Научная статья на тему 'Инвестиционная политика и стратегии привлечения инвестиций в Южной Корее: ретроспектива и современное состояние'

Инвестиционная политика и стратегии привлечения инвестиций в Южной Корее: ретроспектива и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3630
647
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ЮЖНАЯ КОРЕЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ЗАЙМЫ / РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ / ПОДДЕРЖКА НАУКИ / АКЦИОНЕРНЫЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беликова Ксения Михайловна

В статье исследуются инвестиционная политика и инвестиционная стратегия Южной Кореи, которые позволили этой стране в быстрый срок справиться с плохой экономической ситуацией и стать одной из ведущих стран мира, опирающихся на опыт развития инноваций, науку, открывшей свои рынки иностранным инвесторам. Анализируется ранее действовавшее и действующее в настоящее время законодательство. Исследуются предпосылки и основные вехи развития инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности Республики Корея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беликова Ксения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT POLICIES AND STRATEGIES TO ATTRACT INVESTMENT IN SOUTH KOREA: A RETROSPECTIVE AND CURRENT STATUS

The article examines the investment policy and investment strategy of South Korea, which allowed this country to quickly cope with the bad economic situation and become one of the leading countries in the world, based on the experience of innovation, science, opening of its markets to foreign investors. The previous and current legislation is being reviewed. The prerequisites and major milestones of the investment climate development and investment attractiveness of the Republic of Korea are investigated.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная политика и стратегии привлечения инвестиций в Южной Корее: ретроспектива и современное состояние»

10. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04)

10.1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ: РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ1

Беликова Ксения Михайловна, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса и международного частного права

Место работы: ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

BelikovaKsenia@yandex.ru

1 Статья подготовлена в ходе работы по гранту РФФИ 2018 г. на тему «Общие черты и национальные особенности гражданско-правового регулирования инвестиционной деятельности в России, КНР, Японии и Южной Корее при реализации интеграционных проектов «энергетического кольца», зоны свободной торговли и развития Дальнего Востока» (проект 18-011-00745 А, грантополучатель и научн. рук. - д.ю.н., проф. Беликова К.М.).

Аннотация: в статье исследуются инвестиционная политика и инвестиционная стратегия Южной Кореи, которые позволили этой стране в быстрый срок справиться с плохой экономической ситуацией и стать одной из ведущих стран мира, опирающихся на опыт развития инноваций, науку, открывшей свои рынки иностранным инвесторам. Анализируется ранее действовавшее и действующее в настоящее время законодательство. Исследуются предпосылки и основные вехи развития инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности Республики Корея. Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционная стратегия, Южная Корея, инвестиции, займы, развитие инноваций, поддержка науки, акционерные компании.

INVESTMENT POLICIES AND STRATEGIES TO ATTRACT INVESTMENT IN SOUTH KOREA: A RETROSPECTIVE AND CURRENT STATUS

Belikova, Ksenia M., Doctor of Law, professor of the Department of Civil Law, Civil Procedure and International Private Law, Institute of Law

Work place: Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)

BelikovaKsenia@yandex.ru

Annotation: the article examines the investment policy and investment strategy of South Korea, which allowed this country to quickly cope with the bad economic situation and become one of the leading countries in the world, based on the experience of innovation, science, opening of its markets to foreign investors. The previous and current legislation is being reviewed. The prerequisites and major milestones of the investment climate development and investment attractiveness of the Republic of Korea are investigated.

Keywords: Investment policy, investment strategy, South Korea, investments, loans, innovation development, science support, joint stock companies.

В настоящее время сотрудничество соседних дальневосточных стран (Россия, Китай, Япония, Южная Корея) из двусторонних отношений в целях экономического развития постепенно трансформируется в многосторонние в ходе реализации этими странами интеграционных проектов от большого энергетического кольца до зоны свободной торговли. Эти процессы, с одной стороны, неминуемо будут сопровождаться взаимными инвестициями, которые, в свою очередь, неизбежно будут связаны с развитием дальневосточных территорий РФ в необходимых направлениях, с другой стороны, - они требуют правового сопровождения. В подобных условиях просто необходимо владеть текущей информацией об общих и национальных гражданско-правовых аспектах регулирования инвестиционной деятельности в указанных странах. Ранее нами частично

исследовался вопрос инвестиционной политики Китая1. В настоящей статье коснемся вопроса стратегии привлечения инвестиций Южной Кореи.

Перед Второй мировой войной Корея имела преимущественно аграрную экономику и являлась беднейшей страной в мире. В период послевоенной разрухи и Корейской войны устойчивого развития экономики страны по указанным причинам не наблюдалось: у населения доходы были очень низкими из-за упадка народного хозяйства. По этим причинам правительство Ли Сын Мана вынуждено было опираться на помощь иностранных государств, например, США. С 1960-ых Южная Корея прошла годы невероятных темпов экономического роста в результате включения в интеграционные процессы, пре-

1 Беликова К.М., Ахмадова М.А. Инвестиционная политика стран

БРИКС (на примере Индии и Китая). // Законодательство и экономика -

2016. - № 1. - С. 75-82.

