РОССИЯ И КИТАЙ В МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ В КОНТЕКСТЕ УКРАИНСКОГО КРИЗИСА
исторические НАУКИ & международные отношения | лыЧАгин а. И.| [email protected] | УДК 3271 научная статья
гитлеровскои Германии, ничтоже сумняшеся, и после 1945 года продолжала вести колониальные воины. Приводить иные примеры, право, излишне. А интересы России и, прежде всего, вопросы ее безопасности, попытались и дальше, после 2000 года, игнорировать. Опасное заблуждение.
Список источников | References
1. Neumann, Жэньминь Жибао. 28.03.2022.
2. Россииская газета. 21.02.2019.
3. Канал Россия 24.15.08.2023.
4. РИА Новости. 11.08.2023.
5. Taipei News.10.07.2022.
6. Taipei News.21.07.2023.
7. Там же.
8. Там же.
9. New York Times. 19.08.1984
10. CNN. 22.07.21.
11. rg.ru.16.09.2022
12. Vida Nueva.
13. Канал Россия 24.15.08.2023.
14. РИА Новости. 13.10.22.
15. Канал Россия 24.15.08.2023.
Сведения об авторе
Лычагин Александр Иванович
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрои восточных языков и лингвокультурологии Института международных отношении и мировои истории Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Information about the author
Alexander I. Lychagin
Doctor of Historical Sciences, Full Profes-sor,Chief of Department of Orient cultural-language studies, Institute of Interna-tionalRelations and World History, Loba-chevsky State University of Nizhny Novgorod
Информация о статье
Поступила в редакцию: 10.09.2023 Одобрена после рецензирования: 23.09.2023 Принята к публикации: 29.09.2023
Information about the article
The article was submitted: 10.09.2023 Approved after reviewing: 23.09.2023 Accepted for publication: 29.09.2023
MODERN ORIENTAL STUDIES V0L 5 №4 2023
■ ■■wv^iio w.wvihw issn2686-9675(print)
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ issn 2782 - 1935 ionline)
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
The doctrine of Buddhism in China (the experience of historical and cultural research of the «ancient Buddhist Monastery
«Yaoshigucha»)
Доктрина буддизма в Китае (опыт историко-культурологического исследования «древнего буддийского монастыря
«Яошигуча»)
Варова Елена Игоревна Elena I. Varova
Алтайский государственный университет, Altai State University,
Барнаул, Россия BarnaulRussia
[email protected] Corresponding author: [email protected]
удк 291.35 | научная статья | https://doi.org/10.24412/2686-9675-4-2023-174-184
АННОТАЦИЯ
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения культовых буддий ских сооружении Китая, с целью выявления специфики строительства храмовых комплексов, выявления черт присущих древним храмовым сооружениям. Обозначена роль буддизма в историческом и религиозном аспекте. Анализируется опыт изучения храмовых комплексов династии Цин на примере историко-культурологического исследования в Китае: «древнего буддииского монастыря ^Щ^М «Яошигуча». В контексте исторических исследовании храмового комплекса, выявлена важная роль буддииского пантеона в религиознои жизни китаицев в XXI в. Автор приходит к выводу, что в каждои историческои эпохе
ABSTRACT
The relevance of the research is due to the need to study the cult Buddhist structures of China, in order to identify the specifics of the construction of temple complexes, to identify the features inherent in ancient temple structures. The role of Buddhism in the historical and religious aspect is indicated. The article analyzes the experience of studying the temple complexes of the Qing Dynasty on the example of historical and cultural research in China: «The ancient Buddhist monastery «Yaoshigucha». In the context of historical studies of the temple complex, the important role of the Buddhis pantheon in the religious life of the Chinese in the XXI century is revealed. The author comes to the conclusion that in each historical epoch of temple construction, there
ФИЛОСОФИЯ и КУЛЬТУРА | ВАРОВА Е.И. | [email protected] | УДК 291.35 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
храмостроения, были свои отличительные особенности, храмовая архитектура стала эталоном власти и могущества императоров того или иного периода, позволившая сегодня нам судить о достижениях и знаниях древних зодчих.
Ключевые слова: история храмового зодчества, культура, буддизм, история и культура Китая.
