Е.Н. Викторук
УДК 174; 378
«Должное» и «сущее» в этическом образовании инженеров
Аннотация: Проблемы инженерной этики рассматриваются в аспекте ее преподавания. Автор сравнивает стандарты современных образовательных программ в области инженерной подготовки и реалии этико-образовательного процесса. В качестве важнейшей видится проблема подготовки этически компетентных преподавателей для инженеров XXI века.
Ключевые слова: инженерная этика, этическое образование, этическая компетентность, этические компетенции, уровни этического образования.
Перспективы инженерной этики в образовании - тема, которую приходится видеть с разных сторон: с точки зрения преподавателя, читающего этику в техническом вузе более двадцати лет; «наблюдателя» (того, кто изучает вдохновляющий опыт развитых инженерных школ); участника «круглых столов», дискуссий и частных бесед со специалистами по инженерному образованию на крупных нал
учных форумах1. Обсуждение этой крайне актуальной темы, в том числе на страницах «Ведомостей прикладной этики» [6], не оставляет сомнений в том, что новая эпоха инженерной этики уже наступила, смысл инженерной деятельности серьезно трансформируется под влиянием «экотехносферы» и «техноэтоса», что делает этику и со-
1 Круглый стол по инженерной этике в Казани в сентябре 2013 года, где проходила Международная научная школа «Инженерное образование для новой индустриализации», и 42-й Международный симпозиум Ю!Р «Глобальные вызовы в инженерном образовании» [2].
циальную ответственность не дополнительной, а сквозной характеристикой инженерии.
Специалисты по подготовке новых кадров понимают, что этика становится незаменимой составляющей нового качества и имиджа инженерных профессий, поскольку новые смыслы приобретает и сама инженерия, отмечает В.И. Кирко2, за плечами которого 15 лет руководства Научно-исследовательским физико-техническим институтом [3]. Появляются новые виды инженерной деятельности, и речь идет даже не о нано- или информационных технологиях, а об инженерно-управленческих (управление индивидуальной образовательной траекторией и др.).
Новые требования к этическим компетенциям инженера обусловлены «изменившимся объектом инженерной деятельности» [5, 232-233], ее выходом за пределы конструирования человеко-машинных комплексов в сферу социально-экономических и социокультурных контекстов.
Новое качество этической подготовки современных инженеров определено критериями международной акре-дитации образовательных программ (ОП)3. Среди них -критерии блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин: обеспечивать необходимые юридические, социальные, экономические, этические компетенции специалиста в области техники и технологий; формировать приверженность устойчивому развитию, безопасности труда и охране здоровья. Уже сегодня требуется, чтобы в курсовые проекты и выпускные квалификационные работы обязательно включались этические аспекты, а в результате освоения ОП выпускники следовали кодексу профес-
2 Владимир Игоревич Кирко - зам. проректора по развитию КГПУ им. В.П. Астафьева, профессор, д.ф-м.н, член. корр. САН ВШ., член экспертного Совета при полномочном представителе Президента РФ в СФО.
3 Критерии и процедура аккредитации образовательных программ второго цикла подготовки специалистов в области техники и технологий. - интернет-источник http://www.as-raee.ru
сиональной этики, ответственности и нормам профессиональной деятельности. Все это необходимо для того, чтобы ориентировать будущего инженера на принятие личного выбора и ответственности, тесно связанных с понятиями морали и нравственности [4]. Этическая компетентность инженера XXI века связывается с умением мыслить этическими категориями, обсуждать социальные и профессиональные проблемы с применением этических знаний и оценок, принимать управленческие и инженерные решения высокой степени этичности.
Образ этически компетентного «постсовременного» инженера уже сформирован, но реалии его подготовки связаны с обеспокоенностью «падением престижа» инженерных специальностей, низким конкурсом на технических факультетах, часто - низким качеством подготовки абитуриентов. Специалисты говорят о слабой (устаревшей) материально-технической базе технических университетов, о «катастрофическом старении преподавательского корпуса. В среде ППС мало молодежи. В результате нарушается преемственность научных и научно-педагогических школ, что самым негативным образом отражается не только на их развитии, но и на сохранении» [4, 43]. Для преподавателей технических вузов важнейшими становятся вопросы: как сформировать «креативную интеллектуальную среду», одной из составляющих которой является этическая компетентность? Где взять этически компетентных «преподавателей нового типа»?
Переход от «сущего» к «должному» в этическом образовании инженеров задается международными системами качества, такими как ENQA (Европейская ассоциация гарантии качества высшего образования). Стандарты ENQA, служащие базой для разработки собственных систем гарантии качества, не содержат готовых решений, а носят рамочный характер.
