тинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры) при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
Моральное и материальное поощрение. Стимулирование студентов к самостоятельной работе может проводиться такими хорошо зарекомендовавшими себя средствами, как повышение стипендии и выплата премий за успехи в учебе и творческой деятельности.
Личность преподавателя и манера преподавания. Преподаватель может выступать образцом профессионализма и креативности, средствами ведения занятий помогая студенту раскрыть творческий потенциал, определить перспективы внутреннего роста. Постоянное обновление содержания преподаваемого предмета и демонстрируемая готовность к самообразованию покажут, что самостоятельная работа - это норма
Библиографический список
современного специалиста-профессионала. Подготовка к последующей за временем обучения в вузе эффективной профессиональной деятельности становится в этом случае самым действенным мотивирующим фактором.
Самостоятельная работа может носить репродуктивный и продуктивный характер. Задания, выполняемые на занятии, считаются продуктивными (исследовательскими, развивающими, творческими), если они были направлены на активизацию познавательного потенциала студентов и не носят характера исключительного воспроизведения содержания учебников и лекций. Использование продуктивных (эвристических, проектных, дискуссионных) методов и технологий для самостоятельной работы более эффективно и позволяет упрочить связь с профессией. В активной форме сформировать необходимые компетенции. Тем самым эти виды самостоятельной работы являются более предпочтительными.
1. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону, 2011.
2. Кукушкин, В.С. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособ. - Ростов-на-Дону, 2002.
3. Шибаев, В.П. Подходы к реализации идей новой образовательной парадигмы в условиях инновационного вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2.
4. Шибаев, В.П. Моделирование и организация учебной деятельности студентов на основе междисциплинарной интеграции: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2008.
Bibliography
1. Sorokopud, Yu.V. Pedagogika vihssheyj shkolih: uchebno-metodicheskoe posobie. - Rostov-na-Donu, 2011.
2. Kukushkin, V.S. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyateljnostj: ucheb. posob. - Rostov-na-Donu, 2002.
3. Shibaev, V.P. Podkhodih k realizacii ideyj novoyj obrazovateljnoyj paradigmih v usloviyakh innovacionnogo vuza // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 2.
4. Shibaev, V.P. Modelirovanie i organizaciya uchebnoyj deyateljnosti studentov na osnove mezhdisciplinarnoyj integracii: dis. ... kand. ped. nauk. - Stavropolj, 2008.
Статья поступила в редакцию 25.11.14
УДК 378.183
Olenina G.V. YOUTH VOLUNTEER MOVEMENT ABROAD. The paper analyses the development of youth volunteer movement in the USA and economically developed countries of the West in the context of youth politics and modern variants of concepts of charity, which are carried out in socio-cultural space by efforts of both public organizations and government. Methodologically important for the research is the idea that the socio-cultural development of post-industrial society has a radically different attitude to the world of work and leisure, reinterpreted relationship between the individual and society in the past, present and future, to the social and individual time, to the projection of the future, the meaning and value of innovation as factors active civic activity of the individual youth. The approach is based on the analysis of the concept of the welfare state and the characteristics of civil society. The author proves that volunteering abroad is approval in a state-society model of civic behavior, socially active person. The author's value-sense model of international volunteering as a socio-cultural movement, includes its ideology, goals, philosophy and symbolism.
Key words: youth, volunteer movement, charity, public organizations, leisure activity, culture, theoretical model, international volunteering.
Г.В. Оленина, д-р пед. наук, проф. АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ ЗА РУБЕЖОМ
Во второй половине ХХ века основной особенностью молодежи как социально-возрастной группы была признана тенденция к группированию. Автор констатирует, что важнейшей тенденцией постиндустриального общества является усиление роли горизонтального взаимодействия между самодеятельными группами населения. В статье анализируется развитие добровольческого движения молодежи в США и экономически развитых странах Запада в контексте зарубежной молодежной политики и современных вариантов концепции благотворительности, реализуемых в социально-культурном пространстве досуга усилиями как государства, так и общественных организаций.
Ключевые слова: молодежь, добровольческое движение, благотворительность, общественные организации, досуг, культура, теоретическая модель, международное добровольчество.