Для цитирования: Варова Е.И. Доктрина буддизма в Китае (опыт историко-культурологического исследования «древнего буддииского монастыря ^^^ «Яошигуча»). Современные востоковедческие исследования. 2023; Том 5 (4). С. 174-184 https://doi.org/ 10.24412/ 2686-9675-4-2023-174-184
were its own distinctive features, temple architecture became the standard of power and might of emperors of a particular period, which allowed us today to judge the achievements and knowledge of ancient architects.
Keywords: history of temple architecture, culture, Buddhism, history and culture of China.
For citation: Varova E.I. The doctrine of Buddhism in China (the experience of historical and cultural research of the «ancient Buddhist Monastery^^^«Yaoshigucha»). Modern Oriental Studies. 2023; Volume 5 (№3). P. 197-184 (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2686-9675-4-2023-197-184
Китаи — один из мировых центров появления цивилизации, и одно из крупнеиших государств в мире с древнеиших времен до сегодняшнего дня (Лучкова 2011, 10). Огромныи интерес россиискои общественности к прошлому и настоящему Китая, его культуре и экономическим успехам, ко всем аспектам его жизни сегодня удовлетворяется публикациеи значительного числа книг и статеи самои разнооб-разнои тематики. В настоящее время россии-ское китаеведение — одна из наиболее плодотворных отраслеи россииского востоковедения. Это в полнои мере относится и к историкам-китаеведам, за последние годы опубликовавшим книги и статьи почти по всем периодам непрерывнои китаискои истории. Однако не хватаем работ обобщающего характера, которые могли бы претендовать на изложение всеи истории Китая (История Китая 2002, 3).
Современныи Китаи многолик и сложен. Образно говоря, это огромныи «аисберг» часть которого видна и понятна экспертам, другая малодоступна либо частично для детального анализа (Китаиская Народная Республика 2016, 9). Китаиские архитекторы и строители тщательно изучают и развивают архитектурные традиции и строительные приемы, выработанные и проверенные практикои, насчитываю-щеи тысячелетия. Эти приемы не только отвечали требованиям социального уклада и быта, но и соответствовали весьма сложным и разнообразным природным и климатическим условиям Китая. Поэтому нельзя до конца понять пути развития современнои китаискои архитектуры, не познакомившись с особенностями древнего зодчества (Куликов 1956, 42).
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL I МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Научное изучение китаискои архитектуры началось лишь во второи половине X^. В России большои вклад в отечественную науку был сделан учеными Е.А. Ащепковым, Б.П. Де-нике, Н.А. Виноградовои, О.Н. Глухаревои, В.А. Кривцовым, Б.Н. Куликовым, М.Е. Кравцо-вои, ряд вопросов по культовои архитектуре отмечен ученым В.В. Малявиным в его работах «Китаиская цивилизация». На данныи момент в синологии имеется недостаточное количество сведении о даосских и буддииских храмах и монастырях, о стилистических особенностях храмовои архитектуры определенного периода в истории Китая. Значительныи вклад в изучение буддизма в России внесли ученые В.П. Васильев, Е.А. Торчинов. Среди европеиских ученых Sallie B. King, и одна из ее работ «Buddha Nature», вопросами роли религии в Китае были изучены синологом Brindley, Erica «Individualism in Early China: Human Agency and the Self in Thought and Politics», природа буддизма и роль Будды отражена в работах Peter Hershock «Chan Buddhism». Ряд вопросов космологического порядка в религии Китая представлены профессором изобразительного искусства Аихе Ван в исследовании «Cosmology and Political Culture in Early China» и др.
Распространение буддизма из Индии около 2000 лет назад стало крупным событием в истории Китая. В настоящее время храм занимает важное положение в общественнои жизни Китая, в то время как буддииские сооружения стали важным типом здании, уступающим только дворцу. От Восточнои Хань до династии Вэи и Цзинь ранние буддииские храмы дели-
лись на два типа в соответствии с планировкой: в одном центром была пагода, в то время как другои выглядел как резиденция без какои-либо пагоды, построеннои в центре. Планировка буддииского храма с пагодои в центре возникла в индииских буддииских концепциях. В буддии-ском храме центрального типа, открытое пространство во внутреннем дворе как правило предоставлялось монахам как место для медитации и прогулок. Возвышающаяся пагода является главнои деталью дизаина (Xiao 1999, 52-53).
