ДИЗАЙН. РЕКЛАМА
УДК 701 Г. Ю. ОСМАНКИНА
Омский государственный технический университет
ЛИНИЯ В ДИЗАЙНЕ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КРАСОТЫ
Предмет дизайнерской деятельности может рассматриваться как элемент эстетического воздействия на бытие человека. В статье анализируется визуальное воздействие дизайнерской линии с точки зрения создания эстетически красивых вещей. Ключевые слова: дизайн, линия, эстетика, красота.
Дизайн в современном мире из инструмента технической эстетики промышленного проектирования, призванного осуществлять связь между производством и потреблением, перерастает в культурную универсалию, ныне интегрированную во все сферы жизнедеятельности, обеспечивающую ценностный ресурс культуротворческого поведения человека, выражения и предметной реализации общественного идеала, обеспечение условий свободной самореализации целостного человека. Сейчас дизайн все чаще рассматривают не только как функциональное искусство, но и искусство визуального воздействия. Созданию вещей и жизни возле них придается очень большое значение. Философское осмысление необходимости и сущности дизайна возникает из своеобразия создаваемых им предметных форм, предназначенных не только удовлетворять потребности человека, но и украшать и воспитывать своей красотой формы и внутреннее содержание.
В дизайне и в том, что ему предшествовало, все возникало как рациональное — но лишь для обще-
ства или его отдельных представителей. Дизайн, вслед за греческой античностью, настаивает на возможности достижения тождества пользы и красоты, утилитарного и эстетического, тогда как в искусстве или инженерно-техническом проектировании этого баланса нет.
Анализируя предметы дизайнерского творчества, следует понимать, что объектом его деятельности является мир вещей, которые создаются человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функционирования. Очень часто дизайнер вдохновляется окружающей природой, внимательно наблюдая объекты природы или явления. В результате получаются уникальные произведения, очень близкие душевной гармонии человека. В этом отношении творчество дизайнера близко творчеству первобытного художника, черпавшего образы у природы.
В первобытный период человек, стремясь украсить свой быт, создавал уникальные по красоте и пластике узоры на предметах быта, в частности, на
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ДИЗАЙН. РЕКЛАМА
ДИЗАЙН. РЕКЛАМА ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
Чі
вазах. И сегодня вазы, появившись, как свидетельствуют археологические данные, еще в эпоху мезолита (среднекаменного века) 15—12 тыс. лет тому назад, поражают органичностью узора и формы. Пластика линий узора — это не случайные линии, а наполненные мифическим смыслом орнаменты, как зашифрованные послания будущему, отражающие философию бытия.
Форма и линии первобытного искусства привлекали и привлекают художников и дизайнеров всегда, потому как вещи, созданные на заре человечества, имеют не только красивые формы и линии, но они еще и обладают космичностью. Так как первобытный человек — это человек природы, то и вещи, им произведенные, обладают одушевленной силой макрокосмоса, являясь носителем ее идеи и определенной философией мироздания.
В процессе культурно-социальной эволюции человечества эстетика формы и линий менялась в соответствии с миропониманием и мировосприятием людей. На современном этапе предмет дизайнерской деятельности может выступать как предмет эстетического воздействия на бытие человека. Даже в самом незначительном и обыденном предмете, если в нем вложена дизайнерская мысль, можно увидеть эстетически прекрасное произведение, которое естественным образом, ненавязчиво будет влиять на эстетический вкус человека.
Процесс создания предмета, в первую очередь, обуславливается утилитарно-практической востре-бовательностью. Так, современный исследователь Т. Ю. Быстрова утверждает: «Он (предмет. — Прим. автора) предстоит человеку, являясь чем-то качественно отличным и одновременно возникая только благодаря присутствию и усилиям последнего» [1, с. 45]. Однако существует и другая сторона потребления предмета. Любая вещь является аккумулятором миропонимания, ценностных установок своего создателя, передавая энергетику людям для употребления качественного продукта мировосприятия бытия. Мир вещи отражает внутренний мир создателя и от того, насколько богат его внутренний мир, настолько эффективна будет созданная вещь или форма. Т. Ю. Быстрова пишет по этому поводу следующее: «...Все законы создания и функционирования вещей будут, в первую очередь, связаны с изменениями в человеке, в его представлениях о себе» [1, с. 53]. Несмотря на то что дизайнер не всегда свободен в творческом процессе, все же он воплощает в вещи, в первую очередь, свое представление и видение. Форма вещи выбирается творцом в соответствии с теми представлениями и интеллектуальнонравственными принципами, которыми он обладает и которые его волнует на момент создания. Взгляды и пристрастия дизайнера могут меняться, так же как и меняются устои и идеалы общества, государства.