Этическая подготовка инженеров в модели ENQA планируется по уровням. К примеру, Уровень 5 (бакалавр, второй год обучения). Базовое знание (имеет знания основных теорий дисциплины и т.д.); Этические вопросы (осознает широкий спектр социального и связанного с окружающей средой применения областей обучения и может обсуждать вопросы, касающиеся более широких этических перспектив). Навыки общения (может эффективно общаться в формате соответствующей дисциплины и т.п.).
Уровень 6 (степень бакалавра с отличием). Базовое знание (всесторонние/подробные знания по основным дисциплинам с более подробным углублением по специализациям, представление о том, что знание носит временный характер). Знание вопросов этики («осознает личную ответственность и профессиональный кодекс поведения, может встроить важный этический аспект в основную работу»).
На уровне 7 магистры помимо базовых - систематическое знание в специализированной/прикладной области и т.д. - должны уметь решать этические вопросы: демонстрировать информированность и способность ориентироваться в сложных этических ситуациях и активно работать по выработке решений с другими людьми.
Уровневая подготовка в этическом образовании - это «должное», на которое сегодня ориентируются вузы. Этические курсы являются одним из обязательных условий получения международной аккредитации образовательных программ (ОП). Реальность такова, что этика в разных объемах и под разными названиями преподается будущим инженерам. Работа по внедрению стандартов новых ОП постепенно приводит «сущее» в соответствие «должному».
Многоуровневое и комплексное этическое образование инженеров требует новых форм преподавания и новых критериев качества, связанных с отработкой компе-
тенций. Этическая компетентность специалиста предполагает «автоматическое» поведение в соответствии с этическими стандартами. Чаще всего эти стандарты подразумевают деятельность с пониманием «приватности», «неразглашения»; право на «не быть обманутым»; информированность, осведомленность; умение избегать конфликтов и хамства; развитие человеческих качеств [1, 6364]. Особенность компетентности состоит в том, что этически выверенное решение принимается в стрессовой ситуации, в ситуации межкультурных различий, в условиях дефицита времени и других ресурсов. То есть этическая компетентность специалиста - это умение сохранять этические стандарты (рамки) в сложных состояниях, с минимальными моральными потерями, минимизировать моральные (имиджевые) риски, «не терять лица».
Этические компетенции - это осознанные навыки, применяемые в ситуациях решения моральных дилемм и принятия решений, имеющих этический контекст в личной, профессиональной и социальной сферах. Этически компетентная деятельность основывается на умении самомониторинга, контроля эмоций, тона, уместности выражений и оценок. Этическая компетентность - условие высокой конкурентоспособности специалиста вообще, а постсовременного инженера - в особенности, это то, что повышает его стоимость на «рынке жизненных шансов» и позволяет ему быть действительно «лидером» в современном обществе с его знаниевой экономикой.
Этическая компетентность «высшего уровня» - это знания и навыки этической экспертизы, этического аудита, этического моделирования и проектирования. Следовательно, формировать этические компетенции может преподаватель, не только информированный в области гуманитарных технологий, а практически владеющий ими и способный обучить им других. Обучать такого рода компетенциям может этически образованный профессионал,
имеющий опыт работы внутри опирающихся на нее видов деятельности. Обеспечить присутствие таких специалистов не может та часть высшего образования, которая отвечает за обучение по основной специальности. Зато на это способны другие образовательные программы, нацеленные на дополнительную подготовку профессионалов.
Мы выделим три «пути» формирования преподавателя «нового типа», которые условно обозначим как традиционный, нетрадиционный и инновационный.
Первый, «традиционный» путь - существующая и активно модернизирующаяся система повышения квалификации и переподготовки кадров, выстраивающая мосты в новую инженерную этику. Руководители технических вузов, где активно развиваются системы переподготовки кадров, единодушны в том, что нужен преподаватель «нового типа», умело совмещающий этическую теорию и практику, действующий в исследовательском и пользовательском форматах этического знания. Последний наиболее востребован сегодня для профессиональной и социальной карьеры.
В соответствии с новыми стандартами подготовки преподавателя «нового типа», разрабатываются программы в МГТУ им.Н.Э.Баумана, Казанском исследовательском университете, ННГу им.Н.И Лобачевского и др. При этом часто речь идет об «элитной» подготовке, поскольку «на всех» ресурсов не хватает. В.Е. Медведев4 считает, что этическая составляющая компетентности преподавателя высшей школы является весьма существенной. «Комплексная педагогическая подготовка преподавателя, включая этическую составляющую, должна носить не фрагментарный..., а систематический характер» [4, 43].
