Научная статья на тему 'Инвестиционное развитие Республики Мордовия: анализ ситуации и ключевые проблемы'

Инвестиционное развитие Республики Мордовия: анализ ситуации и ключевые проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1083
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маколов В.И.

В статье проведен анализ инвестиционного развития региона на примере Республики Мордовия. Проведенная диагностика характеристик и качества инвестиционного процесса позволила определить его слабые стороны, которые потенциально могут стать угрозой для динамичного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное развитие Республики Мордовия: анализ ситуации и ключевые проблемы»

3 (354) - 2014

Потенциал региона PotentiaCof the region

УДК 330.322.013

ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И КЛюЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

INVESTMENT DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF MORDOvIA: ANALISIS AND KEY ISSUES

Василий Иванович МАКОЛОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева Е-тт1:утако1оу@уаЫвх.ги

В статье проведен анализ инвестиционного развития региона на примере Республики Мордовия. Проведенная диагностика характеристик и качества инвестиционного процесса позволила определить его слабые стороны, которые потенциально могут стать угрозой для динамичного развития.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционное развитие, регион, Республика Мордовия, инструменты инвестиционного развития.

Важнейшим направлением государственной экономической политики является инвестиционное развитие, содержание которого заключается в активизации инвестиционной деятельности экономических агентов на национальном и региональном уровнях. Инвестиции остаются крайне проблемной зоной в посткризисном развитии России и абсолютного большинства ее регионов. Так, к 2012 г. доля инвестиций в основной капитал по стране снизилась до 20 % к уровню ВВП, тогда как в 2008 г. она превышала 21 %. В 2010 и 2011 гг. данный показатель опускался до 19,7 % [2].

Vasilii Ivanovich MAKOLOV,

PhD of Economics Sciences, Associate Professor of the Department of Quality Management, Ogarev Mordovia State University E-mail:vmakolov@yandex.ru

In the article the analysis of investment development of the region on the example of the Republic of Mordovia is carried out. Carried-out diagnostics of characteristics and quality of investment process allowed defining its weaknesses which can potentially become threat for dynamic development.

Keywords: investment, investment development, region, the Republic of Mordovia, instruments of investment development, foreign investments and program.

На современном этапе развития мировой экономики снижение инвестиционной активности в экономике характерно для многих стран. Согласно отчету, подготовленному ЮНКТАД, процесс восстановления мировой экономики после кризиса происходит медленнее, чем ожидали эксперты. Так, в 2012 г. объем зарубежных инвестиций в мировом масштабе снизился на 18 % [8]. Это произошло на фоне положительной динамики таких ключевых показателей, как мировой ВВП, международная торговля и занятость. Неустойчивость экономического положения и политическая неопределенность в ряде

12

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жео7>ЪЯ -и чеМКЮехА

ведущих стран породили осторожность среди инвесторов. Многие транснациональные корпорации перепрофилировали свои инвестиции за рубежом, в том числе путем реструктуризации активов, отраслевой диверсификации и т. д.

В силу значительного разнообразия и асимметрии стартовых условий для развития субъектов Российской Федерации особая роль в инвестиционном развитии принадлежит именно региональному уровню государственного и муниципального управления. В современных условиях важной задачей региональных органов власти является дальнейшее совершенствование мер в области инвестиционного развития.

Использование благоприятных возможностей для привлечения российских и зарубежных инвестиций является основой инвестиционной политики Республики Мордовия, которая имеет определенные успехи в социально-экономическом обновлении регионального хозяйства. Инвестиционное развитие региона характеризуется разнонаправленными тенденциями. Характеристики инвестиционного процесса, являющиеся положительными на первый взгляд, при более внимательном анализе оказыва-

ются более сложными и потенциально опасными для региональной экономики.

В 2000-2008 гг. объем инвестиций в основной капитал в Республике Мордовия непрерывно увеличивался. В 2009 г. в связи с негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса объемы инвестиций резко упали до 77,1 % к уровню предыдущего года. Однако в 2010-2012 гг. рост инвестиций в основной капитал продолжился. В целом за 2005-2012 гг. инвестиции в основной капитал по республике возросли в 2,3 раза (этот показатель превышает темпы роста по России в целом) (рис. 1).

