Научная статья на тему 'О развитии женского монашества в даосской школе Цюаньчжэнь в эпохи Цзинь и юань: Ч. 3: Ао-дунь Мяо-шань'

О развитии женского монашества в даосской школе Цюаньчжэнь в эпохи Цзинь и юань: Ч. 3: Ао-дунь Мяо-шань Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
722
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ДАОСИЗМ / ШКОЛА ЦЕЛОСТНОСТИ И СОВЕРШЕНСТВА / ДАОССКИЕ МОНАХИНИ / УЧЕНИЕ ЦЮАНЬЧЖЭНЬ / НЮЙ ГУАНЬ / АО-ДУНЬ МЯО-ШАНЬ / CHINA / DAOISM / COMPLETE PERFECTION SCHOOL / DAOIST NUNS / QUANZHENJIAO / Nü GUAN / AO-DUN MIAO-SHAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белая Ирина Витальевна

Статья посвящена изучению становления женской монашеской традиции в даосской школе Целостности и совершенства (Цюаньчжэнь) в эпохи Цзинь (1115-1234) и Юань (1271-1368). За основу исследования был взят текст стелы с эпитафией даосской монахине Ао-дунь Мяо-шань (1199-1275), которая внесла весомый вклад в развитие этого религиозного движения. На примере ее жизнеописания рассматриваются важные аспекты женского подвижничества, а также приводятся сведения об истории возникновения первых женских обителей даосской школы Цюаньчжэнь в Китае XII-XIII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the development of the female sisterhood at Daoist school Quanzhen during the Jin and Yuan dynasties: Part III. Ao-dun Miao-shan

This article studies the formation of female monastic tradition at the Daoist School of the Complete Perfection (Quanzhen) during the Jin (1115-1234) and Yuan (1271-1368) dynasties. The research is based on stele inscription with the epitaph to the Daoist nun, who made a powerful contribution to the development of this religious movement. Important aspects of the female self-sacrifice are discussed on material of hagiography of Ao-dun Miao-shan (1199-1275). They give information on the origin of first female convents of the Daoist School Quanzhen in China in the 12-13th centuries.

Текст научной работы на тему «О развитии женского монашества в даосской школе Цюаньчжэнь в эпохи Цзинь и юань: Ч. 3: Ао-дунь Мяо-шань»

Философия

И.В. Белая

О развитии женского монашества в даосской школе Цюаньчжэнь в эпохи Цзинь и Юань: Ч. 3: Ао-дунь Мяо-шань

Статья посвящена изучению становления женской монашеской традиции в даосской школе Целостности и совершенства (Цюаньчжэнь) в эпохи Цзинь (1115-1234) и Юань (1271-1368). За основу исследования был взят текст стелы с эпитафией даосской монахине Ао-дунь Мяо-шань (1199-1275), которая внесла весомый вклад в развитие этого религиозного движения. На примере ее жизнеописания рассматриваются важные аспекты женского подвижничества, а также приводятся сведения об истории возникновения первых женских обителей даосской школы Цюаньчжэнь в Китае Х11-Х111 вв.

Ключевые слова: Китай, даосизм, школа Целостности и совершенства, даосские монахини, учение Цюаньчжэнь, нюй гуань, Ао-дунь Мяо-шань.

Во второй половине XII в. на севере Китая возникает новое даосское учение - школа Целостности и совершенства (Цюаньчжэнь ^Ж). К первой половине XIII в. школа Цюаньчжэнь завоевала популярность как у простого народа, так и при императорском дворе, от которого получила квоты на постройку монастырей. С этого момента началось повсеместное возведение новых и реконструкция старых даосских храмов, в чем непосредственное участие принимали женщины. Существенный вклад в становление женской монастырской традиции этой школы внесла даоска чжурчжэньского происхождения Ао-дунь Мяо-шань (1199-1275)1.

