ДОМИНАНТЫ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
в. и. млколов,
кандидат, экономических наук, доцент кафедры управления качеством Е-таИ:\тако1оу@уапйех.ги Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
В статье проведен анализ инвестиционного процесса в Республике Мордовия в контексте инвестиционной активности в мировой экономике после рецессии 2008-2009гг. Определены ключевые приоритеты инвестиционной политики республики в посткризисный период развития региональной экономики.
Ключевые слова: инвестиции, политика, посткризисный период, регион, государственная поддержка.
Ключевой составляющей экономической политики страны и ее регионального звена является инвестиционная политика, содержание которой заключается в целенаправленной и обоснованной деятельности государственных органов управления по активизации инвестиционной деятельности в целях обеспечения воспроизводства экономики и решения социально-экономических проблем.
В силу значительного разнообразия и асимметрии стартовых условий для развития субъектов Российской Федерации особая роль в осуществлении инвестиционной политики принадлежит именно региональному уровню государственного и муниципального управления. На субфедеральном уровне наблюдается разнонаправленное действие процессов, характерных национальному и международному уровню инвестиционной деятельности.
Рецессия 2008—2009 гг. снизила инвестиционную активность в экономике и на время внесла коррективы в приоритеты инвестиционной деятельности как государства, так предприятий и организаций, ограничив стратегическую направленность капиталовложений. Такое положение дел характерно не только для России, но и для большинства стран мирового сообщества. Со-
гласно отчету, подготовленному совместно ВТО и ЮНКТАД, спад прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мировой экономике в 2009 г. составил 39 % по сравнению с 2008 г. (объем инвестиций снизился примерное 1,7 до 1 трлн долл. США) [4]. Причем в развитых странах ПИИ снизились на 41 %, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой на 39%, а в группе стран G20 уменьшение ПИИ составило 45 % (страны G20 финансируют 85 % мировых ПИИ и получают 78 % ПИИ). Резкий спад произошел и на рынке слияний и поглощений компаний М&А, объем сделок этого типа в 18 странах G20 упал до уровня менее 40 млрд долл. США, тогда как в 2007 г. превышал 150 млрд долл. Пик спада всех видов инвестиций пришелся на I квартал 2009 г., после чего наблюдается подъем. Очевидно, что снижение инвестиционной активности является результатом кризисных явлений и ухудшения инвестиционного климата в экономике.
Как известно, после экономического спада всегда наступает подъем. В мировой экономике наступило оживление, наблюдается рост объемов ПИИ. На рынок инвестиций возвращается достаточно острая конкуренция между странами и регионами, предприятиями и регионами. Об этом свидетельствуют результаты исследований, проводимых ЮНКТАД (UNCTAD). В отчете по мировым перспективам инвестиций на 2010—2012 гг. представлено мнение менеджеров относительно перспектив улучшения глобальных условий ведения бизнеса в 2010—2012 гг. Так, 2010 г. только 13 % респондентов оценивают оптимистично с точки зрения бизнес-климата (сказалось влияние мирового, вначале финансового и затем экономического
кризиса), 2011г. - 47%, 2012г. - 62%. Инвесторы ожидают кардинальное улучшение мирового инвестиционного климата к 2012 г. Примерно такие же оценки дают и эксперты Международного агентства по продвижению инвестиций (1РАз). Рост объема ПИИ к 2012 г. прогнозируется до уровня 1,6 — 2,0 трлн долл. [5].
Большие возможности привлечения ПИИ открываются для России и ее регионов. В соответствии с результатами опроса экспертов Россия входит в пятерку (наряду с Китаем, США, Индией и Бразилией) приоритетных экономикдпя ПИИ в 2010—2012 гг.
В этих условиях важной задачей региональных органов власти является дальнейшее совершенствование инвестиционной политики, приоритетов и механизмов ее реализации. Посткризисный период развития экономики предоставляет российским регионам новые возможности для реализации их потенциала. Интерес инвесторов к эффективным проектам будет возрастать, соответственно регионы получат возможность обеспечить модернизацию экономики территорий за счет притока российских и зарубежных инвестиций.
Использование благоприятных возможностей для привлечения российских и зарубежных инвестиций должно стать основой инвестиционной политики Республики Мордовия, которая имеет определенные успехи в социально-экономическом обновлении регионального хозяйства. Инвестиционная политика республики в современный период обусловлена необходимостью дальнейшей модернизации и усиления инновационного характера региональной экономики, улучшения инвестици-
онного климата, способствующего росту деловой активности в регионе.