Молодежь во второй половине ХХ века предложила миру сложные модели и образцы социализации и инкультурации, социального творчества и личностного развития в амплитуде как позитива, так и негатива [1; 2]. Главными особенностями молодежи как социально-возрастной группы были признаны тенденции к группированию, созданию формальных и неформальных социокультурных групп, движений, инноваций, оформленных по закону молодежных субкультур. В современной зарубежной
социологии неформальная молодежная группа досуга трактуется как основная группа, к которой молодой человек привязан и которая определяет его поведение, поскольку здесь удовлетворяются главные потребности молодежи в межличностной коммуникации [1].
Государства развитых стран не могли не считаться с молодежью, как новым динамичным субъектом социокультурного развития, чья социализация и инкультурация проходит в усло-
виях постиндустриального общества. Для данного исследования важно отметить, что в социокультурном развитии постиндустриального общества кардинально меняется отношение к сфере труда и досуга, переосмысливается отношение личности и общества к прошлому, будущему и настоящему, т.е. к социальному и индивидуальному времени, к проекции будущего, к смыслу и ценности инноваций как факторам активной гражданской деятельности личности, молодежи.
В постиндустриальном обществе в связи с тенденцией ускорения технологических, социальных и культурных изменений преобладает ориентация на будущее (Э. Тоффлер [3]). Общество в целом и личность в частности рационально рассчитывает, прогнозирует, планирует, проектирует достижения будущего. Установка на достижение, расчет и его проектирование воздействует на менталитет человека, развивает склонность ценить новизну, избегать рутинных профессий, переучиваться всю жизнь, поскольку базовая система образования перестает играть в обществе прежнюю роль, зато резко возрастает роль СМИ, массовых электронных коммуникаций, воздействующих на личность (А. Моль) [4], а также формируется тенденция активной части общества пересмотреть смысл жизни с помощью искусства, культуры, досуга [5]. Бунт молодежи 60-х гг. XX в. заставил государства развитных стран обращать повышенное внимание на социально-экономическое положение, политическую и нравственную зрелость молодежи [6]. Проявлением позитивных общественных тенденций явился императив новой концепции устойчивого развития общества и мирового сообщества, где в 80-е годы ХХ века провозглашались научно обоснованные идеи качественного преобразования человека и общественной морали. Сферами этих изменений стали сферы образования и культуры с идеями стабилизации семьи и гуманизации труда, раскрывающими творческие способности человека, его инициативу [7].
Как показали научные исследования, на развитие идеологии ряда просоциальных альтернативных движений оказали влияние концепция Римского клуба, теория «нового качества жизни». Суть этих концепций в том, что ресурсы планеты ограничены, и новой стратегией развития объявлялась доктрина устойчивого развития с отказом от безудержного индустриализма и урбанизма, технократического рационализма, что требовало новых моделей поведения, выражающих усиление влияния индивида на общество, его связь с окружающей средой [2]. Кроме того, важнейшей тенденцией постиндустриального общества является падение статуса общественной бюрократизации и иерар-хизации, усиливается роль горизонтального взаимодействия между самодеятельными группами населения, непосредственно занятыми решением культурных, экономических, социальных проблем своей местности, территории, с учетом локальной специфики последних. Такие группы объединяются как временные структуры на основе не столько классовых (собственность на средства производства) и экономических (уровень доходов), сколько специфических форм социокультурной идентичности по территориальному (землячества), профессиональному (клубы ученых, менеджеров, политиков), этническому, конфессиональному признакам или на основе общения по интересам, хобби [5]. Последняя тенденция означает развитие элементов гражданского общества.
Сфера деятельности общественных организаций стран Запада обширна и разнообразна. Их деятельность представляет одну из разновидностей социальной работы и направлена на организацию помощи и поддержки людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Создание благоприятной досуговой среды для таких людей входит в комплекс задач общественных организаций наряду с социально-психологической, социально-экономической и социально-медицинской помощью. Многие из общественных организаций являются волонтерскими (клубы социальной помощи, профессиональные клубы и объединений по месту жительства) [8]. Часть зарубежных общественных организаций занимаются разработкой своего видения национальной молодежной политики. Целью своей деятельности они провозглашают воспитание автономной, готовой помочь, ответственной и идейной молодежи, уделяют внимание стратегии развития внеформального воспитания. Это система организованной воспитательной деятельности, направленная на обретение жизненных навыков, развития социальных установок, ответственности, гражданственности через конкретные действия, через внешкольные общественные организации. Социально-политической средой реализации интегрированного воспитания является долгосрочная национальная государственная 200
молодежная политика, основанная на принципах интеграции разных общественных сил, государственных, партийных структур, учете национально-культурного своеобразия, заботы о менее привилегированных, и участия молодежи в создании этой политики [9].
