Volunteering of students of pedagogical universities: results of an all-Russian study
Aldakimova Olga Viktorovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor
Gerlakh Irina Vitalievna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor
Khlopkova Victoria Mikhailovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor
Armavir State Pedagogical University, Armavir
The purpose of the study is to identify the degree of involvement of students of pedagogical universities in volunteer activities. The scientific novelty of the study lies in the development of diagnostic materials and the formulation of recommendations for the creation of volunteer (volunteer) centers on the basis of pedagogical universities. As a result, conclusions were drawn about the reasons for volunteering (volunteering) of students of pedagogical universities, the composition of the subjects of influence on the decision of students to engage in volunteering (volunteering), the content of their volunteer activities, planning by students of pedagogical universities to continue volunteering (volunteer) activities after graduation and the frequency of participation by students of pedagogical universities in voluntary work.
Keywords: volunteerism; students; youth; pedagogical university; professional training; traditional values; civil society; volunteer (volunteer) center.
Цитировать: Алдакимова О.В., Герлах И.В., Хлопкова В.М. Добровольчество студентов педагогических вузов: результаты всероссийского исследования // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 260-266. EDN: MRPZGN. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.47
Алдакимова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент
Герлах Ирина Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент
Хлопкова Виктория Михайловна, кандидат исторических наук, доцент
Армавирский государственный педагогический университет, Армавир
Цель исследования – выявить степень вовлечённости студентов педагогических вузов в волонтерскую деятельность. Научная новизна заключается в разработке диагностических материалов и формулировке рекомендаций по созданию добровольческих (волонтёрских) центров на базе педагогических вузов. В результате сделаны выводы о причинах добровольчества (волонтерства) студентов педагогических вузов, составе субъектов влияния на решение студентов заниматься добровольчеством (волонтерством), содержании их волонтерской деятельности, планировании студентами педагогических вузов продолжения добровольческой (волонтерской) деятельности после окончания обучения и частоте участия студентами педагогических вузов в добровольческой (волонтёрской) работе.
Ключевые слова: добровольчество; студенты; молодёжь; педагогический вуз; профессиональная подготовка; традиционные ценности; гражданское общество; добровольческий (волонтёрский) центр.
УДК 371.135
5.8.1
Алдакимова О.В., Герлах И.В., Хлопкова В.М.
Добровольчество студентов педагогических вузов: результаты всероссийского исследования
Введение
Одним из важнейших факторов становления демократического правового государства является развитие гражданского общества, основу которого составляет сознательное добровольное участие граждан в общественной жизни страны. В практическом измерении это означает, что уровень развития гражданского общества, укрепление гражданственности, решение многочисленных социальных проблем напрямую зависят от степени вовлечённости граждан в общественно полезную деятельность на добровольных началах (добровольческую деятельность). Системное развитие и поддержка добровольчества - признанный способ объединения усилий и ресурсов общества и государства в решении общих социальных задач.
Значимую роль в развитии добровольческого движения играет студенческая молодежь, которая «осуществляет преимущественно профессионально-ориентированное волонтерство, содействующее формированию не только гуманистической ориентации личности, социальной ответственности, но и профессиональной направленности, компетентности» [9].
Цель исследования структурировала следующие задачи: 1) рассмотреть мотивы добровольчества (волонтерства) студентов педагогических вузов; 2) установить состав субъектов влияния на решение студентов педагогических вузов заниматься добровольчеством (волонтерством); 3) раскрыть содержание волонтерской деятельности студентов педагогических вузов; 4) установить наличие планирования студентами педагогических вузов продолжения добровольческой (волонтерской) деятельности после окончания обучения; 5) выявить частоту участия студентов педагогических вузов в добровольческой (волонтёрской) работе.
5 февраля 2018 г. Президент России В.В. Путин подписал закон о статусе волонтерских организаций, что позволило создать основу для развития устойчивой системы поддержки добровольчества в России [5, с. 3]. Основной целью создания волонтерского движения, стимулирующего формирование качеств социальной ответственности у молодежи, является идея переустройства мира, его гуманизации и воспитания людей в духе взаимопомощи, взаимоуважения и поддержки. Поэтому «важно в процессе подготовки будущих педагогов уделить внимание такой задаче, как приобщение студентов к волонтерской социально ответственной деятельности» [4].
