Научная статья на тему 'ДОКТРИНАЛЬНАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В ЭПОХУ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ДОКТРИНАЛЬНАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В ЭПОХУ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА / ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ / ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОПРАВОВОЙ ТЕОРИИ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васяев Александр Александрович

Утверждение гражданских прав как основы политико-правовой доктрины российского либерализма основано на прочной исторической традиции. Автором предпринята попытка осмысления опыта императорской России в создании логического, единого построения неприкосновенных прав личности, что явилось теоретическим обоснованием конституционализма начала XX века. Эта конструкция была обусловлена школой «возрожденного» естественного права, которая была наиболее авторитетной в русской философии права в начале XX века. Изобилие философии права дореволюционной России, поиск идеального значения права и известность его ведущих представителей, позволяют автору утверждать, что рубеж XX века был «золотым веком» российской правовой мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOCTRINAL LIBERALIZATION OF CIVIL RIGHTS IN THE ERA OF IMPERIAL RUSSIA: HISTORIOGRAPHIC ASPECT

The affirmation of civil rights as the basis of the political and legal teachings of Russian liberalism is based on a strong historical tradition. The author made an attempt to comprehend the experience of imperial Russia in creating a logical, single construction of inviolable human rights, which was theoretically substantiated constitutionalism of the beginning of the XX century. This design was due to the schools of «revived» natural law, which was the most authoritative in Russian philosophy of rights at the beginning of the 20th century. In accordance with the principles of the 20th century, there was a “golden age” of Russian legal thoughts.

Текст научной работы на тему «ДОКТРИНАЛЬНАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В ЭПОХУ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

ДОКТРИНАЛЬНАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В ЭПОХУ ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВАСЯЕВ Александр Александрович,

кандидат юридических наук, докторант кафедры «Адвокатура»

Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), адвокат коллегии адвокатов «Московская городская коллегия адвокатов». E-mail: Advokat.mgka2@gmail.com

Краткая аннотация: Утверждение гражданских прав как основы политико-правовой доктрины российского либерализма основано на прочной исторической традиции. Автором предпринята попытка осмысления опыта императорской России в создании логического, единого построения неприкосновенных прав личности, что явилось теоретическим обоснованием конституционализма начала XX века. Эта конструкция была обусловлена школой «возрожденного» естественного права, которая была наиболее авторитетной в русской философии права в начале XX века. Изобилие философии права дореволюционной России, поиск идеального значения права и известность его ведущих представителей, позволяют автору утверждать, что рубеж XX века был «золотым веком» российской правовой мысли.

Abstract: The affirmation of civil rights as the basis of the political and legal teachings of Russian liberalism is based on a strong historical tradition. The author made an attempt to comprehend the experience of imperial Russia in creating a logical, single construction of inviolable human rights, which was theoretically substantiated constitutionalism of the beginning of the XX century. This design was due to the schools of «revived» natural law, which was the most authoritative in Russian philosophy of rights at the beginning of the 20th century. In accordance with the principles of the 20th century, there was a "golden age" of Russian legal thoughts.

Ключевые слова: школа естественного права; либеральные взгляды, конституционализм; возрождение естественно-правовой теории; права человека и гражданина.

Keywords: school of natural law; liberal views; constitutionalism; the revival of natural-law theory; human and civil rights.

Либерализм считался колыбелью свободы человека. Такие выдающиеся русские либерально ориентированные правоведы, как Павел Новгородцев, Владимир Соловьев, Богдан Кистяковский, Евгений Трубецкой, Владимир Гессен и другие, занимались разработкой концепций «возрожденного» естественного права и верховенства права в государстве, определяя тем самым современную теорию прав, свобод и законных интересов граждан.

В период до 1917 года философия права актуализировала идею естественности и неотъемлемости гражданско-политических прав и свобод, обосновывая их неприкосновенность перед лицом публичной власти и защищенность в качестве основного обязательства государства. Права составляют основу правовой доктрины, которая признает их естественный характер в качестве наиболее важного фактора формирования законов.

Философы-правоведы считали, что необходимым условием успеха реформ является их соответствие типу правосознания, которое можно найти в образованном обществе. По словам Мишеля Тиссье, приоритет гражданских прав был основной характеристикой правосознания российской образованной общественности, особенно либеральных юристов, в 1905 и 1906 гг. [1] Эти идеи были востребованы в двадцатом веке.

