УДК 808.2(1-87):371.32 ББК 81.2Рус-96
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет ст. преп. кафедры русского языка и межкультурной коммуникации
Сычева Л.В.
Россия, г. Воронеж тел. +7(4732)71-50-48 e-mail: [email protected]
Voronezh State University of Architecture
and Civil Engineering
The chair of Russian language
and cross-cultural communication,
Senior teacher
Sychova L.V.
Russia, Voronezh, +7(4732)71-50-48 e-mail: [email protected]
Л.В. Сычева
ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ РКИ
В статье рассматривается домашнее чтение как одно из направлений оптимизации самостоятельной работы студентов-иностранцев на начальном этапе обучения РКИ.
Ключевые слова: коммуникативные компетенции, русский как иностранный, оптимизация обучения, навыки самостоятельной работы, домашнее чтение.
L.V. Sychova
HOME READING AS A DIRECTION OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
The article sites home reading as a direction of optimization of foreign students' self-study at the elementary stage of teaching Russian as a foreign language.
Key words: communicative competences, teaching Russian as a foreign language, optimization of teaching, self-study skills, home reading.
Формирование коммуникативной компетенции студентов-иностранцев - комплексный процесс, который подразумевает работу над всем спектром языковых навыков. Обучение многим из них требует активного контакта с преподавателем. Однако нельзя не учитывать того, что некоторые студенты-иностранцы в силу ряда самых разных причин не всегда способны сразу войти в контакт с преподавателем. К тому же на начальном этапе обучения студенты-иностранцы часто испытывают трудности в понимании, переработке и усвоении языкового материала в связи со сжатыми сроками обучения. В этом случае им должна предоставляться возможность работать самостоятельно. Как известно, существуют такие области, как чтение, работа над лексикой, закрепление пройденных грамматических конструкций и т.д., в которых студенты должны уметь работать «автономно» [3].
Цель статьи - показать актуальность чтения как вида речевой деятельности в процессе обучения иностранных студентов РКИ, а также рассмотреть этапы организации их самостоятельной работы с текстами для домашнего чтения.
Исходя из разного уровня умений и навыков самостоятельной работы студентов-иностранцев, возникает необходимость обучать их общим принципам этого вида учебной деятельности. Таким образом, вопросы организации самостоятельной работы сту-
© Сычева Л.В., 2015
дентов-иностранцев, приобретения умений и навыков самостоятельной работы, необходимых иностранным студентам в процессе обучения РКИ, не теряют актуальности в настоящее время, и они неоднократно обращали на себя внимание методистов [1]. Остановимся на положениях некоторых из них.
Среди коммуникативных потребностей во всех видах речевой деятельности студентов-иностранцев на начальном этапе обучения РКИ особое место занимают коммуникативные потребности в чтении. Доказано, что чтение выступает как автономный вид речевой деятельности и является ведущим средством получения специальной информации в процессе обучения самостоятельной работе. И с этим трудно не согласиться. Чтение развивает и совершенствует речевые навыки студентов-иностранцев, прививает умения самостоятельной работы с литературой по специальности на русском языке, расширяет их словарный запас и т.д.
На подготовительном отделении студентов-иностранцев в основном обучают двум видам чтения: изучающему и ознакомительному. Изучающее чтение предполагает полное понимание языкового материала текста и его содержания. Основные целевые установки данного вида чтения: понимание - запоминание - воспроизведение. Ознакомительное чтение имеет целью понимание главной информации текста и всех его основных фактов, изложенных в нем. При этом виде чтения отсутствует специальная установка на запоминание, использование или воспроизведение изложенной информации [4]. Нельзя не согласиться с тем, что в процессе самостоятельной работы продуктивным является обучение именно ознакомительному чтению.
При обучении чтению с методической целью разделяют умения и навыки самостоятельной работы на две группы: навыки и умения собственно иноязычного чтения и навыки и умения собственно самостоятельной работы. Безусловно, данные умения целесообразно начинать формировать у иностранных учащихся на аудиторных занятиях под руководством преподавателя, а развивать и совершенствовать во внеаудиторное время в процессе самостоятельной работы. Основываясь на структуре самостоятельной работы как определенного вида деятельности, состоящего из ориентировочной, исполнительской и контрольной частей, выделяют группу умений самостоятельной работы при иноязычном чтении, которая включает: умения самоорганизации учебной деятельности, умения рационального умственного труда, справочно-информационные умения. Умения самоорганизации учебной деятельности включают самопланирование, самопрограммирование, самоисполнение и самоконтроль [1]. Таким образом, учебная деятельность студентов не может быть эффективной, если они не умеют приобретать знания самостоятельно.
В настоящее время назрела необходимость разработать учебное пособие для студентов-иностранцев «Тексты для домашнего чтения». Основу этого пособия должны составить небольшие по объему тексты, насыщенные конкретным грамматическим материалом и помогающие учащимся усвоить определенные грамматические правила. Текстовый материал должен быть адаптирован и расположен по принципу возрастания языковых трудностей. К каждому тексту следует дать ряд заданий, направленных на совершенствование и активизацию лексико-грамматических навыков учащихся, а также на развитие разговорной речи [5]. Тексты необходимо подбирать с учетом представленности в них различных коммуникативных способов изложения (тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения), а также с учетом форм устной речи (монолог, диалог, полилог). Предпочтение должно отдаваться сюжетным текстам, в которых используется общеупотребительная лексика.
Система текстов для домашнего чтения служит закреплению пройденной лексики и грамматики, расширению словарного запаса. Предполагается регулярное самостоя-
тельное чтение этих текстов под руководством и контролем преподавателя, и рассчитано оно преимущественно на понимание. Важно также отметить, что при отборе текстов учитывается интерес студентов-иностранцев к предложенным темам, проблемность текстов, что обеспечивает несомненное выполнение самостоятельной работы над текстом.
