Научная статья на тему 'ДОГОВОРНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАЗОМ ГРАЖДАН'

ДОГОВОРНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАЗОМ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГАЗОСНАБЖЕНИЕ / ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОЙ СЕКТОР / ДОГОВОРНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / ДОГОВОР ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукьяненко Владимир Евгеньевич, Соколов Артем Константинович

В настоящей статье рассматриваются правовые вопросы газоснабжения граждан. Раскрывается деятельность участвующих в газоснабжении организаций. Анализируются нормативные правовые акты в сфере газоснабжения и практика их применения. Рассмотрены отдельные научные положения о договорах и иных правовых средствах в сфере газоснабжения граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лукьяненко Владимир Евгеньевич, Соколов Артем Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRACTUAL AND LEGAL MEANS OF PROVIDING CITIZENS WITH GAS

This article discusses the legal issues of gas supply to citizens. The activities of the organizations involved in gas supply are disclosed. Regulatory legal acts in the field of gas supply and the practice of their application are analyzed. Separate scientific provisions on contracts and other legal means in the field of gas supply of citizens are considered.

Текст научной работы на тему «ДОГОВОРНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАЗОМ ГРАЖДАН»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_3_93 УКД 347.726

ДОГОВОРНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАЗОМ ГРАЖДАН CONTRACTUAL AND LEGAL MEANS OF PROVIDING GAS TO CITIZENS

ЛУКЬЯНЕНКО Владимир Евгеньевич,

доктор юридических наук, профессор, Ульяновский государственный университет. 432007, Россия, Ульяновская обл., г. Ульяновск, ул. Университетская Набережная, 1. E-mail: prof-Lu@yaandex.ru;

СОКОЛОВ Артем Константинович,

аспирант, Ульяновский государственный университет,

специалист по ремонту зданий и сооружений в Мэрии города Москвы.

432007, Россия, Ульяновская обл., г. Ульяновск, ул. Университетская Набережная, 1.

E-mail: sokol9307@mail.ru;

LUKYANENKO Vladimir Evgenievich,

Professor, Doctor of Law, Ulyanovsk State University.

432007, Russia, Ulyanovsk region, Ulyanovsk, Universitetskaya Embankment str., 1. E-mail: prof-Lu@yaandex.ru;

SOKOLOV Artem Konstantinovich,

Postgraduate student, Ulyanovsk State University,

specialist in the repair of buildings and structures in the Moscow City Hall. 432007, Russia, Ulyanovsk region, Ulyanovsk, Universitetskaya Embankment str., 1. E-mail: sokol9307@mail.ru

Краткая аннотация: В настоящей статье рассматриваются правовые вопросы газоснабжения граждан. Раскрывается деятельность участвующих в газоснабжении организаций. Анализируются нормативные правовые акты в сфере газоснабжения и практика их применения. Рассмотрены отдельные научные положения о договорах и иных правовых средствах в сфере газоснабжения граждан.

Abstract: This article discusses the legal issues of gas supply to citizens. The activities of the organizations involved in gas supply are disclosed. Regulatory legal acts in the field of gas supply and the practice of their application are analyzed. Separate scientific provisions on contracts and other legal means in the field of gas supply of citizens are considered.

Ключевые слова: газоснабжение, газораспределительные организации, коммунально-бытовой сектор, договорно-хозяйственные связи, договор энергоснабжения.

Keywords: gas supply, gas distribution organizations of communication, municipal sector, contractual and economic relations, power supply

contract.

Для цитирования: Лукьяненко В.Е., Соколов А.К. Договорно-правовые средства обеспечения газом граждан // Аграрное и земельное право. 2023. № 3(219). С. 93-96. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_93.

For citation: Lukyanenko V.E., Sokolov A.K. Contractual and legal means of providing gaz to citizens // Agrarian and Land Law. 2023. No. 3(219). pp. 93-96. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_93.

Статья поступила в редакцию: 13.02.2023

Постановка проблемы (профессор В.Е. Лукьяненко)

Главным результатом программ газификации за последние годы является устойчивый рост числа многоквартирных домов (МКД) граждан, чье внутриквартирное газовое оборудование (ВКГО) обеспечивается природным газом. Россия является одним из лидеров газового и нефтяного мирового рынка этих энергоресурсов. Объем «добычи нефти и газового конденсата в России по итогам 2021 года достиг 524,05 млн тонн, увеличившись на 2,2% относительно 2020-го». Увеличиваются поставки газа для внутри российских потребителей. Так, поставки российского трубопроводного газа в Китай в 2022 году выросли на 63,4% 1. Из указанного отчета ПАО «Газпром» видно, что в структуре поставок отдельно выделяются население и коммунально-бытовые потребители.

