Г.В. Панина
УДК 174
Инженерная этика: воспитание моральных компетенций
Рассматривается процесс формирования и трансформаций профессиональной этики. Показано усиление роли профессиональной этики в регулировании профессиональной деятельности в инновационном обществе в связи с ростом неопределенности и непредсказуемости общественного развития. Особое значение приобретает этика для регуляции инженерной деятельности, кардинально влияющей на биосферу и социальные процессы. Моральная компетентность становится частью инженерного профессионализма. Моральное образование и воспитание инженеров необходимо реали-зовывать в курсе инженерной этики в техническом университете. Сформулированы задачи курса инженерной этики и этические основания принятия технических решений в современном обществе.
Ключевые слова: профессиональная этика, моральные компетенции, инженерная этика, профессионализм, исследовательский университет, курс инженерной этики, социотехнические системы, этические кодексы.
Профессиональная этика
как регулятор инженерной деятельности
В жизни современного общества инженерная деятельность - профессиональное, основанное на научных знаниях, социально ответственное и человекоразмерное проектирование и эксплуатация технических устройств - играет все возрастающую роль.
Современный инженерный профессионализм предполагает не только освоение научных основ проектирования техники, но и осознание целей, смыслов и задач инженерии в целом, ее место в культуре XXI века. Большое значение имеет понимание социальной ответственности инженерии за преобразование природного и социального пространст-
ва, необходимость соизмерять преобразовательные усилия с контролирующими возможностями человека.
Инженерная этика, устанавливающая соответствие инженерной деятельности критериям социальной эффективности, приемлемости и безопасности, становится частью профессиональной культуры инженера. За последнее столетие из разрозненных инструментов воздействия человека на отдельные элементы природного окружения техника превратилась в мощную социотехническую систему, техносферу, создавшую новую среду обитания, повлиявшую на шкалу культурных универсалий, изменившую ритмы и паттерны социокультурной жизни, то есть стала активной частью социокультурного пространства. В сферу моральной регуляции включены новые типы взаимодействия: техники и социума, техники и человека, техники и природы, техники и глобального развития человечества. Обсуждаются социокультурные последствия реализации технических решений, находящие отражение в этических кодексах профессиональных сообществ.
л
Основными темами этических кодексов являются : 1) нормы и стандарты социально ориентированной инженерной деятельности, 2) технологические алгоритмы, максимизирующие позитивные и минимизирующие негативные последствия воздействия техники на природное и искусственное окружение, 3) социальная компетентность инженера как часть профессиональной культуры, прежде всего социальная ответственность за свою деятельность.
Понимание профессионализма как в научной литературе, так и в регулятивных кодексах включает, наряду с профессиональной компетентностью, социальную ответственность и личностную зрелость, предполагающую осознанное следование нормам этических кодексов, способность рас-
1 См.: Technik und Ethik. Hrsg. von H. Lenk, G. Ropohl. Stuttgart: Reclam, 1987; http:// www.asce.org/Leadership-and-Management/Ethics /Code-of-Ethics/; http://www.washingtonaccord.org/;http://www.rusea. in-fo/tree/?id=15.
сматривать проблему или ситуацию в перспективе с учетом всех ее социальных, экологических и иных последствий для общества, умение выделять в инженерных задачах и проектах, которые представляются на первый взгляд исключи-
2
тельно техническими, гражданские и этические аспекты .
Инженерная деятельность предполагает регулярное и систематическое применение научных знаний для создания искусственных (технических) систем машин, устройств и т.п. В этом ее отличие от просто технической деятельности, опирающейся больше на опыт, догадку, здравый смысл. Первый этап развития инженерной деятельности (называемый классическим) включает в себя формирование нового класса профессионалов, получивших серьезную естественно-научную подготовку и навыки применения ее для создания и конструирования техники. Рациональное осмысление своей деятельности, понимание ее ответственности и широкого социального влияния привело к созданию на этом этапе первых этических кодексов, выразивших общественные опасения и ожидания.
На этом этапе инженерная этика в лице создателей
о
первых инженерных обществ3 формировала, опираясь на философию техники (Э. Капп, Ф. Дессауэр, П.К. Энгельмей-ер), представление о социальном служении техники, оценивала влияние техники на общественное развитие и человеческие характеристики. Складывались нормы ответственного поведения инженера, влияющего на изменения природы и общества. Но реальные механизмы общественного мнения, которые могли бы воздействовать на конкретные процедуры проектирования и использования технических устройств, еще не сложились.
2 http://vyspec. ru/struktura/otvetstven .php; http://www. rusea.info/tree /?id=15 (дата обращения 4.11.2013).
о
3 Союз немецких инженеров (VDI) - 1856 год; Русское техническое общество - 1866 год, Всероссийский союз инженеров и техников -1904 год.
