УДК 332.1
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Е. Н. НОВОКШОНОВА, старший преподаватель кафедры банковского дела E-mail: einai@mail.ru Сыктывкарский государственный университет
В статье дана оценка результативности инвестиционной политики Республики Коми. Определены теоретико-методологические, методические подходы к такой оценке, прикладные аспекты. Предложены рекомендации по повышению результативности региональной инвестиционной политики для обеспечения экономического роста в регионе.
Ключевые слова: региональная инвестиционная политика, инвестиции в основной капитал, региональный инвестиционный стандарт.
Переход к диверсифицированной экономике в масштабе региона возможен только в условиях благоприятной инвестиционной среды, в формировании которой важную роль играет грамотно подготовленная, научно обоснованная региональная инвестиционная политика. Проявляющиеся негативные тенденции регионального развития и недостатки традиционного подхода к разработке инвестиционной политики в регионе диктуют необходимость поиска новых подходов к ее реализации, адекватных современным тенденциям рыночной экономики. В связи с этим особую значимость и актуальность приобретают вопросы развития теоретических основ региональной инвестиционной политики.
По мнению автора, следует уделить особое внимание оценке инвестиционной политики, необходимой для принятия эффективных управленческих решений по обеспечению экономического роста в регионе.
Были определены следующие аспекты исследования:
- методологические подходы к оценке региональной инвестиционной политики, включающие уточнение ее сущности, видов и типологию факторов, определяющих направления;
- методические подходы к определению эффективности региональной инвестиционной политики, направленные на построение модели ее оценки, разработку соответствующих индикаторов;
- прикладные аспекты, позволяющие дать оценку проводимой инвестиционной политике в Республике Коми.
Методологические аспекты исследования. В отечественной и зарубежной научной экономической литературе нет однозначного подхода к определению дефиниции «региональная инвестиционная политика», что обусловлено изучением ее различных аспектов, зависящих от целей исследования. К тому же авторы акцентируют внимание на традиционном подходе к формированию региональной инвестиционной политики, а более современный кластерный подход остается за рамками исследования. Этим объясняется невозможность сформулировать универсальное определение, которое будет справедливо для каждого конкретного случая.
Обычно под региональной инвестиционной политикой понимается составная часть государственной экономической политики в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения технического уровня.
Авторы научных работ, вводя понятие «региональная инвестиционная политика», не отражают в определении ее целевой установки, не акцентируют внимания на положениях современной парадигмы регионального развития.
На основе систематизации различных точек зрения, встречающихся в экономической литературе по проблемам региональной инвестиционной политики,
автором предложена следующая трактовка дефиниции: региональная инвестиционная политика представляет собой составную часть региональной экономической политики, включающую целенаправленную и научно обоснованную деятельность региональных органов власти по мобилизации и эффективному развитию инвестиционного потенциала территории, активизации и стимулированию инвестиционных процессов в регионе, обеспечивающую достижение стратегических целей и задач экономического роста региона.
В данном определении отражены три концептуальных подхода:
1) региональная инвестиционная политика - это особый вид региональной экономической политики, субъектами которой выступают региональный и местный уровни власти, организации и физические лица, осуществляющие вложение средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое назначение, способствующие развитию расширенного воспроизводства;
2) региональная инвестиционная политика тесно связана со стратегией развития региона, обслуживает ее, способствует достижению тактических и стратегических целей региональных органов власти по обеспечению экономического роста территории;
3) главными целевыми установками региональной инвестиционной политики выступают:
- эффективное обеспечение инвестиционными ресурсами процесса комплексного социально-экономического развития;
- повышение уровня и качества жизни населения;
- способность региона отвечать на вызовы внешней среды, максимально удовлетворять запросы населения региона.
Эффективная инвестиционная политика региона должна формироваться с учетом определенных принципов:
- комплексность (анализ всех сторон инвестиционной сферы);
- системность (учет внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование инвестиционных потоков);
- приоритетность постановки целей и решения задач, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата;
- оптимальность риска (недопущение превышения пороговых значений индикаторов экономической безопасности).
Для анализа региональной инвестиционной политики важно осуществить классификацию ее видов. Продуманная и в научном плане обоснованная классификация позволяет принять управленческое решение, адекватное сложившейся ситуации (табл. 1).