Обеспечением социокультурной среды, в которой разворачивается деятельность общественных организаций, политическим обеспечением деятельности молодежных общественных организаций в развитых зарубежных странах является концепция социального государства, являющаяся характеристикой развития цивилизованного гражданского общества [10]. Становление социального государства в промышленно развитых странах началось после второй мировой войны. Функции социального государства не сводятся только к поддержке социально необеспеченных слоев населения. Социальное государство несет ответственность за поддержание стабильного социального и экономического положения всех своих граждан, социального мира в обществе [11].
В этой связи важна характеристика концептуальных программ и проектов организации досуга молодежи в зарубежных странах в соответствии с типом государственного устройства в промышленно развитых странах.
Главная цель молодежной политики англоязычных стран в сфере досуга: создание экономических условий и правовых гарантий для гуманизации образа жизни молодого поколения, его социализации как в интересах отдельной личности, так и общества в целом. Задача молодежной политики - выравнивание стартовых возможностей в реализации рекреативного и духовного потенциала свободного времени. Деятельность государства в данном направлении сводится к принятию законов, финансированию государственных и региональных программ, координации деятельности государственных учреждений, общественных организаций, частных фондов. У таких молодежных организаций и движений, как скаутское движение (спортивно-оздоровительная работа в условиях летних и зимних лагерей), цели направлены на воспитание гражданского сознания, определенных жизненных навыков в плане само- и взаимопомощи. Клубные объединения университетов США создают наиболее благоприятную среду социализации, т.е. среду «мягкого вхождения» молодого человека в поликультурное американское общество. Особое внимание в университетах США уделяется волонтерской деятельности. Она помогает: 1) экономить бюджет в социальной сфере, сфере здравоохранения, спорта, туризма, культурно-зрелищной сфере; 2) формирует не только гражданские качества, но и качества профессиональные, т.е. востребованные в будущей профессии студента [6]. США приняли на себя также ведущую роль в финансировании и реализации крупных проектов в форме программ ЮНЕСКО: «Молодежь в изменяющемся мире», «Досуг как сфера борьбы с наркоманией среди молодежи». Реализуются эти программы в США, Канаде и Великобритании, курирует эту деятельность ООН, в 1965 г. принявшая «Декларацию о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания» [6].
Во Франции со стороны правительства проводится политика обновления культуры для народа (движение «Народ и культура») в ответ на деструктивные духовно-нравственные тенденции в развитии общества и молодежи. В школах значительное место отводится предметам художественно-эстетического цикла, открываются Дома молодежи и культуры (с 1960 г.), отдельно существую клубы по интересам, популярны «Центры каникул и досуга», где готовят аниматоров и преподавателей-организаторов досуга молодежи. Особой популярностью у молодежи пользуются объединения по интересам, в том числе - волонтерской направленности, которые создаются в школах и вузах. Самоуправление в школах Франции действует на основе школьных кооперативов, где проводятся дискуссии, игровые имитации процедуры выборов. В Германии модель организации досуга, культурной и молодежной политики встроена в модель помощи семье. Руководит этой работой государственное Министерство семьи. Кроме того, в Германии популярна модель использования огромного культурного наследия этой страны не только для разных видов туризма, но и для культурно-патриотического и художественно-нравственного воспитания молодежи [6].
Практическим претворением концепции социального государства является построение гражданского общества, основная единица которого - человек-гражданин. В связи с этим актуализируется проблема формирования социально активного гражданина, ответственная деятельность и поведение которого сдела-
ют диалог общества с государством не только возможным, но и обусловленным подготовкой такого человека в аспекте создания условий для реализации его гражданского поведения с помощью концепции гражданского участия [12], в историческом аспекте этой концепции предшествовала доктрина благотворительности [13; 14].
