Научная статья на тему 'ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ АДАПТАЦИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ АЭРОБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 7-8 И 9-10 ЛЕТ'

ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ АДАПТАЦИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ АЭРОБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 7-8 И 9-10 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОВРЕМЕННАЯ АДАПТАЦИЯ / АЭРОБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / КОГНИТИВНАЯ НАГРУЗКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ВЕГЕТАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук Игорь Альлерович, Баранцев Сергей Анатольевич, Чернова Мария Борисовна, Мышьяков Владимир Васильевич

В процессе исследования у школьников 7-8 и 9-10 лет выявлены адаптационные эффекты систематических занятий физическими упражнениями преимущественно аэробного характера. Показано, что долговременная адаптация к дозированным аэробным нагрузкам проявляются в снижении уровня неспецифической активации ЦНС и сдвиге вегетативного баланса в сторону преобладания активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы при спокойном бодрствовании, уменьшении выраженности изменений функционального состояния при напряженной когнитивной нагрузке, повышении эффективности деятельности, уменьшении её психофизиологической цены, улучшении физической работоспособности и двигательной подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук Игорь Альлерович, Баранцев Сергей Анатольевич, Чернова Мария Борисовна, Мышьяков Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LONG-TERM ADAPTIVE EFFECTS OF AEROBIC EXERCISES FOR PUPILS 7-8 AND 9-10 YEARS OLD

In the course of the study, among schoolchildren of 7-8 and 9-10 years old, the adaptive effects of systematic physical exercises of the predominantly aerobic nature were revealed. It has been shown that the long-term adaptation to dosed aerobic loads is manifested in decrease in the level of nonspecific activation of the central nervous system and shift in the autonomic balance towards the predominance of the activity of the parasympathetic division of the autonomic nervous system during calm wakefulness, a decrease in the severity of changes in the functional state with intense cognitive load, increase in the efficiency of activity, decrease in its psychophysiological prices, improving physical performance and physical fitness.

Текст научной работы на тему «ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ АДАПТАЦИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ АЭРОБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 7-8 И 9-10 ЛЕТ»

tion and Metacognition: A Systematic Review and Meta-Analysis", J Am Acad Child Adolesc Psychiatry, Vol. 56 (9), pp. 729-738, doi: 10.1016/j.jaac.2017.06.012.

21. Kianian, T., Kermansaravi, F., Saber, S. and Aghamohamadi, F. (2018), "The Impact of Aerobic and Anaerobic Exercises on the Level of Depression, Anxiety, Stress and Happiness of Non-Athlete Male, Zahedan ", J Res Med Sci, Vol. 20 (1), P. e14349, doi: 10.5812/zjrms.14349.

22. Weyerer, S. and Kupfer, B. (1994), "Physical Exercise and Psychological Health", Sports Med, Vol. 17, No. 2, pp. 108-116.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.10.2021

УДК 796.015.57

ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ АДАПТАЦИОННЫЕ ЭФФЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ АЭРОБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 7-8 И 9-10 ЛЕТ

Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Государственный университет управления, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва; Сергей Анатольевич Баранцев, доктор педагогических наук, профессор, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Государственный университет управления, Москва; Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Владимир Васильевич Мышьяков, старший преподаватель, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно,

Беларусь

Аннотация

В процессе исследования у школьников 7-8 и 9-10 лет выявлены адаптационные эффекты систематических занятий физическими упражнениями преимущественно аэробного характера. Показано, что долговременная адаптация к дозированным аэробным нагрузкам проявляются в снижении уровня неспецифической активации ЦНС и сдвиге вегетативного баланса в сторону преобладания активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы при спокойном бодрствовании, уменьшении выраженности изменений функционального состояния при напряженной когнитивной нагрузке, повышении эффективности деятельности, уменьшении её психофизиологической цены, улучшении физической работоспособности и двигательной подготовленности.

