Научная статья на тему 'ДОХОДЫ СУБЪЕКТОВ В РФ'

ДОХОДЫ СУБЪЕКТОВ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ СУБЪЕКТОВ РФ / СТРУКТУРА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / БЮДЖЕТ / REVENUES OF THE RF SUBJECTS / STRUCTURE OF BUDGET REVENUES / TAX REVENUES / NON-TAX REVENUES / GRATUITOUS REVENUES / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клящин А.И.

Статья посвящена вопросу изучения доходов субъектов в РФ. Рассмотрены показатели формирование доходной части бюджета Оренбургской области на планируемы 2018 -2020 гг. Проведен анализ показателей исполнения доходной части бюджета Оренбургской области за 2017 г. Обозначены проблемы слабой бюджетной обеспеченности и роста долгового бремени регионов. А также потенциальные механизмы для достижения данной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCOME OF SUBJECTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the study of incomes of subjects in the Russian Federation. Considered indicators of the formation of a profitable part of the budget of the Orenburg region is planned for 2018 -2020. the analysis of the performance of revenues of the budget of the Orenburg region in 2017 Indicated the problem of a weak fiscal capacity and growth in the debt burden of the regions. As well as potential mechanisms to achieve this goal.

Текст научной работы на тему «ДОХОДЫ СУБЪЕКТОВ В РФ»

8. Новиков, А.И. Теория принятия решений и управление рисками в финансовой и налоговой сферах: Учебное пособие для бакалавров / А.И. Новиков, Т.И. Солодкая. - М.: Дашков и К, 2015. - 288 с.

Клящин А.И студент 4 курс факультет «Финансы и кредит» Научный руководитель: Бегунова С.В., к. э. н.

доцент

Бузулукский гуманитарно-технологический университет

Россия, г. Бузулук

ДОХОДЫ СУБЪЕКТОВ В РФ

Аннотация: Статья посвящена вопросу изучения доходов субъектов в РФ. Рассмотрены показатели формирование доходной части бюджета Оренбургской области на планируемы 2018 -2020 гг. Проведен анализ показателей исполнения доходной части бюджета Оренбургской области за 2017 г. Обозначены проблемы слабой бюджетной обеспеченности и роста долгового бремени регионов. А также потенциальные механизмы для достижения данной цели.

Ключевые слова: доходы субъектов РФ, структура доходов бюджета, налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления, бюджет.

Klyaschin A. Student 4 course

faculty of Finance and credit» Buzulukskiy University Russia, Buzuluk

upervisor: S. V. Begunova associate Professor, candidate of economic Sciences INCOME OF SUBJECTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation: The article is devoted to the study of incomes of subjects in the Russian Federation. Considered indicators of the formation of a profitable part of the budget of the Orenburg region is planned for 2018 -2020. the analysis of the performance of revenues of the budget of the Orenburg region in 2017 Indicated the problem of a weak fiscal capacity and growth in the debt burden of the regions. As well as potential mechanisms to achieve this goal.

Keywords: revenues of the RF subjects, structure of budget revenues, tax revenues, non-tax revenues, gratuitous revenues, budget.

Актуальность изучаемого вопроса заключается в том, что в современных условиях развития экономики доходы бюджета являются основой выполнения государством своих текущих и плановых расходных обязательств. Объем, динамика и структура доходной базы бюджета отражают степень эффективности реализации приоритетных целей и задач, поставленных правительством Российской Федерации для развития страны, что, в свою очередь, актуализирует проблему построения оптимальной

структуры доходов бюджета на различных уровнях российской бюджетной системы.

В соответствии со ст. 6 БК доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов [1].

Формирование доходной части бюджета Оренбургской области на 2017 год осуществлялось в условиях замедления темпов экономического развития, обусловленного нестабильностью мирового рынка нефти и продолжением действия экономических санкций, ограничивающих привлечение иностранного капитала. Неблагоприятные внешние и внутренние факторы при проектировании доходов бюджета были учтены, в то же время, в ходе исполнения бюджета потребовали уточнений налоги на имущество, неналоговые доходы (уменьшение) и акцизы (увеличение).

