Научная статья на тему 'Понятия должностного преступления'

Понятия должностного преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3077
499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лонерт Н. Р.

Статья посвящена комплексному анализу и уточнению понятия должностного преступления по уголовному законодательству России. Для квалификации деяния решающие значение имеет не наименование должности или учреждения, а характер обязанностей, выполняемых лицом по службе. При квалификации должностного преступления всегда необходимо четко определить правовой статус привлекаемого к ответственности лица, круг его правомочий и характер возложенных на него по должности обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятия должностного преступления»

Лонерт Н.Р.

Понятия должностного преступления

Определение понятия «должностное преступление» один из пробелов в уголовном праве, так как определяющего, (родового) понятия общих должностных преступлений в уголовном законодательстве пока не выработано. В правовой науке делались попытки сформулировать общее определение должностного преступления, которое, по мнению ученых, было бы целесообразно включить в законодательство [1, с. 13; 2, с. 220].

Общими «классическими» нормами, предусматривающими ответственность за совершение общественно опасных деяний должностными лицами путем использования своего служебного положения, являются злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ) (расположены в УК в виде самостоятельной группой норм). Тем не менее деятельность должностных лиц в некоторых отраслях государственного аппарата может напрямую отражаться на характере совершаемых преступлений и степени их общественной опасности. Учитывая данное обстоятельство, законодатель прибегает к конструированию конкретизированных по объективным признакам составов должностных преступлений, выходящих за пределы обособленной группы (гл. 30 УК РФ) преступлений, и соотносящимися с ними как общие (ст. 285 УК РФ) и специальные (ст. 169 УК РФ), часть (п. «в» ст. 159 УК РФ) и целое (ст. 285 УК РФ). Такое соотношение позволяет выделить три группы составов должностных преступлений: общие, специальные и альтернативно-должностные. При такой классификации учитывается общность основных и дополнительных непосредственных объектов преступлений, особенности объективной стороны, умышленный характер вины, специальный субъект.

Общие составы должностных преступлений предусмотрены статьями 285, 286, 287, 289, 290, 292 УК РФ. Непосредственный объект преступлений лежит в одной плоскости с видовым, содержание последнего составляет, по признанию большинства ученых, нормальная деятельность государственного аппарата, государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Специальные составы должностных преступлений предусмотрены статьями 140, 169, 170, 299, 300, 301, 302, 305 УК РФ и др. Непосредственный объект в виде нарушения нормальной деятельности государственного аппарата не является основным в данных преступлениях. Они посягают на конкретную обозначенную в норме (или группе норм) область функционирования аппарата, могут быть совершены лишь в отдельных звеньях и сферах деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления (например, правосудия, гл. 31 УК РФ). Объективная сторона рассматриваемых составов преступлений представляет конкретизацию признака «использование своего служебного положения». Вина выражается в форме умысла. Преступления совершаются должностными лицами, наделенными дополнительными специфическими признаками, обладающими правом совершения определенных действий, использование которых влечет уголовное преследование (ст. 169, 170, 299, 300, 301, 302, 305 УК РФ).

Рассматриваемые преступления наиболее близки к так называемым общим должностным преступлениям, хотя и размещены в других главах и имеют несколько отличные объекты уголовно-правовой охраны [3].

Составы альтернативно-должностных преступлений предусмотрены следующими статьями Уголовного кодекса: ч. 2 ст. 128, ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2 ст. 141, 143, ч. 2 ст. 144, 145, 145, 149, п. «г» ч. 2 ст. 152, п. «в» ст. 159, п. «в» ч. 2 ст. 160, п. «в» ч. 2 ст. 174, ч. 3 ст. 175, п. «в» ч. 3 ст. 188, ч. 3 ст. 209, ч. 3 ст. 210, п. «в» ч. 3 ст. 221, п. «в» ч. 3 ст. 226, п. «в» ч. 2 ст. 229, ст. 237, ч. 2 ст. 258, п. «б» ч. 2 ст. 260, ч. 2 ст. 272, п. «б» ч. 2 ст. 282, ч. 3 ст. 294, ч. 2 ст. 354, ч. 2 ст. 359 и др. [4].

Основной вред причиняется (или создается реальная угроза причинения такого вреда) иным общественным отношениям: собственности, общественной безопасности и др. При этом, конечно, вред наносится и нормальной деятельности государственного аппарата, так как должностное лицо использует вопреки интересам службы свое служебное положение. Подобные деяния представляют повышенную опасность, поскольку причиняют ущерб одновременно двум или более объектам уголовно-правовой охраны. Учитывая это, законодатель прибегает к конструированию составных преступлений, содержание которых, наряду с «основным» преступлением, включает в качестве конструктивного их признака и злоупотребление служебным положением. Нормальная деятельность государственного аппарата является здесь дополнительным непосредственным объектом посягательства [5].

Это понятие нельзя признать совершенным, в связи с чем оно вызывает обоснованную критику на страницах юридической печати [6]. Вина выражается в форме умысла. Субъектами данных

преступлений выступают должностные лица. Уголовный кодекс Российской Федерации дал определение должностного лица в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. В соответствии с ним должностными лицами признаются лица, постоянно осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [7].

