Научная статья на тему 'Историко-искусствоведческий анализ даосского дворца Тайцин (по материалам полевых исследований)'

Историко-искусствоведческий анализ даосского дворца Тайцин (по материалам полевых исследований) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
413
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ДАОССКИЙ ХРАМ ТАЙЦИН / ДАОСИЗМ / КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CHINA / TAOIST PALACE / TAOISM / RELIGIOUS ARCHITECTURE / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Варова Елена Игоревна

Актуальность заключается в исследовании даосского дворца Тайцин, ранее не рассматривавшегося в отечественных и зарубежных трудах. Для изучения архитектурного объекта нами совершена поездка в Китай. Использован метод полевых исследований, позволяющий описать историю, структуру и декоративно-прикладные особенности храмовых комплексов дворца. С целью расширения знаний в области культового зодчества объект анализируется в культурно-историческом контексте, изучается символизация архитектурного пространства входящих в его состав храмов. Отмечаются присущие им одинаковые конструктивные элементы. Определяющим в архитектурной традиции Китая является сопоставление архитектурных форм культового зодчества с природными. Важным дополнением в строительстве можно назвать установление равновесия и гармонии в декоративном и символическом пространстве храма. В ходе беседы с жителями города Шэньян установлено, что ритуально-богослужебная практика по-прежнему актуальна и в XXI в., а значит даосские храмовые комплексы выполняют связующую роль в жизни китайцев. Исследование показало, что даосский дворец Тайцин является центром даосизма в провинции Ляонин. Думается, что результаты, полученные нами в ходе исследования даосского дворца Тайцин, помогут внести в отечественную синологию новые сведения о культовых объектах Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAOIST TAIQING PALACE HISTORICAL-ART CRITICal ANALYSIS (BASED ON FIELD studies)

The relevance of this work consists in studying the Taoist Palace Taiqing that was carried out previously neither in the domestic nor foreign works. To study the architectural object, the author made a trip to Shenyang, China. In his study the author used the method of field research, describing the history, structure and decorative-applied features of the temple complexes of the Palace. With the aim of expanding knowledge in the field of religious architecture, the Palace is analyzed in cultural and historical context; the author has studied the symbolization of the architectural space of temples. When comparing temples, it was revealed similar structural elements inherent in the eight temples. Juxtaposition of the architectural forms of the religious architecture with the forms of nature may be considered the determining factor in the architectural tradition of China. An important addition in the construction may be establishing the balance and harmony in the decorative and symbolic space of the temple. On the basis of the sociological survey of residents of the city of Shenyang, it was found out that the ritual practice remains relevant in the 21 century, and therefore the Taoist temple complexes perform a linking role in Chinese life. The study showed that the Taoist Taiqing Palace is the center of Taoism in Liaoning province. The results received by the author during the research of the Taoist Taiqing palace will help to add new data on cult objects of China in domestic sinology.

Текст научной работы на тему «Историко-искусствоведческий анализ даосского дворца Тайцин (по материалам полевых исследований)»

УДК 72(510)

Е. И. Варова

аспирант, Алтайский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

ИСТОРИКО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДАОССКОГО ДВОРЦА ТАЙЦИН (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

Актуальность заключается в исследовании даосского дворца Тайцин, ранее не рассматривавшегося в отечественных и зарубежных трудах. Для изучения архитектурного объекта нами совершена поездка в Китай. Использован метод полевых исследований, позволяющий описать историю, структуру и декоративно-прикладные особенности храмовых комплексов дворца. С целью расширения знаний в области культового зодчества объект анализируется в культурно-историческом контексте, изучается символизация архитектурного пространства входящих в его состав храмов. Отмечаются присущие им одинаковые конструктивные элементы. Определяющим в архитектурной традиции Китая является сопоставление архитектурных форм культового зодчества с природными. Важным дополнением в строительстве можно назвать установление равновесия и гармонии в декоративном и символическом пространстве храма.

В ходе беседы с жителями города Шэньян установлено, что ритуально-богослужебная практика по-прежнему актуальна и в XXI в., а значит даосские храмовые комплексы выполняют связующую роль в жизни китайцев. Исследование показало, что даосский дворец Тайцин является центром даосизма в провинции Ляонин.

Думается, что результаты, полученные нами в ходе исследования даосского дворца Тайцин, помогут внести в отечественную синологию новые сведения о культовых объектах Китая.

Ключевые слова: Китай, даосский храм Тайцин, даосизм, культовое зодчество, культурное наследие

Для цитирования: Варова, Е. И. Историко-искусствоведческий анализ даосского дворца Тайцин (по материалам полевых исследований) / Е. И. Варова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. - № 3 (47). - С. 109-112.

