Научная статья на тему 'Актуальные предпочтения в интернет-практиках молодежи (на основе анализа популярных приложений для мобильных платформ)'

Актуальные предпочтения в интернет-практиках молодежи (на основе анализа популярных приложений для мобильных платформ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1406
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-ПРАКТИКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ОНЛАЙН-АКТИВНОСТЬ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / МОБИЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ / МОЛОДЕЖЬ / INTERNET / INTERNET PRACTICES / SOCIAL PRACTICES / ONLINE ACTIVITY / MOBILE APPLICATIONS / MOBILE INTERNET / YOUTH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Суханова Альбина Шамильевна

При анализе интернет-практик молодежи актуально их рассмотрение через призму новейших инструментов перевода реальных практик в виртуальный формат приложений для мобильных устройств. Актуальность исследования обусловлена расширением доли пользования мобильным интернетом, устоявшимся потребительским спросом на современные смартфоны, в особенности со стороны молодежной аудитории. В фокусе исследования топ популярных приложений для мобильных устройств Google Play. Предметом исследования выступают трансформирующиеся повседневные практики. По итогам анализа прослеживается общая тенденция к смещению повседневных практик в сторону виртуализации в молодежной среде. Сделан вывод о том, что мобильные устройства, предоставляющие доступ к интернет-ресурсам и позволяющие реализовать повседневные практики с помощью возможностей этих ресурсов, становятся трансляторами наиболее востребованных повседневных интернет-практик молодежи (досуговых, потребительских, учебных, финансовых и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Суханова Альбина Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Top-preferences in Internet practices of youth (based on the analysis of popular mobile applications)

When analyzing the Internet practices of young people, it is necessary to review them through the prism of the latest tools for transforming real practices into a virtual form, i.e. mobile applications. The relevance of this study is due to the increase in mobile Internet usage, as well as the established consumer demand for modern smartphones, especially from the youth. The research focuses on the top popular applications for Google Play mobile devices. The subject of the study is the transforming everyday practices. The study leads to the fact that there is a general tendency to shift everyday practices onto virtualization in the youth environment. The author concludes that mobile devices providing access to Internet resources and implementing the day-to-day practice of using these resources become the translator of the most popular online practices of youth (leisure, consumer, educational, financial).

Текст научной работы на тему «Актуальные предпочтения в интернет-практиках молодежи (на основе анализа популярных приложений для мобильных платформ)»

УДК 316.346.32-053.6:303.72:004.738.5:004.4

https://doi.org/10.24158/spp.2017.8.6

Суханова Альбина Шамильевна

аспирант Уральского института управления -филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

АКТУАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-ПРАКТИКАХ МОЛОДЕЖИ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОПУЛЯРНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ)

Аннотация:

При анализе интернет-практик молодежи актуально их рассмотрение через призму новейших инструментов перевода реальных практик в виртуальный формат - приложений для мобильных устройств. Актуальность исследования обусловлена расширением доли пользования мобильным интернетом, устоявшимся потребительским спросом на современные смартфоны, в особенности со стороны молодежной аудитории. В фокусе исследования - топ популярных приложений для мобильных устройств Google Play. Предметом исследования выступают трансформирующиеся повседневные практики. По итогам анализа прослеживается общая тенденция к смещению повседневных практик в сторону виртуализации в молодежной среде. Сделан вывод о том, что мобильные устройства, предоставляющие доступ к интернет-ресурсам и позволяющие реализовать повседневные практики с помощью возможностей этих ресурсов, становятся трансляторами наиболее востребованных повседневных интернет-практик молодежи (досуговых, потребительских, учебных, финансовых и др.).

Ключевые слова:

интернет, интернет-практики, социальные практики, онлайн-активность, мобильные приложения, мобильный интернет, молодежь.

Sukhanova Albina Shamilyevna

PhD student, Ural Institute of Administration -branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

TOP-PREFERENCES IN INTERNET PRACTICES OF YOUTH (BASED ON THE ANALYSIS OF POPULAR MOBILE APPLICATIONS)

Summary:

When analyzing the Internet practices of young people, it is necessary to review them through the prism of the latest tools for transforming real practices into a virtual form, i.e. mobile applications. The relevance of this study is due to the increase in mobile Internet usage, as well as the established consumer demand for modern smartphones, especially from the youth. The research focuses on the top popular applications for Google Play mobile devices. The subject of the study is the transforming everyday practices. The study leads to the fact that there is a general tendency to shift everyday practices onto visualization in the youth environment. The author concludes that mobile devices providing access to Internet resources and implementing the day-to-day practice of using these resources become the translator of the most popular online practices of youth (leisure, consumer, educational, financial).

Keywords:

Internet, Internet practices, social practices, online activity, mobile applications, mobile Internet, youth.

