблюдения Земли, зондирование океана, ядерные реакторы нового поколения, генная инженерия [14].
роста» - Сиань, Чэнду, Ухань. Главный фактор выхода на позиции лидера по цифровизации - инвестиции в инфраструктуру. Информатизация играет главную роль в процессе модернизации экономики. По объему сетевой торговли, масштабам производства электронно-информационной продукции 1 -е место в мире.
нагрузки.
4). Снижение себестоимости.
5). «Расшивку» узких мест: в 2020 г. увеличить роль рынка в распределении ресурсов китайской экономики.
1 кв. 2020 г. - абонентов оптико-волоконной сети 93% населения. 2019 г. - 5,45 млн. базовых станций 4G. 2020 г. - введено 480 тыс. базовых станций 5G.
небольших формах - это повышение уровня жизни населения и рост производительности труда.
Цифровизация привела к созданию миллионов рабочих мест в новых секторах, ежегодный рост занятости составил 21%. Из «инновационной губки» страна превращается в глобального инновационного лидера.
Казахстан
е
б
у
ра
з
о г
е
л б и
1-4
К
С
рт С
80% обрабатывающей и 60% добывающей промышленности на уровне Индустрии 2.0; 3% в обрабатывающей и 21% в горнорудной промышленности на уровне «Индустрии 3.0» [21]. Каждые 4 года разрабатывается карта индустриализации с обозначением ключевых проектов (около 200) для развития промышленности. Реализуется проект «Автоматизация геологоразведочных работ», инвестиции 3,3 млн. тенге. Дорожные карты модельных фабрик включают меры по комплексному внедрению модулей систем управления предприятием и перенос производственных процессов в цифровую среду для поэтапной цифровой трансформации бизнес-моделей предприятий.
Инициировано создание модельных цифровых фабрик (организаторы «АК Алты-налмас», «Кентаус-кий трансформаторный завод», «Хим-фарм», «Алматин-ский вентиляторный завод» и др.). Реализовано 14 проектов на 7,5 млрд. тенге. К 2022 г. - реализация цифровых решений на 90 предприятиях.
2018 г. - реализован проект «Строительство волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах РК» (1200 сел). В «Цифровых документах» основным является проект «Smart City».
2019 г. - введена платформа по обеспечению интеграции информационных систем здравоохранения.
2020 г. - реализован проект «Оборудование рабочих мест Touch-панелями для визуализации технологического процесса ввода/вывода данных».
Внедрение проектов «Цифровой рудник», «Интеллектуальное месторождение».
Госпрограмма «Цифровой Казахстан»: цифровизация отраслей экономики; переход на цифровое государство; развитие высокоскоростной инфраструктуры передачи, хранения и обработки данных; развитие человеческого капитала; создание инновационной экосистемы. Стратегия «Казахстанский путь - 2050. Единая цель, единые интересы, единое будущее»; Программа развития инфраструктур «Нур-лыжол», Госпрограмма индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020-2025 гг. (эффект от цифровизации экономики к 2025 г. даст добавочную стоимость в 1,7-2,2 трлн. тенге). Законы «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «О связи», «Об информатизации». Созданы: Национальное агентство по технологическому развитию и бизнес-инкубатор MOST; Алма-Атинская лаборатория искусственного интеллекта; Национальный институт технологического развития; Центр инжиниринга и трансферта технологий; Казахстанский институт развития индустрии._
Обучение востребованным профессиям Data Science, Robotics, Genomics, Nanoelectronics and Nanomechanics, разработчики для разработки продуктов с применением технологий: Artificial
Intelligence, Iot-ре-шений, Blockchain, Additive
technologies, BIM и др.
Цифровой инженерный обучающий центр создан при заводе АО «Химфарм (предприятие уровня Индустрии 4.0). Отбор стартапов производится «Астана-ЭКСПО».
Развитые страны технологического ядра и первого технологического круга представляют диверсифицированную экономику, способную поддержать развивающуюся промышленную агломерацию. Развитые страны в своих стратегиях фиксируют значимость результатов деятельности в мировом масштабе. Изобретение синих светоизлучающих диодов в Японии нашло разнообразные применения в освещении; создание индуцированных человеком стволовых клеток -в регенеративной медицине и др. В настоящее время в социально-экономической и культурной стратегии развития общества Society 5.0 Япония предложила новую модель решения социальных проблем: проводимые фундаментальные и прикладные исследования направлены на использование их результатов во всех сферах жизнедеятельности.
