Научная статья на тему 'Договор на оказание образовательных услуг'

Договор на оказание образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
709
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ДОГОВОР / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ЛИЦЕНЗИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенихин В. В.

Оказание платных образовательных услуг осуществляется образовательным учреждением на основании договора. В статье рассказано как учитываются при налогообложении доходы и расходы, возникшие при заключении такого договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Договор на оказание образовательных услуг»

Налогообложение

ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Оказание платных образовательных услуг осуществляется образовательным учреждением на основании соответствующего договора. Наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления на договорной основе должны быть обязательно указаны в уставе образовательного учреждения. Об этом сказано в подп. «ж» п. 1 ст. 13 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Если образовательное учреждение является государственным или муниципальным, то оно должно учесть, что к платным образовательным услугам можно отнести только услуги, перечисленные в п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (далее — Правила № 505):

— обучение по дополнительным образовательным программам;

— преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

— репетиторство;

— занятия по углубленному изучению предметов;

— подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования и другие услуги.

Заметим, что перечисленные виды услуг должны предоставляться только сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся и не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Обратите внимание, государственные или муниципальные образовательные учреждения

не вправе отнести к платным образовательным услугам:

— снижение установленной наполняемости классов (групп);

— деление классов на подгруппы при реализации основных образовательных программ;

— реализацию основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;

— факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

Привлечение на указанные цели средства организаций или граждан, имеющих намерение заказать либо заказывающих образовательные услуги для себя или для несовершеннолетних граждан, либо получающих образовательные услуги лично (далее — потребители), не допускается.

Также государственным или муниципальным образовательным учреждением не могут быть оказаны платные образовательные услуги взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ, учебных планов федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, атакже в рамках образовательных стандартов и требований), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. На это указывает п. 5 Правил № 505.

Договор об оказании платных образовательных услуг заключается по формам, утвержденным приказами Минобразования России от 10.07.2003

№ 2994 «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования» (далее — Приказ № 2994) и от 28.07.2003 № 3177 «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования» (далее — Приказ № 3177).

Заметим, что в указанных приказах установлены примерные формы договоров об оказании платных образовательных услуг. Причем в Приказе № 2994 приведены примерные формы договоров в сфере общего образования с:

— государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями (приложение №1);

— негосударственными образовательными организациями (приложение № 2);

— индивидуальным предпринимателем (приложение № 3).

В Приказе № 3177 приведена примерная форма договора об оказании платных услуг в сфере профессионального образования.

Договор составляется по общему правилу согласно пп. 14,15 Правил № 505 в письменной форме в двух экземплярах, один из которых остается у образовательного учреждения. Договор может быть составлен в трех экземплярах, если у обучающегося имеется законный представитель, который вносит плату за обучение.

В связи с тем, что договор об оказании платных образовательных услуг является разновидностью гражданско-правового договора о возмездном оказании услуг — п. 2 ст. 779 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) — такой договор должен соответствовать основным требованиям, предъявляемым к гражданско-правовым договорам.

Как все юридические лица, образовательное учреждение обязано вести, в том числе, налоговый учет доходов и расходов. Причем налоговый учет доходов и расходов образовательные учреждения ведут в порядке, определенном гл. 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ доходы по налогу на прибыль организаций определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Расходами в силу ст. 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265

НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

К доходам по налогу на прибыль организаций, в соответствии с подп. 1п.1 ст. 248 НК РФ, в частности, относятся доходы от реализации услуг. Напомним, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Об этом сказано вп.5 ст. 38 НК РФ.

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, на что указывает п. 1 ст. 249 НК РФ.

В силуп. 2ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за услуги, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. При этом образовательное учреждение может использовать для признания доходов и расходов метод начисления, который установлен ст. 271, 272 НК РФ или кассовый метод, предусмотренный ст. 273 НК РФ.

Если образовательное учреждение признает доходы и расходы методом начисления, то в соответствии со ст. 39 НК РФ в целях исчисления прибыли выручка должна включаться в состав доходов от реализации по мере передачи результатов услуг вне зависимости от порядка расчетов по договору, что следуетиз п. Зет. 271 и ст. 316 НК РФ.

Заметим, что при получении денежных средств в порядке предварительной оплаты, учреждения, определяющие доходы и расходы по методу начисления, не учитывают указанные средства при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Такой порядок предусмотрен подп. 1 п. 1 ст. 251 НКРФ.

Если образовательное учреждение по налогу на прибыль использует кассовый метод, то суммы, получаемые от потребителей образовательных услуг, признаются в момент их получения. Поскольку при использовании кассового метода датой получения дохода для целей налогообложения прибыли считается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу учреждения, а также день погашения задолженности перед учреждением иным способом. Об этом сказано в п. 2 ст. 273 НК РФ.

Однако в НК РФ предусмотрено ограничение применения кассового метода учета доходов и расходов. Так, учреждения имеют право на определение даты получения доходов (осуществления расходов) по кассовому методу, если в среднем за

предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций не превысила 1 млн руб. за каждый квартал, что следует из п. 1 ст. 273 НК РФ.

