Научная статья на тему 'ИНЖЕНЕРНАЯ ЭТИКА: ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ИНЖЕНЕРНАЯ ЭТИКА: ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / МОРАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНЖЕНЕРНАЯ ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КУРС ИНЖЕНЕРНОЙ ЭТИКИ / СОЦИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Галина Владимировна

Рассматривается процесс формирования и трансформаций профессиональной этики. Показано усиление роли профессиональной этики в регулировании профессиональной деятельности в инновационном обществе в связи с ростом неопределенности и непредсказуемости общественного развития. Особое значение приобретает этика для регуляции инженерной деятельности, кардинально влияющей на биосферу и социальные процессы. Моральная компетентность становится частью инженерного профессионализма. Моральное образование и воспитание инженеров необходимо реали-зовывать в курсе инженерной этики в техническом университете. Сформулированы задачи курса инженерной этики и этические основания принятия технических решений в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGINEERING ETHICS: MORAL EDUCATION OF COMPETENCE

The process of formation and transformation of professional ethics is considered. Strengthening the role of ethics in the regulation of professional activities in an innovative society due to increased uncertainty and unpredictability of social development is displayed. Of particular importance for the regulation of the ethics of engineering, dramatically affecting the biosphere and social processes. Moral competence becomes part of engineering excellence. Moral education and training of engineers to implement in engineering ethics course at a technical university. There are the problems of course engineering ethics and ethical grounds for taking technical decisions in today''s society.

Текст научной работы на тему «ИНЖЕНЕРНАЯ ЭТИКА: ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

Г.В. Панина

УДК 174

Инженерная этика: воспитание моральных компетенций

Рассматривается процесс формирования и трансформаций профессиональной этики. Показано усиление роли профессиональной этики в регулировании профессиональной деятельности в инновационном обществе в связи с ростом неопределенности и непредсказуемости общественного развития. Особое значение приобретает этика для регуляции инженерной деятельности, кардинально влияющей на биосферу и социальные процессы. Моральная компетентность становится частью инженерного профессионализма. Моральное образование и воспитание инженеров необходимо реали-зовывать в курсе инженерной этики в техническом университете. Сформулированы задачи курса инженерной этики и этические основания принятия технических решений в современном обществе.

Ключевые слова: профессиональная этика, моральные компетенции, инженерная этика, профессионализм, исследовательский университет, курс инженерной этики, социотехнические системы, этические кодексы.

Профессиональная этика

как регулятор инженерной деятельности

В жизни современного общества инженерная деятельность - профессиональное, основанное на научных знаниях, социально ответственное и человекоразмерное проектирование и эксплуатация технических устройств - играет все возрастающую роль.

Современный инженерный профессионализм предполагает не только освоение научных основ проектирования техники, но и осознание целей, смыслов и задач инженерии в целом, ее место в культуре XXI века. Большое значение имеет понимание социальной ответственности инженерии за преобразование природного и социального пространст-

ва, необходимость соизмерять преобразовательные усилия с контролирующими возможностями человека.

Инженерная этика, устанавливающая соответствие инженерной деятельности критериям социальной эффективности, приемлемости и безопасности, становится частью профессиональной культуры инженера. За последнее столетие из разрозненных инструментов воздействия человека на отдельные элементы природного окружения техника превратилась в мощную социотехническую систему, техносферу, создавшую новую среду обитания, повлиявшую на шкалу культурных универсалий, изменившую ритмы и паттерны социокультурной жизни, то есть стала активной частью социокультурного пространства. В сферу моральной регуляции включены новые типы взаимодействия: техники и социума, техники и человека, техники и природы, техники и глобального развития человечества. Обсуждаются социокультурные последствия реализации технических решений, находящие отражение в этических кодексах профессиональных сообществ.

л

Основными темами этических кодексов являются : 1) нормы и стандарты социально ориентированной инженерной деятельности, 2) технологические алгоритмы, максимизирующие позитивные и минимизирующие негативные последствия воздействия техники на природное и искусственное окружение, 3) социальная компетентность инженера как часть профессиональной культуры, прежде всего социальная ответственность за свою деятельность.