вратившие экономику страны из аграрной в индустриальную с применением современных технологий2. Однако в начале 1960-х гг. в стране почти не было внутренних накоплений капитала. Причинами этому был целый ряд факторов: 36 лет колониальной зависимости от Японии, разделение страны на Южную и Северную Корею, война между ними, начавшаяся в 1950 г. - все это привело к разрушению промышленности и к тому, что значительная часть территории страны превратилась в руины. Тем не менее, уже к 2004 г. Республика Корея превратилась в страну с объемом ВВП, превышающим один триллион долларов, а в настоящее время она входит в двадцатку крупнейших экономик мира. Изначально, этот успех был обусловлен системой близких связей правительства и бизнеса, включая направленные кредиты и ограниченный импорт. Этому способствовал ряд обстоятельств. Так, в 1960 г. в Корее был принят Закон об иностранных инвестициях и привлечении иностранного капитала (Foreign Investment and Foreign Capital Inducement Act)3. Однако на практике Корея стала активно привлекать не иностранные инвестиции, а иностранные займы. Это было обусловлено тем, что население страны после японского колониализма не было способно воспринять господство иностранцев в корейской промышленности. По этим причинам в южнокорейской экономике последней четверти ХХ века практически не было прямых иностранных инвестиций, а основные зарубежные капиталовложения выступали в виде коммерческих займов. Это привело к тому, что к 1980 г. Республика Корея стала четвертой страной в мире по объемам внешней задолженности.

В этот период развитие, экономический рост и модернизация шли не за счет иностранных инвестиций, а за счет, во-первых, создания экспортно-ориентированной экономики, в которой важное значение играл привилегированый доступ корейских товаров на западные рынки и, во-вторых, опоры на инновации в реформировании всех сторон общественной жизни.

Привилегии в доступе южнокорейских товаров на западные рынки были получены в условиях противостояния СССР и США во время холодной войны. США и страны Западной Европы стремились помочь Южной Корее отстроить современную экономику, способную финансировать содержание мощной армии, которая усиливает их позиции в регионе, против Северной Кореи, которую поддерживали СССР и Китай.

Опору на инновации можно проиллюстрировать ситуацией с электронным правительством и развитием ядерных технологий. В развитие первого направления иллюстрации жители Южной Кореи смогли почти полностью отказаться от бумажного документооборота, что позволяет ускорять принятие решений, широко информировать общественность и советоваться с ней, экономить ежегодно огромные суммы как на стоимости бумажных документов, так и на услугах тех, кто ранее развозил все эти документы, а теперь привлечен к производству действительно необходимых для страны товаров и услуг4. В разви-

2 Экономика Республики Корея. URL: http://www.ereport.ru/articles/ weconomy/skorea.htm (дата обращения: 10.04.2018)

3 Заменен 16 сентября 1998 г на Foreign Investment Promotion Act No. 5559 (amended by Act No. 10232, April 5, 2010) (Republic of Korea). URL: www.moleg.go.kr/FileDownload.mo?flSeq=34257 (дата обращения: 13.04.2018)

См. подробнее по адресу legal.un.org/avl/pdf/ls/Shin_RelDocs.pdf (дата обращения: 13.04.2018)

4 См.: Ботнев В.К., (2018), Зарубежный опыт построения электронного правительства. Социально-политические науки, 1: 26-28.

тие второго направления нужно отметить, что сравнительно небольшая по населению страна, которая совсем недавно поднялась из нищеты, сейчас строит ядерные реакторы как для себя, так и на экспорт; неоднократно поднимается также вопрос о создании ядерного оружия в противовес ядерной программе Северной Кореи5.

Ситуация изменилась в 90-ые годы. Правительство провело ряд мероприятий по либерализации инвестиционного климата, в том числе по работе с сознанием населения для формирования принятия иностранных инвестиций на основе неоднократного изменения (в 1999-2002 гг.) упоминавщегося выше Закона о содействии иностранным инвестициям от 16 сентября 1998 г. (Foreign Investment Promotion Act No. 55596.

