УДК 821.161.1.0
Т.Б. Савинова
аспирант,
кафедра русской и зарубежной литературы, ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет», г. Улан-Удэ
«ДОЛГ. СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ NB» Г. БАШКУЕВА: К ВОПРОСУ О ГЛАВНОМ ГЕРОЕ
Аннотация. Статья представляет собой анализ исторической пьесы бурятского драматурга Г. Башкуе-ва, рассматривается вопрос об определении главного героя драматургического произведения. При анализе используются методы наблюдения и абстрагирования.
Ключевые слова: Г. Башкуев, историческая пьеса, главный герой.
T. B. Savinova, Buryat State University, Ulan-Ude
«A DEBT. SENTIMENTAL JOURNEY OF NB» BY G. BASHKUEV: TO THE QUESTION ABOUT THE MAIN
HERO
Abstract. The article discusses the analysis of the historical play of Buryat playwright G. Bashkuev and contemplates the determination of the main character of a dramatic work. In the analysis there were used the methods of notice and abstraction.
Keywords: G. Bashkuev, historical play, main hero.
В июне 2013 года была опубликована пьеса бурятского драматурга Геннадия Башкуева «Долг. Сентиментальное путешествие NB». Данное драматургическое произведение написано на историческую тему, которая актуальна в современной бурятской литературе.
Пьеса Г. Башкуева рассказывает о событиях, которые происходили в Российском государстве на протяжении XVIII-XX веков, место действия постоянно переносится из столичного Петербурга в провинциальный город Селенгинск и из Тяньцзиня в Москву. Композиционно пьеса состоит из двух действий: первое рассказывает о жизни и деятельности декабриста Н. Бестужева, во втором изображена судьба потомков революционера-декабриста.
В конце первого действия в десятой сцене описана кончина Н. Бестужева, читатель-зритель остается в недоумении: как будет развиваться действие без главного героя, поскольку развитие сюжета в художественном произведении «привязано» к носителю некоторого «я».
Главной героиней пьесы, по нашему мнению, является душа Николая Бестужева, которая получает свое физическое воплощение первоначально в лице гражданской жены декабриста Дулмы-Души, а затем - в лице его потомков.
Персонаж Души - души, с нашей точки зрения, проходит четырехфазную модель сюжетного повествования, предложенную Дж. Фрэзером в книге «Золотая ветвь». Он выделяет 4 фазы сюжетного развертывания текста: обособление, партнерство, лиминальная фаза и фаза преображения главного героя.
По мнению литературоведа В.И Тюпы, в литературе новейшего времени «фабульную задачу фазы обособления способна решить предыстория или хотя бы достаточно подробная характеристика персонажа, выделяющая его из общей картины мира» [2, с. 39]. Особенно сложно включить предысторию и развернутую характеристику персонажа в драматическое произведение, так как рассказчик, который обычно выполняет эту функцию в прозаическом произведении, здесь отсутствует. Впервые Душа на сцене появляется в прологе: Николай Бестужев видит ее через зеркало. Именно из его уст мы получаем первое представление об этом персонаже: «... Я увидел в зеркале <...> Черты, в какие всегда облекал мой идеал... Мне пришла в голову странная мысль. Я глядел в зеркало <...> и видел там только лицо незнакомки. Что <...> если это моя суженая? Моя душа, моя Душа?».
Первую фазу обособления главная героиня пьесы - Душа-душа Николая Бестужева -
проходит именно в этом эпизоде. С одной стороны, зеркало - это предмет обихода, плотно вошедший в жизнь современных людей, но войдя в ткань художественного полотна, зеркало приобретает знаковую функцию. Согласно мифологическим представлениям, зеркалу приписываются мистические, сверхъестественные свойства. В древности люди считали, что в зеркало заключена душа человека.
В прологе исследуемой пьесы зеркало имеет двойное назначение: с одной стороны, оно используется Николаем Бестужевым в процессе написания автопортрета, с другой стороны -как художественный символ отражения души. Намек на подобное прочтение этого знака звучит во фразе Н. Бестужева, когда он, глядя в зеркало, говорит: «...Нелегкое это дело, душа моя, писать собственный портрет.». Несмотря на то, что Душа появляется на сцене, ее характеристику мы «читаем» не «с натуры», а с отражения в зеркале. Это говорит о концепции двух ипостасей героини, заложенной в произведении автором: Душа на сцене - это Дулма, Душа в зеркале - это душа Николая Бестужева, а вместе с ним - всего русского народа, за достойную жизнь и свободу которого он боролся на протяжении своей сознательной и активной жизни, -имеющая физическое воплощение в лице Души-Дулмы вначале, а затем Души-Евдокии Стар-цевой.