Объем привлекаемых инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям за счет всех источников финансирования в 2012 г. составил 49 491,2 млн руб., за 2011 г. - 48 672,9 млн руб. При этом сложилась следующая динамика темпов роста: в 2008 г. - 117,2 % к предыдущему году (по России - 109,9 %), в 2009 г. - 77,1 % (84,3 %), в 2010 г. - 125,5 % (106 %), в 2011 г. - 113,6 % (108,3 %), в 2012 г. - 101,4 % (106,6 %). В 2009-2011 гг. увеличивались также объемы строительства жилья (табл. 1). Рост инвестиций в основной капитал по Приволж-

160 120 80 40 0

130,3

110,2

119,2 117,8

123,8

77,1

125,5

106,6

101,4

2005 2006 2007

—♦— Республика Мордовия

2008 2009 2010 2011 2012

% Российская Федерация

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012*

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн руб. 15 123 19 597 27 414 39 254 31 968 40 778 48 673 49 491

Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб. 17 549 22 995 32 481 46 915 38 526 48 725 58 687 60 208

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал к предыдущему году, % 130,3 119,2 115,0 117,2 77,1 125,5 113,6 101,4

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2 180,7 213,2 242,8 284,1 276,6 289,0 298,1 265,8

* Предварительные данные.

Источник: [4].

Рис. 1. Темпы роста инвестиций в основной капитал в Российской Федерации и в Республике Мордовия в 2005-2012 гг., %

Таблица 1

Основные показатели инвестиционной деятельности в Республике Мордовия в 2005-2012 гг.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

13

скому федеральному округу в среднем в 2012 г. составил 108,1 % к уровню предыдущего года.

С 2008 по 2012 г. объем инвестиций в основной капитал увеличился более чем в 1,3 раза. За это время в экономику республики было вложено более 208 млрд руб. Большую часть из них составили вложения в капитальное строительство, приобретение и установку машин и оборудования. Для структуры инвестиций Республики Мордовия характерна высокая доля обрабатывающих производств (23,2 %), транспорта и связи (22,7 %). Учитывая специализацию региона, в обрабатывающих отраслях приоритетными направлениями инвестиционной деятельности в секторах обрабатывающих производств являются производство кабельно-проводниковой продукции, полупроводниковых приборов и силовой преобразовательной техники, развитие вагоностроения, светотехники, цементного производства, пищевых перерабатывающих производств, освоение выпуска новых видов строительных изделий и материалов.

Исследуя динамику восстановления экономики республики до кризисного 2009 г. и после него, следует отметить, что к 2008 г. реальный объем инвестиций увеличился в 3,6 раза к уровню 1998 г., тогда как по России в среднем - в 3,1 раза, что свидетельствует об опережающем росте инвестиций в Республике Мордовия. В 2009 г. спад инвестиций оказался существенным - 22,9 % к уровню предыдущего года. Однако за счет значительного прироста инвестиций в 2010 г. (25,5 %) и 2011 г. (13,6 %) их объем в 2012 г. составил 111,3 % к уровню 2008 г. В то же время показатели, характеризующие динамику потребления, несколько отстают от соответствующих показателей по России в целом. Среди факторов, стимулирующих инвестиционную деятельность в производстве товаров народного потребления, высокую значимость имеют доля рынка и наличие

платежеспособного спроса, так как результатами осуществления инвестиций выступают новые виды и рост объемов продукции и услуг, повышение их качества. Соответственно, одним из условий окупаемости инвестиций является устойчивость спроса на данную продукцию.

Другой важной характеристикой инвестиционного развития региона являются источники финансирования инвестиций. Одним из признаков эффективности инвестиционной политики государства является высокая инвестиционная активность субъектов частного сектора экономики. На протяжении последних пяти лет удельный вес собственных и привлеченных средств предприятий и организаций в структуре инвестиций в основной капитал менялся незначительно (рис. 2).

Инвестиционный процесс в республике характеризуется сравнительно высокой долей участия бюджетных инвестиций. В 2012 г. их удельный вес в регионе составил 37,1 %, в том числе доля средств из федерального бюджета - 25,5 %, из бюджета субъекта Федерации - 9,8 %. По показателю доли бюджетных средств, включая средства федерального бюджета, республика является лидером в Приволжском федеральном округе (по округу в среднем доля бюджетных средств в инвестициях в основной капитал составляет 18,4 %). Роль собственных средств предприятий и организаций в инвестициях в основной капитал сравнительно невысока - 30,1 %, тогда как данный показатель по Приволжскому федеральному округу превышает 50 %. Сравнение показателей удельного веса бюджетных инвестиций с динамикой реальных объемов инвестиций свидетельствует о значительной зависимости их роста от величины бюджетных инвестиций. Это характеризует недостаточную инвестиционную активность частного сектора республики.

