Научная статья на тему 'Для кого пишут учебники?'

Для кого пишут учебники? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / «ВОСПРИЯТИЕ НА СЛУХ» / ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УМК / УЧЕБНИК ДЛЯ УЧЕНИКОВ / МЕХАНИЗМЫ САМООБУЧЕНИЯ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / PERCEPTION «BY EAR» / UNIVERSAL TRAINING ACTIVITIES / ABILITY IN ALL SUBJECTS / CRITERIA OF EVALUATION EMC / A TEXTBOOK FOR STUDENTS / MECHANISMS OF SELF-EDUCATION / INSTRUMENTALITY / INDEPENDENT ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямшинина Светлана Николаевна

Функции учебника. Универсальные учебные действия. Общеучебные умения. Критерии оценки УМК. Самообучение с помощью учебника. Предметная мотивация школьников. Личностно ориентированная система обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Для кого пишут учебники?»

ДЛЯ КОГО ПИШУТ УЧЕБНИКИ?

Светлана Николаевна Ямшинина,

старший преподаватель кафедры развития образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, обсуждается уже не одно столетие. И на каждом новом витке развития педагогики в проблеме адресата учебника открываются всё новые и новые аспекты. Сегодня вопрос «Для кого пишут учебники?» стал отчасти риторическим: все, кому приходится отвечать на него (от ведущих авторов учебников до учителей), говорят в один голос: «Учебники пишут для учеников». И пожалуй, единственные, кто продолжает сомневаться, — это родители учащихся начальных классов и старшеклассники.

• универсальные учебные действия • «восприятие на слух»

• общеучебные умения • критерии оценки УМК • учебник для учеников

• механизмы самообучения • инструментальность • самостоятельная деятельность школьников

Функции учебника

Попытаемся проанализировать, каковы функции учебника в цепи «ученик — учитель — учебник». В соответствии со стандартами 2009 года средствами всех учебных предметов решается задача формирования у школьников универсальных учебных действий, что соответствует как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению. В контексте модернизации российского образования на период до 2020 года целью государственного стандарта является «ориентация образования на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности». Поэтому в результате освоения метапредмет-

ного содержания начального общего образования учащиеся должны научиться самостоятельно учиться.

Готовы ли мы с вами (педагоги, администрация, родители) осуществить это новое требование, ставшее в наши дни стандартным?

Рассмотрим ситуацию, возникающую у каждого учителя в каждой школе, на каждом уроке, цель которого — усвоение нового теоретического материала. Часто учитель пересказывает содержание учебника, используя наглядные средства от обычной доски и мела до средств мультимедиа. В это время ученики слушают, смотрят, отвечая на вопросы учителя и выполняя упражнения, активизирующие восприятие, понимание

и запоминание. Используя такую систему работы, педагогу кажется, что все усвоили теоретический материал.

«Из уст в уста»

Каждый из нас, прошедших педагогические училища или институты, знает, что «информация на слух воспринимается легче и быстрее, чем при чтении». Однако навыки и умения, и тем более способность применять знания в жизненных ситуациях, «на слух» не формируются.

Говоря о «восприятии на слух», мы говорим не столько о словесно-иллюстративном методе преподавания, сколько о традиционных объяснениях новой для учащихся информации. Словесно-иллюстративный метод давно перестал быть единственным и даже ведущим методом преподавания: сегодня каждый учитель, осознавая рамки его применимости, использует широкий спектр методов и приёмов обучения, владеет современными технологиями. Однако большая часть изучаемой теории продолжает передаваться «из уст в уста», поскольку учителя точно знают: «отдай» ученикам на самостоятельное изучение по учебнику понятие «род имени существительного» или «алгоритм деления столбиком», большинство ребят, прочитав объяснение учебника, не смогут определить род имени существительного или разделить 1765 на 5. К сожалению, это действительно так.

Однако почему это так? Что за секрет известен учителю, который, пересказывая те же тексты учебников, диктуя те же определения и правила, используя те же упражнения и задания, всё-таки пробивается к детям, хотя бы на уровне понимания алгоритма деления? Ответ тривиален. Учитель для ученика играет роль и источника информации, и средства её получения, и контроля, и мотива учения. Учитель расскажет всё необходимое в нужном объёме и с требующейся степенью детализации. Учитель выделит в определении ключевое слово,

умело и в нужный момент покажет рисунок или построит схему, задаст наводящий вопрос, подскажет, как построить таблицу или чертёж, исправит неточность и т.п. В руках учителя все средства изучения и контроля. О мотиве и говорить не приходится, поскольку учитель точно знает, какой материал надо выучить и сколько «баллов это стоит». Почему так происходит? Ответ очень прост — учитель боится отпустить ребёнка, не верит в его силы. Как показывает практика, наши дети совершенно не готовы к самостоятельной работе с учебником, который... написан для них. А может быть... не для них?

Современный учебник, учебно-методический комплект начальной школы должен ориентировать учителей и учащихся на: формирование общеучебных навыков средствами конкретного учебного предмета; развитие когнитивных способностей ученика (памяти, внимания, мышления и др.), умений и навыков, необходимых для самообразования (работа со справочной литературой, умение составлять план и конспект и т.п.); развитие коммуникативных навыков (формирование речевой культуры учащихся), а также навыков группового взаимодействия, умений участвовать в дискуссии и т.д.