Так, в 1999-2002 гг.:

- были открыты для иностранных вложений новые сферы предпринимательской деятельности (всего 1141, кроме 7 видов деятельности, на которые введены государственные ограничения и запреты: внешним инвесторам полностью запрещается участие как во внутреннем, так и в прибрежном рыболовстве и рыбоводстве, а также в теле- и радиопередающих станциях; и частично ограничиваются вложения, предназначенные для учреждений образования, средств массовой информации, предприятий оптовой торговли мясом;7

- проведена либерализация приобретения земли иностранными бизнесменами в частную собственность: для покупки земли стало достаточно подать соответствующее заявление, а срок аренды земли, находящейся в собственности государства, бьт увеличен до 50 лет (by contract ad libitum);

- введена упрощенная процедура оформления иностранных инвестиций на основе системы one-stop-service8, позволяющая инвестору иметь дело с одним учреждением, избегая бюрократической волокиты, и базирующаяся на заявительном принципе регистрации иностранных вложений (by means of reporting): любой иностранец, пожелавший сделать инвестиции в любую корпорацию Республики Корея, направляет заявление в Министерство экономики и финансов, которое, в свою очередь, незамедлительно выдает такому иностранцу сертификат о выполнении обязанности подать соответствующее заявление;

- в ситуациях вложения иностранным инвестором капитала в крупномасштабные проекты определенного региона последний приобретал особый статус - регион использования иностранных инвестиций (foreign investment zones), которые могут развиваться как промышленные комплексы местного уровня (local industrial complex); в настоящее время территория РК содержит зоны для иностранных инвестиций

5 По материалам докладов («Межкорейский диалог и новая формула режима ядерного нераспространения» (Петровский В.Е., ИДВ РАН, Москва), «Урегулирование ядерной проблемы Корейского полуострова: возможности для России» (Дьячков И.В., МГИМО (У), Москва), «Ядерное вооружение Южной Кореи как ответ на угрозу КНДР: активизация дискуссии и возможные последствия» (Кирьянов О.В., «Российская газета», Москва) и др.) с очередной, XXII научной конференции корееведов России и стран СНГ на тему «КНДР и РК - 70 лет» (20-30 марта 2018 г., Москва, Центр корейских исследований ИДВ РАН).

6 Стоит отметить, что такая тактика изменения сознания в контексте формирования идеологии уже применялась на Корейском полуострове, в частности, в период раскола и становления двух Корей. - По материалам презентации «Роль СМИ Южной Кореи в расколе страны (1945 -1950 гг.) (Вишнякова В.В., НИУ ВШЭ, Москва), услышанной в ходе очередной, XXII научной конференции корееведов России и стран СНГ на тему «КНДР и РК - 70 лет» (20-30 марта 2018 г., Москва, Центр корейских исследований ИДВ РАН).

7 См: Южная Корея. Особенности ввоза (вывоза) капитала. URL: http://atlasmap.ru/index.php/spr/144994 (дата обращения: 10.04.2018)

8 Такая система действует и для инвестиций (см. по адресу

http://www.investkorea.org/en/ik/onestop.do (дата обращения?

13.04.2018), и для образования (см., напр., на сайте Корейского универ-

ситета по адресу http://www.korea.ac.kr/mbshome/mbs/en/ subview.do?id=en_050203010000 (дата обращения? 13.04.2018))

различного типа: 12 - комплексного, 29 - индивидуального9. При этом расходы, которые несут местные органы управления в процессе приложения инвестиций, например, при формировании регионов использования иностранны« инвестиций, уменьшения или полного снятия налогового бремени (установления налоговых каникул) и др. относятся и компенсируются за счет казны;

- были увеличены сроки налоговых платежей на иностранные инвестиции;

- инвестиции могли делаться в форме наличных денег, инвестиционных товаров (средств производства), прав промышленной собственности, недвижимости, акций и инык интеллектуальных прав и др.;

- был учрежден Корейский инвестиционный сервисный центр (Korea Investment Service Center) при К) для организации поддержки в виде консультаций иностранных инвесторов и инвестиционных компаний по вопросам инвестирования и гражданского представительства в сфере подачи ходатайств и иного необходимого в инвестиционном процессе ведения дел10.

Ряд механизмов, предоставляемых после кризиса иностранным инвесторам в высокотехнологичные производства в Южной Корее таков:

- для высокотехнологичных проектов - налоговые каникулы в размере 100% в течение 5 лет, в размере 50 % в течение 2 лет; предоставление земли в лизинг; финансовая поддержка найма работников и их обучения;

- для высокотехнологичных предприятий - денежные гранты, которые могут быть использованы для найма работников и их обучения, покупки и аренды земли, покрытия расходов на строительство, возведения и покупки основных производственных инфраструктурных средств, НИОКР;

- для производств, действующих в зонах иностранных инвестиций -налоговые каникулы в размере 100% в течение 3 лет, затем в размере 50% в течение 2 лет; предоставление земли в аренду, помощь в создании основной инфраструктуры, финансовая поддержка найма работников и их обучения11.

Благодаря успешным действиям правительства страны в 1999-2000 гг. ВВП стал расти на 9% ежегодно, выросли инвестиции (Рис. 1); в 2003-2007 гг. темпы роста ВВП Южной Кореи уменьшились до приблизительно 4-5% ежегодно. С момента заключения в 2002 г. особое значение в стране стало придаваться Двустороннему соглашению о либерализации, содей-

9 Ведяшкина В.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Корея. // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 1(21). - С. 127-132.

