Научная статья на тему 'ДОМИНАНТНЫЕ ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПРАКТИК МОЛОДЕЖИ НА ЮГЕ РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ)'

ДОМИНАНТНЫЕ ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПРАКТИК МОЛОДЕЖИ НА ЮГЕ РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
127
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ / ВОЕННО-МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волков Юрий Григорьевич, Вагина Виктория Олеговна

Социологическое поле исследований, посвященных патриотизму в молодежной среде современной России, достаточно насыщенное, а среди патриотических практик, получивших наибольшее развитие в регионах страны, доминантными являются военно-мобилизационные, основанные на воспроизводстве исторической памяти, прежде всего, связанной с героическими страницами Великой Отечественной Войны. Повседневная гражданская жизнь с ее проблемами и возможностями их разрешения практически не включена в патриотическую повестку дня современной российской молодежи. Действуя в русле формально заданной государством логики патриотической деятельности, молодежь слабо проявляет инициативу в проектировании собственных патриотических практик при том, что запрос на патриотизм иного, не героического типа, в ее среде сформировался. К этим выводам авторы приходят на основе анализа эмпирических материалов, полученных в ходе реализации ряда исследовательских проектов на Юге России. В качестве важного вывода указывается также на необходимость использования потенциала онлайн-пространства и цифровых технологий для привлечения молодежи к новым формам патриотических практик - практик гражданского патриотизма и роста ее патриотической субъектности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMINANT FORMS OF PATRIOTIC PRACTICES OF YOUTH IN THE SOUTH OF RUSSIA (BASED ON SOCIOLOGICAL SURVEYS)

The sociological field of research devoted to patriotism in the youth environment of modern Russia is quite rich, and among the patriotic practices that have received the greatest development in the regions of the country, military mobilization practices are dominant, based on the reproduction of historical memory, primarily associated with the heroic pages of the Great Patriotic War. Everyday civil life, with its problems and opportunities for their resolution, is practically not included in the patriotic agenda of today’s Russian youth. Acting in line with the logic of patriotic activity formally set by the state, young people show little initiative in designing their own patriotic practices, despite the fact that a demand for patriotism of a different, non-heroic type has formed among them. The authors come to these conclusions on the basis of an analysis of empirical materials obtained during the implementation of a number of research projects in the South of Russia. As an important conclusion, it is also indicated that it is necessary to use the potential of the online space and digital technologies to attract young people to new forms of patriotic practices - the practices of civic patriotism and the growth of its patriotic subjectivity.

Текст научной работы на тему «ДОМИНАНТНЫЕ ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПРАКТИК МОЛОДЕЖИ НА ЮГЕ РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ)»



Доминантные формы патриотических практик молодежи на Юге России (по материалам социологических опросов)

Волков Юрий Григорьевич,

заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Института социологии и регионоведения, Южный федеральный университет E-mail: ugvolkov@sfedu.ru

Вагина Виктория Олеговна,

аспирант Института социологии и регионоведения, Южный федеральный университет E-mail: vagina.viktoriya@yandex.ru

Социологическое поле исследований, посвященных патриотизму в молодежной среде современной России, достаточно насыщенное, а среди патриотических практик, получивших наибольшее развитие в регионах страны, доминантными являются военно-мобилизационные, основанные на воспроизводстве исторической памяти, прежде всего, связанной с героическими страницами Великой Отечественной Войны. Повседневная гражданская жизнь с ее проблемами и возможностями их разрешения практически не включена в патриотическую повестку дня современной российской молодежи. Действуя в русле формально заданной государством логики патриотической деятельности, молодежь слабо проявляет инициативу в проектировании собственных патриотических практик при том, что запрос на патриотизм иного, не героического типа, в ее среде сформировался. К этим выводам авторы приходят на основе анализа эмпирических материалов, полученных в ходе реализации ряда исследовательских проектов на Юге России. В качестве важного вывода указывается также на необходимость использования потенциала онлайн-пространства и цифровых технологий для привлечения молодежи к новым формам патриотических практик - практик гражданского патриотизма и роста ее патриотической субъектности.

