Научная статья на тему 'Роль письма в методике преподавания русского языка как иностранного'

Роль письма в методике преподавания русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3557
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / METHODS / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPEAKING ACTIVITY / ПИСЬМО / WRITING / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / WRITTEN SPEECH / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / SYSTEM OF EXERCISES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сычева Л.В.

Статья посвящена проблеме методики обучения письму и письменной речи иностранных студентов. В ней рассматриваются группы различных письменно-речевых упражнений, направленных на формирование у студентов письменных навыков и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Writing in methods of teaching Russian as a foreign language

The article is devoted to the methods of teaching writing to foreign students. The groups of various exercises aimed at forming of written skills are sited

Текст научной работы на тему «Роль письма в методике преподавания русского языка как иностранного»

УДК 808.2(1-87):371.32 ББК 81.2Рус-96

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет ст. преп. кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Сычева Л.В.

Россия, г. Воронеж, тел. + 7(4732)71-50-48; e-mail: luvas@inbox.ru

Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering The chair of Russian language and cross-cultural communication, senior lecturer Sychova L.V.

Russia, Voronezh, tel. +7(4732) 71-50-48; e-mail: luvas@inbox.ru

Л.В. Сычева

РОЛЬ ПИСЬМА В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Статья посвящена проблеме методики обучения письму и письменной речи иностранных студентов. В ней рассматриваются группы различных письменно-речевых упражнений, направленных на формирование у студентов письменных навыков и умений.

Ключевые слова: методика, русский язык как иностранный, речевая деятельность, письмо, письменная речь, система упражнений.

L.V. Sychova

WRITING IN METHODS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the methods of teaching writing to foreign students. The groups of various exercises aimed at forming of written skills are sited.

Key words: methods, Russian as a foreign language, speaking activity, writing, written speech, system of exercises.

Современная теория и практика подготовки специалистов нового типа, обладающих высоким профессионализмом и способных к творческой деятельности, поставлены перед необходимостью улучшения и систематизации самостоятельной работы студентов по всем учебным дисциплинам. Её значимость подкрепляют такие тенденции современного учебного процесса как динамизм, дифференциация обучения [1]. Русский язык, как и любой другой учебные предмет, должен быть существенным, формирующим личность фактором, который необходим для разностороннего развития студентов и полноценной реализации их возможностей.

Развитие речевой деятельности иностранных студентов предполагает выработку умений слушать, говорить, читать и письменно излагать свои мысли. Письмо в методическом плане длительное время считалось «золушкой методики» и было почти полностью устранено из процесса обучения, что, по мнению Е.И. Пассова [2], было стратегическим просчётом. В последнее время роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения. Нужно учитывать и практическую значимость письменного речевого общения в связи с активным развитием современных

© Сычева Л.В., 2015

средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т.п. Обучение в России иностранных студентов и аспирантов предполагает умение делать записи на русском языке, заполнять анкеты, писать заявления о приёме на учёбу или на работу, писать краткую и развёрнутую автобиографию, писать личные и деловые письма, употребляя нужную форму русского речевого и делового этикета.

Письмо и письменная речь в методике обучения русскому языку как иностранному выступают не только как средство обучения, но и как цель обучения иностранному языку. Письмо - это технический компонент письменной речи. Письменная речь наряду с говорением представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации определённого содержания письменными знаками. Психофизической основой письменной речи является взаимодействие двигательного, зрительного и слухового и речемоторного анализаторов. Опора на все анализаторы в обучении даёт значительно лучший эффект. По данным психологов, услышанный материал усваивается на 10%, увиденный на 20%, услышанный и увиденный на 30%, записанный на 50%, при проговаривании на 70%, при обучении другого на 90%. Психологи считают, что базой письменной речи является устная речь. И говорение, и письмо можно проследить от замысла (что говорить) к отбору необходимых средств (какие необходимы слова, как их сочетать в высказывании) и до реализации замысла средствами языка устно или письменно.

Как известно, письмо тесно связано с чтением. В их системе лежит одна графическая система языка. При письме идёт кодирование или зашифровка мысли с помощью графических символов, при чтении - их декодирование или расшифровка.

Если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывая роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, полностью соответствующие цели, выполнять эти упражнения на подходящем этапе обучения, то устная речь постепенно становится богаче и логичнее.

Вспомогательную роль письмо выполняет при выработке грамматического навыка, при выполнении письменных заданий от простого списывания до заданий, требующих творческого подхода, что создаёт необходимые условия для запоминания. Без поры на письмо студентам трудно удержать в памяти лексический и грамматический материал.

Вся система языковых и условно-речевых упражнений, выполняемых в письменной форме, относится к учебной письменной речи. Письменные изложения, сочинения, творческие диктанты, составление планов и тезисов для сообщения на заданную тему, написание личного и делового письма, то есть письменные рассказы по заданным ситуациям, относятся к коммуникативной письменной речи

Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические средства.

Обучение письменной речи включает различного рода упражнения: речевые упражнения для обучения составлению письменного сообщения; письменно-речевые упражнения для работы с печатным текстом; письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом чтения, аудирования и устного общения.

Письменно-речевые упражнения для работы с печатным текстом, помимо известных всем упражнений, могут содержать, как считает Е.А. Маслыко [3], следующие:

- перепишите текст, исключая из него второстепенные слова и предложения;

- составьте письменное сообщение потенциальному, реальному или воображаемому адресату, используя содержание письма;

- подготовьте план-конспект устного выступления, используя подборку текстов по теме или проблеме сообщения.