Формирование эффективной региональной инвестиционной политики возможно только на основе создания и функционирования особого механизма, включающего совокупность методов, инструментов, приемов, правил, процедур, технологий, связей и отношений, посредством которых региональные органы власти воздействуют на инвестиционные процессы в соответствии с заданными целевыми установками, определенными стратегией развития. Целенаправленное воздействие органов государственной власти и управления субъекта РФ в пределах их компетенции на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития территории является сущностью механизма реализации региональной инвестиционной политики.
Содержание региональной инвестиционной политики наглядно раскрывает модель формирования региональной инвестиционной политики, представленная на рис. 1.
Регулятором всех инвестиционных процессов в регионе выступает инвестиционный климат,
Таблица 1
Критерии классификации региональной инвестиционной политики
Критерий классификации Вид политики Характеристика
Наличие и характер правовой базы Формализованная Наличие целостной систематизированной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса: налоги, цены, доходы, тарифную систему, сроки амортизации оборудования и методы учета основных фондов, степень государственного участия в экономике
Неформализованная Несистематизированная правовая база, низкая доля государственных капиталовложений (до 30 %). Большой объем частного капитала (до 80 %% от всех хозяйствующих субъектов и объемов промышленного производства). Свободное перемещение капитала за рубеж и из-за рубежа
Окончание табл. 1
Критерий классификации Вид политики Характеристика
Форма управления Либеральная Присущи преимущественно экономические методы государственного регулирования инвестиционных процессов, развитая вертикальная система инвесторов (государство - финансовые институты - бизнесмены - мелкие инвесторы), а также разнообразные источники инвестиций (частные, государственные, собственные, привлеченные и т. д.), развитая финансовая инфраструктура. Роль государства состоит в установлении «правил игры» во взаимоотношениях «инвестор-государство», что позволяет экономической системе саморегулироваться и развиваться относительно свободно
Централизованная Основная черта - использование преимущественно жестких административных методов управления. Источники инвестиций формируются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса. Участие фондового рынка в инвестиционном процессе чисто номинальное
Подход, используемый при формировании инвестиционной политики Видовой Каждая сфера имеет свои независимые стратегии. Следствие подхода к формированию инвестиционной политики: - лоббирование отдельных кампаний; - концентрация выгод в одной из сфер с естественным ущербом для других; - деформация конкуренции
Кластерный Направлен на формирование пакета инициатив, связывающих сферы, учитывает структуру экономики
поскольку он определяет инвестиционную привлекательность, с одной стороны, и обусловливает инвестиционную активность - с другой. Поэтому инвестиционная политика должна быть нацелена, прежде всего, на создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата.
Для разработки критериев оценки эффективности региональной инвестиционной политики необходимо методологическое обоснование факторов, определяющих основные ее направления. При формировании региональной инвестиционной политики должны быть учтены факторы внешней и внутренней среды региона. Причем выявить и
§
я
о к «
й & й К я £ ч о к
й «
£ К я о к о О о к к о к я а
о н
к о
& о я
2 В
к К
^ о «
« о
о я
а л
о Я
О
л л [а
о ^
Е- И а
й
О
Экзогенные факторы
Конъюнктура цен на мировом рынке энергоносителей
Наличие федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам социально-экономического развития страны и регионов
Эндогенные факторы
Законодательное обеспечение
Подход к формированию
Наличие инвестиционных ресурсов
Информационное обеспечение
Рис. 2. Типология факторов, определяющих основные направления региональной
инвестиционной политики
Рис. 3. Модель оценки региональной инвестиционной политики
определить влияние всех мобильных факторов невозможно. Поэтому для выстраивания иерархии факторов выделены детерминанты, на основе которых формируются инвестиционные преимущества территории. Типология факторов, определяющих региональную инвестиционную политику, представлена на рис. 2.
Методические подходы к оценке эффективности региональной инвестиционной политики. Предметом анализа и оценки выступает региональная инвестиционная политика. Аналитический инструментарий оценки ее эффективности включает методику и показатели.
Методика оценки эффективности региональной инвестиционной политики предусматривает четыре этапа (рис. 3).
На первом этапе осуществляется формирование критериев и структурированной системы показателей оценки эффективности региональной инвестиционной политики в соответствии с каждым ее направлением. Условиями выбора показателей являются их простота, доступность и возможность расчета.