Анализ предпочтений в интернет-практиках молодежи - достаточно актуальный запрос как для коммерческих, так и для академических исследований, в фокусе которых находятся тренды развития современного общества. Актуальность обусловлена максимальной вовлеченностью именно молодежной аудитории в интернет-среду, а также достаточно широким проникновением интернета в повседневную жизнь россиян. Россия по числу активных пользователей сети Интернет и ее разнообразных возможностей занимает одно из лидирующих мест в мире. Так, в сентябре 2016 г. на сайте «Левада-центра» были опубликованы данные опроса жителей 137 населенных пунктов в 48 регионах страны. Согласно его результатам, 73 % совершеннолетних жителей РФ пользуются интернетом, почти 50 % из них пользуются интернетом ежедневно [1]. Здесь стоит отметить, что опросы «Левада-центра» традиционно не охватывают молодежную аудиторию до 18 лет. Более актуальные данные изложены в докладе представителя TNS Руслана Та-гиева на форуме РИФ+КИБ 2016, в котором упоминалось, что в РФ на сегодняшний день пользуются интернетом 69 % населения (в возрасте от 12 лет) [2].

На рисунке 1 представлены сведения об использовании интернета наиболее активной частью российской интернет-аудитории - населением в возрасте 18-30 лет. Для наглядного подтверждения преобладания данной группы приведены также сведения об использовании интернета населением России в целом.

По данным GfK, проникновение интернета, в том числе и мобильного, в среду молодых россиян (16-29 лет) достигло максимальных 97 % еще в 2014-2015 гг. [4].

затрудняюсь ответить никогда не приходилось более месяца назад в последний месяц в последнюю неделю в последние сутки

0,5

V,6

-3 3,3

29,3

13,6

48,7

0 20 40 60 80

■ Население в целом ■ 18-30 лет

Рисунок 1 - Распределение ответов россиян на вопрос: «Приходилось ли вам лично пользоваться интернетом? Если да, то когда вы последний раз пользовались интернетом?», % [3]

Важно отразить очередной этап развития охвата интернет-аудитории в стране. В 2016 г. совокупная аудитория интернета в России перестала увеличиваться, рост отмечен только в использовании мобильного интернета: число его пользователей в 2016 г. увеличилось на 6 млн человек. На рисунке 2 можно проследить статистику распространенности мобильного интернета по данным доклада форума РИФ+КИБ 2016 [5].

■ процент пользователей 18-24 лет, активно использующих гаджеты

100,00% 86,20%

80,00%

60,00%

40,00%

20,00%

0,00%

42%

22%

| процент пользователей, которые выходят в Сеть только с мобильных устройств

■ процент пользователей, которые совершили покупки в интернете за последний год с мобильных устройств

|доля визитов со смартфонов и планшетов в общем числе посещений сайтов

Рисунок 2 - Распространенность мобильного интернета в России в 2016 г., %

Уже 56 млн жителей страны от 16 лет пользуются интернетом на мобильных устройствах (смартфонах и планшетах), что составляет 46,6 % от совокупной аудитории всех интернет-пользователей в России. Согласно открытой статистике «Яндекса», в среднем в день пользователи проводят в интернете 148 (десктоп) + 110 (мобильный интернет) мин. То есть пользователи используют мобильный интернет ненамного реже, учитывая, что большинство из них выходят в интернет со стационарных устройств, например, в рабочее время [6].

Это соответствует общемировым тенденциям. Отчет о новостном потреблении Reuters говорит о том, что число человек, получающих доступ к интернет-ресурсам посредством смартфонов, значительно выросло за прошлый год, особенно в Великобритании, США и Японии. Еженедельное использование выросло с 37 (в 2015 г.) до 46 %. Две трети пользователей смартфона (66 %) теперь используют электронные девайсы с доступом в интернет для выполнения таких рутинных действий, как, например, чтение новостей. Согласно выводам исследования, прослеживаются тенденции к расширению участия населения в практиках потребления мобильных устройств [7].

В этом же исследовании представлен анализ предпочтений интернет-практик через выявление приложений для доступа в интернет с мобильных устройств. Это достаточно полно отражает картину онлайн-практик молодежи, так как среди молодежной аудитории в возрасте 16-29 лет самая высокая доля пользователей интернета со смартфонов (70 %) и планшетов (35 %) [8].

Интернет-практики в настоящем исследовании рассмотрены как повторяющиеся действия в виртуальной среде, отвечающие на возникающие в повседневной жизни запросы. Эти действия находят отражение в активности пользователей мобильных устройств в связи с тем, что доступ в виртуальную среду практически половина пользователей молодежной аудитории получает через мобильный интернет (46,6 %, как было обозначено выше).