Современный этап развития инженерной деятельности характеризуется системным подходом к решению сложных научно-технических задач, возможным только путем обращения ко всему комплексу естественных, технических, а также социальных и гуманитарных наук. В информационном обществе формируются новые формы инженерной и проектной культуры, новые системные и методологические ориентации, использующие совместно с техническими приемами и навыками гуманитарные методы познания и преобразования действительности.
Это существенно меняет процедуры этической регуляции инженерной деятельности. Рассуждать исключительно в контексте социальной ответственности становится недостаточно. Реализация сложнейших социотехнических проектов не может зависеть от личных добродетелей исполнителей, а должна осуществляться в рамках обязательной социокультурной экспертизы, включающей и моральную оценку. Конечно, личное понимание социальных последствий своей деятельности и желание действовать максимально безопасным образом тоже важно, они являются необходимыми, но не достаточными условиями социально эффективной инженерной деятельности.
Понятие эффективности включает, наряду с предотвращением опасных последствий, понимание путей позитивного развития общества. Этические принципы регуляции вмещают не только запреты на социально опасные действия, но и нормы развития, ориентирующие на переустройство общества на более справедливых основаниях. Каковы эти перспективы, как их достичь с помощью профессиональной деятельности? Эти вопросы обсуждаются современной инженерной этикой. Технические специалисты должны быть образованы и воспитаны в русле морального сознания, обязаны считать единственно возможным основанием безупречного инженерного решения его социальную направленность.
Американские специалисты по инженерной этике говорят о двух моделях профессионализма в современной инженерии, каждая из которых ориентирована на общественную эффективность. Первая (бизнес-модель) предполагает в качестве основы инженерной деятельности желание получать прибыль, внедрять новые перспективные проекты, но с неизбежным пониманием, что инженерная деятельность стремится к общественному благу и извлечь максимальную пользу можно лишь на пути соблюдения моральных норм и ориентации на этически безупречную деятельность. Вторая модель (экзистенциальная) направлена на общественное развитие, на служение пользе и безопасности общества и желание использовать свои знания и навыки для выбора наиболее эффективных средств достижения общественного блага. Общество, уверены американские исследователи, вознаграждает профессиональный труд, включающий социально ответственный и человечески раз-
~ 4
вивающий компонент4.
В последней трети ХХ века изменяется как объект инженерной деятельности (вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и т.п. проектируются сложные человеко-машинные системы), так и структура самой инженерной деятельности, которая включает в себя организационную, управленческую, маркетинговую деятельность. Для осуществления такой интеграции потребовались особые специалисты - инженеры-системотехники, владеющие наряду с техническим и естественно-научным знанием комплексом социальных и гуманитарных наук. Все модер-низационные проекты в области образования направлены на формирование специалистов нового типа - социально и инновационно ориентированных специалистов-системотехников, владеющих не только естественными и техническими науками, но и основами социальных и гуманитарных на-
4 Harris C.E., Pritchard M.S., Rabins M.J. Engineering Ethics: Concept and Cases. - Wadsworth, Cengage Learning, 2009. - 312 P.; p 7.
ук для проектирования деятельности человека-оператора в сложной технической системе.
А реальная практика передовых в технологическом отношении стран идет уже дальше и предъявляет новые требования к инженерной деятельности. Выход инженерной деятельности за пределы конструирования только человеко-машинных комплексов в сферу социально-экономических и социокультурных контекстов обеспечения функционирования и развития этих комплексов приводит к формированию нового этапа инженерии - социотехнического проектирования5. Инженерная деятельность и проектирование меняются местами. Если традиционное проектирование было частью инженерной деятельности, то социотехниче-ское проектирование включает в себя инженерную деятельность наряду с другими видами социальной практики по обеспечению социально безопасного и личностно-ориентированного функционирования человеко-машинных систем (создание социальной инфраструктуры, обслуживание, потребление, обучение кадров, управление проектами и инновациями), а не только машинное производство. Меняется и понимание инженерного труда. В современном мире это не просто конструирование технических устройств, а деятельность по проектированию социального пространства, которая должна быть экологически и социально безопасной, совместимой с общественными запросами и возможностями.
Соответственно должна трансформироваться этическая среда обсуждения технических проектов. В инновационном обществе предсказать последствия реализации того или иного проекта крайне затруднительно, ибо любая инновация сопряжена с риском, с непредсказуемостью последствий. Особенно наглядно это видно в развитии нанотехноло-
5 Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учеб. Пособие. М.: Гардарики, 1996. - 400 с.; с. 385-386.