Жизнеописание этой даосской монахини сохранилось на «Стеле о даосских деяниях владычицы Ао-дунь, наставницы во

© Белая И.В., 2017

внутренней алхимии» (Нюй лянь ши Ао-дунь цзюнь дао син бэй ^.ШШШШШЖ^Щ')2. Текст стелы сообщает, что Ао-дунь Мяо-шань была родом из Сушэня (пров. Ляонин). Впоследствии она сменила имя на Хун-дао ЗАЖ - «Расширяющая Дао-Путь». Ее дедушка был талантливым полководцем эпохи Цзинь, а затем был назначен правителем округа Мичжоу Щ'Щ. Отец, желая пойти по его стопам, дослужился до высоких чинов и отвечал за патрулирование окрестностей г. Нинхай. В 4-й год эры Тай-хэ (1204 г.) по настоянию семьи Ао-дунь стала даосской священнослужительницей. Ао-дунь была способной и умной от природы. Несмотря на то что девочке было всего 5 лет, сам Цю Чан-чунь с почтением относился к ней. За ее высокие моральные качества, твердость и решительность в поступках он изменил ее даосское имя на Си-дао что означало «Неотступно следующая Дао-Путем». Ван Юй-ян заметил ее незаурядные способности и дал ей прозвище «Наставница, раскрывшая совершенство» (Кай-чжэнь-цзы ШЖ^). Другой ученик Ван Чун-яна Хао Гуан-нин неоднократно давал ей изустные наставления (коу цзюэ Д^). С семилетнего возраста она прилежно соблюдала даосские заповеди-предписания, в течение всей жизни не употребляла мясную пищу и вино3 и изо всех сил стремилась постичь учение небожителей-сяней. Детство Ао-дунь провела со своей матерью Хэ Шоу-и М^Ш, носившей почетное прозвище «Совершенная, [постигшая] спокойствие и просветление, [преисполненная] необъятным величием, [познавшая] сокровенность пустоты» (Гуан-ли сюй-мяо цзи-чжао чжэнь-жэнь ^МЖ^ЙШЖА), в Даду (совр. Пекин) в монастыре Чистого совершенства (Цин-чжэньгуань ШЖМ). Там она попросилась в обучение к Цю Чан-чуню, который передал ей «тайные наставления о том, как взращивать совершенство и очищать внутреннюю природу» (сю чжэнь лянь син чжи цзюэ ШШМИ^вк) [см. ДЦЦШЛ, с. 686].

После получения наставлений Ао-дунь вернулась в округ Мичжоу, где приступила к освоению методов, полученных от Цю Чан-чуня. В уезде Хуансянь ЦЩ она соорудила хижину, в которой прожила в затворничестве (хуань ду ЩЩ) более 10 лет, взращивая Совершенство и накапливая заслуги [см. ДЦЦШЛ, с. 686]. Сам термин хуань ду ЩЩ или хуань цян Щ® (досл. «комната, окруженная стенами» - хуань ду чжи ши ЩЩ^Ш) изначально обозначал квадратную комнату или небольшую хижину с маленькой дверью и выходящим на юг окном, с размером стен в 1 ду Щ, равному в эпохи Сун и Цзинь 3 м, т. е. площадью 9 кв. м, в которой даосы уединялись для самоочищения и выполнения сложных созерцательных методов4. Обычно в такой хижине была

простая обстановка - лежанка для сна, стол и принадлежности для письма5. Уединенная отшельническая жизнь считалась одним из начальных этапов самосовершенствования в школе Цюаньчжэнь. В «Пятнадцати суждениях Чун-яна об установлении учения» Ван Чун-ян советует своим последователям: «Все те, кто оставил семьи (чу цзя ЖШ), прежде всего должны поселиться в хижине. Хижина станет вашим домом, вашим убежищем. Когда у человека есть убежище, сердце постепенно обретет покой, а дыхание-ци и дух-шэнь гармонию и согласие, тогда вы вступите на истинный Дао-Путь»6. Известно, что Ван Чун-ян практиковал 1000-дневное и 100-дневное затворничество, которое затем стало частью монашеского уклада школы Цюаньчжэнь7. Часто вокруг обителей Цюаньчжэнь располагались небольшие хижины для монахов, которые практиковали этот метод в течение 3-5 лет.