На втором этапе оценивается состояние инвестиционной деятельности региона на основе показателей оценки, разработанных на первом этапе.
На третьем этапе проводится анализ факторов, влияющих на результативность региональной инвестиционной политики.
Наличие инвестиционной инфраструктуры
На четвертом (завершающем) этапе дается заключение об эффективности региональной инвестиционной политики.
Общими критериями оценки эффективности инвестиционной политики выступают:
1) рост валового регионального продукта в целом и в расчете на душу населения. Данный показатель является обобщающим и характеризует рост доходности региональной экономики;
2) темпы роста инвестиций в основной капитал (вовлечение в воспроизводственный процесс собственных финансовых ресурсов предприятий, инвестиционных кредитов, прямых инвестиций). Данный показатель служит мультипликатором роста;
3) увеличение доли иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций.
Производными от рассмотренных показателей являются:
- динамика роста доходной части бюджета;
- динамика обновления основных фондов региона;
- интенсивность обновления средств производства (рассчитывается как отношение объема инвестиций к численности населения, участвующего в создании экономического потенциала региона);
- доля ВРП, приходящаяся на 1 руб. инвестиций (рассчитывается как отношение объема ВРП к сумме инвестиций);
- уровень ВРП к стоимости основных фондов, рост заработной платы;
- динамика роста занятости;
- динамика физического потребления на душу населения и дохода на душу населения.
Методика оценки эффективности инвестиционной политики региона сводится к сравнению динамики макроэкономических показателей в среднем по стране и по региону.
Критерии и показатели оценки эффективности региональной инвестиционной политики в соответствии с целью и направлениями инвестиционной политики представлены в табл. 2.
Прикладные аспекты исследования региональной инвестиционной политики. Прикладные аспекты исследования касаются оценки эффективности реализации региональной инвестиционной политики.
Основные положения инвестиционной политики Республики Коми прописаны в Концепции инвестиционной политики Республики Коми, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 31.12.2010 № 617-р. Согласно этому документу она основана на видовом (традиционном) подходе. Стратегической целью является создание в регионе благоприятной макроэкономической ситуации, стимулирующей активность как российских, так и зарубежных инвесторов. В том числе:
Цели Механизм Критерии оценки Динамические Статические
и направления реализации эффективности показатели показатели
Развитие Методы и инстру- Рост объема валового регионального Темп роста валового Удельный вес
системы госу- менты привлечения продукта. регионального про- инвестиций в ва-
дарственного инвестиций в эконо- Рост объема валового регионального дукта. ловом региональ-
управления ин- мику региона. продукта в расчете на душу населе- Темп роста валово- ном продукте.
вестиционными Методы и инстру- ния. го регионального Удельный вес
процессами менты поддержки Рост объема инвестиций в основной продукта в расчете на инновационной
в Республике инновационной капитал. душу населения. продукции в
Коми деятельности. Рост объема инвестиций в основной Темп роста объема общем объеме
Методы и инстру- капитал в расчете на душу населения. инвестиций в основ- отгруженных
менты обеспечения Рост объемов инновационной продук- ной капитал. товаров.
интенсивного техно- ции. Темп роста объема Коэффициент
логического обнов- Рост объемов введенных в действие инвестиций в основ- обновления ос-
ления основных основных фондов ной капитал в расчете новных фондов.