гий6. Стандартные этические кодексы не достаточны для действий в ситуации неопределенности. Инженер может принимать решение, только опираясь на общие моральные принципы социальной эффективности как единственно надежный компас в бушующем океане социальных рисков. Моральные нормы должны быть им осознаны, приняты, актуализированы и вербализированы в профессиональном общении. Моральные принципы служат надежной основой для деятельности в ситуации неопределенности. Поэтому значение инженерной этики в обществе риска возрастает. Для ее развития и совершенствования необходима этическая среда, формировать которую в современных условиях должен технический университет.
В индустриальную эпоху инженерная этика сводилась к ответственности инженера за социальные последствия технического проекта и необходимости отстаивать свою точку зрения, что нашло отражение в этических кодексах. Но, строго говоря, информирование общественности об опасностях или возражение руководителю не есть собственно моральное действие. Это может быть проявлением и профессиональных качеств, и сложившихся корпоративных отношений. В эпоху инноваций противостояние начальственному мнению не может быть делом инженера-одиночки. Эффективное проектирование и реализация социотехниче-ских систем возможны лишь при условии обсуждения инженерных проблем в этических терминах инженерным сообществом в целом, невозможности принимать морально безответственные решения без ущерба для своей профессиональной репутации. Инженерная этика приучает жить и работать в атмосфере морального климата.
Современная инженерная этика не может ограничиться категорией ответственности инженера за технический про-
6 Горохов В.Г. Философия техники и инженерная этика // Этика инженера: через понимание к воспитанию. Ведомости прикладной этики. Вып. 42 / под ред. В.И. Бакштановского, В.В. Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2013. С. 59-60.
ект. В условиях коллективной работы по общественно значимым проектам инженер-одиночка не может, да и не должен противостоять другим участникам проекта со своим отдельным мнением. Общественная безопасность и ответственное выполнение задания - вопрос не этики, а трудовой дисциплины и административных норм технической деятельности. Их нарушение - не сфера этической ответственности. Предназначение этики - дать основу для принятия решения в новой ситуации, когда не понятны последствия, да и цели и методы новы и непредсказуемы7.
Этическая регуляция необходима на этапе выбора проекта, поиска средств и методов его реализации, обсуждения промежуточных результатов, к чему они ведут, достигают ли намеченных целей или уклоняются в небезопасном направлении. Для этого в общественном мнении должны сформироваться и успешно функционировать механизмы обсуждения целей и задач технической деятельности, институты трансляции этических позиций среди широких кругов населения, их возможность влиять и наблюдать за реализацией технических проектов. Инженерному сообществу в своей групповой среде тоже следует сосредоточиться на этической проблематизации техники, быть знакомым с моральными принципами регуляции деятельности и приемами обсуждения спорных вопросов. Этика должна считаться единственно приемлемой и надежной основой принятия решений в профессиональной среде. Тогда и отдельному инженеру не придется нарушать производственную дисциплину и «выносить сор из избы», обращаться к общественности за поддержкой и т.д. Этическая регуляция должна быть имманентна производственному коллективу, инженерному сообществу в целом.
7 История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров / Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Горохов, А.П. Назаретян / Под общ. ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Изд-во «Юрайт», 2014. - 383 с.; с. 244-246.
А для этого важно моральное воспитание, обучение моральному мышлению в курсе университетского образования.
Курс инженерной этики в современном университете
Итак, этическая регуляция инженерной деятельности приобретает особое значение в обществе, основанном на инновациях и постоянном поиске технических решений, сопряженных с неопределенностью и непредсказуемостью социальных последствий. Подготовка инженера к профессиональной деятельности в таких условиях подразумевает освоение социальных и личностных компетенций, позволяющих принимать решение в ситуации риска, опираясь на социокультурный опыт и социально безопасные и эффективные стратегии поведения. А мораль и является именно такой исторически проверенной системой социально дружелюбного поведения, вооружающей человека системой координат в сложных социальных условиях. Готовность и умение применять моральные принципы должен воспитывать современный университет в курсе профессиональной этики.
Мы знаем, что бурный рост естественно-научного и технического знания вытеснил воспитательную составляющую из учебного процесса, сведя понятие профессионализма к владению операциональными техническими процедурами. Кстати, и моральная проблематика в профессиональной сфере редуцировалась к созданию этических кодексов с призывами думать не только о собственной выгоде. Но инженерная этика не может быть сведена только к кодексам, это лишь один из элементов моральной регуляции. Подлинно моральная рефлексия по поводу своего поведения, возможность выбора из нескольких вариантов действия, опираясь на этические стандарты, долгое время и не практиковалась на производстве, и не воспитывалась в университете.