Развитие рыночных отношений в России привело к определенному изменению законодательства в сфере газоснабжения граждан, проживающих в многоквартирных домах (МКД). В этой сфере стали использоваться новые договорные формы, не упоминаемые в ст. ст. 539-548 ГК РФ. Таким договорами в сфере газоснабжения являются, например, договор на техприсоединение внутридомовой (внутриквартирной) газоснабжающей сети и газового оборудования абонента к уличному газопроводу транспортировщика газа-обычно газораспределительной организации, а также не учитывающие усложнение правоотношений по транспортировке газа от магистрального газопровода до уличного газопровода.

Одной из сторон договора транспортировки газа является транспортировщик газа (ГРО). Как известно, в апреле 2011 г. было образовано ОАО «Газпром-газораспределение». Именно транспортировщики газа через технологический комплекс различного оборудования, прежде всего труб среднего и малого диаметра, а также компрессоров и другого специального оборудования, обеспечивают передачу (прокачку) газа от магистральных газопроводов до уличных газопроводов. В целом технологический комплекс трубопроводов и газового оборудования, входящий в ОАО «Газпром газораспределение», позволяет обеспечить природным газом примерно: 25 млн. квартир, 18 тыс. промышленных предприятий, 40 тыс. котельных, 240 тыс. предприятий коммунально-бытового сектора, а также 4 тыс. объектов сельского хозяйства2.

В Правилах поставки газа в Российской Федерации 1998 г. все субъекты газоснабжения были разделены по определенным группам,

1 https://www.gazprom.ru/press/news/2022/july/article554546/.

2https://sever04.ru/press-center/news/detail.php?ID=1630.

участвующим в Единой системе газоснабжения потребителей, как в Российской Федерации, так и за ее пределами1. Однако это не единственные Правила в данной сфере. Есть Правил поставки газа для коммунально-бытовых нужд от 21.07.2008 г № 5492 ( в дальнейшем, Правила поставки № 549).

Из ч. 6 п.3 Правил № 549 можно сделать вывод, что перечень основных обязанностей поставщика (регионального ООО «Газ-проммежрегионгаз») закреплен в ч. 6 п. 3 Правил поставки газа 549. Так, поставщик газа (региональный Газпроммежрегионгаз) продает газ по договорам поставки всем покупателям своего региона согласно сложившимся в течение нескольких лет договорно-хозяйственным связям.

Услуги по транспортировке газа от газораспределительной сети до абонентов и потребителей газа по договору транспортировки газа обеспечивает не поставщик газа, а специальная газораспределительная организация (ГРО) - транспортировщик газа. Договоры транспортировки газа в интересах граждан с ГРО могут заключать и управляющие организации, обслуживающие многоквартирные дома согласно специальному Перечню, утвержденному Государственной службой жилищного надзора (сокращенно- Госжилинспекцией области). В Бурятии эти функции выполняет Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора3.

Степень раскрытия проблемы в научной юридической литературе в законодательстве (соискатель А.К. Соколов)

Научные вопросы правового регулирования газоснабжения граждан в большей или меньшей степени исследовались в диссертационных работах В. В. Башунова, Е. В. Блинковой, А. В. Горбунова, С.Д. Горевой, К.Б. Кузнецова, В. К. Маркова, Д.И. Михайлова, А.Ю. Москвич ева, А. А. Яхонтовой и др. Так, в диссертации А.Ю. Москвичева Гражданско-правовое регулирование договоров газоснабжения жилых помещений граждан (2009) имеется анализ договоров, обеспечивающих поставку и транспортировку газа для граждан, проживающих, как в индивидуальных, так и в многоквартирных домах (МКД). Однако в указанных диссертациях не изучены правовые акты, предусматривающие новые договоры: на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования (ВДГО) и внутриквартирного бытового газового оборудования (ВКГО); договор на аварийно-диспетчерское обеспечение ВДГО и ВКГО; договор на диагностирование ВДГО и ВКГО и др. Не исследованы Правила, изданные в 2012-2013 гг. и имеющие важное значение для повышения безопасности газоснабжения граждан, в частности, Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению» от 14.05.2013 №410. (в ред. от 6.10.2017 г.)4.

