Научная статья на тему 'Добросовестные деловые практики - путь совершенствования от системы качества медицинской помощи к корпоративной социальной ответственности в бу ХМАО-Югры «Окружной кардиологический диспансер «Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии»'

Добросовестные деловые практики - путь совершенствования от системы качества медицинской помощи к корпоративной социальной ответственности в бу ХМАО-Югры «Окружной кардиологический диспансер «Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
247
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Урванцева И. А.

Использование стандартизованного подхода при эксплуатации системы менеджмента качества в медицинских организациях позволит повысить качество предоставляемых медицинских услуг и эффективность управления качеством в целом в аналогичных организациях сферы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Урванцева И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Добросовестные деловые практики - путь совершенствования от системы качества медицинской помощи к корпоративной социальной ответственности в бу ХМАО-Югры «Окружной кардиологический диспансер «Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии»»

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №1 2015

УДК 614.2

ДОБРОСОВЕСТНЫЕ ДЕЛОВЫЕ ПРАКТИКИ - ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ К КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В БУ ХМАО-ЮГРЫ «ОКРУЖНОЙ КАРДИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР «ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ ХИРУРГИИ»

Урванцева И.А.,

Главный врач Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Окружной кардиологический диспансер «Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии», Заслуженный врач Российской Федерации, заведующая кафедрой кардиологии медицинского института

Сургутского государственного университета, к.м.н.

Использование стандартизованного подхода при эксплуатации системы менеджмента качества в медицинских организациях позволит повысить качество предоставляемых медицинских услуг и эффективность управления качеством в целом в аналогичных организациях сферы здравоохранения.

Окружной клинико-диагностический центр функционирует с 1 июля 1995 года. Основной целью организации клинико-диагностического центра явилось обеспечение современного уровня медицинской помощи, путем создания мощной материально-технической базы для полноценного обследования жителей автономного округа. Создание диагностического центра позволило решить насущную проблему региона — полноценного обследования граждан округа и получения квалифицированной медицинской помощи, не выезжая за пределы округа.

Реализуя интенсивный путь развития, создавая модель эффективно работающего медицинского учреждения с высокой корпоративной культурой и научно-доказательной медициной, диагностический центр реализовал поставленные перед ним задачи. Стремительно развиваясь как в кадровом потенциале, обеспечивая непрерывное обучение специалистов, так и техническом — постоянно пополняя и обновляя диагностическое оборудование, Центр в короткие сроки добился высоких результатов в обеспечении сохранения здоровья жителей округа, став одним из лидеров регионального здравоохранения.

За годы успешной работы, используя ресурсосберегающие технологии, современное оборудование, высококвалифицированные кадры, в Центре появилась возможность выполнять наиболее сложные и уникальные исследования и операции, разрабатывать и внедрять высокоэффективные медицинские технологии на основе стандартов и протоколов операционных процедур в содружестве с ведущими научными

медицинскими центрами и учебными медицинскими учреждениями.

Окружной кардиологический диспансер «Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии» оказывает плановую амбулаторную специализированную консультативно-диагностическую медицинскую помощь, плановую и экстренную стационарную кардиологическую и кардиохирургическую специализированную, в т.ч. высокотехнологичную, медицинскую помощь населению Ханты-Мансийского округа — Югры. Имеет два производственных подразделения: поликлинику в объеме диагностического центра и кардиохирургический стационар.

Консультативная специализированная медицинская помощь в подразделениях поликлиники оказывается по 20 специальностям, в том числе: ревматология, кардиология, гастроэнтерология, эндокринология, неврология, детская кардиология, хирургия, офтальмология, отоларингология, сердечно-сосудистая хирургия, акушерство и гинекология, урология, детская хирургия, генетика, детская эндокринология, диетология, неврология, медицинская психология, аллергология-иммунология, физиотерапия, терапия.

Кардиохирургический стационар функционирует круглосуточно, в том числе осуществляет экстренную помощь пациентам с острым коронарным синдромом (ОКС) и имеет 5 направлений деятельности: кардиология, кардиохирургия, анестезиология-реаниматология, рентгено-хирургия, трансфузиология.

