Научная статья на тему '«Десять увещеваний» Ма Дань-яна как источник по истории даосской школы Цюаньчжэнь'

«Десять увещеваний» Ма Дань-яна как источник по истории даосской школы Цюаньчжэнь Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
376
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ДАОСИЗМ / TAOISM / УЧЕНИЕ ЦЮАНЬЧЖЭНЬ / МА ДАНЬ-ЯН / MA DAN-YANG / "ДЕСЯТЬ УВЕЩЕВАНИЙ" / "TEN ADMONITIONS" / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРИНЦИПЫ / RELIGIOUS PRINCIPLES / QUANZHEN''S DOCTRINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белая Ирина Витальевна

Исследование направлено на реконструкцию и анализ истории даосского учения Совершенной истины (Цюаньчжэнь) формативного периода (XII—XIII вв.). Одним из источников изучения воззрений, деятельности, развития этой религиозной организации и ее роли в истории Китая являются заповеди-предписания для членов данного религиозного сообщества. В качестве основного источника выбраны «Десять увещеваний» (ши цюанъ) Ма Дань-яна второго патриарха школы Цюаньчжэнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Ten admonitions" of Ma Dan-yang as the sourse of the Taoist history of the Quanzhen school

The research is directed on the reconstruction and analysis of the history of the Taoist doctrine of Perfect Truth (Quanzhen) of the size period (XII-XIII centuries). One of the sources of studying of the principles, activity, development and the role of this religious organisation in the history of China are precepts for members of the given religious community. «Ten admonitions» (shi quan) of Ma Dan-yang — the second patriarch of the school of Quanzhen are chosen as the basic source.

Текст научной работы на тему ««Десять увещеваний» Ма Дань-яна как источник по истории даосской школы Цюаньчжэнь»

«ДЕСЯТЬ УВЕЩЕВАНИЙ» МА ДАНЬ-ЯНА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ДАОССКОЙ ШКОЛЫ ЦЮАНЬЧЖЭНЬ

Исследование направлено на реконструкцию и анализ истории даосского учения Совершенной истины (Цюаньчжэнь) формативного периода (ХП-ХШ вв.). Одним из источников изучения воззрений, деятельности, развития этой религиозной организации и ее роли в истории Китая являются заповеди-предписания для членов данного религиозного сообщества. В качестве основного источника выбраны «Десять увещеваний» (ши цюань Ма Дань-яна - второго патриарха школы Цюаньчжэнь.

Ключевые слова: Китай, религия, даосизм, учение Цюаньчжэнь, Ма Дань-ян, «Десять увещеваний», религиозные принципы.

Даосизмом мы называем даосскую религиозную традицию, появление которой относится ко II в. н. э., а институциональное оформление приходится на Ш-У1 вв. . С VII в. начинается эволюционный период в истории даосизма, связанный с систематизацией и развитием ранее сформированных религиозных институтов. На рубеже XII и XIII вв. даосизм входит в новую фазу своего развития, которую с определенной долей условности можно назвать периодом оформления, распространения и доминирования на институциональном уровне учения Цюаньчжэнь Этот период продолжается и по сей день. Новые даосские школы, появление которых знаменовало начало данного периода («Тай-и цзяо» - учение Великого Одного, «Чжэньдадао цзяо» - учение Истинного великого Дао и «Цюаньчжэнь цзяо» - учение Совершенной истины), создаются на севере страны во время вторжения и господства в Китае чжурчжэньской династии Цзинь (1115-1234 гг.). Все новые движения ориентировались не только на замкнутую религиозную общину, но и на широкие круги верующих, предлагая помощь всем без исключения, что свидетельствуют,

© Белая И.В., 2012

249

как отмечает Е.А. Торчинов, «о радикальном сдвиге в даосской системе ценностей, ибо уже не магия, алхимия или символизм литургии

