КУЛЬТУРОЛОГИЯ.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 008 Г. Ю. ОСМАНКИНА
Омский государственный технический университет
ДИЗАЙНЕРСКОЕ ИСКУССТВО КАК ПРОДУКТ КУЛЬТУРНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕСТВА_____________________________________
В статье рассматривается взаимосвязь идеалов общества с искусством и дизайном. Искусство и дизайнерское творчество, выступая как объективные факторы системы ценностей культуры, являются отражением нравственных регулятивов.
Ключевые слова: искусство, дизайн, идеал.
Проблема существования — вечная тема философии, теологии, науки. Любые рожденные в них представления о мире, духе, разуме, вещах и чувствах есть, по сути, одновременно и подтверждение их существования. Действительность каждый раз заново проблематизируется, в результате чего пересматриваются предшествующие представления о существовании или расширяется мир сущего: в нем появляются новые реальности и объекты.
Одной из областей, объединяющих человечество во всех исторических измерениях, является область искусства. Есть нечто в космоантропном бытии, что не устаревает со временем, что не исчезает по желанию людей, что относится к их сущности, даже если они не признают вообще никаких сущностей. Есть не-
кие универсалии взаимоотношений человека и мира, сохраняющие свою значимость на протяжении практически всей истории человека как существа цивилизованного, это особая форма бытия — сознания, некое специфическое духовное поле, в котором человек обретает одну из высших форм бытия, ощущение и переживание полной и всецелой причастности к бытию. Более существенной частью духовного поля бытия является искусство как деятельность и результат деятельности сознания, человека, получавшего определенный эстетический опыт.
Активное вторжение результатов научно-технического прогресса во все сферы бытия максимально заостряет проблему «человеческой меры» общественного прогресса, в выработке и контроле за соблю-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
дением которой искусству принадлежит особая роль. Как форма самовыявления индивида во всей целостности и универсальности его человеческого существа, это искусство определяет качество и ценностное значение потребностей, реализованных или требующих своей реализации.
Важность и значение культуры и искусства в жизни общества неоспоримо. Продукт культурного творчества есть элемент ценностей того или иного культурного слоя, формообразования. По словам Ян-ко Слава: «Сущность человека глубоко сопряжена с сущностью культуры» [1, с. 61]. Так как человек через культуру открывает и изменяет мир и самого себя.
В мире художественного творчества человек обитает в мечте, как бы парит над необходимостью бытия, не укладываясь в рамки обязательного соответствия «сущему». Но эти воображаемые мечты и представления есть результат свободного духовного самовыражения человека и «самодеятельного» формирования идеала. Произведения художественного преобразования бытия есть проекция духовного устремления, поиска чувств, фантазии желаний, ибо оно рождается из потребностей людей редуцировать (преобразовывать) свое чувственное отношение к действительности, которая поставляет этой потребности весь необходимый материал.
Культура исторически сформировалась в конечном счете как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Она характеризуется прежде всего способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Главная функция культуры -сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры.
Культура каждой эпохи отражает качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни общества. Обычно новые веяния не разрушают устои традиций, а напротив, органично вписываются в старое и растворяются в нем. Однако не всегда идеалы и нравы эпохи остаются незыблемыми во времени. Меняется время, меняется мировоззрение.
Познание мира и способность осознавать этот мир, отображая его через художественное изображение, есть условие необходимого духовного продукта. Искусство как вид духовного производства формирует конкретно-чувственную форму, вызывая интенсивные положительные эмоциональные переживания. Каждый культурный период создаёт собственное свое искусство, которое не может повториться однозначно, но может преображаться в культурном пространстве времени.