В силу действующих Правил поставки газа 1998 г (пост. Правительства № 162) и других нормативно-правовых актов (НПА) управляющая организация возлагает на себя определенные представительские функции по организации и заключению договоров транспортировки газа в интересах граждан-потребителей, проживающих домах. Это означает, что управляющая организация до заключения договора транспортировки газа с транспортировщиком газа (ГРО) заключает в интересах граждан договор поставки газа с поставщиком газа- с областным (краевым, республиканским) ООО «Газпроммежрегионгаз» и договор транспортировки газа с ГРО.

При указанной выше структуре договорно-хозяйственных связей по поставкам (транспортировке) газ подается в квартиры и дома граждан не напрямую от поставщика (поставщик всего лишь оптовый продавец газа для всех потребителей своего региона.-прим. автора), а от транспортировщика газа- ГРО до сетей домов граждан (или уличных газопроводов). Поэтому на стороне исполнителя по подаче газа для граждан фактически участвуют не одна организация (оптовый продавец-поставщик газа), например, Газпромежрегионгаз-Ульяновск), но еще и транспортировщик газа, например, Межрайнное Газпромраспределение в г. Ишеевка, Ульяновской области.

Бывает и так, что, например, управляющая организация не успела заключить договор поставки газа с поставщиком газа или договор транспортировки газа с ГРО. При такой сложной структуре правоотношений на стороне исполнителя на практике нередки случаи, когда по тем или иным причинам, например, неизвестны объемы поставок газа в многоквартирные дома, обслуживаемые одной управляющей организацией, поскольку все указанные и иные договоры на планируемый год участники правоотношений по поставкам и транспортировкам газа в данном районе не успели заключить.

Гораздо хуже бывает, когда транспортировщик газа по каким -то причинам не определен или отказывается заключать договоры транспортировки газа и иные договоры, сопутствующие договоры, например, договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового (ВДГО) и внутриквартирного бытового газового оборудования, который служит для обеспечения надлежащей безопасной и безаварийной эксплуатации (работы) бытового газового оборудования: внутриквартирных вводных труб, кранов, труб-опусков, газовых плит, газовых котлов и др., в так называемом нами «неаварийном режиме».

Для предотвращения аварий в указанной выше схеме газоснабжения граждан (структуре договоров) должен заключаться и договор-на аварийно-диспетчерское обеспечение АВДО бытового газового оборудования граждан и внутридомовой газовой трубы и кранов, который транспортировщик газа (ГРО) обязан заключить со специализированной сервисной организацией. Из-за каких-то причин некоторые договоры не заключены на новый, планируемый финансовый год. В результате это может привести к негативным последствиям для отдельных граждан-потребителей газа.

Проблема и в том, что организации, проводящие техническое обслуживание бытового газового оборудования в квартирах граждан, иногда нанимают специалистов без должной их подготовки и надлежащего правового оформления. Это приводит к ненадлежащему техобслужи-

1 Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 770.

2 Постановление Правительством РФ от 21.07.2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»//СЗ РФ. - 28.07.2008. -N 30, ч. 2. - Ст. 3635.

3 Постановление Правительства Республики Бурятия от 21 сентября 2015 г. N 460 // https://rsgji.ru/polozhenie/

4 См., например: Утвержденны Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410// СЗ РФ. - 27 мая 2013 г. - № 21. - Ст. 2648.

ванию и авариям. Так, произошло в г. Новосибирске в 2023 году. Взрыв газа произошел в пятиэтажке Новосибирска 9 февраля 2023 г. Взрыв частично разрушил два подъезда, в которых было не менее 30 квартир. По данным СМИ, погибли 13 человек, еще девять пострадали, двое из них находятся в тяжелом состоянии. По уголовному делу об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, задержаны 45-летняя и 25-летний жители Омской области. По версии следствия, они представлялись сотрудниками ООО «Межрегионгаз Сервис» и производили работы по техническому обслуживанию газовых плит в нескольких квартирах. Мужчина рассказал, что проводил осмотры газового оборудования в квартирах, однако работал неофициально — по договору найма.