Китайская цивилизация считается одной цовой [2; 4; 5]. Вместе с тем не рассмотрены

из древнейших в мире. Развиваясь, она в тече- проблемы сохранения архитектурно-ландшафт-

ние тысячелетий накапливала уникальный ного пространства даосских и буддийских хра-

культурный опыт, оказавший огромное влия- мов в современности; концепция единства че-

ние не только на ближайшие азиатские страны, ловека и природы; отсутствуют знания о хра-

но и на некоторые страны Запада [8]. В на- мах северо-востока Китая. В связи с этим воз-

стоящее время архитектурное наследие Китая никла необходимость исследования традици-

еще не до конца изучено, что обуславливает онных архитектурных форм культового зодче-

актуальность исследования. ства через призму концепции единства челове-

В работах современных отечественных ка и природы в культовой архитектуре. ученых достаточно полно раскрыты архитек- Храм, являясь культовым объектом, в фило-

турные особенности культового зодчества софии и культуре Китая изначально рассматри-

Китая. В первую очередь необходимо отме- вался как подобие небесного мира на земле. Под

тить отечественного синолога Е. А. Ащепко- куполом храма миряне находили «приют» и

ва, который в своем труде «Архитектура Ки- «убежище» для своих молитв и просьб. И не-

тая» подробно описывает особенности хра- сколько тысячелетий назад, и сейчас, в XXI в.,

мостроения [1]. Кроме того, значительный даосские и буддийские храмы собирают тысячи

вклад в изучение данного направления сделан верующих, причем не только китайцев. Вера ки-

Н. А. Виноградовой, Б. П. Денике, М. Е. Крав- тайцев в помощь божеств велика и в наши дни,

109

так как зачастую, по их представлениям, просьбы и молитвы бывают услышаны, а значит, исполнены богами небесного мира.

Для исследователя-искусствоведа возникает проблема при изучении того или иного храмового объекта - отсутствие источников как в отечественном, так и в западном искусствоведении, что не дает возможности проследить связь храма с развитием города, его архитектурными изменениями в историческом срезе. И как следствие полевые материалы выступают единственным источником воссоздания общей картины архитектурного объекта.

В искусствоведении отсутствуют какие-либо описания даосского дворца Тайцин (Шэньян, провинция Ляонин, КНР), вследствие чего нами была предпринята экспедиционная поездка в Китай.

Во время проведения полевых исследований в июле - августе 2015 г. нами был изучен даосский дворец Тайцин в городе Шэньян, а также проведен анализ храмов, входящих в его состав, выявлены конструктивные элементы, присущие отдельным храмам, изучена их история и обозначена роль даосского дворца в современности.

Непосредственным входом в монастырский комплекс являются врата Шаньмэнь (ШП). За ними находятся мемориальные колонны хуа-бяо - характерный элемент архитектуры традиционного Китая, маркирующие границу между пространством, где обитают сяни-небожители, и профаническим миром. Главную часть даосской обители называют Средним двориком (чжун юань). Обычно по обе стороны от Среднего дворика располагаются две аллеи, называемые Западным и Восточным двориками, которые чаще всего симметричны по отношению к Среднему и определенным образом изолированы от него. Залы боковых аллей посвящены божествам (сяням) иного уровня, нежели палаты Среднего дворика, здесь же размещаются трапезная, жилые и служебные помещения монастыря. Как правило, храмовый комплекс завершает так называемый Задний дворик - небольшой естественный ландшафт, сформированный в традиционном китайском стиле паркового ис-

кусства - с естественной планировкой, искусственными горами, водоемами и декоративными камнями. Храмовый комплекс, как и всякий архитектурный ансамбль, имеет свой «язык». Он «говорит» палатами, арками, памятниками и может быть понят как гетерогенный текст, в котором реализуется определенная система знаков [9, с. 161-162].

Для подтверждения данного тезиса рассмотрим даосский дворец Ж?^ - Тайцин. Он состоит из восьми храмов, главный храм -Лао Цзюань ^^Ш - занимают центральную часть комплекса, остальные расположены на северной, южной, западной и восточной его частях.

В пространстве храма имеются боковые композиционные оси, представленные второстепенными алтарями. Перед входом стоит большая курильница, по обе стороны от центральной дорожки - стелы с памятными надписями, каменные или железные статуи храмовых прислужников, фигуры мифических животных [6, с. 452].

