Научная статья на тему '«Дневничок здоровья» как форма работы по формированию культуры здорового образа жизни'

«Дневничок здоровья» как форма работы по формированию культуры здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / методические указания / воспитание детей / дневник здоровья / проекты для дошкольников / педагогическая практика / healthy lifestyles / guidelines / parenting / health diary / projects for preschoolers / pedagogical practice салауатты өмір салты / әдістемелік нұсқаулар / балаларды тәрбиелеу / денсаулық күнделігі / мектеп жасына дейінгі балаларға арналған жобалар / педагогикалық практика

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Табакова А.Р.

Данная статья посвящена актуальной проблеме детского здоровья и способов его укрепления. В качестве примера из педагогической практики приведен проект «Дневничок здоровья». В статье даны обоснования внедрения проекта в детские сады, методические указания по организации с учетом личного опыта. Статья также описывает эффективность внедрения данной практики, её высокую практическую значимость и способы улучшения для дальнейшей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Health Diary" for formation of the healthy lifestyle culture "Денсаулық күнделігі" салауатты өмір салты мәдениетін қалыптастыру бойынша жұмыс түрі ретінде

The article is about the actual problem of children's health and ways to improve it. As an example from pedagogical practice the project "Health Diary" is presented. The article highlights the rationale for introducing the project in kindergartens, methodological guidelines taking into account а personal experience. The article also describes the effectiveness of the introduction of this practice, its high practical value, and ways to improve for future work. Бұл мақала балалар денсаулығының өзекті мәселесіне және оны нығайту тәсілдеріне арналған. Мысал ретінде педагогикалық практикадан «Денсаулық күнделігі» жобасы келтірілген. Мақалада жобаны балабақшаларға енгізудің негіздемелері, жеке тәжірибе ескеріле отырып ұйымдастыру бойынша әдістемелік нұсқаулар берілген. Сонымен қатар мақалада осы практиканы енгізудің тиімділігі, оның жоғары практикалық маңыздылығы және одан әрі жұмыс жасау үшін жақсарту әдістері сипатталған.

Текст научной работы на тему ««Дневничок здоровья» как форма работы по формированию культуры здорового образа жизни»

Ц

УДК 373.2.02 ГРНТИ 14.23.09

«ДНЕВНИЧОК ЗДОРОВЬЯ» КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Андатпа

Б^л мацала балалар денсаулыгынын, езеки мэсе-лесiне жэне оны ныгайту тэсiлдерiне арналган. Мысал ретiнде педагогикальщ практикадан «Денса-улыц кунделт» жобасы келтiрiлген. Мацалада жо-баны балабацшаларга енпзудщ негiздемелерi, жеке тэжiрибе ескерше отырып ^йымдастыру бойын-ша эдштемелш н^сцаулар берiлген. Сонымен цатар мацалада осы практиканы енпзудщ тиiмдiлiгi, оный, жогары практикалыц мацыздылыгы жэне одан эрi ж^мыс жасау Yшiн жацсарту эдiстерi сипатталган.

Аннотация

Данная статья посвящена актуальной проблеме детского здоровья и способов его укрепления. В качестве примера из педагогической практики приведен проект «Дневничок здоровья». В статье даны обоснования внедрения проекта в детские сады, методические указания по организации с учетом личного опыта. Статья также описывает эффективность внедрения данной практики, её высокую практическую значимость и способы улучшения для дальнейшей работы.

Annotation.

The article is about the actual problem of children's health and ways to improve it. As an example from pedagogical practice the project "Health Diary" is presented. The article highlights the rationale for introducing the project in kindergartens, methodological guidelines taking into account а personal experience. The article also describes the effectiveness of the introduction of this practice, its high practical value, and ways to improve for future work.

Как известно, здоровье - самое важное, что есть у человека: его не купить за деньги, его очень легко подорвать и очень тяжело восстановить. В связи с глобальной пандемией, ухудшением экологичес-

9

Табакова А.Р.,

воспитатель, ясли-сад № 2, г.Рудный

Нег1зг1 свздер: салауатты вм1р салты, эдктемелж нусцау-лар, балаларды тэрбиелеу, ден-саулъщ ку.нделШ, мектеп жасы-на дешнг1 балаларга арналган жобалар, педагогикалыц практика.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, методические указания, воспитание детей, дневник здоровья, проекты для дошкольников, педагогическая практика.

Keywords: healthy lifestyles, guidelines, parenting, health diary, projects for preschoolers, pedagogical practice.

t* К

I

<c m о

ro

£ w

О *

S

L

0 §

1 X Ш t-

K *

s

рц

О ш E-

X

<с т о

го £

РЧ

О ^

1-4

о ч о

X X ш Е-

к *

к

рц

о

ш Е-

кои ситуации, резистентностью многих болезней к антибиотикам, актуальность техник по укреплению иммунитета является очень высокой. Соблюдение здорового образа жизни и бережное отношению к нему должно формироваться с детства, поскольку именно тогда закладывается фундамент для будущего: психологические аспекты, сопротивляемость возбудителям, нервная и другие системы органов детей влияют на их состояние во взрослой жизни. Именно поэтому важно закладывать базовые знания о соблюдении режима дня и здоровых привычках у детей с самого раннего возраста - в детском саду. Разъяснительные и воспитательные работы педагогов должны учитывать специфику детей этого возраста, чтобы у него сформировались правильные привычки и четкое понимание ответственности за свое будущее. Воспитание привычек должно проводиться в доступной для детей форме: основы ЗОЖ, соблюдение режима дня и другие полезные вещи лучше усваиваются в игровой форме с применением дидактических материалов.