Некоторые аспекты институционализации гражданских прав в либеральной юридической теории и политической философии поздней имперской России уже обсуждались в научной литературе. В монографии Анджея Валицкого о фило-софско-правовом наследии русского либерализма содержится анализ философско-правовых теорий, которые были основополагающими для русской интеллектуальной либеральной традиции между второй половиной XIX и началом двадцатого веков. Наряду со «старой либеральной» юридической философией,

представленной наследием Бориса Чичерина, Валицкий исследует истоки философии права в работах Владимира Соловьева, Павла Новгородцева и Богдана Кистяковского, пытаясь установить их основные идеи о «новом либерализме» [2].

В основополагающей монографии русского философа Андрея Медушевского рассказывается о влиянии идей Павла Новгородцева, Владимира Гессена, Богдана Кистяковского, Сергея Котляревского и других юристов на юриспруденцию начала ХХ века. Он указывает на их приверженность либеральной парадигме социальной перестройки, идее верховенства закона и стратегии модернизации без революции [3].

Философ Вячеслав Жуков ценит школу «возрожденного естественного права» за объединение широкого круга либеральных мыслителей разных методологических основ (неокантианство, неогегельянство, персонализм) для усвоения национальных особенностей русской философии и правовой культуры, а также для сочетания принципа индивидуализма с социальными и государственными интересами.

Андрей Поляков отмечает, что в этой школе был решен основной вопрос теории права о понятии права и его существенных особенностях, в частности, о решающем значении моральных принципов, которые составляют критерий соответствия закона [4]. Помимо перечисленных работ, касающихся прав русского языка граждан в начале двадцатого века, до сих пор не было никаких обобщающих исследований, позволяющих нам оценить состояние и степень теоретической проработки темы.

Актуальность и важность таких исследований подтверждается мнением Джейн Бербанк о том, что изучение правовой истории в России должно основываться главным образом на концепциях права, разработанных российскими интеллектуалами в конце XIX и начале XX веков, и на том, что круг идей, которые

были предложены, еще актуальны для России в конце ХХ века.

Конец XX века преобразовал русский либерализм в «новый либерализм». Основоположниками данной концепции были Борис Чичерин, Константин Кавелин и Александр Градов-ский. Этот термин был предложен в 1911 году английским социологом Леонардом Хобхаусом для обозначения доктрины, отвергающей классический либерализм девятнадцатого века с его идеями минимального государства и свободы личности от ограничений. Помимо выдвижения перечисленных выше идей, он обосновывал право человека требовать от государства минимальных социальных пособий и гарантий достойной жизни. Этот новый тип российского либерализма был направлен на то, чтобы вызвать прогрессивные изменения в политической и правовой жизни посредством развития философско-правовой теории.

Возрождение российской естественно-правовой доктрины связано с именами философов-правоведов Леона Пет-ражицкого [5] и Павла Новгородцева [6], которые в своих научных трудах обосновали актуальность и возможность возрождения естественного права. П. Новгородцев заявил, что возрождение и восстановление «идеального значения права, его морального принципа» были основными задачами современной философии права [7].

П. Новгородцев сослался на идеи выдающегося философа-правоведа и его старшего современника Владимира Соловьева, которые легли в основу концепции возрожденного естественного права (которое с энтузиазмом поддерживал последний), и уделил особое внимание моральной ценности правовых институтов и их значению для нравственного прогресса. В. Соловьев и П. Новгородцев противопоставляли закон, основанный на тирании и насилии, закону как выражению справедливости и свободы [8].

Еще один представить данной школы - Евгений Трубецкой, он утверждал, что природный закон - это синоним того, как должно быть в законе. Это моральная основа для любого конкретного правопорядка, призыв к совершенствованию действующего законодательства. Это предпосылка для прогресса и развития в области права. Прогресс, то есть прогрессивное продвижение закона к добру, возможен только в том случае, если позитивное право подчиняется более высокому моральному или естественному закону, который служит его основой и критерием.

Иван Ильин, другой представитель этой школы, отметил, что естественное право основано на требованиях справедливости: «Отношения между законом и моралью могут быть сформированы правильно и неправильно. Правильные отношения между ними существуют только тогда, когда закон, не выходя за его пределы, соответствует требованиям морали и является подготовительным этапом и опорой для него...» [9].

И. Ильин считал позитивное право «несовершенным проявлением или незрелой формулой естественного права»,

которое должно было «взять содержание естественного права и отобразить его как ряд правил внешнего поведения, адаптированных к конкретным условиям жизни и требования определенного времени» [10].