Буддиискии храм является основным типом религиозных сооружении Китая. Это место предназначено для освящения изображения Будды, проведения буддииских обрядов и проживания монахов (Yanxin 2010, 82). Необходимо отметить, что проникновение буддизма в Китаи и формирование собственно китаискои буддиискои традиции является самым ярким в истории китаискои культуры примером межкультурного взаимодеиствия. В результате сложнеишего многовекового процесса культур-нои адаптации буддизм сумел вписаться в ки-таиское общество и во многом трансформировать многие важные аспекты китаиского взгляда на мир (Торчинов 2001, 3-4). В настоящее время буддизм занимает важное место в обще-ственнои жизни Китая, в то время как буддии-ские сооружения стали важным типом здании, уступающим только дворцовым сооружениям. От Восточнои Хань до династии Вэи и Цзинь ранние буддииские храмы делились на два типа в соответствии с планировкой в одном центром была пагода, в то время как другои выглядел как резиденция без какои-либо пагоды,
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА | ВАРОВА Е.И. | [email protected] | УДК 291.35 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
построенной в центре. Одновременно с внедрением этой концепции в Китае в большом количестве были построены буддииские храмы в центре с пагодои (Xiao 1999, 52).
С середины VIII века институционализи-рованныи буддизм долгое время деиствовал в связи с китаиским имперским государством, если не всегда согласованно с ним, предшествующие формы буддизма в Китае имели тенденцию поддерживать имперское государство и данного правителя. Кроме того, позиция институционального буддизма по отношению к государству, как правило, зависела от восприятия традиции и ее последователеи как обособленных от мирских практик и забот мирян. Изначально буддизм представлял новое направление в роли институциональнои религии по отношению к императорскому китаискому государству. Это было изложение буддизма, которое было явно направлено на проблемы и чаяния правящеи элиты; оно не требовало каких-либо обременительных этических практик со стороны своих мирян-приверженцев и обещало возможность приумножить богатство. Во время правления династии Тан буддизм стал неотъемлемым элементом религиозно-политического ландшафта Китая, поскольку буддииские институты, монастыри, практики и практикующие были включены в более широкии комплекс танскои имперскои религии (Balkwill 2022, 68).
Если обратимся к другому временному отрезку в истории Китая, то обнаружим, что по мере того, как в конце II века династия Поздняя Хань распадалась, многие люди начали ощу-
щать не только ее неминуемое падение, но и окончательную гибель самоИ человеческой истории. Эти сверхъестественные наблюдатели принадлежали к широкому социальному спектру, включавшему правительственных чиновников, конфуцианских мыслителеи и религиозных даосских прозелитов. Каждыи из них предложил свои стратегии противодеиствия надвигающемуся династическому краху, варьирующиеся от прагматичных мер государственного управления до религиозного миллениализма. Несмотря на различия в источниках, доктрине и воздеиствии, все такие лечебные стратегии, по-видимому, характеризовались одним сильным, хотя и едва уловимым оттенком фатализма. Примечательно, что буддисты позднего ханьского Китая ссылались на надвигающиися распад мира. Не случаино буддииские миссионеры смогли завоевать значительное уважение среди китаиского населения в это время, поскольку буддииская доктрина кармы предлагала другую форму детерминизма, которая, в отличие от закоренелого фатализма, поддавалась личному влиянию (Alan 2010, 319).
На протяжении ранних этапов буддииско-го проживания в Китае активно искали и развивали такие параллели между буддиискои мыслью и исконными китаискими традициями. Даосская терминология широко использовалась при переводе индииских буддииских концепции. Например, «дао» по-разному использовалось для перевода на китаискии язык индий ских слов, обозначающих буддиискии путь, духовную дисциплину и Дхарму, или учения Будды. Для того чтобы буддизм функционировал как продолжение или альтернатива исконным
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
формам духовности Китая, его сначала нужно было привнести в жизненныи мир китаискои культуры и общества. Даосизм особенно хорошо подходил как для наведения концептуальных мостов, необходимых для инициирования такого внедрения буддиискои мысли в китаи-ское общество, так и для предварительного формулирования значении трех «врат» буддии-скои практики. Например, практическое отстаивание Чжуан-цзы принципов «не-знания», «не -деиствия» и «не-желания» послужило подходящим китаиским культурным ориентиром для деконструкции аспекта сансары в «трех вратах». Незнание означало воздержание от фиксированных или принципиальных различии, отказ от принятия какого-либо знания как абсолютного и принятие изменчивых взаимосвязей возникающих между всеми вещами. Это очень хорошо согласуется с буддииским пониманием невежества Махаяны как хроническои неспособности воспринимать пустоту и взаимосвязь (Brindley 2010, 48-49). Концепция природы Будды, хотя и мало обсуждаемая в западных обзорах буддизма, является однои из наиболее важных идеи на Востоке. Азиатскии буддизм. В своеи простеишеи форме концепция природы Будды дает ответ на вопрос, которыи очень волновал древних китаицев: все ли существа способны достичь Состояние Будды, теория природы Будды отвечает, что «Все живые существа обладают природои Будды», и таким образом, им гарантирована реализация состояния Будды. Загрязнения ментального характера способны скрыть от нас природу Будды только в тои мере, в какои мы позволяем нашеи прошлои карме определять нашу жизнь.