10 См: Гил Кюн Сук. Эволюция политики стимулирования иностранных инвестиций в экономику Южной Кореи после финансового кризиса 1997 г. // Белорусский журнал международного права и международных отношений 2004. - № 1. URL: http://www.evolutio.info /content/view/656/215 (дата обращения: 10.04.2018); Foreign Investment Promotion Act (Republic of Korea). / Ed. by Ministry of Legislation. le-gal.un.org/avl/pdf/ls/Shin_Rel

Docs.pdf (дата обращения: 13.04.2018); Ча Юн Хо. Сравнительный анализ правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации и Республике Корея : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 : Москва, 2003 190 c. URL: http://www.dslib.net/civil-pravo/sravnitelnyj-analiz-pravovogo-rezhima-inostrannyh-investicij-v-rossijskoj.html#1028161 (дата обращения: 14.04.2018)

11 Малашенкова О.Ф. Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные производства: зарубежный опыт и концептуальные белорусские реалии. // Труды факультета международных отношений: научный сборник. Вып. II. 2011, БГУ. - С. 85 (160 с.). URL: http://docplayer.ru/31823774-Strategii-privlecheniya-pryamyh-ino-strannyh-investiciy-v-vysokotehnologichnye-proizvodstva-zarubezhnyy-opyt-i-konceptualnye-belorusskie-realii.html (дата обращения: 10.04.2018); Мильковский А.Г., Чурсин А.А., (2014), Роль информационно-коммуникационных технологий в управлении предприятиями наукоемких отраслей промышленности в контексте глобализации экономики. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 4: 123-127.

ствии и защите инвестиций с Японией12, в соответствии с которым введено облегчение режима движения капитала и прибыли между странами. Этот документ является первым в таком роде, заключенным между Республикой Корея и иностранным государством (вступил в силу 1 января 2003 г.). Это соглашение охватывает своим действием все отрасли экономики, кроме оборонно-промышленной, киноиндустрии, массовой информации, а также рыбной промышленности и ряда сельскохозяйственных производств13.

Г 1

Иностран в Южной кые инвестиции <орее 1995-3003 гг, /

L А

Рис. 1. Кривая развития иностранных инвестиций в Южную Корею в 1995-2003 г.

Источник: South Korea Foreign Direct Investment, Trading Economics. URL: http://www.tradingeconomics.com/south-korea/foreign-direct-investment Цит. по: Политическая стабильность и экономическое развитие государства: анализ case-study Сингапура и Южной Кореи. URL: https://studwood.ru/697526/ekonomika/ case_study_yuzhnaya_koreya#25 (дата обращения: 14.04.2018)

Начавшийся в 2007-2008 г. мировой экономический кризис14, замедлил темпы роста южнокорейского ВВП до 0,2% в 2009 г. Однако уже в третьем квартале 2009 г. экономика страны стала восстанавливаться в значительной степени по причине роста экспорта, низких процентных ставок и экспансионистской налоговой политики, а экономический рост в 2010 г. превысил 6%15. Этому способствовала и экономическая политика, проводившаяся администрацией Ли Мён Бака - президента Республики Корея с 25 февраля 2008 г. по 25 февраля 2013 г., который сделал прямые иностранные инвестиции важной частью стратегии роста своей администрации. К 2008 г. в Корее количество индивидуальных инвесторов (акционеров) составляло более 9% населения (порядка 4,6 млн человек), деятельность которых обеспечивала 50% оборота16.

К этому моменту можно наблюдать следующую динамику структуры акционерного капитала Кореи по капитализации (в %) в ракурсе инвестирования капитала (Табл. 1).

12 Agreement between the Government of the Republic of Korea and the Government of Japan for the liberalisation, promotion and protection of investment (Signed at Seoul March 22, 2002, Entered into force January 1, 2003). URL: investmentpolicyhub.unctad.org/Download/TreatyFile/1727 (дата обращения: 10.04.2018)

13 См: Южная Корея >> Особенности ввоза (вывоза) капитала. URL: http://atlasmap.ru/index.php/spr/144994 (дата обращения: 10.04.2018)

14 О том, как его пережили другие страны, см., напр.: Беликова К.М. «Консервация» ипотечных агентств в США: уроки кризиса. // Законодательство и экономика. - 2012. - № 11. - С. 62-67.

15 Экономика Республики Корея. URL: http://www.ereport.ru /articles/weconomy/skorea.htm (дата обращения: 10.04.2018)

16 Рубцов Б.Б. Фондовый рынок Республики Корея. // Портфельный

инвестор. - 2010. - № 2. URL: http://www.

mirkin.ru/_docs/articles03-127.pdf (дата обращения: 14.04.2018)

Табл. 1

Структура акционерного капитала Кореи по капитализации, %

2000 г. 2004 г. 2008 г.

