- Петр Александрович, как далеко стоит идти по пути коммерциализации и приватизации научного знания, придавая ему форму интеллектуальной собственности и предлагая ее для продажи на внутренних и внешних рынках?
- Следует учесть то обстоятельство, что в постсоветских странах осуществляется переход от плановой, централизованной экономики, в рамках которой знание имело статус общественного блага, поскольку создавалось оно исключительно за счет государственного финансирования, к социально ориентированной рыночной экономике, в рамках которой часть знания, особенно та, которая нарабатывается благодаря частным и корпоративным инвестициям, неизбежно приобретает товарный характер. Одним словом, в своей деятельности наш Консультативный совет обязательно столкнется
с необходимостью выбора модели дальнейшего развития национальной экономики знаний - либо в форме когнитивного капитализма, либо в форме государственной экономики знаний. В первом случае научные достижения превращаются в товар и становятся новым полем жесткой конкуренции и экономических споров, во втором - у постсоветских стран появляется реальный шанс сохранить отечественную науку, обеспечив тем самым высокую конкурентоспособность производимой продукции. От того, какой выбор сделают наши государства в отношении рассмотренных вариантов, во многом будет зависеть судьба накопленной на постсоветском пространстве интеллектуальной собственности: либо ей будет отведена роль Золушки в необъятном доме глобальной экономики, либо роль аккумулированного интеллекта евразийской цивилизации. К примеру, Президент МААН, академик НАН Украины Борис Евгеньевич Патон считает, что для настоящего ученого впереди должен стоять интерес к работе, а не интерес набить карманы монетой. У нас, в Беларуси, высказываются и другие мнения по этому вопросу. В частности, на сессии Общего собрания НАН Беларуси 20 февраля 2009 г. прозвучала мысль о том, что научный результат - это товар, и им надо выгодно торговать. А тот, кто создает этот товар, должен на законных основаниях иметь материальную выгоду. Не вызывает сомнений только одно: именно проведение научных исследований по вопросам коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности будет максимально содействовать принятию наиболее оптимального решения по этому весьма непростому вопросу. CÜ
ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ
Договоры о передаче прав
на объекты
промышленной
собственности
Ирина Рудакова,
начальник отдела
регистрации
и экономики
промышленной
собственности
Национального
центра
интеллектуальной собственности
Национальный центр интеллектуальной собственности Республики Беларусь осуществляет регистрацию и ведет Государственный реестр лицензионных договоров, договоров уступки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной собственности.
Общее количество договоров о передаче прав на объекты промышленной собственности (ОПС), зарегистрированных с 1993 г., составило 8932 (2015 г.- 633), в том числе 4834 лицензионных (2015 г.- 339), 3936 договоров уступки права на ОПС (2015 г.- 258), 217 договоров франчайзинга (2015 г.- 35) и 5 договоров залога прав на ОПС (2015 г.- 1). На рис. 1 представлены объемы регистрации договоров о передаче прав на объекты промышленной собственности за 1993-2015 гг.
В совокупности договоров доля лицензионных составила 53,5% (в 2014 г.- 52,8%). По сравнению с 2014 г. уменьшилось количество лицензионных договоров о передаче права на использование всех ОПС: товарных знаков - на 15%, изобретений - на 24%, полезных моделей - на 8,3%, промышленных образцов - на 37,5% и сортов растений - на 60%. Вместе с тем возросло количество зарегистрированных договоров
Рис. 1.
Объем регистрации договоров
0 передаче прав на объекты промышленной собственности за 1993-2015 гг.
■ Лицензионные договоры
о передаче права на использование объектов промышленной собственности
■ Договоры об уступке прав на объекты промышленной собственности
1 Договоры залога
■ Договоры комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)
4834
в отношении промышленных образцов - на 133,3% и полезных моделей - на 75%. На рис. 2 представлена динамика регистрации договоров о передаче прав на объекты промышленной собственности в 2011-2015 гг.