3

оказываются в центре внимания, а определенные этические нормы» . Однако только школе Цюаньчжэнь удалось создать прочную религиозную систему, санкционировав институт монашества, и «предложить доктрину универсального спасения и, следовательно, сотериологию более разработанную, чем в старых даосских школах» . Через несколько столетий из трех новых течений остается жизнеспособным только учение Совершенной истины, являясь и по сей день одной из ведущих даосских школ, как в Китае, так и за его пределами . Одним из источников для изучения воззрений, деятельности, развития этой религиозной организации и ее роли в истории Китая являются заповеди-предписания для членов данного религиозного сообщества. В книжном корпусе Цюаньчжэнь они присутствуют как в виде отдельных произведений, так и в составе некоторых памятников. В ранних сочинениях они излагаются в виде списка статей (ди лунь) и увещеваний (® цюань). С течением времени - в ходе институционального оформления учения Цюаньчжэнь - они приобретают структуру правил монашеской жизни (Ш гуй). Как указывает Чжан Гуан-бао, первоначально списки заповедей учения Цюаньчжэнь были очень разными . Самые первые принципы учения в системном виде были изложены в сочинении «Чун-ян ли цзяо ши у лунь» («Пятнадцать статей, устанавливающих учение Чун-яна») . Также они присутствуют фрагментарно в других сочинениях, приписываемых основателю Цюаньчжэнь, например в «Чун-ян чжэнь-жэнь цзинь гуань юй со цзюэ» . В дальнейшем эти принципы активно развивались последующими патриархами учения, прежде всего Лю Чан-шэном ШШ^ в «Сянь юэ цзи»9 и Ма Дань-яном МЯШ в «Чжэнь сянь чжи чжи юй лу» , увещевания которого и станут предметом исследования в нашей статье.

О Ма Дань-яне известно, что он родился при цзиньском императоре Тай-цзуне (1123-1185 гг.) в первый год эры Тянь-хуэй, под циклическим знаком гуй-мао, в двадцатый день пятой луны и был шестым ребенком в семье. Фамилия его была Ма М, имя Юй Й, второе имя Сюань-ши ЖЖ, даосское прозвище Дань-ян-цзы ЯШ^, первоначальное имя (чу мин) Цун-и ШШ, второе имя И-фу ^Ш. Семья его была настолько богатой, что его прозвали «Ма - половина округа» (М^НН Ма Бань-чжоу). Он взял в жены дочь Сунь Чжун-сяня (Сунь Бу-эр - Б.И.), от которой у него родилось три сына11. Еще до

250

встречи с Ван Чун-яном Ма интересовался даосским учением и был щедрым патроном даосской религии. Он мечтал о встрече с Совершенными и однажды ночью ему приснился сон, как два журавля приземляются у него в огороде, что, согласно поверьям, сулило долгожданную встречу. Это подвигло его выделить средства на строительство даосской обители (ЖШ дао гуань), и пригласить некоего даоса по имени Лу Лу дао-ши) ей управлять. Осенью, в год дин-хай,

на приеме у местного магната Фань Мин-шу ШВД^ он познакомился с другим даосом, которым оказался Ван Чун-ян12.

Ван Чун-ян был приглашен Ма в его владения, где соорудил себе жилище, которое назвал «хижина совершенной истины» - цюань-чжэнь-ань . Он принялся убеждать Ма Дань-яна оставить се-

мью и пойти к нему в ученики для достижения духовного бессмертия. В итоге Ма стал последователем Ван Чун-яна и отправился с ним в горы Куньюйшань ЖЖШ. Постепенно вокруг Вана собрались семь учеников, впоследствии известных в даосской традиции как «семь Совершенных людей» - ци чжэнь жэнь Это были Ма Юй (Ма