На состояние инвестиционного процесса в Республике Мордовия значительное влияние оказали кризисные явления в экономике в 2008— 2009 гг. Согласно предварительным статистическим данным, объем инвестиций в основной капитал в 2009 г. составил 32 582,9 млн руб. (78,6 % от уровня 2008 г.). Налицо существенный спад объема капиталовложений (табл. 1).
В докризисный период, начиная с 2000г., наблюдался устойчивый рост объемов инвестиций в основной капитал. Большую часть из них составляли вложения в капитальное строительство, приобретение и установку машин и оборудования. Прирастали также объемы ввода в действие общей площади жилых домов.
В табл. 2 приведены показатели, позволяющие судить о динамике восстановления экономики республики. К 2008 г. реальный объем инвестиций увеличился в 3,6 раза по сравнению с 1998г., тогда как по России в среднем — в 3,1 раза, что свидетельствует об опережающем росте инвестиций. Однако показатели, характеризующие динамику потребления, несколько отстают от соответствующих показателей по России в целом. Эти индикаторы во многом имеют инвестиционный характер. Что касается товаров народного потребления, то среди факторов, стимулирующих инвестиционную деятельность в этих секторах экономики, первые места занимают размер рынка и наличие платежеспособного спроса, так как результатами осуществления инвестиций выступают новые виды
Таблица 1
Основные показатели инвестиционной деятельности в Республике Мордовия в 2005—2009 гг.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млнруб. 15 123 19 597 27 414 39 254,1 32 582,9
Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб. 17 549 22 995 32 481 46 915 39 267
Индексы физического объема инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году 130,3 119,2 115,0 117,2 78,6
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2 180,7 213,2 242,8 284,1 276,6
Примечание. За 2009 г. данные предварительные.
Таблица 2
Динамика потребления и инвестиций в основной капитал в 1999—2009 гг. в Республике Мордовия, % к предыдущему году
Показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Реальные денежные доходы 86 105,6 109,1 112,7 112,2 105 110,6 107,4 113,7 116,4 -
Реальная начисленная среднеме- 73,8 113,1 117,1 126 118 109,2 111,5 115,6 117,3 113,7 92,2
сячная заработная плата
Оборот розничной торговли 90,9 102 100,3 102,9 115,3 111,4 111,5 112,8 121,6 117,8 100,8
Инвестиции в основной капитал 93,7 107,3 135,6 124,3 103,4 97,7 130,3 119,2 115 117,2 78,6
Примечание. За 2009 г. данные предварительные.
и рост объемов продукции и услуг, повышение их качества. Соответственно, условием окупаемости инвестиций является наличие и устойчивость спроса на данную продукцию.
Анализируя данные табл. 2, наглядно видно, что в Республике Мордовия достаточно высокий показатель инвестиций в основной капитал, в то же время сравнительно низкие показатели реальных денежныхдоходов и оборотарозничной торговли.
Региональные органы власти проводят активную работу по стимулированию инвестиционной деятельности. Для активизации инвестиций в Республике Мордовия федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления используют различные нормативно-правовые и экономические методы управления прямого и косвенного характера. Применение прямых экономических методов позволило улучшить социально-экономическое положение республики в 1999—2008 гг. и обеспечить положительную динамику важнейших показателей развития региона.
Для стимулирования инвестиционной активности в регионе принят закон Республики Мордовия «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия» от 20.02.2006 г. № 6-3. Закон направлен на обеспечение наиболее благоприятных условий для инвестиционной деятельности в Республике Мордовия и устанавливает принципы, формы и условия государственной поддержки инвестиционной деятельности в Республике Мордовия. В целях государственной поддержки инвестиционной деятельности предусмотрены следующие формы и методы:
- проведение экспертизы инвестиционных проектов;
- предоставление льгот по налогам и сборам;
- предоставление субсидий;
- предоставление инвестиционного налогового кредита;
- предоставление государственных гарантий Республики Мордовия;
- предоставление бюджетных кредитов;
- предоставление бюджетных инвестиций;
- использование иных форм и методов государственной поддержки, не противоречащих законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Мордовия.