Храмовые комплексы даосского дворца Тайцин имеют одинаковую структуру, различаются же только представленными в них божествами. Он был заложен в 1663 г., во время второго года правления императора Канси (ШШ) из династии Цин, его основателем стал Го Шоуц-зэнь. В 1665 г., на четвертом году правления императора Канси, строительство дворца было завершено. Первоначальное название НШШ -«Храм трех учений» (конфуцианство, буддизм, даосизм). В 1779 г. дворец был реконструирован и переименован в Ж?^. Дворец Тайцин является центром даосизма в северо-восточном Китае. Он состоит из восьми храмов: Лин Гуань, Гуань Ди, Лао Цзюань, Юй Хуан, Сань Гуань, Лю Цзу, Цю Цзу, Го Цзу.

У входа в даосский храм Тайцин расположены триграммы: каменные львы, нищие, прорицатели. Даосизм, проповедуемый в храме, относится к направлению Луньмэнь. Над входом надпись: - «На пурпурных облаках прибыл с Востока». Эта фраза своего рода шэньянский слоган. Первоначально она относилась к явлению патриарха даосов Лао-Цзы, но в XVIII в. императоры династии Цин стали

110

относить ее к себе, поскольку они тоже пришли в Китай с Востока [3].

Храмы дворца Тайцин:

1. Лин Гуань: в нем обожествляют Ван Лингуань (в народе Ван Шань) и Чжао Лингу-ань (сидит на тигре). Учителем первого являлся известный даос Шоуцзянь. Чжао Лингуань (по-другому Чжао Гунмин) - бог богатства.

2. Гуань Ди: обожествляют Гуань Юй. Рядом с ним находится Гуань Пин (его сын) и Чжоу Чан. Гуань Юй родился в провинции Шаньси, в народе его почитают как великого героя. Его день рождения по лунному календарю - 24 июня.

3. Лао Цзюань: в храме обожествляют Лао-Цзы, который был великим китайским мыслителем, являлся основателем даосской школы. Его день рождения по лунному календарю - 15 февраля.

4. Юй Хуан: обожествляют Верховного владыку «Нефритового государя». Кроме того, в храме расположены слева Ван Линь, справа божество земли.

5. Сань Гуань: обожествляют трех императоров - Яо, Сунь и Юй.

6. Люй Цзу: в храме обожествляют Люй Цзу (в народе Люй Дунбинь), его изображение в храме находится слева, а справа - Цзи Цзу. Люй Цзу любил фехтование и стихи. Его день рождения по лунному календарю - 14 апреля.

7. Храм Цю Цзу: в храме обожествляют Цю Цзу (в народе Цю Чуцзи). Он родился в провинции Шаньдун, в 14 лет стал даосом. Его учителем был Ван Цонян.

8. Храм Го Цзу: в храме обожествляют Го Шоу Цзэнь. В течение 30 лет он был учеником у учителя Ли Чанмина. Является почитаемым богом на северо-востоке Китая [7].

Кроме 8 храмов на территории даосского дворца Тайцин находится даосский действующий монастырь. В ходе беседы с монахами удалось выяснить, что состояние культового зодчества в современных условиях испытывает трудности в

сохранности объектов и исследовании концепции единства человека и природы в связи с быстрой застраиваемостью близлежащей территории дворца (из-за чего нарушаются основные принципы традиционной философской концепции).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что дворец Тайцин соответствует декоративно-прикладным особенностям даосского храмового зодчества династии Цин. Структура дворца выполнена в соответствии с философскими взглядами древних зодчих на окружающий мир. При входе на территорию дворца расположены врата, разделяющие мир земной и небесный, а также два каменных льва, которые по представлениям древних китайцев защищали от злых духов. В центральной части комплекса находятся главные храмы, а в северной, южной, западной и восточной частях - менее значимые.

В настоящее время дворец Тайцин является центром даосизма на северо-востоке Китая. Несмотря на современную градостроительную ситуацию в Шэньяне, он по-прежнему собирает тысячи верующих и прихожан. Даосские монахи в свою очередь стараются приспосабливаться к современным условиям быстроразвивающего-ся Китая и сохранить равновесие между божественным миром (небесным) и реальным, чтобы проповедовать истины даосизма.

Данный архитектурный объект - единственный крупный даосский храмовый комплекс в провинции Ляонин, поэтому предоставляет возможность для сбора уникальных сведений о строительстве подобных зданий в эпоху династии Цин. В настоящее время исследования даосских храмов Китая значимы и актуальны для теории и истории культуры, религии, архитектуры, туризма и пр. В связи с этим думаем, что материал получит дальнейшую научную разработку по выявлению связи даосского дворца Тайцин с развитием города Шэньян, а также геокультурной локации дворцового комплекса в историческом срезе.