В кардиодиспансере работает более 930 сотрудников, в том числе 200 врачей, из которых 56% имеют высшую квалификационную кате-

горию, 1 доктор и 16 кандидатов медицинских наук, 376 средних медицинских работников, четыре специалиста являются главными внештатными специалистами-экспертами Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (по кардиологии, сердечно-сосудистой хирургии, генетике и фармакологии).

Диспансер оснащён оборудованием экспертного класса, общее количество которого достигает более 1570 единиц, в том числе: ультразвуковые сканеры экспертного класса, магнитно-резонансный и спиральный компьютерный томографы, рентгенохирургические комплексы, системы для электрофизиологических исследований и лечения нарушений ритма сердца, ультразвуковые аппараты для внутри-сосудистых и внутрисердечных исследований, автоматические анализаторы лабораторной

диагностики, медицинские лазерные системы, аппараты искусственного, вспомогательного кровообращения для реинфузии крови, баллонной внутриаортальной контрапульсации, полный спектр гемодинамических мониторов, единая информационная система, программные комплексы, высокоскоростная оптоволоконная связь.

Современный уровень развития учреждения позволяет ежегодно оказывать более 800000 медицинских услуг в объеме консультативно-диагностической помощи. В кардиохирур-гическом стационаре выполняются все виды высокотехнологичной медицинской помощи по сердечно-сосудистой хирургии, что позволяет ежегодно выполнить более 2500 операций на сердце и более 4500 рентгенохирургических исследований.

Рис. 1.

За 15 лет количество прооперированных больных увеличилось почти в 10 раз (с 258 в 1999 г., до 2554 в 2013 г.), в том числе детей в 15 раз (с 11 в 1999 г. до 154 в 2013 г.). На протяжении последних лет отмечается стойкое снижение как общей летальности (до 1.9%), так и послеоперационной (до 2.5%). С 01 октября 2008 года ОКД «ЦД и ССХ» включён в перечень учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, оказывающих высокотехнологичную

медицинскую помощь по сердечно-сосудистой хирургии за счёт федеральных квот.

С 1998 года в кардиодиспансере ведется работа по постоянному развитию и улучшению организационной системы менеджмента качества учреждения. Окружной кардиологический диспансер ежегодно проходит сертификацию на соответствие требованиям ИСО.

С 2012 года в Центре начата работа по адаптации и внедрению принципов корпоративной

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

социальной ответственности в деятельность медицинской организации согласно положений и принципов ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» (рис.1).

Социальная ответственность организации — это ответственность организации за воздействие её решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое способствует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества, учитывает ожидания заинтересованных сторон, соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения и интегрируется в деятельность всей организации.

Рис. 2.

Разработанный и внедренный стандарт «Повышение эффективности менеджмента медицинской организации на основе применения принципов и критериев КСО, использования добросовестных практик соответствия и ожидания потребителей в области сохранения и профилактики здоровья» представлен Окружным кардиологическим диспансером на рассмотрение Азиатской Организации Качества в 2014 г.

На XII Международном Конгрессе Азиатской организации качества «ANQ-2014» в Сингапуре в августе 2014 г. Практика управления в области качества Окружного кардиологического диспансера признана лучшей среди реализуемых в государственных, частных и общественных организациях Азиатско-Тихоокеанского региона (рис.2).

Основные положения корпоративной социальной ответственности описаны в руководстве по социальной ответственности и включают: политику в области социальной ответственности, цели, целевые показатели и программы, кодекс поведения.

опыт и инновации №1 2015

Общие принципы корпоративной социальной ответственности ОКД «ЦД и ССХ»:

• Ценности и деловые принципы учреждения остаются неизменными, в частности, мы строим свои отношения с пациентами и партнерами на основе открытости и соблюдения этических норм.

• В своей деятельности мы руководствуемся ответственностью перед обществом, приверженностью высочайшим стандартам охраны здоровья людей, обеспечения производственной безопасности и охраны окружающей среды.

Обязательства, миссия, политика ОКД «ЦД и ССХ» в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной области

Обязательства: не причинять вред людям, охранять окружающую среду, информировать общественность о деятельности учреждения в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной области.

