Научная статья на тему 'Дизайн как синтез эстетически-нравственных и культурно-материальных процессов в единстве художественно-эстетической концепции общества'

Дизайн как синтез эстетически-нравственных и культурно-материальных процессов в единстве художественно-эстетической концепции общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
913
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ЛИНИЯ / СТАЙЛИНГ / ART DESIGN / LINE / STAYLING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Османкина Галина Юрьевна

В статье рассматривается синтез дизайна с инженерно-техническими и гуманитарными областями наук. Прослеживается взаимозависимость социальных и мировоззренческих взглядов потребителя и продукта потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art design as synthesis of esthetic and moral and cultural and material processes in unity of the art and esthetic concept of society

In the article art design synthesis with technical and humanitarian fields of sciences is considered. Interdependence of social and world outlook views of a consumer and consumption product is traced.

Текст научной работы на тему «Дизайн как синтез эстетически-нравственных и культурно-материальных процессов в единстве художественно-эстетической концепции общества»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

невшего корпуса смысла, обнажение его ничто-нич-тожности, потому провоцирует часто непонимание и абсурд в процессе перехода на язык массовых конвенций [8].

Искусство — способ бытия игры, а игра — способ бытия искусства — такой важный парадокс, останавливающий ход событий, готовых матриц смысла, наталкивающий на то, чтобы самостоятельно задуматься о специфике важных, смысложизненных, конститутивных для человека вещей.

Важна несерьезность игры. Где под концепт серьезности чаще всего подпадает то, что уже уложено в конвенциональный формат социально принятого смысла. Согласно Хейзингу: «игра стоит по ту сторону серьезности — у первоистоков, к которым так близки дети, животные, дикари и ясновидцы, в царстве грезы, восторга, опьянения и смеха. Чтобы понять поэзию, нужно обрести детскую душу и облачиться в нее, как в волшебную рубашку, и мудрость ребенка поставить выше интеллекта взрослого» [6, с. 70]. Здесь детство есть первичный способ человека реализовать себя как человека, и эта реализация начинается с игры. Самоговорящий даосский парадокс «ребенок — старик, мудрец» открывает иные перспективные горизонты смысла. Специфика этого парадокса в том, что феномен «детство» и как этап человеческого бытия, и как состояние понимания/ непонимания на границе смысловых шаблонов — провоцирует обращение к первичным установкам бытия, к их подлинному звучанию и смыслу, к первичной логике мира, опять же — к логике мифа и игры.

Библиографический список

1. Савчук, В. В. Конверсия искусства / В. В. Савчук. — СПб., 2001. - 297 с.

2. Мак-Люэн, М. Галактика Гуттенберга : Сотворение человека печатной культуры / М. Мак-Люэн. — Киев, 2004. — 365 с.

3. Савчук, В. В. Искусство в эпоху тотальной коммуникации / В. В. Савчук // Рациональность и коммуникация : тез. VII Междунар. науч. конф. 14 — 16 ноября 2007 года. — СПб., 2007. — С. 27—38.

4. Юнг, К. Г. Психология и поэтическое творчество / К. Г. Юнг // Самосознание европейской культуры ХХ века. — М., 1991. — С. 103—107.

5. Доддс, Э. Греки и иррациональное / Э. Доддс. — СПб., 2000. — 229 с.

6. Хейзинга, Й. HOMO LUDENS : Опыт исследования игрового элемента в культуре / Й. Хейзинга // Самосознание европейской культуры ХХ века. — М., 1991. — 387 с.

7. Бродский, И. Сын цивилизации / И. Бродский // Сочинения И. Бродского. В 7 т. Т. 5. — СПб., 1999. — 243 с.

8. Кребель, И. А. Территория предела : Эстетика мысли русского модерна / И. А. Кребель. — М., 2011. — 375 с.

КРЕБЕЛЬ Ирина Алексеевна, кандидат философских наук, доцент (Россия), доцент кафедры философии. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.09.2012 г.