В вековом развитии искусства создаются не только отдельные памятники и великие произведения, созданные как отдельными личностями, так и культурными образованиями и стилями, но и виды искусства. В промежутках между ярко выраженными эпохами бывают времена смуты и исканий, когда старые ценности уже отжили, а новые не найдены. Но при помощи проб и ошибок выкристаллизовывается новый общий стиль, как гармоническое целое эпохи. Идеалом стиля бывает отражение истинности мировоззрения общества. Как писал Д.С. Мережковский: «Не вечное не истинно» [2, с. 163]. Сущность и функция искусства отражать истину, какова бы она ни была. В результате итог воздействия художествен-
ного произведения всегда общечеловеческий, открывающий путь к личному самосовершенствованию. В формировании идеала общества искусство выступает как витализм человечества, той — особой жизненной силой, согласно которой имеется наличие истинности, нравственности и справедливости в обществе. «Справедливость.. .создает доброжелательность, так как справедливость хочет быть полезна, возможно, большему числу людей» — отмечал еще в I веке до н.э. Цицерон в своем труде «Об обязанностях» [3, с. 319].
Истинность, справедливость — это те факторы, которые отметают от искусства фальшь и негативные проявления действительности. Духовность искусства является проекцией человеческой морали. Мораль, как и искусство, — не просто отражение существующего, но и стремление к идеалу.
Они равно необходимы человеку и потому незаменимы. Цели подлинного искусства и подлинной нравственности совпадают, но первое отнюдь не занимает их у второй и не ограничивается задачей их чувственного «оформления» во что-то целостное.
Основной жизненный принцип той или иной культуры отражает мировоззрение и мироощущение эпохи, некий ее «дух». «Дух эпохи» рисует картину не только исторических фактов, но и раскрывает внутренние процессы, отражающие как красоту, так и мрачные стороны того или иного исторического периода. В этом отношении, как зеркало эпохи, выступает дизайнерское искусство, которое выявляет всю суть и характер социального и культурного фона общества.
Поскольку явления материального мира подчас даются в своей смутности и неоформленности смысла, задача дизайнера, а в особенности художника, по словам немецкого философа Ф. Шлегеля: «.найти средство, благодаря которому видимость конечного везде соединяется с истиной вечного и тем самым растворяется в ней, — с помощью аллегории, символа, благодаря которым на место иллюзии становится значение, единственно реальное в существовании, ибо только смысл, дух существования, возникает над всякой иллюзией и всяким существованием» [4, с. 428].
Художник уподобляется первосоздателю; он может играть чувственными образами объектов, обнаруживать между ними неожиданные аналогии, создавать из них новые произведения. Но все же материальный мир, являясь отражением социальной среды общества, тесно связаный с ним гуманистическими и просветительными идеями.
Понятие идеала в соответствии с правдивостью времени, может раскрывать смысл человеческой деятельности на определенном историческом этапе своего развития. Иногда идеал идет в разрез с истинной, поэтому бывает так, что истина не несет никакой ответственности за ее применение, но именно идеал принимает на себя всю ответственность целиком. В результате, по мере расцвета идеала, действительность, направляемая им, может наполняться глубоким смыслом, но может, по мере его же упадка, постепенно терять этот смысл и становиться бессмыслицей.
Проблема взаимоотношения идеала и истины тесно связана с проблемой взаимоотношения идеологии и науки. История такого взаимоотношения показывает, что отношение идеологии к науке двойственно. С одной стороны, любая идеология нуждается в той или иной степени объективной информации для обоснования и реализации идеала. С другой — всякая идеология испытывает страх перед точной и полной информацией, ибо последняя может вступить
в противоречие с идеалом и тем самым мешать его обоснованию и реализации. Так, по словам отечественного ученого Бранского В. П.: «Любая идеология стремится ограничить претензии науки выступать в роли универсального средства решения всех социальных проблем. И это справедливо, ибо никакая истина не может заменить идеал. Но это обстоятельство не дает право идеологии пытаться подорвать монополию на истину, которой обладает наука и только она« [5, с. 245].
Напрашивается такое резюме, что истина без идеала «слепа», а идеал без истины «хромает«. Поэтому взаимоотношение истины и идеала напоминает старинную аллегорию, использованную в свое время Шопенгауэром — образ слепого, несущего на своих плечах хромого. Истина и идеал так же нуждаются друг в друге, как крепконогий слепец и острозоркий хромец.