2012 2011 2010 2009 2008

ГЖТ"

□ 69,9

Г25Г-

ГЖТ"

Г2ЛТ

□ 74,9 ^ 75,8 -176,7

Г329"

□ 67,1

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

■ Собственные средства □ Привлеченные средства

Рис. 2. Удельный вес собственных и привлеченных средств предприятий и организаций в инвестициях в основной капитал в 2008-2012 гг., %

0

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

Структура распределения инвестиций по формам собственности также различается. В странах с рыночной экономикой основная доля инвестиций осуществляется предприятиями негосударственной формы собственности. С 2008 по 2012 г. в республике наблюдается увеличение доли частной и государственной собственности за счет роста частных инвестиций. Они являются основными субъектами инвестиционной деятельности.

В структуре инвестиций в основной капитал по видам основных фондов основная доля инвестиций с 2008 по 2012 г. направлялась на техническое перевооружение и модернизацию производства, о чем свидетельствуют следующие наиболее финансируемые статьи: здания и сооружения (41,4 %), машины и оборудование, транспортные средства (37,8 %). Именно это направление обеспечивает максимальную эффективность вложенных средств, модернизацию экономики, рост производства. Кроме того, за счет реализации программ, направленных на развитие жилищного строительства, в регионе наблюдается увеличение доли инвестиций в жилье.

Невозможно встать на инновационный путь развития без качественного сдвига в техническом оснащении экономики. На 01.01.2013 сравнительно высокая изношенность основных фондов наблюдается в следующих сферах: оптовая и розничная торговля (78,6 %); государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение (65,1 %); предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (52,4 %); здравоохранение и предоставление социальных услуг (51,4 %); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (50,6 %); транспорт и связь (49,9 %); строительство (45,6 %).

Важной задачей региональной инвестиционной политики является привлечение зарубежных инвестиций. К началу 2012 г. объем накопленных иностранных инвестиций составил 150,6 млн долл.

Суммарный объем притока иностранных инвестиций в экономику Республики Мордовия в 2012 г. составил 152,5 млн долл. (рис. 3).

Республика Мордовия занимает 8-е место среди регионов Приволжского федерального округа по абсолютным объемам иностранных инвестиций. На регион приходится 0,1 % зарубежных инвестиций, привлеченных в Россию. В 2012 г. в экономику республики поступили инвестиции из 39 стран. Основные страны-инвесторы - Германия, Латвия, Белоруссия, Казахстан. Приоритетными направлениями вложения зарубежных инвестиций выступают обрабатывающие производства.

Инвестиционный климат Республики Мордовия по рейтингу инвестиционной привлекательности характеризуется незначительным потенциалом и умеренным риском [3]. В 2008-2012 гг. рейтинговые позиции региона ухудшились, переместив республику с 65-го на 67-е место по рангу инвестиционного потенциала и с 30-го на 63-е место по рангу риска. Основными факторами, препятствовавшими повышению инвестиционного потенциала республики, стали существенно снизившиеся ранги инфраструктурного (-8 позиций) и финансового (-4) потенциалов. Незначительно ухудшилось положение региона в рейтингах производственного и потребительского (-2) потенциалов, а также трудового и туристического (-1). Положительную динамику имели ранги инновационного (6 позиций), природно-ресурсного (2) и институционального (1) потенциалов.

В 2012 г. Совет по изучению производительных сил - научно-исследовательское учреждение при РАН и Минэкономразвития России - разработал новую систему комплексной сравнительной оценки инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации. В соответствии с результатами экспериментальной оценки инвестиционной привлекательности регионов Приволжского федерального округа, полученными с применением новой

2008 2009 2010 2011 2012

Рис. 3. Динамика иностранных инвестиций в Республику Мордовия в 2008-2012 гг, млн долл.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебръя к ЪР*?жг(Ъ4

15

методики на основе статистической отчетности за 2010 г., Республика Мордовия занимает 10-е место среди регионов федерального округа и отнесена к группе регионов с низким уровнем инвестиционной привлекательности (в этой группе 25 субъектов Федерации) [1].

Для активизации инвестиционной деятельности в Республике Мордовия федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления используют различные нормативно-правовые инструменты, финансовые и нефинансовые меры поддержки инвесторов.

