Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 142-146.
УДК 004, ББК Ч6 76
Д. Э. Коноплев
закат десктопов: как мобильные платформы меняют медиа и их аудиторию
Развитие мобильных устройств и переход большей части активной аудитории от стационарных компьютеров и ноутбуков к смартфонам и планшетам привело к существенным изменениям в электронных медиа: часть из них переориентировались под новые потребности, часть собирается это сделать в ближайшем будущем, остальные вскоре исчезнут. Мы постарались ответить на ключевые вопросы - что такое новый мобильный интернет, кто его читатель, чего он хочет и как на нем заработать.
Ключевые слова: сетевые СМИ; планшеты; смартфоны; iOS; Android; Mash-up.
В конце 2014 года консалтинговая компания IDC опубликовала данные по мировому рынку мобильных устройств: продажи смартфонов и планшетов за год выросли на 25,2 %, каждый месяц в мире в среднем приобреталось 100 миллионов мобильных девайсов. Динамика увеличения продаж составила около 8,7 %. Продажи стационарных компьютеров стремительно падали - почти на 11 % в мире и более чем на 25 % в России.
Переход аудитории со стационарных компьютеров на планшеты и смартфоны отразился и на потреблении интернет-трафика. У десктопов остался главным образом пользователь, скачивающий из сети тяжелый контент, и пользователь, использующий десктоп как рабочий компьютер. Новости в рунете пока еще читают в основном со стационарных компьютеров и ноутбуков, но доли мобильного трафика уже заметны (10-20 % у региональных сайтов и 30-45 % у федеральных сайтов). Крупные зарубежные сайты, такие как Guardian и The New York Times, уже генерируют основной трафик с мобильных устройств, региональные зарубежные СМИ вышли на соотношение 50/50.
В рунете, по данным исследования Researchmoblemail, на 77 % сайтов преобладает десктопная аудитория, 14 % ресурсов имеют равные доли мобильного и десктопного трафика [1. С. 15-17] и только на 9 % сайтов преобладает мобильная аудитория.
Переход аудитории к мобильным устройствам вынудил сайты не только сделать приложения на iOS и Android, но и привел к изменению дизайна сайтов, типу и качеству контента и механизмам его трансляции. Часть изменений были продиктованы пониманием изменившихся потребностей аудитории со стороны самих СМИ, часть - требованиями рекламо-
дателей, которые на протяжении длительного времени без особого энтузиазма смотрели на интернет-рекламу, но изменили свое мнение с появлением смартфонов и планшетов.
Чем привлек рекламодателей среднестатистический владелец смартфона и планшета?
Во-первых, он значительно моложе среднестатистического пользователя десктопа, которому по данным Hveinternet от 35 до 44 лет. Две трети посетителей сайтов с мобильных устройств находятся в возрастной группе до 30. А значит, могут быть заинтересованы в товарах и услугах, рекламируемых в Интернете. Прежде всего, это касается интернет-магазинов и скидочных сервисов.
Во-вторых, мобильная аудитория гораздо в большей степени готова тратить деньги в интернете, даже если денег у нее меньше, чем у возрастной группы 35-44. Причины тому две: большее доверие молодежи к онлайн-плате-жам и большая степень владения инструментами интернет-оплаты.
Например, в 2014 году в рунете оплату покупок банковской картой использовали 34 % пользователей в возрасте до 35 лет и только 7 % старше 35.
По результатам исследования e-Commerce User Index более 36 % пользователей рунета используют электронные кошельки WebMoney, из них - две трети в возрасте до 30 лет. В абсолютных цифрах по итогам 2014 года более 20 миллионов человек совершают онлайн-по-купки за месяц. Из них только 43 % платят наличными [2. С. 11]. Цифровые товары (такие как приложения для мобильных устройств, электронные книги и мультимедийный развлекательный контент: кино, музыку, игры) покупают онлайн 27 % активных интернет-пользователей. Если ваш сайт не рассчитан на
мобильную аудиторию и не привлекает рекламу подобных товаров, то вы не только не заработаете денег для своего ресурса, но и будете наблюдать отрицательную динамику посещаемости ровно до тех пор, пока она не обнулится.