Правительство и правительственные учреждения 13,2 4,1 2,8

Институциональные инвесторы 16,4 17,0 11,7

Прочие компании 19,9 18,0 28,3

Физические лица 23,5 20,8 30,0

Иностранные инвесторы 27,0 40,1 27,3

Всего* *М.б. не равно 100 из-за округлений 100,0 100,0 100,0

Источник: Цит. по: Рубцов Б.Б. Фондовый рынок Республики Корея. // Портфельный инвестор. - 2010. - № 2. URL: http://www.mirkin.ru/_docs/articles03-127.pdf (дата обращения: 14.04.2018) (В источнике цит. по: Capital Market in Korea 2009. Seoul, KOFIA, р.59 (www.ksda.or.kr))

На этом фоне, если в 1970 г. валовые инвестиции составили 2,3 млрд долл., то в 2011 г. они возросли до 329 млрд. Если акционерный капитал КР в 1980 г не содержал долей акций, принадлежащих иностранцам, то, начиная с 1990-х годов их содержание возросло до 13% (1996 г.), 25% (2000 г.), 40% (2004 г.). При этом к 2008 г. доля акций, принадлежащих иностранцам, снизилась до 27%, хотя значительная часть акций ряда крупных корейских компаний продолжает принадлежать иностранцам (48% Samsung Electronics, 43% POSCO, 50% Hyundai Motors17).

Следует отметить в этой связи, что последнее крупное изменение Закона было произведено в 2009-2010 гг. после того, как Корея вышла из кризиса, что потребовало новых подходов и гарантий инвесторам.

Изменения коснулись, например, введения должности Омбудсмана для оказания помощи иностранным инвесторам (Ombudsman for Foreign Investment - ст. 15-2 Закона в ред. 5 апреля 2010 г.).

Подход к открытым для инвестиций, ограниченным и запрещенным к инвестированию секторам промышленности остался прежним. Однако состав этих отраслей периодически пересматривается. Так, в 2009 г. Министерство экономики знаний опубликовало Консолидированное публичное уведомление (Consolidated Public Notice), в котором число промышленных секторов, инвестиции в которые запрещены, вырос с 28 до 29 (это производство ядерной энергии, теле- и радиовещание и др.). Специальные законы не только ограничивают 49% долю иностранного капитала в компаниях указанных отраслей, но и определяют, что один иностранный инвестор не вправе владеть более, чем 3% «(в некоторых компаниях 15%) акций (например, Korea Telecom, SK Telecom, LG Telecom, Korean Air и др.)»ls.

В Республике Корея одновременно с Законом «О содействии иностранным инвестициям» действуют и другие нормативно-правовые акты, обеспечивающие правовое регулирование инвестиционной деятельности нерезидентов на ее территории. К ним можно отнести, например, законы «О коммерческой деятельности», «О приобретении земельной собственности иностранными гражданами». «О развитии промышленного сектора и учреждении производства», «О монопольном регулировании и добросовестной торговле», «Об операциях с иностранной валютой», «Об инвестиционных финансовых услугах и рынке капиталов» (далее - FSCMA19), и др. Особо следует остановиться на последнем из названных законов, вступившем в силу в феврале 2009 г.

17 Там же.

18 Рубцов Б.Б. Цит. соч.

19 Цит. по: Ведяшкина В.А. Цит. соч.

Этот закон сформулировал и определил понятие «предприятие финансово-инвестиционного бизнеса». Такое предприятие вправе осуществлять широкий спектр финансовых операций - от торговли за свой счет ценными бумагами до брокерских услуг, от доверительного (трастового) управления (включая коллективные инвестиции) до консультирования по вопросам инвестиционных вложений. В соответствии с FSCMA, предприятие, осуществляющее одну (или несколько) из перечисленных видов деятельность, является «финансовой инвестиционной компанией» (financial investment company). По этой причине все действующие предприятия, занятые в бизнесе, связанном с куплей-продажей ценных бумаг или производных финансовых инструментов, а также с управлением активами или оказанием доверительных и консультационных услуг называются финансово-инвестиционными компаниями. До введения в действие указанного закона правовое разделение между указанными видами деятельности было функциональным -запрещающим компаниям по ценным бумагам осуществлять торговлю производными, управлять коллективными инвестициями и т.п.

Эти положения действуют и по сей день.

В 2012 г. от иностранных инвесторов было получено 16 млрд 260 млн долл. прямых иностранных инвестиций, что стало рекордом за всю историю страны. Основными инвесторами выступали Япония, США, Гонконг, Сингапур и материковый Китай. Выйти на докризисный уровень инвестирования удалось только в 2013 г.

Пионером по объему прямых инвестиций (далее - ПИИ) выступают США с их 43,8 млрд долл., что составляет 25,2% прямых иностранных инвестиций в Корею с 1960 г., затем идет Япония с ее 26 млрд долл. (14,9% ПИИ), затем - Великобритания с ее 10,7 млрд долл. (6,2% ПИИ)20. С 2012 г. США действуют на основе американо-корейского Соглашения о зоне свободной торговли 2012 г. (U.S. - Korea Free Trade Agreement)21.

