бизнеса, 2002. - 202 с. - ISBN 5-8309 -0049-1.
3. Лактионов, А.В. Информационное общество / А.В. Лактионов - АСТ. Мидгард, 2004. - 507 с. - ISBN: 5-17022346-3.
© Керимова Б., 2024
УДК 33
Кочумова А.
Старший преподаватель Туркменского государственного института Финансов,
г. Ашхабад, Туркменистан Адинов А.
Студент
Туркменского государственного института Финансов,
г. Ашхабад, Туркменистан
ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Добровольное страхование является основой функционирования современных развитых и развивающихся рынков. Все функционирующие страховые организации в стране оказывают услуги добровольного страхования.
Существует множество факторов, препятствующих более широкому распространению добровольного страхования и повышению его социально-экономического значения. По нашему мнению, основные проблемы дальнейшего развития добровольного страхования обусловлены (рис.1):
Рисунок 1 - Основные проблемы дальнейшего развития добровольного страхования
Недостаточный уровень страховой культуры большей части потребителей страховых услуг существенно ограничивает использование и развитие механизмов страховой защиты, что в основном обусловлено особенностью и условиями становления рыночной экономики в стране, определившими
недоверие к кредитно-финансовым институтам и к страховым услугам, в частности недостаточностью информации о страховании и субъектах страхового дела в СМИ, недостаточно квалифицированным менеджментом страховой отрасли, низким уровнем жизни значительной части населения, слабым развитием сфер малого бизнеса и предпринимательства, коротким горизонтом финансового планирования домохозяйств и хозяйствующих субъектов.
Некоторые из указанных проблем решить довольно тяжело, например, проблему низкого уровня жизни населения, экономической стагнации. Другие же проблемы (повышение страховой культуры, качества урегулирования страховых случаев, обеспечения лояльности клиентов, повышение эффективности борьбы с мошенничеством, оптимизация тарифной политики, нормализация убыточности могут быть решены за счет консолидации усилий страхового сектора и государства.
Таким образом, перспективы развития добровольного страхования во многом связаны с преодолением кризисных явлений в экономике, совершенствованием государственного регулирования страхового рынка, а также повышением качества и эффективности деятельности страховщиков. Внесение поправок в нормативно-правовые акты должно быть нацелено на создание условий, обеспечивающих развитие добровольных видов страхования, включая форму взаимного.
Развитие деятельности страховщиков в сфере добровольного страхования должно быть основано на разработке широкого спектра актуальных и эффективных страховых программ, повышении клиентоориентированности и индивидуализации обслуживания на основе внедрения новейших цифровых технологий (мобильные приложения, телематика, блокчейн, big datа и т.д.). Новые технологии позволяют повысить эффективность страхового дела и качество страхового обслуживания, существенно удешевить страховые услуги, снизить уровень мошенничества, поэтому страховщикам следует активнее внедрять их в свою деятельность.
Развитие каналов продаж должно быть направлено на повышение уровня охвата страхового рынка и оптимизацию аквизиционных расходов. Необходимо снижать долю банковского канала, повышая долю прямых продаж, включая онлайн, шире использовать рекламу страховых продуктов. Ценовая политика должна быть направлена на привлечение и удержание клиентов, обеспечение роста прибыли за счет расширения охвата страхового поля и инвестиционного дохода. Широкое использование системы скидок, акционных предложений позволит привлечь новых страхователей.
Создание единой базы данных по рискам, соответствующей IT-системы и программного обеспечения позволит на качественно новом уровне подойти к формированию национальной системы добровольного страхования, снизить прямое участие государства в возмещении ущерба. В этой связи необходимо принять меры по ускорению создания национального риск-офиса. Не менее важной задачей является дальнейшее использование всех возможных способов повышения страховой грамотности и страховой культуры потенциальных потребителей. Все эти меры позволят повысить спрос и более качественно удовлетворять потребности потребителей в защите их имущественных интересов.
Список использованной литературы:
1. Информационно-аналитические материалы «Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков, 2017 год»;
2. Шишкина Д.А., Преображенский Б.А. Проблемы кредитования и необходимость государственной финансовой поддержки российских сельхозпроизводителей // Факторы успеха, 2015;
3. Ахвледиани Ю.Т. Тенденции и перспективы развития страхового бизнеса, 2016.
© Кочумова А., Адинов А., 2024