Однако, данные убеждения были свойственны далеко не всем представителям данной школы. В дополнение к теории естественного права была предложена теория «естественного права с изменяемым содержанием». Обновление концепции естественного права в конце XIX и начало XX веков в форме возрожденного естественного права сделали его менее уязвимым для критики со стороны его противников - сторонников позитивистских теорий.

Концепция индивида легла в основу правовой теории возрожденцев естественного права. В начале XX в. в России возрожденное естественное право понималось как: «абсолютная значимость личности, которая должна принадлежать человеку в любой форме политической системы» [11]. В январе 1905 г. появился первый выпуск социально-литературного журнала «Вопросы жизни» под редакцией философа Николая Лосского. В этом первом выпуске журнала была опубликована статья Кис-тяковского о правах человека и гражданина, которая была политическим заявлением, поскольку в нем была сформулирована задача установления конституционного порядка в России и признавалось огромное значение личности и ее прав. Кистяковский призывал к признанию значимости людей, к тому, чтобы они осознавали свои права и побуждал их бороться за свои права. Ученый-юрист предложил всем гражданам, в том числе тем, кто не был сторонником теории естественного права, осознать тот факт, что «индивид имеет неотъемлемые права, которые не могут быть нарушены государством».

По словам Владимира Гессена, для человека действовал следующий принцип: «Все, что не запрещено законом, разрешено». Теория В. Гессена нашла гражданство идеалом, а субъектность (подданство) - существующей реальностью. Он утверждал, что российское законодательство, институты и традиции могут служить матрицами для эволюционного перехода от подданных (граждан), лишенных прав, на граждан, наделенных правами. Попытка В. Гессена поставить права в основу концепции гражданства, в отличие от политической и правовой реальности, существующей в России, где преобладали обязанности по отношению к государственному союзу, была одним из его главных интеллектуальных достижений. Он утверждал, что индивид не может быть вторичным по отношению к государству и его законам и что гражданские права носят универсальный характер.

Российские представители школы «возрожденного естественного права» использовали теорию трех статусов индивида, чтобы показать, как первоначальный «пассивный статус» был исторически преодолен. В этой связи развитие индивидуализма в ходе трансформации отношений между челове-

ком и государством на протяжении всей истории было непрерывным и прогрессивным.

В. Гессен интерпретировал отрицательный статус прав (status negativus) как свободное самоопределение и волеизъявление человека (без вмешательства со стороны государства). В число прав на отрицательный статус он включил свободы: слова, печати и право на собрания. Он видел положительный статус прав (status positivus) как тот, который предоставлял его владельцам претензии к государству действовать от их имени.

В дальнейшем российские сторонники естественного права определили универсальный набор гражданских прав и свобод и разработали их классификацию. Владимир Гессен создал одну из наиболее полных и логически последовательных версий каталога прав. Он дал более подробное и всестороннее определение прав отрицательного статуса и их типов. Таким образом, он включал свободу передвижения (свобода передвижения) и оккупации (свобода занятий), которые не были полностью гарантированы крестьянам. Он также подчеркнул роль государства в предоставлении индивидуальных прав и свобод. Государство, которое имел ввиду Гессен, было авторитарным российским государством, в котором он жил, но у которого была перспектива превращения в конституционное государство после 1905 года.

Российские сторонники естественного права также актуализировали концепцию позитивных прав.

Пакет новых социальных прав был включен в концепцию права на достойную жизнь, разработанную Владимиром Соловьевым в конце девятнадцатого столетия («Право на достойное человеческое общество»). В. Соловьев понимал это как право любого человека иметь надежные средства к существованию и достаточный физический отдых, что обеспечивало условия для духовного совершенствования.

П. Новгородцев внес значительный вклад в развитие этой концепции. Право на достойную жизнь он интерпретировал чрезвычайно широко, как возможность достойной жизни, гарантированной государством людям, страдающим от экономической зависимости, нехватки денег и неблагоприятных жизненных обстоятельств. Он рассматривал фабричные законы как механизм реализации права на достойную жизнь и полагал, что их целью является защита интересов трудящихся, гарантируя им право на социальное обеспечение в случае болезни, старости и инвалидности, регламентируя условия труда и т. д. Он также предложил включить заявления о признании права на достойную жизнь, работу и нормальное применение труда в программу Конституционно-демократической (кадетской) партии, одной из которых он был основателем.