фондов на основе на душу населения Коэффициент
применения совре- Темп роста иннова- выбытия основ-
менных технологий ционной продукции. Темп роста ввода в действие основных фондов ных фондов
Таблица 2
Критерии и показатели оценки эффективности региональной инвестиционной политики
Окончание табл. 2
Цели и направления Механизм реализации Критерии оценки эффективности Динамические показатели Статические показатели
Стимулирование инвестиционной деятельности на территории Республики Коми Методы и инструменты стимулирования инвестиционной деятельности. Методы и инструменты формирования инвестиционной среды, благоприятной для частных инвесторов Повышение эффективности различных форм государственной поддержки. Рост объемов субсидирования отдельных затрат субъектов инвестиционной деятельности. Рост объемов компенсации затрат субъектов инвестиционной деятельности по привлечению заемных средств на реализацию инвестиционных проектов. Расширение перечня налоговых и других льгот в сочетании с системой мер государственного контроля и действенных санкций, а также совершенствование фискальных инструментов и порядка налогообложения в целях обеспечения привлекательности инвестирования в наиболее приоритетные секторы экономики для различных сегментов рынка потенциальных инвесторов. Сокращение сферы применения безвозвратного финансирования инвестиций за счет средств бюджета при расширении возможностей предоставления бюджетных средств на возвратной основе, при этом акцент должен быть сделан на предоставлении инвестиционных налоговых кредитов Среднегодовые темпы прироста валового регионального продукта. Среднегодовой прирост объемов промышленного производства. Темп роста инвестиций в основной капитал Удельный вес инвестиций в валовом региональном продукте
Формирование и поддержание привлекательного инвестиционного имиджа Республики Коми Методы и инструменты формирования и поддержания привлекательного инвестиционного климата Повышение международного кредитного рейтинга Республики Коми Изменение позиции в кредитном рейтинге Инвестиционный уровень в кредитном рейтинге международных рейтинговых агентств
Консолидация инвестиционных ресурсов, необходимых для развития экономики на основе реализации принципов государственно-частного партнерства Методы и инструменты привлечения иностранных инвестиций Увеличение объема иностранных инвестиций в приоритетные для республики секторы экономики. Увеличение объема накопленных прямых иностранных инвестиций. Степень участия инвесторов в финансировании социально-экономических процессов Темп роста иностранных инвестиций в экономику республики. Темп роста накопленных прямых иностранных инвестиций, в том числе с учетом их оптимальных значений. Темп роста инвестиций в социально-экономическую сферу Удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций. Удельный вес накопленных прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций. Удельный вес инвестиций, направленных в социально-экономическую сферу, в общем объеме инвестиций
- развитие законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности на территории республики;
- совершенствование системы государственного управления инвестиционными процессами через участие республики в федеральных инвестиционных программах, национальных проектах, программах, финансируемых федеральными институтами развития и международными организациями, а также за счет мобилизации инвестиционных ресурсов и обеспечения их эффективного использования путем применения передовых методов управления инвестиционными процессами (программно-целевых методов и механизмов государственно-частного партнерства для реализации приоритетных и социально значимых направлений развития региона);
- содействие развитию организаций, реализующих или планирующих реализацию инвестиционных проектов в приоритетных видах экономической деятельности как через меры государственной финансовой поддержки, так и путем продвижения информации о проектах на российский и мировой рынки с целью привлечения инвестиций.
Оценим эффективность реализации региональной инвестиционной политики, сформированной
Динамика валового регионального пр
на основе видового подхода, с использованием отдельных показателей.
В 2012 г. по сравнению с 2006 г. произошел рост валового регионального продукта на 894 %. При этом темпы роста объема валового регионального продукта характеризовалась неустойчивым трендом. Положительная динамика валового регионального продукта говорит о том, что макроэкономические условия в стране создали благоприятный фон и были успешно использованы в Республике Коми.
Рассмотрим темпы роста валового регионального продукта, поскольку они во многом определяют приток инвестиций в основной капитал (табл. 3).
Общая динамика валового регионального продукта Республики Коми в 2006-2011 гг. характеризуется положительным трендом по всем видам экономической деятельности (табл. 4). Темпы роста валовой добавленной стоимости имеют тенденцию к снижению в таких видах экономической деятельности, как «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Строительство». Это вызывает серьезные опасения, поскольку ведет к сокращению объема валовой добавленной стоимости в других сферах экономики.
Объем инвестиций в основной капитал в 2012 г. по сравнению с 2006 г. вырос в 3,1 раза (табл. 5).
Таблица 3
1укта Республики Коми в 2006-2012 гг.
Год ВРП, млн руб. Темп роста ВРП, % ВРП на душу населения, тыс. руб. Темп роста ВРП на душу населения, %
2006 218 490,7 127,5 229,1 130,9
2007 241 150,5 110,4 256,6 112,0
2008 291 812,1 121,0 314,3 122,5
2009 302 629,2 103,7 330,0 104,9
2010 352 334,5 116,4 390,7 118,4
2011 413 800,0 117,4 484,9 124,1
2012 425 386,4 102,8 483,1 99,6
Таблица 4
Темпы роста валового регионального продукта по видам экономической деятельности
в Республике Коми в 2006-2011 гг., %
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Валовый региональный продукт, всего 108,6 99,6 103,3 98,5 102,6 103,2
Сельское и лесное хозяйство 110,4 115,5 103,0 99,6 106,3 108,9
Добыча полезных ископаемых 120,6 86,3 154,2 94,4 132,4 100,2
Обрабатывающие производства 108,3 142,7 102,3 89,3 120,4 108,3
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 117,4 153,4 112,1 118,5 110,7 94,0
Строительство 160,9 78,0 155,5 137,7 107,5 147,8
Транспорт и связь 115,7 112,7 100,8 97,1 122,5 107,9
Оптовая и розничная торговля 135,7 123,1 101,9 96,8 104,4 92,4
Другие виды экономической деятельности 209,4 94,1 107,6 113,9 104,8 101,2
Таблица 5
Динамика инвестиций в основной капитал в Республике Коми
в 2006-2012 гг.
