Научная статья на тему 'Домашнее чтение как одно из направлений обучения РКИ'

Домашнее чтение как одно из направлений обучения РКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1422
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMUNICATIVE COMPETENCES / РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ / TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / OPTIMIZATION OF TEACHING / НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / SELF-STUDY SKILLS / ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ / HOME READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычева Л.В.

В статье рассматривается домашнее чтение как одно из направлений оптимизации самостоятельной работы студентов-иностранцев на начальном этапе обучения РКИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOME READING AS A DIRECTION OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The article sites home reading as a direction of optimization of foreign students’ self-study at the elementary stage of teaching Russian as a foreign language.

Текст научной работы на тему «Домашнее чтение как одно из направлений обучения РКИ»

УДК 808.2(1-87):371.32 ББК 81.2Рус-96

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет ст. преп. кафедры русского языка и межкультурной коммуникации

Сычева Л.В.

Россия, г. Воронеж тел. +7(4732)71-50-48 e-mail: luvas@inbox.ru

Voronezh State University of Architecture

and Civil Engineering

The chair of Russian language

and cross-cultural communication,

Senior teacher

Sychova L.V.

Russia, Voronezh, +7(4732)71-50-48 e-mail: luvas@inbox.ru

Л.В. Сычева

ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ РКИ

В статье рассматривается домашнее чтение как одно из направлений оптимизации самостоятельной работы студентов-иностранцев на начальном этапе обучения РКИ.

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, русский как иностранный, оптимизация обучения, навыки самостоятельной работы, домашнее чтение.

L.V. Sychova

HOME READING AS A DIRECTION OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The article sites home reading as a direction of optimization of foreign students' self-study at the elementary stage of teaching Russian as a foreign language.

Key words: communicative competences, teaching Russian as a foreign language, optimization of teaching, self-study skills, home reading.

Формирование коммуникативной компетенции студентов-иностранцев - комплексный процесс, который подразумевает работу над всем спектром языковых навыков. Обучение многим из них требует активного контакта с преподавателем. Однако нельзя не учитывать того, что некоторые студенты-иностранцы в силу ряда самых разных причин не всегда способны сразу войти в контакт с преподавателем. К тому же на начальном этапе обучения студенты-иностранцы часто испытывают трудности в понимании, переработке и усвоении языкового материала в связи со сжатыми сроками обучения. В этом случае им должна предоставляться возможность работать самостоятельно. Как известно, существуют такие области, как чтение, работа над лексикой, закрепление пройденных грамматических конструкций и т.д., в которых студенты должны уметь работать «автономно» [3].

Цель статьи - показать актуальность чтения как вида речевой деятельности в процессе обучения иностранных студентов РКИ, а также рассмотреть этапы организации их самостоятельной работы с текстами для домашнего чтения.

Исходя из разного уровня умений и навыков самостоятельной работы студентов-иностранцев, возникает необходимость обучать их общим принципам этого вида учебной деятельности. Таким образом, вопросы организации самостоятельной работы сту-

© Сычева Л.В., 2015

дентов-иностранцев, приобретения умений и навыков самостоятельной работы, необходимых иностранным студентам в процессе обучения РКИ, не теряют актуальности в настоящее время, и они неоднократно обращали на себя внимание методистов [1]. Остановимся на положениях некоторых из них.

Среди коммуникативных потребностей во всех видах речевой деятельности студентов-иностранцев на начальном этапе обучения РКИ особое место занимают коммуникативные потребности в чтении. Доказано, что чтение выступает как автономный вид речевой деятельности и является ведущим средством получения специальной информации в процессе обучения самостоятельной работе. И с этим трудно не согласиться. Чтение развивает и совершенствует речевые навыки студентов-иностранцев, прививает умения самостоятельной работы с литературой по специальности на русском языке, расширяет их словарный запас и т.д.