В-третьих, пользователи мобильных устройств читают новости в сети чаще, чем пользователи десктопов. Владельцы смартфонов и планшетов не привязаны к рабочему месту, а значит, могут открывать сайты где угодно. Кроме того, они, как правило, пользуются мобильным интернетом, предоставляемым провайдером, что делает возможным нахождение в сети на протяжении всего дня или даже суток.
В-четвертых, мобильная аудитория в целом более активна, как в обращении к рекламным предложениям, так и в популяризации текстов, прочитанных на сайтах. Например, по данным Alexa Rating, мобильные читатели Guardian активно делятся ссылками на материалы издания в Фейсбуке, Твиттере и Reddit. Эти три соцсети открыты у пользователей планшетной версии Guardian постоянно. В этом еще одно преимущество мобильных устройств - пользователю удобнее один раз залогиниться в аккаунтах своих соцсетей на собственном устройстве и делиться прочитанным с друзьями онлайн, нежели каждый раз вводить логин и пароль на рабочем компьютере. К тому же не во всех офисах доступ к соцсетям открыт для персонала.
В результате смены рекламной стратегии такие СМИ, как Los Angeles Times, The New York Times, The New Yorker, The Guardian, Der Spiegel и многие другие, в частности Коммерсант, Lenta.ru, Газета.ру, пошли по пути максимальной адаптации под мобильного пользователя. Не только с точки зрения дизайна и рекламы, но и с точки зрения подачи текста.
Мобильный интернет оказался не похож на интернет проводной, равно как журналистский материал для десктопа стал не похож на журналистский материал для планшета или смартфона.
Можно выделить несколько ключевых особенностей журналистского текста для мобильных платформ:
1. Тяжелый контент больше никому не нужен.
Долгие годы новостные сайты делали упор на мультимедийный контент - фото, видео, аудио. Для мобильных платформ он оказался неактуален из-за объема трафика и относительно невысокой скорости загрузки. Пользователи не
готовы ждать, пока загрузится видео, если оно большое, и они не будут увеличивать иллюстрацию на экране, если на ней много мелких деталей.
Все то, что привлекает читателей в дизайне десктоп-версий, отталкивает их в версиях мобильных.
2. Короткие новости, даже официальные, прекрасно читаются, если приходят мгновенно и имеют смысл.
Общераспространенной практикой для сетевых СМИ стали новости, состоящие всего из нескольких предложений. Они либо приходят в виде всплывающего сообщения на ваше устройство, либо появляются бегущей строкой на сайте. Если у новости еще нет подробностей, но событие произошло, она прочтется в мобильной версии, а в десктопной появится позже, если появится вообще.
Именно за скорость передачи таких новостей идет борьба между сетевыми СМИ, работающими на мобильных устройствах. Так, например, уведомления о ликвидации террористов, напавших 7 января на парижскую редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo, у LA Times, Guardian и New York Times пришли с разницей в 2 секунды.
Аварии, утверждение законопроектов, прогнозы погоды - вот основные темы таких сообщений.
3. Лонгриды перешли из категории журналистского расследования в категорию личного опыта.
Формат лонгридов - больших текстов, в основном журналистских расследований, оказался непригодным для мобильной аудитории, которой неудобно концентрироваться на сложном и объемном материале. Но формат текстов, где автор рассказывает о своем личном опыте - будь то судебная тяжба со страховой компанией или получение посылки на почте -набирает все большую популярность. К такому тексту можно возвращаться несколько раз, не вникая в уже забытые детали. Кроме того, подобные тексты ближе мобильным читателям, поскольку несут потребительскую ценность. В целом именно потребительская ценность публикаций приобретает для мобильной аудитории особое значение. На этом поле у СМИ серьезный конкурент - ресурсы, на постоянной основе собирающие отзывы покупателей и авторские истории. Например, flamp и pikabu.
