Научная статья на тему 'Влияние философско-религиозных учений на культуру Китая эпохи Сун (960–1279 гг.)'

Влияние философско-религиозных учений на культуру Китая эпохи Сун (960–1279 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
эпоха Сун / философия / культура / литература / живопись / Song dynasty / philosophy / culture / literature / painting

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лактионова Екатерина Александровна, Мартынова Юлия Александровна

Статья посвящена исследованию характера и степени влияния философско-религиозных учении на формирование и развитие культуры Китая эпохи Сун. В исследовании был изучен исторический процесс эпохи Сун во всем его многообразии, определена причинность возникновения и изменения философской и культурной сферы китайской цивилизации изучаемого периода, определены аспекты исторического процесса, которые в наибольшей степени повлияли на каждое из философско-религиозных учении , на формирование религиозного синкретизма, а также на их взаимосвязь с китайской культурой .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лактионова Екатерина Александровна, Мартынова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of philosophical and religious teachings on the Chinese culture of Song dynasty (960-1279)

The article discusses influence of philosophical and religious teachings on the formation and development of the culture of China in the period of Song dynasty. The research helps to understand historical process of the Song dynasty in all its diversity, the causality of the emergence and changes in the philosophical and cultural parts (mostly poetry and painting) of the Chinese civilization during the studied period, to identify aspects of the historical process that most influenced both philosophical and religious teachings, formation of religious syncretism and its relationship with Chinese culture.

Текст научной работы на тему «Влияние философско-религиозных учений на культуру Китая эпохи Сун (960–1279 гг.)»

MODERN ORIENTAL STUDIES «ы № ^

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ISSN 2782 . 1935 (ONUNE]

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

The influence of philosophical and religious teachings on the Chinese culture of Song dynasty (960-1279)

Влияние философско-религиозных учений на культуру Китая эпохи Сун (960-1279 гг.)

Лактионова Екатерина Александровна, Мартынова Юлия Александровна

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет livnerog@rambler.ru 001:10.24412/2686-9675-2-2021-200-205

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию характера и степени влияния философско-религиозных учении на формирование и развитие культуры Китая эпохи Сун. В исследовании был изучен историческии процесс эпохи Сун во всем его многообразии, определена причинность возникновения и изменения философскои и куль-турнои сферы китаискои цивилизации изучаемого периода, определены аспекты исторического процесса, которые в наибольшеи степени повлияли на каждое из философско-религиозных учении, на формирование религиозного синкретизма, а также на их взаимосвязь с китаискои культурои.

Ключевые слова: эпоха Сун, философия, культура, литература, живопись.

Для цитирования: Лактионова Е.А., Мартынова Ю.А. Влияние философско-религиозных учений на культуру Китая эпохи Сун (960-1279 гг.). Современные востоковедческие исследования. 2021; 3(2): 200-205.

ABSTRACT

The article discusses influence of philosophical and religious teachings on the formation and development of the culture of China in the period of Song dynasty. The research helps to understand historical process of the Song dynasty in all its diversity, the causality of the emergence and changes in the philosophical and cultural parts (mostly poetry and painting) of the Chinese civilization during the studied period, to identify aspects of the historical process that most influenced both philosophical and religious teachings, formation of religious syncretism and its relationship with Chinese culture.

Key words: Song dynasty, philosophy, culture, literature, painting.

For citation: Laktionova E.A., Martynova Y.A. The influence of philosophical and religious teachings on the Chinese culture of Song dynasty (960-1279). Modern oriental studies. 2021; 3(2): 200-205.