В жизнеописании сказано, что перед тем как покинуть хижину, Ао-дунь отрезала волосы и изуродовала свою внешность8, чтобы до конца порвать с мирской жизнью. Круглый год она носила лишь нищенскую рясу и питалась одними ягодами и плодами. Она только и делала, что «опустошала сердце, наполняла живот»9 (сюй синь ши фу Ж'ЙШ) и в итоге «восстановила сердечную природу» (фу синь син [см. ДЦЦШЛ, с. 686]. В школе Цюаньчжэнь

нищенский образ жизни считался непреложным условием для самосовершенствования и постижения методов «внутренней алхимии». Известно, что первые наставники проповедовали ученикам идеал «чистой бедности» (цин пинь ШШ). Так, второй патриарх этой школы Ма Дань-ян говорил: «Даос не должен испытывать отвращение к бедности. Бедность это основа пестования жизни (ян шэн Если голодны, тогда съешьте одну пиалу жидкой

каши. Если ложитесь спать - постелите одну вязанку соломы. В заштопанной одежде проводите день изо дня. Это правильный образ жизни даоса. Поэтому вы должны понять, что единственная практика чистоты и покоя не может быть приобретена богачом»10.

Строгая аскетичная жизнь, которую вела Ао-дунь Мяо-шань, полагалась одним из важнейших методов самосовершенствования в раннем учении Цюаньчжэнь11. В поэме из «Собрания поэтических произведений [основателя учения] Целостности и совершенства [Ван] Чун-яна» (Чун-ян цюаньчжэнь цзи Ван Чун-ян

призывал своих учеников «в страдании находить покой» (ку чжун сюнь сянь ^Ф#й)12. Жизнеописания первых наставников этой школы также содержат множество примеров аскетического подвижничества. В «Записях бесед Совершенного Дань-яна» (Дань-ян чжэнь-жэнь юйлу говорится, что Ма Дань-ян жил

подаяниями, носил одну и ту же одежду и ходил босиком круглый год. Даже в самые холодные зимы он не разжигал в хижине огонь, чтобы согреться, поклявшись жить таким образом 10 лет13. Лю Чан-шэн «очищал внутреннюю природу, смешавшись с пылью суетного мира», ведя жизнь нищего на улицах г. Лоцзина (совр. Лоян). Когда люди давали подношения - ел, не давали - не роптал. Если спрашивали его о чем-то, отвечал жестами, не спрашивали -целыми днями молчал14. Цю Чан-чунь в Паньси 6 лет воздерживался от сна, а затем продолжил аскетическую практику (ку син в Лунчжоу, в горах Лунмэньшань. Раз в день он ходил просить на пропитание в соломенной накидке, за что его прозвали «Учитель в соломенном плаще» (Со-и сянь-шэн Хао

Гуан-нин неподвижно сидел в нищенской рясе на мосту в Вочжоу ^НН (пров. Хэбэй) в течение 3 лет, не прося ни еды, ни воды. Когда люди оскорбляли его, он не испытывал злости и смиренно сносил насмешки, не промолвив ни слова, поэтому его называли «Немой учитель» (Бу-юй сянь-шэн Ван Юй-ян вел отшель-

ническую жизнь в уезде Вэньдэн ^^ на горе Течашань Щ^Ш в пещере Юньгуандун Ц^й («Пещера облаков и сияния»). Девять лет он стоял под палящим солнцем летом и три года спал в снегу зимой. Каждую ночь, чтобы не заснуть, Ван Юй-ян стоял на утесе перед бушующим морем на одной ноге в течение девяти лет, за что получил прозвище «Учитель Железноногий» (Те-цзяо сянь-шэн ЩйР^^)17. Тань Чан-чжэнь просил милостыню на улицах г. Эрцзу (окр. Цичжоу, пров. Хэнань). Однажды пьяница ударом кулака выбил ему зубы, но наставник, улыбаясь, выплюнул ему их в пригоршню и ушел, напевая и танцуя18. Сунь Бу-эр несколько месяцев спала, лежа на морозе в снегу, когда направлялась к могиле Ван Чун-яна. Обморожение обезобразило ее внешность, но она не придавала этому значения19. Как мы можем судить по жизнеописанию Ао-дунь, ученики и ученицы школы Целостности и совершенства продолжали следовать строгому образу жизни первых патриархов. Стоит отметить, что «Записи об истинной линии преемствования [школы] Золотого лотоса»20, в которых описаны аскетические подвиги первых учеников Ван Чун-яна, были составлены в 1241 г. - приблизительно в то же время, на которое пришлась и деятельность Ао-дунь Мяо-шань. Конечно, можно высказать сомнение в достоверности или заподозрить в преувеличении изложенных в них историй, однако они свидетельствуют о том, что в XIII в. метод аскетического подвижничества был распространен среди последователей школы Цюаньчжэнь.