4. Списки и рейтинги - самый востребованный контент в мобильном интернете.
Здесь все просто - сегментированный и компактный текст воспринимается лучше, особенно если он содержит рекомендательную составляющую, будь то 50 лучших фэнтэзи романов для женщин или 10 фильмов 2014 года, которые нужно обязательно посмотреть. Медиа легко адаптируют свой контент под этот формат в публикациях вроде «Пять признаков туроператора, который вас обманет» или «10 причин покупать доллары прямо сейчас».
5. Инфографика и цифры сложны для восприятия, а потому игнорируются. Кроме того, они требуют дополнительных усилий.
Развитие инфографики и инструментов визуализации данных в Интернете породило ряд стартапов, таких как tableaupublic и visual.ly, фактически поменявших стандарты подачи информации в сетевых СМИ. Однако с появлением мобильной аудитории крупнейшие сайты, такие как Bloomberg и The New York Times, пришли к выводу, что именно в публикациях с инфографикой и объемной статистикой мобильный трафик резко снижается, в то время как десктоп трафик остается на прежнем уровне. Все дело в слишком мелких даже для десятидюймовых планшетов объектах, которые неудобно рассматривать и flash-приложениях визуализации данных, которые часто некорректно отображаются на мобильных устройствах. Пользователю приходится увеличивать изображения, закрывать контекстные меню, спрашивающие, желает ли он остановить сценарии объектов, запускаемых на странице, перезагружать страницу. Просто убрав эти объекты из мобильной версии и заменив их на более простые иллюстрации, сайты вернули свою аудиторию с мобильной версии.
6. Обновление новостей важнее самих новостей.
Мобильная аудитории в большей степени, чем десктоп-аудитория, желает чувствовать сопричастность происходящему. Чем чаще обновляется новость, чем заметнее графически эти обновления, тем больше внимания читателей она привлекает, и тем выше желание читателя эту новость прокомментировать или поделиться ей в соцсетях. На уровне приложений для Android и iOS сообщения о новых подробностях произошедшего делаются в виде трей-уведомлений, появляющихся в строке состояния. При этом рекомендуется не перегружать читателей постоянными уведомлениями, которые вызывают раздражение. С другой стороны, редкие уведомления не позволят СМИ
информировать своих читателей о происходящем. Так, издательский дом «Коммерсантъ» рассылает в среднем до 10 уведомлений в сутки, а «Газета.ру» в десять раз меньше. В итоге, по данным liveinternet, у Коммерсанта 27 % мобильного трафика, а у Газеты.ру - почти на треть меньше.
7. Большие тексты любого жанра читаются только на специализированных ресурсах.
Пространная аналитика и многостраничные интервью как формат сетевого текста для мобильной аудитории актуальны, только если они таргетированы на потребности аудитории. Финансовый прогноз в 5000 знаков мобильная аудитория прочтет только на сайте, посвященном экономике, большое интервью театрального режиссера имеет смысл публиковать только на ресурсе, пишущем про театр и режиссуру. В то же время десктоп-версия вполне может предусматривать публикацию и больших прогнозов и объемных интервью.
Таким образом, мобильный контент характеризуют два основных параметра - упрощение и скорость подачи. Чем быстрее и понятнее вы сообщите аудитории какую либо новость, тем выше вероятность, что она принесет вам необходимый трафик, а значит новых читателей и рекламные доходы. Фактически мобильный контент, это тот же десктоп контент, но очищенный от ненужных подробностей и дизайнерских изысков.