Дань-ян, 1123-1183), Тань Чу-дуань (Тань Чан-чжэнь, 1123-1185), Лю Чу-сюань (Лю Чан-шэн, 1147-1203), Цю Чу-цзи (Цю Чан-чунь, 11481227), Ван Чу-и (Ван Юй-ян, 1142-1217), Хао Да-тун (Хао Гуан-нин, 1140-1212), и Сунь Бу-эр (Сунь Цин-цзин 1119-1182). С 1168 по 1169 гг. Ван Чун-ян путешествует с учениками по Шаньдуну и проповедует свое учение. В течение этого времени он создает в пяти округах даосские общества (хуэй среди членов которых распространяет учение Цюаньчжэнь: в Вэньдэн «Общество Семи драгоценностей» (Ци бао хуэй ^Ж^), в Нинхай «Общество Золотого лотоса» (Цзинь лянь хуэй в Фучуань «Общество Трех сияний» (Сань гуан

хуэй в Дэнчжоу «Общество Нефритового цветка» (Юй хуа

хуэй ^т^), и «Общество Равенства» (Пин-дэн хуэй в Лай-

чжоу14. Назначив Ма Дань-яна своим преемником, Ван Чун-ян скончался 22 января 1170 г.

После трехлетнего траура у его могилы ученики разошлись по разным областям Китая для подвижничества и проповедничества. Ма Дань-ян проповедовал учение Цюаньчжэнь в провинции Шэньси. В «Юй-лу о том, как Совершенный Цин-хэ путешествовал на север» (Цин-хэ чжэнь-жэнь бэй ю юй-лу) (1237 г.), Инь Чжи-пин сообщает, что в период руководства Цюаньчжэнь Ма Дань-яном соблюдался принцип «управления учением посредством недеяния» . Китайский

251

историк даосизма Цин Си-тай поясняет - то, что называлось недеянием, значило, что хотя каждый из семи учеников Ван Чун-яна совершенствовался в «истинных заслугах» и прилагал для этого огромные усилия, он при этом не изнурял свои силы для распространения учения и постройки монастырей. В этот период последователи школы Цюаньчжэнь занимались очень суровым подвижничеством, вели скитальческую жизнь и собирали подаяния на пропитание. Однако вокруг них постепенно собирался круг их собственных учеников, и они так же приобретали покровителей среди среднего и низшего чиновниче-

17

ства, которые их почитали и споспешествовали им .

В четвертом месяце двадцать второго года эры Да-дин (1182 г.) Ма Дань-ян, проповедовавший даосское учение и практиковавший аскетизм в Гуаньчжуне, по приказу цзиньского правительства вернулся на родину в Нинхай. Вернувшись в горы Куньюйшань, которые он покинул десять лет назад, Ма Дань-ян снова начал странствовать в местах своего прежнего проживания. У горы Цзыцзиньшань он воздвиг скит Восточного Цветка (Дун-хуа-ань ЖтШ) и возродил учение Цюаньчжэнь в районе гор Куньюйшань18. В это же время, кроме окрестностей Куньюйшань, он проповедовал в округах Нинхай, Вэньдэн и Лайян вплоть до ухода из земной жизни в двадцать третий год эры Да-дин (1183 г.), двенадцатого месяца, двадцать второго дня. Ма был похоронен в монастыре Юсяньгуань ЙШШЩ, что в окрестностях уезда Лайян. Его погребением руководили двое Совершенных -Лю Чан-шэн и Ван Юй-ян, а поминальные службы на могиле длились

19

семь дней .

Юаньский император Ши-цзу (1271-1294 гг.) посмертно даровал ему прозвище «Совершенный Дань-ян, объявший Единое и осуществляющий недеяние» (Дань-ян бао и у вэй чжэнь-жэнь ЯШШ—М-^ЖА), а император У-цзун (1308-1311 гг.) удостоил его титула «Праведный владыка» и прибавил к нему эпитет «всеобщих превращений», оказав тем самым высочайшее почтение второму патриарху Цюаньчжэнь20.