Отражая истинность в идеале, общество стремиться найти правильные пути в создании культурного гармонического образования своей эпохи. Определить смысл и задачи своего существования.
Правдивость времени и отражение повседневной жизни, может раскрывать смысл человеческой деятельности на определенном историческом этапе своего развития. Иногда идеал идет вразрез с истиной, поэтому бывает так, что истина не несет никакой ответственности за ее применение, но именно идеал принимает на себя всю ответственность целиком. В результате, по мере расцвета идеала, действительность, направляемая им, может наполняться глубоким смыслом, но может, по мере его же упадка, постепенно терять этот смысл и становиться бессмыслицей.
Культура превратилась в сложное по деятельности, многообразное по формам духовное образование. Сюда входят нравственность, религия, искусство, наука, философия и идеология, политика, миф, мировоззрение и т.п. Культура, формируя эталонные, идеализированные ценности, вырабатывает идеалы, которые выполняют роль стимулов и целеполагания для формирования и отбора целей в жизнедеятельности человека, типизируя цели, разрабатывая их содержание и делая затем достоянием общества.
Под воздействием исторических, культурных, экономических, политических процессов в современном обществе произошел технологический «прорыв«, который образовал такие новые виды современных продуктов, как компьютерные и телекоммуникации, мультимедиа и имиджи. Были интерпретированы продукты духовной и материальной деятельности, зафиксированные в культуре и ее знаковых системах, в результате чего образовалось культурное «гиперпространство», погрузившее человека в многоканальный мир диалога со всем миром.
Благодаря коренным изменениям материальных и духовных условий жизнедеятельности человека создаются реальные предпосылки для удовлетворения истинно человеческих потребностей. По мере повышения благосостояния людей, увеличивается возможность потребления.
Нередко искусство рассматривается как атрибут избранных социальных слоев, чуждый другим слоям населения. В этом смысле занятие искусством обычно считают свойственным высшим классам, его ассоциируют с богатством, способностью покупать красивые, но бесполезные вещи и склонностью к роскоши. Изящные и дорогие вещи во многих культурах являются знаком социального статуса их владельца.
Иногда художники пытаются создать нечто такое, что не может быть приобретено в качестве матери-
альной ценности. Понимание искусства стало новым символом принадлежности к элите взамен владения самими произведениями, а поскольку знание истории и теории искусства требует высокого уровня образования, искусство по-прежнему остается знаком принадлежности к высшему классу.
Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой и дизайном.
Для удовлетворения материальных потребностей человек создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т. п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Создавая и используя мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него, человек выполняет роль демиурга, роль творца, а место его в культуре — это место центра мироздания артефактов, т. е. центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира.
Дизайн, таким образом, является эстетической деятельностью, содержанием которой выступает реализация эстетических установок и ценностей человека, способствующих образованию новых форм.
Дизайн-продукт оказывает положительное влияние на общую социальную атмосферу, он формирует эстетический вкус, аккумулирует энергопотенциал людей, поднимает их работоспособность, создаёт условия для эффективной творческой деятельности, повышает уважение к непосредственной среде человеческого существования, делает её, безусловно, более человечной.
На высоком уровне духовной культуры доминирующее значение в качестве регулятивов выступает дизайнерское искусство, как продукт культурных и художественных ценностей общества. Это более сложный и более развитый продукт духовной культуры. Ценность формируется через синтез не только функций нормы или обычая, но она включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность, как более сложный регу-лятив поведения, подразумевает выбор, допускает полярность решений, что свидетельствует об амбивалентной, двойственной природе ценности.
Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него.
Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладает, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.
Ценности играют в жизни людей роль ориентиров. По словам Лосского, «обо всем, касающемся человека, можно сказать, что оно хорошо или дурно», а потому ценность — это «нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого поступка» [6, с. 250].
