9(312) - 2013
инвестиционная деятельность
УДК 330.322.013
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
С. М. ВДОВИН,
кандидат экономических наук, профессор кафедры менеджмента, ректор E-mail: dep-general@adm. mrsu. ru
Н. Д. ГУСЬКОВА,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента E-mail: econauka@yandex. ru
В. И. МАКОЛОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством E-mail:vmakolov@yandex. ru Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева
В статье проведен анализ инвестиционной политики Республики Мордовия в контексте устойчивого развития региона. Сформирован организационно-экономический механизм реализации инвестиционной политики для обеспечения устойчивого развития региона, определены и обоснованы основные задачи инвестиционной политики республики в современный период.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, устойчивое развитие, регион, Республика Мордовия, иностранные инвестиции, организационно-экономический механизм.
Термин «устойчивое развитие» получил широкое распространение после публикации доклада «Наше общее будущее», подготовленного в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде
и развитию. В соответствии с этим документом устойчивое развитие - «это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [6].
Концепция устойчивого развития объединяет различные аспекты: экономические, экологические, социальные, культурологические и др.
В современных условиях важной составляющей реализации стратегии устойчивого развития становится эффективная инвестиционная политика. Как отмечается в Докладе о мировых инвестициях в 2012 году, подготовленном Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в рамках инвестиционной политики «нового поколения» главным смыслом привлечения инвестиций и получения от
них выгод становятся инклюзивный рост и устойчивое развитие [10]. «Инклюзивный» - официальный термин ООН, по аналогии с all inclusive. Инклюзивным является рост, включающий все слои общества, группы населения.
Содержание инвестиционной политики государства заключается в целенаправленной и обоснованной деятельности государственных органов управления по активизации инвестиционной деятельности для обеспечения эффективного устойчивого развития на различных уровнях управления (международном, федеральном, региональном, отраслевом). В силу значительного разнообразия и асимметрии стартовых условий для развития субъектов Российской Федерации особая роль в осуществлении инвестиционной политики принадлежит именно региональному уровню государственного и муниципального управления. Активизация инвестиционной деятельности в регионе рассматривается в качестве одного из ключевых условий стабильного функционирования региональной экономики.
На субфедеральном уровне наблюдается разнонаправленное действие процессов, характерных для национального и международного уровней инвестиционной деятельности. После снижения инвестиционной активности в период рецессии 2008-2009 гг. в России наблюдается восстановительный рост инвестиций в экономике. Такое положение дел характерно не только для России, но и для многих стран мирового сообщества. Согласно отчету, подготовленному ЮНКТАД, глобальные потоки прямых иностранных инвестиций в 2011 г. превысили их средний докризисный уровень, достигнув 1,5 трлн долл. Однако они по-прежнему оставались примерно на 23 % ниже пикового показателя 2007 г. [10].
Важной задачей региональных органов власти является дальнейшее совершенствование инвес-
тиционной политики, приоритетов и механизмов ее реализации с ориентацией на цели устойчивого развития территорий. Современный период развития экономики предоставляет российским регионам новые возможности для реализации их потенциала. Россия входит в десятку стран, являющихся наиболее привлекательным направлением для инвестиций. В 2010 г. Россия заняла четвертое место среди европейских стран по количеству реализованных инвестиционных проектов (более 200), что на 18 % больше по сравнению с 2009 г. [1].
Интерес инвесторов к эффективным проектам будет возрастать, соответственно, регионы получат возможность обеспечить модернизацию экономики территорий за счет притока российских и зарубежных инвестиций.
Использование благоприятных возможностей для привлечения российских и зарубежных инвестиций является важным направлением инвестиционной политики Республики Мордовия. Инвестиционная политика республики в современный период обусловлена необходимостью дальнейшей модернизации и усиления инновационного характера региональной экономики, улучшения инвестиционного климата, способствующего обеспечению устойчивого развития региона.