Ключевые слова: долговременная адаптация, аэробные упражнения, когнитивная нагрузка, эффективность и вегетативное обеспечение деятельности, физическая работоспособность и двигательная подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p194-200

LONG-TERM ADAPTIVE EFFECTS OF AEROBIC EXERCISES FOR PUPILS AGED

7-8 AND 9-10 YEARS OLD

Igor Allerovich Krivolapch.uk, the doctor of biological sciences, head of the laboratory, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, State University of Management, National Research Technological University "MISiS", Moscow; Sergey Anatol-yevich Barantsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, State University of Management, Moscow; Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow; Vladimir Vasilyevich Myshyakov, the senior teacher, Yanka Kupala State University of Grodno,

Grodno, Belarus

Abstract

In the course of the study, among schoolchildren of 7-8 and 9-10 years old, the adaptive effects of systematic physical exercises of the predominantly aerobic nature were revealed. It has been shown that the long-term adaptation to dosed aerobic loads is manifested in decrease in the level of nonspecific activation of the central nervous system and shift in the autonomic balance towards the predominance of the activity of the parasympathetic division of the autonomic nervous system during calm wakefulness, a decrease in the severity of changes in the functional state with intense cognitive load, increase in the efficiency of activity, decrease in its psychophysiological prices, improving physical performance and physical fitness.

Keywords: long-term adaptation, aerobic exercise, cognitive load, efficiency and autonomic support of activity, physical performance and motor fitness.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема оптимизации когнитивного развития в различные возрастные периоды является одной из ключевых для решения актуальных вопросов воспитания, обучения и охраны здоровья школьников. В последние годы в рамках данного научного направления особое значение придается исследованиям, ориентированным на повышение эффективности реализации напряженной познавательной деятельности и улучшение функционального состояния детей средствами направленной физической подготовки. Установлено повышение результативности выполнения когнитивных нагрузок в стрессорных условиях и улучшение показателей внимания [5, 11, 9], памяти [7, 15], управляющих функций [15, 6, 9], процессов «познания и метапознания» [17], академической успеваемости [13, 6, 15, 9], снижение тревожности [8, 19] и стрессовой реактивности [14, 18, 10, 12 и др.] др.

Анализ литературы показывает, что значительные резервы стимулирования когнитивного развития и улучшения функционального состояния организма детей лежат в плоскости разработки научно-обоснованных подходов, базирующихся на использовании физических упражнений преимущественно аэробной направленности [8, 16, 10, 6 и др.]. Важно отметить, что ключевую роль в реализации данной задачи играет нормирование физических нагрузок аэробного характера, базирующееся на учете возрастных и индивидуальных особенностей детей. Вместе с тем применительно к учащимся начальной школы вопросы нормирования нагрузок и поиска рациональных соотношений средств разной направленности в целях стимулирования познавательного развития и улучшения функционального состояния занимающихся, остаются наименее разработанными. Все это вызывает необходимость обоснования современных подходов, направленных на повышение эффективности напряженной познавательной деятельности школьников средствами физического воспитания.

Цель исследования - на основе использования интегральных показателей оценить эффекты долговременного влияния физических упражнений аэробной направленности на общее функциональное состояние организма, эффективность и вегетативное обеспечение когнитивной деятельности, физическую работоспособность и двигательную подготовленность детей 7-8 и 9-10 лет.

МЕТОДИКА

Формирующий эксперимент был направлен на оценку долговременного влияния физических упражнений аэробного характера на эффективность когнитивной деятельности, функциональное состояние организма, показатели физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников. В нем прияли участие 75 школьников 7-8 лет и 82 школьника 9-10 лет. Школьники одного возраста подразделялись на две рандомизированные опытные группы (одну экспериментальную - ЭГ и одну контрольную -КГ). В контрольной группе содержание занятий по физическому воспитанию соответствовало материалу учебной программы. ЭГ дополнительно использовала упражнения преимущественно аэробной направленности 60 минут в неделю. Программа эксперимен-

та составлена с учетом ранее полученных результатов. При её создании использовались технологии уровневой дифференциации, обеспечивающие учет половой принадлежности, особенностей физической работоспособности и двигательной подготовленности занимающихся. Предусматривалось несколько вариантов дозировки нагрузки для детей с высоким, средним и низким уровнем функциональных возможностей организма.