Волонтерская деятельность студентов – «особая форма их отношения к миру, отражающая готовность и способность тратить личные ресурсы ради общественных целей и способствующая формированию их ценностных ориентаций и социального опыта» [1]. Она позволяет «удерживать баланс между личностным, субъект-субъектным началом проявления волонтерской активности и массовым, субъект-объектным подходом в культивировании этой активности в молодежной среде» [7].
К изучению молодёжного добровольчества в отечественной и зарубежной социально-педагогической практике, в том числе, в рамках общественных объединений, обращались такие исследователи, как О.В. Решетников, М.О. Костюченко, Г.П. Бодренкова, Г.Г. Николаев, В.Р. Каримов, Л.А. Сивицкая, О.Б. Скрябина, Е.Л. Федотова, С.Б. Шаргородская и др. Многие из них указывают на существующие противоречия между современными требованиями к развитию социальной активности студенческой молодежи и отсутствием научно обоснованной модели ее эффективного формирования в воспитательном процессе вуза; между педагогическим потенциалом волонтерской деятельности и недостаточным его использованием в процессе развития социальной активности студентов [3]. Данные противоречия требуют безотлагательного разрешения.
В 2019 году, в рамках реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, в учебные планы российских педагогических вузов были введены такие дисциплины, как «Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО» и «Волонтерское сопровождение лиц с инвалидностью» [6]. В процессе изучения данных дисциплин будущие педагоги получают теоретические знания о добровольчестве (волонтерстве) как ресурсе личностного роста и общественного развития. У них происходит формирование представлений о мотивации добровольцев и многообразии добровольческой деятельности, в том числе, в области оказания психологической помощи индивиду, группе, организации с использованием традиционных методов и технологий. Студенты приобретают практические навыки в сфере организации труда добровольцев (волонтеров), взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями, органами власти и подведомственными им организациями на основе толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
Следовательно, одной из самых перспективных тенденций профессионального педагогического образования становится «формирование волонтёрской компетенции будущего учителя, которая предполагает создание современного образовательного пространства, основанного на добровольном выборе форм деятельности, доверии к молодым людям, ориентированного на гармоничное сочетание общечеловеческих ценностей и национальных идей гуманизма, инициативности, профессионально-педагогической солидарности» [2].
9 ноября 2022 года Президент Российской Федерации подписал Указ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», который большинством добровольческих организаций, центров и отрядов был воспринят как руководство к действию, призывающее разрабатывать и реализовывать разнообразные социально-педагогические проекты, направленные на трансляцию в общество таких ценностей, как жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России [8].
Все вышеперечисленные преобразования легли в основу исследования, которое в 2022 г. было проведено сотрудниками Армавирского государственного педагогического университета с целью выявления вовлечённости студентов педагогических вузов в волонтерскую деятельность.
Для осмысления полученных данных нами были применены следующие методы исследования: опрос с применением полузакрытых и закрытых вопросов, регистрация, обобщение данных, а также математические и статистические методы в форме ранжирования, рейтингового оценивания и расчета процентных соотношений.
Основная часть
В исследовании приняли участие 1427 будущих педагогов из 10 регионов РФ: Москва, Краснодарский, Красноярский и Хабаровский края, Курганская, Оренбургская, Тверская, Тульская и Ярославская область, Республика Удмуртия. По итогам проведённого исследования были получены следующие результаты.
1. Обобщенная характеристика респондентов.
77,7% опрошенных составляют девушки, а 22,3% - юноши. 97,4% опрошенных – студенты бакалавриата, а 2,6% - магистратуры. 99,4% респондентов обучаются по очной форме обучения, 0,6% - по очно-заочной форме обучения. 21,8% респондентов совмещают обучения в вузе с работой, 32,3% - планируют такое совмещение, а 45,8% - ответили отрицательно. 24,6% опрошенных обучающихся состоят в волонтерской организации вуза, 5,9% - состоят в общественных организациях, а 69,4% - занимаются волонтёрской деятельностью самостоятельно.