На региональном уровне также приняты нормативные правовые документы: указ Главы Республики Мордовия «О стимулировании инвестиционной деятельности в Республике Мордовия», положение о статусе «Особо важный инвестиционный проект». Действует постановление правительства, которое направлено на финансовую поддержку проектов в строительстве, капитальном ремонте и благоустройстве объектов непроизводственного назначения. В рамках целевых программ экономического и социального развития осуществляется государственная поддержка высокоэффективных проектов, прошедших конкурсный отбор. Государственная поддержка осуществляется в форме льготного кредита или субсидии на погашение части процентов по кредиту, привлеченному через коммерческие банки. Эти проекты, предусматривающие разработку, освоение и организацию производства конкурентоспособных видов продукции, дополнительно обеспечивают рост производства, получение прибыли, создание рабочих мест, увеличивают отчисления в бюджет.
Таким образом, в период 1999—2008 гг. в республике был обеспечен устойчивый экономический рост. Однако необходимо объективно оценивать и качество инвестиционного процесса. В этой связи справедливым считаем тезис о том, что одним из признаков эффективности инвестиционной политики государства является высокая инвестиционная активность субъектов хозяйства частного сектора экономики. В табл. 3 представлены показатели удельного веса бюджетных средств в инвестициях в основной капитал в Республике Мордовия.
Таблица 3
Структура инвестиций в основной капитал в Республике Мордовия в 2002—2009гг., % к общему объему
Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Собственные средства, всего 34,9 34,7 38,3 37,9 37 34,3 32,9 23,3
В том числе прибыль, остающаяся в распоряжении 14,4 17,3 16,4 15 18,2 17,9 20 7,7
организации
Привлеченные средства, всего 65,1 65,3 61,7 62,1 63 65,7 67,1 76,7
Втом числе:
— средства федерального бюджета; 14 12,5 8,1 12,3 11,3 13,5 13,1 14,5
— средства республиканского и муниципальных бюджетов 21 27,5 23,8 18,3 20,2 11,5 8,4 11,1
Примечание. За 2009 г. данные предварительные.
В 2009 г. резко снизился объем инвестиций, финансируемых за счет собственных средств предприятий и организаций республики, в частности, удельный вес прибыли как источника инвестирования упал более чем в 2 раза, с20до7,7 %.
Инвестиционный процесс в республике всегда характеризовался сравнительно высокой долей участия бюджетных инвестиций. По этому показателю республика — один из лидеров Приволжского федерального округа. Однако в последние годы наблюдается тенденция к снижению доли инвестиций, вкладываемых в экономику из регионального бюджета. Эта тенденция была прервана в 2009 г., когда объем бюджетных инвестиций несколько возрос в номинальных ценах — до 11,1 %(в 2008 г. — 8,4 %).
Сравнение показателей табл. 3 с динамикой реальных объемов инвестиций показывает значительную зависимость их роста от сумм бюджетных инвестиций. Это говорит о недостаточной инвестиционной активности частного сектора республики. Поэтому говорить о полноценном инвестиционном процессе и его рыночном характере пока рано.
Основываясь на реальном состоянии инвестиционного процесса и проблемах посткризисного развития экономики региона, автором определены доминанты или наиболее важные и актуальные приоритеты инвестиционной политикиреспублики, это:
- улучшение инвестиционного климата;
- привлечение зарубежных инвестиций;
- увеличение объема бюджетных инвестиций и
обеспечение эффективности их использования.
Реализация инвестиционной политики республики в посткризисный период связана с формированием благоприятных экономических, политических, правовых, социальных и иных условий для осуществления долгосрочных инвестиций. Речь идет о создании инвестиционного климата, формирующего новые возможности и стимулы для эффективного вложения капитала. Благоприятный инвестиционный климат обеспечивает рост доходов для компаний и снижение затрат и рисков. В конечном итоге позитивный инвестиционный климат создает общественный эффект в виде роста производительности труда, внедрения инноваций, повышения качества и конкурентоспособности продукции, повышения занятости населения,
Благоприятный инвестиционный климат повышает доверие инвесторов к стране, действиям государства в экономике, открывает широкие возможности для долговременного инвестирования. Важным результатом улучшения инвестиционного климата является рост зарубежных инвестиций, вкладываемых в экономику страны (региона).
В обзоре мировых инвестиционных перспектив на 2009—2011 гг. отчета ЮНКТАД [6] представлены результаты опроса экспертов-инвесторов относительно факторов привлекательности стран для прямых иностранных инвестиций. Результаты этого исследования представлены нарис. 1.
