Научная статья на тему 'Дом советов'

Дом советов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
131
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андрей Письменный

Новые звезды на небосводе российского Интернета появляются не ч асто, и потому внимания достоин каждый новый успешный проект. Surfingbird — занятная рекомендательная система, которая помогает пользователю найти ответ на вопрос «Что делать, когда нечего делать в Интернете?». Возможно, звучи т не очень серьезно, но более миллиона регистраций за неполные два года и $3 млн инвестиций говорят сами за себя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дом советов»

□ о.

¡5

и

Дом

советов

Андрей Письменный

новые звезды на небосводе российского интернета появляются не часто, и потому внимания достоин каждый новый успешный проект. SURFINGBIRD — занятная рекомендательная система, которая помогает пользователю найти ответ на вопрос «что делать, когда нечего делать в интернете?». возможно, звучит не очень серьезно, но более миллиона регистраций за неполные два года И $3 млн инвестиций говорят сами за себя.

Основатель SurfmgЫrd Сергей Шалаев — почти эталонный образец главы молодой компании. Даже покинув свое рабочее место и пересев за стол в кухонном уголке московского офиса, чтобы пообщаться с «Бизнес-журналом», он прихватил с собой ноутбук: вдруг удастся улучить минутку и поработать? За время беседы он и впрямь успел что-то быстро написать, посмотреть сообщения в мобильном телефоне и ответить на звонок. Сразу понимаешь, что перед тобой монстр продуктивности: каждое из этих действий занимает у него не более минуты.

Жизнь стартапера началась у Сергея Шалаева три года назад, когда они с коллегой по Mail.Ru Дмитрием Шалашовым решили создать собственный бизнес и разработать прило-

жение для социальной сети. Выбор пал на рекомендательную систему, помогающую пользователям искать людей с похожими интересами. «Опыт работы над серьезными проектами в рамках большой компании у нас был, и мы знали, что и как делать», — говорит Шалаев.

Рекомендовать было решено контент. Тем более что пользовательский контент — это как раз то, чем оба занимались, работая в Mail.Ru. А перед глазами были примеры удачных западных проектов — в первую очередь сервис StumЫeUpon, имевший на тот момент около 10 млн пользователей. Через знакомых стартаперы вышли на бизнес-ангела из Франции, который согласился инвестировать в Sш•fingbird $400 тысяч. Эти деньги позволили нанять команду программистов и разработать первый прототип.

Открытие сервиса последовало летом 2011 года, а к сентябрю Шалаеву удалось привлечь российских инвесторов, которые вложили в проект $2,5 млн. Правда, два раунда инвестиций изрядно размыли долю в компании основателей Surfingbird — до 19%. Но Шалаева это нисколько не огорчает: в интернет-проектах многое решает скорость развития, а без инвестиций ее не наберешь. Команда быстро выросла до 17 человек. Большинство — разработчики, но в определенный момент появился и отдел продаж. Монетизация сервиса основана на рекламе, так что довольные рекламодатели для Surfingbird — ключ к успеху.

Однако прежде, чем продавать рекламу, нужно было разрекламировать сам сервис и увеличить объем контента. До официального открытия создателям приходилось набирать ссылки самим. Зато после запуска и скромной рекламной кампании («Пара проплаченных постов в не-

больших блогах», — говорит о ней Шалаев) пользователи начали идти сами и рекомендовать Surfingbird знакомым.

Контентом сайт пополняют около десяти процентов его пользователей. Этого оказалось мало, и было решено сделать основной упор на публикации, которые присылают владельцы интересных ресурсов. Договариваться с ними получилось легко: Surfingbird приносит трафик и ничего не требует взамен. Все, что требуется от партнера, — создать свой канал в Surfingbird и пополнять его ссылками либо разместить на страницах с публикациями кнопку, при помощи которой читатели сами будут отмечать интересное.

В 2012 году сервис испытал просто-таки взрывной рост: к апрелю количество пользователей достигло миллиона, а число присылаемых ссылок увеличилось с 300-500 в день до пяти тысяч. Сейчас на Surfingbird ежедневно заходит 60-70 тысяч человек, и этого уже вполне достаточно для того, чтобы зарабатывать на рекламе.