На подготовительном отделении студентов-иностранцев в основном обучают двум видам чтения: изучающему и ознакомительному. Изучающее чтение предполагает полное понимание языкового материала текста и его содержания. Основные целевые установки данного вида чтения: понимание - запоминание - воспроизведение. Ознакомительное чтение имеет целью понимание главной информации текста и всех его основных фактов, изложенных в нем. При этом виде чтения отсутствует специальная установка на запоминание, использование или воспроизведение изложенной информации [4]. Нельзя не согласиться с тем, что в процессе самостоятельной работы продуктивным является обучение именно ознакомительному чтению.

При обучении чтению с методической целью разделяют умения и навыки самостоятельной работы на две группы: навыки и умения собственно иноязычного чтения и навыки и умения собственно самостоятельной работы. Безусловно, данные умения целесообразно начинать формировать у иностранных учащихся на аудиторных занятиях под руководством преподавателя, а развивать и совершенствовать во внеаудиторное время в процессе самостоятельной работы. Основываясь на структуре самостоятельной работы как определенного вида деятельности, состоящего из ориентировочной, исполнительской и контрольной частей, выделяют группу умений самостоятельной работы при иноязычном чтении, которая включает: умения самоорганизации учебной деятельности, умения рационального умственного труда, справочно-информационные умения. Умения самоорганизации учебной деятельности включают самопланирование, самопрограммирование, самоисполнение и самоконтроль [1]. Таким образом, учебная деятельность студентов не может быть эффективной, если они не умеют приобретать знания самостоятельно.

В настоящее время назрела необходимость разработать учебное пособие для студентов-иностранцев «Тексты для домашнего чтения». Основу этого пособия должны составить небольшие по объему тексты, насыщенные конкретным грамматическим материалом и помогающие учащимся усвоить определенные грамматические правила. Текстовый материал должен быть адаптирован и расположен по принципу возрастания языковых трудностей. К каждому тексту следует дать ряд заданий, направленных на совершенствование и активизацию лексико-грамматических навыков учащихся, а также на развитие разговорной речи [5]. Тексты необходимо подбирать с учетом представленности в них различных коммуникативных способов изложения (тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения), а также с учетом форм устной речи (монолог, диалог, полилог). Предпочтение должно отдаваться сюжетным текстам, в которых используется общеупотребительная лексика.

Система текстов для домашнего чтения служит закреплению пройденной лексики и грамматики, расширению словарного запаса. Предполагается регулярное самостоя-

тельное чтение этих текстов под руководством и контролем преподавателя, и рассчитано оно преимущественно на понимание. Важно также отметить, что при отборе текстов учитывается интерес студентов-иностранцев к предложенным темам, проблемность текстов, что обеспечивает несомненное выполнение самостоятельной работы над текстом.

Известно, что проблемное обучение эффективно воздействует на активизацию мыслительной деятельности обучаемых, на развитие творческого мышления и т.п.. «Проблемный метод» позволяет задействовать все виды речевой деятельности:

1) рецептивный (чтение и/или слушание);

2) репродуктивный (пересказ, письменное изложение);

3) продуктивный (дискуссия)» [2].

Проблемная ситуация, кроме всего прочего, является важным мотивационным и эмоциональным средством в процессе обучения.

Справедливо мнение, что система проблемного обучения с использованием текстов морально-этической направленности дает возможность:

1) активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

2) идивидуализировать обучение;

3) достичь партнерства и взаимопонимания преподавателя и студентов во многих мировоззренческих и этических вопросах [2].

Тексты должны быть подобраны таким образом, чтобы они вызывали желание высказать отношение к поставленной в тексте проблеме. Последующие после прочтения текстов проблемные занятия-дискуссии в практике преподавания можно отнести к числу наиболее эффективных и целесообразных тактик обучения, поскольку учащиеся будут иметь возможность выхода в естественную неподготовленную коммуникацию.

Тексты для самостоятельного домашнего чтения должны обладать следующими особенностями:

1) не страдать избыточной информацией;

2) создавать определенный мотивационный настрой.

Работа над текстом начинается в аудитории и происходит под непосредственным активным руководством преподавателя. Внеаудиторную работу над текстом студент организует самостоятельно уже по предложенной преподавателем схеме. Вначале - это чтение с заданием выписать незнакомые слова, проверить их по словарю с целью научить студентов пользоваться словарем и составлять список незнакомых слов.