Размер внутреннего рынка выделен в качестве главного фактора инвестиционной привлекательности. Этот фактор достаточно высоко оценен для таких стран, как Россия (31%), Польша (24%), Германия (21 %), Бразилия (20%), Китай, Индия, Канада и Мексика (по 19 %), Франция (18 %).
Значимость фактора «Рост рынка» для вложения инвестиций в ту или иную страну также весьма высока. Наиболее значительный этот фактор у России (31 %), Польши (26%), Индии (24%), Вьетнама (22%), Китая (21 %), Индонезии и Таиланда (по 20%).
Третье место среди факторов инвестиционной привлекательности стран мира занимает стабильность и благоприятность деловой среды. Только 1 % компаний отметили наличие данного фактора у России. Для сравнения, применительно к Канаде и Великобритании 14 % инвесторов выделили критерий благоприятности и стабильности среды для бизнеса, США —13%, Австралии — 12 %, Германии и Франции - по 11%. Китай (4%), Индия (3%), Бразилия (8%), Индонезия (3%), Вьетнам (8%),
Другие факторы
Размер внутреннего рынка
Доступ к международному/ региональным рынкам
Стабильность и благоприятность деловой среды
Наличие поставщиков и деловых партнеров
увеличения налоговых платежей в бюджеты всех уровней и др.
Рис. 1. Наиболее важные факторы, влияющие на размещение компаний (организацию бизнеса) в 2009—2011 г., % от общего числа ответов
Мексика (7%), Польша (3%) также отличаются недостаточной устойчивостью деловой среды.
Причины такой оценки заключаются, прежде всего, в нерешенности проблем формирования эффективного инвестиционного законодательства, стимулов для инвестиционной активности в несырьевых отраслях и секторах экономики, развития механизма государственной поддержки частных инвестиций и участия финансовых учреждений в воспроизводственном процессе, создания полноценной инвес-топроводящей системы в целом, а также появления нового слоя эффективных собственников.
Наличие поставщиков и деловых партнеров стало четвертым фактором, который отметили 10% компаний-инвесторов. Осуществление инвестиционного проекта и ведение бизнеса в той или иной стране невозможны без формирования эффективных взаимоотношений с поставщиками материально-технических ресурсов, потребителями, посредниками и другими партнерами, обеспечивающими производство и сбыт прод укции. Ответы респондентов по этому критерию распределились достаточно равномерно, от 8 % (Польша) до 13 % (Франция). Россию по этому фактору оценили 11 % экспертов.
Доступ к международному/региональным рынкам замыкает пятерку наиболее важных факторов для открытия новых компаний и соответственно вложения инвестиций. Этот фактор важен, прежде всего, для тех стран, в которых возможно развивать экспортное производство. Наличие такого привлекательного фактора у России отметили 9 % респондентов.
Примечательно то, что пятерка наиболее важных факторов привлекательности страны для организации бизнеса связана с продажами продукции. Это во многом объясняет, почему развитые страны остаются наиболее привлекательными для зарубежных инвестиций. Деятельность инвесторов направлена на получение прибыли через производство и реализацию продукции. На развитые экономики приходится более 65 % прямых зарубежных инвестиций, вкладываемых в мировую экономику, тогда как развивающиеся государства и страны с переходной экономикой получают около 35 % прямых иностранных капиталовложений.
Важным критерием инвестиционной привлекательности страны является наличие квалифицированных работников. Вопреки мнению о наличии и даже избытке в нашей стране квалифицированной рабочей силы, только 1 % компаний-инвесторов указали на этот фактор (Китай — 7 %, Индия — И %, Бразилия — 6%, Вьетнам — 6%, Мексика —
12 %, Германия — 13%). Фактор «Низкая стоимость рабочего труда» отметил также небольшой процент инвесторов (2%).
О весьма низкой эффективности политики государства по привлечению прямых иностранных инвестиций указывает нулевой процент ответов респондентов по критерию «Эффективность государственного управления», и 3 % экспертов оценили фактор «Стимулы для инвестирования».
Исходя из представленных результатов, можно отметить важность формирования инвестиционных проектов в Республике Мордовия, ориентированных на межрегиональный и международный рынок. Исходя из сравнительно благоприятного транспортно-географического положения, эта задача представляется вполне реальной.
Второй приоритет региональной инвестиционной политики — зарубежные инвестиции.
Иностранные инвестиции играют важную роль в социально-экономическом развитии любого государства, региона независимо от уровня их экономического развития — будь то промышленно развитая или наименее развитая страна, регион. В целом можно выделить два канала иностранных инвестиций:
- выход зарубежных фирм на национальный рынок ведет к замещению или вытеснению менее эффективных национальных компаний;
- рост конкуренции на местных рынках за счет зарубежныхкомпаний [1].
