Научная статья на тему 'Сбалансированность экономики и инвестиционная политика РФ'

Сбалансированность экономики и инвестиционная политика РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / THE INVESTMENT POLICY / INVESTMENT CLIMATE / FOREIGN INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронкова Е. К., Громова Е. И.

В статье рассмотрены проблемы формирования и реализации инвестиционной политики России в посткризисный период с позиций сбалансированного развития экономики как ключевого фактора ее инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Equation of economy and the investment policy of the Russian Federation

Problems of formation and realization of an investment policy of Russia during the postcrisis period from positions of balanced development of economy as key factor of its innovative development are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Сбалансированность экономики и инвестиционная политика РФ»

15.4. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ЭКОНОМИКИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РФ

Воронкова Е.К., к.э.н., доцент кафедры финансов, Российского экономического университета Г.В. Плеханова, г. Москва,

Контакты автора: [email protected]

Громова Е.И., к.э.н., доцент кафедры финансов и цен Российского экономического университета Г.В. Плеханова, Москва

Контакты автора: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы формирования и реализации инвестиционной политики России в посткризисный период с позиций сбалансированного развития экономики как ключевого фактора ее инновационного развития.

Ключевые слова: инновационное развитие, инвестиционная политика, инвестиционный климат, зарубежные инвестиции

EQUATION OF ECONOMY AND THE INVESTMENT POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Voronkova E.K., PhD, Professor Assistant of Chair of the finance and prices of The Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, Moscow,

Gromova E.I., PhD, Professor Assistant of Chair of the finance and prices of The Russian Economic University named after G.V. Plekhanov Moscow

Annotation: Problems of formation and realization of an investment policy of Russia during the postcrisis period from positions of balanced development of economy as key factor of its innovative development are considered in this article.

Keywords: innovative development, the investment policy, investment climate, foreign investments

Цель трансформации финансовой системы в России

- повышение эффективности финансов в механизме инновационного развития. В современных условиях финансы призваны способствовать ликвидации дисбаланса в экономике, как в отраслевом, так и в региональном масштабах. Исходной позицией для реализации указанной задачи могут служить научные исследования в сфере балансового моделирования профессора Лушина С.И., предполагающие формирование оптимальных материально-вещественных и стоимостных пропорций. Система макроэкономических балансов является эффективным инструментом планирования структуры общественного производства, позволяет координировать развитие отраслей и территорий исходя из сформулированных стратегий и задач, оптимально использовать ресурсный потенциал государства.

Решать проблемы сбалансированности экономики необходимо с учетом интернационализации инновационной деятельности в России, т.е. ориентации не только на национальные, но и на зарубежные источники финансирования. В связи с этим значительна роль государственной инвестиционной политики, как ключевого условия формирования адекватного инвестиционного климата в стране. Успех в данной сфере опре-

деляется не только масштабом притока капитала, новейших технологий, управленческих ноу-хау, доступом на рынки, но и условиями функционирования рынков, отраслей, субъектов хозяйствования. Парадигма пути инвестиционного развития наций предполагает, что импорт и экспорт страной прямых иностранных инвестиций находятся в прямой зависимости от уровня ее экономического развития. Иными словами существует непосредственная взаимозависимость между действиями инвесторов и потенциалом экономики: инвестиционные потоки, с одной стороны^ предопределяют экономический потенциал, а, с другой стороны, зависят от него. И стратегия привлечения, и стратегия использования иностранных инвестиций, выраженная в инвестиционной политике, также должны базироваться на балансовом подходе. Это обеспечит поступательное всестороннее развитие экономики России. Подобная постановка вопроса, на наш взгляд, делает актуальным анализ государственной инвестиционной политики и инвестиционного климата в стране.

Общепризнанно, что инвестиции - фактор экономического роста.Конечная цель привлечения иностранных инвесторов - повышение темпов экономического роста и уровня благосостояния народа. Мировая практика свидетельствует о том, что страны с высокой долей инвестиций в ВВП развиваются быстрее и динамичнее. Самый быстрорастущий регион мировой экономики - страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока - поддерживает в нормальных условиях норму накопления на уровне 30-40% ВВП (АСЕАН, Япония, Китай, Южная Корея). Напротив, поддерживающие умеренные или низкие темпы роста страны с развитой рыночной экономикой Америки и Европы, развивающиеся страны Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки и страны Восточной Европы с переходной экономикой имеют более низкую норму накопления, примерно 20%.