Миссия: следовать принципу не причинения вреда людям, охранять окружающую среду, проявлять уважение к людям, сохранять добрососедские отношения с сообществами, с которыми мы взаимодействуем в процессе своей деятельности, эффективно использовать материальные ценности и имеющиеся ресурсы при осуществлении своей деятельности, эффективно работать над предотвращением и снижением всех негативных воздействий своей деятельности в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной области, активно содействовать применению передовых методов и технологий во всех отраслях своей деятельности.

Политика: мы строим свою деятельность на основе эффективного, надежного и безопасного применения медицинских технологий, ответственного отношения к социальным и экологическим проблемам и придерживаемся следующих ключевых принципов социальной ответственности: соблюдение и уважение прав человека, подотчетность, прозрачность, этичное поведение, уважение интересов заинтересованных сторон, верховенство закона, признание и соблюдение международных норм.

Кодекс деловой этики ОКД «ЦД и ССХ» определяет основные правила, стандарты и нормы поведения, необходимые для соблю-

дения Положения об общих принципах деятельности учреждения, а также регламентирует требования и руководства по ряду рисков, изложенные, насколько это возможно, четко, кратко и последовательно в руководстве по КСО, включая такие направления, как: ^ люди и уважение прав человека (права человека, равные возможности, преследование);

охрана труда, окружающей среды, техника

безопасности и социальная деятельность; ^ личная сознательность и честность в деловой деятельности (взяточничество и коррупция, конфликт интересов, подарки и знаки внимания);

^ национальная торговля (антимонопольное

законодательство); ^ защита информации и активов (защита активов, интеллектуальная собственность, использование информационных технологий, конфиденциальность и защита данных, управление документацией); ^ обмен информацией (деловое общение, информирование общественности).

Политика ОКД «ЦД и ССХ» по правам человека определяет подходы и принципы по соблюдению, поддержке и содействию развитию прав человека, а также рассмотрению вопросов управления рисками, связанными с фактическими или потенциальными нарушениями прав человека в результате деятельности учреждения, и направлена на соответствие самым высоким международным стандартам по соблюдению, поддержке и содействию развития прав человека на всех этапах осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Во всех сферах своего влияния и деятельности мы стремимся выявлять, оценивать и управлять рисками в области прав человека и их последствиями в следующих областях: отношения с персоналом, работа с местным населением, деловые практики с партнерами.

Обязательства и политика ОКД «ЦД и ССХ» в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности включают в себя обязательства не причинять вред людям, охранять окружающую среду, информировать общественность о деятельности учреждения. И являются основой для системы управления в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности, а именно: следовать принципу не нанесе-

ния вреда людям, охранять окружающую среду, проявлять уважение к людям, сохранять добрососедские отношения и вносить свой вклад в сообщества, рядом с которыми мы ведем свою деятельность, эффективно использовать материальные ценности и энергию при предоставлении услуг, работать над предотвращением и снижением всех негативных воздействий своей деятельности в сфере охраны труда, здоровья, окружающей среды и социальной деятельности, информировать общественность о деятельности учреждения, активно содействовать применению передовых методов и технологий в медицинской отрасли.

Преимущества от внедрения и сертификации ISO 26000:

✓ Повышение репутации медицинской организации в глазах заинтересованных сторон и общества в целом.

✓ Улучшение взаимодействия с заинтересованными сторонами.

✓ Повышение конкурентоспособности медицинской организации.

✓ Удовлетворение ожиданий, интересов, требований заинтересованных сторон.

✓ Спонсорская поддержка от заинтересованных сторон.

✓ Определение приоритетных направлений затрат на социальные нужды, благотворительность, спонсорскую помощь, экологические мероприятия.

✓ Получение дополнительной обратной связи от заинтересованных сторон.

✓ Демонстрация всем заинтересованным сторонам своей приверженности принципам социальной ответственности и своей способности устойчиво развиваться в будущем.

Благодаря созданной и успешно функционирующей системе менеджмента качества и корпоративной социальной ответственности Окружной кардиологический диспансер стал лидером здравоохранения ХМАО-Югры нового типа, где люди работают вместе, ценят, уважают и помогают друг другу, непрерывно обучаются, имеют возможность гордиться результатами своего труда и учреждением, в котором они трудятся.

© Урванцева И.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.