В исследовании использован комплекс педагогических, физиологических, психологических и математико-статистических методов и частных методик [2, 3]. В ходе эксперимента рассчитывали коэффициент эффективности педагогических воздействий, равный величине среднего темпа прироста результатов, нормированного по аналогичному показателю для контрольной группы за одинаковый промежуток времени [1, 4]. Изучение общего функционального состояния организма (70 показателей), эффективности (16 показателей) и вегетативного обеспечения когнитивной деятельности, физической работоспособности (21 показатель), двигательной подготовленности (8 показателей), аэробных (10 показателей) и анаэробных (9 показателей) возможностей детей осуществлялось в лабораторных условиях, а также в естественных условиях учебного процесса в школе [4].

В процессе исследования физические упражнения применялись в виде гетерогенных комплексов, выполняемых в основной части занятия. В составленные комплексы вошли физические упражнения, рекомендованные для детей младшего школьного возраста. Экспериментальные комплексы имели одинаковую продолжительность и среднюю интенсивность, но различались по метаболической направленности. Комплекс преимущественно аэробной направленности включал 60% упражнений, обеспечивающих развитие двигательных способностей, тесно связанных с аэробными возможностями, 20% упражнений, способствующих воспитанию двигательных способностей, базирующихся на анаэробной производительности организма, и 20% для упражнений, характеризующихся смешанным энергообеспечением. Средняя интенсивность нагрузки в предлагаемых программах составляла 70-80% максимального пульсового резерва, а длительность работы «тренирующего характера» в одном занятии - 20 минут. Перед началом и после окончания экспериментальной работы проводилось изучение эффективности когнитивной деятельности, функционального состояния в условиях покоя и при напряженной ко -гнитивной нагрузке, физической работоспособности, двигательной подготовленности.

В качестве модели когнитивной деятельности использовался компьютеризированный вариант работы с таблицами В.Я. Анфимова. Воспроизводились 3 экспериментальные ситуации: «состояние спокойного бодрствования»; «работа с комфортной скоростью»; «работа с максимальной скоростью при наличии угрозы наказания». Непосредственно перед реализацией каждого задания вводилась инструкция для испытуемого, выполняющего тест.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ сдвигов частных физиологических, субъективных и поведенческих показателей у школьников, выполняющих высокоинтенсивные комплексы упражнений аэробной направленности, выявил существенные (р<0,05-0,001) изменения сердечного ритма, артериального давления крови и вегетативного баланса, как в состоянии покоя, так и при напряженной когнитивной нагрузке. Программа занятий в экспериментальной группе способствовала снижению психофизиологической цены напряженной когнитивной нагрузки при обоих режимах когнитивной нагрузки. Поскольку многие показатели в контрольной и экспериментальной группе исходно различались между собой, в ходе дальнейшей работы в качестве основного критерия результативности занятий физическими упражнениями в сравниваемых группах был выбран коэффициент эффективности педагогических воздействий [1, 4]. На его основе рассчитывались интегральные показатели общего функционального состояния, вегетативного обеспечения и эффективности деятельности, физической работоспособности, аэробных и анаэробных возможностей орга-

низма и двигательной подготовленности (см. раздел «Методика»).

Данные, представленные на рисунке, свидетельствуют, что программы занятий высокой интенсивности, основанные на комплексном применении физических упражнений аэробной направленности, оказывают выраженное (р<0,05-0,001) положительное воздействие на общее функциональное состояние (ОФС), эффективность когнитивной деятельности (ЭД), вегетативное обеспечение деятельности (ВО), физическую работоспособность (ФР), аэробные (АЭВ) и анаэробные (АНВ) возможности, двигательную подготовленность (ДП).