Позднее эти вопросы обсуждались в Юридическом совете Временного правительства, а для Учредительного собрания готовилась декларация прав на будущую конституцию.

Идеи П. Новгородцева о праве на социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности получили дальнейшее развитие в законопроектах «О социальном обеспечении работников на случай болезни» и «О страховании работников от несчастных случаев», которые были внесены П. Столыпиным в Государственную Думу в 1908 году. Право трудящихся на профессиональную самоорганизацию, которую защищал П. Новгородцев, было закреплено в Указе об обществах и союзах от 4 марта 1906 года. П. Новгородцев не видел серьезного противоречия между классическими гражданскими правами и новыми социальными правами. Однако, он предостерегал от опасных разрушительных иллюзий, таких, как идея создания рая на земле, которая, по его мнению, может быть вызвана борьбой русских революционеров за социальные права. Этот философ-правовед был одним из первых, кто заговорил об опасности, связанной с радикальными утопическими идеологиями, которые могли овладеть разумом и претендовать на статус единственной истиной идеологии, что было особенно актуально для XX в.

Возрожденцам естественного права приписывают каталог прав и свобод человека и разработку системы субъективных общественных прав.

Теория гражданских прав возрожденцев естественного права была полностью разработана благодаря системе гарантий прав. Теоретики школы «возрожденного естественного права» полагали, что защита субъективных прав и создание условий для их реализации являются основной функцией правового государства. Они сформулировали систему гарантий этих прав. Они истолковали способность государства защищать права своих граждан как признак того, что государство ограничено законом, что оно регулируется законом. Напротив, они не считали, что государство, в котором государственная власть может по своему усмотрению отменять основные права и свободы, регулируется законом.

Теоретики возрождения естественного права связали создание системы гарантий гражданских прав с введением конституционного строя в России. Они присоединились к дискуссии о значении государственной реформы 1905-1906 гг., основными ориентирами которой были принятие Манифеста от 17 октября 1905 г., в котором провозглашалось предоставление гражданских свобод. Юристы разделились на два лагеря в своей оценке юридической значимости вышеупомянутых актов. Первый лагерь состоял из скептиков, которые не признали Манифест от 17 октября как акт, который ввел новую правовую систему. Они интерпретировали это как просто декларацию о намерениях высшей власти преобразовать российскую государственную систему на основе правового государства.

Так, профессор государственного права Московского университета Федор Кокошкин назвал Манифест актом, который не внес существенных изменений в российское государственное

право; оно «только показало путь реформе». Другая часть юридического сообщества отождествила Манифест с Конституцией. Таким образом, система гарантий гражданских прав, созданная российскими юридическими мыслителями в начале двадцатого века, не сильно отличалась от трех типов субъективных гарантий прав, сформулированных еще в конце XIX века.

По мере того, как российская форма правления развивалась в конституционном направлении, идеи Школы «Возрожденного естественного права» определяли направление правовой реформы и ее теоретическое содержание.

Проблема индивидуальных свобод вышла на первый план в юридической литературе с публикацией Манифеста от 17 октября 1905 года, в котором провозглашались гражданские свободы.

Идеи и ценности прав человека были выражены в научных и публицистических работах, написанных членами либерального профессориата, которые сочувствовали требованию гражданских свобод и видели свою задачу в том, чтобы объяснить их значение для общества.

Такие юристы, как Владимир Гессен, Павел Новгородцев и Богдан Кистяковский, сыграли ключевую роль в развитии конституционного движения, направленного на продвижение правовой защиты гражданских прав. Они работали в юридических обществах, читали лекции по сравнительному государственному праву и переводили конституционную классику, опубликованную на Западе.

Идеи либеральной трансформации политической и правовой жизни в России были предложены в периодических изданиях «Право», «Вестник права», «Юридический вестник» и др., а также сборники статей, авторами которых были Новгородцев, Кистяковский, Трубецкой, Гессен и другие выдающиеся российские ученые-юристы. Владимир Гессен и Николай Лазаревский были редакторами газеты «Право». Либеральные юристы Иосиф Гессен, Леон Петражицкий, Август Каминка и Владимир Набоков приняли активное участие в издании этой газеты, в которой большое внимание уделялось вопросу прав личности и их гарантий, а также обсуждению законопроектов о правах, предложенных Думой.