Ключевые слова: патриотизм, патриотические практики, молодежь, государственный патриотизм, гражданский патриотизм, военно-мобилизационный патриотизм.

Авторское исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-311-90012 «Патриотические практики в молодежной среде полиэтничного Юга России: особенности формирования и формы реализации».

Патриотизм и вопросы его формирования в молодежной среде традиционно в России находились в компетенции органов государственной власти. Ничего не изменилось и на современный день. А потому большинство патриотических практик, реализуемых в современном российском обществе, относятся к практикам формального порядка, т.е. регулируемыми властными структурами, органами, инстанциями во всем региональном пространстве страны.

Патриотические практики в России и ее регионах, прежде всего, ориентированы на формирование патриотических ценностей и установок в молодежной среде, о чем говорит характер патриотических организаций - подавляющее большинство из них носят молодежный характер. Так, в Ростовской области функционирует созданный в 2013 г. «Ростовпатриотцентр», находящийся в ведении комитета по молодежной политике Ростовской области и ориентированный на гражданское и патриотическое воспитание молодежи. В рамках его деятельности организуются такие молодежные акции и проекты, как «Россия - это мы!», «Твои герои, славный Дон!», серия мероприятий «Память поколений», направленная на увековечение памяти погибших защитников Отечества, «Вахта Памяти» и «Бессмертный полк», автопробег «Дороги славы», «Георгиевская ленточка», «День Неизвестного солдата» и ряд других. На территории области действует Ростовская региональная молодежная патриотическая общественная организация «Отечество», находится музейный комплекс «Самбекские высоты», также активно принимающий участие во многих мероприятиях военно-патриотической направленности, и многое другое.

Так, запущен региональный проект Ростовского РО Партии «Единая Россия» «Готов к Добру и Обороне!». Его

109

целью является развитие добровольчества, военно-патриотическое воспитание молодежи, популяризация физкультуры и здорового образа жизни, мотивирование к участию в ГТО, первичная профилактика алкоголизма и наркомании. Сейчас в стране и во всех ее регионах, и южный регион не исключение, реализуется проект «Историческая память», к которому в рамках патриотического воспитания молодежи подключились все региональные отделения политических партий - Единой России, ЛДПР, КПРФ и т.д.

И в этом направлении достигнуты определенные успехи, так как молодежь, организованная в подобного рода патриотические практики, проявляет активность, соответствующую ее установкам в отношении патриотизма как любви к стране и памяти о ее героических страницах. Именно на этом чувстве и героизации патриотизма выстроена модель патриотического воспитания, реализуемая современным российским государством. Иными словами, формальные патриотические практики молодежи базируются на воспроизводстве исторической памяти, преимущественно посредством обращения к героическим страницам Великой Отечественной войны.

Активное участие в организации формальных патриотических практик на современном этапе принимает Русская православная церковь, инициировавшая создание во многих регионах страны, в том числе и на Юге России, таких православных военно-патриотических клубов, как «Пересвет-М», «Суворов»», «Златоуст», «Святослав» [7].

Нельзя не сказать о деятельности поисковых отрядов, которые функционируют по всей стране, реализуя логику общего военно-патриотического дискурса в рамках общероссийского общественного движения «Поисковое движение России». Безусловно, это движение очень важное, и, благодаря ему, многие имена неизвестных солдат, погибших во время Великой Отечественной войны, были восстановлены. В том числе, и в южнороссийском регионе [2, с. 32].

Подобные практики могут и должны стать основой более высокой активности молодежи в неформальных патриотических практиках, инициированных ею самой или иными структурами и акторами, не включенными в контекст официальной патриотической политики государства и проводимых им патриотических мероприятий. Вместе с тем, этого не происходит, и основная причина заключается в том, что сами неформальные патриотические практики в России являются весьма нераспространенным явлением. Почему это происходит? Что блокирует неформальные патриотические практики в молодежной среде? Нужны ли они, в принципе, молодежи? Ориентированы ли они на них в своей патриотической деятельности?