УОЬ.Э №2 2021

^ 2686 - 9675 (Р1М) ^ 2782 - 1935 ШМ)

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ / ЛАКТИОНОВА Е.А., МАРТЫНОВА Ю.А. / LIVNEROG@RAMBLER.RU / УДК 1 (091)

ВВЕДЕНИЕ

Историю любой страны нельзя рассматривать, учитывая лишь политическую или экономическую составляющие всего исторического процесса, так как еще однои неотъемлемои его частью является культура, которая по мере своего формирования оказывает все большее влияние на массовое мировоззрение, а вследствие этого, и на принятие тех или иных решении в других сферах общественнои и государ-ственнои жизни. Что же касается истории Во-сточнои Азии в целом и истории Китая в частности, многие исторические процессы данного региона, протекавшие здесь прежде, либо существующие на современном этапе, невозможно исследовать без подробного изучения класси-ческои китаискои культуры, а также характера и степени влияния философско-религиозных концепции на культурное развитие этои вели-кои страны и всего азиатского региона.

Эпохи Тан (618-907 гг.) и Сун (960-1279 гг.) неслучаино традиционно считаются периодом расцвета культуры Китая и временем формирования китаискои культурнои традиции. Тогда как эпоха Тан являлась своеобразным фундаментом, заложенным для дальнеишего развития всех направлении китаискои культуры, эпоха Сун стала временем возрождения культуры предыдущих эпох и возникновения совершенно новых культурных явлении, формирования классическои китаискои культуры.

Между эпохами Тан и Сун на территории Китая существовало пять династии и около десятка других государственных формировании, во времена которых культура находилась в застое. Одним из значительных культурных достижении эпохи Пяти династии и десяти царств (907-960 гг.) стало первое печатное издание конфуцианского канона. Это событие стало

толчком в развитии китаискои мысли, так как книги постепенно становились более дешевыми, а значит доступными для большего количества читателеи; это событие стало одним из важных факторов, которые привели к научному и культурному подъему в эпоху Сун.

Хотя династия Сун является уже третьим в истории Китая периодом объединения китаи-ских земель в единое государство, она во многом не похожа на предыдущие династии Хань и Тан. Именно во времена формирования новои империи Сун китаискии народ осознал свою этническую и культурную целостность, по причине чего воссоединение китаиских земель перестало рассматриваться как самоцель в рамках имперскои захватническои политики, а северные соседи-кочевники объединили в своем образе как угрозу императорскои власти и безопасности целостности государства, так и врага китаиского народа. Формирование китаиского массового сознания привело к преобразованиям в философскои мысли и идеологии страны, которые в свою очередь определили направления развития китаискои культурнои традиции на многие последующие эпохи.

На развитие искусства эпохи Сун, и особенно живописи, повлиял не только синтез ре-лигиозно-философскии учении, но также поддержка художников со стороны правительства, создание и укрепление позиции Академии живописи. Таким образом, сунские художники могли одновременно сочетать в своих работах мотивы трех учении: конфуцианства, даосизма и чань-буддизма, создавая выверенные композиции, которые часто отражали гармонию и слияние с природои самого творца, достигшего состояния некоего творческого просветления. За счет поддержки государства художники получили возможность занять высокии пост и зарабатывать на своем труде1.

1 Алимов И.А., Кравцова М.Е. История китаискои классическои литературы с древности и до XIII в.: поэзия, проза. Ч. 2. СПб., 2014

MODERN ORIENTAL STUDIES «и № ^

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ISSN 2782 . 1935 (ONL,NE]

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Вплоть до падения Южнои Сун, и даже позже, все больше ученых людеи предпочитало затворничество в буддииских монастырях чи-новничьеи службе, а уже в эпоху Мин (13681644 гг.) многие чаньские монахи и теоретики живописи считали, что чаньская живопись и сам чань-буддизм развивались в синтезе еще со времен танскои династии, а потому, неудивительно, что таким образом именно южное направление живописи смогло выстоять в борьбе со временем и новыми веяниями. Тем не менее современные исследователи считают, что чаньская живопись не была сформирована одним лишь чань-буддизмом, а скорее, наряду с другими жанрами и направлениями художественного искусства, явилась одним из результатов эволюционного процесса в живописи всего сунского периода2.