Краткий анализ научных подходов к трактовке концепции гражданского участия обусловливает необходимость анализа понятия «гражданское общество» в зарубежной общественно-научной трактовке [15; 16; 17]. По М. Веберу [18], гражданское общество характеризуется социальностью (акцентом на отношениях между людьми, а не между людьми и вещами); автономностью от государства; гражданственностью (цивилизованностью), т.е. умением так или иначе учитывать интересы других и общества в целом, действовать в правовых рамках; добровольностью участия, включая политическое участие, и преобладанием горизонтальных связей над вертикальными. На личностном уровне характеристики гражданина - это свобода выбора и творчество личности, самоуважение и высшая ответственность за себя и все общество в целом. Таким образом, гражданское общество - это приоритет неполитических отношений в обществе, который не исключает участие граждан в политических партиях и движениях, но где преобладают ассоциации и организации граждан (культурные, экономические, социальные), законодательно огражденные от вмешательства государства [19]. В данном исследовании разделяется данная трактовка этого понятия.
Модифицированным современным вариантом концепции благотворительности является концепция гражданского участия. Ее суть в том, что человек в демократическом обществе помимо прав имеет свои обязанности, например, такие, как добровольная работа на благо общества. В этом случае гражданин рассматривается как человек, знающий и активно отстаивающий свои права, при этом он имеет право не только принимать участие в управлении государством, но и обязан это делать [12].
Процесс регулирования отношений между государством и обществом, влияние общества на социализацию человека осуществляется за рубежом на основе двух принципов: 1) субсиди-арности; 2) социального контроля, используемых в практической реализации концепции социального государства и гражданского участия. На основании принципа субсидиарности местное сообщество берет на себя городские заботы в пределах своей территории. Городские власти и государство отвечают за решение более масштабных проблем. Поэтому участие в решении проблем местного сообщества (района, улицы и т.д.) не только право, но и святая обязанность гражданина, реализуемая на основе добровольчества (волонтерства). Добровольчество как модель гражданского поведения, участия, социальной активности реализуется за рубежом (например, в Германии) как добровольная самоорганизация граждан для решения собственных социальных проблем.
Принцип социального контроля П. Бергера [20] порождает иной вариант социальных отношений и социализации гражданина. Этот принцип эффективен в плане социального воспроизводства и обеспечения прогнозируемого, ожидаемого поведения со стороны людей (целенаправленного поведения по М. Вебе-ру [18]). При этом государство несет минимальные расходы по воспроизводству и контролю, делегируя полномочия местному сообществу, накопление ответственности идет «снизу» (на уровне семьи и частной жизни), государство при этом удерживает полный контроль над ситуацией. Эта модель принята в Англии и США, где добровольчество также является механизмом воспитания законопослушного и социально активного (на своем уровне) гражданина. Волонтерство в англоязычных странах широко распространено среди домохозяек (семья и частная жизнь), в корпорациях (профессиональный уровень), имеет свое нормативно-правовое обеспечение (политико-юридическая система), более (в Англии) или менее (в США) политизировано [21; 22]. Институт добровольчества в данном случае помогает социальным структурам, выполняющим воспитательные функции и поддерживающим порядок в обществе. Все это способствует формированию на основе гражданских добровольческих инициатив добровольческого движения, имеющего внушительные масштабы и организационные формы институционализации.
У добровольческого движения довольно большие масштабы. Оно распространено на международном уровне, хотя со времени его официальной регистрации (1990 г.) это движение насчитывает более двух десятилетий. За рубежом активизация
добровольческого движения, его укрупнение и консолидация в последнее десятилетие ХХ века складывались как объединение усилий мировой прогрессивной общественности в рамках действия трех важнейших программ ООН: 1) борьба за права человека; 2) деятельность миротворцев ООН; 3) деятельность добровольцев ООН [38]. Инициатором этой работы стал XI Конгресс Международной ассоциации Добровольцев, состоявшийся в 1990 г. в Париже, где была принята Всеобщая Декларация Добровольцев. В ней впервые были сформулированы смысл и цели движения, сущностные черты добровольчества, основные принципы движения добровольцев и намерения волонтеров - участников Конгресса. Конгресс объявил 2001 год - Международным Годом Добровольцев (МГД). Подготовка к МГД была поручена организации «Добровольцы ООН», разработавшей «Программу Добровольцев ООН», а также 1АУЕ - Международной ассоциации Добровольческих усилий, объединяющей добровольцев, добровольческие центры и ассоциации более ста стран мира [23].