Свои наставления ученикам Ма Дань-ян оставил в десяти увещеваниях (ши цюань которые дошли до нас в сочинении «Дань-ян Ма чжэнь-жэнь юй-лу». Это произведение содержится в антологии бесед первых наставников Цюаньчжэнь -«Чжэнь сянь чжи чжи юй лу» собранной около 1300 г. даосом Сюань-цюань-цзы Инь Чжи-пин также упоминает «Десять увещеваний» настав-

252

ника Ма Дань-яна в «Юй-лу о том, как Совершенный Цин-хэ путешествовал на север», датированные 1237 г., и там же цитирует фрагмент девятого увещевания21. Все это подтверждает аутентичность данного источника и позволяет говорить о более ранней дате его составления.

«Десять увещеваний»

Во-первых, не нарушай государственных законов.

Во-вторых, когда ты видишь последователей [даосского] учения, первым совершай надлежащий ритуал приветствия, и ко всем мужчинам и женщинам [относись] точно так же, как к своей матери и отцу, потому что все проходят через колесо перерождений по Шести путям, а потому являются тебе отцами и матерями.

В-третьих, прекрати пить вино, предаваться плотским утехам, питать пристрастие к богатству, выходить из себя, проводить различие между правильным и неправильным, между собой и другими.

В-четвертых, искореняй печаль и грустные мысли, перестань цепляться за воспоминания и привязанности. Даже от одного воспоминания возникнут путы. Следует поспешно устранить его! В течение всего дня постоянно обдумывай свои ошибки, и даже если почувствуешь, что совершил самое незначительное отступление от норм, тот час же исправляй его.

В-пятых, встречая [людскую] признательность, опасайся ее! Нельзя обманывать добрых людей и принимать от людей подношения!

В-шестых, остерегайся гнева, как огня кармы. Постоянно терпи поношения, чтобы на них отвечать добром. К тьме вещей не питай привязанности.

В-седьмых, будь осмотрителен в речах, воздержан в пище, умерен во вкусах, откажись от роскоши, отбрось страсти.

В-восьмых, не занимайся чудотворством и колдовством - веди обычную жизнь. Зарабатывай лишь столько, сколько надо потратить на еду, без малейшего мирского пристрастия.

В-девятых, проживай в хижине, не имеющей более трех комнат, с не более чем тремя товарищами в Дао-Пути - если случится болезнь, вы сможете поддержать друг друга: «Если один из товарищей умрет, тогда я его похороню, а если я умру, то он меня похоронит». Или если

253

кто-то из вас собьется с пути, то вы можете наставлять друг друга. Между вами не должно быть двуличия и предательства.

В-десятых, не давай чувствам владеть тобой, стремись принести пользу другим, а не себе самому. Даже если они бедняки и живут в сырой лачуге, относись к ним как к совершенномудрым и добродетельным [мужам], будь учтив и мягок с людьми. Живи, следуя велению судьбы, не проявляя алчности и гнева. Проводи свои дни в беззаботных странствиях, а волю свою обрати к совершенствованию на истинных путях [учения]. Смотри, не ленись с начала и до конца [пути] ! Чистота сердца и недеяние - это и есть совершенство ! Чистота помыслов и отсутствие злобы - это и есть добро! Взращивай ци и делай цельным дух-шэнь, постоянно проявляй милосердие, в тайне от всех накапливай заслуги и добродетели, не стремись, чтобы люди о них узнали, но смотри лишь на Небесный суд.

Призывы соблюдать законы государства неоднократно звучат в наставлениях патриархов Цюаньчжэнь. Так, в «Цзинь гуань юй со цзюэ» Ван Чун-ян также призывает последователей «быть верными

23 -о

государю» . В списке наказаний для монахов, входящих в состав «Чистых правил [учения] Совершенной истины» (Цюаньчжэнь цин гуй), приписываемых Лу Дао-хэ ШЖ^П и датированных началом XIV в., требование соблюдать законы государства обретает категорическую форму: «Тот, кто нарушает государственные законы, будет изгнан [из общины]» .