Таким образом, неслучаино живопись именно сунского периода была признана клас-сическои в китаискои традиции. На протяжении Х-Х111 вв. именно она вместо поэзии заняла место главнеишего показателя и выразителя мировоззрения различных слоев китаиского общества. Именно в эпоху Сун в живописи выделяются новые направления, напрямую связанные с социальными группами, происходит дальнеишая дифференциация художественных жанров, которые впоследствии складываются в единую общепринятую жанровую систему. Следует также отметить огромное значение влияния государственнои идеологии и эстетических запросов к живописи (в первую очередь направления «гунтинхуа»), через которые властные структуры могли воздеиствовать на формирование общественного мнения. Именно в данныи период также возникает повышен-ныи интерес к разработке теории и истории живописи. В своих рассуждениях выдающиеся

умы эпохи зачастую рассматривали живопись через призму философско-религиозных учении, что позволяет лучше понять особенности их влияния на мироощущение как самих художников, так и общества в целом. Все большее число художников-академистов отходят от сложившихся официальных канонов, и обращаются вместо этого к более живои эстетике художников-литераторов, отчетливо иллюстрируя изменения в государственнои и общественнои философско-идеологическои мысли - все боль-шии отход от конфуцианства в сторону синтеза трех главных религиозных учении Китая.

Литература эпохи Сун, а особенно проза, в большинстве своем опиралась на философские и научные идеи того времени. Правительство во главе с императором активно поощряло историков, философов и поэтов, а также часто само выступало инициатором создания некоторых трудов. В период Сун китаицы как еще никогда прежде хотели приблизиться к природе, окружающему миру, познать его и проникнуть в саму суть вселеннои; поэты и прозаики все больше внимания уделяют реальнои жизни людеи, в том числе и более низкого положения. Как и живопись, литература династии Сун складывалась под непрерывным влиянием философско-религиозных учении3. В эпоху Сун с развитием книгопечатания и городскои культуры литература становится общедоступнои и приобретает массовыи характер и главными производителями культурных произведении становится городское население.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Несмотря на сложности в политическои и экономическои сферах, эти два полюса не переросли в два противоборствующих лагеря, но способствовали обогащению китаискои

2 Levine G.P. Long strange journey: on modern Zen, Zen art, and other predicaments. Honolulu, 2017. P.41

УОЬ.3 №2 2021

^ 2686 - 9675 (Р1М) ^ 2782 - 1935 ШМ)

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ / ЛАКТИОНОВА Е.А., МАРТЫНОВА Ю.А. / LIVNEROG@RAMBLER.RU / УДК 1 (091)

философскои мысль, а, следовательно, и становлению китаискои классическои культуры.

Укрепившии свои позиции религиозньш синкретизм нашел свое отражение прежде всего в самих сунцах, и лишь через авторов был выражен в выдающихся произведениях, которые в свою очередь явились ответом на обще-ственныи духовныи запрос этого периода. Новая идеология империи фактически закрепляла единство трех учении на государственном уровне, благодаря чему в сферах живописи, прозы и поэзии творцы смогли добиться небывалых результатов непосредственно в создании теоретических баз, обогащении жанровых систем, усовершенствовании известных и введении новых художественных и литературных методов и приемов, усложнении композиции. Из чего можно заключить, что сунскому Китаю не только удалось умело сохранить традиционализм китаискои культуры, но и поднять ее развитие на новыи уровень, как переосмысливая существующие концепции, так и привнося совершенно новые.

ВЫВОДЫ

Период правления династии Сун- время процветания китаискои культуры, духовного подъема всего китаиского народа, ознаменовавшимся многочисленными достижениями в культурнои и духовнои жизни. Вопреки слож-нои политическои и экономическои ситуации в стране, в империи Сун произошел стреми-тельныи подъем философско-религиознои мысли, что привело к изменению официальнои государственнои идеологии, которая в свою очередь значительно повлияла на трансформацию социокультурнои среды. В результате гос-ударственнои культурно-просветительскои политики, расширения городов, постепенного

3 Осенмук В.В. Чань-буддииская живопись и академи' М., 2001

сближения трех основных религиозно-философских учении сунская культура достигла небывалого расцвета и в настоящее время признана в Китае классическои.