На состояние инвестиционного процесса в Республике Мордовия значительное влияние оказали кризисные явления в экономике в период рецессии 2008-2009 гг. (спад инвестиций в 2009 г. составил 22,9 %). Согласно статистическим данным, объем инвестиций в основной капитал в 2011 г. составил 46 570 млн руб., что соответствует 108,7 % к уровню 2010 г. (табл. 1).
В докризисный период, начиная с 2000 г. наблюдался устойчивый рост объемов инвестиций в основной капитал. Большую часть из них составляли вложения в капитальное строительство, приобретение и установку машин и оборудования.
Таблица 1
Основные показатели инвестиционной деятельности в Республике Мордовия в 2005-2011 гг. [5]
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011*
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн руб. 15 123 19 597 27 414 39 254 31 968 40 778 46 570
Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб. 17 549 22 995 32 481 46 915 38 526 48 725 56 151
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал к предыдущему году, % 130,3 119,2 115,0 117,2 77,1 125,5 108,7
* Предварительные данные.
Росли также объемы ввода в действие общей площади жилых домов.
Наиболее приоритетными направлениями инвестиционной деятельности в регионе являются производство кабельно-проводниковой продукции, полупроводниковых приборов и силовой преобразовательной техники, развитие вагоностроения, светотехники, цементного производства, пищевых перерабатывающих производств, освоение выпуска новых видов строительных изделий и материалов.
Структура инвестиций по направлениям вложений носит в основном поддерживающий характер, т. е. направлена прежде всего на поддержку имеющегося потенциала и в гораздо меньшей степени на его развитие. Это вызывает снижение влияния инвестиционного процесса на устойчивое и сбалансированное социально-экономическое развитие региона.
Показатели, позволяющие судить о динамике восстановления экономики республики до кризисного 2009 г. и после него, представлены в табл. 2.
К 2008 г. реальный объем инвестиций увеличился в 3,6 раза к уровню 1998 г., тогда как по России в среднем - в 3,1 раза, что свидетельствует об опережающем росте инвестиций в республике. В 2009 г. спад инвестиций оказался существенным -. 22,9 % к уровню предыдущего года. Однако за счет значительного прироста инвестиций в 2010 г. (25,5 %) и 2011 г. (8,7 %) объем инвестиций в 2011 г. составил 105,2 % к уровню 2008 г. В то же время показатели, характеризующие динамику потребления, несколько отстают от соответствующих показателей
по России в целом. Что касается товаров народного потребления, то среди факторов, стимулирующих инвестиционную деятельность в этих секторах экономики, важную роль играют размер рынка и наличие платежеспособного спроса, так как результатами осуществления инвестиций выступают новые виды и рост объемов продукции и услуг, повышение их качества. Соответственно, условием окупаемости инвестиций являются наличие и устойчивость спроса на данную продукцию.
Анализ данных, представленных в табл. 2, свидетельствует о том, что достаточно высокий показатель инвестиций в основной капитал по республике сочетается со сравнительно низкими показателями реальных денежных доходов и оборота розничной торговли.
Региональные органы власти довольно активны в стимулировании инвестиционной деятельности в регионе. Для активизации инвестиций в Республике Мордовия федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления используют различные нормативно-правовые и экономические методы управления прямого и косвенного характера.
Для стимулирования инвестиционной активности в регионе принят Закон Республики Мордовия от 20.02.2006 N° 6-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия». Закон направлен на обеспечение наиболее благоприятных условий для инвестиционной деятельности в республике и устанавливает принципы, формы и условия государственной поддержки
Таблица 2
Динамика потребления и инвестиций в основной капитал в 1999-2011 гг.