При этом вывод огромных средств напуганными кризисом западными инвесторами научил Корею тому, что опора на собственные силы более надежна22.

По этой причине Корея продолжает развивать и поддерживать НИОКР в стратегических отраслях промышленности. Примером может служить повышение в рамках программы «21st Century Frontier R&D Project»23 бюджета на НИОКР местных органов управления с 27 до 32%, имеющее целью поднять корейские технологии на уровень стран большой

20 2011 Investment Climate Statement - Republic of Korea. / Ed. by Bureau of Economic and Business Affairs under Secretary for Economic Growth, Energy, and the Environment, U.S. Department od State. https://www.state.goV/e/

eb/rls/othr/ics/2011/157359.htm (дата обращения: 13.04.2018)

21 См. по адресу https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/korus-fta (дата обращения: 13.04.2018)

22 Шумилов П. Инвестиционный опыт и экономический подъем Южной Кореи. Февраль 15, 2013. URL: http://www.kfim.ru/mirovaya-ekonomika/ekonomicheskij-podem-yuzhnoj-korei/ (дата обращения: 10.04.2018)

23 См.: National R&D Program in Republic of Korea / Ed. by Ministry of

Science and Technology, Republic of Korea. URL: http://unpan1.un.org

/intradoc/groups/public/documents/APCITY/UNPAN008045.pdf (дата об-

ращения: 14.04.2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

восьмерки; делают акцент на развитие робототехники24, низкоуглеродных технологий и зеленой экономики и т.д.

Корея также проводит такую научно-техническую политику, в рамках которой с 70-ых гг. уделяется внимание подготовке кадров для тяжелой и химической промышленности, трудоемких и наукоемких технологически интенсивных отраслей, финансируются стажировки за рубежом для научных работников и аспирантов, выдаются стипендии талантливым ученым и студентам25.

Республика Корея также ищет новых инвестиционных партнеров, в числе которых в настоящее время находится Россия. Полноценное торгово-экономическое сотрудничество России и Республикой Кореей началось в 1990-х гг. Первое десятилетие этих связей принесло взаимное разочарование. Обе страны полагали, что экономические и политические возможности партнера более весомые, чем оказались на самом деле. Так, согласно данным Российской службы статистики «даже на 2008 г. инвестиции южнокорейских компаний составили очень незначительные 0,6% от общей суммы прямых иностранных инвестиций, которые были привлечены в Россию до июня 2007 г.»26 Однако затем сотрудничество стало развиваться. Как пример отметим, что в июне 2017 г., по сообщению Минвостокразвития, российская сторона предложила увеличить за три года инвестиционное сотрудничество Дальнего Востока с Республикой Корея до 3 млрд долл. на XI заседании Российско-Корейского комитета по Дальнему Востоку и Сибири замминистра РФ по развитию Дальнего Востока А. Крутиков отметил, что сегодня корейские инвесторы в ТОР и Свободном порту Владивосток реализуют шесть проектов с объемом инвестиций почти 70 млн. долл. Представитель же корейской стороны, заместитель министра иностранных дел Республики Корея Ли Джон Гю, ответил, что достижение объема инвестиций в 3 млрд долл. в течение трех лет -это достаточно амбициозная цель. «Наши правительства должны внимательно рассмотреть данную цель, этот вопрос может обсуждаться на нашей экономической комиссии, эта цель достаточно привлекательна. Поскольку непосредственно инвестициями занимаются наши компании, мы их можем всячески поддерживать», - добавил он27.

Другой пример, - потенциальные поставки природного газа в Корею. Корейцы заявили (МИД Южной Кореи), что они рассматривают возможность провести трубопровод для доставки

24 См. подробнее, напр.: Бойко А. Робототехника в Южной Корее набирает обороты. 01.11.2016. URL: http://robotrends.ru /pub/1644/robototehnika-v-yuzhnoy-koree-nabiraet-oboroty (дата обращения: 14.04.2018)

25 По мат-лам доклада «Роль подготовки научно-технических кадров в социально-экономическом развитии Южной Кореи» (Зуева А.Г., аспирант ИДВ РАН) с очередной, XXII научной конференции корееведов России и стран СНГ на тему «КНДР и РК - 70 лет» (20-30 марта 2018 г., Москва, Центр корейских исследований ИДВ РАН).

26 См.: Рю Мин. Условия и перспективы развития экономического сотрудничества между Россией и Республикой Корея на современном этапе : автореф. дис ... канд. экон. наук : 08.00.14 - М., 2010.- 170 с. URL: http://www.dslib.net/economika-mira/uslovija-i-perspektivy-razvitija-jekonomicheskogo-sotrudnichestva-mezhdu-rossiej-i.html#3909794 (дата обращения: 14.04.2018)

27 ДФО может привлечь из Южной Кореи $3 млрд инвестиций. 27 Июня 2017 года. URL: https://1prime.ru/

News/20170627/827609786.html (дата обращения: 10.04.2018)

российского газа через Северную Корею28. Ранее этот вопрос также подвергался научному исследованию29.