Доходы областного бюджета в 2017 году составили 75 416 473,9 тыс. рублей, или 100,1% к бюджетным назначениям, утвержденным в сумме 75 327 306,3 тыс. рублей. Отклонение в размере 89 167,6 тыс. рублей сложилось из суммы перевыполнения собственных налоговых и неналоговых доходов (87 997,1 тыс. рублей) и безвозмездных поступлений (1 170,5 тыс. рублей) (таблица 1) [4].

По сравнению с 2016 годом доходы областного бюджета увеличились на 0,6%, или на 479 767,9 тыс. рублей, за счет роста собственных налоговых и неналоговых доходов на сумму 1 110 301,8 тыс. рублей и снижения безвозмездных поступлений на сумму 630 533,9 тыс. рублей.

Таблица 1

Основные показатели исполнения областного бюджета в 2016 -2017 гг.

(тыс. рублей)

Наименова ние показателя Исполнен о за 2016 год Бюджетны е назначения на 2017 год (согласно Закону о бюджете) Бюджетны е назначения на 2017 год (согласно отчету минфина области) Исполне но за 2017 год Испо лнени е в % к 2016 году Отклонения

от законодат ель-но утвержде нных бюджетн ых назначени й от бюджетных назначений (согласно отчету минфина области)

Доходы 74936706, 0 75327306,3 75327306,3 75416 73,9 100,6 89 167,6 89 167,6

Налоговые и неналогов ые доходы 58113510, 3 59135815,0 59135815,0 5922381 2,1 101,9 87 997,1 87 997,1

Безвозмезд ные поступлен ия 16823195, 7 16191491,3 16191491,3 1619266 1,8 96,3 1 170,5 1 170,5

В структуре поступивших доходов налоговые и неналоговые поступления занимают 78,5%, или 59 223 812,1 тыс. рублей. На долю безвозмездных поступлений приходится 21,5% общего объема доходов, или 16 192 661,8 тыс. рублей, из них преобладающую часть составляют поступления из федерального бюджета (рис.1).

200000000 150000000 100000000 50000000 0

Доходы, всего

75327306.

3 592238]

2.

74936706 58113510

Налоговые и неналоговые доходы

2661.8 16823195.7

2017 2016

Безвозмездные поступления

Рисунок 1 - Структура доходов областного бюджета в 2016-2017 гг. В структуре собственных доходов областного бюджета доминируют налоговые доходы (98,1%), на долю неналоговых поступлений приходится 1,9% собственных доходов (рис. 2).

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности Платежи при пользовании природными ресурсами

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

Рисунок 2 - Структура неналоговых доходов, поступивших в областной бюджет в 2017 г.

Поступления по группе «Налоговые и неналоговые доходы» на 94,7% сформированы за счет четырех налогов: налог на прибыль организаций (41,5%), налог на доходы физических лиц (28,6%), налог на имущество организаций (15,9%), акцизы (8,7%).

Невыполнение налоговых доходов в размере 134 244,1 тыс. рублей сложилось следующим образом (таблица 2).

Таблица 2

Невыполнение налоговых доходов, 2017 г (тыс. рублей)

Показатели (налоговые доходы) Отклонение от бюджетных назначений

перевыполнение(+) невыполнение (-)

Налог на прибыль организаций 274 652,1

Транспортный налог 18 974,6

Налог на игорный бизнес 620,5

Налог на добычу полезных ископаемых 61 633,6

Государственная пошлина 80 150,2

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам 171,1

Налог на доходы физических лиц -223 489,1

Акцизы по подакцизным товарам -22 340,8

Налог на имущество организаций -324 616,3

Итого отклонений 436 202,1 -570 446,2

Результат отклонений -134 244,1

Доходная часть областного бюджета прогнозируется в следующих объемах: в 2018 году - 72 802 963,1 тыс. рублей, или 96,9% от соответствующего объема бюджетных назначений на 2017 год (75 096 016,1 тыс. рублей) и 98,7% к ожидаемому исполнению за 2017 год (73 727 553,0 тыс. рублей), в 2019 году - 72 854 869,3 тыс. рублей, или 100,1% к 2018 году, в 2020 году - 74 789 401,0 тыс. рублей, или 102,7% к 2019 году (таблица 3).