Понимание профессионализма как в научной литературе, так и в регулятивных кодексах включает, наряду с профессиональной компетентностью, социальную ответственность и личностную зрелость, предполагающую осознанное следование нормам этических кодексов, способность рас-

1 См.: Technik und Ethik. Hrsg. von H. Lenk, G. Ropohl. Stuttgart: Reclam, 1987; http:// www.asce.org/Leadership-and-Management/Ethics /Code-of-Ethics/; http://www.washingtonaccord.org/;http://www.rusea. in-fo/tree/?id=15.

сматривать проблему или ситуацию в перспективе с учетом всех ее социальных, экологических и иных последствий для общества, умение выделять в инженерных задачах и проектах, которые представляются на первый взгляд исключи-

2

тельно техническими, гражданские и этические аспекты .

Инженерная деятельность предполагает регулярное и систематическое применение научных знаний для создания искусственных (технических) систем машин, устройств и т.п. В этом ее отличие от просто технической деятельности, опирающейся больше на опыт, догадку, здравый смысл. Первый этап развития инженерной деятельности (называемый классическим) включает в себя формирование нового класса профессионалов, получивших серьезную естественно-научную подготовку и навыки применения ее для создания и конструирования техники. Рациональное осмысление своей деятельности, понимание ее ответственности и широкого социального влияния привело к созданию на этом этапе первых этических кодексов, выразивших общественные опасения и ожидания.

На этом этапе инженерная этика в лице создателей

о

первых инженерных обществ3 формировала, опираясь на философию техники (Э. Капп, Ф. Дессауэр, П.К. Энгельмей-ер), представление о социальном служении техники, оценивала влияние техники на общественное развитие и человеческие характеристики. Складывались нормы ответственного поведения инженера, влияющего на изменения природы и общества. Но реальные механизмы общественного мнения, которые могли бы воздействовать на конкретные процедуры проектирования и использования технических устройств, еще не сложились.

2 http://vyspec. ru/struktura/otvetstven .php; http://www. rusea.info/tree /?id=15 (дата обращения 4.11.2013).

о

3 Союз немецких инженеров (VDI) - 1856 год; Русское техническое общество - 1866 год, Всероссийский союз инженеров и техников -1904 год.

Современный этап развития инженерной деятельности характеризуется системным подходом к решению сложных научно-технических задач, возможным только путем обращения ко всему комплексу естественных, технических, а также социальных и гуманитарных наук. В информационном обществе формируются новые формы инженерной и проектной культуры, новые системные и методологические ориентации, использующие совместно с техническими приемами и навыками гуманитарные методы познания и преобразования действительности.

Это существенно меняет процедуры этической регуляции инженерной деятельности. Рассуждать исключительно в контексте социальной ответственности становится недостаточно. Реализация сложнейших социотехнических проектов не может зависеть от личных добродетелей исполнителей, а должна осуществляться в рамках обязательной социокультурной экспертизы, включающей и моральную оценку. Конечно, личное понимание социальных последствий своей деятельности и желание действовать максимально безопасным образом тоже важно, они являются необходимыми, но не достаточными условиями социально эффективной инженерной деятельности.

Понятие эффективности включает, наряду с предотвращением опасных последствий, понимание путей позитивного развития общества. Этические принципы регуляции вмещают не только запреты на социально опасные действия, но и нормы развития, ориентирующие на переустройство общества на более справедливых основаниях. Каковы эти перспективы, как их достичь с помощью профессиональной деятельности? Эти вопросы обсуждаются современной инженерной этикой. Технические специалисты должны быть образованы и воспитаны в русле морального сознания, обязаны считать единственно возможным основанием безупречного инженерного решения его социальную направленность.

Американские специалисты по инженерной этике говорят о двух моделях профессионализма в современной инженерии, каждая из которых ориентирована на общественную эффективность. Первая (бизнес-модель) предполагает в качестве основы инженерной деятельности желание получать прибыль, внедрять новые перспективные проекты, но с неизбежным пониманием, что инженерная деятельность стремится к общественному благу и извлечь максимальную пользу можно лишь на пути соблюдения моральных норм и ориентации на этически безупречную деятельность. Вторая модель (экзистенциальная) направлена на общественное развитие, на служение пользе и безопасности общества и желание использовать свои знания и навыки для выбора наиболее эффективных средств достижения общественного блага. Общество, уверены американские исследователи, вознаграждает профессиональный труд, включающий социально ответственный и человечески раз-

~ 4

вивающий компонент4.

