Научная статья на тему 'О развитии женского монашества в даосской школе Цюаньчжэнь в эпохи Цзинь и Юань. Ч. 2: во-ле Шоу-Цзянь'

О развитии женского монашества в даосской школе Цюаньчжэнь в эпохи Цзинь и Юань. Ч. 2: во-ле Шоу-Цзянь Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
871
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ДАОСИЗМ / ШКОЛА ЦЕЛОСТНОСТИ И СОВЕРШЕНСТВА / ДАОССКИЕ МОНАХИНИ / УЧЕНИЕ ЦЮАНЬЧЖЭНЬ / НЮЙ ГУАНЬ / ВО-ЛЕ ШОУ-ЦЗЯНЬ / CHINA / DAOISM / COMPLETE PERFECTION SCHOOL / DAOIST NUNS / QUANZHEN JIAO TEACHINGS / Nü GUAN / WOLE SHOUJIAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белая Ирина Витальевна

Статья посвящена изучению становления женской монашеской традиции в даосской школе Целостности и совершенства (Цюаньчжэнь) в эпохи Цзинь (1115-1234) и Юань (1271-1368). В основу исследования была положена стела с эпитафией даосской монахине, которая внес ла весомый вклад в развитие этого религиозного движения. На примере жизнеописания Во-ле Шоу-цзянь (1182-1251) рассматриваются важные аспекты женского подвижничества, а также приводятся сведения об истории возникновения первых женских обителей даосской школы Цюаньчжэнь в Китае XII-XIII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the development of the female sisterhood at Daoist school Quanzhen during the Jin and Yuan dynasties. P. II. Wole Shoujian

This article studies the formation of female monastic tradition at the Daoist School of the Complete Perfection (Quanzhen) during the Jin (1115-1234) and Yuan (1271-1368) dynasties. The research is based on stele inscription with the epitaph to the Daoist nun, who brought a powerful contribution to the development of this religious movement. Important aspects of the female self-sacrifice are considered by the example of Wole Shoujian (1182-1251) hagiography. It also gives an information on the origin of the first female convent at the Daoist School Quanzhen in China in the XII-XIII centuries.

Текст научной работы на тему «О развитии женского монашества в даосской школе Цюаньчжэнь в эпохи Цзинь и Юань. Ч. 2: во-ле Шоу-Цзянь»

И.В. Белая

О развитии женского монашества в даосской школе Цюаньчжэнь в эпохи Цзинь и Юань. Ч. 2: Во-Лэ Шоу-Цзянь

Статья посвящена изучению становления женской монашеской традиции в даосской школе Целостности и совершенства (Цюаньчжэнь) в эпохи Цзинь (1115-1234) и Юань (1271-1368). В основу исследования была положена стела с эпитафией даосской монахине, которая внесла весомый вклад в развитие этого религиозного движения. На примере жизнеописания Во-Лэ Шоу-Цзянь (1182-1251) рассматриваются важные аспекты женского подвижничества, а также приводятся сведения об истории возникновения первых женских обителей даосской школы Цюань-чжэнь в Китае Х11-Х111 вв.

Ключевые слова: Китай, даосизм, школа Целостности и совершенства, даосские монахини, учение Цюаньчжэнь, нюй гуань, Во-Лэ Шоу-Цзянь.

В 1167 г. в г. Нинхай (совр. Мупин, пров. Шань-дун) возникла новая даосская школа, которая получила название «Целостности и совершенства» (Цюаньчжэнь ^Ж). Ее основателем был Ван Чун-ян 1ШШ (1113-1170) - даосский отшельник с гор Чжуннаньшань || (пров. Шэньси) по имени Ван Чжэ 1Й, по прозвищу Чун-ян-цзы ШШ? (Мудрец Двойного ян). Согласно традиции, Ван Чун-ян получил даосское учение от Люй Дун-биня и его наставника Чжун-ли Цюаня. После этой встречи он отказался от жизни богатого аристократа, оставил жену и детей и стал даосом. Развитие этой школы из небольшого религиозного сообщества в широкомасштабное религиозное движение, которое является на сегодняшний день главной даосской школой материкового Китая, происходит уже после смерти Ван Чун-яна. По окончании трехлетнего траура его ученики, почитаемые традицией как Семь совершенных людей (Ци чжэнь жэнь ^ЖА)1, разошлись по различным провинциям Китая проповедовать новое учение. Вскоре вокруг них стал собираться круг последователей, начали