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Инвестиции в основной капитал, 74 170 63 025 83 656 109 469 112 313 202 526 231 185
млн руб.
Инвестиции в основной капитал, 33,9 26,0 29, 9 34,0 28,6 46,5 54,3
в процентах к ВРП
Инвестиции в основной капитал 78 503 67 413 90 703 120 031 124 903 227 608 262 531
на душу населения, тыс. руб.
В процентах к предыдущему году в Республике Коми 134,9 75,2 113,9 124,7 99,9 167,7 104,4
В процентах к предыдущему 116,7 122,7 109,9 84,3 106,0 108,3 113,8
году в России
Это связано в основном с началом строительства газопровода Бованенково-Ухта, реализацией инвестиционного проекта «Степ» и укрупнением организаций по добыче сырой нефти и природного газа. Однако при рассмотрении темпов увеличения инвестиций в основной капитал в динамике наблюдается неустойчивая тенденция роста данного индикатора. За 2006-2012 гг. доля инвестиций в основной капитал в ВРП увеличилась на 20,4 % и составила в 2012 г. 54,3 %, что превосходит «инвестиционный коридор», определенный мировым опытом оптимального уровня накоплений (21-23 % от валового регионального продукта), а также превышает пороговый индекс индикатора экономической безопасности (25 %). Превышение темпов роста инвестиций в основной капитал над
темпами роста валового регионального продукта свидетельствует об оживлении инвестиционной активности субъектов экономики региона (табл. 6). Темпы роста инвестиций в основной капитал в республике несколько опережают темпы по Российской Федерации целом.
Одним из основных факторов трансформационных сдвигов в формировании инвестиций по источникам финансирования в 2006-2012 гг. явился постепенный уход государства с рынка капитала. Удельный вес бюджетных средств в источниках финансирования инвестиционной деятельности за анализируемый период снизился с 5 до 3 %. Тем не менее бюджетные средства всех уровней играют существенную роль в инвестиционной активности организаций таких видов экономической деятельнос-
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Инвестиции в основной капитал, всего 100 100 100 100 100 100 100
Собственные средства 44 56 52 31 31 22 27
В том числе:
- прибыль 14 12 15 11 11 8 12
- амортизация 18 28 34 19 20 14 15
Привлеченные средства 56 44 48 69 69 78 73
В том числе:
- кредиты банков 2 9 10 16 9 1 0
- заемные средства других организаций 4 3 2 1 0 0 1
Бюджетные средства 5 7 7 5 5 2 3
В том числе:
- средства федерального бюджета 1 2 1 2 1 0 1
- средства республиканского и местных 5 5 5 3 4 2 2
бюджетов
- средства внебюджетных фондов 1 0 - 0 0 0 0
Прочие 45 24 29 47 55 74 69
В том числе средства вышестоящих 43 22 26 46 54 72 68
организаций
Таблица 6
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Республике Коми в 2006-2012 гг., %
ти, как «Государственное управление и обеспечение военной безопасности»; «Обязательное социальное обеспечение», «Образование», «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», «Предоставление прочих коммунальных, социальных услуг и персональных услуг» (табл. 7).
В структуре инвестиций преобладают вложения в такие виды экономической деятельности, как «Добыча полезных ископаемых» и «Транспорт и связь». Вложения в обрабатывающие производства незначительны.