Отец, услышав, что его дочь изнуряет себя аскезой21, попросил Ао-дунь возвратиться в обитель Чистого совершенства. При-

дя в монастырь, даоска приняла участие в строительстве палаты Сокровенного и Изначального предтечи совершенномудрых (Сю-ань-юань шэн-цзу дянь ^.^ШШШ)22. Следующие годы жизни Ао-дунь посвятила восстановлению даосских монастырей. После того как в 1244 г. она нанесла визит в родовую обитель школы Цюаньчжэнь, называемую Дворцом Чун-яна (Чунъянгун ШШШ), где почтительно поклонилась и зажгла благовония в честь основателя учения, она направилась в Аньси в даосский храм Празднования совершенства (Цинчжэньгун ШЖЙ) и со временем привела в порядок и обновила этот монастырь. Там она работала над улучшением своей кармы23 и отдавала все силы ремонту монастыря - «то, что разрушилось, восстанавливала, то, что сломалось, подправляла». Через много лет она собрала достаточное количество заслуг и вернулась в монастырь Чистого совершенства, где в женской половине монастыря установила статуи даосским божествам и Совершенным женщинам - Сунь Сянь-гу Щ.ЩМ -наставнице школы Цюаньчжэнь Сунь Бу-эр и Хэ Сянь-гу ^НШМ24. Затем Ао-дунь отправилась в паломничество, посещая различные даосские обители. Сначала она направилась в уезд Дамин (пров. Хэбэй), где остановилась в монастыре Таинственного совершенства (Мяочжэньгуань ^ЖШ). Через некоторое время она достигла Бяньляна ^^ (совр. Кайфэн). Наставница поселилась в монастыре Прибежище совершенных (Цичжэньгуань ШЖШ), где установила много даосских статуй. Там у нее появились собственные ученики и последователи [см. ДЦЦШЛ, с. 686]. Согласно заветам, прописанным в «Пятнадцати суждениях Чун-яна об установлении учения», даосам школы Цюаньчжэнь полагалось странствовать по различным уголкам Китая, посещая даосские обители и учителей для получения наставлений. Такой вид паломничества назывался «облачные странствия» (юнь ю Ц®)25. Впоследствии, как указывает китайский историк Цин Си-тай, «облачные странствия» из метода индивидуального совершенствования превратились в миссионерскую деятельность по распространению учения Цюаньчжэнь26, в которой, как следует из жизнеописания Ао-дунь, активное участие принимали и женщины-даоски.

В третий год эры Бао-ю (1255 г.) Ао-дунь Мяо-шань вместе с монахинями Сюэ Шоу-юань ^^^ и Цзян Шоу-чун пришла в округ Бочжоу (пров. Хэнань). В уезде Луи по высочайшему повелению императора Сянь-цзуна (хан Мункэ, правл. 1251-1259) под ее руководством начались работы по восстановлению разрушенного после пожара храма Дунсяогун У^М^. В центре храмового комплекса был возведен большой павильон

(дянь Ж) шириной в шесть межколонных пролетов27, предназначенный для жертвоприношений Совершенномудрой матушке (Шэн му М^)28. Позади него располагался средний павильон шириной в четыре межколонных пролета, посвященный родоначальникам школы Цюаньчжэнь (Цюаньчжэнь цзуши В залах были установлены сорок статуй, изображающих даосских божеств и наставников школы Целостности и совершенства. За ними один за другим шли кухня, кельи для монахов-отшельников, скотница, конюшня, колодец и баня. Всего на территории монастырского комплекса располагалось построек общей площадью около двухсот межколонных пролетов. В конце двора был разбит сад и огород, которые обеспечивали все потребности монастыря [см. ДЦЦШЛ, с. 686].