Для анализа актуальных предпочтений в интернет-практиках молодежи были взяты открытые данные о самых популярных приложениях для мобильных платформ. Главной мобильной платформой в стране является Android - ее используют 59 % владельцев мобильных устройств [9]. Число пользователей мобильных устройств на базе iOs составляет около 36 %. При этом подростки по статистике используют технику на базе Android значительно чаще остальных (60 % молодежной аудитории). Поэтому более показательным при контент-анализе практик именно молодежной аудитории будет контент-анализ на базе Google Play - основного ядра пользовательских приложений для устройств на базе мобильной платформы Android.

Рассматривая топ бесплатных приложений в Google Play, можно сделать интересные выводы о самых распространенных практиках россиян. В топ 50 бесплатных приложений для мобильных устройств входят:

I. Приложения, нацеленные на коммуникативные практики: общение путем обмена мгновенными сообщениями (текстовыми, аудио-, видео-), персонализированным визуальным контентом.

1. Приложения-мессенджеры: WhatsApp (первое место), Viber (пятое место), Telegram (22-е место), Skype (32-е место). Также к этой категории можно отнести все приложения, нацеленные на работу с популярными социальными сетями, потому что функция коммуникации с друзьями здесь одна из самых востребованных. Причем, в отличие от перечисленных ранее мессен-джеров, коммуникативные практики в приложениях социальных сетей не только направлены на людей из собственного списка контактов, но и расширяют возможность общения, так как здесь коммуникативный процесс происходит как со знакомыми ранее людьми, так и с новыми контактами -людьми, неизвестными пользователю в реальной жизни. Здесь можно упомянуть также специальные приложения, созданные с целью поиска новых знакомых, например «ДругВокруг» (33-е место).

2. Приложения, в которых обмен визуальным контентом выходит на ведущие позиции: на 6-м месте - Instagram (ориентирован на фотоконтент), на 16-м месте - Kwai, 38-м - Snapchat (ориентированы на видеоконтент). Стоит обратить внимание на возрастание роли именно обмена видеоконтентом, а также растущую популярность видеозвонков и онлайн-трансляций, потому что все больше приложений включают в свой функционал инструменты, направленные на реализацию данных практик (поддержка и развитие создания «историй» пользователей - коротких личных видеозаметок, видеостатусов). Подобный функционал в 2017 г. появился у приложений Instagram, Skype, Viber, у всех приложений сайта «ВКонтакте».

II. Приложения, направленные на максимально упрощенную, быструю, мобильную реализацию потребительских практик. Здесь также можно выделить несколько направлений.

1. Практики, заменившие (усовершенствовавшие) существовавшие ранее практики ориентации на местности: «Яндекс.Навигатор» (15-е место), «Яндекс.Карты» (47-е место), 2ГИС (23-е место). Именно эти инструменты заменяют отошедшие на второй план бумажные карты, отдельные стационарные навигаторы: новому поколению молодых людей проще запустить навигатор в мобильном устройстве, нежели интересоваться местоположением нужного объекта у прохожих, использовать устаревшие бумажные носители информации.

2. Практики, направленные на реализацию покупки-продажи товаров (и в некоторых случаях услуг). Своеобразная имитация рынка, когда покупатель и продавец связаны друг с другом современными коммуникативными технологиями в режиме реального времени, значительно упростила существовавшие раньше торговые практики реализации индивидуумами новых товаров, а также бывших в употреблении товаров, квартир, машин и т. д.

Приложения, ориентированные именно на создание посреднического канала между продавцом и покупателем, подразделяются на несколько видов:

• Приложения, создающие базу в первую очередь частных объявлений от пользователей. Они включают:

- приложения, созданные в поддержку реальной интернет-площадки: «Объявления Avito», которые занимаются самой широкой практикой продаж - от отдачи в дар детских игрушек до реализации квартир (8-е место), «Авто.Ру» (39-е место) - сервис, посвященный операциям с автомобилями;

- приложение «Юла - объявления поблизости» (4-е место), созданное непосредственно под мобильные платформы и нацеленное на максимально удобный процесс купли-продажи среди пользователей.

• Приложения, облегчающие покупку товаров в виртуальной среде:

- непосредственно интернет-магазины, которые создают максимально удобные условия для мобильной, быстрой покупки товаров - весь процесс от выбора до оплаты максимально упрощен. Например, приложение AliExpress (7-е место) - мобильная версия онлайн-площадки для продажи товаров из Китая, Joom (27-е место), Wish (30-е место);

- приложения, помогающие потребителю выбрать самые выгодные условия покупки, например приложение с текущими акциями «Едадил» (35-е место).

3. Приложения, обеспечивающие максимально удобное перемещение пользователей. Замещают собой существовавшие практики, например практику взаимодействия с такси, создавая онлайн-сеть из пользователей, предоставляющих услуги перевозки, и пользователей, нуждающихся в данной услуге в текущий момент времени. Например, приложение «Яндекс.Такси» (11-е место). Сюда же можно отнести практику совместных поездок, созданную благодаря специальному приложению о совместных поездках со случайными попутчиками BeepCar (42-е место).