© Белая И.В., 2017

образовываться коммуны и небольшие религиозные сообщества. Наставники Цюаньчжэнь активно проповедовали свое учение среди женщин, о чем свидетельствует более сотни поэм, которые они посвятили «отшельницам» (сань жэнь МЛ), «сестрам» (гу М) и «монахиням» (нюй гуань своей школы. Несмотря на внушительное количество поэм, нам практически ничего не известно об этих последовательницах учения Целостности и совершенства, так как в них упоминаются только имена и прозвища даосок, которым были адресованы наставления первых патриархов2.

Информация о подвижницах этой школы, за исключением Сунь Бу-эрМ^— (1119-1183), отсутствует и в официальных жизнеописаниях праведников Цюаньчжэнь из «Даосского канона» (Дао цзан ШШ). Единственным источником, по которому мы можем судить о примерном количестве и соотношении женских и мужских обителей, являются записи на мемориальных стелах, установленных в монастырях школы Цюаньчжэнь в период ее максимального расцвета - в эпоху Юань. На обратной стороне стелы «Записи о дворце Предтечи совершенномудрых заново отреставрированного в Великую [эпоху] Юань почтенного монастыря Лоу-гуань» (Да юань чун сю гу Лоугуань Цзуншэнгун цзи А^ШШ^Ш Ш^Ш'1Е)3, установленной в горах Чжуннаньшань в 1263 г., озаглавленной «Имена настоятелей дворцов и монастырей, учеников Совершенного человека Тун-чэня» (Тун-чэнь чжэнь-жэнь мэнь ся гун гуань ган шоу мин ши ^ШЖАИТ'ШШМ^й), зафиксированы названия некоторых женских обителей, которые располагались на территории пров. Шэньси и Хэбэй, а также имена и фамилии настоятельниц монастырей и выдающихся монахинь школы Цюаньчжэнь. В количественном соотношении храмов, куда входили как большие монастыри - «дворцы» гун монастыри поменьше - гуань Ш и скиты - «хижины» ань Ш и «пещеры» ^ дун, из 187 даосских обителей, перечисленных на стеле, 97 населялись и управлялись женщинами4. На «Стеле об учениках Совершенного человека Ци-юаня» (Ци-юань чжэнь-жэнь мэнь чжун бэй АИж^) (ок. 1278 г.) также указываются названия 50 мужских и 55 женских монастырей, находившихся в пров. Шаньси и Хэнань5. Что касается общего числа даосок школы Целостности и совершенства, то, согласно статистике, приведенной зарубежными исследователями, к концу XIII в. среди 20 000 зарегистрированных священнослужителей было около 7 000 женщин6.

Все это свидетельствует о том, что, в отличие от традиционного китайского общества7, в школе Цюаньчжэнь женщины играли важную роль - от настоятельниц монастырей до основательниц собственных субнаправлений. Согласно правилам этой школы,

даосские подвижницы должны были жить отдельно от мужчин, так как это учение проповедовало безбрачие и отказ от семьи для духовного совершенствования, что обусловило впоследствии появление специфически женских монастырей. Семейные ценности традиционного китайского общества заменялись идеалом «немирской семьи», которую даосы школы Цюаньчжэнь обретали в стенах монастырских обителей. Существенный вклад в становление женской монастырской традиции внесла даоска чжурчжэньского происхождения Во-Лэ Шоу-Цзянь (1182-1251)8.