Если практическая трансляция социокультурных ценностей и культуросоразмерных образцов профессиональной деятельности, ранее осуществляемая из уст в уста, из рук в руки на производстве, оказалась неэффективной, непригодной для каждого следующего вступающего в производственную жизнь поколения инженеров, то и в вузе социокультурные ориентиры профессиональной деятельности никак не обозначались. Постепенно образовался мировоззренческий вакуум, когда массовое инженерное образование выпускало «обученного дикаря», «цивилизованного варвара» (Х. Ортега-и-Гассет). Моральная регуляция в целом потеряла свое основание: ослабление связей между поколениями, кризис семьи сделали невозможным трансляцию моральных ценностей и осуществление регулирования по традиционному типу от старших к младшим, а система образования, университет прежде всего, оставались ценностно-нейтральными, позитивистски настроенными на получение и освоение новых знаний и технологий.
Преподавание курса инженерной этики в современном университете может способствовать восполнению «выпавшего звена» воспитания из образовательного пространства, призвано научить инженеров использовать возможности морали для определения стратегии своего поведения в ситуациях неопределенности и риска, каким является современное инновационное общество.
Без соответствующих личностных компетенций невозможно говорить о современном уровне профессионализ-
о
ма8. Моральные компетенции представляются важнейшими из личностных, потому что все остальные (лидерские, командные и др.) выступают дополнительными к мировоззренческим и практически-поведенческим. В вузе необходимо воссоздать на новой, современной, технологичной основе воспитательное звено формирования личности. «Акцент в образовательном процессе должен быть смещен от обучения к воспитанию, от знаний к ценностям, от естест-
8 http://vyspec.ru/struktura/vivodi.php (дата обращения 5.11.2013).
вознания к гуманитарной составляющей научного знания, от конкретных сведений в частных дисциплинах - к целост-
- 9
ной научной картине мира» .
Многоуровневость современного высшего образования позволяет сделать главной целью бакалавриата формирование целостного миропонимания и личностного становления, оставив другим уровням задачи подготовки к исследовательской инновационной деятельности. Поэтому курс инженерной этики в техническом университете должен войти в базовый компонент обучения бакалавров всех специальностей и способствовать овладению специалистами основами моральной регуляции как личного поведения, так и профессиональной деятельности.
Современный технический университет, позиционируемый как исследовательский, готовящий специалистов, способных действовать в ситуации неопределенности и постоянных инноваций, должен формировать моральные компетенции как важнейшую часть личностных, общекультурных и профессиональных качеств. Курс инженерной этики, таким образом, становится элементом базовой подготовки специалиста. Овладение этической регуляцией может происходить как с использованием ситуаций технических казусов, так и с помощью примеров и упражнений общеморального выбора. Знакомство и усвоение базовых категорий морального выбора, морального сознания, оснований для этически ответственных решений может реализовываться на любых примерах социальной практики, но с обязательным указанием, как эти регулятивы работают в инженерной деятельности. Для этого, конечно, необходимо разработать современные учебно-методические обучающие и контролирующие средства - практикумы, деловые игры, тренинги, упражнения, задания и т.п., что является актуальной про-
9 Рыбин В.А. Университет XXI века: Антропологические перспективы образования и культуры. М.: Книжный дом «Либроком», 2012. 176 с.; с. 47.
блемой методического обеспечения курса инженерной этики.
Комплексность современного морального сознания диктует новые формы преподавания инженерной этики. Это должен быть не просто курс морализирования на темы инженерного творчества, а способ формирования рационального и этически ответственного мышления, обращающемуся к философскому мировоззрению, политическому сознанию, культурологической компетентности, социологическому анализу общества, историческим закономерностям. Инженерная этика превращается в новый общепрофессиональный курс, на базе знаний об обществе и оптимальной регуляции его развития формирующий личностные и социальные компетенции как важнейший элемент современного профессионализма, неотъемлемой частью которого является готовность действовать этически безупречным образом при принятии решений и реализации технических проектов - моральная компетентность.
Моральная компетентность важна как для наглядного обоснования собственной стратегии поведения, так и для оценки действий коллег и определения общественного мнения по социально значимым проблемам. Моральную компетентность как элемент профессионализма определим умением мыслить этическими категориями, вести этическую дискуссию, обсуждать социальные и профессиональные проблемы с применением моральных знаний и моральных оценок с целью взаимопонимания и определения стратегии оптимального поведения для достижения общественного консенсуса и социального благополучия.
Курс инженерной этики в техническом университете -основное средство формирования этической состоятельности специалиста. Он направлен на развитие у студентов этического мышления, освоение процедур моральной оценки деятельности и рационального выбора с точки зрения идеально возможного. Поэтому он не должен сводиться только к разбору прецедентов предыдущих несостоятель-
ных решений (Челленджер, Чернобыль, Фукусима), хотя это тоже важно. Для освоения опыта профессиональной деятельности, формирования моральной компетентности важно уметь анализировать не только прежние решения, но и действовать в новых ситуациях, определять морально ответственное поведение как оптимальное в ситуации сложного выбора.