Главный козырь сервиса — это таргети-рованные рекомендации. Они привлекают к нему и пользователей, и рекламодателей. Шалаев приводит пример того, как может быть организована рекламная кампания на Surfingbird: «Допустим, к нам обратился московский ресторан и просит показывать его сайт. Мы ему предложим рекламироваться среди москвичей в возрасте от 25 лет в категории «развлечения». Если обычные рекламные сети просто показывают баннер, то мы сразу демонстрируем сайт (обязательно с пометкой «реклама»), ролик или еще какой-нибудь креатив. И рекламодатели довольны: больше сотни прошлогодних продолжают работать с нами и в этом году». Среди клиентов, по словам Шалаева, есть такие гиганты, как Procter & Gamble и Unilever.

Финансовыми показателями Surfingbird и объемами продаж рекламы Сергей открыто хвастаться не стал, но намекнул, что к концу года проект, возможно, удастся вывести в ноль. К тому же времени планируется повысить и посещаемость — до 200-300 тысяч уникальных посетителей в день. Сделать это Шалаев предполагает, найдя новую порцию внешнего финансирования и вплотную занявшись маркетингом. Закупка трафика, на его взгляд, будет для Surfingbird идеальным вариантом продвижения. Предприниматель утверждает, что при умелом подходе посещаемость можно довести и до миллиона в день — причем уже в обозримом будущем.

Пока что российский рынок играет для Surfingbird ключевую роль, но это ненадолго. Интерфейс сервиса уже переведен на английский, французский и португальский языки. Однако аудитория зарубежных пользователей прирастает пока медленно. Оно и понятно: для полноценного присутствия в других странах нужен локальный контент и сайты-партнеры. В планах Шалаева — нанять «кантри-менеджеров», каждый из которых отвечал бы за продвижение Surfingbird на каком-либо одном национальном рынке. В качестве первой цели избрана Бразилия. «Это очень динамичный рынок, и он еще не поделен между большими игроками, — объясняет выбор Сергей. — Он чем-то похож на российский пятилетней давности — достаточно закрыт, но растет очень быстро».

Складывается впечатление, что успех SurfingЪiгd родился

из двух простых составляющих — своевременной идеи и удачного финансирования. Но есть и третье немаловажное слагаемое — технология. Пользователь видит сайт настолько простым, что начинает казаться, будто умелый веб-разработчик может сделать аналог буквально за пару вечеров. Но такое суждение будет ошибочным. За простым интерфейсом ЯийщЪЫ скрывается сложная рекомендательная машина, и сервис непрерывно собирает данные о пользователе. При регистрации (или подключении аккаунта социальной сети) он получает данные о поле, возрасте и географическом положении, а когда человек начинает пользоваться услугами, система учитывает,

Surfingbird прост: нажимаем кнопку Surf и видим новую интересную страницу. Эа тем, чтобы пользователь не скучал, следит хитроумный алгоритм

какие страницы ему понравились, какие статьи он дочитал до конца, какие ролики досмотрел и т. д. «Можно сделать вывод, например, о том, что часть пользователей днем любит потреблять «быстрый» контент — короткие тексты, небольшие видео, — делится наблюдениями стартапер. — А вечером они готовы «затупить», например, на какую-нибудь большую статью в Википедии. Все это учитывается, и на основе этого мы можем корректировать свое поведение».

За всей этой магией стоит серьезная математика. Директор по R&D Сергей Николенко — автор 73 научных работ, непосредственно связанных с рекомендательными системами. Именно благодаря его алгоритмам Surfingbird способен подстраиваться под интересы пользователя. Мощный рекомендательный движок и базы интересов пользователей ценны сами по себе, и в компании это понимают. К команде Surfingbird все чаще обращаются как к специалистам по рекомендациям, и те готовы помочь не только советами, но и собственными технологиями. «Задачи перед всеми интернет-проектами стоят похожие — вне зависимости от того, занимаются они контентом или, скажем, онлайн-торговлей, — рассуждает Сергей Шалаев. — Пользователь пришел на сайт, и ему нужно что-то предложить, исходя из его поведения или имеющихся о нем сведений. Если известны какие-то входные данные (например, пол и возраст), то мы вполне можем помогать коллегам — сопоставлять с нашей базой данных и выдавать рекомендацию».

За советами для коллег-стартаперов Шалаев в карман не лезет: «Ни одному пользователю не нужно программирование ради программирования или юзабилити ради юзабилити. Интернет — это такая среда, где еще возможно, сделав отличный продукт, не тратиться на рекламу: сервис может подняться лишь благодаря тому, что люди начнут рекомендовать его друг другу».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.