О подвижнице по имени Во-Лэ Шоу-Цзянь сохранились сведения на стеле «Записи основных деяний Совершенной, [постигшей] сокровенность чистоты и нефритового совершенства, из монастыря Лунъянгуань» (Лунъянгуань юй-чжэнь цин-мяо чжэнь-жэнь бэнь-син цзи ШШШ1ЖМ^ЖЛФ^т!Е)9. В них говорится, что Во-Лэ Шоу-Цзянь ^^^М (1182-1251) была родом из Шанцзина округа Гайчжоу (совр. пров. Хэйлунцзян ЖШ^). В эру Да-дин (1161-1189) ее отец был назначен управляющим округа Бэньчжоу. Уже с младенчества Во-Лэ восхищалась «сокровенным ветром»10, каждый день декламировала даосские гимны. Отец с матерью удивленно говорили: «Наверно, в нашем роду когда-то были даосы». Однажды она встретила даоску по имени Цзягу ^ # из монастыря Великой чистоты (Тайцингуань ^МШ11) и, отвесив поклоны, попросилась к ней в обучение. В 7 г. эры Мин-чан (1196 г.), когда Во-Лэ Шоу-Цзянь исполнилось 15 лет, она успешно сдала экзамен на знание даосских книг-основ и была пожалована пурпурным одеянием (цзы и даосской священнослужи-тельницы [см. ДЦЦШЛ, с. 542].

В жизнеописании не указано, какие именно тексты изучила Во-Лэ Шоу-Цзянь для того, чтобы получить посвящение в даосы, однако к этому времени важность изучения канонов уже была прописана в увещеваниях первых патриархов - Ван Чун-яна в «Пятнадцати суждениях Чун-яна об установлении учения» (Чун-ян ли цзяо ши у лунь ШШ£Й+ЖМ)13 и в «Десяти увещеваниях» (Ши цюань^Ш) Лю Чан-шэна14. Лю Чан-шэн также был автором комментариев к «Книге-основе Желтого дворика» (Хуан тин цзин Ж Ш^)15 и «Книге-основе о единении сокрытого» (Инь фу цзин '^)16. Другой ученик Ван Чун-яна, Лю Тун-вэй (?-1196),

написал комментарий к «Книге-основе о Чистоте и покое» (Цин цзин цзин М^Й)17. Второй патриарх школы Ма Дань-ян также советовал ученикам прочесть Дао Дэ цзин ШШЙ и Инь фу цзин, чтобы совершенствоваться в даосском учении18. Известно, что среди сочинений, которые в школе Цюаньчжэнь считали важными для изучения, были не только даосские каноны, но и конфуциан-

ские уложения наряду с буддийскими сутрами. Вань-янь Шоу ЖШ Щ (1172-1232) отмечал, что Ван Чун-ян «советовал людям декламировать Дао Дэ цзин, "Книгу-основу о Чистоте и покое", "Сутру сердца праджня-парамиты" (санскр. Праджняпарамита хридая сутра, кит. Бо-жэ синь цзин Йх^'Й), а также "Канон Сыновней почтительности" (Сяо цзин ^Й)»19. Лю Цзу-цянь ШШМ (12191296) указывал, что каждый последователь Ван Чун-яна был «обязан сначала прочесть "Канон Сыновней почтительности" и Дао Дэ цзин»20.

После того как в 1224 г. Цю Чан-чунь вернулся из ставки Чингисхана в Яньбэй Ш^Ь (совр. Пекин), Во-Лэ Шоу-Цзянь стала его ученицей и узнала у него о даосских методах (дао фа Некото-

рое время Во-лэ помогала Цю Чан-чуню проводить даосские службы, а затем проповедовала учение Цюаньчжэнь в Яньбэе, Юньчжоу (город и уезд Датун, пров. Шаньси) и Шочжоу (сев.-зап. пров. Шаньси). Один из знатных сановников высоко ценил ее и оказал помощь в строительстве обители Благовещих облаков (Цинъюнь-гуань ШДШ), а также отправил к ней в ученики детей родовитой знати и детей простых слуг. Во время ее наместничества в монастырь поступило более десятка женщин, среди которых была Чжан Цзин-чунь В 1238 г. ее покровитель был отправлен в Цинь-