в Республике Мордовия, % 5]
Год Реальные располагаемые денежные доходы Реальная начисленная среднемесячная заработная плата Оборот розничной торговли Инвестиции в основной капитал
1999 86,0 73,8 90,9 93,7
2000 105,6 113,1 102,0 107,3
2001 109,1 117,1 100,3 135,6
2002 112,7 126,0 102,9 124,3
2003 112,2 118,0 115,3 103,4
2004 105,0 109,2 111,4 97,7
2005 110,6 111,5 111,5 130,3
2006 107,4 115,6 112,8 119,2
2007 113,7 117,3 121,6 115,0
2008 117,7 113,7 117,8 117,2
2009 101,7 92,2 98,9 77,1
2010 108,8 101,4 103,0 125,5
2011* 95,8 103,3 101,1 108,7
* Предварительные данные.
инвестиционной деятельности. В частности, для государственной поддержки инвестиционной деятельности предусмотрены следующие формы и методы: проведение экспертизы инвестиционных проектов; предоставление льгот по налогам и сборам, субсидий, инвестиционного налогового кредита, государственных гарантий Республики Мордовия, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций; использование иных форм и методов государственной поддержки, не противоречащих законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Мордовия.
Указом главы Республики Мордовия утверждено положение о статусе «Особо важный инвестиционный проект». Действует постановление Правительства Республики Мордовия, которое направлено на финансовую поддержку проектов, предусматривающих строительство, капитальный ремонт и благоустройство объектов непроизводственного назначения. Исполнение этих правовых актов наряду с другими мерами стимулирует инвестиционную активность в республике, обеспечивая вовлечение частного капитала в инвестиционный процесс.
В рамках целевых программ экономического и социального развития осуществляется государственная поддержка высокоэффективных проектов, прошедших конкурсный отбор. Государственная поддержка осуществляется в форме льготного кредита или субсидии на погашение части процентов по кредиту, привлеченному через коммерческие банки. Проекты, предусматривающие разработку, освоение и организацию производства конкурентоспособных видов продукции, дополнительно обеспечивают рост производства, получение прибыли, создание рабочих мест. Их реализация увеличивает отчисления в бюджет.
В республике принята Программа повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия на 2011-2015 годы [7]. Ее целью является рост жизненного уровня населения через ускорение инвестиционного развития республики, повышающего ее привлекательность в конкурентной среде российских регионов.
Программа направлена на решение следующих задач:
- совершенствование нормативной правовой базы, способствующей развитию инвестиционной и инновационной деятельности;
- реализация мероприятий, обеспечивающих снижение основных инфраструктурных рисков
и административных барьеров в Республике Мордовия;
- разработка и реализация мер по стимулированию притока частных инвестиций в экономику республики;
- реализация мероприятий, направленных на увеличение инвестиций и развитие механизмов государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства республики;
- разработка и реализация мер информационного и организационного характера, способствующих инновационной деятельности;
- развитие инженерной инфраструктуры;
- формирование позитивного имиджа Республики Мордовия;
- привлечение дополнительных источников финансирования инвестиционных потребностей;
- увеличение объема иностранных инвестиций в экономику республики;
- рост объемов инвестиций в основной капитал на душу населения.
Реализация указанных направлений в рамках программы позволила обеспечить стабильный экономический рост в республике в 1999-2008 гг. Однако необходимо объективно оценивать и качество инвестиционного процесса. Одним из признаков устойчивого экономического развития является высокая инвестиционная активность субъектов хозяйственной деятельности частного сектора экономики. Показатели удельного веса бюджетных средств в инвестициях в основной капитал в Республике Мордовия представлены в табл. 3.
Инвестиционный процесс в республике характеризуется сравнительно высокой долей участия бюджетных инвестиций. По данному показателю республика - один из лидеров Приволжского федерального округа. Сравнение показателей, представленных в табл. 3, с динамикой реальных объемов инвестиций характеризует значительную зависимость их роста от сумм бюджетных инвестиций, свидетельствует о недостаточной инвестиционной активности частного сектора республики. В связи с этим говорить о полноценном инвестиционном процессе и его рыночном характере преждевременно.
Для обеспечения устойчивого развития региона в рамках совершенствования инвестиционной политики важно сформировать соответствующий организационно-экономический механизм ее реализации.