Для региона характерна прямая зависимость между объемами инвестиций в основной капитал и реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов, осуществляемых ограниченным числом организаций. Кроме того, инвестиционные проекты реализуются в основном в городах республики, о чем говорит высокая концентрация там инвестиций в основной капитал. Для реализации инвестиционных проектов предприятиями в большинстве случаев задействуются привлеченные ресурсы (средства вышестоящих организаций), а собственные средства используются только организациями по добыче сырой нефти и природного газа. Преобладающая часть инвестиций в республике осуществляется ограниченным кругом организаций. В 2012 г. более 81 % всех инвестиций в основной капитал приходилось на 10 организаций. Это, с одной стороны, упрощает администрирование инвестиционными
Структура инвестиций в основной капи
в 2006-
процессами. С другой - такая зависимость от крупнейших инвесторов в перспективе создает риски спада инвестиционной деятельности в целом по республике при завершении этими инвесторами реализации масштабных инвестиционных проектов. При отсутствии адекватной замены этим проектам можно ожидать существенного спада в инвестиционной сфере региона.
Финансовый результат организаций служит основным источником формирования финансовых ресурсов регионов (табл. 8).
В экономике региона наблюдается рост сальдированного финансового результата, обусловленный увеличением финансового результата организаций по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых». Наибольший объем убытка за анализируемый период получили организации, сосредоточенные в сельском и лесном хозяйстве. Решить проблему убыточности предприятий данных видов экономической деятельности возможно через изменение подхода к формированию инвестиционной политики региона, осуществив переход от видового подхода к кластерному.
Анализ данных табл. 9 свидетельствует о снижении притока иностранных инвестиций, вовлекаемых в экономику республики начиная с 2008 г. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. иностранные инвестиции выросли всего на 3,7 %. Темпы увеличения поступлений иностранных инвестиций в экономику
Таблица 7
л по видам экономической деятельности 12 гг., %
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Инвестиции в основной капитал, всего 100 100 100 100 100 100 100
Сельское и лесное хозяйство 1.1 1,9 1,6 0,9 1 0,7 0,5
Добыча полезных ископаемых 25,4 38,6 34,9 20,4 20,5 14,7 23,1
Обрабатывающие производства 7,1 10,8 12,9 14,6 9,7 2,8 2,7
Производство и распределение электроэнергии, 1,4 3,1 2,8 5,0 3,4 1,3 1,5
газа и воды
Строительство 3,8 3,6 4,2 1,5 0,5 0,2 0,3
Оптовая и розничная торговля 0,8 1,8 1,2 0,4 0,3 0,2 0,2
Гостиницы и рестораны 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Транспорт и связь 52,2 29 31 50 58 76,3 68,3
Финансовая деятельность 0,5 1,0 0,7 0,5 0,2 0,3 0,1
Операции с недвижимым имуществом, аренда, 4,6 5,2 6,1 3,4 2,5 1,1 1,0
предоставление услуг
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 1,2 1,7 1,4 1,1 0,7 0,5 0,7
Образование 0,6 1,1 1,0 0,4 0,6 0,6 0,4
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,9 1,9 1,1 1,1 1,7 0,5 0,8
Предоставление прочих коммунальных, социальных 0,4 0,5 1,0 0,7 1,2 0,3 0,3
и персональных услуг
Таблица 8
Сальдированный финансовый результат деятельности организаций Республики Коми в 2006-2012 гг., млн руб.
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
В экономике, всего 27 563 31 364 14 439 36 436 56 898 89 585 75 207
Сельское и лесное хозяйство В том числе лесозаготовки -138 -41 -271 280 -553 125,2 312
-281 -226 -700 -178 -971 -443,6 -360
Добыча полезных ископаемых 14 065 13 481 -1 059 25 459 39 441 67 413,3 53 664
Обрабатывающие производства 5 831 11 397 13 230 14 386 13 527 16 928,5 14 962
Строительство 588 540 1 266 84 1 585 1 092,6 548
Транспорт и связь 6 018 4 451 2 618 1 999 2 677 3 438,3 4 909
Оптовая и розничная торговля 512 670 -11 -282 24 -32,6 112
Прочие виды деятельности 968 1 092 -634 -5 312 1 168 1 063,3 678,0
Таблица 9
Динамика поступления иностранных инвестиций в 2006-2012 гг., млн долл.