Всю свою жизнь Ао-дунь посвятила возведению и восстановлению даосских храмов и монастырей, за что была удостоена различными почестями. Так, например, в 1267 г. и в 1270 г. по высочайшему повелению императрицы ей были пожалованы желтая шапка Совершенномудрой матушки (шэн му цзинь гуань М^^®), расшитое узором в виде облаков уставное платье (юнь ло фа фу ЛШйЖ)29, благовония и другие вещи, необходимые для проведения ритуалов. В 1271 г. высочайшим указом было велено оказывать ей всевозможную помощь и покровительство в делах монастыря. При дворе высоко ценили ее добродетели, за что она получила позволение присутствовать на церемониях в Запретном императорском городе. Там у нее появилось много последовательниц из числа аристократок, приближенных к императрице, которые вносили щедрые пожертвования золотом и шелками. Все полученные средства она вкладывала в развитие монастыря Дунсяогун. На протяжении многих лет, которые Ао-дунь прожила в этом монастыре, она помогала всем, кто обращался за помощью, будь то даосы или миряне, творила добро, приумножала добродетели, и ее авторитет возрастал с каждым днем. «Повсюду сооружала и восстанавливала даосские обители, восстановив, уходила, чтобы последующие поколения [даосов] проживали там». Ао-дунь Мяо-шань скончалась, ничем не болея, в 1 день 11 лунного месяца 12 года эры Чжи-юань (1275 г.). Ученики облачили ее в саван и поместили в саркофаг, который временно захоронили на западной стороне храмового комплекса. Впоследствии в честь Ао-дунь была возведена кумирня, где было перезахоронено ее тело и установлена статуя [см. ДЦЦШЛ, с. 686]. Во 2 г. эры Да-дэ (1297-1307) под циклическими знаками у-сюй (1298 г.) настоятельница храма Дунсяогун Жэнь Хуэй-дэ по

прозвищу «Великая наставница Сокровенной ясности» (Сюань-

мин да-ши монахини Су Мяо-юн Дин Шоу-чан

Т^^ и другие даоски этой обители поставили памятную стелу, описывающую деяния и жизненный путь Ао-дунь Мяо-шань [см. ДЦЦШЛ, с. 687].

Все это свидетельствует о том, что женщины играли важную роль в распространении учения Цюаньчжэнь. Даосские монахини вели строгий, добродетельный образ жизни, занимаясь самосовершенствованием, накапливали заслуги, помогая мирянам. Они проповедовали учение Цюаньчжэнь в различных областях Китая, исполняли даосские обряды и ритуалы, участвовали в строительстве новых и восстановлении разрушенных войной даосских обителей. Самые выдающиеся из них приглашались руководить даосскими монастырями. Таким образом, монастыри школы Целостности и совершенства в эпохи Цзинь и Юань становились не только прибежищем во время военных действий, но и местом, где женщины могли достичь духовной самореализации, свободы и быть равноправными членами этой школы наравне с мужчинами.

Примечания

Краткие сведения о Ао-дунь Мяо-шань приводят исследовательницы Ду Мэй-чжу (Du Mei-zhu. Extraordinary women daoists in China: past and present. Master of Arts, University of Georgia, Athens, Georgia, 2006. P. 39-43 (chif: Carolyn Jones Medine)) и Чао Шинь-и (Chao Shin-yi. Good Career Moves: Life Stories of Daoist Nuns of the Twelfth and Thirteenth Centuries. Daoist Abbesses in North China during the Jin and Yuan Dynasties (1115-1341) // Nan Nu: Men, Women and Gender in China. 2008. Vol. 10. P. 121-151; Chao Shin-yi. Forming Women's Genealogy: Daoist Monastic Women in Mongolian China // Journal of Chinese Ritual, Theatre and Folklore (Min-su chu-i). 2010. Vol. 168. P. 157-190). Жэнь Чжи-жунь fiSftf. «Стела о даосских деяниях владычицы Ао-дунь, наставницы во внутренней алхимии» (Нюй лянь ши Ао-дунь цзюнь дао син бэй ^'ШШЩ.ШШШ^Щ) (1298 г.) // Даосские надписи на бронзовых сосудах и каменных стелах (Дао цзя цзинь ши люэ (далее - ДЦЦШЛ)) / Сост. Чэнь Юань 1ЖЯ, Чэнь Чжи-чао Цзэн Цин-ин^Ж^. Вэньу чубаньшэ 1988. С. 686-687.