III. Приложения, нацеленные на реализацию досуговых практик. Они подразделяются на типы по виду практик:

• самые используемые - приложения, ориентированные на прослушивание музыки: Зай-цев.нет Музыка (18-е место), Zaycev - музыка и песни в MP3 (19-е место), «Яндекс.Музыка» (31-е место), Shazam (43-е место);

• на втором месте - приложения, ориентированные на реализацию игровых практик с помощью возможностей онлайн-игр: «Мой говорящий Том» (24-е место), Last Day on Earth: Survival (28-е место), Angry Birds 2 (29-е место) и др. Все игры - абсолютно разной тематики, жанров, их объединяет только популярность на мобильных платформах.

Отдельно отметим приложения, использование которых значительно экономит время пользователей в моменты решения обычных бытовых вопросов.

Во-первых, это приложения, замещающие виртуальными некоторые финансовые практики: «Сбербанк Онлайн» (3-е место). Помимо популярности самого бренда, столь высокое положение в топе приложений свидетельствует о том, что все больше людей стараются оптимизировать все процессы в своей повседневной жизни, включая такие серьезные, как работа со счетами, оплата услуг, перевод денежных средств. Все большему количеству людей проще и удобнее установить приложение в мобильное устройство, чем искать офис банка и совершать все необходимые операции традиционным способом с помощью операциониста.

Во-вторых, это приложение «Госуслуги» (46-е место). В его популярности также стоит отметить усилившееся среди населения желание максимально оптимизировать время для выполнения необходимых операций по получению государственных услуг.

В заключение можно отметить, что сегодня именно смартфон становится устройством регулярного доступа к интернет-ресурсам в режиме реального времени и в условиях максимальной мобильности и доступности. Следовательно, именно мобильные устройства, предоставляющие доступ к интернет-ресурсам и позволяющие реализовать повседневные практики с помощью возможностей этих ресурсов, становятся трансляторами наиболее востребованных повседневных интернет-практик. Об этом факте свидетельствуют и статистика использования мобильного интернета, и рост количества пользователей мобильных устройств (смартфонов и планшетов), и высокие технические характеристики приобретаемых в последние годы устройств: четырехъядерный процессор, экран размером 5 и более дюймов и т. д. [10]. Эти характеристики свидетельствуют именно о потребительском выборе, обусловленном серьезными изменениями в повседневных практиках россиян. Так, смартфоны из исключительно коммуникативных средств превратились в многофункциональное устройство для реализации всевозможных повседневных практик: досуго-вых (игры, музыка, видео), потребительских (заказ товаров, услуг, отзывы о товарах, услугах), учебных (мгновенный доступ к широкой сети библиотек и учебных ресурсов на мобильных платформах), финансовых (интернет-банки) и т. д.

Ссылки:

1. Использование интернета [Электронный ресурс]. 2016. 29 сент. URL: https://www.levada.ru/2016/09/29/ispolzovanie-interneta-2/ (дата обращения: 05.08.2017).

2. Основные показатели интернет-отрасли [Электронный ресурс]. URL: http://2016.russianinternetforum.ru/itogi/#itogi1 (дата обращения: 05.08.2017).

3. Интерес к новостям в интернете [Электронный ресурс]. 2015. 23 июля. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12247 (дата обращения: 29.08.2017).

4. Цит. по: РБК+: Экономика Рунета [Электронный ресурс]. 2016. 13 апр. С. 1. URL: www.rbcplus.ru/pdf/570deddc7a8aa95fbda3b056/rbcplus_None_2.pdf (дата обращения: 30.08.2017).

5. Основные показатели интернет-отрасли.

6. Там же.

7. Reuters Institute Digital News Report 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/de-fault/files/Digital%20News%20Report%202017%20web_0.pdf?utm_source=digitalnewsreport.org&utm_medium=referral (дата обращения: 05.08.2017).

8. Основные показатели интернет-отрасли.

9. Матвеева А. Criteo: российские пользователи чаще покупают с планшетов, чем со смартфонов [Электронный ресурс]. URL: https://www.searchengines.ru/criteo_rossiyskie_polz_15.html (дата обращения: 05.08.2017).

10. Исследование GfK: тенденции развития интернет-аудитории в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_content/RU/Documents/Press_Releases/2017/GfK_Rus_Press_Re-lease_Internet_Audience_in_Russia_2016.pdf (дата обращения: 05.08.2017).

References:

Reuters Institute Digital News Report 2017 2017, viewed 05 August 2017, <https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/de-fault/files/Digital%20News%20Report%202017%20web_0.pdf?utm_source=digitalnewsreport.org&utm_medium=referral>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.