1. Ащепков, Е. А. Архитектура Китая / Е. А. Ащепков. - Москва: Государственное издательство литерату ры по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959. - 368 с.

2. Виноградова, Н. А. Стиль китайского традиционного архитектурного ансамбля. Эпохи. Стили. Направления Н. А. Виноградова; отв. ред. Е. Д. Федотова. - Москва: Памятники исторической мысли, 2007. - 558 с.

/

111

3. Восточное полушарие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polusharie.com/index.php7t opic=28848.25. - Дата обращения: 28.10.2015.

4. Денике, Б. П. Китай: [Альбом по архитектуре] / Б. П. Денике. - Москва: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1935. - 122 с.

5. Кравцова, М. Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая / М. Е. Кравцова. - Санкт-Петербург: Триада, 2004. - 960 с.

6. Малявин, В. В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин. - Москва: АСТ, 2001. - 632 с.

7. Полевые материалы автора (ПМА). - Шэньян, КНР. - Август 2015 г.

8. Стилистические особенности архитектурных памятников Древнего Китая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=813381. - Дата обращения: 21.04.2016.

9. Филонов, С. В. Введение в даологию: учеб. пособие / С. В. Филонов. - Благовещенск: Амурский государственный универститет, 2010. - 184 с.

Получено 21.04.2016 E. Varova

post-graduate student, Altai State Pedagogical University E-mail: [email protected]

TAOIST TAIQING PALACE HISTORICAL-ART CRITICAL ANALYSIS (BASED ON FIELD STUDIES)

Abstract. The relevance of this work consists in studying the Taoist Palace Taiqing that was carried out previously neither in the domestic nor foreign works. To study the architectural object, the author made a trip to Shenyang, China. In his study the author used the method of field research, describing the history, structure and decorative-applied features of the temple complexes of the Palace. With the aim of expanding knowledge in the field of religious architecture, the Palace is analyzed in cultural and historical context; the author has studied the symboli-zation of the architectural space of temples. When comparing temples, it was revealed similar structural elements inherent in the eight temples. Juxtaposition of the architectural forms of the religious architecture with the forms of nature may be considered the determining factor in the architectural tradition of China. An important addition in the construction may be establishing the balance and harmony in the decorative and symbolic space of the temple.

On the basis of the sociological survey of residents of the city of Shenyang, it was found out that the ritual practice remains relevant in the 21 century, and therefore the Taoist temple complexes perform a linking role in Chinese life. The study showed that the Taoist Taiqing Palace is the center of Taoism in Liaoning province.

The results received by the author during the research of the Taoist Taiqing palace will help to add new data on cult objects of China in domestic sinology.

Keywords: China, Taoist palace, Taoism, religious architecture, cultural heritage

For citing: Varova E. 2016. Taoist Taiqing palace historical-art critical analysis (based on field studies). Herald of the Chelyabinsk State Academy ofCulture andArts. No 3 (47): 109-112.

References

1. Ashchepkov E. 1959. Arkhitektura Kitaya [The architecture of China]. Moscow: State publishing house of literature on construction, architecture and building materials. 368 p. (In Russ).

2. Vinogradova N. 2007. Stil' kitayskogo traditsionnogo arkhitekturnogo ansamblya. Epokhi. Stili. Napravleniya [The style of Chinese traditional architecture. Era. Styles. Direction]. Fedotova E., ed. Moscow: Pamyatniki istoricheskoy mysli. 558 p. (In Russ).

3. Vostochnoe polusharie [East hemisphere] [Electronic resource]. Available from: http://polusharie.com/index.php?topic=28848.25 (accessed: 28.10.2015).

4. Denike B. 1935. Kitay [China: album of architecture]. Moscow: Publishing house of All-union Academy of Architecture. 122 p. (In Russ).

5. Kravtsova M. 2004. Mirovaya khudozhestvennaya kul'tura. Istoriya iskusstva Kitaya [World artistic culture. The history of Chinese art]. Saint Petersburg: Triada. 960 p. (In Russ).

6. Maliavin V. 2001. Kitayskaya tsivilizatsiya [Chinese a civilization]. Moscow: AST. 632 p. (In Russ).

7. Field materials of the author (FMA). 2015. Shenyang, People's Republic of China. Aug. (In Russ).

8. Stilisticheskie osobennosti arkhitekturnykh pamyatnikov Drevnego Kitaya [Stylistic features of architectural monuments of Ancient China] [Electronic resource]. Available from: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=813381 (accessed: 21.04.2016). (In Russ).

9. Filonov S. 2010. Vvedenie v daologiyu [Introduction to taoism]. Blagoveshchensk: Amur State University. 184 p. (In Russ).

Received 21.04.2016

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.