Снижение инвестиционной активности ниже пороговых значений в любой стране трактуется как серьезная угроза национальной безопасности. Только динамично растущие инвестиции с материализованными в них инновациями, трансформируясь в создание новых конкурентных производств, являются не только движущей силой развития производства, но и за счет внедрения инновационных разработок способны обеспечивать высокие темпы и качество экономического роста.

Очевидно, что адаптация к новым реалиям инновационного развития России требует крупных инвестиций. До сих пор финансирование долгосрочных проектов в современной российской практике характеризуется такими негативными чертами, как крайняя ограниченность ресурсов, их высокая стоимость, недоступность отдельных источников инвестиций, а также значительные риски долгосрочных вложений.

В результате в России сложилась сложная ситуация с состоянием материально-технической базы в реальном секторе экономики, от которой непосредственно зависят и эффективность, и конкурентоспособность российских предприятий. На протяжении последних десятилетий в российской экономике постоянно растет степень износа основных фондов, этот показатель приближается к 50%. При этом коэффициент обновления основных фондов лишь незначительно превышает коэффициент выбытия. Это говорит об отсутствии ярко выраженной тенденции к обновлению устаревшей материально-технической базы предприятий. Более того, доля полностью изношенных внеоборотных акти-

Воронкова ЭКОНОМИКА И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РФ

Е.К., Громова Е.И.

вов, остающихся в работе, превышает 13%. Средний фактический срок службы оборудования в промышленности сейчас приблизился к 40 годам при среднем нормативном в 14 лет.

Для диверсификации российской экономики сегодня требуются не бюджетные «точечные» вливания, а установление комплекса цивилизованных правил игры для инвесторов, т.е. создание благоприятного инвестиционного климата.

Иностранные капиталовложения предполагают решение взаимосвязанных проблем функционирования рынков, конкуренции и антимонопольной политики. Для этого требуется реализация мер государственного регулирования, которые должны касаться ключевых элементов инвестиционного климата: норм, регулирующих возможности проведения операций иностранными инвесторами; стандартов, применяемых к договорам с зарубежными филиалами; развития местных рынков.Государственная инвестиционная политика России должна ориентироваться и на выделенные в Докладе о мировых инвестициях ЮНКТАД основные группы факторов, которые важны для инвесторов при принятии ими решений о размещении своих капиталов в мире: социально-экономическая политика страны в отношении прямых иностранных инвестиций (далее -ПИИ); меры по облегчению ведения инвестиционного бизнеса; экономические факторы.

В докризисный период в российской экономике появлялись определенные предпосылки для улучшения инвестиционного климата: повышение капитализации национальной банковской системы, рост интереса иностранных инвесторов к российским компаниям, увеличение объемов торгов на фондовом рынке. Однако это не принесло кардинального решения проблемы инвестирования для большинства компаний. Мировой финансовый кризис значительно усугубил это положение.

В настоящее время важнейшими факторами, влияющими на инвестиционный климат России, являются природные ресурсы, инфраструктура, стабильность и предсказуемость законодательства. По мнению крупнейших иностранных инвесторов, работающих в нашей стране, на российском рынке отсутствует надлежащий правовой механизм защиты и страхования частной собственности, высока преступность и коррупция, достаточно жесткий налоговый режим, неопределенно состояние государственного долга.

Зарубежные инвестиции в России размещаются, главным образом, в форме прямых инвестиций (ПИИ). За счет ПИИ достигается ускорение экономического и технического прогресса, внедрение современных форм управления, модернизация производства, развитие конкуренции, путем создания совместных предприятий (продажа иностранным инвесторам крупного пакета акций), концессий, допуска к регистрации на территории РФ предприятий с иностранным капиталом, подписания соглашений о разделе продукции.

Портфельные инвестиции в Россию, позволяющие увеличить собственный капитал предприятия, аккумулировать заемные средства, пополнить федеральный и местный бюджеты, осуществляются вложениями в акции и облигации российских компаний, внешние и внутренние долговые обязательства РФ, а также другие эмитированные субъектами РФ ценные бумаги.