Критерии оценки качества УМК для младших школьников:

• соответствие содержания и требований Государственному стандарту, методическая связь с учебной программой;

• личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию;

• индивидуализация образования посредством системы разноуровневых заданий, позволяющей построить дифференцированное обучение на основе индивидуальных образовательных маршрутов;

• организация учебного материала с возможностью самостоятельно получать знания;

• проблемное изложение материала (анализ фактов и явлений, допускающий различные интерпретации);

ГЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ

• создание условий для самообразования

и формирования приёмов самостоятельной работы и самоконтроля;

• развитие коммуникативно-познавательной активности каждого ребёнка;

• создание условий для межпредметных взаимосвязей, формирующих у учащихся целостную картину мира;

• наличие указаний на методы и формы работы с учебником, совместимость учебника

с другими средствами обучения;

• соответствие возрастным особенностям учеников, учёт их психологических особенностей, что должно выражаться в наличии продуманной системы заданий, их разнообразии, творческом характере заданий, активизирующих познавательную деятельность ученика, на создание положительной мотивации.

Рассмотрим условия, которые должны создаваться для того, чтобы сформировать у школьника желание и умение самостоятельно учиться по учебнику.

• УМК должен предлагать школьникам не только доступное изложение нового теоретического материала в учебниках, но и форму работы с этим материалом на уроке (индивидуальную, групповую, парную). Эти формы должны быть предложены учебником наряду

с заданиями. Например, расскажи соседу по парте о свойствах воды, работай вместе с соседом по парте: ты выполни первое и третье задание, а твой сосед — второе и четвёртое. С помощью таких заданий дети учатся совместно работать, учитывать точку зрения и желания одноклассника.

• При работе с учебником должны возникать такие ситуации, которые потребуют использования дополнительных источников информации: Интернета, справочников, словарей, учебников по другим предметам. Важно, чтобы эти источники был включены в УМК или были прописаны источники получения необходимой информации.

• УМК должен оставлять возможность выби рать формы выполнения заданий и их содержание. Например, учебник предлагает парную

работу, но при желании ученик может выполнить её индивидуально. При выполнении контрольной работы можно предложить ученику учебные задачи или одну практическую.

В этом и есть то новое, в котором узнаётся так прочно «забытое старое»: современный учебник должен быть написан для учеников.

Формирование механизмов самообучения с помощью учебника не просто осознанная необходимость, а требование современных государственных стандартов, которое пока ещё далеко и не всеми осознано.

Однако как иначе решить задачу формирования универсальных учебных действий, уровень сформированности которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения? Разве не очевидно, что умение работать с источниками информации, способность применять полученные знания в практической деятельности не формируются «в условиях чёткого и доступного объяснения учителем нового материала». Лишь присвоив некое средство, ученик начнёт им самостоятельно пользоваться. Умение — продукт прежде всего самостоятельной мысли и работы ученика.

Совершенно очевидно, что формирование умений невозможно отделить от содержания обучения, формировать общие умения и навыки можно лишь при освоении предметного содержания. А потому приёмы обучения этим умениям должны вырабатываться при усвоении предметного содержания, заложенного в учебнике.

>

Инструментальность

Создавать условия для формирования умений должны не только учитель, но и содержание изучаемого учебного

Учебники для учеников

материала, следовательно, и сам учебник. Именно поэтому одним из ключевых типических свойств методической системы «Перспективная начальная школа» стала инструментальность учебников, т.е. предметно-методические механизмы учебников, способствующие практическому применению ранее усвоенных и получаемых знаний: наличие всевозможных словарей в учебниках по всем изучаемым предметам, создание условий для их применения при решении практических задач, поиск информации внутри учебников, комплекта в целом и за его пределами. Это именно тот случай, когда принцип преемственности выходит за пределы одного предмета и захватывает все другие изучаемые предметы, т. е. вопрос о преемственных внутрипредметных связях перерастает в решение проблемы межпредметных связей.

Кроме того, инструментальность — это ещё и создание условий для применения в учебном процессе простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, циркуля и т.д.). Знакомства ученика с линейкой, выполнение целого ряда упражнений отнюдь не достаточно для того, чтобы она действительно стала его собственным инструментом в решении задач. Правильное выполнение задание «построй с помощью линейки.» не говорит о присвоении этого элементарного инструментария. И как только требование «построй с помощью линейки» пропадает, ученики чертят от руки, забыв о её существовании. При систематическом решении практических задач, предлагаемых в комплекте «Перспективная начальная школа», ученик использует различный инструментарий: он должен восстановить координатную сетку карты, что достаточно сложно без линейки, рассмотреть отражение оконной рамы в глазу зайца Дюрера — а это невозможно без лупы и т.д.

Предметная мотивация

Остаётся ещё один шаг — сформировать у школьников мотив обучения. Заметим

сразу, что предметная мотивация, к сожалению, крайне редко встречается в массовой школе. Пожалуй, только в математических классах не нужна специальная мотивация: в них ребята решают задачи без принуждения со стороны учителя, и решение приносит им удовольствие. В обычных же классах, за редким исключением, задания по математике выполняют по требованию учителя.