2. Причины добровольчества (волонтерства) респондентов.
Большой интерес для исследования представляет мотивация участия студентов в добровольческой деятельности, причины их вовлечённости в акты социального служения. Мы изучили данный вопрос, предоставив респондентам выбрать наиболее значимый для них мотив из предложенного перечня, с возможностью указать свой вариант, полученные данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Причины добровольчества (волонтерства) респондентов
Мы ранжировали данные, представленные на диаграмме 1. Среди ответов респондентов на вопрос «Почему Вы занимаетесь добровольчеством (волонтерством)?» первое место занимает «альтруизм» (удовольствие от помощи другим людям) (46,6%), на втором месте – «получение новых навыков и знаний» (41,3%), на третьем – «развитие навыков социального взаимодействия» (полезные связи и знакомства) (37,3%), на четвёртом – «самореализация» (34,8%), на пятом – «творческое и интеллектуальное развитие» (26,6%), на шестом – «получение опыта работы» (22,3%), на седьмом – «удовлетворение потребности в общении» (16,5%), на восьмом – «повышение профессионализма (квалификации)» (12,2%), на девятом – «социальное поощрение» (общественная благодарность, премии, награды и т.п.) (11,7%), на десятом – «социальная значимость и имидж» (9,3%).
Таким образом, мы видим, что для студентов педагогических вузов приоритетными мотивами являются те, которые связаны с получением морального удовлетворения от волонтерской деятельности и саморазвитием, в том числе, как профессионалов, расширением социальных связей. Социальное поощрение и имидж важны для них в меньшей степени, т.к. они пока ещё не находятся в центре общественного внимания.
3. Субъекты влияния на решение респондентов заниматься добровольчеством (волонтерством).
Нам представляется значимым понимание того, как будущие педагоги приобщаются к идеям социального служения, кто или что оказывает на них воздействие, формирует их мотивацию. Поэтому мы посчитали важным установить, кто оказал влияние на решение респондентов заниматься добровольчеством (волонтерством)? Полученные данные представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Субъекты влияния на решение респондентов заниматься добровольчеством (волонтерством)
Данные диаграммы 2 мы также ранжировали. На первом месте составленного нами рейтинга субъектов влияния на решение респондентов заниматься добровольчеством (волонтерством), находится вариант ответа «принял решение самостоятельно» - 60,5% респондентов, на втором месте ответ «знакомые, друзья, родственники», его выбрали 27,9% опрошенных, на третьем месте вариант ответа «педагоги» - 21,5%, на четвёртом – «волонтерская организация образовательной организации, в которой обучаются респонденты» - 17,8%, на пятом месте – «СМИ, социальные сети», его выбрали 13,2% респондентов, на шестом месте – «инициативная группа», этот ответ указали 6,3% опрошенных, на седьмом месте – «некоммерческая/общественная организация» (СО НКО) – 3,1% студентов и на восьмом месте ответ «органы власти» - 2,1% опрошенных.
Таким образом, мы видим, что профильные организации (волонтёрские центры и СОНКО) не оказывают существенного влияния на вовлечение будущих педагогов в социальное служение, а решения такого рода принимаются студентами под влиянием личностных интересов.
4. Содержание волонтерской деятельности респондентов.
В контексте нашего исследования значительный интерес представляет информация о содержании волонтерской деятельности респондентов. Результаты опроса представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Содержание волонтерской деятельности респондентов
Мы ранжировали данные диаграммы 3 и увидели, что в первую группу, набравшую наибольшее количество выборов, респонденты включили следующие виды волонтёрской деятельности: помощь животным - 35,9% респондентов, культурно-просветительской деятельностью - 33% опрошенных, экологическое добровольчество - 28,9% участников опроса, помощь пожилым людям - 26% студентов, гражданско-патриотическую деятельность (в том числе, работу в рамках движения «Волонтёры Победы») - 24,6% респондентов и событийное добровольчество - 22,8%.