Практика свидетельствует о том, что наша страна еще не в состоянии привлекать объемы прямых иностранных инвестиций, соответствующие ее размеру и ресурсному потенциалу. А заявленные приоритеты для России не подкреплены инвестиционной политикой. Так, объем вложений в компании потребительского рынка составили более половины от всех зафиксированных в 2009 г. инвестиций. Значительные объемы прямых иностранных инвестиций в Россию концентрируются в финансовом секторе. В то же время активность инвесторов в таких стратегических отраслях, как промышленное оборудование, сельское хозяйство, химические материалы, строительство, биотехнологии, из года в год остается невысокой. Невелико количество проектов на венчурных стадиях. Во многом это связано с неопределенностью долгосрочных перспектив, противоречиями, непоследовательностью, ограничениями, присущими современной инвестиционной политике России.

Не слишком убедительно выглядит Россия в рейтинговых ранжирах инвестиционной привлекательности. Так, во Всемирном рейтинге глобальной конкурентоспособности странРоссия в 2010-2011 гг. осталась на 63-м месте из-за слабой эффективности рынков, коррупции, затрудненного доступа к финансированию и других негативных факторов. Причем сползание РФ по данной рейтинговой лестнице наблюдается уже с 2007 г.В рейтинге Doingbusiness, характеризующем удобство ведения бизнеса в стране, Россия находится на 123-м месте из 183, потеряв только за последний год 7 позиций. В рейтинге восприятия коррупции Россия вернулась фактически на 10 лет назад и занимает 154е местосреди представленных 178 стран.

Не оптимистичны и прогнозы на будущее. Эксперты отмечают, что при международных сопоставлениях Россия всегда занимала наиболее высокие места в части налоговой политики. Однако в 2011-2013 гг. будет происходить последовательное увеличение налоговой нагрузки, которое по расчетам Министерство экономического развития составит за этот период более 3% ВВП, причем уже в следующем году рост налогов может составить до 2% ВВП. Имеют тенденцию к ухудшению и макроэкономические показатели. Минфин планирует ежегодно наращивать размер внутреннего долга на 1.3-1.5 трлн руб., а профицит счета текущих операций при стабильных ценах на нефть может за 2-3 года может быть сведен к нулю. В 2010 г., третий год подряд, наблюдался чистый отток капитала из частного сектора. Причем капитал уходил из страны в сентябре-ноябре2010г. даже на фоне улучшающейся конъюнктуры мировых рынков и растущих цен на нефть.Сдерживание иностранных инвестиций в 2011 г. также возможно и из-за повышения политической неопределенности, связанной с выборами.

Главным индикатором значимости прямых иностранных инвестиций для функционирования экономики страны является показатель доли накопленных прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в ВВП. По данным Банка России, Российская Федерация обладает самой низкой долей чистых ПЗИ к ВВП среди всех стран БРИК. В 2008 г. она ещё составляла 1,2%, но уже в 2009 г. она составила всего 0,4% - очередное проявление влияния всемирного экономического кризиса на экономику России. В Китае, к примеру, этот показатель составил в 2009 г. 1,2%, в Индии - 1,3%, а в Бразилии -

1,66%.Это подтверждает низкую степень участия прямых иностранных инвестиций в создании ВВП России.

Важным показателем, характеризующим эффективность привлечения прямых иностранных инвестиций, является соотношение чистых прямых иностранных активов и ВВП. Он определяет темпы промышленной модернизации при помощи прямых иностранных инвестиций, зависимость промышленности от импортируемых технологий и ее роль в международном разделении труда. К сожалению, данный показатель также демонстрирует отставание России от других стран БРИК.

Несмотря на некоторый рост объема иностранных инвестиций в 2010 г. их качественные характеристики невысоки. Подавляющая часть инвестиций (77,8%) предоставлена на возвратной основе, а поступили инвестиции, главным образом из оффшоров (Кипра, Виргинских островов), а также из стран, имеющих репутацию международных финансовых центров (Нидерландов, Люксембурга, Великобритании).

Государству необходимо разработать стратегию магистральных направлений привлечения ПИИ в сферу инноваций российской экономики, сформировать региональные модули национальной инновационной системы Российской Федерации.