Для многих развивающихся стран, готовых к промышленной трансформации на основе высокотехнологичного производства и цифровых технологий, отсутствует опыт, недостаточно ресурсов, не развиты институты, не разработаны стандарты, цифровая культура не перешла в статус общепризнанной и для повседневного использования. В эту группу стран - второго технологического круга - входят Россия, Белоруссия, Казахстан. Страны 2-ого технологического круга акцентируют внимание на индивидуальную адаптированность к цифровым технологиям. Индексами Международного центра конкурентоспособности данная тенденция подтверждена через показатели готовности бизнеса этих стран к будущему.
Особенностью цифровой индустриализации большинства стран является стремление к обеспечению эффективной нормативно-правовой базы, способствующей разработке и внедрению цифровых технологий. Отличительные черты цифровой индустриализации стран технологического ядра и первого технологического круга - развитие экосистем стартапов, высокотехнологичных компаний.
Страны, в которых отсутствуют гарантии для инвесторов, действуют правила, снижающие доходность финансовых вложений или налоги на финансовую прибыль обременительны, не могут повысить уровень венчурных инвестиций. Разница в развитии инвестирования, например, в США и Швеции объясняется различиями в регулировании. В Швеции предпринимательский доход облагался налогом выше, чем в США, что уменьшило прибыльность стартапов, соответственно, снизило стимул к развитию инноваций.
При анализе освоения технологий и проводимых НИОКР в различных группах стран установлено: в странах применяются различные поколения цифрового производства. Например, в стратегии Казахстана предусмотрено освоение
и инвестирование технологий пятого технологического уклада, с учетом доминирующего 4-го, в то время как в Японии уровень технологического развития выше, и действующие проекты включают интенсивное исследование и освоение потенциала новых отраслей промышленности.
В странах современных технологических укладов реализуются меры для сокращения разрыва в цифровой грамотности. Например, в слаборазвитой провинции Гуйчжоу Китая созданы многофункциональные информационные станции, позволяющие сотрудничать с частными компаниями в разработке приложений, и платформы электронной коммерции для агропромышленного сектора. Результатом их функционирования являются небольшие улучшения, способствующие повышению уровня жизни и росту производительности труда.
Выявленные преимущества развитых стран Северо-Западной и Западной Европы, США, Восточной Азии активно влияют на формирование государственной промышленной политики. И наоборот, последняя формирует новые преимущества реализовавших ее задачи стран. Цифровая экономика признается драйвером развития компаний, преобразует отрасли промышленности и сектора сбыта, является главным фактором создания стоимости компаний, формирования уникальных конкурентных преимуществ. Законодательная и нормативно-правовая база предваряет и затем сопровождает продвижение и эффективное функционирование норм, сформулированных в документах, национальных программах и законах. В повестке 20-х годов XXI века - развитие индустриального интернета и его стандартизация.
Национальные Программы «Digital Economy Agenda» (США), «Digital Strategy 2025» (Германия), Концепция «Общества 5.0» (Япония), Стратегия цифровизации (Швеция), Программа «Интернет+» (Китай), чеболи - в экономике Южной Кореи как институциональные элементы входили в структуру инновационной и научно-технической политики, направлены на комплексную промышленную модернизацию. В ее рамках инновации приводят к прорывным технологиям, и новая промышленная политика уже на их основе формирует отрасли высшего технологического уклада.
Для обеспечения эффективного функционирования высокотехнологичных производств в условиях цифровой трансформации промышленного сектора, в условиях высвобождения человека из процесса производства (обезлюжива-ния производства) промышленная политика опирается на новую парадигму взаимосвязи экономики и общества. Через элементы институциональной и социокультурной среды формируется новая цифровая культура,
предусматривается пакет мер по стимулированию экономики, помощи населению и бизнесу. Например, согласно «Закону о заботе» США, 2 трлн долларов в период пандемии выделено для реализации плана поддержки потребительского спроса. Сеть исследовательских центров Manufacturing USA регулярно проводит встречи с обучающимися, жителями, преподавателями, чтобы разъяснить, как Индустрия 4.0 влияет на жизнь городов, к каким новым профессиям приводит, какие новые квалификации требуется осваивать. Центры повсеместно организуют деловые контакты с производителями, знакомят с продуктами, укрепляющими экономическую и национальную безопасность, развивают рынок труда. Это необходимые меры для сглаживания противоречий, возникающих в обществе при переходе на масштабное применение новых технологий, при отмирании профессий, высвобождении работников целых отраслей. Иначе риск перерастания угроз социальной напряженности в социальные конфликты резко увеличится.