Необходим анализ международного добровольчества как социально-культурного движения, которое формирует и продвигает инновации новых социальных отношений и ценностей.
В данном исследовании предложена ценностно-смысловая модель международного добровольческого движения как социально-культурного движения.
1. Идеология социально-культурного движения - его идеальная сила, которая входит в качестве составной части в общественное сознание. Во все эпохи в общественном сознании существовали две разнонаправленные идеологии: консервативная, защищающая сложившееся социально-культурное положение, и инновационная, выступающая за новые социальные ценности и отношения. Инновационные идеологии дифференцируются на либерально-реформаторские и радикально-революционные, допускающие насилие как способ достижения прогресса. Отсюда социальная роль двух типов социально-культурных движений: одни из них - проводник социальных и культурных изменений, другие - сохраняют существующий порядок вещей.
Идеология добровольческого движения зафиксирована во «Всеобщей декларации добровольцев» (1990 г.) и «Всемирной декларацией добровольцев», принятой на XI конгрессе международной ассоциации добровольцев в 2001 г. в г. Амстердаме [23]. Анализ текста обеих деклараций показывает, что: а) главная идея добровольчества в документах 1990 г. - объединение усилий граждан сообщества для добровольного безвозмездного решения экологических и социальных проблем на основе участия в социально значимых проектах и б) провозглашение таких ценностей, как международная солидарность, ответственность, активное личное участие, самосовершенствование, инициатива и творчество.
2. Цель добровольческого движения: способствовать улучшению качества жизни, личному совершенствованию и углублению солидарности. В 2001 г. трактовка этой идеи и комплекса ценностей была развернута в аспекте усиления ценностей гражданского общества, где добровольчество понимается как реализация прав и обязанностей граждан (права посвящать свое время, труд и талант, энергию другим людям посредством индивидуальных и коллективных акций, не ожидая вознаграждения), как фундамент гражданского общества. Добровольческое движение реализует потребности в мире, свободе, безопасности, справедливости. Из чего следует, что в основе мирового добровольческого движения лежит либерально-реформаторская инновационная идеология.
3. Философия международного добровольчества вытекает из анализа его принципов, зафиксированных во «Всеобщей декларации добровольцев» (1990 г.), в основе которых находится, по нашему мнению, современная интерпретация концепции прав человека [24]. В конце ХХ века происходит переход прав человека из ранга универсальной идеи в плоскость практического воплощения, поэтому концепция прав человека (но не сама идея) - явление сравнительно новое, оно еще только входит в современную жизнь. Права человека на законодательной основе (в Международном Билле о правах человека, состоящем из ряда документов, изданных ООН в 1989 г.), включают экономические, социальные и культурные права, а также - гражданские и политические права. Морально-нравственная основа прав человека - это исторически сложившееся современное понимание достоинства и нравственных качеств личности.
В основе философии международного добровольчества лежит право человека на устройство своей собственной судьбы, из
которого вытекает нравственная позиция добровольца, фиксируемая как первый принцип международного добровольческого движения: быть созидателем, а не потребителем. Далее в принципах добровольчества зафиксирована диалектика гражданского права: не просто защита своих естественных прав, а оказание безвозмездной помощи другим людям, рассматриваемое тоже как право на участие в судьбе сообщества, общества в целом. Из этого принципа вытекает следующий: партнерство, братство, солидарность и уважение достоинства и культуры других людей. И, наконец, четвертый принцип добровольчества: необходимость объединяться, чтобы коллективно обеспечить удовлетворение личных и коллективных потребностей других людей.
4. Эмоциональная привлекательность международного добровольческого движения - это его знаковая составляющая: зафиксированные во «Всемирной декларации добровольцев» корпоративный цвет добровольческого движения (красный и его темные оттенки), а также - бордовая буква «V» как всемирный знак добровольчества. Кроме того, сюда относятся те приемы по привлечению добровольцев и формированию добровольческих объединений, которыми пользуются менеджеры общественных организаций, например, слоган добровольцев: «Помогая другим,
Библиографический список
ты помогаешь себе!», а также активное использование рекреативных ценностей досуга, например, туристско-рекреационных зон, где ведется подготовка добровольцев как кадрового ресурса общественных организаций [25; 26]. Таким образом, международное социально-культурное движение добровольчества выполняет культурную роль социального коммуниканта, это означает, что оно несет новые социальные отношения солидарности и помощи другим людям на основе концепции прав человека и традиций объединения, группирования, институционализации как организационных условий для реализации добровольческой деятельности [27].