Подобный вывод нам позволяет сделать тот факт, что именно Николай Бестужев видит отражение Души вместо своего и сам себе задает вопрос: «.если это моя ... душа, моя Душа?».
Вторая фаза партнерства, выделенная Дж. Фрезером в его исследовании, предполагает «установление новых межсубъектных связей <...> В литературе Нового времени данная архео-сюжетная фаза порой гипертрофируется и разворачивается в кумулятивный (накопительный) "сюжет воспитания"» [2, с. 40]. Вторая фаза партнерства в пьесе Г. Башкуева сюжетно занимает достаточно продолжительный отрезок драматургического произведения и структурно включает в себя восемь сцен - со второй по девятую.
В указанных сценах завязывается несколько межсубъектных сюжетных линий: Н. Бестужев - Дулма, братья Бестужевы - представители местного чиновничества, братья Бестужевы - местное население и т.д. Изображенные межсубъектные связи позволяют зрителю-читателю проследить глубокую внутреннюю рефлексию Н. Бестужева, иронично отзывающегося о несовершенствах российского общества и пытающегося понять, в чем кроется их корень. Здесь важную роль играет понятие «долга» личности и гражданина. Н. Бестужев, находясь в ссылке, приходит к выводу, что долг обязательно должен подкрепляться действиями, даже морской офицер, из-за несовершенства государственного устройства оказавшийся в степи, и здесь должен найти себе применение - такова авторская концепция.
Известно, что Н. Бестужев является изобретателем удобной для забайкальских степей «двуколки-бестужевки», «бестужевской печи» и других приспособлений. В пьесе говорится об активной просветительской деятельности Н. Бестужева среди местного населения, о геологической разведке, которую он проводил вместе со своим учеником и соратником, домашним врачом П. Кельбергом и т.д. В пьесе говорится о «долге» - «верно понятом» и «ложно понятом»: верно понятый долг - это ключ к более совершенному обществу, ложно понятый долг - причина вечных социальных несовершенств. Сила, которая способна повернуть ход истории, а положение общественных и политических дел в верное русло, таится в народе, в рядовых гражданах государства. Патриотизм - это то чувство, с помощью которого можно терпеть несправедливость, но всегда иметь силы ей сопротивляться. Именно об этом свидетельствуют последние слова Н. Бестужева: «Как там Севастополь? Держится?». Ими завершается вторая фаза сюжетного повествования.
Лиминальную фазу испытания смертью душа Н. Бестужева проходит в десятой сцене первого действия. Кажется, вместе с Н. Бестужевым умирает и его добрая деятельность, и его ценностные установки, желания, чаяния. Неужели борьба за лучшее будущее российского че-
ловека, а значит и всего государства прекратилась с его уходом?
Ответ на поставленный вопрос мы получаем во втором действии. Здесь душа Н. Бестужева возрождается и находит свое физическое воплощение в лице Евдокии Старцевой - внучки Н. Бестужева, отец называет ее Душей в честь своей покойной матери. Именно в словах внучки Н. Бестужева мы слышим продолжение его идей, она причисляет себя к «декабристскому племени» и так же, как благородный предок, борется за совершенство общественного устройства на земле - едет на войну, чтобы спасать раненых. Здесь отчетливо наблюдается четвертая фаза - фаза «преображения» главного героя.
Николай Бестужев в начале своего пути - декабрист, автор «Манифеста к русскому народу», морской офицер, представитель высшего дворянского общества, человек прогрессивных взглядов, художник, а впоследствии - «государственный преступник» и ссыльный житель заштатного города Селенгинска в пьесе олицетворяет собой соборную душу российского народа. Значит, в пьесе говорится не только о надеждах, чаяниях и судьбе определенного исторического лица, но и о судьбе всего российского народа.
Данная концепция «путешествия души» главного героя сквозь время, заложенная в сюжетную основу пьесы, является обращением-посланием автора к зрителю о том, что каждый гражданин своего государства должен быть достоин этого звания. Душа, как главный герой произведения, позволяет автору объединить в одной пьесе разные политические формации, изобразить зигзаги истории, связать историю с судьбой отдельной семьи и всего народа.
Таким образом, можно предположить, что главным героем драматических сцен «Долг. Сентиментальное путешествие ЫБ» является душа Н. Бестужева, она же символизирует собой весь российский народ.
Список литературы:
1. Башкуев Г.Т. Долг. Сентиментальное путешествие ЫБ // Байкал. - 2013. - № 3. - С.
3-53.
2. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. - М.: Академия, 2009.