В 1905 и 1906 гг. произошла демократическая «революция» в гражданско-правовом воспитании и в правосознании в целом. Мишель Тиссье пришел к выводу, что после 1905 г. гражданское образование было направлено на популяризацию гражданских прав, в то время как до 1905 г. популяризировался только существующий закон.

Тиссье пересматривает дебаты начала XX века о якобы недостаточном правосознании россиян и утверждает, что правосознание стало понятным в русской интеллектуальной мысли в 1905 и 1906 гг. не в связи с правом в форме законодательства, юриспруденции и обычного права, а в связи с

идеей существования индивидуальных неотъемлемых прав, их включения в позитивное право Российской империи и их безусловного применения. Уильям Померанц, ученый, изучающий правовую культуру российской адвокатуры (адвокатуры), указывает на формирование развитой правовой культуры и профессиональный дух в адвокатуре между 1864 и 1917 гг. и появление многих выдающихся защитников гражданских прав в юридической профессии [12]. Концепция верховенства права была принята образованным обществом.

Либеральная теория дала толчок формированию в XX веке либеральных партий, которые включили в свои программы идеи прав человека, гражданского равенства и верховенства закона. Как указывал П. Новгородцев, идея естественного права нашла свое место среди политических идей российских прогрессивных партий, прежде всего партии Кадет, еще до того, как об этом стали говорить современные юристы.

Павел Новгородцев, Владимир Гессен, Богдан Кистя-ковский, Евгений Трубецкой и другие представители «возрожденной школы естественного права» вместе с судебным позитивистом Габриэлем Шершеневичем и лидером социологической теории права Николаем Гредескулом стали теоретиками Кадетов. Они внесли значительный вклад в формирование правовой идеологии либерального движения, которая консолидировалась под лозунгом реализации индивидуальных прав и свобод и побудила российское правительство гарантировать субъективные права в соответствии с законом в 1905 и 1906 гг.

Их политический идеал был правилом государства, основанном на представительстве людей в государственных органах, правительстве, подотчетном парламенту и независимому суду.

Теория гражданских прав способствовала формированию и развитию парламентаризма в поздней имперской России. Государственная Дума стала социальной средой для обсуждения содержания гражданских прав и разработки соответствующих законопроектов, а также для организации контроля за соблюдением субъективных прав исполнительной властью.

Фракция Кадетов внесла в Первую Думу законопроекты о личной неприкосновенности, свободе совести, собрании, профсоюзах и печати, а также основные положения законов о гражданском равенстве. Их авторами были Новгородцев, Кот-ляревский, Гессен и другие юристы. Они работали в законодательном комитете кадетской партии, которая после Первой Думы была разделена на московский и петербургский отделения.

Новгородцев, Котляревский, Шершеневич и другие, присоединившиеся к московскому департаменту, сосредоточились на проектах по всеобщему избирательному праву и гражданскому равенству, обогатив их заявлениями об отмене имущественных, национальных и конфессиональных различий. Разрабатывая содержание правовых реформ, сторонники новой

идеологии естественного права провозгласили новый взгляд на право. Они интерпретировали его не как порядок государственной власти, а как «независимую силу, направляющую и создающую различные формы частной и общественной жизни».

Теоретики школы полагали, что закон не был установлен законодателем, но был проявлением правового сознания общества. Они приложили усилия, чтобы не только раскрыть это правосознание, но и оказать на него влияние. Юристы писали о критическом состоянии правосознания в революционный период, которое проявилось в явном несоответствии между позитивным правом и общественным идеалом.

Новгородцев видел корни кризиса в правосознании, в растущем разрыве между позитивным правом и моральными основами общественной жизни. Он понимал историю права как историю постоянных изменений в праве. По словам Новгород-цева, закон мог обновляться только путем отказа от своего прошлого; ученый использовал метафору «Сатурн пожирает своих детей». В ходе возникающего конфликта естественное право было рождено как требование об изменении существующего порядка и как идеальный план общественной реорганизации. Анализируя законодательную деятельность Первой Думы, Новгородцев видел, что его предположения о необходимости глубоких правовых реформ подтвердились.

Выступая за широкомасштабные правовые реформы, направленные на создание правового государства, ученые пришли к выводу, что в то время это было невозможно в России. Они увидели основную причину этого в состоянии правосознания и власти. Выход из этой ситуации юристы увидели в крахе старого режима и установлении конституционного строя. Они предложили реализовать свой идеал с помощью Учредительного Собрания.