4 Валентин Ефимович Медведев - директор Экспериментального центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей инженерных вузов и технических университетов при МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Вторым путем является деятельность корпораций в этическом образовании инженеров. Для понимания динамики инженерной этики организаторами проекта, которому посвящен данный выпуск «Ведомостей прикладной этики», был задан вопрос о конфликте требований современных профессиональных этик и требований корпораций: корпоративных этик, регулирующих «жизнь в профессии» относительно организации, в которую она включена. Эта тема очень важная, и нам хочется подчеркнуть не конфликт, а дополнительность корпоративной и профессиональной этик.
Сегодня нельзя не сказать о влиянии международных и российских корпораций на качество управленческой и исполнительской работы в эффективно развивающихся сферах промышленности: угольной, нефтегазовой, металлургической. Реализуя концепции социальной ответственности, многие компании ведут интересную деятельность по формированию инженеров «нового типа» и этико-просветительскую работу. В Красноярске РУСАЛ ежегодно проводит Международную конференцию-выставку «Алюминий Сибири»5. По инициативе организатора и вдохновителя этого мероприятия, ученого мирового уровня, П.В. Полякова, в 2012 году в рамках этой конференции впервые состоялся «круглый стол» по этике и социальной ответственности в металлургии. Важность обсуждаемых вопросов оказалась столь очевидной, что было принято решение о постоянной работе «круглого стола». Но на следующей конференции тема этики в цветной металлургии, к сожалению, не звучала вообще.
Так или иначе, детерминируемые системой «социальных контрактов», корпорации сегодня вынуждены втягиваться в этико-образовательную деятельность. К примеру, ЗАО «Ванкорнефть» имеет договор о сотрудничестве с Сибирским федеральным университетом. Внеаудиторные
5 http://nfmsib.ru/
занятия по корпоративной этике «Ванкорнефти» с интересом и энтузиазмом воспринимаются студентами Института нефти и газа, а специалиста, отвечающего за это направление в корпорации, заставляет вспомнить, что этика -реальность инженерной профессии в нефтяной промышленности. Образовательная деятельность корпораций непроизвольно «втягивает» действующих здесь специалистов (от руководителей до бизнес-тренеров) в этический контекст профессии.
Интересен этико-образовательный опыт Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) с такими проектами, как Музей занимательной науки, Молодежная горная школа и др. Горная школа - один из проектов долгосрочной программы «Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности», она представляет собой комбинацию проф-ориентационного обучения по вопросам безопасности ведения горных работ и мероприятий по развитию личностной эффективности молодых специалистов (лидерство, эффективность, управление). Организаторы подобных программ видят в обучении «инструмент развития» работника посредством таких технологий, как наставничество, обратная связь, обучение в действии, работа в группах. Работник «нового типа» управленческих, экологических и лидерских компетенций должен выработать профессиональную ответственность. И это понятно: экологическая безопасность, безопасность условий труда - острейшие проблемы, влияющие как на конкурентоспособность данной отрасли, так и на ее имидж. Предполагается, что посредством инновационных образовательных технологий можно сформировать «интеллект управленца» и такие «внутренние ресурсы руководителя» как сознание, воля, эмоциональная компетентность у небольшого количества людей, отобранных на конкурсных основаниях.
Такие локальные образовательные программы раскрывают обеспокоенность руководства отдельных промышленных компаний низким качеством кадрового потенциала. Здесь складывается понимание того, что ценностно-этическая составляющая не свалится с неба, не сформируется сама собой. К примеру, СУЭК в июне 2012 года организовала серьезную программу повышения квалификации для преподавателей СФУ по обучению инновационным образовательным технологиям. Эта программа была ориентирована на формирование креативной интеллектуальной среды вуза. К сожалению, был реализован только первый, начальный этап этой очень нужной программы.
Вклад корпораций в формирование этически компетентных специалистов очень важен, но переоценивать эту деятельность, на наш взгляд, не следует. Классики этики бизнеса давно вывели закономерность: в «хорошие времена» организации повышают свою этику, а «в плохие» склонны от нее отходить.
Еще один путь, выделенный нами - «инновационный». «Точки роста» в подготовке преподавателей этики «нового типа» могут возникать спонтанно и долго действовать на энтузиазме, без ресурсов, которыми обеспечены первые два пути. Этот путь характеризуется отсутствием «заорганизованности» и свободным, творческим форматом работы, эффект которой пока трудно оценить.
Приведем собственный пример. В Красноярске уже несколько лет существует научно-образовательный проект «Лаборатория прикладной и практической этики». Деятельность Лаборатории охватывает три основных направления: этико-просветительское, научно-методическое и научно-исследовательское.