Цин Си-тай считает, что на раннем этапе развития у Цюаньчжэнь еще не было непосредственных сношений с правящей верхушкой при дворе династии Цзинь, а масштабы школы и ее охват были сравнительно малы . В связи с этим выказывая себя законопослушным учением Цюаньчжэнь оспаривало право получить государственный патронаж наравне с двумя другими даосскими школами - Тай-и и Чжэньдадао. В двадцать седьмой год эры Да-дин Ван Юй-ян был вызван в столицу, где император Ши-цзун (1161-1189 гг.) расспросил его о пестовании жизни. В следующем году был призван в столицу и Цю Чан-чунь, которому было велено поселиться в западном дворце Ваньнин, дабы он виделся с императором для бесед о Дао. Ему так же было приказано возглавить праздничный ритуал Тысячи Весен (вань чунь цзе цзяо Тз^^Ш). Через два года Ван Юй-ян был призван снова. Ко времени его приезда в столицу Ши-цзун скончался, и вступив-

254

ший на престол Чжан-цзун (1190-1208 гг.) приказал Вану провести молебен о благополучном упокоении. То, что императоры неоднократно приглашали патриархов Цюаньчжэнь, повышало престиж это-

26

го учения и приводило к его распространению .

В связи с многочисленными крестьянскими восстаниями цзинь-ское правительство с подозрением относилось к новому учению, потенциально способному стать катализатором народных волнений. Многие исследователи подчеркивают, что призыв к соблюдению законов также выполнял и защитную функцию - наставники Цюань-чжэнь старались продемонстрировать, что в их доктрине отсутствуют тенденции к эгалитаризму и милленаризму. Тем самым они предупреждали возможные обвинения в свой адрес в мятежности и апокалипсическом мессианстве и ограждали свое учение от возможного запрещения . Тем не менее, увеличение количества последователей и усиление социополитического влияния вызвали беспокойство среди правителей чжурчжэньской династии Цзинь. В 1181 г. даосам было запрещено ходить по селам и проповедовать свое учение. Ма Дань-яну также было велено оставить проповедническую деятельность в Гуаньчжуне и возвратиться на родину в Нинхай:

В двадцать первом году [эры Да-дин] наставник (Ма Дань-ян -Б.И.) был в Цзинчжао, и, обращаясь к ученику Лай Лин-юю, сказал: «Как принято называть починенное и опрятное старое платье в Гуань-чжуне?»

Лин-юй ответил: «Оно называется "перешитое и выстиранное"».

Наставник сказал: «Вот и я тоже долгие годы "перешивал и выстирывал" [даосское] учение от скверны в восточных землях. И десяти дней не прошло после того, как я получил официальное распоряжение прекратить дела, а толпы даосов к западу от Шэньси уже трепещут от страха. Теперь [Цю] Чан-чунь будет "Великой колесницей" нашего Дао на востоке. И хотя я многократно получал распоряжения, не могу

оставить Гуань[чжун]. Если уеду из Гуань[чжуна], то в Гуаньчжуне

~ 28

учение сравняется с землей.

В 1190 г. цзиньский император Чжан-цзун издал указ о запрещении проповедовать учение Цюаньчжэнь. Этот запрет был снят лишь в 1197 г.29

255

В 1197 г. представители движения Цюаньчжэнь подали прошение и получили имперское признание своих монастырей. Монаршее благоволение возросло после того, как Ван Юй-ян успешно выполнил в 1201 г. в монастыре Великой чистоты торжественный даосский ритуал, после которого у императора Чжан-цзуна родился наследник престола. Два года спустя в этом же монастыре Ван Юй-ян посветил в монахи около 1 000 человек .

Одна из причин популярности учения Цюаньчжэнь среди различных социальных слоев кроется в его синкретическом характере. В «Чун-ян чжэнь-жэнь цзинь гуань юй со цзюэ» Ван Чун-ян призывает быть «почтительным к родителям и наставникам», указывая тем самым, что соблюдение конфуцианских норм также является даосским «методом совершенствования и практики» . Это еще раз подтверждает, что даосизм не был ни антигосударственным, ни антисоциальным учением. Он органично соединял традиционные ценности и нормы жизни китайского общества.