У школьников 7-8 лет показатель эффективности педагогических воздействий (рисунок) после систематических занятий физическими упражнениями преимущественно аэробной направленности (дополнительная высокоинтенсивная нагрузка составляла 60 мин в неделю) достигал в отношении критерия ОФС - 29,7 отн. ед., ВО - 6,1 отн. ед., ЭД - 18,1 отн. ед., ФР - 6,0 отн. ед., А - 7,7 отн. ед., АН - 3,4 отн. ед., ДП - 11,8 отн. ед.

В 9-10 лет коэффициент эффективности, рассчитанный для рассматриваемых интегральных критериев после высокоинтенсивной аэробной работы продолжительностью 60 минут, составил: ОФС - 26,7 отн. ед., ВО - 9,42 отн. ед., ЭД - 1,7 отн. ед., ФР - 4,1 отн. ед., А - 7,0 отн. ед., АН - 1,9, ДП - 13,6 отн. ед.

30 20 10 0

29,7 Л

26,7

ОФС

6,1 ВО

Интегральные показатели

18,1

9,4 6 4,1 7,7

lllll ^ ...i ^ .ими ^

ЭД ФР АЭВ

7

11,8

13,1

3,4

i\\\ ..I

АНВ

1,9

ДП

Л7-8 лет 119-10 лет

Примечание. ОФС - общее функциональное состояние, ВО - вегетативное обеспечение деятельности, ЭД -эффективность когнитивной деятельности, ФР - физическая работоспособность, АЭВ - аэробные и АНВ -анаэробные возможности, ДП - двигательная подготовленность.

Рисунок - Коэффициент эффективности педагогических воздействий (отн.ед.) в экспериментальной группе, равный величине среднего темпа прироста результатов, нормированного по аналогичному показателю для контрольной группы за одинаковый промежуток времени

Выявлена определенная специфика воздействия экспериментальных занятий на школьников разного возраста. В 7-8 лет по сравнению с детьми 9-10 лет систематическое выполнение дополнительных физических упражнений аэробной направленности оказало большее влияние на ОФС, ЭД, ОФР, АНВ, АЭВ и менее существенное на - ВО и ДП.

Полученные данные указывают, что использование комплексов упражнений преимущественно аэробной направленности способствует существенному улучшению общего функционального состояния организма, эффективности когнитивной деятельности и её вегетативного обеспечения, увеличению двигательной подготовленности и мышечной работоспособности как в режиме аэробного, так и анаэробного энергообеспечения.

Следует отметить, что подавляющее большинство исследований, посвященных проблеме оптимизации функционального состояния человека при стрессе средствами физической культуры, базируется на использовании упражнений преимущественно аэробной направленности. В ряде работ представлены убедительные данные о влиянии систематических занятий физическими упражнениями на психофизиологическую реактивность при стрессе, в зависимости от направленности используемых физических нагрузок [14, 8, 18, 16, 10, 12, 6].

Необходимо подчеркнуть, что авторы многих работ наблюдали оптимизирующие эффекты аэробной тренировки, как правило, через 10-16 недель регулярных занятий, что согласуется с результатами настоящего исследования. Основным механизмом, определя-

ющим повышение устойчивости человека к психосоциальным стрессорам под влиянием физических упражнений, признаются изменения вегетативного гомеостаза, проявляющиеся в расширении резервов вегетативной регуляции на фоне преобладания тонуса парасимпатического отдела ВНС [14, 18, 10, 3 и др.]. При этом подчеркивается, что аэробная тренировка обусловливает прежде всего уменьшение симпатически опосредованных реакций на психологический стресс. По-видимому, долговременная адаптация к дозированным физическим нагрузкам высокой интенсивности способствует совершенствованию регуляторных механизмов модулирующей системы мозга, участвующих в реализации напряженной интеллектуальной деятельности. Данная проблема далека от своего решения, требуются дальнейшие рандомизированные экспериментальные исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования у школьников 7-8 и 9-10 лет выявлены адаптационные эффекты систематических занятий физическими упражнениями преимущественно аэробного характера. На основе расчета интегральных параметров общего функционального состояния, эффективности и вегетативного обеспечения когнитивной деятельности, общей физической работоспособности, аэробных и анаэробных возможностей, двигательной подготовленности, установлена высокая эффективность занятий в экспериментальных группах по сравнению с контрольными. Долговременные эффекты адаптации к дозированным аэробным нагрузкам проявляются в снижении уровня неспецифической активации ЦНС и сдвиге вегетативного баланса в сторону преобладания активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы при спокойном бодрствовании, уменьшении выраженности изменений функционального состояния при напряженной ко -гнитивной нагрузке, повышении эффективности деятельности, уменьшении её психофизиологической цены.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 19-013-00093).