Согласно Закону Республики Беларусь от 30.12.2015 г. №343-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения», с 1 января текущего года юридически значимым действием является рассмотрение заявления о регистрации договора, а не его регистрация. В этой связи в случае отказа от регистрации патентная пошлина не возвращается. При заключении и регистрации договоров следует руководствоваться следующими основными нормативными актами:
■ Гражданский кодекс Республики Беларусь;
■ постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 г. №346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)»;
■ постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь
от 15.04.2009 г. №6 «Об утверждении инструкции о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)»;
■ Закон Республики Беларусь от 05.02.1993 г. №2181^
«О товарных знаках и знаках обслуживания»; Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 г. №160-З «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»;
■ Закон Республики Беларусь
от 13.04.1995 г. №3725^ «О патентах на сорта растений».
Перечень документов, необходимых для регистрации лицензионных договоров, установлен пп. 1.4.1-1.4.3. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 г. №346. Процедура осуществляется НЦИС в течение одного месяца с даты поступления документов.
Следует отметить, что 15.07.2016 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 05.01.2016 г. №352-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания». В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.12.2012 г. №1-3 «О присоединении Республики Беларусь к Сингапурскому договору о законах по товарным знакам», с этого момента возможна регистрация лицензионных
договоров на использование товарного знака путем подачи заявления без предоставления экземпляров договора.
В новой редакции изложен п. 2 ст. 24 Закона Республики Беларусь от 05.02.1993 г. №2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания», в соответствии с которым лицензионный договор, договор уступки исключительного права на товарный знак, договор о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, вступают в силу с даты их регистрации в патентном органе в установленном порядке, если договорами не предусмотрена более поздняя дата вступления их в силу. Вместе с тем положение о моменте вступления в силу договора не лишает сторон права распространить условия заключенного ими договора на отношения, возникшие до его заключения, в соответствии с п. 2 ст. 395 Гражданского кодекса (ГК).
Еще одно важное изменение в законодательстве касается лицензионных договоров на использование всех ОПС. В соответствии с ч. 2 ст. 985 ГК, не допускается безвозмездное предоставление права использования объекта интеллектуальной собственности в отношениях между коммерческими организациями, если иное не оговорено в законодательных актах.
Согласно ст. 392 ГК, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством. Если они после заключения и до прекращения действия договора изменились, то документы должны претерпеть изменения. Договоры, предусматривающие безвозмездное предоставление права
использования ОПС в отношениях между коммерческими организациями, должны быть приведены в соответствие с Законом Республики Беларусь от 05.01.2016 г. №352-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания».
Согласно п. 15 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 16.12.1999 г. №16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров», если сторонами соответствующие изменения в договор не будут внесены, то их утвердит экономический суд по иску заинтересованной стороны. При отсутствии обращений в экономический суд и невнесении изменений в договор самими сторонами участниками должна применяться соответствующая норма законодательства с момента введения ее в силу, если эта норма не является диспозитивной, применяемой, пока соглашением не установлено иное.
Отдельно необходимо упомянуть про договоры комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга). С юридической точки зрения это не только самые сложные виды соглашений, но и наиболее перспективные в практическом применении. Франчайзинг получил широкое распространение за рубежом, причем в самых различных областях экономической деятельности. Выгоден он как для компаний, расширяющих территорию своего представительства на рынке, так и для
фирм, получающих возможность запустить готовый бизнес в своей стране, а также для потребителя, который может купить товар или воспользоваться услугами известного бренда не только за рубежом, но и на родине.
В рамках белорусского законодательства в гл. 53 Гражданского кодекса введено понятие «комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)». Однако его правовому регулированию была посвящена всего одна статья ГК, где содержалось определение договора, а также было установлено, что он может быть заключен только в случаях, прямо предусмотренных законодательством, что затрудняло его применение на практике.
С принятием Закона Республики Беларусь от 18.08.2004 г. №316-3 «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь по вопросам регистрации недвижимого имущества, состава участников ассоциаций и союзов, комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), правового режима имущества крестьянского (фермерского) хозяйства» отношения франчайзинга получили более детальную регламентацию, что положительно повлияло на их развитие в стране.
В соответствии с п. 1 ст. 910 ГК по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный срок либо без указания срока лицензионный комплекс, включающий право использования фирменного наименования
правообладателя, других объектов интеллектуальной собственности, предусмотренных договором франчайзинга, а также нераскрытой информации в предпринимательской деятельности пользователя.