© И. А. Кребель

УДК 008 Г. Ю. ОСМАНКИНА

Омский государственный технический университет

ДИЗАЙН КАК СИНТЕЗ ЭСТЕТИЧЕСКИ-НРАВСТВЕННЫХ И КУЛЬТУРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕДИНСТВЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВА

В статье рассматривается синтез дизайна с инженерно-техническими и гуманитарными областями наук. Прослеживается взаимозависимость социальных и мировоззренческих взглядов потребителя и продукта потребления.

Ключевые слова: дизайн, линия, стайлинг.

Область дизайна многогранна. Сфера применения произведений и продукций дизайнерской мысли настолько разнообразна, что требует особого, системного подхода к его изучению и анализу.

Сегодня дизайн — это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, направленная на различные области жизнедеятельности человека. Он создается человеком и для человека. В нем происходит интеграция естественнонаучных, технических, гуманитарных знаний, свя-

занных на современном этапе развития с общественным сознанием. Инженерное и художественное мышление, направляется на формирование оригинальных дизайнерских идей, которые воплощаются в производстве. Предметный мир, находится в «зоне» обширного контакта с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности.

Центральной проблемой дизайна является создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармонич-

ный, целостный. Предметное художественное творчество зарождалось, формировалось и развивалось на пересечении различных областей жизнедеятельности человека, таких как утилитарное, техникоконструктивное представление предмета и его художественной ценности, иногда относящегося к миру искусств. В результате могло возникнуть либо чисто потребительская продукция, либо произведение искусства, поэтому дизайн можно определить как явление, объединяющее материальную культуру (включающую предметное творчество) и духовную (включающую мир «чистых» искусств).

Отсюда особая важность для дизайна использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями гуманитарные области мышления: философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.

В процессе создания продукта предметного мира, а также при его разработке большую роль играет аналитическая деятельность творца, т.е. дизайнера-профессионала, а также и мнение заказчика или потребителя. Для придания «продукту» дизайнерской деятельности художественно-эстетической привлекательности требуется сложный синтез различных процессов конструкторской, творческой деятельности и мировоззренческого наполнения. Для этого необходимо преодоление разрыва между техническим прогрессом и духовной культурой общества. Как раз дизайн и делает попытки сгармонировать этот разрыв и придать данному процессу эстетически наполненное содержание.

Важно отметить, что дизайн способен к преодолению дискомфорта технических конструктивных решений и мировоззренческого восприятия объектов в современной урбанистической жизни человека, используя для этих целей различные средства выразительности. В этом аспекте не маловажную роль играет форма и линии, которые составляют эту форму. В данном контексте на современном этапе дизайн, как деятельность в проектной культуре остается малоизученным феноменом. Исторической и социокультурной трансформации подвергается не только сам дизайн, но и конструктивность проектирования и линии формы как стиля мышления и способа деятельности дизайнера, который отражает вкусы и пристрастия общества. Данная деятельность в современном мире является многосубъектной. Субъектом дизайна как социокультурного мышления и субъектом проектирования социокультурного пространства выступает не только дизайнер-профессионал, но и «рядовой» потребитель вещей, продукции профессионального дизайнерского проектирования. Дизайнер через свою профессиональную деятельность способствует вживанию полезного предмета, вещи в рамки повседневной жизни, но использование дизайнерского предложения остается, в конечном счете, за потребителем, который в ходе повседневного манипулирования вещами создает собственную не только предметную, но и духовносмысловую среду.

Самым существенным моментом является неразрывная связь всех общепроективных задач именно с целью вещи. Дизайнер, продумывая функциональность, эргономичность, удобство, привлекательность, оригинальность создаваемого объекта, учитывает вкусы и моду современности. В свою очередь современное потребление предметов дизайнерской

деятельности превращается в интенсивный процесс постоянного обновления вещей. Человек, руководствуясь своими желаниями, фантазиями, модой, престижем и т.д., стремится к постоянному совершенствованию, обновлению уже существующих предметов обихода в соответствии с модными тенденциями в культурном пространстве общественной жизни. Кроме функционального использования, создание и потребление вещей становится деятельностью по формированию новой смысловой реальности.

