КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012
невшего корпуса смысла, обнажение его ничто-нич-тожности, потому провоцирует часто непонимание и абсурд в процессе перехода на язык массовых конвенций [8].
Искусство — способ бытия игры, а игра — способ бытия искусства — такой важный парадокс, останавливающий ход событий, готовых матриц смысла, наталкивающий на то, чтобы самостоятельно задуматься о специфике важных, смысложизненных, конститутивных для человека вещей.
Важна несерьезность игры. Где под концепт серьезности чаще всего подпадает то, что уже уложено в конвенциональный формат социально принятого смысла. Согласно Хейзингу: «игра стоит по ту сторону серьезности — у первоистоков, к которым так близки дети, животные, дикари и ясновидцы, в царстве грезы, восторга, опьянения и смеха. Чтобы понять поэзию, нужно обрести детскую душу и облачиться в нее, как в волшебную рубашку, и мудрость ребенка поставить выше интеллекта взрослого» [6, с. 70]. Здесь детство есть первичный способ человека реализовать себя как человека, и эта реализация начинается с игры. Самоговорящий даосский парадокс «ребенок — старик, мудрец» открывает иные перспективные горизонты смысла. Специфика этого парадокса в том, что феномен «детство» и как этап человеческого бытия, и как состояние понимания/ непонимания на границе смысловых шаблонов — провоцирует обращение к первичным установкам бытия, к их подлинному звучанию и смыслу, к первичной логике мира, опять же — к логике мифа и игры.
Библиографический список
1. Савчук, В. В. Конверсия искусства / В. В. Савчук. — СПб., 2001. - 297 с.
2. Мак-Люэн, М. Галактика Гуттенберга : Сотворение человека печатной культуры / М. Мак-Люэн. — Киев, 2004. — 365 с.
3. Савчук, В. В. Искусство в эпоху тотальной коммуникации / В. В. Савчук // Рациональность и коммуникация : тез. VII Междунар. науч. конф. 14 — 16 ноября 2007 года. — СПб., 2007. — С. 27—38.
4. Юнг, К. Г. Психология и поэтическое творчество / К. Г. Юнг // Самосознание европейской культуры ХХ века. — М., 1991. — С. 103—107.
5. Доддс, Э. Греки и иррациональное / Э. Доддс. — СПб., 2000. — 229 с.
6. Хейзинга, Й. HOMO LUDENS : Опыт исследования игрового элемента в культуре / Й. Хейзинга // Самосознание европейской культуры ХХ века. — М., 1991. — 387 с.
7. Бродский, И. Сын цивилизации / И. Бродский // Сочинения И. Бродского. В 7 т. Т. 5. — СПб., 1999. — 243 с.
8. Кребель, И. А. Территория предела : Эстетика мысли русского модерна / И. А. Кребель. — М., 2011. — 375 с.
КРЕБЕЛЬ Ирина Алексеевна, кандидат философских наук, доцент (Россия), доцент кафедры философии. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.09.2012 г.
© И. А. Кребель
УДК 008 Г. Ю. ОСМАНКИНА
Омский государственный технический университет
ДИЗАЙН КАК СИНТЕЗ ЭСТЕТИЧЕСКИ-НРАВСТВЕННЫХ И КУЛЬТУРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕДИНСТВЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВА
В статье рассматривается синтез дизайна с инженерно-техническими и гуманитарными областями наук. Прослеживается взаимозависимость социальных и мировоззренческих взглядов потребителя и продукта потребления.
Ключевые слова: дизайн, линия, стайлинг.
Область дизайна многогранна. Сфера применения произведений и продукций дизайнерской мысли настолько разнообразна, что требует особого, системного подхода к его изучению и анализу.
Сегодня дизайн — это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, направленная на различные области жизнедеятельности человека. Он создается человеком и для человека. В нем происходит интеграция естественнонаучных, технических, гуманитарных знаний, свя-
занных на современном этапе развития с общественным сознанием. Инженерное и художественное мышление, направляется на формирование оригинальных дизайнерских идей, которые воплощаются в производстве. Предметный мир, находится в «зоне» обширного контакта с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности.
Центральной проблемой дизайна является создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармонич-
ный, целостный. Предметное художественное творчество зарождалось, формировалось и развивалось на пересечении различных областей жизнедеятельности человека, таких как утилитарное, техникоконструктивное представление предмета и его художественной ценности, иногда относящегося к миру искусств. В результате могло возникнуть либо чисто потребительская продукция, либо произведение искусства, поэтому дизайн можно определить как явление, объединяющее материальную культуру (включающую предметное творчество) и духовную (включающую мир «чистых» искусств).
Отсюда особая важность для дизайна использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями гуманитарные области мышления: философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.