Существуют ценности универсальные, притязающие на статус общечеловеческих (или ими являющиеся). Это онтологические или высшие ценности. Локальные ценности — то, что дорого, насущно и свято для отдельных сообществ и людей. Представления о ценностях исторически изменчивы. По мнению М. С. Кагана, любой объект, который подвергался художественному воплощению, становился очеловеченным и социально значимым, то есть носителем определенной ценности. Поэтому искусство рождается как «способ осознания объективно складывавшейся в обществе системы ценностей» [7, с. 216].
Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой — неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен.
Дизайнерское искусство, имеющее своей важнейшей особенностью художественную ценность, является отражателем нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. Нравственность возникает там, где человек внутренне сливается с жизнью, бытом. Отражая определенные нравственные ценности дизайнерское искусство формирует регулятив общественного вкуса. Дизайн, таким образом, ответственен за эстетическое и содержательное воспитание общества. Здесь важна грамотность и профессионализм дизайнера. Объединяя и преобразовывая бытовое пространство, дизайнер дает не только общий способ постижения
мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Создавая и используя для людей мир вещей и мир идей, творец культурных ценностей вращает вокруг человека культурный мир, реальность, которая развивается вместе с развитием общества и цивилизации. Поэтому художественные ценности в дизайне важны как результаты художественной деятельности, потому как они способны оказывать возвышающее воздействие на чувства, волю и разум людей. Это совершенные творения искусства, необходимые каждому из нас для полноценного духовного бытия, успешной деятельности людей в разных сферах, для улучшения благоустройства жизни.
Библиографический список
1. Янко Слава. Культурология : учеб. пособие / Составитель и отв. ред. А. А. Радугин.—М. : Центр, 2001. — 304 с.
2. Мережсковский, Д.С. Тайна трех. Египет. Вавилон / Д.С. Ме-режсковский.—М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков : Изд-во «Око», 2001.—560 с.
3. Цицерон. Об обязанностях / Цицерон // Мыслители Рима. Наедине с собой : сочинения. — М. : ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.-832 с.
4. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика Т. 1. / Шлегель. -М., 1983.-437 с.
5. Бранский, В.П. Искусство и философия / В.П. Бранский. — Калининград : Янтарный сказ, 1999.-704 с.
6. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло / Н.О. Лосский. —М. : Республика, 1994. — 432 с.
7. Каган, М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. — СПб. : ТООТК «Петрополис», 1997. —544 с.
ОСМАНКИНА Галина Юрьевна, кандидат культурологии, доцент (Россия), доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».
Адрес для переписки: e-mail: feodoravlzant@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 07.04.2010 г.
© Г. Ю. Османкина
Книжная полка
Розов, Г. Как снимать. Искусство фотографии / Г. Розов.-М. : АСТ, 2010.-415 с.-ISBN: 5-17-024691-9, 978-5-17-024691-5
Книга, написанная известным журналистом и профессиональным фотографом Георгием Розовым, рассказывает о том, как снимать репортаж, натюрморт, пейзаж, портрет, архитектуру, рекламный проспект и др., о секретах мастерства фотографа-универсала в эпоху перехода от аналоговой фотографии к цифровой.
Марголис, А. Д. Санкт-Петербург / А. Д. Марголис.-М. : Слово/SLOVO, 2010.-420 с.-ISBN: 978-5-387-00148-2.
Книга посвящена феномену Санкт-Петербурга—одного из тех городов мира, которые оказывают сильное воздействие на своих обитателей. Неповторимая среда обитания, сущность северной столицы сказываются в рельефе местности и климате, особенностях регулярной планировки и классической архитектуры; этот город создал мощный пласт культурного наследия, традиционно выполняя миссию проводника европейской культуры в России. Наряду с современными цветными фотографиями в альбоме широко представлены репродукции произведений живописи и графики, отражающие эволюцию архитектурных ландшафтов Северной Венеции на протяжении трех веков. Альбом предназначен всем тем, кто увлечен историей культуры России.