Так как здоровье представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов, необходимо разработать комплексный подход по его укреплению. С этой целью была создана методическая разработка «Дневничок здоровья» - она уже применяется в педагогической практике и имеет свои результаты. Данный проект направлен на комплексное укрепление здоровья путем формирования здоровых привычек у детей дошкольного возраста.

Данная форма просвещает и фиксирует деятельность ребенка в разрезе здоровых привычек, она наиболее эффективна для внедрения в воспитательные группы с детьми 4-7 лет. Контроль может осуществляться воспитателем, родителями или дежурными (назначенными в группе).

Основой дневника служит большой плакат произвольного формата (предпочтительно использовать А0, А1) из фетра или плотной бумаги. На плакате были помещены фотографии детей, оформление выглядело следующим образом: каждое фото представляло собой центр солнышка. В начале лучей у них не было - однако, их можно было заработать, выполнив ряд заданий. Каждое задание связано с режимом дня и здоровыми привычками:

• Утренняя разминка.

• Культурно гигиенические навыки.

• Питательный завтрак.

• Прогулка на свежем воздухе.

• Дневной сон.

• Совместный досуг с родителями и т.д.

«Лучики» имеют определенный цвет, который также присваивался информационным карточкам - на них подробно описывается, что нужно сделать, чтобы заработать «лучик». Дополнительно около каждой категории размещался короткий стишок, чтобы запоминание происходило быстрее и эффективнее, например:

Зарядка всем полезна,

Зарядка всем нужна.

От лени и болезни

Спасает всех она!

Аналогичным образом сопровождаются все пункты, необходимые для здорового образа жизни и распорядка дня. Цвет карточки и соответствующего лучика одинаковый, чтобы дети не путались и сразу понимали, за что они получили тот или иной луч. Крепить лучи можно с помощью липкой ленты, скотча или липучки.

Так как важную роль в воспитании ребенка играют не только сотрудники детских учреждений, но и родители, было необходимо провести разъяснительные беседы именно с ними: там мы рассказали им о применяемой методике, её назначении и эффективности, а также попросили

напоминать детям соблюдать эти правила и дома. Было важно донести мысль, что ответственность за будущее детей лежит не только на плечах воспитателей. О режимных моментах, принципе вручения «лучиков» подробно рассказали на родительском собрании.

Следующий момент - контроль результатов. Для достижения максимальной эффективности, проводились «пятиминутки» во время вручения лучиков: на них объясняли и хвалили ребят за то, что они выполнили пункты.

В конце дня отдельно было выделено время рефлексии, где каждый ребенок мог рассказать о своих успехах, что именно он сделал для укрепления здоровья, что ему понравилось или наоборот, что вызывало у него сложности. Те, кто по какой-то причине не смог выполнить задания и заработать лучик, обещали, что сделают их на следующий день.

В том случае, если у кого-то не получилось заработать лучик не по своему нежеланию, а по медицинским противопоказаниям, педагог не должен проявлять категоричность, а должен войти в положение и дать возможность заработать 2 лучика за другие задания.

В конце недели те дети, которые ежедневно выполняли 100% от заданной нормы указаний, награждались специальной медалью и грамотой как «Здоровячок» — это служит дополнительной мотивацией для ребят, потому что это вручение было торжественное, а медали носились с гордостью.

Параллельно проводились разъяснительные работы, консультации, беседы с рекомендациями и анкетирование (для сбора обратной связи, предложений по улучшению работы).

Если подводить итог по работе, то можно отметить, что были достигнуты поставленные цели: проект «Дневничок

здоровья» был успешно внедрен в педагогическую практику, хорошо воспринят со стороны детей, родителей.

Была отмечена высокая эффективность, которая доказана статистическими данными: показатели детей улучшились, а уровень заболеваемости снизился. Полученная обратная связь очень радует, поскольку родители высоко оценили уровень организации и выполнения «Дневничка здоровья», а также выразили благодарность педагогам за креативные методы по укреплению здоровья детей.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Ганюшкина Г.М. Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании и укреплении здоровья детей / Г.М. Ганюшкина, Т.А. Курако, Т.А. Ло-гункова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сборник материалов VIII международной научно-практической конференции, Чебоксары, 06 ноября 2016 года. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2016. - С. 135-138.

2.Спицына Л.А. Методическая разработка организованной образовательной деятельности "Солнышко здоровья" / Л.А. Спицына, О.И. Устинских // Молодой ученый. - 2017. - № 11(145). - С. 485-487.

3.Укрепление здоровья детей и взаимодействие с родителями с помощью физического метода - закаливание в условиях детского сада / К.К. Маняхина, И.В. Доц-ник, А.П. Лукьянов, Н.М. Юдина // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-3. - С. 332-333.

4.Малоземова И.И. Социальное партнёрство в детском саду и здоровый образ жизни дошкольника / И.И. Малоземова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 745-746.

*

К х

<с т о

го

£ РЧ

О *

и

О §

X X ш Е-

к *

х

рц

О ш Е-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.