Таблица 3
Удельный вес бюджетных средств в инвестициях в основной капитал Республики Мордовия в 2002-2011 гг., % [5]
Год Собственные средства Привлеченные средства
Всего Прибыль, остающаяся в распоряжении организации Всего Федеральный бюджет Бюджет республики и муниципальные бюджеты
2002 34,9 14,4 65,1 14,0 21,0
2003 34,7 17,3 65,3 12,5 27,5
2004 38,3 16,4 61,7 8,1 23,8
2005 37,9 15,0 62,1 12,3 18,3
2006 37,0 18,2 63,0 11,3 20,2
2007 34,3 17,9 65,7 13,5 11,5
2008 32,9 20,0 67,1 13,1 8,4
2009 23,3 7,7 76,7 14,5 11,1
2010 24,2 9,5 75,8 21,9 10,5
2011* 27,7 7,5 72,3 21,7 18,5
* Предварительные данные.
Под организационно-экономическим механизмом реализации инвестиционной политики в рамках обеспечения устойчивого развития региона понимается упорядоченная совокупность методов и инструментов воздействия на инвестиционный рынок, обусловленных целями субъекта управления и направленных на обеспечение сбалансированного развития социально-экономической системы региона. Основными элементами данного механизма выступают управляющий субъект и объект управления, цели, принципы и методы управления (см. рисунок).
Основными методами реализации инвестиционной политики являются организационно-правовые и экономические.
В рамках правового механизма на региональном уровне должны более активно решаться следующие задачи: устранение законодательным способом препятствий на пути доступа частных инвесторов к хозяйственной деятельности на территории региона, создание эффективного механизма предоставления инвесторам на уровне субъектов Федерации льгот и привилегий, а также защита интересов региона на внутреннем и внешнем рынках от недобросовестной конкуренции и монополизации.
Цель обеспечения устойчивого развития региона реализуется через следующие задачи инвестиционной политики республики:
- улучшение инвестиционного климата;
- активизация общей инвестиционной активности в экономике;
- привлечение зарубежных инвестиций;
- обеспечение и повышение эффективности бюджетных инвестиций.
Реализация инвестиционной политики Республики Мордовия связана с формированием благоприятных экономических, политических, правовых, социальных и иных условий для осуществления долгосрочных инвестиций. Речь идет о создании инвестиционного климата, формирующего новые возможности и стимулы для эффективного вложения капитала. Благоприятный инвестиционный климат обеспечивает рост доходов для компаний и снижение затрат и рисков. В конечном итоге позитивный инвестиционный климат создает общественный эффект в виде роста производительности труда, внедрения инноваций, повышения качества и конкурентоспособности продукции, повышения занятости населения, увеличения налоговых платежей в бюджеты всех уровней и др.
Благоприятный инвестиционный климат повышает доверие инвесторов к стране, действиям государства в экономике, дает сигнал для долговременного инвестирования. Важным результатом улучшения инвестиционного климата является рост зарубежных инвестиций, вкладываемых в экономику региона.
По результатам рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов за 2012 г., проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РА», Республика Мордовия занимает 63-е место по инвестиционному риску [3] и 67-е по инвестиционному потенциалу среди российских регионов [2].
В настоящее время у республики крайне низкий экологический (4-е место) и сравнительно низкий экономический (34-е место) риски. По сочетанию позитивных аспектов инвестиционного риска Мордовия характеризуется как регион с хорошей экологией и сравнительно низким экономическим риском.
Субъект управления - государство
Формирование и реализация инвестиционной политики в целях устойчивого развития
Улучшение инвестиционного климата
Задачи инвестиционной политики
Активизация общей инвестиционной активности в экономике
Привлечение зарубежных инвестиций
Повышение эффективности бюджетных инвестиций
Организационно-экономический механизм реализации инвестиционной политики в целях устойчивого развития региона
Принципы инвестиционной политики
Методы реализации инвестиционной политики
Организационно-правовые:
формирование и развитие инвестиционного законодательства;
стратегическое планирование и управление проектами;
упрощение процедур, лицензирование деятельности;
информационная поддержка инвесторов и
др.