Должностным лицо может стать как в результате выборов (избрание депутатом законодательного органа), так и по назначению (по указу Президента РФ, по приказу и т.д.). Поэтому в определение, данное в примечании к ст. 285 УК РФ, следует добавить признак: «осуществляющие функции на основании выборов или по назначению» [8].

Общественно опасное деяние может быть признано должностным преступлением и квалифицировано по соответствующей статье УК РФ только в том случае, если оно совершено должностным лицом, которое было наделено правомочиями представителя власти или которое исполняет обязанности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Если на определенное лицо в установленном порядке такие обязанности не возлагались, то оно нести уголовную ответственность за должностное преступление не может [4].

Признаки лица, осуществляющего функции представителя власти, законодатель изложил в примечании к ст. 318 УК РФ. По его мнению, представителем власти в этой статье и других статьях Уголовного кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Функции представителей власти осуществляются во всех трех ветвях власти - законодательной, исполнительной и судебной, как на федеральном уровне, так и на уровне местного самоуправления.

Должностные преступления могут быть совершенны лицами, занимающими должности в государственных органах (федеральных и субъектов Федерации), органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

К федеральным государственным органам в соответствии с Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» относятся: Администрация Президента Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, Аппарат Совета безопасности Российской Федерации, аппарат палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, а также Правительство России (министерства и ведомства), суды общей юрисдикции, арбитражные суды, прокуратура, федеральные органы государственной охраны, государственный нотариат, Банк России, федеральное казначейство, налоговые и таможенные органы [9].

К государственным органам субъектов Федерации следует относить законодательные (представительные) и исполнительные органы власти.

В частях 2 и 3 примечания к ст. 285 УК РФ законодатель раскрывает содержание квалифицирующих признаков подавляющего большинства преступлений, предусмотренных в главе 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

В самих статьях законодатель вместе с двумя указанными выше категориями должностных лиц, в качестве квалифицирующего признака указывает «главу органа местного самоуправления».

Понятия этого квалифицирующего признака в Уголовном кодексе нет. Поэтому следует обратиться к нормативным актам других отраслей права. Так, в п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 28 августа 1995 года под главой муниципального образования понимается выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Помимо должностных лиц в качестве субъектов должностных преступлений в п. 4 примечания к ст. 285 УК РФ указаны государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, которые могут нести уголовную ответственность по ст. 288 УК РФ «Присвоение полномочий должностного лица» и статье 292 «Служебный подлог».

Некоторые категории работников (например, педагоги и медицинские работники), не являясь должностными лицами, при осуществлении своих служебных обязанностей совершают юридически значимые действия. В этом случае они также относятся к категории должностных лиц.

По этой причине не могут быть признаны должностными те лица, которые выполняют в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях не организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а функции производственно-профессиональные или только профессиональные.

Также нельзя причислять к числу должностных лиц референтов, консультантов, секретарей, поскольку они не наделены ни одним из признаков должностных лиц и их действия не могут устанавливать, изменять или прекращать правоотношения. Содеянное ими при наличии необходимых признаков может быть квалифицированно по ст. 288 УК РФ, а именно «Присвоение полномочий должностного лица».

Но если эти лица, кроме исполнения своих обязанностей наделены также функциями организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера, то они несут ответственность как должностные лица.

При этом для квалификации деяния решающие значение имеет не наименование должности или учреждения, а характер обязанностей, выполняемых лицом по службе.

Не могут быть признаны должностными лица, которые выдавали себя за лиц, являющихся представителями власти либо наделенных определенными организационно-распорядительными, административно-хозяйственными функциями в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

Поэтому для правильной квалификации должностного преступления всегда необходимо четко определить правовой статус привлекаемого к ответственности лица, круг его правомочий и характер возложенных на него по должности обязанностей.

Характерная особенность должностных преступлений состоит в том, что они всегда проявляются как способ использования предоставленных лицу по службе правомочий или исполнения возложенных на него обязанностей.

Всякое иное общественно опасное деяние, не связанное с исполнением лицом должностных обязанностей или с использованием предоставленных ему по службе правомочий, не может квалифицироваться как должностное преступление.

Такие действия в предусмотренных законом случаях образуют самостоятельные преступления или являются служебным (дисциплинарным) проступком либо административным правонарушением.

Литература

1. Курс советского уголовного права. М., 1971. Т. 6.

2. Курс советского уголовного права. Л., 1978. Т. 4.

3. Галахова А.В. Должностные преступления. М., 1998.

4. Российское уголовное право. Курс лекций. Владивосток, 2000. Т. 3.

5. Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. М., 1957.

6. Емельянов В. Понятия злоупотребления гражданскими правами // Законность. 2000. № 11.

7. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Б.Т. Разгильдиева, А.Н. Красикова. Саратов, 1999.

8. Пикуров Н.И. Квалификация преступлений при бланкетной форме диспозиции уголовного закона: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1982.

9. Критический взгляд // Уголовное право. 2000. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.