Инвестиционное законодательство Республики Мордовия закрепляет практически все основные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, имеющие распространение и в других российских регионах. Нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность в республике, представлена законами и подзаконными актами [5].

Базовые условия государственной поддержки инвесторов нашли отражение в Законе Республики Мордовия от 20.02.2006 № 6-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия». Закон направлен на обеспечение наиболее благоприятных условий для инвестиционной деятельности и устанавливает принципы, формы и условия государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Ряд региональных законов содержит налоговые и финансовые инструменты стимулирования инвестиций: освобождение от уплаты налога на имущество организаций, снижение ставки по налогу на прибыль до 13,5 % в части, зачисляемой в республиканский бюджет. Органами местного самоуправления предоставляются льготы по земельному налогу.

Система нефинансовых мер государственной поддержки включает оказание помощи в подборе производственных площадок, обеспеченных необходимой инфраструктурой; содействие при прохождении процедур согласования и привлечения средств в федеральных институтах развития информационно-консультативных услуг; содействие в разработке и получении исходно-разрешительной документации по проекту; резервирование и выделение земельных участков; оформление прав собственности; заключение договоров аренды имущества; участие в решении споров и противоречий, возникающих в ходе реализации проекта;

получение юридического, аудиторского, страхового сопровождения проекта, а также услуг оценочных организаций и т. д.

Для активизации инвестиций в экономике республики принят ряд целевых программ. В рамках целевых программ экономического и социального развития осуществляется государственная поддержка высокоэффективных проектов, прошедших конкурсный отбор [6]. Эти проекты, предусматривающие разработку, освоение и организацию производства конкурентоспособных видов продукции, дополнительно обеспечивают рост производства, получение прибыли, создание рабочих мест.

В республике принята Программа повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия на 2011-2015 годы [7]. Цель программы - рост жизненного уровня населения через ускорение инвестиционного развития республики, повышающего ее инвестиционную и инновационную привлекательность в конкурентной среде российских регионов.

В рамках реализации стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата принят Указ Главы Республики Мордовия от 26.07.2013 № 155-УГ «Об утверждении инвестиционной декларации Республики Мордовия». В соответствии с ним создан совет по улучшению инвестиционного климата.

Основные финансовые и нефинансовые инструменты привлечения инвестиций в регион представлены в табл. 2.

Таким образом, в республике достаточно активно реализуется региональная политика в области инвестиционного развития. Однако с точки зрения результативности и качества данного процесса остаются нерешенные проблемы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это, во-первых, сравнительно низкая инвестиционная активность предприятий и организаций частной формы хозяйствования, значительная доля бюджетных инвестиций в финансировании капитальных вложений, зависимость динамики инвестиций в экономике от величины бюджетных инвестиций. В регионе наблюдается достаточно высокий показатель инвестиций в основной капитал в сочетании со сравнительно низкими показателями реальных денежных доходов и оборота розничной торговли. Это еще в большей степени ставит инвестиционный процесс в зависимость от бюджетных средств.

16

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

Таблица 2

Основные финансовые и нефинансовые инструменты привлечения инвестиций

в Республику Мордовия

Инструмент Содержание Основания применения

Предоставление инвесторам государственной поддержки Основные формы и методы государственной поддержки: предоставление льгот по налогам и сборам; предоставление субсидий; предоставление инвестиционного налогового кредита, государственных гарантий Республики Мордовия, бюджетных кредитов, инвестиций и др. Закон Республики Мордовия от 20.02.2006 № 6-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия»

Предоставление льгот по налогу на имущество организаций От уплаты налога на имущество организаций освобождаются организации, реализующие инновационные и приоритетные инвестиционные проекты Закон Республики Мордовия от 27.11.2003 № 54-З «О налоге на имущество организаций»

Предоставление льгот по налогу на прибыль организаций Налог на прибыль организаций в части суммы налога, подлежащей зачислению в республиканский бюджет, уплачивается по ставке 13,5 % организациями, реализующими приоритетные инвестиционные проекты Закон Республики Мордовия от 25.11.2004 № 77-З «О снижении ставок по налогу на прибыль организаций»

Освобождение инвесторов от уплаты земельного налога По решению органов местного самоуправления инвесторы могут быть освобождены от уплаты земельного налога, зачисляемого в местный бюджет В соответствии с решениями органов местного самоуправления

