Научная статья на тему 'Должностное лицо органа местного самоуправления как субъект должностных преступлений'

Должностное лицо органа местного самоуправления как субъект должностных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3404
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СЛУЖЕБНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ / THE OFFICIAL / LOCAL GOVERNMENT / OFFICE POWERS / THE REPRESENTATIVE OF THE POWER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов А. М.

в статье рассматривается понятие и признаки должностного лица органа местного самоуправления как субъекта должностных преступлений, приводится классификация должностных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OFFICIAL OF LOCAL GOVERNMENT AS THE SUBJECT OF MALFEASANCES

in article the concept and signs of the official of local government as subject of malfeasances is considered, classification of officials is resulted.

Текст научной работы на тему «Должностное лицо органа местного самоуправления как субъект должностных преступлений»

1.5. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Иванов А.М. Должность: аспирант, специалист 2-го разряда аппарата мировых судей. Место работы: г. Кисловодск Ставропольского края.

Аннотация: в статье рассматривается понятие и признаки должностного лица органа местного самоуправления как субъекта должностных преступлений, приводится классификация должностных лиц.

Ключевые слова: должностное лицо, местное самоуправление, служебные полномочия, представитель власти.

THE OFFICIAL OF LOCAL GOVERNMENT AS THE SUBJECT OF MALFEASANCES

Ivanov A.M. Position: the post-graduate student, the expert of 2nd category of the device of world judges of of Kislovodsk of Stavropol Territory.

Annotation: in article the concept and signs of the official of local government as subject of malfeasances is considered, classification of officials is resulted.

Keywords: the official, local government, office powers, the representative of the power.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.1

В последние десятилетия коррупция в среде должностных лиц органов местного самоуправления получила все большее распространение, в связи с чем, определение понятия и правового статуса должностного лица органа местного самоуправления как субъекта должностного преступления имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение как для правильной квалификации должностных преступлений сотрудников органов местного самоуправления, так и для построения эффективной модернизирующейся системы уголовного законодательства России.

Как пишет И.Л. Бачило, Д.М. Овсянко понятие должностного лица неразрывно связано с понятием должности, хотя и не является равнозначным ему. В юридической литературе должностью принято считать структурную единицу какой-либо организации, которая предопределяет содержание и объем связанных с нею полномочий для занимающего ее лица.2

Таким образом, любой служащий, находящийся на должности, обладает определенными полномочиями. Однако спектр властных полномочий служащих может существенно различаться в зависимости от занимаемой должности. Как пишет Д.Н. Бахрах: «Властные полномочия субъектов управления разнообразны, чаще всего они включают права на:

1) осуществление нормативного руководства;

2) осуществление методического руководства;

1 Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

2 Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. М., 1984. С. 4; Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие для студентов юр. фак-в и институтов / Отв. ред. проф. Г.А. Туманов. М., 1996. С.50.

3) распределение конкретных заданий;

4) решение структурных вопросов;

5) решение кадровых вопросов;

6) непосредственное руководство производственной деятельностью;

7) распоряжение материальными и нематериальными ресурсами;

8) поощрение;

9) осуществление контроля;

10) применение принудительных мер к нижестоящим;

11) применение принудительных мер в рамках неслужебного подчинения».3

Их обобщение позволило выделить три группы функций, характерных для должностных лиц: административно-хозяйственных, организационно-

распорядительных и функции представителя власти.

В настоящее время в результате модернизации уголовного законодательства, в связи с принятием Федерального Закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»,4 были внесены определенные изменения и дополнения в нормы УК РФ об ответственности за должностные преступления, в частности в примечание 1 к ст.285 УК РФ внесены дополнения, в результате которых оно приобрело следующий вид: «Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административнохозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».

В соответствии с данным предписанием уголовного закона должностными лицами органов местного самоуправления признаются три категории лиц:

1) лица, выполняющие функции представителей муниципальной власти;

2) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях;

3) лица, выполняющие административно-хозяйственные функции в муниципальных органах и учреждениях.

