Научная статья на тему 'Использование интерактивной доски как средство повышения эффективности урока'

Использование интерактивной доски как средство повышения эффективности урока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
896
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивной доски как средство повышения эффективности урока»

Обобщение педагогического опыта использования ИКТ.

119

- для контроля и усвоения умений, навыков, знаний: тесты, тренажеры и популярная в последнее время проектная деятельность; огромный набор задач с пошаговым решением, которые могут быть предназначены для самостоятельного решения;

- для объяснения нового материала - дополнительный материал, который выходит за рамки школьного курса, создания презентаций с использованием иллюстраций, видеороликов, опытов (например, при изучении темы «Взрывчатые вещества» на уроках химии у учителя нет возможности показать опыты, благодаря диску учащиеся видят, что происходит при взаимодействии веществ и как протекает реакция). Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук усваивается учащимися лучше и сохраняется гораздо дольше. Используя «1С: Школа» учитель может быстро подобрать материал к уроку, так как содержит готовые элементы урока;

- для подготовки домашнего задания - написание рефератов, докладов, для самостоятельной подготовки к ЕГЭ, для повторения и закрепления пройденного материала, осуществление научно-исследовательской деятельности.

Электронные издания серии «1С: Репетитор» содержат богатый, изложенный на научном уровне материал, который можно с успехом использовать при подготовке к ЕГЭ. Материал систематизирован и удобен в использовании.

Хорошо зарекомендовали себя образовательные комплексы серии «1С: Школа». Диски, содержащие платформу «1С : Образование», имеют множество положительных качеств:

- легко усваиваются на любом локальном компьютере, в последующем очень легко запускаются;

- содержат достаточный объем материала для эффективного использования как в процессе проведения урока или мероприятия, так и при подготовке учителя к уроку;

- содержат различный (многообразный) информационный материал в формах: текстов, сгруппированных в параграфах, видеоматериалов, фотографий и рисунков, справочных материалов, замечательных интерактивных схем, рисунков;

- содержат медиаобъекты, которые легко депортируются и могут использоваться при создании презентаций, сайтов, докладов учащимися;

- содержат богатый текстовый материал, который легко копируется и при необходимости дорабатывается и распечатывается;

- красочное оформление и доступная текстовая обработка.

Особенно хорошо иметь такие ЭОР учащимся, которые живут в сельской местности, так как художественная и научная литература в библиотеки поступает все меньше, не у каждого ученика дома есть выход в Интернет.

К сожалению, наряду с достоинством есть и недостатки. Никакой ЭОР не заменит учителя (живое слово), книг.

Благодаря использованию ЭОР ученик может сам выбрать форму подачи и усвоения материала. Улучшается качество подготовки. С помощью этого комплекса учитель без особых затрат времени сможет создать замечательный урок.

Использование интерактивной доски как средство повышения эффективности урока

С.В. Иванова (claire_i@fromru.com), М.Ю. Гришин (urich87@mail.ru)

МОУ «Лицей № 11 им. Т. И. Александровой г. Йошкар-Олы»

Нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) не нашли бы свое применение. Нетрудно проследить эволюцию технических средств, используемых в образовательных учреждениях: раньше педагоги использовали кодоскопы, фильмоскопы, эпидиаскопы и т.д. Затем, когда научно-технический прогресс шагнул широко вперед, появились компьютеры и проекторы, с помощью которых можно было наглядно провести урок, показать учащимся какие-либо видеофрагменты, мультимедийные презентации и т.д. На заре 21 века мы имеем новейшее оборудование, которое активно внедряется в образовательный процесс. Одним из таких примеров может быть интерактивная доска.

Интерактивная доска - это удобный современный инструмент для эффективного проведения учебных занятий, творческих презентаций, семинаров. На сегодняшний день интерактивные доски стали неотъемлемым инструментом учителей-предметников. В лицее № 11 активно используются доски различных марок: SmartBoard, Hitachi и интерактивное устройство Mimio. Рассмотрим ряд общих преимуществ, которыми обладают интерактивные доски (ИД).