В школе Цюаньчжэнь употребление алкоголя считалось одной из четырех помех (сы хай НШ), которые препятствуют самосовершенствованию человека. Согласно Ван Чун-яну, вино (цзю Щ) затуманивает внутреннюю природу (син tt), мешает развиваться духу (шэнь #), наносит вред совершенному началу (чжэнь юань и сокращает продолжительность жизни, см.: («Собрание поэтических произведений [основателя учения] Целостности и совершенства [Ван]

2

3

Чун-яна» (Чун-ян цюаньчжэнь цзи ШШ^ЖШ) // Китайский Даосский канон (Чжун хуа Дао цзан (далее - ЧХДЦ): В 48 т. Пекин: Хуася чубань-

шэ ^ЖB^tti, 2004. Т. 26. С. 280. Запрет на употребление вина впоследствии был прописан в нормативных правилах и монастырском уставе школы Цюаньчжэнь. Даосам этой школы также запрещалось употреблять в пищу мясо и некоторые острые приправы, см.: (Белая И.В. Нормативные правила даосской школы Совершенной истины XII-XIV вв. // В поисках китайского чуда: Сб. статей, посвященный 80-летию Ю.В. Чудодеева / Сост. и отв. ред. А.И. Кобзев. М.: ИВ РАН, 2011. С. 344, 348) (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 5).

4 См.: (Komjathy L. Cultivating Perfection: Mysticism and Self-transformation in Early Quanzhen Daoism. Leiden; Boston: Brill, 2007. P. 161, n. 18).

5 См.: «Записи бесед Совершенного Дань-яна» (Дань-ян чжэнь-жэнь юйлу

// ЧХДЦ. Т. 26. С. 404.

6 «Пятнадцать суждений Чун-яна об установлении учения» (Чун-ян ли цзяо ши у лунь ШШ^Й+ЕЙ) // ЧХДЦ. Т. 26. С. 271.

7 См.: (Komjiathy L. Op. cit. P. 162); Более подробно о жизни первых наставников школы Цюаньчжэнь в хуань ду см.: (Goossaert V. La creation du tao'isme moderne: Lorde Quanzhen. Ph.D diss., Ecole Pratique des Hautes Etudes, Section des Sciences Religieuses, 1997. P. 171-219; Goossaert V. The Invention of an Order: Collective Identity in Thirteenth-Century Quanzhen Taoism // Journal of Chinese Religions. 2001. Vol. 29. P. 126-129; Eskildsen S. The Teachings and Practices of the Early Quanzhen Taoist Masters. Albany: SUNY press, 2004. P. 41-42; Komjathy L. Op. cit. P. 157-166).

8 Кроме жизнеописаний Пу-ча Дао-юань и Ао-дунь Мяо-шань, когда девушки из знатных семей подобным образом хотели избежать замужества или обезопасить себя во время паломничества к даосским обителям, нам встретился только один подобный пример. В «Собрании поэтических произведений из [скита] Облаков и сияния» (Юнь гуан цзи [ЧХДЦ. Т. 26. С. 645-686] наставника школы Цюаньчжэнь Ван Юй-яна содержится стихотворение о девушке, которая отрезала себе нос, чтобы порвать со светской жизнью и стать даосской монахиней, см.: «Посвящается юной сестрице Гун из Сюйфудяня, которая изуродовала свое лицо, отрезав нос, чтобы утвердиться в стремлении посвятить себя даосизму» (Сюйфудянь сяо Гун-гу хуэй жун цзе би цянь чжи му дао цзэн

// ЧХДЦ. Т. 26. С. 652; Пер. см.: (Liu Yang. Imagery of Female Daoists in Tang and Song Poetry. PhD. Diss. The University of British Columbia, Vancouver, 2011. P. 275-276). Несмотря на эти примеры, нанесение себе увечий было скорее крайней мерой, чем нормой.

9 «Опустошать сердце, наполнять живот» (сюй синь ши фу Ж'Й®) - цитата из «Записей бесед Совершенного Дань-яна» (Дань-ян чжэнь-жэнь юйлу ^ШЖА

где он восхваляет образ жизни аскета Лю Бянь-гуна (Лю Гао-шан

ИУЙЙ, 1075—1142): «Учитель [Ма Дань-ян] сказал: Лю Гао-шан жил в хуань ду сорок лет, не занимаясь больше ничем. Он только опустошал свое сердце и

наполнял свой живот, убирал свой блеск, забывал свое имя, очищал свой дух-шэнь, делал цельным свое дыхание-ци, киноварь сама завязалась, [Путь] небо-жителей-сяней сам завершился». ВЩВ

(Дань-ян чжэнь-жэнь

юйлу) // ЧХДЦ. Т. 26. С. 405.

(Дань-ян чжэнь-жэнь юйлу) // ЧХДЦ. Т. 26. С. 406; ср.: Eskildsen S. Op. cit. P. 40-41, Komjathy L. Op. cit. P. 170).