шу (совр. Сиань) поддерживать порядок в Гуаньчжуне (пров. Шэньси). Шоу-Цзянь направилась вслед за ним и поселилась в старой кумирне Истинно-воинствующего (Чжэнь-у мяо Ж^Ш)21, которая после этого была перестроена в монастырь Лунъянгуань ШШШ. Местная знать относилась к Во-Лэ Шоу-Цзянь с глубоким почтением, и многие из них отдавали своих детей и внуков к ней в обучение. В 1241 г. по настоянию Инь Чжи-пина ^Ш^22она поселилась в горах Чжуннаньшань. Там ей было поручено управлять монастырем Продления жизни (Яньшэнгуань Ш£Ш), где некогда нашла приют танская принцесса Юй-чжэнь ЖЖ23. По приглашению Во-Лэ даосские монахини, проживавшие в пров. Шэньси, выполняли в этом монастыре все необходимое для проведения служб и занимались самосовершенствованием. Вскоре за заслуги и высокие моральные качества Во-Лэ Шоу-Цзянь было пожаловано прозвище «Совершенная, [постигшая] сокровенность чистоты и нефритового совершенства» (Юй-чжэнь цин-мяо чжэнь-жэнь Ж ЖМ^ЖА). Во-Лэ скончалась в 24 день 7 лунного месяца в возрасте 70 лет. Во 2 г. эры Чжун-тун (1260-1264) под циклическими знаками синь-ю (1261 г.) деяния ее жизни были описаны по просьбе ее учениц - даосских монахинь Лю Цзин-юань и

Ли Шоу-чжэнь ^^Ж и увековечены на стеле, которую установили ее последователи Ду Шоу-хэ Й^^П, Чжан Дао-синь ЗКШй,

Ян Гуй-тун ЙтЖ, Хэ Чунь-тун ^#ж, Чжао Цинь-тун М^ж, Хэ Син-тун ^ж, Чжао Цзин-нин М/Ф^ и Фэн Цзин-чан [см. ДЦЦШЛ, с. 542].

Увеличение числа даосских монахинь, а также активность и род деятельности первых наставниц были напрямую связаны с развитием школы Целостности и совершенства, которая из маленьких религиозных сообществ превращалась в широкомасштабное религиозное движение. Ко времени посвящения в даоски Во-Лэ Шоу-Цзянь появляются первые женские обители, а у школы Цюань-чжэнь - покровители из высшего чиновничества. Сообщается, что Во-Лэ Шоу-Цзянь не только участвовала в распространении учения в различных областях Китая, но и управляла религиозными общинами, где под ее руководством прошли обучение свыше десяти даосок. Все это свидетельствует о том, что женщины играли важную роль в распространении учения Цюаньчжэнь уже на самых ранних его этапах, способствуя становлению женской монашеской традиции этой школы.

Примечания

1 «Семь совершенных людей» (Ци чжэнь жэнь ^ЯА) - Ма Юй Sffi, дао хао Дань-ян ДШ (Киноварный свет) (1123-1184); Тань Чу-дуань ^Й*, дао хао Чан-чжэнь ДЯ (Вечное совершенство) (1123-1185); Цю Чу-цзи дао хао Чан-чунь (Вечная весна) (1148-1227); Лю Чу-сюань дао хао Чан-шэн (Вечная жизнь) (1147-1203); Ван Чу-и 1Й—, цзы Юй-ян 3£Ш (Нефритовый свет) (1142-1217), Хао Да-тун дао хао Гуан-нин (Беспредельное спокойствие) (1140-1213); Сунь Бу-эр дао хао Цин-цзин >fS (Чистота и покой) (1119-1183).