Во вторую группу по содержанию деятельности могут быть включены такие как: содействие добровольческой (волонтерской) деятельности - 18,5%, деятельность в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения - 18,3%, донорство - 14,5%, спортивное добровольчество - 14,2%, помощь инвалидам - 13,1%, работа с детьми-сиротами, детьми в ТЖС - 12,7%, деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды ЗОЖ - 11,7%, поддержка общественно значимых детских и молодежных инициатив и общественных организаций – 11%, сохранение традиционных ценностей - 10,8%.
В третью группу вошли такие направления деятельности, как: социальная реклама - 8,1%, помощь лицам без определенного места жительства - 6,7%, реставрационные работы и охрана зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения - 5,2%, профилактика социально опасных форм поведения граждан - 4,8%, добровольчество в ЧС - 3,5%, предотвращение религиозных, межнациональных и социальных конфликтов - 3,3%, деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 3,4%, юридическая помощь и правовое просвещение населения - 2,3%.
Полученные результаты вызывают вопрос: «Почему в приоритетные направления работы волонтёров – будущих педагогов не вошла работа с детьми?». Вероятно, причиной является слабая организация такой деятельности на базе педагогических вузов. Студенты, в большей степени, самоорганизуются, в этом случае проще оказывать помощь животным или в сфере экологии, а работа с детьми требует специальной организации с помощью педагогов.
5. Планирование респондентами продолжения добровольческой (волонтерской) деятельности после окончания обучения в вузе.
Одной из важных задач развития добровольческого движения является не только привлечение, но и «удержание» волонтёров, создание таких условий добровольческого труда, которые вызовут у них желание заниматься данной деятельностью на протяжении многих лет, вовлекая других людей, не бросать добровольчество после окончания вуза, если занимался им в студенческие годы. Поэтому в опросник мы включили вопрос «Планируете ли Вы продолжить добровольческую (волонтерскую) деятельность после окончания обучения в вузе?», ответы на который позволят нам составить перспективную картину, связанную с добровольчеством взрослых профессионалов. Полученные данные представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Планирование респондентами продолжения добровольческой (волонтерской) деятельности после окончания обучения в вузе
Представленные на диаграмме 4 данные мы выстроили по убыванию выборов ответов: да, планирую регулярно заниматься данной деятельностью (16,5%), планирую, и хочу выйти на новый уровень в этой деятельности (стать лидером добровольческой (волонтерской организации, открыть НКО и т.д.) (5,4%), планирую заниматься время от времени, когда в этом будет необходимость (25,3%), не исключаю этого, если удастся совмещать с работой 27%), нет, не планирую (25,7%).
6. Частота участия респондентов в добровольческой (волонтёрской) работе.
Как мы уже говорили выше, одной из центральных проблем развития добровольческого движения является организация системного добровольчества, предполагающего включение граждан в данную деятельность на регулярной, а не разовой основе. Студенческая молодёжь обладает необходимым потенциалом волонтёрской активности, поэтому мы попросили респондентов оценить, как часто они занимаются добровольческой деятельностью. Результаты опроса отражены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Частота участия респондентов в добровольческой (волонтёрской) работе
На рисунке 5 показано, что, отвечая на вопрос «Как часто Вы участвуете в добровольческой (волонтёрской) работе?», респонденты отметили следующее (ответы выстроены по убыванию результата): от случая к случаю (бывают длительные перерывы в добровольческой деятельности) (36%), участвовал только однажды (26,6%), несколько раз в месяц (17,3%), несколько раз в год (10,4%), раз-два в неделю (7,5%), ежедневно (2,2%).
Заключение
Таким образом, проанализировав полученные данные, мы увидели, что студенты педагогических вузов, обладая большим волонтёрским потенциалом и энтузиазмом, работают в качестве добровольцев, в первую очередь, не с детьми различных категорий, нуждающихся в помощи, чтобы развивать свои профессиональные умения и навыки, как это следовало ожидать, а с животными или в экологической сфере. Оценивая при этом на довольно-таки среднем уровне социальную значимость своей волонтёрской деятельности и удовлетворённость ею. Многие из опрошенных отмечают, что участвуют в добровольческой деятельности изредка, время от времени, случайным образом. Четверть респондентов указывает, что после окончания вуза не планирует продолжать заниматься добровольчеством.