К этим параметрам добавляется еще один -охват информационной картины. Сегодня мобильный интернет устроен таким образом, что если вы по тем или иным причинам не освещаете какой-либо круг тем, читатель найдет их в другом месте и, возможно, уже больше никогда не вернется к вам. Отсюда принцип мобильных новостей - не можете производить контент -генерируйте его [см., например: 3; 4].
Достаточно найти интересующий вас текст на другом ресурсе, кратко изложить его на своем сайте и дать ссылку на полную версию. Пользователь, даже ушедший с вашего ресурса на другой за подробностями, все равно сохранит лояльность вашему СМИ, поскольку на подробности указали ему именно вы. И, несомненно, он вернется к вам снова.
Одними из первых эту технологию опробовали The Huffington Post, 88 - 1-й сайт по посещаемости в мире и 28-й в США по данным Alexa rating. Технология получила название мэшап (от англ. mash-up - смешивать) - смесь редакционного и стороннего контента. Первый
крупный российский мэшап - Meduza.io - был запущен в минувшем году бывшим главредом Lenta.ru Галиной Тимченко. Проект сразу стартовал в виде мобильной версии, приложения для Android и iOS и десктоп-сайта.
В то же время, по данным исследования Mail.ru Group «Мобильный интернет в России», наличие мобильной версии есть всего у 28 % ресурсов в рунете, еще у 5 % есть мобильное приложение, 67 % не имеют ни того, ни другого. Из них только 19 % собираются в ближайшее время выходить на мобильную аудиторию.
Что произойдет, если пользователи мобильного устройства перейдут на непригодный для мобильной версии сайт? Как свидетельствует статистика Research mobile mail [1. С. 22], четверть пользователей сразу же его закроет, еще 46 % уйдут с сайта в течение 2 минут, и только 31 % продолжит пользоваться сайтом.
Это ставит перед владельцами интернет-изданий ключевой в контексте данной проблемы вопрос - инвестировать ли в мобильные платформы сейчас или рассчитывать на лояльность все сокращающейся десктоп-аудитории? Очень скоро каждое сетевое СМИ должно будет сделать свой выбор.
Список литературы
1. Мобильный интернет в России [Электронный ресурс] / Аналитический отчет Mail.
ru Group. URL: https://corp.mail.ru/media/ files/40314-researchmobilemail.pdf.
2. Электронная торговля в России [Электронный ресурс] / Аналитический отчет e-Commerce. URL: http://markswebb.ru/e-commerce/
3. Dominick, J. Broadcasting, Cable, the Internet, and Beyond: An Introduction to Modern Electronic Media / J. Dominick, B. Sherman, F. Messere. McGraw-Hill Humanities, 2011.
4. Dunphy, C. The Mobile Internet Handbook: 2014 / C. Dunphy, C. Ve Ard, J. Mayer. CreateSpace Independent Publishing, 2014.
5. Mascull, B. Key words in the media / B. Mascull. L.: Collins Educational, 1995.
6. Moggridge, B. Designing media / B. Moggridge. N. Y.: MIT Press, 2010.
7. Ross, T. Social Media Mastery (A Daily Actions Guide): 75+ Tips to Help you Expand your Reach, Build your Platform, and Establish your Online Authority / T. Ross. ADS., 2014.
8. UttamChandani, I. How To Connect Mobile With Social Sharing: Mobile Coupons, QR Codes & Video Social Mobile / I. UttamChandani. ADS., 2014.
9. UttamChandani, I. Mobile Marketing Misconceptions: Mobile Marketing For A Competitive Edge / I. UttamChandani. ADS., 2014.
10.UttamChandani, Things You Didn't Know About Your Smartphone: Mobile Engagement / I. UttamChandani. ADS., 2014.
Коноплев Дмитрий Эдуардович - кандидат филологических наук, преподаватель кафедры теории массовых коммуникаций Челябинского государственного университета, руководитель mediazavod.ru.
desktop's sunset: as mobile platforms
are changing the media and their audience
The development of mobile devices and the transition mostly active audience from desktops and laptops to smartphones and tablets led to significant changes in the electronic media: some of them shifted to new requirements, some going to do in the near future, the rest will soon disappear. We've tried to answer the key questions - what is the new mobile Internet, who his readers, what they want and how to make it.