2 С переводом некоторых поэм, которые первые патриархи этой школы посвящали своим ученицам, можно познакомиться в дисс. иссл. Лю Ян «Образ женщин-дао-сок в танской и сунской поэзии» (Liu Yang. Imagery of Female Daoists in Tang and Song Poetry. Ph.D. Dissertation. The University of British Columbia. Vancouver, 2011. P. 270-283).

3 См.: («Записи о дворце Предтечи совершенномудрых, заново отреставрированном в великую [эпоху] Юань почтенного монастыря Лоугуань» (Да юань чун сю гу Лоугуань Цзуншэнгун цзи А^ЖШ'Й'ШШ^Ш^йБ) // Даосские надписи на бронзовых сосудах и каменных стелах (Дао цзя цзинь ши люэ (далее -ДЦЦШЛ)) / Сост. Чэнь Юань Ш*1, Чэнь Чжи-чао Ш^Й, Цзэн Цин-ин Вэньу чубаньшэ £ЙЩ№Й,1988. С. 549-552).

4 См.: («Имена настоятелей дворцов и монастырей, учеников Совершенного человека Тун-чэня» (Тун-чэнь чжэнь-жэнь мэнь ся гун гуань ган шоу мин ши HS

[Электоронный ресурс] // Ресурс материалов по даос-

ским стелам с эпитафиями (Даоцзяо бэньвэнь цзыляо ку Жй^^ЖЯв) URL: http://www.daobei.info/%E5%A4%A7%E5%85%83%E9%87%8D%E4%BF%AE% E5%8F%A4%E6%A8%93%E8%A7%80%E5%AE%97%E8%81%96%E5%AE%AE% E8%A8%98/ (дата обращения: 1.02.2017)).

5 См.: («Стела об учениках Совершенного человека Ци-юаня» (Ци-юань чжэнь-жэнь мэнь чжун бэй в^МАР^Ж^) // Новое издание надписей на каменных стелах школы Цюаньчжэнь эпох Цзинь и Юань (Цзинь Юань Цюаньчжэнь цзяо ши кэ синь бянь ^^^ЯЙЖЙШ^) / Сост. Ван Цзун-юй I^S. Пекин: Пекин дасюэ чубаньшэ db^db^À^ffiffitt, 2005. С. 172-175). Несмотря на то что на этих стелах указано примерно одинаковое количество мужских и женских обителей, это вовсе не означает, что количество священнослужителей школы Цюань-чжэнь мужского и женского пола в этих монастырях было равным, так как мы не знаем число послушниц, проживавших в каждом из монастырей.

6 См.: (Eskildsen S. The Teachings and Practices of the Early Quanzhen Taoist Masters. SUNY press, 2004. P. 17).

7 О положении женщин в традиционном китайском обществе заинтересованный читатель может прочесть в монографии Ю.С. Мыльниковой (Мыльникова Ю.С. Правовое положение женщин в истории средневекового Китая (VII-XIII века). СПб.: НП-ПРИНТ, 2014).

8 Краткие сведения о Во-лэ Шоу-цзянь приводят исследовательницы Ду Мэй-чжу (Du Mei-zhu. Extraordinary women daoists in China: past and present. Master of Arts, University of Georgia, Athens, Georgia, 2006. P. 39-43. (chif: Carolyn Jones Medine)) и Чао Шинь-и (Chao Shin-yi. Good Career Moves: Life Stories of Daoist Nuns of the Twelfth and Thirteenth Centuries. Daoist Abbesses in North China during the Jin and Yuan Dynasties (1115-1341) // Nan Nu: Men, Women and Gender in China. 2008. № 10. P. 121-151; Chao Shin-yi. Forming Women's Genealogy: Daoist Monastic Women in Mongolian China // Journal of Chinese Ritual Theatre and Folklore (Min-su chu-i). 2010. № 168. P. 157-190).

9 Ли Цзинь «Записи основных деяний Совершенной, [постигшей] сокровенность чистоты и нефритового совершенства, из монастыря Лунъянгуань» (Лунъ-янгуань юй-чжэнь цин-мяо чжэнь-жэнь бэнь-син цзи

(1261 г.) // (далее - ДЦЦШЛ)) / Сост. ЧэньЮань fête, Чэнь Чжи-чао

fê^B, Цзэн Цин-инвШЖ. Вэньу чубаньшэ 1988. С. 541-542.