С помощью медитации и достоиных поступков мы можем освободиться от своеи кармы и осознать свое состояние Будды. Таким образом, природа Будды — это наша истинная и сущностная природа и идентичность. Теория природы Будды утверждает, что каждыи из нас полностью способен осознать — эмпирически представить себе — эту просветленную природу, которая является нашим неотъемлемым правом как живых существ (Sallie 1991, 1-2).
Китаеведение в России имеет глубокие корни. На протяжении десятилетии россииские ученые изучали эту необычную страну, были созданы известные научные школы и направления. В тоже время в области архитектуры представлено очень мало необходимых данных для понимания принципов развития китаискои архитектуры. Отсутствовали в должнои мере чертежи и фотофиксация объектов разных времен. Также отсутствовали данные преемственности в создании большинства ключевых исторических объектов. Начиная с 80-х годов прошлого века ситуация стала меняться. Страна стала более открытои, что сделало возможными путешествия по неи для самостоятельного сбора материала (Лучкова 2011, 10).
За последнее время в отечественном китаеведении накоплен значительныи опыт исследовании, посвященных влияния буддизма на социально-экономическии, религиозныи, философскии, мировоззренческии уклад Китая. Некоторыми учеными затрагиваются проблемы монастырскои жизни буддииских монахов, выявляется роль буддииских организации в современном китаиском обществе. Но, в XXI в.
ФИЛОСОФИЯ и КУЛЬТУРА | ВАРОВА Е.И. | [email protected] | УДК 291.35 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Рис. 1. Древний буддийский храм «Яошигуча»
в россииском искусствоведении недостаточно изученными остаются буддииские храмы, в частности — древнии буддиискии монастырь ■Ш^М «Яошигуча» (Исцелитель).
Исследования буддииских храмов позволяют нам иметь представления: во-первых, о правящеи династии, во время которои был сооружен объект, во-вторых, проследить влияние буддизма в определенныи отрезок времени, в-третьих, об особенностях храмостроения древних мастеров тои эпохи. Благодаря историческим сведениям, нами воссоздается картина определенного отрезка времени Китая, что
позволяет нам судить о культурном, философском, социальном положении правящеи империи. Нами была проведена полевая экспедиция в Китаи в провинцию Хэилунцзян. Объектом нашего исследования стал древнии буддиискии монастырь «Яошигуча» (■ Ш ^ М «Исцелитель»). Древнии буддиискии монастырь ■Ш^М «Яошигуча» насчитывает более чем тысячелетнюю историю. (Рис.1. Древний буддийский храм^Ш^М^ «Яошигуча»). Но на сегодняшнии день китаиские ученые точно не знают, когда был построен монастырь. Ориентировочно принято считать 1200 г. началом
MODERN ORIENTAL STUDIES V0L 5 №4 2023
■ ■■wv^iio w.wvihw issn2686-9675(print)
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ issn 2782 - 1935 (online)
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Ii Л
;,J
я* X
W r]
' -"■Jii /1
возведения храмов и самого монастыря (ПМА 2015).
Монастырь расположен на территории городского уезда Нинъань городского округа Муданьцзян, провинции Хэилунцзян, Китаи-скои народнои республики. Данныи монастырь находится в живописном месте, рядом с озером Цзинбо, и особенно ценится китаицами как религиозное, так и красивое место. (Озеро Цзин-бо при династии Цзинь (1115-1234) называли Ху Хань, также называли Биэртень, теперь же называют «Озеро Цзинбо»).