Предоставление субсидий на возмещение части затрат по оплате процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций и возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей Субсидии предоставляются в целях модернизации действующих и создания новых конкурентоспособных производств (размер субсидий -2/3 ставки рефинансирования Банка России, но не более 2/3 от суммы фактически уплаченных процентов). Предоставление субсидий осуществляется по проектам, включенным в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы Постановление Правительства Республики Мордовия от 18.03.2013 № 88 «О некоторых вопросах реализации Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы». Постановление Правительства Республики Мордовия от 18.03.2013 № 89 «Об утверждении Правил предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение машин и оборудования, используемых для реализации инвестиционных проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы»

Предоставление субъектам инвестиционной деятельности государственных гарантий Государственные гарантии Республики Мордовия предоставляются юридическим лицам и муниципальным образованиям безвозмездно на конкурсной основе. Конкурс по отбору претендентов на получение гарантии проводится до принятия закона Республики Мордовия о республиканском бюджете на очередной финансовый год Закон Республики Мордовия от 21.02.2008 № 5-З «О предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия»

Залоговое обеспечение под привлекаемые кредиты Юридическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, реализующим проекты в приоритетных сферах экономики Республики Мордовия, на конкурсной основе предоставляется государственная поддержка в обеспечении исполнения их обязательств перед кредитными организациями в форме залога имущества Республики Мордовия Закон Республики Мордовия от 24.12.2010 № 106-З «О Залоговом фонде Республики Мордовия». Постановление Правительства Республики Мордовия от 21.02.2011 № 60 «Об утверждении Порядка формирования и учета залогового фонда Республики Мордовия»

Предоставление инвесторам участков и помощь в создании необходимой инфраструктуры Подбор необходимых в строительстве земельных площадок и оказание помощи в части создания необходимых объектов транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры Соглашения об инвестиционном сотрудничестве между инвестором и Правительством Республики Мордовия

Окончание табл. 2

Инструмент Содержание Основания применения

Включение проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия. Кураторство крупного инвестиционного проекта На включение в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия могут претендовать инвестиционные проекты юридических лиц, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Мордовия, отвечающие критериям Закона Республики Мордовия от 20.02.2006 № 6-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия» Постановление Правительства Республики Мордовия от 23.11.2006 № 510 «Об утверждении порядка ведения Перечня приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия». Соглашения об инвестиционном сотрудничестве между инвестором и Правительством Республики Мордовия

Оказание содействия инициаторам инвестиционных проектов и потенциальным инвесторам На сайте Министерства экономики Республики Мордовия представлены инвестиционные предложения предприятий республики в отраслевом разрезе, а также перечень свободных площадок для организации производства (производственные площадки и земельные участки) Закон Республики Мордовия от 20.02.2006 № 6-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия»

Содействие формированию благоприятного инвестиционного климата, снижение административных барьеров Подготовка рекомендаций на государственном уровне, направленных на улучшение инвестиционного климата в республике и выработка предложений по организации взаимодействия всех субъектов и участников инвестиционного процесса, включая сопровождение инвесторов исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия Указ Главы Республики Мордовия №155-УГ «Об утверждении инвестиционной декларации Республики Мордовия». Указ Главы Республики Мордовия №156-УГ «О совете по улучшению инвестиционного климата в Республике Мордовия»

Во-вторых, доминирование государства в инвестиционном процессе. Постоянная инвестиционная подпитка предприятий и организаций со стороны государства в долгосрочной перспективе снижает их стремление к конкуренции за привлечение инвестиций на открытом рынке.

В-третьих, низкие объемы инвестиций в объекты интеллектуальной собственности и затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Их удельный вес в структуре инвестиций в нефинансовые активы составляет 0,1 и 1,1 % соответственно.

В-четвертых, структура инвестиций по направлениям вложений носит в основном поддерживающий характер, т. е. направлена прежде всего на поддержку имеющегося потенциала и в гораздо меньшей степени на его развитие. Это вызывает снижение влияния инвестиционного процесса на социально-экономическое развитие региона.

В-пятых, пониженное влияние факторов, стимулирующих инвестиционную деятельность в производстве товаров народного потребления (оборот розничной торговли, доходы населения).

В-шестых, недостаточное вовлечение банковского капитала в инвестиционный процесс. Вместе с тем удельный вес банковских кредитов в инвестициях в основной капитал по республике выше,

чем по Приволжскому федеральному округу и по стране в среднем.