Общественно-государственный консенсус необходим и для развивающихся стран. В Республике Беларусь проводится работа по цифровой трансформации промышленности и разработке государственных стандартов в области цифровизации. Новая политика индустриализации адаптируется в ходе реализации проекта «умный город» (г. Минск), «умное производство» (фабрика «Белвест»), которая внедряет промышленных роботов белорусской компании «Лацит». Аналогично, в Республике Казахстан разработана национальная программа «Цифровой Казахстан», в рамках Стратегии цифрового будущего Казахстана инициировано создание модельных цифровых фабрик, внедрение проекта «Цифровой рудник», проекта «Интеллектуальное месторождение». Вслед за европейскими государствами, ведущую роль в цифровизации реального сектора в Казахстане отводят бизнесу, частной инициативе. В то же время признается проблема полного покрытия широкополосным Интернетом, и большую часть финансирования для ее решения может предоставить только государство. Сложность состоит в том, что доминирующими технологическими укладами в экономике Казахстана являются второй и третий. По соответствующим им технологиям производится от 60% до 80% промышленной продукции базовых отраслей Республики. Еще одной проблемой многих развивающихся стран является киберзащита и подготовка специалистов для IT-сопровождения новых отраслей.
Заключение
Таким образом, развивающиеся страны для цифровизации экономики используют не только зарубежные технологии и оборудование, но и выстраивают по аналогии законодательную
и нормативную базу, интерпретируют уже давно сложившиеся модели, создают финансовые и иные институты поддержки (инноваций) и развития. Меры по аналогии, без учета специфики экономики, сложившихся общественных, культурных и духовных традиций, снижают эффективность результатов - как запоздалые во времени, менее креативные, не учитывающие особые риски трансформации и цифровизации промышленности в развивающихся странах (например, развитие человеческого капитала, уровень цифровой культуры, общественных противоречий и т.д.). Риски и проблемы, связанные с развитием инноваций, цифровой индустриализации могут ограничивать предприятия во вложении средств в НИОКР, в развитие технологически емких производств. В целях смягчения данного воздействия, учитывая долгосрочные усилия, связанные с проведением НИОКР, цифровой трансформацией, необходимо построение эффективной государственной политики, обеспечение доступности технологий и цифровой инфраструктуры.
Научная новизна исследования заключается в установлении особенностей цифровой индустриализации в странах с различными технологическими укладами. При этом получены следующие научные результаты:
1) Исследованы основы цифровой индустриализации стран, в экономике которых доминируют различные уклады, а в структуре экономики пропорции укладов различны. Сделан вывод, что цифровая трансформация промышленности представляет собой самостоятельный фактор двусторонних технологических перемен, обеспечения лидерства на микро-, мезо-, макро-и мега- уровнях. Жесткая конкуренция внутри группы развитых стран, выбравших модель лидерства, переносится на развивающиеся страны или заменяется включением их в свои цепочки потребителей.
2) Определены технико-технологические, организационно-экономические, институциональные, социокультурные характеристики и модели цифрового развития, оценен общесистемный потенциал цифровой трансформации стран соответствующего технологического уклада, признающийся инструментом объединения промышленной модернизации и цифровой индустриализации стран. На основе изучения значительного объема источников составлено содержание технико-технологических, организационно-экономических, институциональных, социокультурных компонент общесистемного потенциала цифровой трансформации для стран с различными технологическими укладами, выполнен сравнительный анализ полученного материала для стран одной группы и для стран различных групп.
3) Сделан вывод о рисках и угрозах для развивающихся стран, нацеленных на промышленную трансформацию, цифровую индустриализацию и ориентированных на модель заимствования (копирования, имитации). В контексте этого заключения промышленная политика развивающихся стран в ходе реализации может потребовать существенных корректировок.
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ в рамках научного проекта № 20-510-00002.
Литература
1. Bukh R., Heeks R. Defining, Conceptualising and Measuring the Digital Economy. Global Development Institute working papers. 2017. No. 68.
2. Cornell University, INSEAD, and WIPO (2020). The Global Innovation Index 2020: Who Will Finance Innovation? Ithaca, Fontainebleau, and Geneva
3. Davidson A. Digital Economy Agenda 2016 / Commerce Department USA. - Washington, 2016. - 5 p.
4. Glazyev, S 2009, 'Global economic crisis as the process of changing technological structures', Questions of economy, no.3, p. 26-32.