В процессе создания продукта предметного мира, а также при его разработке большую роль играет аналитическая деятельность творца, т.е. дизайнера-профессионала, а также и мнение заказчика или потребителя. Для придания «продукту» дизайнерской деятельности художественно-эстетической привлекательности требуется сложный синтез различных процессов конструкторской, творческой деятельности и мировоззренческого наполнения. Для этого необходимо преодоление разрыва между техническим прогрессом и духовной культурой общества. Как раз дизайн и делает попытки сгармонировать этот разрыв и придать данному процессу эстетически наполненное содержание.
Важно отметить, что дизайн способен к преодолению дискомфорта технических конструктивных решений и мировоззренческого восприятия объектов в современной урбанистической жизни человека, используя для этих целей различные средства выразительности. В этом аспекте не маловажную роль играет форма и линии, которые составляют эту форму. В данном контексте на современном этапе дизайн, как деятельность в проектной культуре остается малоизученным феноменом. Исторической и социокультурной трансформации подвергается не только сам дизайн, но и конструктивность проектирования и линии формы как стиля мышления и способа деятельности дизайнера, который отражает вкусы и пристрастия общества. Данная деятельность в современном мире является многосубъектной. Субъектом дизайна как социокультурного мышления и субъектом проектирования социокультурного пространства выступает не только дизайнер-профессионал, но и «рядовой» потребитель вещей, продукции профессионального дизайнерского проектирования. Дизайнер через свою профессиональную деятельность способствует вживанию полезного предмета, вещи в рамки повседневной жизни, но использование дизайнерского предложения остается, в конечном счете, за потребителем, который в ходе повседневного манипулирования вещами создает собственную не только предметную, но и духовносмысловую среду.
Самым существенным моментом является неразрывная связь всех общепроективных задач именно с целью вещи. Дизайнер, продумывая функциональность, эргономичность, удобство, привлекательность, оригинальность создаваемого объекта, учитывает вкусы и моду современности. В свою очередь современное потребление предметов дизайнерской
деятельности превращается в интенсивный процесс постоянного обновления вещей. Человек, руководствуясь своими желаниями, фантазиями, модой, престижем и т.д., стремится к постоянному совершенствованию, обновлению уже существующих предметов обихода в соответствии с модными тенденциями в культурном пространстве общественной жизни. Кроме функционального использования, создание и потребление вещей становится деятельностью по формированию новой смысловой реальности.
В предметах дизайна получают предметно-вещественную закрепленность не только культурные смыслы бытийного, экзистенциального характера, но и совокупность социальных и мировоззренческих отношений потребителя и продукта потребления. Проектируя вещь, дизайнер закладывает модель действия ее функциональности и удобопотребля-емости — это в первую очередь, а затем уже и ее внешнюю привлекательность. Соотнесение вещи со смысловым универсумом как источником, хранилищем накопления знаний об объекте, превращает вещь в социокультурный объект, реализуемый в процессе социокультурных пространств повседневности. Символически-знаковая, коммуникативная природа смыслового универсума определяет способы конструирования социокультурного пространства как манипуляции со знаками, а проектирование вещи — как лингвистическую деятельность. Рассмотрение дизайн-проектирования в социокультурном контексте обнаруживает, что унификация, стандартизация, агрегатирование и комбинаторика составляют язык, стиль мышления и способы деятельности в рамках модернистской проектности. Эти черты выступают не только техническим, но и культурологическим фактором, освобождая человека от беспорядочного многообразия вещей, трансформируя и редактируя всю совокупность отношений между человеком и предметным миром, культурными идеалами и ценностями, что делает форму продукта не только целесообразной и конструктивно логичной, но и эмоционально выразительной, эстетически осмысленной.
«Художник-конструктор, — утверждает Ю. Б. Бо-рев, известный современный ученый, — создает продукты и орудия труда, способные «по-человечески относиться к человеку», то есть обладающие эстетической ценностью. Дизайн очеловечивает взаимоотношения между вещью и личностью, а также между людьми. Пользуясь художественно сконструированными вещами, человек эстетически наслаждается, созерцая себя в созданном им мире» [1, с. 30].
Вещи, отражают мировосприятие личности, ее вкусы, интеллект, философию жизни. У каждого индивида свои пристрастия и свои предпочтения. Кто-то склонен к простым формам, созданным прямыми линиями, кто-то предпочитает мягкие формы, построенные на волнообразных, криволинейных линиях. Но все они создают атмосферу комфорта для себя, где отдыхала бы душа.
Форма, созданная из различных линий, это особый язык формы в дизайне, дающий идеям зрительное выражение.