Keywords: net media; tablets; smartphones; iOS; android mash-up.
References
1. Mobile internet in Russia [Electronic resource] / Analytical report Mail.ru Group. available at: https://corp.mail.ru/media/files/40314-researchmobilemail.pdf accessed 16.01.2015 (in Russ.)
2. E-commerce in Russia [Electronic resource] / Analytical report e-Commerce. available at: http:// markswebb.ru/e-commerce/ accessed 16.01.2015 (in Russ.)
3. Dominick, J, Sherman, B and Messere, F. (2011) Broadcasting, Cable, the Internet, and Beyond: An Introduction to Modern Electronic Media, McGraw-Hill Humanities.
4. Dunphy, C, Ve Ard, C and Mayer J. (2014) The Mobile Internet Handbook: 2014, CreateSpace Independent Publishing.
5. Mascull, B. (1995) Key words in the media, Collins Educational, London.
6. Moggridge, B. (2010) Designing media, N.Y.:MIT Press.
7. Ross, T. (2014) Social Media Mastery (A Daily Actions Guide): 75+ Tips to Help you Expand your Reach, Build your Platform, and Establish your Online Authority, ADS.
8. UttamChandani, I. (2014) How To Connect Mobile With Social Sharing: Mobile Coupons, QR Codes & Video Social Mobile, ADS.
9. UttamChandani, I. (2014) Mobile Marketing Misconceptions: Mobile Marketing For A Competitive Edge, ADS.
10.UttamChandani, I. (2014) Things You Didn't Know About Your Smartphone: Mobile Engagement, ADS.
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 146-151.
УДК 070, ББК 76
И. В. Литвиненко
прямые видеотрансляции из студий радиостанций:
специфика и типология
Статья посвящена одному из видов визуального контента, размещаемого на сайтах радиостанций. В ней прослеживается эволюция видеотрансляций, предложена собственная типология подобных материалов, опирающаяся на их существенные особенности, выявлена зависимость выбора той или иной формы трансляции на сайте от творческих и экономических факторов.
Ключевые слова: радиовещание; Интернет; сайт; видеотрансляция; видеоконтент.
Растущее цифровое пространство, как справедливо отмечает профессор Я. Н. Засурский, во многом определяет перспективы СМИ и даже его судьбу [3. С. 443]. Бывший главный редактор «Радио Свобода» Л. О. Телень обращает внимание на то, что новейшие технологии дают возможность традиционным медиа совершать эволюционные изменения с опорой на существующие ресурсы [12. С. 106]. Если говорить о радиовещании, то Интернет значительно расширил его возможности, и оно, по мнению известного социолога Мануэля Ка-стельса, сегодня «переживает ренессанс, действительно превращаясь в самое распространенное средство связи на земле» [4. С. 223].
Всемирная паутина позволила преодолеть отсутствие визуализации, которое традиционно было принято считать главным недостатком радиовещания как аудиального СМИ. Первой
формой видеоконтента, которая появилась на сайтах радиостанций, стала прямая трансляция из студии, с течением временем она в значительной степени эволюционировала, и в своем нынешнем состоянии представляется довольно перспективным направлением.
Стоит заметить, что исследователи форм проникновения классического радиовещания в Интернет уделяли основное внимание распространению сайтов-визиток и онлайн-вещания, появление же на сайтах радиостанций видеоконтента осталось практически не замеченным, тогда как это один из существенных этапов конвергенции, мультимедиатизации СМИ. Как отмечают Е. А. Болотова и Л. А. Круглова, «работа радиостанции в Интернете из "тешащего самолюбие факта" превратилась сегодня в необходимую составляющую ее успешного функционирования и продвижения» [1. С. 65].