Экономические:
налоговые меры; ценообразование; эффективная конкурентная и антимонопольная политика; ресурсная поддержка инвестиционных проектов;
подготовка кадров; подготовка инфраструктуры и др.
Объект управления - субъекты инвестиционного рынка
Препятствующими повышению инвестиционного потенциала являются слабые позиции региона по рангам потребительского, финансового, природ-но-ресурсного, туристического, институционального и производственного потенциала. Лучшие позиции республика имеет по инфраструктурной (38-е место) и инновационной (43-е место) составляющим потенциала.
Важной задачей региональной инвестиционной политики является привлечение зарубежных инвестиций. Иностранные инвестиции играют важную роль в социально-экономическом развитии любого государства, региона независимо от уровня их экономического развития - будь то промышлен-но развитая или менее развитая страна, регион. В целом можно выделить два канала эффективности иностранных инвестиций:
- выход зарубежных фирм на национальный рынок ведет к замещению или вытеснению менее эффективных национальных компаний;
- рост конкуренции на местных рынках за счет
зарубежных компаний [4, с. 6].
Суммарный объем притока иностранных инвестиций в экономику Республики Мордовия в 2011 г. составил до 139,9 млн долл. Иностранные инвестиции главным образом представлены торговыми и прочими кредитами. В большинстве развитых экономик примерно 90 % совокупных иностранных инвестиций занимают портфельный капитал и прямые инвестиции [8, с. 50]. Зарубежные портфельные инвестиции в экономике республики фактически отсутствуют, что связано с неразвитостью рынка ценных бумаг.
Значимость политики привлечения иностранных инвестиций не вызывает сомнений. Однако в рамках реализации стратегии устойчивого развития в основе мероприятий по привлечению зарубежных инвестиций должны быть стратегический интерес и обеспечение экономической безопасности государства. Мировой экономике известны случаи,
когда за счет многократного увеличения прямых иностранных инвестиций одни страны успешно стимулировали экономический рост, тогда как другие - не только не получали должного развития, но и нередко оказывались в зависимости от стран-инвесторов.
В рамках задачи по обеспечению эффективности инвестирования бюджетных средств должен быть создан эффективный механизм стимулирования привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов из других источников, т. е. механизм государственной поддержки представляется в качестве мультипликатора инвестиционных ресурсов. При правильной организации он может обеспечивать многократное увеличение инвестиционных ресурсов за счет мобилизации средств частных
Ключевые принципы инвестиционной
инвесторов. Такой подход позволит косвенно стимулировать рост производства в смежных отраслях, производствах, тем самым расширяя налогооблагаемую базу.
Важным элементом организационно-экономического механизма реализации инвестиционной политики являются принципы, на которых он базируется. Другими словами, кроме собственно экономических целей региональная инвестиционная политика должна отвечать основным принципам устойчивого развития. В контексте Рамочных основ инвестиционной политики в целях устойчивого развития, разработанных ЮНКТАД, сформулированы ключевые принципы данной политики (табл. 4) [9].