В-седьмых, низкий инвестиционный рейтинг республики. Регион имеет незначительный инвестиционный потенциал, соответственно, низкую инвестиционную привлекательность. Отрицательная динамика показателей, влияющих на принятие долгосрочных инвестиционных решений (достаточно активное сокращение населения вследствие естественной убыли и миграционного оттока из региона, высокая доля населения за чертой бедности, низкие доходы населения). Эти показатели снижают интерес инвесторов к реализации проектов в интересах самого региона, так как в будущем у инвесторов могут возникнуть проблемы с подбором персонала, реализацией продукции. Регион также недостаточно привлекателен в контексте только производственной площадки, поскольку имеются проблемы дефицита энергоресурсов и доступа к ним, нехватки квалифицированных рабочих, логистические и инфраструктурные ограничения.

В-восьмых, высокая изношенность основных фондов во многих отраслях экономики, низкий коэффициент обновления фондов.

В-девятых, низкие объемы и неблагоприятная структура иностранных инвестиций, привлекаемых в республику. Доля прямых иностранных инвестиций

18

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖгеЫ

крайне низка. Зарубежные инвестиции главным образом представлены торговыми и прочими кредитами, которые изымаются ежегодно фактически в полном объеме. В большинстве развитых экономик примерно 90 % совокупных иностранных инвестиций занимают портфельный капитал и прямые инвестиции.

В-десятых, отсутствие современной информационной инфраструктуры инвестиционной деятельности, сформированного имиджа (бренда) Республики Мордовия как открытого региона, благоприятного для осуществления инвестиционной деятельности.

Список литературы

1. Гришина И., Марухин И., Шестопалова И. Методология исследования и опыт оценки инвестиционной привлекательности регионов России. Федерализм. 2013. № 1. С. 39-56.

2. Инвестиции в нефинансовые активы // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks .m/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial/.

3. Инвестиционный потенциал российских регионов в 2012 году // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://raexpert. ru/rankingtable/ ?table_folder=/region_climat/2012/invest.

4. Мордовия: стат. ежегодник. Саранск: Мор-довиястат, 2013. 465 с.

5. Нормативные акты Республики Мордовия, регулирующие инвестиционную деятельность //

List of references

1. Grishina I., Marukhin I., Shestopalova I. Research methodology and experience of assess of investment attractiveness of Russian regions [Metod-ologiia issledovaniia i opyt otsenki investitsionnoi privlekatel'nosti regionov Rossii], Federalizm - Federalism, 2013, no. 1, pp. 39-56.

2. Investment to non-financial assets, Federal State Statistics Service, Available at: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ enterprise/investment/nonfinancial/.

3. Investment potential of the Russian regions in 2012, Expert RA rating agency, Available at: http:// raexpert. ru/rankingtable/?table_folder=/region_cli-mat/2012/invest.

4. Mordovia: statistic report, Saransk: Mordovia-stat, 2013, 465 p.

С учетом современных тенденций развития усилия региональных органов власти в области инвестиционного развития необходимо сосредоточить на решении указанных проблем для создания эффективной структуры управления инвестиционной деятельностью, включающей перспективные инвестиционные проекты и программы, механизмы стимулирования отечественных и зарубежных инвестиций, эффективную государственную поддержку инвестиций, улучшение инвестиционного климата и современное информационное обеспечение инвесторов.

Министерство экономики Республики Мордовия. URL: http://mineco.e-mordovia.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=198&It emid=449.

6. О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы: постановление Правительства Республики Мордовия от 08.10.2012 № 363.

7. Об утверждении Программы повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия на 2011-2015 годы: постановление Правительства Республики Мордовия от 27.06.2011 № 213.

8. Word Investment Report. Global Value Chains: Investment and Trade For Development. URL: http:// www. cggc. duke. edu/pdfs/2013_UNCTAD_WIR_ GVCs_and_Development. pdf.

5. Investment legislation of Republic of Mordovia, Ministry of Economics of the Republic of Mordovia. Available at: http://mineco. e-mordovia. ru/index. php?option=com_content&view=article&id=198&Ite mid=449.

6. About the Republican target program of development of the Republic of Mordovia for 2013-2018: resolution of the government of the Republic of Mordovia of 08.10.2012 no. 363.

7. About the approval of the Program of increase of investment appeal of the Republic of Mordovia for 2011-2015: resolution of the government of the Republic of Mordovia of 27.06.2011 no. 213.

8. Word Investment Report. Global Value Chains: Investment and Trade for Development, Available at: http://www. cggc. duke. edu/pdfs/2013_UNCTAD_ WIR_GVCs_and_Development. pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.