Социальные изменения и перемены в сознании людеи тои эпохи не могли не отразиться и на самом искусстве. Многие великие художники и поэты сунскои эпохи обращались к опыту прошлых поколении, но в то же время, отвечая запросам эпохи, старались переосмыслить хорошо знакомые образы и мотивы, внести изменения, не затрагивая самои сути усто-явшеися традиции. Такое стремление как нельзя лучше характеризует менталитет китаицев, которыи всегда строился на конфуцианских догмах морали, буддиискои религиозности и даосскои метафизике. Таким образом, в эпоху Сун в Китае воспитывается новыи тип личности, которая сочетает в себе как накопленные веками фундаментальные знания, истинныи патриотизм, так и свободу мысли, основывающуюся на таланте истинного художника-творца.

Дуальность нового типа личности как нельзя ярче иллюстрирует сложившаяся в империи Сун система в сфере живописи, в рамках которои возникает два основных художественных направления - жанр «вэньжэньхуа» и жанр «гунтинхуа», объединившии официальных художников Академии живописи. На протяжении всеи истории династии Сун происходило сближение и взаимопроникновение этих двух, казалось бы, полярных друг для друга, направлении. Данныи феномен является отражением мировоззрения и мироощущения народа Сун, а также прямым следствием все большего сближения философско-религиозных концепции. Несмотря на жанровое и стилистическое разнообразие, все выдающиеся сунские картины

жии пеизаж периода Южная Сун (ХП-ХШ вв.) в Китае.

MODERN ORIENTAL STUDIES «и № ^

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ISSN 2782 . 1935 (ONL,NE]

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

передают образы, вдохновленные сразу как минимум двумя, а чаще тремя основными, религиозными концепциями. То же самое можно наблюдать в рассуждениях и трактатах по теории живописи, авторы которых зачастую являлись отставными чиновниками и представляли высшии слои населения. В прозаических произведениях с течением времени наблюдается все большая свобода в тематике, стиле и форме, а также еще более яркое отражение религиозного синкретизма, которыи намного быстрее развивался как раз среди малообразованного и среднеобразованного городского населения, оказывавшего большое влияние на новую тематическую литературу. Синкретизм прямо повлиял и на формирование новои жанровои системы: под влиянием конфуцианских идеи многие авторы высокои и даже низкои прозы использовали морализаторскии тон и писали отдельные заключительные резюме, в которых раскрывали пороки и восхваляли благодетели персонажеи; благодаря буддиискому и даосскому мистицизму продолжал развиваться фанта-стическии рассказ.

Многие поэты сунского времени помимо стихотворении писали и прозу, новоприобре-тенные черты которои повлияли и на демократизацию поэтического жанра. Традиционныи для предыдущих эпох высокии слог «ши» уже в начале эпохи Северная Сун начинает терять популярность, а изменения в его структуре и ритмике впоследствии приводят к возникновению новои поэтическои формы — «цы». Хотя круг тем в данном направлении литературы оставался прежним, новыи жанр позволил поэтам более творчески подходить к созданию своих произведении, способствовал появлению разнообразия в форме, структуре, ритмике и наборе образов в стихах, что является явным результатом влияния буддииских и даосских концепции, касающихся непосредственно твор-

ческого процесса. Эти концепции неоднократно озвучивались самими поэтами в многочисленных трудах по теории литературы и стихосложения. Хотя вплоть до падения Южнои Сун все еще оставались сторонники поэзии «ши», выступавшие за сохранение строгои формы и образности поэзии, они находились в явном меньшинстве и уже не имели былого влияния.

Несмотря на то, что формирование клас-сическои культуры эпохи Сун происходило на фоне непрекращающихся военных конфликтов, тяжелои политическои обстановки и экономических кризисов, коренные изменения в соци-альнои сфере обеспечили благоприятные условия для ее развития. Этому способствовало множество факторов, основными из которых являются рост городов и городского населения, государственная поддержка культурнои сферы, реформы в сфере образования, научно-техническии прогресс, а также образование религиозного синкретизма, которыи впоследствии распространил свое влияние на все сферы жизни китаицев и явился одним из решающих факторов культурного подъема сунского Китая.