По мнению китаиских экспертов, во времена правящеи династии Бохаи этот монастырь имел большую территорию своего владения, на которои было сосредоточено большое количество храмов. Изучением Древнего буддииского храма занимался ученыи Лю Чжо Юи. После исследовании он предложил разработанную им программу реконструкции монастыря. В мае 1995 года началась работа по восстановлению монастыря и храмов, которая сопровождалась многими трудностями. Большую роль в завершении реконструкции сыграл буд-диискии монах Ши Жун Гуан. В августе 2000 г.
ФИЛОСОФИЯ и КУЛЬТУРА | ВАРОВА Е.И. | [email protected] | УДК 291.35 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
строительство было завершено, и уже 5 августа 2000 г. на территории буддиИского храма «Яошигуча» состоялась торжественная церемония открытия храма после реконструкции. В церемонии открытия приняли участие многие буддииские монахи и лидеры (ПМА 2015).
Масштаб храма: древнии буддиискии монастырь включает в себя семь здании: Храм Тяньвандянь; Башня с часами; Храм Ди Цзан; Храм Исцеления; Храм Гуань Инь; Барабанная башня; Храм «Яошидянь» (ПМА 2015).
Что касается самого монастыря, то на его территории расположен храм поклонения богине «Гуаньинь» (Рис. 2. Буддийский храм поклонения богине «Гуаньинь). Монахи считают, что Гуаньинь охраняет народ, дает ему радость
жизни. «Она помогает всем», отмечает настоятель монастыря, она не разделяет людеи ни на бедных, ни на богатых, помогает любому человеку. Помимо этого, она может менять свою личность, чтобы прийти на помощь человеку. В самом буддииском храме «Яошигуча», помимо самого Будды, расположены четыре больших небесных бога (Рис. 3): «Восточныи», «Южныи», «Западныи», «Северныи» (ПМА 2015).
Рис. 3. Четыре больших Небесных Бога. У «Северного» бога в руках зонт, у «Восточного» лютня, у «Южного» меч, у «Западного» дракон. Все они являются защитниками людеи. Молящиеся в храме миряне покупают свечи в виде лотоса и подносят их Будде, чтобы он осветил светом их сердца, помог исцелить, ведь недаром сам монастырь, в переводе с китаиского
Рис. 3. Четыре больших Небесных Бога.
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
звучит как «Исцелитель». Настоятельница храма сказала: когда исполнится желание, то нужно вернуться в монастырь и поблагодарить Будду, отметила, что так принято, и люди придерживаются этого наставления. Находясь на территории монастыря, чувствуешь удивительную гармонию, внутреннюю и внешнюю. Нет ни вычурченных элементов в декоре, ни в самих зданиях. Все едино. Можно бесконечно поражаться удивительному чутью древних зодчих, их чувству гармонии с природои, с самим миром. Чтобы сконструировать так идеально культовую архитектуру, чтобы человек придя в храм, почувствовал себя в далеке от мирскои суеты, и оказался наедине с самим собои, своими мыслями и чувствами, с природои. Храм «Яошигуча», состоит из двухъяруснои крыши — такои элемент строительства мы встречаем в буддииских храмах довольно редко. Система строительства крыши «Догун», известная нам из истории китаискои архитектуры как глав-ныи опорныи элемент (ПМА 2015).
Изобразительно-декоративная часть храма, выстроена в соответствии с институтом власти сына неба, на центральных лобовых частях храма изображены золотые драконы, золо-тои цвет — «цвет императора». Мы обнаружили в изобразительнои части храма не встречающееся ранее в буддииских храмах — изображение «пламени» и внутри пламени три шара. Мы можем предположить, что в виде пламени изображен «свет Будды», которыи освещает человека, природу и небо (ПМА 2015).