Цели и смысл движения добровольчества в разных странах, таким образом, соотносятся с социоэкономическим уровнем развития страны и отношением к человеку, с осознанием общественностью необходимости и возможности каждого желающего участвовать в социальном обустройстве своего сообщества или учреждения, предприятия, фирмы; в развитии личности этого человека, т.е. в социально-культурном творчестве, понимаемом как социальное здоровье общества, духовное развитие людей на гражданской, а не только на государственно-этнической основе.
1. Критика буржуазных теорий молодежи. - М., 1982.
2. Краткий словарь по социологии. - М., 1989. - Из содерж.: Молодежи социальные проблемы. - С. 164-166; Социология молодежи. - С. 353, 354; Социум. - С. 376.
3. Тоффлер, Э. Футурошок, или шок перед будущим. - М., 1973.
4. Моль, А. Социодинамика культуры. - М., 2005.
5. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: учеб. пособие: в 2 ч. - М., 1994. - Ч. 2.
6. Пальцева, О.П. Организация досуга молодежи за рубежом // Социально-культурная работа за рубежом: учеб. пособие / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. - Тамбов, 2007.
7. Ариарский, М.А. Прикладная культурология. - СПб., 2001.
8. Бортникова, Т.Г. Общественные организации социальных меньшинств в США // Вестник МГУКИ. - 2003. - № 4.
9. Воспитание молодежи: заявление на заре XXI века. Национальная молодежная политика: точка зрения молодежных организаций внефор-мального воспитания [Э/р]. - Р/д: www.rans.org.
10. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2002. - Из содерж.: Благотворительность. - С. 29-32; Социальное государство. - С. 62-65.
11. Политология: конспект лекций в схемах. - М., 2003.
12. Корнилович, В.А. Социальный механизм воспитания в условиях трансформации российского общества (Технология «Импульс»). - Барнаул, 2002.
13. Апресян, Р.Г. Дилеммы благотворительности // ОНС: Общественные науки и современность. - 1997. - № 6.
14. Апресян, Р.Г. Заповедь любви // Человек. - 1994. - № 1.
15. Гражданское общество: истоки и современность / науч. ред. И. Кальной. - СПб., 2003.
16. Ильин, М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. - М., 1997.
17. Коэн, Дж.Л. Гражданское общество и политическая теория / Дж.Л. Коэн, Э. Арато. - М., 2003.
18. Вебер, М. Избранные произведения. - М., 1990.
19. Резник, Ю.М. Гражданское общество как феномен человеческой цивилизации: в 2 ч. - М., 1993. - Ч. 1.
20. Добреньков, В.И. Социология: социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М., 2000. - Т. 3.
21. Очман, М. Как работать с волонтерами / М. Очман, П. Джордан. - Алматы, 1999.
22. Слабжанин, Н. Как эффективно работать с добровольцами; МОФ «Сиб. Центр поддержки обществ. Инициатив». - Новосибирск, 2001.
23. Добрая воля / под ред. Т. Михеевой; Фонд «Новые перспективы». - М., 2001.
24. Граждановедение / сост. Е.Л. Ларионова. - М., 2004.
25. Сибирский центр поддержки общественных инициатив: МОФ СЦПОИ: программа «Укрепление и развитие некоммерческих организаций» / АЙРЕКС США [Э/р]. - Р/д: www.cip.nsk.su,[email protected].
26. Слабжанин, Н.Ю. Добровольцы в вашей организации. - Новосибирск, 1997.
27. Оленина, Г.В. Оптимизация добровольческой деятельности студенческой молодежи в сфере досуга: проектный подход. - Барнаул, 2006.
Bibliography
1. Kritika burzhuaznihkh teoriyj molodezhi. - M., 1982.
2. Kratkiyj slovarj po sociologii. - M., 1989. - Iz soderzh.: Molodezhi socialjnihe problemih. - S. 164-166; Sociologiya molodezhi. - S. 353, 354; Socium. - S. 376.