Дизайн, являясь визуализатором предметного мира, связывает в единый узел духовную и материальную культуру, выполняя важную задачу гармонизации жизнедеятельности человека. Подчеркивая средствами и приемами композиции в объемно-пространственной структуре и тектонике объекта его утилитарно-техническую ценность. Создатели дизайн-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012
проукции стремятся выявить красоту целесообразности технически обусловленной формы вещи. Разная степень весомости утилитарной и эстетической сторон сущности в различных группах, видах и типах изделий находит отражение в их композиционностилевом решении, выборе средств и приемов достижения образности и выразительности, преобладании технического или декоративного начала в художественном образе объекта. Но, несмотря на все различия решения конкретных задач художественного конструирования, все же дизайн ориентирован на гармонию утилитарного и эстетического.
Существуют различные виды дизайна, которые отражают не только конструктивное начало объекта, но и являются красивой вещью потребления. В современном обществе все более актуальным становится стайлинг-дизайн. Это направление, в какой-то мере, являясь проявлением чисто визуального «куртуазного» дизайна, дает полет творческой фантазии, как в использовании формы, цвета, так и линий. Формально-эстетическая модернизации объекта при помощи разнообразного использования характера линий при разработки объекта позволяет создать преобразованную форму исключительно с внешней стороны. Такой вид дизайн-проектирования определен техническим прогрессом и потребительскими запросами. Видоизменяя модель, выпускаемую в продажу вместо прототипа, при незначительном изменении функционально-эксплуатационных характеристик и технологии изготовления (или даже отсутствии таких изменений) создается новая вещь. Стайлинг придает изделию формальную новизну, внешнее отличие от прототипов и аналогов, ускоряя моральное устаревание тех изделий, которые новая модель должна заменить, вытесняя с рынков сбыта. Стайлинг, способствующий увеличению сбыта изделий, созданных в первую очередь для успешной продажи, а не для эффективного потребления, всегда ориентирован на моду. Несмотря на преобладание в стайлинге эстетического начала, все его объекты рассчитаны на реальное использование по назначению, а не только на любование ими.
Стайлинг распространяется на очень большое количество групп и видов изделий бытового назначения, к которым относятся не только одежда, ее аксессуары, мебель, светильники, посуда, ткани, украшения, игрушки, часы, очки, средства письма, но и многие изделия, порожденные техническим прогрессом: бытовые машины и приборы хозяйственного назначения, аудиовизуальная аппаратура, телефоны (сетевые и мобильные), фотоаппараты, персональные компьютеры, спортивные изделия, легковые автомобили. Гораздо менее востребован стайлинг в проектировании изделий производственного, а также общественного назначения, что объясняется нецелесообразностью использования в производственной и во многом общественной сферах жизнедеятельности людей механизма ускорения морального устаревания изделий и оборудования (в эстетическом аспекте). Однако и в этой области может проявляться стайлинг. Например, возьмем электросчетчик, всем хорошо известна его форма, которая зависит от внутренней начинки и его технических характеристик. Однако дизайнеры не останавливаются на его стандартной прямоугольной форме, много разработок, которые модернизируют его, где-то сглаживая углы, придавая более обтекаемую форму, где-то вытягивая по вертикали, где-то по горизонтали. Меняется облик предмета, но внутренняя конструктивно-идейная основа остается. Таких примеров можно привести множество.
Стайлинг стал своеобразным синтезом эстетических предпосылок и материальных преобразований как художественное отражение вкусов и культурных преобразований в общественном сознании.
Важнейшим фактором дизайна, который используется и в стайлинге, формирующим производственную среду, определяющим ее эстетический уровень, стала линия. Она используется с учетом опыта искусства и достижений в области физиологии, психологии, эстетики. Линия, цвет, форма формируют представление о предмете и поэтому всегда взаимообусловлены: линия может улучшать или ухудшать эстетические и функциональные качества предмета. Линия и цвет — ведущие начала, организующие конструктивное пространство. Эстетическая выразительность цеха или помещения для отдыха зависит от освещенности и цветового решения стен, потолков, станков и от линейного решения пространства и предметов в этом пространстве. При этом учитываются связь линии и цвета с функцией предмета, технологическими особенностями процесса производства. Линия и цвет оказывают на человека большое психологическое и физиологическое воздействие. Их применение необходимо для создания комфортабельного и наиболее продуктивного условия места работы. Процесс деятельности, его эффективность напрямую связаны с эстетическим визуальным восприятием. Способ применения тех или иных линий и цвета зависит не только от технических характеристик трудовой деятельности того или иного предприятия, но и от модных тенденций общества, государства. Идеалы меняются со временем, меняется и характер визуального пространства. Дизайнер, проектируя предметный мир для человека, ориентируется на целостные и социально конкретные образцы жизнедеятельности, моделируемые как с помощью конкретных задач, так и применяя художественное воображение.