В предметах дизайна получают предметно-вещественную закрепленность не только культурные смыслы бытийного, экзистенциального характера, но и совокупность социальных и мировоззренческих отношений потребителя и продукта потребления. Проектируя вещь, дизайнер закладывает модель действия ее функциональности и удобопотребля-емости — это в первую очередь, а затем уже и ее внешнюю привлекательность. Соотнесение вещи со смысловым универсумом как источником, хранилищем накопления знаний об объекте, превращает вещь в социокультурный объект, реализуемый в процессе социокультурных пространств повседневности. Символически-знаковая, коммуникативная природа смыслового универсума определяет способы конструирования социокультурного пространства как манипуляции со знаками, а проектирование вещи — как лингвистическую деятельность. Рассмотрение дизайн-проектирования в социокультурном контексте обнаруживает, что унификация, стандартизация, агрегатирование и комбинаторика составляют язык, стиль мышления и способы деятельности в рамках модернистской проектности. Эти черты выступают не только техническим, но и культурологическим фактором, освобождая человека от беспорядочного многообразия вещей, трансформируя и редактируя всю совокупность отношений между человеком и предметным миром, культурными идеалами и ценностями, что делает форму продукта не только целесообразной и конструктивно логичной, но и эмоционально выразительной, эстетически осмысленной.

«Художник-конструктор, — утверждает Ю. Б. Бо-рев, известный современный ученый, — создает продукты и орудия труда, способные «по-человечески относиться к человеку», то есть обладающие эстетической ценностью. Дизайн очеловечивает взаимоотношения между вещью и личностью, а также между людьми. Пользуясь художественно сконструированными вещами, человек эстетически наслаждается, созерцая себя в созданном им мире» [1, с. 30].

Вещи, отражают мировосприятие личности, ее вкусы, интеллект, философию жизни. У каждого индивида свои пристрастия и свои предпочтения. Кто-то склонен к простым формам, созданным прямыми линиями, кто-то предпочитает мягкие формы, построенные на волнообразных, криволинейных линиях. Но все они создают атмосферу комфорта для себя, где отдыхала бы душа.

Форма, созданная из различных линий, это особый язык формы в дизайне, дающий идеям зрительное выражение.

Дизайн, являясь визуализатором предметного мира, связывает в единый узел духовную и материальную культуру, выполняя важную задачу гармонизации жизнедеятельности человека. Подчеркивая средствами и приемами композиции в объемно-пространственной структуре и тектонике объекта его утилитарно-техническую ценность. Создатели дизайн-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

проукции стремятся выявить красоту целесообразности технически обусловленной формы вещи. Разная степень весомости утилитарной и эстетической сторон сущности в различных группах, видах и типах изделий находит отражение в их композиционностилевом решении, выборе средств и приемов достижения образности и выразительности, преобладании технического или декоративного начала в художественном образе объекта. Но, несмотря на все различия решения конкретных задач художественного конструирования, все же дизайн ориентирован на гармонию утилитарного и эстетического.

Существуют различные виды дизайна, которые отражают не только конструктивное начало объекта, но и являются красивой вещью потребления. В современном обществе все более актуальным становится стайлинг-дизайн. Это направление, в какой-то мере, являясь проявлением чисто визуального «куртуазного» дизайна, дает полет творческой фантазии, как в использовании формы, цвета, так и линий. Формально-эстетическая модернизации объекта при помощи разнообразного использования характера линий при разработки объекта позволяет создать преобразованную форму исключительно с внешней стороны. Такой вид дизайн-проектирования определен техническим прогрессом и потребительскими запросами. Видоизменяя модель, выпускаемую в продажу вместо прототипа, при незначительном изменении функционально-эксплуатационных характеристик и технологии изготовления (или даже отсутствии таких изменений) создается новая вещь. Стайлинг придает изделию формальную новизну, внешнее отличие от прототипов и аналогов, ускоряя моральное устаревание тех изделий, которые новая модель должна заменить, вытесняя с рынков сбыта. Стайлинг, способствующий увеличению сбыта изделий, созданных в первую очередь для успешной продажи, а не для эффективного потребления, всегда ориентирован на моду. Несмотря на преобладание в стайлинге эстетического начала, все его объекты рассчитаны на реальное использование по назначению, а не только на любование ими.