Указанные принципы разработаны для международного и национального уровней инвестицион-
Таблица 4
олитики в целях устойчивого развития
Область Ключевые принципы
Инвестиции в целях устойчивого развития Главной целью инвестиционной политики является поощрение инвестиций в целях инклюзивного роста и устойчивого развития
Согласованность политики Инвестиционная политика должна основываться на общей стратегии развития страны. Все меры политики, оказывающие влияние на инвестиции, должны быть последовательными и согласованными как на национальном, так и на международном уровнях
Государственное управление и институты Инвестиционная политика должна разрабатываться с участием всех заинтересованных сторон и должна быть вписана в институциональные рамки, основывающиеся на верховенстве права, которое строится на высоких стандартах государственного управления и обеспечивает предсказуемые, эффективные и прозрачные процедуры для инвесторов
Динамичность в разработке политики Инвестиционная политика должна регулярно пересматриваться для обеспечения ее эффективности, актуальности и соответствия меняющимся и динамичным условиям развития
Обеспечение сбалансированности прав и обязанностей В инвестиционной политике должна соблюдаться сбалансированность при установлении прав и обязанностей государств и инвесторов в интересах всеобщего развития
Право на регулирование* Каждая страна обладает суверенным правом определять условия выхода на рынок и осуществления инвестиционной деятельности для иностранных инвесторов с учетом международных обязательств в интересах общества и для минимизации негативных последствий
Открытость для инвестиций* В соответствии со стратегией развития каждой страны инвестиционная политика должна обеспечивать открытые, стабильные и предсказуемые условия для осуществления инвестиций
Защита инвестиций и инвестиционный режим Инвестиционная политика должна обеспечивать надлежащую защиту инвесторам, которые обосновались в стране. Режим, действующий в отношении инвесторов, которые обосновались в стране, должен быть недискриминационным
Поощрение инвестиций и упрощение их процедур Политика в области поощрения инвестиций и упрощения их процедур должна согласовываться с целями устойчивого развития и должна быть направлена на минимизацию риска вредоносной конкуренции за инвестиции
Корпоративное управление и ответственность Инвестиционная политика должна способствовать и содействовать принятию и соблюдению передовых международных стандартов корпоративной социальной ответственности и управления
Международное сотрудни- * чество Международное сообщество должно осуществлять сотрудничество в целях решения общих проблем, связанных с осуществлением инвестиций в целях развития, в особенности в наименее развитых странах. Должны также предприниматься коллективные меры во избежание протекционизма в инвестиционной сфере
* Применим прежде всего на федеральном уровне управления.
ной политики. Однако большинство из них применимо и для регионального уровня управления.
С учетом современных тенденций развития необходимо сосредоточить усилия региональных органов власти на ключевой задаче инвестиционной политики в целях обеспечения устойчивого развития - создание эффективной структуры управления инвестиционной деятельностью, включающей перспективные инвестиционные проекты и программы, механизмы стимулирования отечественных и зарубежных инвестиций, эффективную государственную поддержку инвестиций, улучшение инвестиционного климата и современное информационное обеспечение инвесторов.
Список литературы
1. Инвестиционная привлекательность России - расширение возможностей. 2011. // Emst&Young. URL: http://www. ey. mobi/Publication/ vwLUAssets/TBF-126-Russia-attractiveness-survey-2011-RU/$FILE/TBF-126-Russia-attractiveness-survey-2011-RU. pdf.
2. Инвестиционный потенциал российских регионов в 2012 году. URL: http://raexpert. ru/ rankingtable/?table_folder=/region_climat/2012/invest.
3. Инвестиционный риск российских регионов в 2012 году. URL: http://raexpert. ru/rankingtable/
?table_folder=/region_dimat/2012/risk.
4. Костюнина Г.М., Ливенцев Н. Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. М.: Анкил. 2001.
5. Мордовия: стат. ежегодник. Саранск: Мор-довиястат, 2012.
6. Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): пер. с англ. / под ред. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. М.: Прогресс, 1989.
7. Об утверждении Программы повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия на 2011-2015 годы: постановление Правительства Республики Мордовия от 27.06.2011 213. URL: http://www. garant. ru/hotlaw/ mordovia/335857/.
8. Прямые иностранные инвестиции в европейских странах с переходной экономикой / ред. колл.: С. П. Глинкина, Н. В. Куликова, Н. В. Фейт. М.: Наука, 2006.
9. Investment policy framework for sustainable development. URL: http://unctad. org/en/ publicationslibrary/webdiaepcb2012d6_en. pdf.
10. World investment report. Towards a New Generation of investment policies. URL: http://www. unctad-docs. org/files/UNCTAD-WIR2012-Full-en. pdf.