В последней трети ХХ века изменяется как объект инженерной деятельности (вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и т.п. проектируются сложные человеко-машинные системы), так и структура самой инженерной деятельности, которая включает в себя организационную, управленческую, маркетинговую деятельность. Для осуществления такой интеграции потребовались особые специалисты - инженеры-системотехники, владеющие наряду с техническим и естественно-научным знанием комплексом социальных и гуманитарных наук. Все модер-низационные проекты в области образования направлены на формирование специалистов нового типа - социально и инновационно ориентированных специалистов-системотехников, владеющих не только естественными и техническими науками, но и основами социальных и гуманитарных на-

4 Harris C.E., Pritchard M.S., Rabins M.J. Engineering Ethics: Concept and Cases. - Wadsworth, Cengage Learning, 2009. - 312 P.; p 7.

ук для проектирования деятельности человека-оператора в сложной технической системе.

А реальная практика передовых в технологическом отношении стран идет уже дальше и предъявляет новые требования к инженерной деятельности. Выход инженерной деятельности за пределы конструирования только человеко-машинных комплексов в сферу социально-экономических и социокультурных контекстов обеспечения функционирования и развития этих комплексов приводит к формированию нового этапа инженерии - социотехнического проектирования5. Инженерная деятельность и проектирование меняются местами. Если традиционное проектирование было частью инженерной деятельности, то социотехниче-ское проектирование включает в себя инженерную деятельность наряду с другими видами социальной практики по обеспечению социально безопасного и личностно-ориентированного функционирования человеко-машинных систем (создание социальной инфраструктуры, обслуживание, потребление, обучение кадров, управление проектами и инновациями), а не только машинное производство. Меняется и понимание инженерного труда. В современном мире это не просто конструирование технических устройств, а деятельность по проектированию социального пространства, которая должна быть экологически и социально безопасной, совместимой с общественными запросами и возможностями.

Соответственно должна трансформироваться этическая среда обсуждения технических проектов. В инновационном обществе предсказать последствия реализации того или иного проекта крайне затруднительно, ибо любая инновация сопряжена с риском, с непредсказуемостью последствий. Особенно наглядно это видно в развитии нанотехноло-

5 Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учеб. Пособие. М.: Гардарики, 1996. - 400 с.; с. 385-386.

гий6. Стандартные этические кодексы не достаточны для действий в ситуации неопределенности. Инженер может принимать решение, только опираясь на общие моральные принципы социальной эффективности как единственно надежный компас в бушующем океане социальных рисков. Моральные нормы должны быть им осознаны, приняты, актуализированы и вербализированы в профессиональном общении. Моральные принципы служат надежной основой для деятельности в ситуации неопределенности. Поэтому значение инженерной этики в обществе риска возрастает. Для ее развития и совершенствования необходима этическая среда, формировать которую в современных условиях должен технический университет.

В индустриальную эпоху инженерная этика сводилась к ответственности инженера за социальные последствия технического проекта и необходимости отстаивать свою точку зрения, что нашло отражение в этических кодексах. Но, строго говоря, информирование общественности об опасностях или возражение руководителю не есть собственно моральное действие. Это может быть проявлением и профессиональных качеств, и сложившихся корпоративных отношений. В эпоху инноваций противостояние начальственному мнению не может быть делом инженера-одиночки. Эффективное проектирование и реализация социотехниче-ских систем возможны лишь при условии обсуждения инженерных проблем в этических терминах инженерным сообществом в целом, невозможности принимать морально безответственные решения без ущерба для своей профессиональной репутации. Инженерная этика приучает жить и работать в атмосфере морального климата.

Современная инженерная этика не может ограничиться категорией ответственности инженера за технический про-

6 Горохов В.Г. Философия техники и инженерная этика // Этика инженера: через понимание к воспитанию. Ведомости прикладной этики. Вып. 42 / под ред. В.И. Бакштановского, В.В. Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2013. С. 59-60.