Этико-просветительское направление представляют выездные занятия по изучению корпоративной этики на предприятиях города Красноярска, встречи и открытые дискуссионные площадки с учеными, предпринимателями,
писателями, где обсуждаются актуальные проблемы современной этики и морали. Научно-методическое направление Лаборатории связано с разработкой новых этических курсов, опирающихся на инновационные образовательные технологии - кейс-метод, этический практикум, практические занятия с элементами моделирования и деловой игры. Все направления в деятельности Лаборатории объединяет проведение семинаров-практикумов, тренингов и мастер-классов по деловой этике и этикету на разных образовательных площадках.
В рамках Лаборатории мы попытались посмотреть на то, соответствует ли сегодняшнее преподавание этики реалиям меняющегося общества и образования. Ежегодно нами проводится «показательный» семинар-практикум для аспирантов «Этика и аксиология науки: принятие решений высокой степени этичности» [1]. По итогам этого мероприятия проходит анкетирование аспирантов-участников и преподавателей этики (или дисциплин с этической составляющей). Было опрошено 15 человек в возрасте от 35 до 75 лет - преподаватели Сибирского федерального университета, Сибирского государственного технологического университета и Красноярского государственного педагогического университета. В анкете были вопросы, касающиеся используемых форм проведения занятий, соотношения теории и практики в учебном материале, используемых форм контроля и др. Заключительным был вопрос «Способна ли работа по повышению морального климата отдельных организаций (в том числе этико-образовательная деятельность) повлиять на улучшение общественной морали в России?». На этот вопрос был получен только один отрицательный ответ.
Опрос показал, что большинство преподавателей ведут этику в традиционной лекционно-семинарской модели, хотя осознают важность современных образовательных форм, немногие знакомы с методом ситуационного анали-
за и применяют его. Было обнаружено, что «обратная связь» (как осознанно применяемая методика) в ходе освоения курса и по его итогам осуществляется единицами (3 человека). Большинство преподавателей этики не планируют какого-либо конкретного результата по итогам курса и каждого занятия в отдельности. Зачеты по курсу ставятся по произвольным критериям. Все это говорит о достаточно смутном понимании реалий «компетентностного подхода», механизмов и способов формирования этических составляющих общих и профессиональных компетенций.
«Лаборатория прикладной и практической этики» уже много лет действует в «волонтерском» формате, и наши надежды связаны с возможностью формирования в городе институциализированных структур (кафедр, центров), осуществляющих подготовку этически компетентных экспертов, владеющих технологиями этического аудита, этического моделирования и проектирования, а также преподавателей этики «нового типа». Ожидаемые результаты деятельности Лаборатории: анализ опыта мировых и отечественных этико-образовательных программ и проектов; внедрение эффективных моделей этических семинаров-практикумов, формирующих профессионально-этические компетенции; генерация новых знаний и разработок при выполнении фундаментальных и прикладных исследований; формирование этически здоровой образовательной среды вуза и города; обучение применению новых этико-обучаю-щих технологий, соответствующих современному мировому уровню; обучение тех, кто будет обучать.
Преодоление разрыва между «должным» и «сущим» в формировании этически компетентного инженера видится нам в трех, уже обозначившихся, направлениях: системе повышения квалификации и переподготовки инженерных кадров в инженерных вузах; переподготовке кадров и этико-просветительской работе в развитых корпорациях;
формировании преподавателей «нового типа» в ходе инновационных проектов (инновационный путь). Перечень этот, возможно, не исчерпывающий, но очевидна не конкуренция, а дополнительность этих траекторий в этическом образовании.
Список литературы
1. Викторук Е.Н. Этика науки: практико-прикладной модус // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С.149-155.
2. Инженерное образование для новой индустриализации: программа и сборник докладов Международной научной школы. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2013.
3. Кирко В.И., Бухаров А.В. Опыт подготовки и переподготовки кадров в области инновационного менеджмента // Инновации в непрерывном образовании. 2013. № 6-7.
4. Моральный кодекс исследователя и нравственные основания научно-педагогической деятельности / Высшее образование в России. 2012. № 1-2.
5. Панина Г.В. Инженерная этика: воспитание моральных компетенций // «Что такое хорошо и что такое плохо?» в прикладных моралях. Ведомости прикладной этики. Вып.43 / Под ред. В.И.Бакштановского, В.В.Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2013. С.228-240.
6. Этика инженера: через понимание к воспитанию. Ведомости прикладной этики. Вып.42 / Под ред. В.И.Бакштановского, В.В.Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2013.