Научная статья на тему 'Добросовестность в объективном и субъективном смыслах'

Добросовестность в объективном и субъективном смыслах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3606
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ / ОБЪЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ / СУБЪЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бокарева Евгения Александровна

В данной статье рассматривается двойная природа добросовестности в гражданском праве России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Добросовестность в объективном и субъективном смыслах»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ В ОБЪЕКТИВНОМ И СУБЪЕКТИВНОМ

СМЫСЛАХ Бокарева Е. А.

Бокарева Евгения Александровна - студент, Институт права и национальной безопасности Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматривается двойная природа добросовестности в гражданском праве России.

Ключевые слова: добросовестность, объективный аспект добросовестности, субъективный аспект добросовестности.

Честность не только первый шаг к величию, она — само величие.

К. Боуви

Как субъективный, так и объективный аспекты понятия добросовестности были впервые введены и достаточно подробно рассмотрены И. Б. Новицким в статье «Принцип доброй совести в проекте обязательственного права» [1].

Добросовестность в субъективном смысле, подразумевает под собой определённое сознание субъекта правоотношений, как некое неведение тех или иных обстоятельств. Объективная добросовестность — это внешнее мерило, которое должно приниматься во внимание законом, судом и участниками гражданского оборота [1, с. 126].

Добросовестность начала эволюционировать с появлением права в целом. И добрая совесть, как внешнее мерило, рассматривалась ещё римскими юристами. В римском праве судьям рекомендуется разрешать дело ex fide bona, а участниками гражданского оборота выстраивать свои взаимоотношения, как принято среди честных и добропорядочных людей: un inter bonos agier oportet [1, c. 125]. Разрешать дело ex fide bona в противовес stricti iuris означало, что судьи имели достаточно свободы и самостоятельности, они могли руководствоваться не только буквой закона, но и смыслом рассматриваемого дела, могли приспосабливаться к изменяющейся социальной действительности.

Р. С. Бевзенко рассматривает объективную добросовестность, как стандарт честного поведения и считает, что в основе добросовестности в объективном смысле заложена конструкция судейского усмотрения. Так как каждый судья имеет сформированный стандарт того, что честно, а что нет [2].

М. В. Новиков полагает, что «объективная сторона добросовестности, выступает в виде правил поведения субъектов гражданских правоотношений, устанавливающих баланс взаимных интересов, основанных на доверии друг к другу» [3].

Е. В. Филатова считает, что объективное значение понятия добросовестности выражается в принципе добросовестности. В свою очередь, принцип добросовестности выражается в обязанности поступать добросовестно, в частности это касается субъектов гражданского оборота в договорных отношениях. Оценить поведение сторон на предмет добросовестности возможно при помощи соотнесения поведения субъектов правоотношения с идеальной моделью поведения добросовестного лица. Оценка добросовестного поведения должна осуществляться не только судьями при разрешении спора, но и самими участниками правоотношения в процессе реализации соглашения между ними. В данном случае добросовестность

| 57 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 2(16) 2017

рассматривается, как некий «идеал» поведения участников правоотношения, тот стандарт, которого они должны придерживаться [4].

И. Б. Новицкий рассматривает добросовестность в субъективном смысле, как определённое состояние лица, при котором он знал или не знал те или иные факты. В основе лежит извинительное заблуждение, будет ли это незнание тех или иных фактов или это всего лишь уверенность в наличности таких фактов. Вместе с тем добросовестность в субъективном смысле зависит не только от убеждений и воззрений лица, необходимо, чтобы такие воззрения опирались на объективную обстановку, по которой можно судить являются ли такие заблуждения извинительными или нет. Невозможно говорить о добросовестности субъекта гражданских правоотношений если его заблуждение касается норм права [1, а 135].

В общем виде, добросовестность в субъективном смысле - это незнание лица о каких-либо обстоятельствах.

В научной литературе можно встретить мнение, что сущность понятия объективной добросовестности заключается в нравственном аспекте и относится к области этики [5].

Субъективная добросовестность обладает интеллектуальным аспектом и связана непосредственно с внутренним (психическим) отношением субъекта.

Таким образом, можно сделать вывод, что добросовестность обладает двойной природой и в гражданском праве проявляется двойственно, в зависимости от места и механизма реализации.

Список литературы

1. Новицкий И. Б. Принцип доброй совести в проекте обязательственного права // Вестник гражданского права. № 1, 2006. Том 6.

2. Интернет-интервью с Р. С. Бевзенко начальником Управления частного права ВАС РФ: «Модернизация гражданского права: нормы 302-ФЗ на практике» // Официальный сайт ИРСОТ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruseminar.ru/ (дата обращения: 17.02.2017).

3. Новиков М. В. Понятие добросовестности в гражданском праве: теоретический анализ // Молодой учёный, 2012. №1. Т. 2.

4. Филатова Е. В. Принцип добросовестности в гражданском праве России и зарубежных стран // Право и политика, 2009. № 4 (112).

5. Богданова Е. Е. Принцип добросовестности и эволюция защиты гражданских прав в договорные отношения: монография. М.: Юрлитинформ, 2014.

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 2(16) 2017 | 58 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.