В то же самое время в «Десяти увещеваниях» активно используется и категориальный аппарат буддизма - «колесо перерождения» (санскр. самсара, кит. лунь хуэй йМ), «Шесть путей» перерождения (лю дао АЖ)32 и «огонь кармы» (е хо ША), означающий пламя преисподней, уготованное для грешников.

Включение конфуцианских принципов и буддийских концепций в учение Цюаньчжэнь имело целью привлечь в ряды ее последователей новых сторонников из числа буддистов и чиновников-конфуцианцев. Такая установка демонстрировала стремление Цюаньчжэнь как к расширению своей социальной базы, так и к религиозной унификации -стать всеохватывающим и эксплицитно триединым учением. Это значило, что кем бы ни был будущий прихожанин, он мог найти свое место в школе Цюаньчжэнь. Так, например, известно, что в течение нескольких десятилетий конфуцианской школой в Пекине управляли

33

представители Цюаньчжэнь .

Анализ «Десяти увещеваний» дает основание полагать, что в них отражена религиозная и политическая ситуация в Китае XII-XIII вв., а их основное содержание - это концентрат внешней и внутренней стратегии Цюаньчжэнь, обеспечившей ей главенствующее положение в позднем даосизме. Десять увещеваний были просты и понятны всем новым послушникам, будь то вчерашние крестьяне, обратившиеся буддисты или мелкое чиновничество. Сложный процесс совершен-

256

ствования был заменен простыми формулами: «Взращивай ци и делай цельным дух-шэнь, постоянно проявляй милосердие, в тайне от всех накапливай заслуги и добродетели»34, что внешне выглядит как возвращение к кажущейся простоте «Дао дэ цзина» и «Чжуан-цзы». Учреждение монастырей требовало запрета на стяжание и мирские наслаждения, а создание прочной централизованной монашеской организации - взаимной поддержки и дружелюбия между ее членами. Таким образом, принципы, представленные в «Десяти увещеваниях» Ма Дань-яна, позволили школе Цюаньчжэнь добиться успеха в распространении своего учения и охватить самые широкие слои населения, хотя и не помешали движению ощутить на себе подозрения правительства, частично именно благодаря своему успеху.

_Примечания

Филонов С.В. Категория дао в ранней даосской религиозной философии (по материалам «Комментария Сян Эра к Книге Лао-цзы») // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. № 3 (23). 2009. С. 91-92. Филонов С.В. Золотые книги и нефритовые письмена. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2011. С. 29-30.

Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания. СПб.: Лань, 1998. С. 368-369. Там же. С. 362.

Общая характеристика учения Цюаньчжэнь представлена в работе Е.А. Торчинова: (Торчинов Е.А. Указ. соч. С. 361-384). О причинах популярности и жизнеспособности учения Цюаньчжэнь см. исследование автора этих строк: (Белая И.В. Предпосылки распространения учения Совершенной истины в Китае XII—XIII вв. // Научные ведомости БелГУ. Философия. Социология. Право. 2010 № 2 (73). Выпуск 11. С. 5-12). С современной библиографией по данному вопросу, а также с некоторыми особенностями истории и современного состояния школы Цюаньчжэнь заинтересованный читатель может познакомиться в работе С.В. Филонова: (Филонов С.В. Введение в даологию. Благовещенск: Изд. АмГУ, 2010).

Чжан Гуан-бао. Цзинь-Юань Цюаньчжэнь цзяо ши синь янь цзю (Новое исследование истории учения Цюаньчжэнь периода Цзинь-Юань). Гонконг, 2008. 20С8^7Яй#«#

462Ио Цит. по: URL: http://tieba.baiduxom/f?kz=177917200 (дата обращения: 15.01.2011).

257

2

3

6

11

Чун-ян ли цзяо ши у лунь (Пятнадцать статей, устанавливающих учение Чун-яна) // ЧХДЦ. Т. 26. С. 271-272; Белая И.В. «Пятнадцать ста-

тей, устанавливающих учение Чун-яна» / Пер. на русский фрагментов, вступительная статья и комментарий // Философско-антропологические исследования. Вып. 1-2. Курск: КГУ, 2010. С. 93-102.