Стайлинг распространяется на очень большое количество групп и видов изделий бытового назначения, к которым относятся не только одежда, ее аксессуары, мебель, светильники, посуда, ткани, украшения, игрушки, часы, очки, средства письма, но и многие изделия, порожденные техническим прогрессом: бытовые машины и приборы хозяйственного назначения, аудиовизуальная аппаратура, телефоны (сетевые и мобильные), фотоаппараты, персональные компьютеры, спортивные изделия, легковые автомобили. Гораздо менее востребован стайлинг в проектировании изделий производственного, а также общественного назначения, что объясняется нецелесообразностью использования в производственной и во многом общественной сферах жизнедеятельности людей механизма ускорения морального устаревания изделий и оборудования (в эстетическом аспекте). Однако и в этой области может проявляться стайлинг. Например, возьмем электросчетчик, всем хорошо известна его форма, которая зависит от внутренней начинки и его технических характеристик. Однако дизайнеры не останавливаются на его стандартной прямоугольной форме, много разработок, которые модернизируют его, где-то сглаживая углы, придавая более обтекаемую форму, где-то вытягивая по вертикали, где-то по горизонтали. Меняется облик предмета, но внутренняя конструктивно-идейная основа остается. Таких примеров можно привести множество.

Стайлинг стал своеобразным синтезом эстетических предпосылок и материальных преобразований как художественное отражение вкусов и культурных преобразований в общественном сознании.

Важнейшим фактором дизайна, который используется и в стайлинге, формирующим производственную среду, определяющим ее эстетический уровень, стала линия. Она используется с учетом опыта искусства и достижений в области физиологии, психологии, эстетики. Линия, цвет, форма формируют представление о предмете и поэтому всегда взаимообусловлены: линия может улучшать или ухудшать эстетические и функциональные качества предмета. Линия и цвет — ведущие начала, организующие конструктивное пространство. Эстетическая выразительность цеха или помещения для отдыха зависит от освещенности и цветового решения стен, потолков, станков и от линейного решения пространства и предметов в этом пространстве. При этом учитываются связь линии и цвета с функцией предмета, технологическими особенностями процесса производства. Линия и цвет оказывают на человека большое психологическое и физиологическое воздействие. Их применение необходимо для создания комфортабельного и наиболее продуктивного условия места работы. Процесс деятельности, его эффективность напрямую связаны с эстетическим визуальным восприятием. Способ применения тех или иных линий и цвета зависит не только от технических характеристик трудовой деятельности того или иного предприятия, но и от модных тенденций общества, государства. Идеалы меняются со временем, меняется и характер визуального пространства. Дизайнер, проектируя предметный мир для человека, ориентируется на целостные и социально конкретные образцы жизнедеятельности, моделируемые как с помощью конкретных задач, так и применяя художественное воображение.

Понятие «дизайн» сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди современности. Современный исследователь культуры Е. Л. Аба-имова говорит: «Под воздействием исторических, культурных, экономических, политических процессов, технологический «прорыв» образовал такие новые виды современных продуктов, как компьютерные и телекоммуникации, мультимедиа и имиджи, он интерпретировал продукты духовной и материальной деятельности, зафиксированные в культуре и ее знаковых системах, в результате чего образовалось культурное «гиперпространство», погрузившее человека в многоканальный мир диалога со всем миром. В свою очередь, и дизайн испытывает на себе позитивные и негативные воздействия социокультурного, экологического контекста и не может существовать вне дискурса непонимания и встречного перцептуального вызова, генерируемого коммуникацией» [2, с. 11]. Поэтому, находясь в тесном контакте с окружением, дизайн стремится не только выразить насущные потребности человека, но и направить общество в новое русло. Ведь, как подчеркивает Т. Ю. Быстрова, вещь способна: «..."Подтягивать" человека в эмоциональном и интеллектуальном отношении, совершенствовать его» [3, с. 88].