Имеют место случаи, когда управляющая организация не заключила договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового (сокращенно договор на ТОИР со специализированной сервисной организацией -это третий (не последний) договор в рассматриваемой структуре правоотношений по газоснабжению граждан). В этой связи следует согласиться с высказанным в литературе выводом о том, что ответственность за организационные и технические проблемы, связанные с подачей энергии и энергоресурсов, должна нести газораспределительная организация, а не управляющая компания, обслуживающая жилой дом или ООО сервисгаз1. Вопрос в том, как это нужно сделать, какие правовые инструменты следует предусмотреть для надежного и безопасного газоснабжения граждан и надлежащего обслуживания бытового оборудования граждан и общих сетей соответствующего многоквартирного или иного дома. По этой проблеме есть разные мнения и предложения, которые не входят в предмет данной статьи.

В п. 15 Правил поставки газа от 21.07. 2008 г. № 549 перечислены информационные показатели, наиболее важные, в том числе, технические условия договора газоснабжения, а также некоторые фактические действия, которые стороны должны совершить с целью надлежащего и реального исполнения договора, в частности: место нахождения (место государственной регистрации отапливаемого дома или квартиры) -для юридического лица); размер (объем, площадь) отапливаемых жилых и нежилых помещений; состав и типы газоиспользующего оборудования (при наличии); тип установленного прибора учета газа (при наличии), место его присоединения к газопроводу; реквизиты договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении; розничная цена газа для населения, установленная уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ; правомочие поставщика газа изменять в одностороннем порядке розничную цену на газ в случае принятия уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ для населения акта, устанавливающего (изменяющего) соответствующие цены (тарифы) и др.

Если применять общую норму ч. 3 ст. 542 ГК РФ, то показатель об общей площади отапливаемых жилых и нежилых помещений нельзя признать существенным условием для договора газоснабжения МКД, поскольку гражданине согласно ч. 3 ст. 542 ГК РФ потребляют энергию и иные ресурсы для бытового потребления, в том числе газ, в необходимом им количестве. Как нам представляется, указанный показатель в договорах поставки и транспортировки газа только подтверждает, что граждане, проживающие в многоквартирном доме, не превысили те критерии, которые учитывались при составлении технических условий для подключения внутридомовых газовых сетей многоквартирного дома к сетям газораспределительной организации (ГРО).

В соответствии с п. 12. 1. Правил поставки газа 1998 г., определялись месячные, квартальные и годовые объемы поставки газа и (или) порядок их согласования, а также порядок изменения определенных договором объемов поставки газа. Правила же поставки газа № 549 от 2008 г. для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан предусматривают поставку газа, исходя из следующих принципов: а) обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа; б) поставки газа по фактической потребности; в) государственного регулирования розничных цен на газ, потребляемый населением, а том числе тарифов на его транспортировку (п. 2).

Обычно в договорах указывается, что цена на газ определяется в порядке, установленном законодательством РФ, и применяется со дня, указанного в соответствующем нормативном акте. Газоснабжающая организация имеет право в одностороннем порядке (без согласования с Покупателем) применить новую цену на газ в случае принятия уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ акта, устанавливающего (изменяющего) соответствующие цены. Поэтому при поставках газа для граждан, проживающих в МКД) условие о цене газа - нормативно-существенное требование, предопределяемое в административном порядке.

Таким образом, из проведённого анализа законодательства, работ исследований и исходя из сложившейся практики, можно сделать следующие выводы:

Правила №549 разделили единый процесс газоснабжения многоквартирных домов на три основные группы отношений: на поставку газа от газоснабжающей организации в некой точке или границе раздела сетей; договор транспортировки газа газораспределительной организацией, которая подает газ при организационном участии управляющей организации (ТСЖ, ЖСК) в газотранспортную сеть (трубу через стену дома) многоквартирного или иного дома; нормы ГК РФ о договоре собственно газоснабжения граждан - потребителей, оживающих в МКД; организационные нормы ЖК РФ и иных актов, определяющие ряд условий договоров, которые должна выполнить управляющая организация (ТСЖ, ЖСК) при организационном участии по подаче так называемого в подзаконных актах - коммунального ресурса конкретному гражданину-потребителю в МКД.

В настоящее время в действующих нормативно-правовых актах не достаточно ясно определен вопрос, о том, какая конкретно организация обязана заключать договор на техническое обслуживание и ремонт бытового (ТОиР) внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) с управляющей организацией или владельцем индивидуального дома-гражданином при смене сервисной организации и управляющей организа-

1 См., например: Лукьяненко В.Е., Москвичев А.Ю. Правовые проблемы обеспечения безопасного снабжения энергией и энергетическими ресурсами граждан и защиты их прав. /В.Е. Лукьяненко, А.Ю. Москвичев// Аграрное и земельное право. - 2011. - № 9. С. 71.