8. Чун-ян чжэнь-жэнь цзинь гуань юй со цзюэ (Наставления Совершенного [Ван] Чун-яна о золотой заставе и нефритовых затворах) // ЧХДЦ. Т. 26. С. 394.

9. Сянь юэ цзи (Сборник поэтических произведений «Музыка сяней») ШШШ // ЧХДЦ. Т. 26. С 570; Белая И.В. Десять советов даосского монаха Лю Чан-шэна // Материалы докладов XVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» М.: Изд. МГУ, 2011. 1 CD-ROM.

10. Чжэнь сянь чжи чжи юй-лу ЖШШШ // ЧХДЦ. Т. 27. С. 81. Цзинь лянь чжэн цзун сянь юань сян чжуань (Иллюстрированные жизнеописания истинных патриархов и бессмертных [школы] Золотого лотоса) ЙЙА24ШЩШ // ЧХДЦ. Т. 47. С. 62.

Цзинь лянь чжэнь цзун цзи (Записи об истинных патриархах [школы] Золотого лотоса) ЙШЕ24ВЙ // ЧХДЦ. Т. 47. С. 40.

Ли-ши чжэнь сянь ти дао тун цзянь сюй бянь (Продолжение «Всепроникающего зерцала Совершенных и небожителей минувших времен, воплотивших Дао-Путь») К-ЩШШШШЙШШ // ЧХДЦ. Т. 47. С. 580. Там же. С. 581.

15 Цин-хэ Д^П - прозвище Инь Чжи-пина.

16. Цин-хэ чжэнь-жэнь бэй ю юй-лу (Юй-лу о том, как Совершенный Цин-хэ путешествовал на север) // ЧХДЦ. Т. 26. С. 737.

17. Чжун-го дао цзяо (Даосизм в Китае) / Под ред. Цин Си-тая. Т. 1. Раздел II: «Цзун пай юань лю» (Происхождение и развитие направлений) // «Цюань-чжэнь дао». Изд-во «Е-шу шикун», б.г. 1 CD-ROM. Ли-ши чжэнь сянь ти дао тун цзянь сюй бянь. Указ. соч. С. 587. Гань шуй сянь юань лу // ЧХДЦ. Т. 47. С. 122. Цзинь лянь чжэн цзун сянь юань сян чжуань. Указ. соч. С. 63. Цин-хэ чжэнь-жэнь бэй ю юй-лу. Указ. соч. С. 737. Чжэнь сянь чжи чжи юй-лу. Указ. соч. С. 81. Чун-ян чжэнь-жэнь цзинь гуань юй со цзюэ. Указ. соч. С. 394. Цюаньчжэнь цин гуй (Чистые правила [учения] Совершенной истины)

// ЧХДЦ. Т. 27. С. 691. Чжун-го дао цзяо. Указ. соч.

26 Там же.

258

14.

27 Komjathy L. Cultivating Perfection: Mysticism and Self-transformation in Early Quanzhen Daoism. Leiden, Boston: Brill, 2007. P. 55.

28 Ли-ши чжэнь сянь ти дао тун цзянь сюй бянь. Указ. соч. С. 587.

29. Komjathy L. Op. cit. P. 55.

30. Ibid.

31 Чун-ян чжэнь-жэнь цзинь гуань юй со цзюэ. Указ. соч. С. 394.

32. «Шесть путей» перерождения - это рождение в аду (ди юй), в мире демонов-асуров, богов-дэвов (тянь жэнь), голодных призраков загробного мира (э гуй), животных или людей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Goossaert V. Quanzhen // The Encyclopedia of Taoism / Ed. by Fabrizio Pregadio. London: Routledge, 2007. Vol. 2. P. 818.

34 Чжэнь сянь чжи чжи юй-лу. Указ. соч. С. 81.

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.