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Зайцева Валентина Викторовна. - Москва, 1995 - 50 с.

2. Криволапчук И.А. Функциональное состояние детей старшего дошкольного возраста и первоклассников при выполнении информационной нагрузки различной степени напряженности / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова // Экология человека. - 2020. - № 3. - С. 31-40.

3. Криволапчук И.А. Особенности психофизиологической реактивности детей 5-6 и 6-8 лет при умственной, сенсомоторной и физической нагрузках / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова, Е.В. Савушкина // Science for Education Today. - 2020. - Том 10, №. 3. - С. 179-195.

4. Криволапчук И.А. Эффективность использования физических упражнений для управления функциональным состоянием тревожных детей 6-8 лет / И.А. Криволапчук // Физиология человека. - 2011. - Т. 37, № 5. - С. 61-72.

5. Acute Effects of Aerobic Physical Activities on Attention and Concentration in School-aged Children / W. Chen, Z. Zhang, B. Callaghan, L. LaChappa, M. Chen, Z. He //Biomed J Sci and Tech Res.

- 2017. - Vol. 17. - P. 1-8.

6. Aerobic fitness is associated with greater hippocampal cerebral blood flow in children / L. Chaddock-Heyman, K.I. Erickson, M.A. Chappell, [et al] // Dev Cogn Neurosci. - 2016. - № 20. - P. 5258.

7. Aerobic fitness is associated with greater efficiency of the network underlying cognitive control in preadolescent children / M.W. Voss, L. Chaddock, J.S. Kim, M. Vanpatter, M.B. Pontifex, L.B. Raine, N.J. Cohen, C.H. Hillman, A.F. Kramer // Neuroscience. - 2011. - Vol. 199. - P. 166-176.

8. Crews D.J. Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children / D.J. Crews, M.R. Lochbaum, D.M. Landers // Percept Mot Skills. - 2004. - Vol. 98, № 1.

- P. 319-324.

9. Effects of physical activity on executive functions, attention and academic performance in preadolescent children: a meta-analysis / J.W. de Greeff, R.J. Bosker, J. Oosterlaan, C. Visscher, E. Hartman. - doi: 10.1016/j.jsams.2017.09.595 // J Sci Med Sport. - 2018. - Vol. 21, № 5. - P. 501-507.

10. Everly G. Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse/ G. Everly, J.A. Latin. - NY, Springer. - 2013. - 486 p.

11. Impact of Coordinated-Bilateral Physical Activities on Attention and Concentration in School-Aged Children / H. Buchele Harris, K.S. Cortina, T. Templin, N. Colabianchi, W. Chen. - doi: 10.1155/2018/2539748 // Biomed Res Int. - 2018. - Vol. 28. - Article ID 2539748, 7 pages.

12. Lambiase M.J. Systolic Blood Pressure Reactivity During Submaximal Exercise and Acute Psychological Stress in Youth/ M.J. Lambiase, J. Dorn, J.M. Roemmich // Am J Hypertens. - 2013. - Vol. 26, № 3. - P. 409-415.

13. Lees C. Effect of aerobic exercise on cognition, academic achievement, and psychosocial function inchildren: a systematic review of randomized control trials/ C. Lees, J. Hopkins. - doi: 10.5888/pcd10.130010 // Prev Chronic Dis. - 2013. - Volume 10 - October 24. P. E174.