Понятие организационно-распорядительных функций должностного лица в УК РФ не раскрывается. Этот пробел восполняет Пленум Верховного Суда в постановлении от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».5 К «организационно-распорядительным функциям следует относить например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда и службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий». В этом же пункте постановления разъясняется: «К административно-хозяйственным

функциям могут быть, в частности, отнесены полномо-

3 Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. Пермь, 1978. С. 54.

4 Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» // Российская газета, №266, 30.12.2008.

5 Постановление Пленума Верховного Суда от 10.02.2000 №6 (в

ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 №7) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»// Российская газета, №38, 23.02.2000.

Пробелы в российском законодательстве

3'2009

чия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.».

К представителям власти местного самоуправления следует относить лиц, осуществляющих правотворческие функции, а также работников надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, депутаты представительного органа муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительнораспорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения).

В соответствии с Федеральным законом РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под должностным лицом местного самоуправления следует понимать выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.6 Очевидно, что под исполнительно-распорядительными полномочиями должностных лиц местного самоуправления следует понимать организационно-

распорядительные полномочия, о которых говорится в уголовном законе. Между тем, остался нерешенным вопрос о возможности признания должностным лицом местного самоуправления, лицо, наделенное административно-хозяйственными полномочиями, поскольку законодательство об организации местного самоуправления такой возможности не предусматривает, что следует рассматривать в качестве пробела.

В ряду должностных лиц местного самоуправления ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает выделение выборных и иных должностных лиц местного самоуправления. Выборное должностное лицо местного самоуправления - это должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

К выборным должностным лицам местного самоуправления относятся:

1) главы муниципальных образований;

2) депутаты представительного органа местного самоуправления;

3) члены иных выборных органов местного самоуправления (таковым, например, может являться контрольный орган муниципального образования);

6 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

4) иные выборные должностные лица местного са-моуправления.7

Все выборные должностные лица в силу присущих им полномочий представителей власти могут являться субъектами должностных преступлений.

В структуру органов местного самоуправления входят также муниципальные служащие.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.8

В рамках категории «муниципальные служащие» можно выделить три группы служащих.

Во-первых, это группа лиц, занимающих муниципальные должности и обладающих «муниципальновластными» полномочиями. В качестве примера муниципальных должностных лиц, обладающих властными полномочиями, можно назвать: заместителей глав муниципальных образований, управляющих делами местных администраций, глав районов муниципальных образований.

Данная категория муниципальных служащих относится к категории должностных лиц по признаку представителя власти, поскольку эти лица обладают полномочиями в соответствии с правовыми актами давать указания, влекущие юридически значимые последствия, которые обязательны для исполнения не только нижестоящими муниципальными служащими, но и неопределенным кругом лиц, не находящихся в их отношении в состоянии подчиненности.

Во-вторых, в составе категории муниципальных служащих следует выделить муниципальных служащих-специалистов, к которой относятся муниципальные служащие, занимающие должности муниципальной службы, предполагающие обладание необходимой компетенцией в каких-либо специальных отраслях знаний. Эта категория муниципальных служащих занимается высококвалифицированным умственным трудом, исполняя служебные обязанности, связанные с интеллектуально-информационным обслуживанием муниципальных должностных лиц по вопросам юриспруденции, экономики, социологии и других специальных отраслей знаний. К названной группе муниципальных служащих можно отнести следующих лиц, работающих в органах местного самоуправления: юристов, экономистов, бухгалтеров и других дипломированных специалистов.

Среди данной категории лиц можно выделить должностных лиц, если исходя из должностного положения или характера выполняемых функций, они являются лицами, выполняющими организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. К примеру, если в перечень их полномочий отнесены полномочия по организации деятельности подчиненных служащих (начальники отделов муниципальных органов власти), либо по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами (главный бухгалтер и т.д.).