3. Toffler, Eh. Futuroshok, ili shok pered buduthim. - M., 1973.
4. Molj, A. Sociodinamika kuljturih. - M., 2005.
5. Erasov, B.S. Socialjnaya kuljturologiya: ucheb. posobie: v 2 ch. - M., 1994. - Ch. 2.
6. Paljceva, O.P. Organizaciya dosuga molodezhi za rubezhom // Socialjno-kuljturnaya rabota za rubezhom: ucheb. posobie / pod nauch. red. E.I. Grigorjevoyj. - Tambov, 2007.
7. Ariarskiyj, M.A. Prikladnaya kuljturologiya. - SPb., 2001.
8. Bortnikova, T.G. Obthestvennihe organizacii socialjnihkh menjshinstv v SShA // Vestnik MGUKI. - 2003. - № 4.
9. Vospitanie molodezhi: zayavlenie na zare XXI veka. Nacionaljnaya molodezhnaya politika: tochka zreniya molodezhnihkh organizaciyj vneformaljnogo vospitaniya [Eh/r]. - R/d: www.rans.org.
10. Slovarj-spravochnik po socialjnoyj rabote / pod red. E.I. Kholostovoyj. - M., 2002. - Iz soderzh.: Blagotvoriteljnostj. - S. 29-32; Socialjnoe gosudarstvo. - S. 62-65.
11. Politologiya: konspekt lekciyj v skhemakh. - M., 2003.
12. Kornilovich, V.A. Socialjnihyj mekhanizm vospitaniya v usloviyakh transformacii rossiyjskogo obthestva (Tekhnologiya «Impuljs»). - Barnaul, 2002.
13. Apresyan, R.G. Dilemmih blagotvoriteljnosti // ONS: Obthestvennihe nauki i sovremennostj. - 1997. - № 6.
14. Apresyan, R.G. Zapovedj lyubvi // Chelovek. - 1994. - № 1.
15. Grazhdanskoe obthestvo: istoki i sovremennostj / nauch. red. I. Kaljnoyj. - SPb., 2003.
16. Iljin, M.V. Slova i smihslih. Opiht opisaniya klyuchevihkh politicheskikh ponyatiyj. - M., 1997.
17. Koehn, Dzh.L. Grazhdanskoe obthestvo i politicheskaya teoriya / Dzh.L. Koehn, Eh. Arato. - M., 2003.
18. Veber, M. Izbrannihe proizvedeniya. - M., 1990.
19. Reznik, Yu.M. Grazhdanskoe obthestvo kak fenomen chelovecheskoyj civilizacii: v 2 ch. - M., 1993. - Ch. 1.
20. Dobrenjkov, V.I. Sociologiya: socialjnihe institutih i processih / V.I. Dobrenjkov, A.I. Kravchenko. - M., 2000. - T. 3.
21. Ochman, M. Kak rabotatj s volonterami / M. Ochman, P. Dzhordan. - Almatih, 1999.
22. Slabzhanin, N. Kak ehffektivno rabotatj s dobrovoljcami; MOF «Sib. Centr podderzhki obthestv. Iniciativ». - Novosibirsk, 2001.
23. Dobraya volya / pod red. T. Mikheevoyj; Fond «Novihe perspektivih». - M., 2001.
24. Grazhdanovedenie / sost. E.L. Larionova. - M., 2004.
25. Sibirskiyj centr podderzhki obthestvennihkh iniciativ: MOF SCPOI: programma «Ukreplenie i razvitie nekommercheskikh organizaciyj» / AYjREKS SShA [Eh/r]. - R/d: www.cip.nsk.su,[email protected].
26. Slabzhanin, N.Yu. Dobrovoljcih v vasheyj organizacii. - Novosibirsk, 1997.
27. Olenina, G.V. Optimizaciya dobrovoljcheskoyj deyateljnosti studencheskoyj molodezhi v sfere dosuga: proektnihyj podkhod. - Barnaul, 2006.