Что получает ученик, выполняя контрольную работу на уроках математики: он вычисляет ещё одно значение выражения, решает ещё одну задачу, поэтому после выполнения таких работ наших детей интересует только отметка. Но ведь в учебнике должны быть заложены разные системы оценивания: оценка ответа соседа по парте с помощью листа наблюдений, линейка успешности, с помощью которой ученик может оценить себя сам, и т.п.

Уже в первом классе в первое полугодие дети могут самостоятельно работать. Однако, как правило, учительница всё делает сама: подсказывает первоклассникам, какую страницу надо открыть, помогает поставить пальчики на нужный слог, слово, т.е. руководит процессом обучения. А что в это время делают первоклассники? Вначале они пытаются что-то сделать самостоятельно, потом просто ждут инструкций учителя, а между этими инструкциями занимаются своими делами. К концу четвёртого класса дети совершенно отвыкают что-либо делать самостоятельно.

Отвечая на вопрос «Для кого пишут современные учебники», учитель скажет: для учеников. Но на уроке он забывает об этом и берёт бразды правления в свои руки.

Все современные учебно-методические комплекты для начальной школы ориентированы на самостоятельную деятельность ребёнка на уроке, но как показывает

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ

практика, самое сложное для педагога — организовать такую деятельность.

Сравним приёмы работы по формированию самостоятельной деятельности учащихся в лич-ностно-ориентированной системе обучения и в традиционной системе обучения (на примере УМК «Перспективная начальная школа», фрагмент урока по изучению буквы З, з; звуков [з], [з']).

что буква 3 обозначает два звука [з], [з'], просит показать графическое обозначение звуков в учебнике

По одним и тем же учебникам педагог может работать как в личностно-ориентированной системе обучения, так и в традиционной: традиционная система обучения облегчает работу учителю, личностно-ориентированная — учит ребёнка самостоятельно учиться.

Выбор за вами! НО

Этап урока Личностно-ориенти-рованная система обучения Традиционная система обучения

Определение темы урока Дети самостоятельно определяют тему урока, ориентируясь на условные обозначения вучебнике Педагог просит детей открыпь страницу учебника по закладке

Выделение новык звуков Ориентируясь на графическое обозначение звука, дети самостоятельно дают характеристику новым звукам. Учитель помогает детям, не умеющим выполнить задание самостоятельно Работа проходит фронтально. Учитель комментирует каждое слово, выделяя голосом новые звуки. Дети на слух выделяют изучаемые звуки

3накомство с новой буквой и звуками Работа в парах. Дети конструируют новые буквы, проверяют друг у друга правильность выбора элементов букв, самостоятельно находят графические модели изучаемых звуков, делают вывод Дети вместе с учителем находят элементы букв, затем один (два) ученика у доски конструирует буквы!, остальные сравнивают свою работу с предлагаемым образцом. Учитель сообщает,

МУЛЬТИМЕДИАКОНСУЛЬТАЦИИ

^ Проводятся ли какие-то семинары, курсы

• для обучения работы на интерактивной доске для учителей? (Иркутская область)

Наталья Юрьевна

Курсы организует Центр информационных технологий и учебного оборудования (ЦИТиУО). Информация о курсах — у Фёдоровой Юлии Владимировны, тел. (495) 9151394, fedorova@9151394.ru. Консультацию можно получить в Институте новых технологий, тел. (495) 221-26-45 (Иван Сорокин, Инна Алехова).

^ Как можно организовать урок, совместив

• Интернет и интерактивную доску? С.Б.

Подумайте, как бы вы провели урок для одного ученика, пользуясь компьютером и Интернетом. Когда вы решите эту главную, содержательную задачу, тогда можно подключать компьютер к проектору и интерактивной доске, которая будет просто большим компьютерным экраном. И провести такой же урок, но для целого класса, с одним, видным всем, большим компьютерным монитором — интерактивной доской. Преимущество доски перед обычной проекционной системой состоит в том, что управление компьютером (то есть выход в Интернет, работа в любой программе) происходит непосредственно с поверхности доски, и ученикам не нужно напрягаться, отслеживая на большом экране маленький курсор и теряя из виду преподавателя. Дополнительно доска имеет возможности выделения каких-либо объектов на экране и запоминания экранного изображения в виде графических файлов (функция, аналогичная обычной PrintScreen), другие презентационные возможности. Вы сможете изучить их со временем. Главное — с интерактивной доской вы получаете большой «сенсорный» компьютерный экран, видный всему классу. Консультации для педагогов по работе с интерактивными досками проходят в ИНТ http://www.int-media.ru/contacts.asp

Каковы минимальные требования к ком-

• пьютерам для работы совместно с интерактивными досками Hitachi StarBoard FX-82? И.В.

Программное обеспечение для интерактивных досок Hitachi (в том числе и для Hitachi StarBoard FX-82) совместимо с Win 98SE, Me, 2000, XP. Особых требований к компьютеру этот софт не предъявляет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.