ции, которые также участвуют в организации газоснабжения граждан и техническом и безопасном обслуживании внутриквартирного бытового оборудования граждан (газовых плит, газовых котлов, водонагревателей и т.п.).

В настоящее время не определены основные организационные обязанности ответственного представителя от собственников квартир в многоквартирном доме в случаях отказа граждан многоквартирного дома согласно нормам ЖК РФ от управляющей организации (не исполняющей надлежащим образом требования ЖК и энергетического законодательства) на основании решения общего собрания собственников квартир в многоквартирных домах (МКД).

Требует уточнения момент заключения договора газоснабжения (при первоначальном подключении дома и при подключении, например , газовой плиты) с абонентом-управляющей организацией и с потребителем газа-гражданином. Между нормой абз. 1 ч. 1 ст. 540 ГК РФ и п/п 1-7 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ есть определенные противоречия1. Структура договорно-хозяйственных связей, с одной стороны, требует достижения оптимальной согласованности законодательства о поставках газа с законодательством о договорах оказания коммунальных услуг гражданам.

Между тем даже временное отсутствие заключенных названных выше договоров между всеми участниками рассматриваемых договорных правоотношений, пропуски установленных сроков техобслуживания или ремонтов внутридомового и внутриквартирного бытового газового оборудования (ВКГО), несвоевременное заключение договоров на ремонт и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО) и внутриквартирного бытового газового оборудования (ВКГО) граждан, а также договора на аварийно-диспетчерское обеспечение (АВДО) домов, а также возникающие преддоговорные споры и разногласия по способу управления МКД, необоснованные отказы обязанных лиц (их состав также однозначно не определен в правилах) от заключения необходимой системы (состава) договоров в рассматриваемой сфере -весе это препятствует надлежащему правовому обеспечению безопасного газоснабжения граждан. Противоречия в законодательстве не способствуют единству правоприменительной и судебно-арбитражной практики при разрешении дел в сфере газоснабжения граждан, проживающих в МКД.

Библиогра фия:

1. Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 770.

2. Постановление Правительством РФ от 21.07.2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граж-дан»//СЗ РФ. - 28.07.2008. - N 30, ч. 2. - Ст. 3635.

3. Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 №410// СЗ РФ. - 27 мая 2013 г. - № 21. - Ст. 2648.

4. .Лукьяненко В.Е., Москвичев А.Ю. Правовые проблемы обеспечения безопасного снабжения энергией и энергетическими ресурсами граждан и защиты их прав / В.Е. Лукьяненко, А.Ю. Москвичев // Аграрное и земельное право. - 2011. - № 9. С. 71.

5. Лукьяненко В.Е., Рамазанов М.Х., Москвичев А.Ю., Петренко В. В. Законодательство в сфере газоснабжения сельских поселений и многоквартирных домов // Аграрное и земельное право. - 2012. - №9 (93). - с. 37-45.

References:

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of February 5, 1998 No. 162 "On approval of the Rules for the supply of gas in the Russian Federation" // SZ RF. 1998. No. 6. St. 770.

2. Resolution of the Government of the Russian Federation of 21.07.2008 No. 549 "On the procedure for the supply of gas to meet the communal needs of citizens"//NW RF. - 28.07.2008. - N 30, part 2. - St. 3635.

3. Rules for the use of gas in terms of ensuring safety when using and maintaining indoor and indoor gas equipment when providing utility services for gas supply", approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 14.05.2013 No. 410// SZ RF. - May 27, 2013 - No. 21. - Article 2648.

4. .Lukyanenko V.E., Moskvichev A.Yu. Legal problems of ensuring safe supply of energy and energy resources to citizens and protection of their rights / V.E. Lukyanenko, A.Y. Moskvichev// Agrarian and land law. - 2011. - No. 9. p. 71.

5. Lukyanenko V.E., Ramazanov M.H., Moskvichev A.Yu., Petrenko V. V. Legislation in the field of gas supply of rural settlements and apartment buildings // Agrarian and land law. - 2012. - №9 (93). - pp. 37-45.

1 Согласно ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; 1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; П. 5 ч. 2 ст. 153 признан частично не соответствующей Конституции РФ Постановлением КС РФ от 28.12.2021 N 55-П. О правовом регулировании до внесения соответствующих изменений см. п. 8.3 указанного Постановления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.