ект. В условиях коллективной работы по общественно значимым проектам инженер-одиночка не может, да и не должен противостоять другим участникам проекта со своим отдельным мнением. Общественная безопасность и ответственное выполнение задания - вопрос не этики, а трудовой дисциплины и административных норм технической деятельности. Их нарушение - не сфера этической ответственности. Предназначение этики - дать основу для принятия решения в новой ситуации, когда не понятны последствия, да и цели и методы новы и непредсказуемы7.

Этическая регуляция необходима на этапе выбора проекта, поиска средств и методов его реализации, обсуждения промежуточных результатов, к чему они ведут, достигают ли намеченных целей или уклоняются в небезопасном направлении. Для этого в общественном мнении должны сформироваться и успешно функционировать механизмы обсуждения целей и задач технической деятельности, институты трансляции этических позиций среди широких кругов населения, их возможность влиять и наблюдать за реализацией технических проектов. Инженерному сообществу в своей групповой среде тоже следует сосредоточиться на этической проблематизации техники, быть знакомым с моральными принципами регуляции деятельности и приемами обсуждения спорных вопросов. Этика должна считаться единственно приемлемой и надежной основой принятия решений в профессиональной среде. Тогда и отдельному инженеру не придется нарушать производственную дисциплину и «выносить сор из избы», обращаться к общественности за поддержкой и т.д. Этическая регуляция должна быть имманентна производственному коллективу, инженерному сообществу в целом.

7 История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров / Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Горохов, А.П. Назаретян / Под общ. ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Изд-во «Юрайт», 2014. - 383 с.; с. 244-246.

А для этого важно моральное воспитание, обучение моральному мышлению в курсе университетского образования.

Курс инженерной этики в современном университете

Итак, этическая регуляция инженерной деятельности приобретает особое значение в обществе, основанном на инновациях и постоянном поиске технических решений, сопряженных с неопределенностью и непредсказуемостью социальных последствий. Подготовка инженера к профессиональной деятельности в таких условиях подразумевает освоение социальных и личностных компетенций, позволяющих принимать решение в ситуации риска, опираясь на социокультурный опыт и социально безопасные и эффективные стратегии поведения. А мораль и является именно такой исторически проверенной системой социально дружелюбного поведения, вооружающей человека системой координат в сложных социальных условиях. Готовность и умение применять моральные принципы должен воспитывать современный университет в курсе профессиональной этики.

Мы знаем, что бурный рост естественно-научного и технического знания вытеснил воспитательную составляющую из учебного процесса, сведя понятие профессионализма к владению операциональными техническими процедурами. Кстати, и моральная проблематика в профессиональной сфере редуцировалась к созданию этических кодексов с призывами думать не только о собственной выгоде. Но инженерная этика не может быть сведена только к кодексам, это лишь один из элементов моральной регуляции. Подлинно моральная рефлексия по поводу своего поведения, возможность выбора из нескольких вариантов действия, опираясь на этические стандарты, долгое время и не практиковалась на производстве, и не воспитывалась в университете.

Если практическая трансляция социокультурных ценностей и культуросоразмерных образцов профессиональной деятельности, ранее осуществляемая из уст в уста, из рук в руки на производстве, оказалась неэффективной, непригодной для каждого следующего вступающего в производственную жизнь поколения инженеров, то и в вузе социокультурные ориентиры профессиональной деятельности никак не обозначались. Постепенно образовался мировоззренческий вакуум, когда массовое инженерное образование выпускало «обученного дикаря», «цивилизованного варвара» (Х. Ортега-и-Гассет). Моральная регуляция в целом потеряла свое основание: ослабление связей между поколениями, кризис семьи сделали невозможным трансляцию моральных ценностей и осуществление регулирования по традиционному типу от старших к младшим, а система образования, университет прежде всего, оставались ценностно-нейтральными, позитивистски настроенными на получение и освоение новых знаний и технологий.