Можно выделить некоторые предпочтительные направления инвестиционной политики России на перспективу:

- стимулирование наукоемких отраслей. Универсальным показателем наукоемкости прямых иностранных инвестиций (ПИИ) служит стоимость затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). России необходимо резко увеличить затраты на НИОКР. Важны капитальные вложения на конкурентоспособных направлениях, позволяющих разрабатывать и внедрять передовые технологии. Сегодня доля затрат на НИОКР составляет лишь 0,3% от всех вложений в нефинансовый сектор. Наибольшее отставание России проявляется на глобальных рынках, в наиболее капиталоемких, с точки зрения затрат на НИОКР, отраслях (в первую очередь, производство оборудования для информационных технологий, автомобилестроение, фармацевтика и биотехнологии). По показателям совокупных затрат на НИОКР Россия значительно уступает промышленно развитым странам. Показатель годовых затрат на НИОКР в России более чем в 17 раз ниже, чем в США. Известно, что ведущие западные страны расходуют на НИОКР примерно 2-3% ВВП, тогда как Россия - лишь 1% от ВВП. Причем, например, в США более половины фундаментальных исследований осуществляются за счет средств государственного бюджета. Наряду с увеличением расходов на НИОКР важно обеспечить нормальное воспроизводство научного потенциала. Международный Банк Реконструкции и Развития указывает в качестве главной причины экономического успеха стран Восточной и Юго-Восточной Азии целенаправленные усилия в развитии человеческого потенциала на всех уровнях системы НИОКР. А обзоры крупнейших ТНК показывают, что при принятии корпорациями решения о размещении за рубежом инвестиций, связанных с НИОКР, превалирует мотив доступа к квалифицированной рабочей силе;

- привлечение инвестиций в отрасли российской экономики, наиболее остро нуждающиеся в капиталовложениях по показателю износа основных фондов. На основе анализа вложения капитала зарубежными компаниями в отрасли российской экономики можно сделать вывод о расхождении направлений прямого ино-

странного инвестирования и потребностей развития отраслей российской экономики, в т.ч. в части технического перевооружения. Лишь в некоторых случаях прямые иностранные инвестиции можно считать стимулами успешного функционирования и развития отрасли;

- преодоление структурных деформаций, под которыми обычно понимают различные барьеры в виде тарифов и квот, государственное вмешательство, отсутствие рыночных механизмов и инфраструктуры для производства товаров. Смягчение режимов инвестирования и торговли содействует развитию конкуренции. Снижение барьеров для капиталовложений и введение оптимальных режимов для зарубежных компаний должно сопровождаться принятием мер, способствующих эффективному функционированию рынков. Повышение культуры конкуренции за счет эффективной реализации четко разработанной инвестиционной политики также будет способствовать расширению зарубежного инвестирования. Этот процесс связан с нелегкими политическими решениями, затрагивающими интересы многих участников и реализацией сложных практических проблем.

В последние годы предприняты некоторые действия, направленные на исправление сложившегося положения в сфере инвестиционной деятельности нерезидентов. В настоящее время российское законодательство предусматривает ряд гарантий и льгот для зарубежных инвесторов, создающих в некоторых случаях для них даже более благоприятный правовой режим, чем для российских коммерческих структур. Например, для российских предприятий лишь недавно была представлена возможность вложений в зарубежные активы. Тогда как для иностранных инвесторов такая возможность предоставлялась всегда. Другим примером является освобождение иностранных инвесторов, участвующих в реализации приоритетных инвестиционных проектов, от уплаты пошлин при ввозе на российскую территорию имущества, предназначенного для взноса в уставный капитал совместного предприятия или предприятия только с зарубежными активами. Резиденты таких прав не имеют: они обязаны уплачивать ввозные пошлины по подавляющему большинству импортных инвестиционных товаров.

В 2011 г. сокращаются выплаты по внешнему долгу, должна повыситься привлекательность инструментов внутреннего топеутаг!^ в результате роста ставок Банка России, начинается новый этап трехлетней приватизации пакетов госкорпораций, развивается система потребительского кредитования, наблюдается снижение безработицы.Федеральная антимонопольная служба работает над блоком поправок в закон об иностранных инвестициях, суть которых - облегчить доступ инвесторов в пищевую, медицинскую промышленность, банковскую деятельность, либерализовать контроль в сфере недропользования.