Юристы причислили передачу прав и свобод к числу наиболее важных реформ, которые должны были быть проведены до созыва Учредительного собрания и разработки Конституции. Это означает, что индивидуальные права должны были стать ведущей силой в изменении правосознания людей, чтобы убедить их в верховенстве закона и законности.

Таким образом, российские либеральные юристы начала ХХ в. внесли значительный вклад в развитие представле-

ний о праве и государстве в целом, а также о положительных и естественных правах и правовом государстве в частности. Систематическая теория гражданских прав была сформулирована представителями школы «возрожденного естественного права». Эта теория стала основой для доктрины правового государства, которая пересмотрела представления об отношениях между человеком и государственной властью при авторитарном политическом режиме. Российские юристы обосновали утверждение о том, что индивидуальные права и свободы являются важным институтом в государстве, и что гарантирование прав законом является признаком и ключевым элементом построения правового государства со всеми другими его особенностями.

Теоретики возрождения естественного права, опираясь на ключевые положения этой научной теории, разработанной российскими и немецкими философами-правоведами, сформулировали концепцию субъективных прав, которая трактует гражданские права как естественные и неотъемлемые, принадлежащие человеку по праву рождения. В рамках этой теории они развили идею о том, что индивиды автономны по отношению к государству и что государству запрещено вмешиваться в их личную свободу, обозначенную как естественным, так и позитивным правом.

Принимая во внимание особенности российской политической системы, российские философы-юристы определили иерархию гражданских прав и свобод (права на отрицательный статус такие, как неприкосновенность личности и право на собрания, находящиеся на вершине этой иерархии), и разработали теорию гарантий индивидуальных прав. Теория субъективных публичных прав заложила основы теории гражданства, которая также активно развивалась российскими учеными-правоведами.

Ключевые идеи, созданные в русской философии на рубеже XX века (о неотъемлемых гражданских правах и их защите от государства, ограничении государства законом, взаимозависимости между законом и состоянием правосознания, о неизбежности, о радикальных правовых реформах и о разделении властей) оказали революционное влияние на развитие российской правовой мысли. В начале XX века теория права развивалась на широкой этической и плюралистической основе. Благодаря этому российской правовой мысли удалось преодолеть упрощенную интерпретацию реальности.

Библиография:

1. Мишель Тиссье. Какое юридическое просвещение нужно в России? Какой вид юридического образования нужен россиянам? От популяризации закона до популяризации гражданских прав // Неприкосновенный запас. - 2005. - №6. - С. 57-63.

2. Andrzej Walicki. Legal philosophies of Russian liberalism / Andrzej Walicki. - Oxford : Clarendon press, 1987. - 477 р.

3. Медушевский А. Н. Диалог со временем: российские конституционалисты конца XIX - начала XX века [Текст] / А. Н. Медушевский ; Российская акад. наук, Ин-т российской истории. - Москва : Новый хронограф, 2010. - 486 с.

4. Поляков А. В. Может ли право быть неправым? Неправильные аспекты дореволюционного российского правопонимания. Некоторые аспекты дореволюционного русского понимания права // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 1997. - №4. - С. 83-101.

5. Петражицкий Л. Введение в политику права // Киевские университетские известия. - 1896. - №8. - С. 9-10.

6. Новгородцев П. И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. Опыт характеристики основ школы Савиньи в их последовательном развитии / Новгородцев П. - М.: Унив. тип., 1896. - 234 c.

7. Новгородцев П. Нравственный идеализм в философии права, в кн.: О свободе : Антология мировой либерал. мысли : (I половина XX века) / [Ин-т философии РАН]; Отв. ред. М. А. Абрамов. - М. : Прогресс-традиция, 2000. - С. 598, 600-601.

8. Новгородцев П. И. Идея права в философии Вл. С. Соловьева / П. Новгородцев // Вопросы философии и психологии. - М. : Типо-литогр. Т-ва И. Н. Кушне-рев и К°, 1901. - Год XII, кн. 56 (I). - С. 112-129.

9. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве / Ильин И. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. С. 32-33.

10. Ильин И. А. О сущности правосознания. - Мюнхен: Типография Обители Преподобного Иова Почаевского, 1956. - С. 44, 46.

11. Новгородцев П. Нравственный идеализм в философии права // Проблемы идеализма. - М., 1902. - С. 306.

12. W. Pomeranz. «Profession or Estate»? The Case of the Russian Prerevolutionary «Advokatura» // The Slavonic and East European Review.1999. Vol. 77. №2. Р. 240-268.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.