В соответствии с целью следующего этапа работы в разработке текстов для самостоятельного чтения могут присутствовать такие типы заданий:

- «найдите доказательства в тексте, подтверждающие следующие утверждения...»;

- «согласны ли вы со следующими утверждениями.?»;

- «выразите главную информацию односложной фразой»;

- «дайте другое название тексту и аргументируйте его» и т.п.

Используемые задания заставляют студента неоднократно перечитывать текст, и рассчитаны на самостоятельную работу студентов при подготовке к занятиям.

Упражнения заключительного этапа работы над текстом - контроль понимания информации, заложенной в тексте и обсуждение прочитанного как средство развития устной речи студентов на основе содержания текста. Контроль за домашним чтением студентов-иностранцев дает возможность руководить индивидуальной работой каждого учащегося, развивать творческие способности лучших студентов.

Таким образом, правильно организованная самостоятельная работа представляет собой неотъемлемую часть любого учебного процесса и является одним из факторов его оптимизации. Эффективность ее организации заключается в разработке системы

заданий и упражнений, которые создают условия для наиболее глубокого погружения в языковую среду без присутствия на занятии [3].

Тексты для самостоятельного домашнего чтения обеспечивают благоприятные условия для успешного решения целого ряда важных методических задач: развития навыков неподготовленной устной речи при обсуждении прочитанного, стимулирования мыслительной деятельности студентов, обучения сознательному подходу к тексту. Умение самостоятельно работать над текстом обеспечивает умение свободно пользоваться специальной литературой на иностранном языке, самостоятельно вести информационный поиск в дальнейшем.

Библиографический список

1. Авраменко Н.А. Изучение навыков и умений самостоятельной работы иностранных студентов при обучении чтению // Викладання мов у вищих навчальних закладах осв^и на сучасному етат. Мiжпредметнi зв'язки. Тези XIII Мiжнародноi науко-во-практично'1 конференцп. Харюв, 2009. С. 5-7.

2. Иванова Л.В. Активизация речемыслительной деятельности студентов-иностранцев на материале текстов морально-этической тематики // Проблемы обучения иностранных студентов: поиски, находки, перспективы. Материалы международной юбилейной научно-практической конференции. Одесса, 2000. С. 166-167.

3. Козырева Н.Ю. Домашнее чтение как одно из направлений организации самостоятельной работы студентов-иностранцев на начальном этапе обучения РКИ // «Лшгвютика. Лшгвокультуролопя» // Наукове видание. Дншропетровск, 2011. С. 2125.

4. Рощупкина Е.А. Роль чтения как вида речевой деятельности в процессе обучения иностранных студентов самостоятельной работе // Викладання мов у вищих навчальних закладах осв^и на сучасному етат. Мiжпредметнi зв'язки. Тези XIII Мiжнародноi науково-практично'1' конференцп. Харюв, 2009. С. 166-168.

5. Яцеленко В.А. Калейдоскоп: Книга для чтения на русском языке для иностранцев. М.: Русский язык. Курсы, 2009. 128 с.

References

1. Avramenko N.A. Teaching foreign students self-study skills through reading // Teaching languages at universities at present moment. Cross-subject connections. Kharkov, 2009. P. 5-7.

2. Ivanova L.V. Activation of foreign students' speaking and thinking activities based on moral and ethical texts. Odessa, 2000. P. 166-167.

3. Kozyreva N.Y. Home reading as a direction of arrangement of foreign students' self-study at the elementary stage of teaching Russian as a foreign language // Linguistics. Language and culture studies // Scientific knowledge. Dnepropetrovsk, 2011. P. 21-25.

4. Roshchupkina Е.А. Function of reading as speaking activity in the process of teaching foreign students self-study skills // Teaching languages at universities at present moment. Cross-subject connections. Kharkov, 2009. P. 166-168.

5. Yatselenko V.A. Kaleidoscope: Book for reading in Russian for foreigners. M., 2009.

128 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.