Суммарный объем притока иностранных инвестиций в экономику Республики Мордовия в 2009г. составил около 1,7 млн долл. (0,1 % от объема зарубежных инвестиций, поступающих в Россию). Иностранные инвестиции представлены торговыми и прочими кредитами. В большинстве развитых экономик примерно 90 % совокупных иностранных инвестиций занимает портфельный капитал и прямые инвестиции [3]. Зарубежные портфельныеинвести-ции в экономике республики составляют менее 0,5 %, что связано с неразвитостью рынка ценных бумаг.
Важность политики привлечения иностранных инвестиций не вызывает сомнений. Однако в основе мероприятий по привлечению зарубежных инвестиций должны быть стратегический интерес и обеспечение экономической безопасности. Мировой экономике известны случаи, когда за счет многократного увеличения прямых иностранных инвестиций одни страны успешно стимулировали экономический рост, другие — не только не получали должного развития, но и нередко оказывались в зависимости от стран-инвесторов [2].
Российские и иностранные инвестиции
Рост налоговой базы
В рамках третьего приоритетного направления инвестиционной политики — обеспечения эффективности инвестирования бюджетных средств, сделать объективные выводы сложно. Связано это с недостаточной прозрачностью системы государственной поддержки инвестиционных проектов и, в особенности, отсутствием эффективного мониторинга реализации подобных проектов.
В рамках государственной поддержки инвестиционных проектов предприятий и организаций должен быть создан механизм стимулирования привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов из других источников, т. е. механизм государственной поддержки видится в качестве мультипликатора инвестиционных ресурсов. При правильной организации он может обеспечивать многократное увеличение инвестиционных ресурсов за счет мобилизации средств частных инвесторов. Такой подход позволит косвенно стимулировать рост производства в смежных отраслях, производствах, тем самым расширяя налогооблагаемую базу (рис. 2).
Процесс осуществления государственной поддержки инвестиций включает выполнение последовательности работ:
- инициирование, анализ и отбор проектов для финансирования (кредитования);
- разработку по каждому проекту индивидуальной схемы финансирования, перечисление средств и обеспечение гарантий;
- мониторинг проектов и оценку эффективности их реализации.
Принцип конкурсности хозяйствующих субъектов в получении государственной поддержки инвестиционных проектов (кредитных ресурсов и/или гарантий) является необходимым условием. Причем
Региональный бюджет
Государственная поддержка инвестиций
X
Инвестиционные проекты в «точках роста» региональной экономики
Рост уровня социально-экономического развития региона, преодоление дотационной зависимости от Федерального центра
Эффект инвестиционного мультипликатора в смежных производствах
Смежные отрасли
Рис. 2. Механизм мультипликационного эффекта государственной поддержки инвестиций
конкурс должен быть открытым, прозрачным, обеспечивающим отбор тех проектов, которые наиболее эффективны для региональной экономики.
Важное место в деятельности региональных органов власти должно занять направление, связанное с продолжением институциональных преобразований, созданием благоприятного инвестиционного климата, проведением структурной перестройки экономики, модернизацией промышленности и активизацией инновационной деятельности. Все это в комплексе позволит обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.
В современных условиях необходимо сосредоточить усилия региональных органов власти на ключевой задаче в рамках инвестиционной политики — создание эффективной структуры инвестиционной деятельности, включающей перспективные инвестиционные проекты и программы, механизмы стимулирования отечественных и зарубежных инвесторов, эффективную государственную поддержку инвестиций, улучшение инвестиционного климата и современное информационное обеспечение инвесторов.
Список литературы
1. Костюнина Г.М., Ливенцев H.H. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. М.: Анкил, 2001.
2. Маколов В. И., Куприянов Д. ^Иностранные инвестиции для развития национальной экономики: зарубежный опыт иурокидля России // Федерализм, 2006. № 2.
3. Прямые иностранные инвестиции в европейских странах с переходной экономикой / под. ред. С. П. Глинкина, Н. В. Куликова и др. М.: Наука, 2006.
4. URL: http//unctad.org/en/docs/unctad_oecd2010_summary_en.pdf.
5. URL: http//unctad.org/en/docs/diaeia20104_en.pdf.
6. URL: http//www.unctad.org/en/docs/diaeia20098_en.pdf.