Преподавание курса инженерной этики в современном университете может способствовать восполнению «выпавшего звена» воспитания из образовательного пространства, призвано научить инженеров использовать возможности морали для определения стратегии своего поведения в ситуациях неопределенности и риска, каким является современное инновационное общество.

Без соответствующих личностных компетенций невозможно говорить о современном уровне профессионализ-

о

ма8. Моральные компетенции представляются важнейшими из личностных, потому что все остальные (лидерские, командные и др.) выступают дополнительными к мировоззренческим и практически-поведенческим. В вузе необходимо воссоздать на новой, современной, технологичной основе воспитательное звено формирования личности. «Акцент в образовательном процессе должен быть смещен от обучения к воспитанию, от знаний к ценностям, от естест-

8 http://vyspec.ru/struktura/vivodi.php (дата обращения 5.11.2013).

вознания к гуманитарной составляющей научного знания, от конкретных сведений в частных дисциплинах - к целост-

- 9

ной научной картине мира» .

Многоуровневость современного высшего образования позволяет сделать главной целью бакалавриата формирование целостного миропонимания и личностного становления, оставив другим уровням задачи подготовки к исследовательской инновационной деятельности. Поэтому курс инженерной этики в техническом университете должен войти в базовый компонент обучения бакалавров всех специальностей и способствовать овладению специалистами основами моральной регуляции как личного поведения, так и профессиональной деятельности.

Современный технический университет, позиционируемый как исследовательский, готовящий специалистов, способных действовать в ситуации неопределенности и постоянных инноваций, должен формировать моральные компетенции как важнейшую часть личностных, общекультурных и профессиональных качеств. Курс инженерной этики, таким образом, становится элементом базовой подготовки специалиста. Овладение этической регуляцией может происходить как с использованием ситуаций технических казусов, так и с помощью примеров и упражнений общеморального выбора. Знакомство и усвоение базовых категорий морального выбора, морального сознания, оснований для этически ответственных решений может реализовываться на любых примерах социальной практики, но с обязательным указанием, как эти регулятивы работают в инженерной деятельности. Для этого, конечно, необходимо разработать современные учебно-методические обучающие и контролирующие средства - практикумы, деловые игры, тренинги, упражнения, задания и т.п., что является актуальной про-

9 Рыбин В.А. Университет XXI века: Антропологические перспективы образования и культуры. М.: Книжный дом «Либроком», 2012. 176 с.; с. 47.

блемой методического обеспечения курса инженерной этики.

Комплексность современного морального сознания диктует новые формы преподавания инженерной этики. Это должен быть не просто курс морализирования на темы инженерного творчества, а способ формирования рационального и этически ответственного мышления, обращающемуся к философскому мировоззрению, политическому сознанию, культурологической компетентности, социологическому анализу общества, историческим закономерностям. Инженерная этика превращается в новый общепрофессиональный курс, на базе знаний об обществе и оптимальной регуляции его развития формирующий личностные и социальные компетенции как важнейший элемент современного профессионализма, неотъемлемой частью которого является готовность действовать этически безупречным образом при принятии решений и реализации технических проектов - моральная компетентность.

Моральная компетентность важна как для наглядного обоснования собственной стратегии поведения, так и для оценки действий коллег и определения общественного мнения по социально значимым проблемам. Моральную компетентность как элемент профессионализма определим умением мыслить этическими категориями, вести этическую дискуссию, обсуждать социальные и профессиональные проблемы с применением моральных знаний и моральных оценок с целью взаимопонимания и определения стратегии оптимального поведения для достижения общественного консенсуса и социального благополучия.

Курс инженерной этики в техническом университете -основное средство формирования этической состоятельности специалиста. Он направлен на развитие у студентов этического мышления, освоение процедур моральной оценки деятельности и рационального выбора с точки зрения идеально возможного. Поэтому он не должен сводиться только к разбору прецедентов предыдущих несостоятель-

ных решений (Челленджер, Чернобыль, Фукусима), хотя это тоже важно. Для освоения опыта профессиональной деятельности, формирования моральной компетентности важно уметь анализировать не только прежние решения, но и действовать в новых ситуациях, определять морально ответственное поведение как оптимальное в ситуации сложного выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.