При чтении (просмотровом, ознакомительном, изучающем) интерес представляют, по мнению Е. А. Маслыко, письменные упражнения типа:

- найдите в тексте и выпишите необходимую информацию;

- сделайте письменный обзор по теме или проблеме, используя при этом различные источники на русском языке;

- составьте аннотации по статьям специального журнала;

- по аналогии со статьёй (её структурой) подготовьте материал для предполагаемой публикации в специальном журнале;

- в процессе чтении литературы (текстов) сделайте письменные заметки для последующей работы с материалом [3].

При восприятии иностранной речи на слух (аудировании) студенты могут сделать записи: 1) составить конспект аудиотекста по заранее предложенному плану (по ключевым словам); 2) сделать записи к отпечатанным опорным сигналам в процессе прослушивания аудиотекста; 3) в соответствии с заданной коммуникативной ситуацией выделить из аудиотекста информацию и записать её.

Можно использовать свободный диктант. В этом случае преподаватель читает ау-диотекст по абзацам, студенты записывают то, что запомнили; для облегчения выполнения задания заранее даются план и ключевые слова.

Практика письменной речи позволяет сделать переложение печатного текста или аудиотекста по памяти, по плану или сделать письменные предложения по решению определённого вопроса или определённой проблемы. Цикл занятий по теме завершается домашним сочинением (самодиктантом - письменным пересказом части текста или всего текста).

Способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Для решения этой задачи существует ряд упражнений репродуктивно-продуктивного характера. Упражнения, предлагаемые, например, немецким методистом Герхардом Нейнером, составлены в определённой последовательности от простого к сложному, от репродукции к составлению собственного мнения, позиции. Все упражнения выполняются письменно. Интерес, на наш взгляд, представляют, например, такие задания:

- восстановите начало и конец истории;

- восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам;

- измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание);

- неоднозначную ситуацию опишите в различных текстах и диалогах;

- поясните противоречие между текстовой и иллюстративной информацией;

- ответьте на письмо письмом, телефонным разговором, разговором и т. д.

В современной западной методике по обучению письму и письменной речи на иностранном языке получило распространение так называемое «креативное письмо». Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности, разнообразные по форме и содержанию, часто в игровой форме. Отличительные черты этих упражнений состоят в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер, интересны и увлекательны как для студентов, так и для преподавателей. В них обыгрываются стихи известных поэтом, используются монограммы, коллективно пишутся весёлые истории, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей [4].

Не следует забывать три важнейших условия при введении на занятиях креативного письма: цели обучения, принципы, методы и приёмы обучения, а также учебный контроль.

В российских официальных учебниках по русскому языку как иностранному есть некоторое количество творческих письменных заданий, например, написание письма, заполнение анкеты. Они выполняются частично по опорам, частично по аналогии.

Написание письма - очень удачная форма упражнений, носящих полифункциональный характер. Для обучения написанию письма необходимо начать с ряда речевых упражнений. На первом этапе могут быть предложены упражнения на запоминание речевых формул, клише, используемых в письме, формы письменного обращения к адресату, способы выражения благодарности и т.д. Далее следует просмотр текстов писем, определение схем различных писем, выделение отдельных фраз, опорных мыслей, ключевых слов. Студенты делают анализ текстов писем, дают характеристику их авторов, определяют характер письма (личное, семейное, деловое, проблемное; письмо с выражением благодарности, поздравлением, приглашением и т.д.), анализируют средства изложения мыслей в разных по стилю письмах, средства перехода от одной мысли к другой и т.д.

На втором этапе можно предложить составить план письма, используя образцы фраз и ключевых слов. Формы обращения и другие клише должны соответствовать содержанию, структуре и стилю письма.

На следующем этапе работы студентам предлагается составить коллективное письмо, затем тематические письма по заданным ситуациям, письма разнотемного характера (личное, семейное, деловое), письмо-ответ на просьбу или пожелание адресата. Возможно составление писем разным адресатам с разными целевыми установками, но с одинаковым содержанием или с внесением изменений в один и тот же текст сообщения. Следует поработать над составлением вопросов к адресату, определить их место в письме [4].

Таким образом, научить фиксировать устную речь, в том числе научить писать личные и деловые письма, заполнять анкеты, писать краткую и развёрнутую автобиографию, заявление о приёме на учёбу или на работу и т.п. - всё это составляет основные цели обучения письму, выполняющего к тому же вспомогательную роль при обучении чтению, устной речи, грамматике, лексике.

Библиографический список

1. Зайцева И.В., Зарицкая Л.А. Самостоятельная работа студентов при обучении иностранному языку. М., 2002.

2. Пассов Е.И. Беседы об уроке иностранного языка. СПб., 1991.

3. Маслыко Е.А. Настольная книга преподаватель иностранного языка. Минск, 2004.

4. Басова А.В. К вопросу о письме и письменной речи в обучении иностранному языку // Язык. Культура. Образование: Сб. матер. междунар. науч. конф. «Чтения Ушинского». Вып. 2. Ярославль, 2006.

References

1. Zaitseva I.V., Zaritskaya L.A. Self-study in foreign language learning . Moscow, 2002.

2. Passov E.I. Conversations about the lesson of foreign language. St.-Petersburg, 1991.

3.Maslyko E.A. Handbook of a foreign language teacher. Minsk, 2004.

4. Basova A.V. To the question of writing and written speech in teaching foreign language // Language. Culture. Education. Num. 2. Yaroslavl, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.