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Иностранные инвестиции, поступившие в Республику Коми 321,1 389,4 931,6 904,0 682,7 345,1 357,9
Удельный вес иностранных инвестиций, поступивших в экономику Республики Коми, % 0,6 0,3 0,9 1,1 0,6 0,2 0,4
В процентах к предыдущему году в Республике Коми 201 121,3 239 97,0 75,5 50,6 103,7
В процентах к предыдущему году в России 102,7 219 85,8 79,0 140,1 166,1 81,0
Республики Коми существенно отстают от темпов роста по России в целом. Однако в 2012 г. ситуация изменилась в лучшую сторону.
Распределение иностранных инвестиций по видам экономической деятельности носило однонаправленный характер (табл. 10). Для инвесторов наиболее привлекательным является целлюлозно-бумажное производство, где приток инвестиций в 2008-2010 гг. был связан с реализацией инвестиционного проекта «Степ». В 2012 г. инвестиции направлялись на производственную деятельность,
Поступление иностранных инвестиций в Республику Коми в 2
закупку сырья и материалов. В этот период основные накопления были сосредоточены в организациях таких видов экономической деятельности, как «Обрабатывающие производства» (55 %), «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» (22 %), «Добыча полезных ископаемых» (20 %).
По поступлению иностранных инвестиций в расчете на душу населения Республика Коми находилась на 26-м месте среди регионов России и на 7-м месте в Северо-Западном федеральном округе.
Таблица 10 по видам экономической деятельности 106-20123 гг., млн долл.
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Инвестиции, всего 321,1 389,4 931,6 904,0 682,7 345,1 357,9
Сельское и лесное хозяйство 2,3 7,6 7,0 - 0,1 9,2
Добыча полезных ископаемых 79,6 125,3 70,5 73,1 124,6 53,5 69,3
Обрабатывающие производства 117,7 118,9 779,8 802,9 531,0 274,4 283,8
Производство и распределение электро- 0,7 7,2 2,9 0,4 - -
энергии, газа и воды
Строительство - - - 4,6 0,8 -
Оптовая и розничная торговля, ремонт - - 0,1 0,3 0,7 0,3
автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного
пользования
Транспорт и связь 21,9 12,2 0,8 0,0 0,0 0,4 -
Операции с недвижимым имуществом, 99,0 118,3 70,5 22,5 25,6 7,4 0,5
аренда и предоставление услуг
В территориальном распределении иностранных инвестиций также наблюдаются значительные диспропорции. Приоритет по объему в последние годы принадлежал г. Сыктывкару, на территории которого и реализовался проект «Степ». Заметные объемы инвестиций из-за рубежа направлялись в организации городов Усинска, Сосногорска, Ухты, Печоры, Инты и Троицко-Печорского района. Незначительный объем накопленных иностранных инвестиций имеется в Княжпогостском, Прилузском и Удорском районах. В остальные муниципальные образования средства иностранных инвесторов практически не вкладываются.
На приток инвестиций и их структуру оказали влияние как позитивные, так и негативные факторы. К позитивным факторам, определяющим инвестиционные преимущества региона, относятся:
- макроэкономическая стабильность;
- высокий природно-ресурсный потенциал, надежность в обеспечении топливом и энергоресурсами;
- устойчивая работа объектов производственной и социально-культурной инфраструктуры;
- социально-политическая стабильность.
На ухудшение экономической ситуации в инвестиционной сфере сработали:
- недостаточно диверсифицированная структура экономики;
- наличие ресурсных ограничений социально-экономического развития;
- наличие ограничений социально-экономического развития со стороны производственной, транспортной и финансовой инфраструктур;
- недостаточно высокая эффективность системы государственного управления.
Анализ эффективности инвестиционной политики, сформированной на основе видового подхода, позволил сделать следующие выводы.
В Республике Коми, с одной стороны, наблюдаются рост объема инвестиций в основной капитал, рост удельного веса инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте, улучшение финансового результата организаций региона.
С другой стороны, в инвестиционной сфере ситуация ухудшается, о чем свидетельствует ряд фактов.
1. Темпы роста инвестиций в основной капитал в регионе имеют неустойчивую тенденцию. Они напрямую связаны с реализацией крупномасштабных проектов. Преобладающая часть инвестиций в
республике осуществляется ограниченным кругом крупнейших инвесторов, что в перспективе создает риски существенного спада в инвестиционной сфере при завершении этими инвесторами реализации масштабных инвестиционных проектов.