Понятие «дизайн» сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди современности. Современный исследователь культуры Е. Л. Аба-имова говорит: «Под воздействием исторических, культурных, экономических, политических процессов, технологический «прорыв» образовал такие новые виды современных продуктов, как компьютерные и телекоммуникации, мультимедиа и имиджи, он интерпретировал продукты духовной и материальной деятельности, зафиксированные в культуре и ее знаковых системах, в результате чего образовалось культурное «гиперпространство», погрузившее человека в многоканальный мир диалога со всем миром. В свою очередь, и дизайн испытывает на себе позитивные и негативные воздействия социокультурного, экологического контекста и не может существовать вне дискурса непонимания и встречного перцептуального вызова, генерируемого коммуникацией» [2, с. 11]. Поэтому, находясь в тесном контакте с окружением, дизайн стремится не только выразить насущные потребности человека, но и направить общество в новое русло. Ведь, как подчеркивает Т. Ю. Быстрова, вещь способна: «..."Подтягивать" человека в эмоциональном и интеллектуальном отношении, совершенствовать его» [3, с. 88].
Действительно, вещь, обладающая красивой и совершенной формой, всегда определяет духовно-психологическое состояние человека. При этом большую роль играет визуальное восприятие образа,
отражающего гармоничное представление о сути вещи. Главное, чтобы совпадало внешнее и внутреннее содержание объекта. Так как несовпадение этих представлений ведет к дисгармонии и дискомфорту. Еще в древние времена говорилось о важности достижения гармонии и единства человека и мира, в котором он существует. Одухотворяясь предметами своего производства, человек растет, совершенствуется, а значит, движется сам и движет общество в целом.
Людей всегда привлекала красота вещей, поэтому еще в первобытный период человек стремился как-то украсить свой быт, создавая уникальные по красоте и пластике узоры на предметах быта, в частности, на вазах. И сегодня вазы, появившись, как свидетельствуют археологические данные, еще в эпоху мезолита (среднекаменного века) 15— 12 тыс. лет тому назад, поражают органичностью узора и формы. Пластика линий узора отражает философию магии. Это не случайные линии, а наполненные мифическим смыслом орнаменты, как зашифрованные послания будущему. Форма и линии первобытного искусства привлекали и привлекают художников и дизайнеров всегда, потому как вещи, созданные на заре человечества, имеют не только красивые формы и линии, но они еще и обладают космичностью. Так как первобытный человек — это человек природы, то и вещи, им произведенные, обладают одушевленной силой макрокосмоса, являясь носителем ее идеи и определенной философией мироздания.
Профессия дизайнера очень молода. Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, дизайнеры же отвечали лишь за ее эстетический вид. Не понимая, что механизация производства ведет к решительному разрыву с прошлым, дизайнеры лишь имитировали в образцах массовой продукции форму, стиль и материалы, свойственные традиционным изделиям
ручного труда. Первые образцы промышленных изделий были далеко не совершенными и, как правило, уступали качеством продукции мануфактурного и ремесленного производства, обладающего опытом и традициями, накопленными веками, секретами, передаваемыми из поколения в поколение. Кроме того, обнаружилась также эстетическая инородность в окружающей среде изготовленных машинным способом изделий, непривычность их форм, а также самой мысли о массовом тиражировании сотен и тысяч похожих друг на друга как две капли воды изделий. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросов возможно, как показала практика, создавать конкурентоспособную продукцию.
Библиографический список
1. Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М. : Высш. шк., 2002. — 511 с.
2. Абаимова, Е. Л. Дизайн как общекультурный и национальный феномен / Е. Л. Абаимов. — Ростов-на-Дону, 2009. — 147 с.
3. Быстрова, Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т. Ю. Быстрова. — Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2001. — 288 с.
ОСМАНКИНА Галина Юрьевна, кандидат культурологии, доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.09.2012 г.
© Г. Ю. Османкина
Книжная полка
Солонин, Ю. Н. История культурологии : учеб. для бакалавров / Ю. Н. Солонин, В. М. Дианова. -3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 461 с. - ISBN 978-5-9916-2447-3.
Предлагаемый учебник представляет основные концепции культурологии, сложившиеся в западной и отечественной гуманитарной мысли в период с XV до начала XXI в., которые собственно и составляют историю становления этой науки. Несмотря на то что многие из них возникли в европейской культуре в начальный период ее формирования, они не утратили своей научной значимости до настоящего времени и, хотя претерпели значительные изменения и корректировку, содержат в себе безусловный эвристический потенциал. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 033000 «Культурология».
Культурология : учебник для вузов / Под ред. Ю. Н. Солонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 566 с. - ISBN 978-5-9916-2382-7.
Предлагаемый учебник представляет собой всестороннее изложение основных проблем культурологического знания на основе системного подхода. В нем показана специфика культурологии как междисциплинарной науки и как учебной дисциплины; рассматриваются онтологические аспекты культуры, ее место в структуре бытия, проблемы типологии культур. Большое внимание уделено анализу состояния культуры в современном мире. Учебник полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения по дисциплине «Культурология». Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