5. Kim S.S., Choi Y.S. (2019) The Innovative Platform Programme in South Korea: Foresight and STI Governance, vol. 13, no 3, pp. 13-22.
6. Perez, C. Technological revolutions and technoeco-nomic paradigms // Cambridge Journal of Economics. 2009. V. 34, No.1. P. 185-202; Perez, C. Technological Revolutions and Financial Capital: The Dynamics of Bubbles and Golden Ages. - London: Elgar, 2002. 198 p.
7. Strategy for American Leadership in Advanced Manufacturing. - URL: Strategy for American Leadership in Advanced Manufacturing | Manufacturing USA
8. Байнев В. Четвертая промышленная революция как глобальный инновационный проект / Наука и инновации. 2017, №169, том 3.
9. Батов Д.А. Методологические аспекты формирования цифровой экономики / Цифровая экономика» (Digital Economy). - Издатель журнала - Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Центральный экономико-математический институт Российской академии наук (ФГБУН ЦЭМИ РАН).
10. Беляцкая Т.Н. Структурная трансформация мировой экономики / Т. Н. Беляцкая // Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы / А. А. Алетдинова [и др.] ; под ред. А. В. Бабкина. - СПб., 2017. - С. 10-29., Беляцкая Т.Н. Диффузия цифровых технологий / Т. Н. Беляцкая // Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы / А. А. Алетдинова [и др.] ; под ред. А.В. Бабкина. - СПб., 2017. - С. 158178, Беляцкая Т.Н. Формирование и развитие национальной электронной экономической системы (теория, методология, управление). - Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Минск, Белорусский
государственный университет информатики и радиоэлектроники, 2019. - 49 с.
11. Воронцова О.В. Анализ параметров и показателей трансформации нового технологического уклада. Региональные проблемы преобразования экономики. Научный журнал Региональные проблемы преобразования экономики. Экономика и бизнес. 2017. №2(82), С. 1-6.
12. Гасанов М.А. Глобальная трансформация национальных рыночных систем и формирование структуры экономики знания / М.А. Гасанов, Э.А. Гасанов.
- Томск : Изд-во Том. политех. ун-та, 2011. - 240 с., Гасанов М.А. Структурные сдвиги в условиях трансформации экономики России и становления инновационного типа развития. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Томск, 2012. - 39 с.
13. Глобальный отчет о экосистеме стартапов 2020 (GSER 2020)
14. Государственный план изучения развития высоких технологий (План 863). [Электронный ресурс]. URL:
http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus/kjhz/t118199.htm
15. Инновационно-модернизационные волны в социально-экономическом развитии: технологические уклады, макроэкономические генерации, взгляд в будущее. Книга 2. Под ред. Ю.В. Матвеева, Г.В. Семенова. Самара. 2018.
16. Инновационно-модернизационные волны в социально-экономическом развитии: технологические уклады, макроэкономические генерации, взгляд в будущее. Книга 2. Под ред. Ю.В. Матвеева, Г.В. Семенова. Самара. 2018.
17. Кумамото Х., Хенли Э. Дж. Надежность технических систем и оценка риска / пер. с англ., под общ. ред. В. С. Сыромятникова. - Москва : Машиностроение, 1984. - 528 с.
18. Ма Хуатэн и др. Цифровая трансформация Ки-тая.Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики / Ма Хуатэн, Мэн Чжаоли, Ян Дели, Ван Хуалей; Пер. с кит. — М.: Интеллектуальная литература, 2019. — 250 с.
19. Нехорошева Л.Н. Изменения инновационного ландшафта в контексте формирования индустрии 4.0: новые угрозы и первоочередные задачи / Л Нехоро-шева // Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы / А. А. Алет-динова [и др.]; под ред. А. В. Бабкина. - СПб., 2017.
- С. 29-40.
20. Официальный сайт Smart Sweden Industry - промышленной высшей школы укрепления конкурентоспособности и инновационности шведской промышленности.
21. Официальный сайт Премьер министра Республики Казахстан.
22. Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР / Гуманитарный портал: Исследования // Центр гуманитарных технологий, 2006-2021.
23. Япония - опыт модернизации. - М., Институт востоковедения РАН, Ассоциация исследователей российского общества АИРО-XXI, 2011 г. - 265 с.