2. Концентрация инвестиционных ресурсов происходит в основном в сырьевых и экспортно ориентированных видах экономической деятельности, таких как «Транспортирование по трубопроводам» и «Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых», которые остаются наиболее привлекательными для инвесторов, что не способствует решению задачи диверсификации экономики.
3. Инвестиции сосредоточены главным образом в городах Воркута, Печора, Ухта, Усинск (около 90 %), что объясняется сырьевой специализацией региона.
4. Происходит снижение доли собственных средств организаций в осуществлении инвестиций вследствие дефицита собственных средств из-за недостаточно устойчивого финансового положения.
5. Идет сокращение притока инвестиций от иностранных инвесторов.
В целом оценка инвестиционного потенциала Республики Коми и ситуации в инвестиционной сфере за последние годы отражают наличие возможностей для дальнейшего социально-экономического развития региона. Ряд проблем, выявленных в ходе оценки, требует решения в рамках формирования и реализации новой инвестиционной политики, которая должна иметь следующие особенности.
Во-первых, при формировании региональной инвестиционной политики необходимо предусмотреть кластерный подход. Это позволит объединить маркетинговые каналы, обмениваться опытом в инновационных технологиях, лучше использовать квалифицированную рабочую силу. Эффект от создания кластеров («пучков предприятий», функционирующих в разных сферах, имеющих единую целевую функцию - экономический рост региона) проявится во всех областях: финансовой, социальной, политической.
Во-вторых, основным направлением реализации региональной инвестиционной политики должны стать разработка и внедрение регионального инвестиционного стандарта как инструмента регулярного менеджмента по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. Региональный инвестиционный стандарт включает регламент сопровождения всех категорий инвести-
ционных проектов, в рамках которого предоставляется полный спектр инструментов поддержки на всех стадиях развития бизнеса по принципу «одного окна», в том числе участие в региональных, федеральных и международных программах развития предпринимательства, содействие в привлечении средств инвестиционных и венчурных фондов, «бизнес-ангелов», институтов развития, частных инвесторов, кредитно-финансовых учреждений.
Список литературы 1. Концепция инвестиционной политики Республики Коми: утверждена распоряжением Правительства Республики Коми от 31.12.2010 № 617-р.
2. Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на 2014 год и на период до 2016 года. URL: http://econom.rkomi.ru/page/9307/.
3. Республика Коми. Итоги 2011. Информационно-аналитический обзор. Сыктывкар: Комистат. 2012 .
4. Статистический ежегодник Республики Коми. 2013. URL: http://www.komi.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/komi/ru/publications/official_ publications/electronic_versions/.
5. Ходус В. В. Формирование и механизм реализации региональной инвестиционной политики промышленно-аграрного региона (на примере Омской области). Екатеринбург. 2011.
Innovation and investment
ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF REGIONAL INVESTMENT POLICY
Elena N. NOVOKSHONOVA
Abstract
The article submits the assessment of the effectiveness of the investment policy of the Komi Republic . Theoretical-and-methodological and methodical approaches to such an assessment were determined and some applied aspects as well . The author set forth certain recommendations on enhancement of the regional investment policy to ensure the economic growth in the region
Keywords: regional investment policy, investment in fixed capital, regional investment standard
References
1. Executive Order of the Government of the Komi Republic "The Concept of investment policy of the Komi Republic" of December 31, 2010 № 617.
2 . The forecast of social and economic development of the Komi Republic for 2014 and for the period till 2016. Available at: http://econom.rkomi. ru/page/9307/. (In Russ.)
3 . Respublika Komi. Itogi 2011. Informatsionno-analiticheskii obzor [The Komi Republic. Results of 2011. Information state-of-the-art review]. Syktyvkar, Komistat Publ., 2012.
4 . Statisticheskii ezhegodnik Respubliki Komi. 2013. [Statistical year-book of the Komi Republic. 2013]. Available at: http://www. komi. gks. ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/komi/ru/publications/official_ publications/electronic_versions/.
5. Khodus V. V. Formirovanie i mekhanizm realizat-sii regional 'noi investitsionnoi politiki promyshlenno-agrarnogo regiona (na primere Omskoi oblasti) [Formation and mechanisms for realization of the regional investment policy of an industrial and agrarian region (the Omsk region as an example)], Ekaterinburg, 2011.
Elena N. NOVOKSHONOVA
Syktyvkar State University, Syktyvkar, Russian Federation einai@mail . ru