На эти вопросы мы попытались получить ответы, реализуя ряд исследовательских проектов социологической направленности. В частности, в данной статье используются результаты экспертного опроса, проведенного в рамках проекта РФФИ и АНО ЭИСИ «Гражданственность в молодежной среде в локальных сообществах в России и в странах с развитой культурой гражданского участия (Франция и ФРГ): особенности и возможности имплемента-ции зарубежного опыта в российских условиях» (проект № 19-011-33055); материалы фокус-групповых исследований, проведенных в рамках Государственного задания (Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, проект № 28.3486.2017/ ПЧ «Гражданский патриотизм в формировании и развитии солидаристских практик на Юге России: ресурсный потенциал и условия его реализации»), а также результаты социологического исследования по типу экспертного опроса, проведенного в 2021 г. в рамках гранта РФФИ «Патриотические практики в молодежной среде полиэтничного Юга России: особенности формирования и формы реализации» (проект № 20311-90012).

Первое, на что мы обратили внимание, общаясь с экспертам по поводу

110

невысокой активности молодежи с точки зрения самостоятельности в проектировании своей патриотической деятельности, в формировании с ее стороны патриотической инициативы, это отсутствие веры в действенность, эффективность патриотических мероприятий, акций с точки зрения их влияния на социальную ситуацию (47%), недостаточность информации о проводимых патриотических мероприятиях (41,5%), а также отсутствие интереса к патриотическим практикам, которые формируются не ею, а задаются «сверху» (39,6%) (Таблица 1).

Таблица 1. Распределения ответов экспертов на вопрос «По каким причинам молодежь не желает принимать участие в патриотической деятельности?» (множественный выбор),%

Недостаточность информации о проводимых патриотических мероприятиях 41,5

Отсутствие веры в действенность, эффективность патриотических мероприятий,акций с точки зрения их влияния на социальную ситуацию 47

Отсутствие интереса к патриотическим практикам, которые формируются не ею, а задаются «сверху» 39,6

Принудительный характер патриотической деятельности (молодежь заставляют, принуждают к участию в патриотических мероприятиях в школе, вузах и т.д.) 36,6

Нехватка времени на участие в патриотической деятельности 20,1

Отсутствие зрелых патриотических установок и ценностей 37,2

Непонимание того, что может принести участие в патриотической деятельности для общества и молодежи 34,1

Незаинтересованность в решении социальных задач, проблем 23,8

Излишняя военизированная направленность патриотических мероприятий и практик, связанная с героизацией прошлого 11

Всего 290,9

Иными словами, молодежь, ведомая в ее патриотической деятельности формальными указаниями и мероприятиями, инициируемыми не ею, утрачива-

ет интерес к тому, чтобы самой что-то в этом плане предпринимать. И формируется ситуация, которая свидетельствует об определенном спектре противоречий, разворачивающихся в пространстве реализации патриотических практик молодежи на Юге России, связанных, прежде всего, с расхождением между патриотическими потребностями молодежи как субъекта патриотических практик и организацией патриотических практик молодежи как объекта патриотического воспитания.

Что же происходит? Дело в том, как мы полагаем, что современная молодежь, и в частности южнороссийская, не представляет, каким образом можно проявить патриотизм в повседневной жизни с ее обычными проблемами и заботами, с ее кризисными показателями социальной справедливости, нарушением прав и свобод граждан, ущемлением прав и достоинства детей и молодежи, женщин и стариков, поскольку в спектр формальных патриотических практик, заданных государством, это не актуализировано. Выходит, что, если нет места проявлению патриотизма как подвигу в мирное время, то остается только прикоснуться к этому героическому патриотизму в прошлом, обращаясь к героической истории народа, храня память о ней. И это правильно с точки зрения сохранения преемственности поколений, сохранения социокультурной идентичности, интеграции многонационального российского народа, но его движение в сторону качественного изменения жизни, повышения благосостояния общества предполагает включение в патриотический дискурс сюжетов, связанных с настоящим, с повседневной реальностью с ее актуальными проблемами, решать которые во благо общества - тоже значимая часть патриотизма [5].