Действительно, вещь, обладающая красивой и совершенной формой, всегда определяет духовно-психологическое состояние человека. При этом большую роль играет визуальное восприятие образа,

отражающего гармоничное представление о сути вещи. Главное, чтобы совпадало внешнее и внутреннее содержание объекта. Так как несовпадение этих представлений ведет к дисгармонии и дискомфорту. Еще в древние времена говорилось о важности достижения гармонии и единства человека и мира, в котором он существует. Одухотворяясь предметами своего производства, человек растет, совершенствуется, а значит, движется сам и движет общество в целом.

Людей всегда привлекала красота вещей, поэтому еще в первобытный период человек стремился как-то украсить свой быт, создавая уникальные по красоте и пластике узоры на предметах быта, в частности, на вазах. И сегодня вазы, появившись, как свидетельствуют археологические данные, еще в эпоху мезолита (среднекаменного века) 15— 12 тыс. лет тому назад, поражают органичностью узора и формы. Пластика линий узора отражает философию магии. Это не случайные линии, а наполненные мифическим смыслом орнаменты, как зашифрованные послания будущему. Форма и линии первобытного искусства привлекали и привлекают художников и дизайнеров всегда, потому как вещи, созданные на заре человечества, имеют не только красивые формы и линии, но они еще и обладают космичностью. Так как первобытный человек — это человек природы, то и вещи, им произведенные, обладают одушевленной силой макрокосмоса, являясь носителем ее идеи и определенной философией мироздания.

Профессия дизайнера очень молода. Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, дизайнеры же отвечали лишь за ее эстетический вид. Не понимая, что механизация производства ведет к решительному разрыву с прошлым, дизайнеры лишь имитировали в образцах массовой продукции форму, стиль и материалы, свойственные традиционным изделиям

ручного труда. Первые образцы промышленных изделий были далеко не совершенными и, как правило, уступали качеством продукции мануфактурного и ремесленного производства, обладающего опытом и традициями, накопленными веками, секретами, передаваемыми из поколения в поколение. Кроме того, обнаружилась также эстетическая инородность в окружающей среде изготовленных машинным способом изделий, непривычность их форм, а также самой мысли о массовом тиражировании сотен и тысяч похожих друг на друга как две капли воды изделий. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросов возможно, как показала практика, создавать конкурентоспособную продукцию.

Библиографический список

1. Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М. : Высш. шк., 2002. — 511 с.

2. Абаимова, Е. Л. Дизайн как общекультурный и национальный феномен / Е. Л. Абаимов. — Ростов-на-Дону, 2009. — 147 с.

3. Быстрова, Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т. Ю. Быстрова. — Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2001. — 288 с.

ОСМАНКИНА Галина Юрьевна, кандидат культурологии, доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.09.2012 г.

© Г. Ю. Османкина

Книжная полка

Солонин, Ю. Н. История культурологии : учеб. для бакалавров / Ю. Н. Солонин, В. М. Дианова. -3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 461 с. - ISBN 978-5-9916-2447-3.

Предлагаемый учебник представляет основные концепции культурологии, сложившиеся в западной и отечественной гуманитарной мысли в период с XV до начала XXI в., которые собственно и составляют историю становления этой науки. Несмотря на то что многие из них возникли в европейской культуре в начальный период ее формирования, они не утратили своей научной значимости до настоящего времени и, хотя претерпели значительные изменения и корректировку, содержат в себе безусловный эвристический потенциал. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 033000 «Культурология».

Культурология : учебник для вузов / Под ред. Ю. Н. Солонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 566 с. - ISBN 978-5-9916-2382-7.

Предлагаемый учебник представляет собой всестороннее изложение основных проблем культурологического знания на основе системного подхода. В нем показана специфика культурологии как междисциплинарной науки и как учебной дисциплины; рассматриваются онтологические аспекты культуры, ее место в структуре бытия, проблемы типологии культур. Большое внимание уделено анализу состояния культуры в современном мире. Учебник полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения по дисциплине «Культурология». Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.