Однако, несомненно, подобных шагов должно быть значительно больше, они должны быть разнообразнее и представлять собой системную деятельность, направленную на повышение привлекательности инвестиционного климата в России. В рамках действующего Закона об иностранных инвестициях, регулирующего инвестиционную политику государства, следует четко сформулировать стратегию привлечения иностранного капитала в экономику России, соответствующуюинтересам и отечественных, и зарубежных предпринимателей.

Воронкова ЭКОНОМИКА И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РФ

Е.К., Громова Е.И.

Вместе с тем последний финансовый кризис показал, что для России критически важно объективно оценивать и оптимизировать конкурентные последствия появления иностранных фирм в момент выхода на рынок и после того, правильно определять сочетания мер поддержки отечественных и иностранных компаний. Стандарты инвестиционного режима, стратегии инвестиционного климата, промышленной диверсификации должны разрабатываться и осуществляться с учетом особенностей зарубежных инвестиций как экономического ресурса (мультипликативного эффекта; сопровождающих рисков; временного лага между затратами и доходами), а также его эффективности для отечественной экономики. Учет конкретных реалий, различных сценариев развития событий и на национальном, и на мировом рынке помогут разрешению многочисленных проблем в сфере инвестиционной политики России и, в конечном итоге, обеспечить сбалансированность экономики в целом.

Список литературы:

1. Госпродажа// Российская газета, №5245 (166), 29 июля 2010 г.

2. Доклад ЮНКТАД «О мировых инвестициях» 2009, 2010.

3. Изменения в расстановке сил на мировой экономической арене // Российский экономический журнал, № 4, 2010. М.: Финансы и статистика.

4. Куда идут мировые инвестиции // Банковское дело, №11 (203), 2010. М.: оОо «Агентство Информбанк».

5. Мировая экономика: перспективы посткризисного развития // Современная Европа, № 4 (44), 2010. С. 72-85. М.: Институт Европы РАН.

6. Страны с развивающимися рынками в условиях мирового экономического кризиса // Доклады Института Европы РАН № 257, 2010 г. М.: Русский сувенир, 2010.

References:

1. State sale//the Russian newspaper, № 5245 (166), on July, 29th, 2010

2. Report ЮНКТАД «About world investments» 2009, 2010.

3. Changes in alignment of forces on world economic arena//the Russian economic magazine, № 4, 2010. М: the Finance and statistics.

4. Where there are world investments//Banking, № 11 (203), 2010. М: Open Company «Agency Information bank».

5. World economy: prospects of postcrisis

development//Modern Europe, № 4 (44), 2010. With. 72-85. М: Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences.

6. The countries with emerging markets in the conditions of a world economic crisis//Reports of Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences №257, 2010 М: Russian souvenir, 2010.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью к.э.н., доцентов кафедры финансов и цен РЭУ им.Г.В.Плеханова Воронковой Елены Константиновны и Громовой Елены Ивановны на тему: «Сбалансированность экономики и инвестиционная политика».

Для России весьма актуальной является задача активизации инвестиционной политики с целью создания адекватного инвестиционного климата, обеспечивающего заинтересованность, в первую очередь, иностранных инвесторов, как ключевого условия формирования инновационной экономики. Исходной позицией статьи стали идеи балансового моделирования профессора Лушина СИ., предполагающие формиро-

вание оптимальных материально-вещественных и стоимостных пропорций. Авторы верно отмечают, что особую роль в развитии инвестиционной политики должны сыграть финансовые отношения, недооценка которых может привести к диспропорциям экономического развития, дестабилизации экономики.

В статье выделены важнейшие факторы и индикаторы инвестиционной политики России, существующие трудности, специфические черты. Важно, что в статье проблемы рассматриваются на фоне аналитического материала, позволяющего продемонстрировать современные инвестиционные возможности российской экономики.

Большое внимание в статье уделяется формулировке потенциальных направлений совершенствования российской инвестиционной политики, таких как стимулирование наукоемких отраслей, обновление изношенных основных фондов, преодоление структурных деформаций и некоторые другие.

Авторы отмечают некоторые предпринятые в нашей стране прогрессивные действия в сфере иностранного инвестирования. Вместе с тем они обоснованно высказывают мнение, что указанная проблема должна решаться системно, последовательно, в сжатые сроки.

Вывод: статья рекомендуется к публикации в журнале «Бизнес в законе».

Профессора,

к.э.н. Л.М. Гужавиной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.