Статья поступила в редакцию 10.11.14
УДК 378.183
Olenina G.V. SPACE-TIME CONTINUUM OF LEISURE ACTIVITIES AND PERSONALITY DEVELOPMENT IN FOREIGN RESEARCH STUDIES: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS. The work studies integrative characteristics of leisure activity and provides a methodological and theoretical analysis of leisure activity at social time and cultural space for personality development in foreign research studies. The author's approach is based on the classification of models of leisure representatives of the American and British schools of learning leisure and its impact on the society, culture and identity. It is proved that the foreign science due to the complexity of the phenomenon of leisure, its paradoxical and multifunctionality has not developed a generic definition of this concept, but has done much to a theoretical reflection effect, structure, functions of leisure, its quantitative and qualitative models. A qualitative model of leisure associated with the culture of the individual and its environment, with the ambivalence of moral potential of leisure. Foreign researchers have identified the role, place, contents and ratio of basic definitions of the theory of leisure: "leisure", "free time", "recreation", "vacation", created in the twentieth century theory of recreation and reflect on the role of games as a phenomenon, function and source of leisure and culture.
Key words: leisure activity, personality, foreign concepts of leisure activity, social time, cultural space, recreation, game theoretical models of leisure.
Г.В. Оленина, д-р пед. наук, проф. АГАКИ, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ КОНТИНУУМ ДОСУГА И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В статье исследованы научные походы к определению сущности и специфики досуга, значению игры, влияющей на развитие личности, процессы группообразования, характерные для молодежных досуговых инициативных объединений. Представлены интегративные характеристики досуговой деятельности, теоретико-методологический анализ досуга как социального времени и культурного пространства развития личности в зарубежных научных исследованиях, даны авторские подходы к классификации моделей досуга представителей американской и английской научных школ, изучающих досуг и его влияние на общество, культуру и личность. По мнению автора, проведенное исследование необходимо для того, чтобы систематизировать условия формирования гражданских проектных инициатив молодежи в социальном времени и культурном пространстве досуга.
Ключевые слова: досуг, личность, зарубежные концепции досуга, социальное время, культурное пространство, рекреация, игра, теоретические модели досуга.
Развитие современной цивилизации связано с кардинальным изменением роли досуга в культурной жизни общества. Осознавая, что сложившиеся к началу третьего тысячелетия организация труда и система образования не могут достаточно эффективно решать кардинальные проблемы нравственного формирования личности, ведущие страны мира (США, Канада, Япония, страны Западной Европы) пошли по пути реализации рекреативно-развивающего потенциала досуга, вкладывая в его индустрию от 40 до 50% своего бюджета [1]. В этой связи в гу-манитаристике активизировалось изучение культуросозидающе-го потенциала досуга в исторической ретроспективе, досуг стал осмысливаться в контексте эволюции концепций социального и индивидуального времени.
Пространственно-временной континуум (или хронотоп) -единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного смысла (А. Ухтомский, М. Бахтин). Центральным, по М. Бахтину, является аксиологическая направленность пространственно-временного единства. Современная культура со всей сложностью и многообразием ее социальных, ментальных и др. отношений характеризуется множеством континуумов (хронотопов) [2]. Понятие континуум отражает идею непрерывности времени и пространства в гносеологическом плане [3].
Социально-культурное пространство выступает как конкретное единство социального пространства и социального времени (хронотопа), где культура общества является качественным своеобразием этого хронотопа, а социальное время в индустриальном обществе стало главные измерителем социальных качеств людей (их способностей, трудовых затрат и т.д.) [4]. Хронотоп обеспечивает воспроизводимость и внутреннюю связность общества и является философско-методологической характеристикой социального бытия как процесса сочетающихся и сменяющих друг друга деятельностей людей, указывая на четырехмерный пространственно-временной «объем» (континуум) бытия людей.
В данном исследовании изучается соотношение пространственно-временных смыслов досуга молодежи со смыслом социально-творческих гражданских молодежных инициатив. Развитие гражданских инициатив в силу возрастных особенностей и социально-статусных противоречий наиболее характерно для учащейся молодежи, представленной старшеклассниками общеобразовательных школ, учащимися профучилищ, студентами ссузов и вузов, а также - определенной части работающей молодежи, а именно: молодых специалистов различных корпораций [5; 6; 7]. В статье исследованы научные походы к определению сущности и специфики досуга, значению игры, влияющей на развитие личности, процессы группообразования, характерные для