Вместе с тем, некоторые исследователи отмечают в этой связи, что на фоне экономических санкций стратегия и планы южнокорейского бизнеса в отношении российского Дальнего Востока заметно изменились, а инвестиционные планы сократились. Так, если в 2014 г. на ежегодной российско-корейской конференции во Владивостоке обсуждались вопросы южнокорейского инвестирования на Дальнем Востоке, то в 2017 г. стороны обменивались мнениями только о возможностях экономического сотрудничества30.

Таким образом, изложенное позволяет заключить, что к особенностям инвестиционной стратегии Республики Корея относятся:

- первоначальная опора на иностранные займы (для сравнения отметим, что идея займов не нова, займы, но внутренние, у населения практиковал в СССР И.С. Сталин );

- распространенная на определенном этапе развития экономики и права идея поддержки национальных инноваций, научных кадров и т.п., характерная в том или ином виде и для других стран со схожими проблемами32, при одновременно опоре на идеи, в воплощении которых Корея выступает одним из новаторов (электронное правительство и др.).

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,69%.

Список литературы:

1. Беликова К.М. «Консервация» ипотечных агентств в США: уроки кризиса. // Законодательство и экономика. - 2012. - № 11. - С. 62-67.

2. Беликова К.М. Инновационный путь развития стран БРИКС как стратегический вектор. // Актуализация процесса взаимодействия стран БРИКС в экономике, политике, праве: Материалы Научного семинара. Москва, 9 октября 2012 г. / Отв. ред. и сост. Беликова К.М. -М.: Сенат Пресс, 2012. - С. 122-126 (251 с.).

3. Беликова К.М., Ахмадова М.А. Инвестиционная политика стран БРИКС (на примере Индии и Китая). // Законодательство и экономика

- 2016. - № 1. - С. 75-82.

4. Бойко А. Робототехника в Южной Корее набирает обороты. 01.11.2016. URL: http://robotrends.ru/pub/1644/robototehnika-v-yuzhnoy-koree-nabiraet-oboroty (дата обращения: 14.04.2018)

28 Южная Корея жаждет ГАЗ из России... но США теперь ударят по корейцам очень больно. 08.04.2018. URL: https://zen.yandex.ru /media/id/5a7dcbdea815f14d053c3e84/iujnaia-koreia-jajdet-gaz-iz-rossii-no-ssha-teper-udariat-po-koreicam-ochen-bolno-5ac933e35991d30775546ebd (дата обращения: 14.04.2018)

29 Юн Бюн Чол. Перспективы энергетического сотрудничества России и Республики Корея в области поставок природного газа в Республику Корея : автореф. дис ... канд. экон. наук : 08.00.14 Москва, 2007. - 147 с. URL: http://www.dslib.net/economika-mira/perspektivy-jenergeticheskogo-sotrudnichestva-rossii-i-respubliki-koreja-v-oblasti.html (дата обращения: 14.04.2018)

30 По мат-лам доклада «Российский Дальний Восток в российско-корейских отношениях» (Забровская Л.В., в.н.с. ИИАЭ ДВО РАН, Владивосток) с очередной, XXII научной конференции корееведов России и стран СНГ на тему «КНДР и РК - 70 лет» (20-30 марта 2018 г., Москва, Центр корейских исследований ИДВ РАН).

31 История гособлигаций и госзаймов в СССР: Бендер отдыхает. 15/06/2015. URL: http://starove.ru/zerkovmir/

nazlobu/istoriya-gosobligatsij-i-goszajmov-v-sssr-bender-otdyhaet/ (дата обращения: 26.04.2018)

32 Беликова К.М. Инновационный путь развития стран БРИКС как стратегический вектор. // Актуализация процесса взаимодействия стран БРИКС в экономике, политике, праве: Материалы Научного семинара. Москва, 9 октября 2012 г. / Отв. ред. и сост. Беликова К.М. - М.: Сенат Пресс, 2012. - С. 122-126 (251 с.) .

5. См.: Ботнев В.К., (2018), Зарубежный опыт построения электронно-то правительства. Социально-политические науки, 1: 26-28. Ведяшкина В.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Республики Корея. // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 1(21). - С. 127-132.