14. Links between physical fitness and cardiovascular reactivity and recovery to psychological stressors: A meta-analysis/ K. Forcier, L.R. Stroud, G.D. Papandonatos, B. Hitsman, M. Reiches, J. Krish-namoorthy, R. Niaura. // Health Psychol. - 2006. - Vol. 25, № 6. - P. 723-739.

15. Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children: A Systematic Review / J.E. Donnelly, C.H. Hillman, D. Castelli, J.L. Etnier, S. Lee, P. Tomporowski, K. Lambourne, A.N. Szabo-Reed // Med Sci Sports Exerc. - 2016. - Vol. 48, № 6. - P. 1223-1224.

16. Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children / J.N. Roemmich, M. Lambiase, S.J. Salvy, P.J. Horvath. - doi: 10.1111/j.1469-8986.2009.00808.x // Psycho-physiology. - 2009. - Vol. 46, № 4. - P. 852.

17. The Effect of Physical Activity Interventions on Children's Cognition and Metacognition: A Systematic Review and Meta-Analysis/ C. Alvarez-Bueno, C. Pesce, I. Cavero-Redondo, M. Sanchez-Lopez, J.A. Martínez-Hortelano, V. Martínez-Vizcaíno // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. - 2017. -Vol. 56(9). - P. 729-738.

18. The level of physical activity affects adrenal and cardio/ U. Rimmele, R. Seiler, B. Marti, P.H. Wirtz, U. Ehlert, M. Heinrichs // Psychoneuroendocrinology. - 2009. - Vol. 34, № 2. - P. 190-198.

19. Wipfli, B.M. The anxiolytic effects of exercise: a meta-analysis of randomized trials and dose-response analysis/ B.M. Wipfli, C.D. Rethorst, D.M. Landers // J. Sport Exerc. Psychol. - 2008. -Vol. 31. № 1. - P. 128.

REFERENCES

1. Zaitseva, V.V. (1995), Methodology of an individual approach in health related physical culture based on modern information technologies, dissertation, Moscow.

2. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M. B. (2020), "The functional state of senior preschool children and first graders when performing information load of varying degrees of tension", Human Ecology, No 3, pp. 31-40.

3. Krivolapchuk, I.A., Chernova, M.B. and Savushkina, E.V. (2020), "Features of the psycho-physiological reactivity of children 5-6 and 6-8 years old with mental, sensorimotor and physical stress", Science for Education Today, Vol. 10, No. 3, pp. 179-195, doi: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2003.10.

4. Krivolapchuk I.A. (2011), "The Effectiveness of Exercise Use to Manage the Functional State of Anxious Children 6-8 Years", Human Physiology, Vol. 37, No. 5, pp. 61-72.

5. Chen, W., Zhang, Z., Callaghan, B., LaChappa, L., Chen, M. and He ,Z. (2017), "Acute Effects of Aerobic Physical Activities on Attention and Concentration in School-aged Children", Biomed J Sci and Tech Res, Vol. 17, pp.1-8.

6. Chaddock-Heyman, L., Erickson, K.I, Chappell, M.A, Johnson, C.L, Kienzler, C., Knecht A., Drollette E.S., Raine L.B., Scudder M.R., Kao S.C., Hillman C.H. and Kramer, A.F. (2016), "Aerobic fitness is associated with greater hippocampal cerebral blood flow in children", Dev Cogn Neurosci., No. 20, pp. 52-58, doi: 10.1016/j.dcn.2016.07.001.

7. Voss, M.W., Chaddock, L., Kim, J.S., Vanpatter ,M., Pontifex, M.B., Raine, L.B., Cohen, N.J., Hillman, C.H. and Kramer A.F. (2016), "Aerobic fitness is associated with greater efficiency of the network underlying cognitive control in preadolescent children", Neuroscience., Vol. 199, pp. 166-176.

8. Crews, D.J. Lochbaum, M.R. and Landers, D.M. (2004), "Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children", Percept Mot Skills., Vol. 98, No. 1, pp. 319-324.

9. de Greeff, J.W., Bosker, R.J., Oosterlaan, J., Visscher, C. and Hartman, E. (2018), "Effects of physical activity on executive functions, attention and academic performance in preadolescent children: a meta-analysis", JSci Med Sport., Vol. 21, No. 5, pp. 501-507, doi: 10.1016/j.jsams.2017.09.595.