Таблица 3

Объем планируемых доходов областного бюджета на 2017-2019 гг

(тыс. рублей)

Показатели 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

прогноз прогноз прогноз

Налоговые и неналоговые 58 543 900,0 61 661 574,0 64 568 691,0 66 655 198,0

доходы

доля, в % 78,0 84,7 88,6 89,1

Безвозмездные поступления 16 552 116,1 11 141 389,1 8 286 178,3 8 134 203,0

доля, в % 22,0 15,3 11,4 10,9

Итого доходов 75 096 016,1 72 802 963,1 72 854 869,3 74 789 401,0

В разрезе групп доходов областного бюджета налоговые и неналоговые поступления прогнозируются с приростом (в 2018 году -106,9% к ожидаемому исполнению за 2017 год; в 2019 году - с приростом 4,7% к 2018 году, в 2020 году - с приростом 3,2% к 2019 году), тогда как безвозмездные поступления характеризуются отрицательной динамикой (в 2018 году - 69,4% к ожидаемому исполнению, в 2019 году - со снижением на 25,6% относительно 2018 года, в 2020 году - со снижением на 1,8% относительно 2019 года), так как они в ходе исполнения бюджета будут еще уточняться, по мере утверждения в федеральном бюджете дополнительных сумм межбюджетных трансфертов, причитающихся бюджету Оренбургской области [5].

Проблема слабой бюджетной обеспеченности и роста долгового бремени регионов РФ является актуальной уже на продолжении достаточно длительного периода времени. В условиях последующего разрыва между расходами и доходами региональных бюджетов, а также сокращения объемов кредитной поддержки из федерального центра в реальном выражении крайне необходима выработка механизмов, призванных повысить финансовую самостоятельность регионов в целях избегания неблагоприятных социально-экономических последствий.

Потенциальными механизмами для достижения данной цели могут стать следующие:

1. Передача некоторых расходных полномочий с регионального уровня на федеральный

2. Увеличение объемов бюджетных трансфертов из федерального центра

3. Введение дополнительных налоговых доходов для регионов. Хочется отметить, что во многом финансово-экономическая

стабильность регионов в будущем будет зависеть от повышения эффективности работы региональных органов власти, в частности от более рационального использования бюджетных средств, эффективной работы с представителями бизнеса, а также успешной реализации экономически обоснованных целевых программ.

Использованные источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145 -ФЗ (ред. от 28.11.2018)//Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.

2. Приказ Минфина России от 18.12.2013 № 125н (ред. от 14.11.2018) «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.02.2014 № 31262) // Российская газета. - 28.02.2014. -№ 48.

3. Закон Оренбургской области «Об исполнении областного бюджета за 2017 год» от 27 июня 2018 года № 1074/272-У1-0З// Сайт Министерства финансов Оренбургской области http://minfin.orb.ru

4. Закон Оренбургской области от 21.12.2017 № 747/181-У1-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» // Сайт Министерства финансов Оренбургской области http://miN2fiN2.orb.ru

5. Арбатская Ю. В. Бюджет как основа финансовой системы субъекта Российской Федерации: правовые аспекты : дис. ... канд. юрид. наук / Ю. В. Ар батская. - Иркутск, 2003. - 210 с.

6. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - СПб.: Питер, 2018. - 576 с.

7. Годин А.М., Перегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 628 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.