В силу того, что при кассовом методе размер выручки жестко ограничен, применение данного метода образовательным учреждением скорее исключение, чем правило.

Общепринятым методом признания доходов и расходов является метод начисления, доходы при котором определяются в соответствии со ст. 271 НКРФ.

Как правило, услуги по образованию имеют длительный характер, поэтому учреждение вправе распределять доходы самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. На это указывает п. 2 ст. 271 НКРФ. Если договор об оказании платных образовательных услуг предусматривает поэтапную сдачу услуг и устанавливаются сроки сдачи этапов, то специальный порядок определения доходов и расходов в этом случае не применяется. Действует обычный порядок признания доходов от реализации, установленный п. 1 ст. 271 НК РФ, согласно которому доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Что касается расходов, то они в силу п. 1 ст. 272 НК РФ по методу начисления признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318—320 НК РФ.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, налогоплательщик распределяет расходы самостоятельно.

Договором может быть предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода, и при этом не предусмотрено поэтапной сдачи услуг. В этом случае расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Если договором предусмотрена поэтапная реализация услуг, то расходы следует учитывать пропорционально доходам того налогового периода, в котором будет отражена поэтапная реализация услуг.

Обратите внимание, что принципы и методы, в соответствии с которыми учитывается доход от реализации и признаются расходы, должны быть утверждены образовательным учреждением в учетной политике для целей налогообложения.

Если учреждение является бюджетным, то оно обязано вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. При этом иными источниками признаются доходы от коммерческой деятельности, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы. Осуществляется учет доходов и расходов бюджетным образовательным учреждением в порядке, установленном НК РФ. Данное положение установлено ст. 321.1 НК РФ.

Бюджетным образовательным учреждениям следует обратить внимание на ст. 251 НК РФ, в которой определен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному источником финансирования или федеральными законами, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям.

Пунктом 2 ст. 321.1 НК РФ определено, что в составе расходов бюджетных учреждений не учитываются расходы, производимые за счет средств, полученных в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников.

В связи с этим, если средства целевого финансирования бюджетным образовательным учреждением расходуются в соответствии с назначением и на условиях, на которых они предоставлялись, то они не учитываются в целях исчисления налога на прибыль.

Обратите внимание, если бюджетное учреждение раздельный учет не ведет, то средства целевого финансирования облагаются налогом на прибыль организаций с даты их получения.

В статье 149 НК РФ перечислены образовательные услуги, которые не подлежат налогообложению. К ним относятся услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях. Отметим, если

учреждение применяет льготы по данному основанию, то могут возникнуть спорные моменты, связанные с наличием лицензии. На сегодняшний день между специалистами налоговой службы нет единого мнения о том, должен ли детский сад, оказывающий услуги по содержанию детей, иметь лицензию. Неоднозначной по этому вопросу является и арбитражная практика.

В постановлении от 03.04.2008 № АЗЗ-7388/07-Ф02-1225/08 по делу № АЗЗ-7388/07 ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях не являются образовательными, поэтому отсутствие лицензии не лишает детское дошкольное учреждение права на использование льготного налогового режима.

Вместе с тем в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.03.2005 № Ф04-1359/2005(9541-А27-6) установлено, что операции, связанные с оказанием услуг по содержанию детей в дошкольном учреждении и проведению учебно-воспитательного процесса, освобождаются от налогов только при наличии у такого дошкольного учреждения лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Следовательно, по мнению автора, необходимость лицензирования у детского дошкольного учреждения возникает только в том случае, если оно является самостоятельным юридическим лицом и признается образовательным учреждением. Во всех иных случаях лицензия не нужна. Заметим, что такой вывод можно сделать и на основании письма Рособразования от 13.09.2007 № 01-52-908/12-13.

Поэтому лицензия необходима только в тех случаях, когда законодательство предусматривает лицензирование данного вида деятельности. Если же в соответствии с законодательством деятельность не лицензируется, то льгота предоставляется без лицензии.

Не подлежат налогообложению и услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также

услуг по сдаче в аренду помещений (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

При этом под некоммерческой образовательной организацией, как разъясняет УФНС России по г. Москве в письме от 30.06.2003 № 24-11/29025, понимается государственная (или муниципальная), а также негосударственная образовательная организация, созданная в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций и осуществляющая образовательную деятельность при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Следовательно, воспользоваться данной льготой могут как государственные, так и негосударственные некоммерческие учреждения, и лишь по тем услугам, на оказание которых требуется лицензия. В связи с этим, если учреждение проводит платные образовательные услуги в формеразовыхлекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, то, как отмечает Минфин России в письме от 27.08.2008 № 03-07-07/81, указанные услуги не освобождаются от налогообложения. К аналогичному выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 14.01.2008 по делу № А56-21648/2006.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1.

2. Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505.

3. Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования: приказ Минобразования России от 10.07.2003 № 2994.

4. Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования: приказ Минобразования России от28.07.2003 № 3177.

5. Письмо Минфина России от 27.08.2008 № 03-07-07/81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.