120

ИТО Марий Эл - 2009

ИД не только совмещают в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяют сохранять все пометки и изменения, сделанные во время обсуждения и даже управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая выступления. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам и рисункам, сохраняя их для последующего использования, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или подсказки к заданиям можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание. Работа с интерактивной доской позволяет учителю активизировать деятельность учащихся на уроке, объяснить новый материал, проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию.

Так, например, на этапе проверки домашнего задания учитель может заранее приготовить задачи, схемы, примеры, сохраненные в формате программного обеспечения ИД, и скрыть показ специальной возможностью «ширма». Ученик на доске показывает свое решение, а затем сравнивает его с правильным. На этапе актуализации ранее полученных знаний учитель может заготовить проверочные задания с пропущенными элементами (словами, формулами, числами и т.д.), а ученик, используя стилус, вписывает недостающее. Для детей младшего школьного возраста целесообразно писать на ИД не стилусом, а пальцем, стимулируя мелкую моторику рук.

Теоретический материал при объяснении новой темы можно представить в виде схем и таблиц. Постепенное их заполнение на доске с помощью стилуса формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. При этом используемые инструменты доски - перо, указка, маркер, ум -ное перо, настраиваются таким образом, чтобы максимально сконцентрировать внимание школьников на важных моментах объяснения за счет цвета, толщины, узоров, выделений.

Объекты на интерактивной доске легко изменяются и перемещаются. Это позволяет на этапе закрепления полученных знаний смоделировать проблемную ситуацию, в которой необходимо систематизировать информацию, исправить ошибки, найти соответствие, «перетаскивая» объекты.

Осуществляя контроль знаний, учитель может подготовить тестовые задания с выбором ответов, в виде выпадающих списков, радиокнопок, флажков. Инструмент «секундомер» позволит в режиме on line проконтролировать заданный промежуток времени.

Использование возможностей доски зависит от специфики предмета. Например, на уроках истории и обще-ствознания больше используется инструмент «умное перо», который позволяет быстро и красиво построить схемы, таблицы. Очень часто для работы учителю требуется специальная разлиновка страницы (например, нотный стан, координатные оси, клетка, линейка). Посредством готовых шаблонов учитель мгновенно создает необходимую страницу. Кроме того, учителя-предметники могут пользоваться такими интерактивными инструментами, как транспортир, линейка, увеличительное стекло, прожектор.

Некоторые виды работ предполагают их выполнение на протяжении нескольких уроков. Кроме того, например, решение задач в старших классах занимает большую площадь. На обычной доске учитель вынужден стирать написанное, а программное обеспечение ИД позволяет сохранить созданное и воспроизвести в любой момент времени.

Интересные возможности предоставляет доска при работе над ошибками. Заранее отсканировав работу учащегося и демонстрируя ее на экране, учитель дает возможность ученику найти и стилусом исправить свои ошибки.

Хорошо «работают» в сочетании с интерактивной доской мультимедийные учебные материалы, особенно -география (карты), история (так же карты, видеоролики), физика (флеш-тесты и примеры физических опытов).

Однако необходимо отметить некоторые недостатки при работе с ИД.

Например, при выполнении геометрических построений в электронных учебниках требуется большая точность в соприкосновении с нужными точками, чего трудно достичь стилусом или пальцем. Комфортность работы с доской напрямую зависит от выбора проектора. Наличие разных типов интерактивных досок, программы которых несовместимы. Так, материал, подготовленный к доске Smart, не работает на доске Starboard.

Использование интерактивной доски позволяет осуществить процесс обучения на качественно новом уровне. Восприятие учебного материала происходит активно, повышается внимание, интерес к предмету, улучшается понимание, запоминание становиться более прочным. Чередование различных видов деятельности позволяет избежать утомляемости и однообразия в работе на уроке, стимулируется активность и инициативность обучающихся, которые не только воспринимают информацию, преподнесенную учителем, но и сами участвуют в ее создании. Урок с использованием ИД имеет большую эффективность и способен повысить результативность обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.