Однако гражданская повседневная жизнь с ее проблемами не вписывается в логику активно развиваемого в российском обществе военного патриотизма, а потому и обыденные социальные практики не становятся площадкой для развития патриотических практик мо-

111

лодежи. Для этих целей нужен гражданский патриотизм, который возможен как патриотизм, прежде всего, неформального порядка. Однако российская реальность не располагает к формированию и распространению патриотических практик такого рода. Стоит согласиться с социологами-экспертами, что в России наблюдается возврат к консервативным ценностям по типу позд-несоветского варианта существования и государственной идеологии под названием государственный патриотизм, вписывающиеся в схему общественного развития [6].

Анализ материалов, полученных в ходе проведения серии фокус-групповых исследований среди студентов Республики Крым, а также Ростовской области в апреле 2019 г. в ходе реализации исследовательского проекта «Гражданский патриотизм в формировании и развитии солидаристских практик на Юге России: ресурсный потенциал и условия его реализации», показывает, что восприятие патриотизма студенческой молодежью носит эмоционально-чувственный характер. Так, среди ассоциаций патриотизма, которые называли студенты в ходе фокус-групповой дискуссии, прозвучали такие, как «война», «победа», «гордость за Родину», «Родина», «что-то родное», «уважение и любовь к Родине», «семья», «любовь», «военные песни», «держава», «флаг», «русский народ», «вера в страну», «преданность», «самопожертвование». Как видим, понятие «патриотизм» для большинства молодых респондентов связано с понятием «Родина», ее героическим прошлым, атрибутами гордости, славы, держав-ности, что характерно для патриотизма государственного типа [3, с. 68].

Точка зрения о государственном патриотизме, как доминирующем в установках жителей Юга России, полностью подтвердилась на всех этапах указанного выше исследовательского проекта. Интерес в этом контексте представляет высказывание одного из участников фокус-группы: «Вообще, честно говоря, как мне кажется, государство навязы-

вает нам патриотизм. Вот, посмотрите, сейчас даже в Крыму, ну и вообще везде, есть «Юнармия». Продвигается больше теорий армии, войны и привлекаются дети от 11-ти и старше. Их там учат патриотизму» (Симферополь) [3, с. 69].

Отдаленность, дистанцированность патриотизма от повседневной жизни и повседневных социальных, в том числе гражданских практик, слабо проявляющаяся (лишь у немногих) связь патриотизма и гражданственности формирует и определенные установки в молодежной среде, когда сам патриотизм ассоциируется с популизмом и вызывает отторжение на уровне сознания. Так, приведем мнение одного из участников фокус-группы: «Я являюсь человеком, который не совсем одобряет и воспринимает патриотизм в целом. Как мне кажется, люди только делают вид, что они патриоты, и человек должен трудиться в любой стране, независимо того, где он находится, чтобы везде было хорошо...» (Ростов-на-Дону). В этой позиции совершенно четко прозвучали интенции гражданского патриотизма, когда патриот - это, прежде всего, гражданин, стремящийся своей жизнью принести пользу там, где он проживает [3, с. 72]. В молодежной среде созрел запрос на патриотизм в деятельности. Хорошо об этом сказал один из участников фокус-группы: «Осознание того, что ты можешь говорить, можешь что-то делать, что от тебя что-то зависит - это не пустое. Вот как мне кажется, вот это и надо прививать, а не песнями или плясками» (Симферополь) [3, с. 91].

Для вовлечения молодежи Юга России в патриотические практики, помимо традиционно реализуемых мер, связанных с военно-патриотическим воспитанием молодежи, с точки зрения экспертов, можно использовать также такие меры, как:

- создание образовательной среды, направленной на формирование ценностей, связанных с патриотизмом и гражданственностью;

- создание Интернет-площадок, где молодежь была бы субъектом граж-

112

данских и патриотических инициатив;

- формирование открытых дискуссионных площадок с представителями власти на федеральном и муниципальном уровне;

- активное вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность;

- организация встреч с людьми, которые внесли большой вклад в развитие региона и его популяризации за его пределами;

- организация встреч с волонтерами/ общественными деятелями, которым патриотическая деятельность в рамках общественной жизни помогла с продвижением карьеры;