10 Сокровенный ветер (сюань фэн ^Щ) - одно из обозначений даосизма во время эпох Цзинь и Юань.

11 На стеле не указывается расположение этой обители, как и не уточняется, к какой даосской школе относился этот монастырь. Возможно, имеется в виду монастырь Великой чистоты (Тайцингуань À>S®) - обитель школы Цюаньчжэнь, основанная в 1177 г. учеником Ма Дань-яна Цяо Цянь-дао Ш ^Ж в Хуашань (пров. Шэньси) см.: (Marsone P. Daoism under the Jurchen Jin Dynasty // Modern Chinese Religion Vol. I-II Song-Liao-Jin-Yuan (9601368 AD) / Ed. by J. Lagerwey, P. Marsone. Leiden; Boston: Brill, 2015. Vol. II. P. 1124).

12 Согласно монастырскому уставу, пурпурное платье имели право носить только те даосы, которые прошли все ступени посвящения. Подробно о традиционных одеяниях даосских священнослужителей школы Цюаньчжэнь можно прочесть в

разделе «Одежда и регалии даосов»: (Филонов С.В. Введение в даологию. Благовещенск: Изд. АмГУ, 2010. С. 124-130).

13 См.: («Пятнадцать суждений Чун-яна об установлении учения» (Чун-ян ли цзяо ши у лунь Ж^ЙЙ+Еи) // Китайский Даосский канон (Чжун хуа Дао цзан Ф^ЖШ (далее - ЧХДц)): В 48 т. Пекин: Хуася чубаньшэ. db^:

2004. Т. 26. С. 271).

14 См.: («Собрание поэтических произведений "Радость Небожителей-сяней"» (Сянь лэ цзи ((^ft) [ЧХДЦ. Т. 26. С. 570]), пер. см.: (Белая И.В. Нормативные правила даосской школы Совершенной истины XII-XIV вв. // В поисках «китайского чуда»: Сб. статей, посвященный 80-летию Ю.В. Чудодеева. М.: Институт востоковедения РАН, 2011. С. 346-347) (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 5).

15 См.: («Комментарий к "Нефритовой книге-основе Желтого дворика и внутренних лучезарностей"» (Хуан тин нэй цзин юй цзин чжу ЖЙЙЖЖЙЕ) [ЧХДЦ. Т. 23. С. 64-68]).

16 См.: («Комментарий к "Книге-основе Желтого императора о Единении сокрытого"» (Хуан-ди инь фу цзин чжу [ЧХДЦ. Т. 15. С. 813-819]), пер. (Acker P. Liu Chuxuan (1147-1203) and his Commentary on the Daoist Scripture Huandi yinfu jing. Wiesbaden, 2006).

17 См.: («Комментарий-славословие к "Книге-основе о Постоянной чистоте и покое, рассказанной Высочайшим Старым владыкой"» (Тай шан Лао-цзюнь шо чан цин цзин цзин сун чжу [ЧХДЦ. Т. 6. С. 47-50]).

18 См.: («Собрание поэтических произведений "Вместилище Сокровенного [из скита] Золота и нефрита"» (Дун сюань цзинь юй цзи ^^^Sft) [ЧХДЦ. Т. 26. С. 432]). О роли Дао дэ цзина и Инь-фу цзина в учении Цюаньчжэнь см. исследование автора этих строк: (Белая И.В. Образы «Инь фу цзина» в даосском учении Цюаньчжэнь // Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть 1. М.: Институт востоковедения РАН, 2012. С. 354-365) (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 6).