Мы задали себе вопрос о причинах такой ситуации и нашли ответ в следующих результатах опроса: большинство студентов отмечает, что в волонтёрское движение их вовлекли не добровольческие центры, действующие на базе вузов, и не СО НКО, а они самостоятельно включились в эту работу или их привлекли друзья, «за компанию». В этом случае, действительно, организационно гораздо проще заниматься решением проблем, связанных с животными или природными объектами, имея к ним свободный доступ, чем детьми, которые находятся в образовательных, сиротских, медицинских или иных социальных учреждениях, где требуется достижение предварительной договорённости с руководством, получение разрешений, заключение договоров о сотрудничестве и т.п. Самостоятельно студентам очень сложно решить такие задачи, это возможно только при поддержке вуза или общественной организации.
Следовательно, для раскрытия и эффективного, рационального использования студенческого добровольческого потенциала, достижения максимальной результативности и удовлетворённости, повышающей мотивацию студентов-волонтёров, необходимо организовывать на базе педагогических вузов не просто волонтёрские отряды, а добровольческие (волонтёрские) центры, осуществляющие грамотную, методически проработанную, научно обоснованную деятельность по вовлечению студентов в системное добровольчество.
Функционал сотрудников таких центров должен включать в себя:
- составление баз данных потенциальных объектов заботы и благополучателей, социальных партнёров и волонтёров, информацию об их умениях, навыках, интересах, желаемой степени вовлечённости в добровольческий труд;
- разработку методических рекомендаций;
- командообразование;
- менеджмент добровольчества;
- проведение мероприятий по повышению мотивации студентов-добровольцев и профилактике их профессионального выгорания, обучение их необходимым специальным знаниям и навыкам и т.п.
Деятельность таких центров позволит не только систематизировать имеющуюся практику добровольчества, повысить качество профессиональной подготовки будущих педагогов, но и вывести на новый уровень разработку научных подходов к организации и изучению данной социально значимой деятельности.
Литература:
1. Еремина Ю.С. Волонтерская деятельность студентов как одно из направлений социально - воспитательной работы в вузе. URL: http://www.rusnauka.com/35_OINBG_2012/Pedagogica/3_120504.doc.htm (дата обращения 21.11. 2022).
2. Каримов, В.Р. Развитие волонтёрской компетенции студентов педагогических вузов: дис… канд. пед. н. – 2011. - 237 с. URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-volonterskoi-kompetentsii-studentov-pedagogicheskikh-vuzov (дата обращения 21.11. 2022).
3. Костюченко М.О. Развитие социальной активности студентов в воспитательном процессе вуза (на примере волонтерской деятельности): дис. … канд. пед. н. – Воронеж, 2017. - 188 с. URL: http://www.science.vsu.ru/dissertations/4704/Диссертация_ Костюченко_М.О..pdf (дата обращения 21.11. 2022).
4. Лежнева М.А. Приобщение студентов педагогических вузов к деятельности в волонтерских организациях: основные практические аспекты. URL: http://www.art-education.ru/en/node/1439 (дата обращения 21.11. 2022).
5. Методические рекомендации по развитию сети волонтерских центров инклюзивного добровольчества / ред.-сост. Л.И. Быстрова, Л.В. Галиханова, Е.В. Крутицкая. – М.: РГСУ, 2018. – 102 с.
6. Поручение Правительства Российской Федерации от 20 июня 2019 г. № 5486п-П44, пункты 10, 24 плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950р), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. 20 июня 2019 г. за № 5486п-П44.
7. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи: дис. … д-р. пед. наук. - Елец, 2011.
8. Указ президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" от 9 ноября 2022 г. №809. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1584202/ (дата обращения 21.11. 2022).
9. Чеснокова О. А., Неровня Е. П., Обухович О.В. Роль волонтерской деятельности в профессиональном и личностном развитии студентов педагогического университета. URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/31015/1/ Ресурсы%20Чеснокова%20Е.П.%20статья.pdf (дата обращения 21.11. 2022).