- организация экологических практик, связанных с защитой лесов, рек, животных, природы в целом на Юге России;

- развитие туристических практик, связанных с посещением знаковых мест, имеющих культурно-историческое и этнорелигиозное значение;

- привлечение молодежи к деятельности, связанной с оказанием социальной помощи людям, нуждающимся в ней (старикам, детям и др.). В заключении следует подчеркнуть,

что на данный момент доминантная форма реализации патриотических практик молодежи на Юге России -военно-мобилизационная (формальные патриотические практики). Вместе с тем принципиально важно заинтересовать молодых людей новыми видами и формами патриотической деятельности, создавая условия для раскрытия и развития их творческих способностей, формирования четкой гражданской позиции, толерантности. Последнее особенно значимо для обществ полиэтничного типа, в которых множество этнических культур переплетаются с особенностями культурной и исторической жизни народов.

Современный патриотизм - это уважение к культурам других народов, формирование толерантного мировоззрения. В современных условиях целесообразно проводить профилактиче-

ские занятия с молодежью, связанные с гражданским просвещением, снижением рисков формирования экстремистских установок и национализма в молодежной среде.

Националистические идеи приводят к переписыванию истории, когда нация начинает мифологизировать свое происхождение и говорить об исключительности, своем превосходстве. Националистически настроенное государство стремительно деградирует как социокультурное образование, замыкаясь на собственных национальных ценностях, принципах, идеологических установках [4].

Патриотизм может и должен стать неким инструментом в борьбе с национализмом, основываясь на принципах взаимопомощи, добрососедства, равенства всех народов, преимуществах этнокультурного многообразия в консо-лидационном контексте, что особенно важно для такого многонационального государства, как Россия, а также отдельных регионов, характеризующихся сложным в этнокультурном отношении составом.

Хорошей площадкой для развития новых и ориентированных на повседневную жизнь форм патриотических практик может стать онлайн-пространство. В нем на современный день сосредоточились все формы общения, образовательный процесс, информационное оповещение. Благодаря современным технологиям у молодежи можно сформировать гражданские и солидаристские ценности, формировать патриотические практики, которые будут направлены на процесс консолидации гражданского общества.

В современном обществе большую часть времени молодежь проводит в Интернете. Поэтому в разработках программ и проектов по системе патриотического воспитания необходимо учесть трансляцию информации на большую аудиторию пользователей.

В Интернете существует множество сайтов, направленных на формирование у молодежи патриотизма и духовно-нравственного воспитания. Одни про-

113

пагандируют государственную политику, другие направленны на воспитание и формирование лидерских качеств. Однако в онлайн-пространстве есть и множество сайтов, с совершенно противоположной точкой зрения, направленной на использование протестных настроений молодежи против социальной несправедливости. Деструктивные политические структуры, использующие протестные настроения молодежи, пытаются «раскачать» политическую ситуацию в обществе, активно используют онлайн-пространство для поддержки протестных настроений у молодежи. Необходимо противостоять таким явлениям, чтобы не потерять молодежь. Социальные сети и онлайн-пространство следует активно использовать для донесения понятной информации до молодежи, не насильственно насаждая, а завлекая интересными мероприятиями и достоверными фактами с использованием современных технологий.

Интегрировать молодежь в патриотические практики можно через вебсайты организаций, учебных заведений, фондов, страницы в социальных сетях YouTube, онлайн-квесты, виртуальные площадки, интерактивные музеи, выставки и др. Необходимо молодежь знакомить с порталом и сайтом Правительства области и Администрации города. Это будет способствовать молодежным инициативам и заявкам на предмет проектной деятельности.

Развитие патриотизма в молодежной среде через онлайн-пространство является новым, еще недостаточно разработанным направлением исследования, в том числе и на региональном уровне, при том, что исследователи уже привлекают внимание к потенциалу интернет-среды как наиболее значимой для социализации молодежи и ее патриотического развития [1]. Определенно, грамотное использование онлайн-среды может принести эффективный результат в области становления патриотического сознания молодежи в формате гражданского патриотизма, запрос на который, как показали полученные нами результаты в ходе серии эмпирических иссле-

дований, сформировался в молодежной

среде Юга России.