19 Вань-янь Шоу «Стела основателю учения Совершенному человеку [по прозвищу] Мудрец Двойного ян, чудесному небожителю с гор Чжуннаньшань» (Чжуннаньшань шэнь сянь Чун-ян-цзы чжэнь-жэнь цзяо цзу бэй ¡^ШШ^ШШЖШ ^ЯАЙШФ) (1275 г.) [ДЦЦШЛ. С. 452].

20 Лю Цзу-цянь SffiM. «Записи о деяниях небожителя-сяня, патриарха Чун-яна с гор Чжуннаньшань» (Чжуннаньшань Чун-ян цзу ши сянь цзи цзи ¡^ШШЖШ-Ш. №(ШБ) (1232 г.) [ДЦЦШЛ. С. 460].

21 Истинно-воинствующий (Чжэнь-у ЯЙ) - почитается в кит. мифологии и даосизме как астральное божество созвездия Большой Медведицы и Полярной звезды. Чжэнь-у считается борцом со злыми духами и покровителем воинских искусств. Также его нарекают владыкой Севера и правителем воды, так как в его функции входит управление семью созвездиями северного небесного сектора. Изначально это божество называли Сюань-у ^Й (Темная воинственность) (до запрещения в X в. употреблять входивший в имя императора иероглиф сюань) -где иероглиф сюань ^ означал цвет ночного неба, а иероглиф у Й символизировал черепаху, панцирь которой обвивала змея. Храмы в честь Чжэнь-у были широко распространены по территории Китая. О Чжэнь-у см. энциклопедическую

справку (Рифтин БЛ. «Сюань-у» // Духовная культура Китая: Энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Л. Титаренко. Т. 2. Мифология. Религия. М.: Вост. лит., 2007. С. 588-589). О почитании Чжэнь-у школой Цюаньчжэнь см. (Филонов С.В. Указ. соч. С. 109-112).

22 Инь Чжи-пин (1169-1251) - шестой патриарх школы Цюаньчжэнь (1228-1237), носивший даосское прозвище Чистая гармония (Цин-хэ >Й ЭД ). В 14 лет стал учеником Ма Дань-яна. В 19 лет он поступил в монастырь Лин-сюйгуань под начало Лю Чан-шэна, обучался практике предсказания по «Книге Перемен» (И цзин ^fe) у Хао Гуан-нина, неоднократно беседовал о Дао с Ван Юй-яном и получал от него изустные наставления. Инь Чжи-пин сопровождал Цю Чан-чуня с 17 учениками в ставку Чингисхана. После смерти Цю Чан-чуня возглавил школу. Свои воспоминания о первых патриархах школы Цюаньчжэнь он изложил в сочинении «Юй-лу о том, как Совершенный человек Цин-хэ путешествовал на север» (Цин-хэ чжэнь-жэнь бэй ю юй лу (1237 г.) [ЧХДЦ. Т. 26. С. 725-752]. Подробно об Инь Чжи-пине см. («Внутреннее жизнеописание небожителей и совершенных Патриаршего двора в горах Чжуннань-шань» (Чжуннаньшань цзу тин сянь чжэнь нэй чжуань

[ЧХДЦ. Т. 47. С. 95-97]).

23 Принцесса Юй-чжэнь (Юй-чжэнь гун-чжу SÄ^^) - девятая дочь танско-го императора Жуй-цзуна (правл. 710-713). Для нее был построен монастырь в Фусине (Чанъань), где она вела скромную жизнь даосской монахини. Согласно К. Деспе, ее авторству принадлежат два сочинения, посвященные созерцательным методам по традиции даосской школы Высшей чистоты (Шанцин -«Высший метод визуализации Пяти повелителей из нефритовых дворцов» (Цюн гун у ди нэй сы шан фа Ä^E'Sft/Biä) и «Высший метод визуализации [дежурных нефритовых дев из группы] шести цзя [из управы] Лин-фэй для коммуникации с духами-божествами [своего тела]» (Лин-фэй лю-цзя нэй сы тун лин шан фа (Despeux K. Women in Daoism // Daoism Handbook / Ed. by L. Kohn. Leiden: Brill, 2000. P. 388, 396).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.