10. Everly, G. and Latin, J.A. (2013), Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse, NY, Springer.

11. Buchele Harris, H., Cortina, K.S., Templin, T., Colabianchi, N. and Chen, W. (2018), "Impact of Coordinated-Bilateral Physical Activities on Attention and Concentration in School-Aged Children", BiomedRes Int., Vol. 28, Article ID 2539748, 7 pages, doi: 10.1155/2018/2539748.

12. Lambiase, M.J., Dorn, J. and Roemmich, J.M. (2013), "Systolic Blood Pressure Reactivity During Submaximal Exercise and Acute Psychological Stress in Youth", Am JHypertens., Vol. 26, No. 3. pp. 409-415.

13. Lees, C. and Hopkins. J. (2013), "Effect of aerobic exercise on cognition, academic achievement, and psychosocial function in children: a systematic review of randomized control trials", Prev Chronic Dis, Vol. 24, October; 10, pp, E174, doi: 10.5888/pcd10.130010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Forcier, K., Stroud, L.R., Papandonatos, G.D., Hitsman, B., Reiches, M., Krishnamoorthy, J. and Niaura, R. (2006), "Links between physical fitness and cardiovascular reactivity and recovery to psychological stressors: A meta-analysis", Health Psychol., Vol. 25, No. 6. pp. 723-739, doi: 10.1037/02786133.25.6.723.

15. Donnelly, J.E., Hillman, C.H., Castelli, D., Etnier, J.L., Lee, S., Tomporowski, P., Lambourne, K. and Szabo-Reed, A.N. (2016), "Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children: A Systematic Review", Med Sci Sports Exerc., Vol. 48, No. 6, pp. 1223-1224, doi: 10.1249/MSS.0000000000000966.

16. Roemmich, J.N., Lambiase, M., Salvy, S.J., and Horvath, P.J (2009), "Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children", Psychophysiology, Vol. 46, No. 4, pp. 852, doi: 10.1111/j.1469-8986.2009.00808.x.

17. Alvarez-Bueno, C., Pesce, C., Cavero-Redondo, I., Sanchez-Lopez, M., Martinez-Hortelano, J.A. and Martinez-Vizcaino, V. (2017), "The Effect of Physical Activity Interventions on Children's Cognition and Metacognition: A Systematic Review and Meta-Analysis", J Am Acad Child Adolesc Psychiatry, Vol. 56 (9), pp. 729-738, doi: 10.1016/j.jaac.2017.06.012.

18. Rimmele, U., Seiler, R., Marti, B., Wirtz, P.H., Ehlert ,U. and Heinrichs, M. (2009), "The level of physical activity affects adrenal and cardio", Psychoneuroendocrinology, Vol. 34, No. 2, pp. 190198, doi: 10.1016/j.psyneuen.2008.08.023.

19. Wipfli, B.M., Rethorst, C.D. and Landers, D.M. (2008), "The anxiolytic effects of exercise: a meta-analysis of randomized trials and dose-response analysis", J. Sport Exerc. Psychol., Vol. 31, No. 1, pp. 128.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.10.2021

УДК 796.332

ПОВЫШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ

ФУТБОЛИСТОВ 7-8 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ

Павел Вячеславович Крыжевских, аспирант, Уральский государственный университет

физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Рассматриваются особенности экспериментальной методики технической подготовки футболистов 7-8 лет на этапе начальной подготовки с применением специальных тренажеров. Представлена динамика показателей и уровня технической подготовленности юных спортсменов-футболистов 7-8 лет в процессе педагогического эксперимента. Цель исследования заключалась в разработке методики технической подготовки юных футболистов 7-8-лет на этапе начального обучения. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Спортивной школы Олимпийского резерва «Сигнал» по футболу г. Челябинска с участием юных футболистов в возрасте 7-8 лет в количестве 56 человек. Из числа всех спортсменов были сформированы одна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.