Буддизм, распространяясь на северо-востоке Китая, привнес в изобразительную часть культовои архитектуры, новые элемен-
ты, как и считают монахи древнего буддииско-го монастыря «Яошигуча», что Будда приносит свет миру. Нам кажется, это выражение сказано не случаино, поскольку в храме всегда много людеи, все приходят в надежде на чудо. Смотрительница храма «Яошигуча» сказала: «Как только ваша просьба будет исполнена, то нужно будет приити снова в этот храм и поблагодарить Будду за исполнение». Кроме того, стоит отметить, что в храме «Исцелитель» можно встретить много местных жителеи и приезжих иностранцев, все они приходят в храм за исцелением. Ведь «правильно» построенныи храм начинает играть роль «лекаря»: атмосфера спо-коиствия, гармонии, единения с природои, с самим собои, где сердце человека раскрывается в своем истинном свете — в таких условиях человек оздоравливается. Отсюда мы можем сделать вывод, что храм, построенныи по тра-диционнои концепции единства человека и природы, положительно влияет на психическое и физическое здоровье человека. Мы считаем, что исследование влияния храмовои архитектуры на здоровье человека — актуальная тема и требует дополнительного исследования.
В 1994 г. эксперты «Управления историко -культурным наследием провинции Хэилунц-зян» в ходе долгих исследовании, пришли к выводу, что тысячу лет назад здесь был довольно широко распространен буддизм, которыи и повлиял на архитектурньш облик провинции Хэи-лунцзян. Таким образом, мы можем сделать вывод, что история формирования и влияния китаиского буддизма — как особого феномена цивилизации Дальневосточного региона, по-прежнему является однои из актуальных
доктрина буддизма в китае (опыт историко-культурологического ис- VOL.5 №4 2023
следования «древнего буддийского монастыря «яошигуча») issn 2686 - 6675 iz
ФИЛОСОФИЯ и КУЛЬТУРА | ВАРОВА Е.И. | [email protected] | УДК 291.35 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
10.
11.
12.
13.
проблем для соответствующих востоковедных дисциплин — и непосредственно китаеведения, и в целом буддологии (Восток 2001, 145). Концепция природы Будды является ключевои в религиознои жизни китаицев. Она лежит в основе восточноазиатских буддииских концепции человеческого бытия и духовности и, формирует понимание возможностеи и це-леи человеческои жизни (Sallie 1991, 3).
Список литературы
1. Лучкова В.И. История китайского города. Градостроительство, архитектура, садово-парковое искусство. Хабаровск: Издательство Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ), 2011.
2. История Китая: Учебник / Под редакциеи 1. А.В. Меликсетова. 2-е изд., Москва: «Высшая школа», 2002.
3. Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. Москва: 2. «ФОРУМ», 2016.
4. Куликов Б.Н. Архитектура и строительство Китая. Архитектура и строитель- 3. ство Ленинграда. 1956. № 2. С. 42-44.
5. Xiao Mo. Chinese Architecture. Beijing: Cul- 4. ture and Art Publishing House, 1999.
6. Yanxin C. Chinese architecture: palaces, gardens, temples and dwellings. Beijing: China 5. Intercontinental Press, 2010.
7. Торчинов Е.А. Философия китайского буддизма. СПб.: Азбука-классика, 2001.
8. Balkwill S. Buddhist Statecraft in East Asia. Boston, 2022.
9. Alan K. L. Philosophy and Religion in Early
6.
Medieval China. Albany: State University of New York Press, 2010.
Brindley E. Individualism in Early China: Human Agency and the Self in Thought and Politics. Honolulu: University of Hawai'i Press, 2010.
Sallie B. Buddha Nature. Albany: State University of New York Press, 1991. Полевые материалы автора (ПМА). Древний буддийский храм^/0~Ё0 «Яошигуча». Муданьцзян, КНР, 2015.
Восток: Философия. Религия. Культура. СПб.: СПбУ, 2001.
References
Luchkova V.I. History of the Chinese city. Urban planning, architecture, landscape art. Khabarovsk: Publishing House of the Pacific State University (TOGU), 2011. (In Russ.) History of China: Textbook / Edited by A.V. Meliksetov. 2nd ed., Moscow: «Higher School», 2002. (In Russ.) People's Republic of China: Politics, economy, culture. Moscow: «FORUM», 2016. (In Russ.) Kulikov B.N. Architecture and Construction of China. Architecture and construction of Leningrad. 1956. No. 2. pp. 42-44. (In Russ.) Xiao Mo. Chinese Architecture. Beijing: Culture and Art Publishing House, 1999. Yanxin C. Chinese architecture: palaces, gardens, temples and dwellings. Beijing: China Intercontinental Press, 2010. Torchinov E.A. Philosophy of Chinese Buddhism. St. Petersburg: Azbuka-klastika, 2001.