В-третьих, среди муниципальных служащих можно выделить категорию обслуживающего персонала, за-

7 Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

8 Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

нимающего должности муниципальной службы и исполняющего обязанности, связанные с делопроизводственным и организационно-техническим обслуживанием муниципальных должностных лиц и муниципальных служащих-специалистов.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона РФ от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»9 лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления не являются должностными лицами, так как в соответствии с правовыми актами данная категория лиц не выполняет никаких организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных функций.

Согласно п. 5 постановления Пленума Верховного Суда России от 10 февраля 2000 г. работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям, не являются субъектами получения взятки, поскольку они не относятся к числу должностных лиц.

Исходя из вышеизложенного, можно привести следующую классификацию должностных лиц органов местного самоуправления:

- выборные должностные лица органов местного самоуправления, которые в силу присущих им полномочий признаются представителями власти;

- муниципальные служащие, занимающие муниципальные должности и обладающие «муниципальновластными» полномочиями. Данная категория муниципальных служащих также относится к категории должностных лиц по признаку присущих им функций представителя власти;

- муниципальные служащие-специалисты, занимающие должности муниципальной службы, предполагающие обладание необходимой компетенцией в каких-либо специальных отраслях знаний. Среди данной категории лиц к числу должностных лиц относятся лишь те служащие, которым исходя из должностного положения или характера выполняемых функций, принадлежат организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Список литературы

1. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

2. Постановление Пленума Верховного Суда от 10.02.2000 №6 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 №7) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»// Российская газета, №38, 23.02.2000.

3. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета, №266, 30.12.2008.

4. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

5. Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. Пермь, 1978.

6. Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. М., 1984.

9 Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

7. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие для студентов юр. фак-в и институтов / Отв. ред. проф. Г.А. Туманов. М., 1996.

8. Шнитенков А.В. Ответственность за преступления против интересов государственной службы и интересов службы в коммерческих и иных организациях. -СПб., 2006.

Рецензия

Эффективность предупреждения должностных преступлений в России во многом определяется адекватностью уголовного законодательства, охраняющего интересы службы в органах местного самоуправления, а также правоприменительной практики в этой области. Одним из существенных вопросов при определении особенностей квалификации должностных преступлений в сфере муниципального управления является проблема определения понятия и видов должностного лица органа местного самоуправления. Несмотря на

обстоятельную исследованность проблем квалификации должностных преступлений в уголовноправовой науке, разработке понятия и выделению специфических особенностей должностного лица органа местного самоуправления уделено недостаточно внимания.

Следовательно, представленная на рецензирование научная статья посвящена актуальной в современных условиях теме - проблеме характеристики должностного лица органа местного самоуправления как субъекта должностного преступления, рассмотрение которой представляет как теоретический, так и практический интерес.

В рецензируемой работе рассматривается понятие и признаки должностного лица органа местного самоуправления, проводится анализ законодательства, позиции правоприменительной практики по данному вопросу, определяются особенности правового статуса муниципальных служащих, позволяющие признать служащего в качестве субъекта должностного преступления.

Следует поддержать позицию автора относительно уточнения законодательства о муниципальной службе, определяющего понятие и признаки должностного лица местного самоуправления, и приведения его в соответствие с уголовным законодательством в этом аспекте. Подобный подход способствовал бы повышению качества законодательства и единообразию правоприменительной практики.

Таким образом, представленная научная статья соответствует предъявляемым требованиям, и рекомендуется к выступлению на международной научно-практической конференции «Пробелы в российском законодательстве», посвящённую памяти академика В.Н. Кудрявцева, проведение которой состоится в Ставропольском филиале Краснодарского университета МВД России 23-24 апреля 2009 года (г. Ставрополь).

Заведующий кафедрой УПД филиала ГОУ ВПО «СевКавГТУ» в г. Кисловодске, к.ю.н., доцент К.В. Чемеринский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.