Следует отметить, что другие объекты интеллектуальной собственности (товарные знаки, изобретения, промышленные образцы, полезные модели и др.) не являются обязательным элементом предмета договора франчайзинга. На практике в поданных на регистрацию договорах, по аналогии с российским законодательством, иногда передаются права только на товарный знак и нераскрытую информацию. В таком случае Национальный центр отказывает в регистрации договора, так как предмет последнего не включает обязательного элемента - фирменного наименования правообладателя. Наличие товарного знака как обязательного элемента договора франчайзинга вместо фирменного наименования является дискуссионным и имеет немало сторонников.
Что же касается предоставления прав на нераскрытую информацию, то, согласно ст. 140 ГК, в отношении данной информации устанавливается режим коммерческой тайны и она должна соответствовать
558 561
485 298 401 318 339
238 238 258
15 25 10 40 35
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Рис. 2. Динамика регистрации договоров о передаче прав на объекты промышленной собственности в 2011-2015 гг.
■ Лицензионные договоры о передаче права на использование объектов промышленной собственности
И Договоры об уступке прав на объекты промышленной собственности
■ Договоры комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)
иным требованиям ГК и Закона Республики Беларусь от 05.01.2013 г. №16-З «О коммерческой тайне». Необходимо указывать перечень нераскрытой информации (например, руководства по ведению деятельности, по корпоративному стилю, рецептуры, технологии оказания услуг, методы продаж), а также предпринятые меры по охране данной информации. НЦИС отказывает в регистрации, если в договоре это не указано. Следует также обратить внимание, что, в связи с принятием Закона, нераскрытая информация не только выводится из перечня результатов интеллектуальной деятельности, но и исключается из системы ОПС (ст. 980 ГК) ввиду определения нераскрытой информации в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Поэтому при заключении договора франчайзинга надо помнить, что на данный момент нераскрытая информация отлична от такого права, как исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг (ст. 128 ГК).
В соответствии со ст. 910-2 ГК, договор франчайзинга заключается в письменной форме и также подлежит регистрации в НЦИС. Основными нормативными актами, которыми следует руководствоваться, являются Гражданский кодекс Республики Беларусь; упомянутые постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 г. №346; постановление ГКНТ от 15.04.2009 г. №6.
Если по договору франчайзинга передаются права
в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, указанные договоры также подлежат регистрации в Государственном реестре лицензионных договоров, договоров уступки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной собственности Республики Беларусь. Договором франчайзинга может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему лицензионного комплекса или части этого комплекса на условиях, согласованных им с правообладателем либо определенных в комплексной предпринимательской сублицензии (субфранчайзинг).
У лица, предоставляющего франшизу, важно проверять наличие прав на соответствующие ОПС. В практике встречаются ситуации, когда иностранные фирмы предоставляют второй стороне права заключать договоры субфранчайзинга. Они в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в патентном ведомстве. Также необходимо проконтролировать, зарегистрированы ли товарные знаки, права на которые передаются по договору франчайзинга на территорию Республики Беларусь (по национальной или международной процедуре регистрации).
По договору франчайзинга ГК устанавливает императивные обязанности для правообладателя и пользователя. Следует обратить внимание, что у последнего возникают обязанности не только перед правообладателем, но и перед третьими лицами - потребителями.
Одна из них - информирование покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что используется фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг на основании договора франчайзинга.
В соответствии со ст. 910-9 ГК, в случае изменения правообладателем своего фирменного наименования договор франчайзинга сохраняется и действует в отношении нового фирменного наименования правообладателя, если пользователь не расторгнет договор. В случае его продолжения пользователь вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения. Статьей 910-11 ГК установлено, что досрочное расторжение договоров франчайзинга, заключенных с указанием и без указания срока, подлежит регистрации в Национальном центре.
Таким образом, франчайзинг - это комплексный договор, включающий в себя условия различных видов договора, обязательными элементами которого являются фирменное наименование и нераскрытая информация. Однако в лицензионный комплекс договора могут быть включены и другие объекты интеллектуальной собственности. С каждым годом количество зарегистрированных договоров франчайзинга растет, что указывает на развитие такого вида предпринимательской деятельности и интерес к нему всех участников рынка: владельцев прав, пользователей и потребителей. СИ