Литература

1. Бештоков М.В. Социализация молодежи в компьютерно-интерактивной социальной системе: социальные институты и риски коммуникации // Caucasian Science Bridge. 2021. Т. 4. № 1. С. 46-51.

2. Вагина В.О. Патриотические практики в молодежной среде на Юге России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 2. С. 31-34.

3. Гражданский патриотизм и соли-даристские практики в локальных сообществах на Юге России: коллективная монография / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский [и др.]; отв. ред. Ю.Г. Волков. - Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2019. - 392 с.

4. Лубский А.В., Вагина В.О., Мамина Д.А. Молодежная политика и гражданские практики в молодежной среде в современной России // Гуманитарий Юга России. 2019. Том. 8. № 6. С. 171-187.

5. Патриотизм, гражданственность и солидарность в региональных сообществах на Юге России: коллективная монография / Ю.Г. Волков, Лубский А.В., [и др.]; отв. ред. Ю.Г. Волков. - Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2018. - 412 с.

6. В России происходит тотальное упрощение массового сознания. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/arti-cles/2017/02/15/677855-rossii (дата обращения: 25.09.2020).

7. Список военно-патриотических клубов. [Электронный ресурс]. URL: http://pravoslavnyi .ru/new_site/ patriotic-military-clubs (дата обращения: 25.09.2020).

DOMINANT FORMS OF PATRIOTIC

PRACTICES OF YOUTH IN THE

SOUTH OF RUSSIA (BASED ON

SOCIOLOGICAL SURVEYS)

Volkov Yu.G., Vagina V.O.

Southern Federal University

114

The sociological field of research devoted to patriotism in the youth environment of modern Russia is quite rich, and among the patriotic practices that have received the greatest development in the regions of the country, military mobilization practices are dominant, based on the reproduction of historical memory, primarily associated with the heroic pages of the Great Patriotic War. Everyday civil life, with its problems and opportunities for their resolution, is practically not included in the patriotic agenda of today's Russian youth. Acting in line with the logic of patriotic activity formally set by the state, young people show little initiative in designing their own patriotic practices, despite the fact that a demand for patriotism of a different, non-heroic type has formed among them. The authors come to these conclusions on the basis of an analysis of empirical materials obtained during the implementation of a number of research projects in the South of Russia. As an important conclusion, it is also indicated that it is necessary to use the potential of the online space and digital technologies to attract young people to new forms of patriotic practices - the practices of civic patriotism and the growth of its patriotic subjectivity.

Keywords: patriotism, patriotic practices, youth, state patriotism, civil patriotism, military mobilization patriotism.

References

1. Beshtokov M.V. Socialization of youth in a computer-interactive social system: social institutions and risks of communication // Caucasian Science Bridge. 2021. Vol. 4. No. 1. P. 46-51.

2. Vagina V.O. Patriotic practices among the youth in the South of Russia // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2019. No. 2. P. 31-34.

3. Civil patriotism and solidarity practices in local communities in the South of Russia: collective monograph / Yu.G. Volkov, A.V. Lub-sky [and others]; resp. ed. Yu.G. Volkov. -Rostov-on-Don: Fund for Science and Education, 2019. - 392 p.

4. Lubsky A.V., Vagina V.O., Mami-na D.A. Youth policy and civil practices in the youth environment in modern Russia // Humanist of the South of Russia. 2019. Vol. 8. No. 6. P. 171-187.

5. Patriotism, citizenship and solidarity in regional communities in the South of Russia: collective monograph / Yu.G. Volkov, Lubsky A.V., [and others]; resp. ed. Yu.G. Volk-ov. - Rostov-on-Don: Science and Education Fund, 2018. - 412 p.

6. A total simplification of mass consciousness is taking place in Russia. [electronic resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/ politics/articles/2017/02/15/677855-rossii (Accessed 25.09.2020).

7. List of military-patriotic clubs. [electronic resource]. URL: http://pravoslavnyi.ru/ new_site/patriotic-military-clubs (Accessed 25.09.2020).

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.