11 Некоторые аспекты аскетического подвижничества первых наставников этой школы затрагиваются в работах Л. Комяты (Komjathy L. Op. cit. P. 167-173) и П. Марсона (Marsone P. Op. cit. P. 1138).

12 Чун-ян цюаньчжэнь цзи // ЧХДЦ. Т. 26. С. 327.

13 См.: Дань-ян чжэнь-жэнь юйлу // ЧХДЦ. Т. 26. С. 405.

14 См.: «Записи об истинной линии преемствования [школы] Золотого лотоса» (Цзинь лянь чжэнь цзун цзи ^ЙШжШ) // ЧХДЦ. Т. 47. С. 45.

15 См.: «Жизнеописания небожителей-сяней истинной линии преемствования [школы] Золотого лотоса с иллюстрациями» (Цзинь лянь чжэн цзун сянь юань сян чжуань // ЧХДЦ. Т. 47. С. 65.

16 См.: Цзинь лянь чжэнь цзун цзи // ЧХДЦ. Т. 47. С. 51.

17 Там же. С. 50.

18 См.: Цзинь лянь чжэн цзун сянь юань сян чжуань // ЧХДЦ. Т. 47. С. 63.

19 См.: Цзинь лянь чжэнь цзун цзи // ЧХДЦ. Т. 47. С. 52.

20 Школа Золотого лотоса - альтернативное наименование школы Цюаньчжэнь. Восходит к основанному в 1169 г. залу Золотого лотоса (Цзинь лянь тан ^ЖЙ) и одноименному сообществу (Цзинь лянь хуэй ), которое Ван Чун-ян организовал для своих последователей в г. Нинхай (совр. Мупин, пров. Шаньдун).

21 Досл. ку шэнь сю лянь «совершенствует и очищает себя умерщвлением плоти».

22 В тексте стелы записан сокращенный вариант титула Лао-цзы ^^ - Сокровенный и Изначальный предтеча совершенномудрых (Сюань-юань шэн-цзу

от Сокровенного и Изначального августейшего владыки, предтечи величайших совершенномудрых, достопочтенного великого Дао (Тай-шэн цзу гао-шан да-дао сюань-юаньхуан-ди ЖМШй^АЖ^^М^).

23 Досл. «восстанавливала и собирала силу, содействующую следствию» (кит. юань ли санскр. Pratyaya bala).

24 Скорее всего, при переписывании текста стелы допущена опечатка - вместо иероглифа хэ fn должен стоять иероглиф хэ М. Хэ Сянь-гу "ЖШМ (Бессмертная дева Хэ) - единственная женщина среди «Восьми бессмертных» (ба сянь А#). Согласно одной из легенд, в 14 лет ей явился во сне небожитель, который дал ей рецепт снадобья из слюдяной муки, принимая которое Хэ средь бела дня вознеслась на небо. Впоследствии ее стали почитать как божественную деву, которая подметает цветы персикового дерева у Небесных ворот, тем самым расчищая

проход на Небеса. Часто ее изображают с цветком лотоса в руке, символом чистоты. О Хэ Сянь-гу см. энциклопедическую справку (Рифтин Б.Л. Хэ Сянь-гу // Духовная культура Китая: Энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Л. Титаренко. М.: Вост. лит., 2007. Т. 2. С. 675).

25 См.: Чун-ян ли цзяо ши у лунь // ЧХДЦ. Т. 26. С. 271.

26 См.: Цюаньчжэнь дао // Даосизм в Китае (Чжунго дао цзяо ФНЖЙ) / Гл. ред. Цин Си-тай Т. 1. Раздел II «Происхождение и развитие религиозных школ» (Цзун пай юань лю ж^Ш®). Изд-во Е-шу шикун E^^S, [б.г.], 1 CD-ROM. URL: http://www.eshunet.com/).

27 Китайский традиционный способ указывать размер зала в монастырском комплексе. Исчислялся количеством колонн, расстояние между которыми было определено строительными стандартами.

28 Совершенномудрая матушка (Шэн му - мать Лао-цзы, почитаемая в даосизме как Совершенномудрая матушка, великая императрица Прежних небес (Шэн-му сянь-тянь тай-хоу (титул, присвоенный матери Лао-цзы танским Гао-цзуном (правл. 650-683) в 666 г. - И. Б.).

29 Вышитое узорами в виде облаков парадное платье, которое одевалось для исполнения ритуальных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.