Литература

1. Алимов И.А., Кравцова М.Е. История китаи-скои классическои литературы с древности и до XIII в.: поэзия, проза. Ч. 2. СПб., 2014

2. Го Жо-сюи. Записки о живописи: что видел и слышал. /Пер. К.Ф. Самосюк. М., 1978

3. Китаиская пеизажная лирика Ш-ХГУ вв. / Пер. И.С. Голубева. М., 1984

4. Конфуцианское «Четверокнижие» Сы Шу. М., 2004.

5. Осенмук В.В. Чань-буддииская живопись и академическии пеизаж периода Южная Сун (ХП-ХШ вв.) в Китае. М., 2001

VOL.3 №2 2021

ISSN 2686 - 9675 (PRINT) ISSN 2782 - 1935 (ONLINE)

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ / ЛАКТИОНОВА Е.А., МАРТЫНОВА Ю.А. / LIVNEROG@RAMBLER.RU / УДК 1 (091)

6. Смертин Ю.Г. Китайская классическая поэзия. Краснодар, 1999.

7. Торчинов Е. Краткая история Буддизма. Происхождение и развитие, философия и литература. СПб., 2008.

8. Фицджеральд Ч. Китаи. Краткая история культуры. СПб., 1998.

9. Levine G.P. Long strange journey: on modern Zen, Zen art, and other predicaments. Honolulu, 2017

10. Morton S., Charlton L. China: Its History and Culture: Fourth Edition. New York, 2005.

11. Zhang L. The River, the Plain, and the State: An Environmental Drama in Northern Song China, 1048-1128. Cambridge, 2016.

References

1. Alimov I. Kravtcova M. The history of Chinese classical literature from antiquity to the 13th century: poetry, prose. V.2. Saint-Petersburg, 2014

2. Guo Ruoxu. Treatise on paintings that I have seen or heard of. Tr.: Samosuk K. Moscow, 1978

3. Chinese landscape lyrics of the III-XIV centuries. Tr.: Golubev I. Moscow, 1984

4. Four Books of Confucius. Moscow, 2014

5. Osenmuk V. Chan Buddhist Painting and Academic Landscape of the Southern Song Period (XII-XIII centuries) in China. Moscow, 2001

6. Smertin Y. Chinese classic poetry. Krasnodar, 1999

7. Torchinov E. A Brief History of Buddhism. Origin and development, philosophy and literature. Saint-Petersburg, 2008

8. Fitzgerald C. China. Brief history of culture. Saint-Petersburg, 1998

9. Levine G.P. Long strange journey: on modern Zen, Zen art, and other predicaments. Honolulu, 2017

10. Morton S., Charlton L. China: Its History and Culture: Fourth Edition. New York, 2005

11. Zhang L. The River, the Plain, and the State: An Environmental Drama in Northern Song China, 1048-1128. Cambridge, 2016

Информация об авторах

Лактионова Екатерина Александровна

Институт международных отношении Казанского федерального университета 420015, Казань, ул. Пушкина, 1 Россия

livnerog@rambler.ru

Мартынова Юлия Александровна, к.и.н., доцент

Институт международных отношении Казанского федерального университета 420015, Казань, ул. Пушкина, 1 Россия

Information about the Authors

Ekaterina A. Laktionova

Institute of International Relations of Kazan Federal University

420015, Kazan, st. Pushkin, 1 Russia

livnerog@rambler.ru

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Yulia A. Martynova

Institute of International Relations of Kazan Federal University

420015, Kazan, st. Pushkin, 1 Russia

Статья одобрена рецензентами: 30.04.2021 Статья принята к публикации: 11.05.2021

Reviewed: 30.04.2021 Accepted: 11.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.