Известно, что проблемное обучение эффективно воздействует на активизацию мыслительной деятельности обучаемых, на развитие творческого мышления и т.п.. «Проблемный метод» позволяет задействовать все виды речевой деятельности:
1) рецептивный (чтение и/или слушание);
2) репродуктивный (пересказ, письменное изложение);
3) продуктивный (дискуссия)» [2].
Проблемная ситуация, кроме всего прочего, является важным мотивационным и эмоциональным средством в процессе обучения.
Справедливо мнение, что система проблемного обучения с использованием текстов морально-этической направленности дает возможность:
1) активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
2) идивидуализировать обучение;
3) достичь партнерства и взаимопонимания преподавателя и студентов во многих мировоззренческих и этических вопросах [2].
Тексты должны быть подобраны таким образом, чтобы они вызывали желание высказать отношение к поставленной в тексте проблеме. Последующие после прочтения текстов проблемные занятия-дискуссии в практике преподавания можно отнести к числу наиболее эффективных и целесообразных тактик обучения, поскольку учащиеся будут иметь возможность выхода в естественную неподготовленную коммуникацию.
Тексты для самостоятельного домашнего чтения должны обладать следующими особенностями:
1) не страдать избыточной информацией;
2) создавать определенный мотивационный настрой.
Работа над текстом начинается в аудитории и происходит под непосредственным активным руководством преподавателя. Внеаудиторную работу над текстом студент организует самостоятельно уже по предложенной преподавателем схеме. Вначале - это чтение с заданием выписать незнакомые слова, проверить их по словарю с целью научить студентов пользоваться словарем и составлять список незнакомых слов.
В соответствии с целью следующего этапа работы в разработке текстов для самостоятельного чтения могут присутствовать такие типы заданий:
- «найдите доказательства в тексте, подтверждающие следующие утверждения...»;
- «согласны ли вы со следующими утверждениями.?»;
- «выразите главную информацию односложной фразой»;
- «дайте другое название тексту и аргументируйте его» и т.п.
Используемые задания заставляют студента неоднократно перечитывать текст, и рассчитаны на самостоятельную работу студентов при подготовке к занятиям.
Упражнения заключительного этапа работы над текстом - контроль понимания информации, заложенной в тексте и обсуждение прочитанного как средство развития устной речи студентов на основе содержания текста. Контроль за домашним чтением студентов-иностранцев дает возможность руководить индивидуальной работой каждого учащегося, развивать творческие способности лучших студентов.
Таким образом, правильно организованная самостоятельная работа представляет собой неотъемлемую часть любого учебного процесса и является одним из факторов его оптимизации. Эффективность ее организации заключается в разработке системы
заданий и упражнений, которые создают условия для наиболее глубокого погружения в языковую среду без присутствия на занятии [3].
Тексты для самостоятельного домашнего чтения обеспечивают благоприятные условия для успешного решения целого ряда важных методических задач: развития навыков неподготовленной устной речи при обсуждении прочитанного, стимулирования мыслительной деятельности студентов, обучения сознательному подходу к тексту. Умение самостоятельно работать над текстом обеспечивает умение свободно пользоваться специальной литературой на иностранном языке, самостоятельно вести информационный поиск в дальнейшем.
Библиографический список
1. Авраменко Н.А. Изучение навыков и умений самостоятельной работы иностранных студентов при обучении чтению // Викладання мов у вищих навчальних закладах осв^и на сучасному етат. Мiжпредметнi зв'язки. Тези XIII Мiжнародноi науко-во-практично'1 конференцп. Харюв, 2009. С. 5-7.
2. Иванова Л.В. Активизация речемыслительной деятельности студентов-иностранцев на материале текстов морально-этической тематики // Проблемы обучения иностранных студентов: поиски, находки, перспективы. Материалы международной юбилейной научно-практической конференции. Одесса, 2000. С. 166-167.
3. Козырева Н.Ю. Домашнее чтение как одно из направлений организации самостоятельной работы студентов-иностранцев на начальном этапе обучения РКИ // «Лшгвютика. Лшгвокультуролопя» // Наукове видание. Дншропетровск, 2011. С. 2125.
4. Рощупкина Е.А. Роль чтения как вида речевой деятельности в процессе обучения иностранных студентов самостоятельной работе // Викладання мов у вищих навчальних закладах осв^и на сучасному етат. Мiжпредметнi зв'язки. Тези XIII Мiжнародноi науково-практично'1' конференцп. Харюв, 2009. С. 166-168.
5. Яцеленко В.А. Калейдоскоп: Книга для чтения на русском языке для иностранцев. М.: Русский язык. Курсы, 2009. 128 с.
References
1. Avramenko N.A. Teaching foreign students self-study skills through reading // Teaching languages at universities at present moment. Cross-subject connections. Kharkov, 2009. P. 5-7.
2. Ivanova L.V. Activation of foreign students' speaking and thinking activities based on moral and ethical texts. Odessa, 2000. P. 166-167.
3. Kozyreva N.Y. Home reading as a direction of arrangement of foreign students' self-study at the elementary stage of teaching Russian as a foreign language // Linguistics. Language and culture studies // Scientific knowledge. Dnepropetrovsk, 2011. P. 21-25.
4. Roshchupkina Е.А. Function of reading as speaking activity in the process of teaching foreign students self-study skills // Teaching languages at universities at present moment. Cross-subject connections. Kharkov, 2009. P. 166-168.
5. Yatselenko V.A. Kaleidoscope: Book for reading in Russian for foreigners. M., 2009.
128 p.