6. Гил Кюн Сук. Эволюция политики стимулирования иностранных инвестиций в экономику Южной Кореи после финансового кризиса 1997 т. // Белорусский журнал международного права и международных отношений 2004. - № 1. URL: http://www.evolutio.info /content/view/656/215 (дата обращения: 10.04.2018)

7. ДФО может привлечь из Южной Кореи $3 млрд инвестиций. 27 Июня 2017 тода. URL: https://1prime.ru/News/20170627 /827609786.html (дата обращения: 10.04.2018)

8. История гособлигаций и госзаймов в СССР: Бендер отдыхает. 15/06/2015. URL: http://starove.ru/zerkovmir/ nazlobu/istoriya-gosobligatsij-i-goszajmov-v-sssr-bender-otdyhaet/ (дата обращения: 26.04.2018)

9. Малашенкова О.Ф. Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные производства: зарубежный опыт и концептуальные белорусские реалии. // Труды факультета международных отношений: научный сборник. Вып. II. 2011, БГУ. - С. 85 (160 с.). URL: http://docplayer.ru/31823774-Strategii-privlecheniya-pryamyh-inostrannyh-investiciy-v-vysokotehnologichnye-proizvodstva-zarubezhnyy-opyt-i-konceptualnye-belorusskie-realii.html (дата обращения: 10.04.2018)

10. Мильковский А.Г., Чурсин А.А., (2014), Роль информационно-коммуникационных технологий в управлении предприятиями наукоемких отраслей промышленности в контексте глобализации экономики. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 4: 123-127.

11. Рубцов Б.Б. Фондовый рынок Республики Корея. // Портфельный инвестор. - 2010. - № 2. URL: http://www.mirkin.ru/_docs/articles03-127.pdf (дата обращения: 14.04.2018)

12. Рю Мин. Условия и перспективы развития экономического сотрудничества между Россией и Республикой Корея на современном этапе : автореф. дис ... канд. экон. наук : 08.00.14 - М., 2010.- 170 с. URL: http://www.dslib.net/economika-mira/uslovija-i-perspektivy-razvitija-jekonomicheskogo-sotrudnichestva-mezhdu-rossiej-i.html#3909794 (дата обращения: 14.04.2018)

13. Ча Юн Хо. Сравнительный анализ правового режима иностранных инвестиций в Российской Федерации и Республике Корея : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 : Москва, 2003 190 c. URL: http://www.dslib.net/civil-pravo/sravnitelnyj-analiz-pravovogo-rezhima-

inostrannyh-investicij-v-rossijskoj.html#1028161 (дата обращения: 14.04.2018)

14. Шумилов П. Инвестиционный опыт и экономический подъем Южной Кореи. Февраль 15, 2013. URL: http://www.kfim.ru/mirovaya-ekonomika/ekonomicheskij-podem-yuzhnoj-korei/ (дата обращения: 10.04.2018)

15. Экономика Республики Корея. URL: http://www.ereport.ru /articles/weconomy/skorea.htm (дата обращения: 10.04.2018)

16. Южная Корея >> Особенности ввоза (вывоза) капитала. URL: http://atlasmap.ru/index.php/spr/144994 (дата обращения: 10.04.2018)

17. Южная Корея жаждет ГАЗ из России... но США теперь ударят по корейцам очень больно. 08.04.2018. URL: https://zen.yandex.ru /media/id/5a7dcbdea815f14d053c3e84/iujnaia-koreia-jajdet-gaz-iz-rossii-no-ssha-teper-udariat-po-koreicam-ochen-bolno-5ac933e35991d30775546ebd (дата обращения: 14.04.2018)

18. Юн Бюн Чол. Перспективы энергетического сотрудничества России и Республики Корея в области поставок природного газа в Республику Корея : автореф. дис ... канд. экон. наук : 08.00.14 Москва, 2007. - 147 с. URL: http://www.dslib.net/economika-mira/perspektivy-jenergeticheskogo-sotrudnichestva-rossii-i-respubliki-koreja-v-oblasti.html (дата обращения: 14.04.2018)

19. 2011 Investment Climate Statement - Republic of Korea. / Ed. by Bureau of Economic and Business Affairs under Secretary for Economic Growth, Energy, and the Environment, U.S. Department od State. https://www.state.gov/e/ eb/rls/othr/ics/2011/157359.htm (дата обращения: 13.04.2018)

20. Agreement between the Government of the Republic of Korea and the Government of Japan for the liberalisation, promotion and protection of investment (Signed at Seoul March 22, 2002, Entered into force January 1, 2003). URL: investmentpolicyhub.unctad.org/Download /TreatyFile/1727 (дата обращения: 10.04.2018)

21.Foreign Investment Promotion Act (Republic of Korea). / Ed. by Ministry of Legislation. URL: legal.un.org/avl/pdf/ls/Shin_RelDocs.pdf (дата обращения: 13.04.2018)

22. Foreign Investment Promotion Act No. 5559 (amended by Act No. 10232, April 5, 2010) (Republic of Korea). URL: www.moleg.go.kr/FileDownload.mo?flSeq=34257 (дата обращения: 13.04.2018)

23. National R&D Program in Republic of Korea / Ed. by Ministry of Science and Technology, Republic of Korea. URL: http://unpan1.un.org /intradoc/groups/public/documents/APCITY/UNPAN008045.pdf (дата обращения: 14.04.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.