Любая вещь, обладающая красивой и совершенной формой, может определять духовно-психологическое состояние человека. При этом большую роль играет визуальное восприятие образа, отражающего гармоничное представление о его сути. Главное, чтобы совпадало внешнее и внутреннее содержание объекта. Так как несовпадение этих представлений ведет к дисгармонии и дискомфорту. Еще в древние времена говорилось о важности достижения гармонии и единства человека и мира, в котором он существует. Одухотворяясь предметами своего производства, человек растет и совершенствуется, а значит, движется сам и движет общество в целом.
Продвижение и востребованность дизайнерских «творений» во многом зависят от внешней его привлекательности, а не только от его функциональности. Внешняя красота является «стимулирующим» эффектом привлечения потребителя. Она формирует эстетическую ценность объекта, придает ему особое значение для потребления.
Создание эстетически прекрасного и красивого образа зависит от многих факторов, в частности от цвета, формы и линий формы. Здесь создается синтез искусств, который передает не только внешнюю привлекательность предмета, но и его идейно-художественную наполненность и функциональность. При этом объединении формообразующие принципы различных видов искусства взаимодействуют друг с другом, помогая его образам стать более конкретными и выразительными.
Красота формы во многом зависит от линий, из которых она создана. Различные типы линий передают не только внешнюю красоту предмета, но и его суть. Гармоничное сочетание внешнего облика и внутреннего содержания делают вещь гармоничной. Как отмечается в философском эстетическом словаре: «Гармония (греч. harmoшa — связь, соразмерность) — созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом» [2, с. 87].
Древние греки отмечали, что красота, прекрасное — основная черта бытия, как единство в многообразии, как «внутренняя природа вещей». Соприкосновенность с красотой — одна из самых сокровенных тайн бытия, так как она волнует в первую очередь душу человека, воздействует на его чувства. Предметы истинного дизайна могут являться носителями красоты предмета, вещи, объекта. Зачастую человек, воспринимая дизайнерское творение, сначала оценивает ее привлекательность, а уже потом обращает внимание на функциональность, прочность и удобство в эксплуатации.
Красота предметов является важной составляющей дизайна, она оживляет скучные и утилитарные предметы, придает им индивидуальность, что вызывает эмоции, а значит, оставляет наибольшее впечатление, лучше всего запоминается.
Визуальное восприятие вещей у каждого человека свое, кто-то обращает внимание на простые формы, а кому-то нравятся сложные, «замысловатые» предметы. Так и мода на формы зависит от уровня развития общества и его культурно-эстетических вкусов и идеалов.
В современном мире происходит «наслоение» одной формы на другую. Сейчас трудно сказать, что же моднее: изделия, которые имеют в своей основе строгость и лаконичность и выражаются в прямых, строгих линиях, или «вычурные», «навороченные» предметы со сложными волнообразными или ломаными линиями. Техногенность и стремительное развитие экономики заставляет искать новые формы дизайнерского творчества. Но есть определенная тенденция в развитии дизайнерского искусства. На современном культурном уровне развития общества все большую популярность заслуживает биоформа, основанная на плавных, обтекаемых линиях. Скорость, движение, стремительность диктуют и свои образы, так, например, корпус машин приобретает все большую обтекаемость и в своем облике имеет преобладание плавных линий. Конечно, это связано с увеличением скорости машины. Обтекаемость формы помогает увеличивать эту скорость в разы. И в архитектуре так же прослеживается тенденция
к плавным линиям. Популярными становятся биоформы, основанные на природных образцах. Человек устает от техники, скорости и хочет раствориться в природе, почерпнуть в ней жизненные силы.
Польза, прочность, красота — это те понятия, которые становятся девизом для современного дизайнерского творчества. Человек издавна пытался соизмерять индивидуальную и социальную жизнь с течением всеобъемлющей гармонии. Для него становилась важной не столько жизнь сама по себе, сколько ее наполненность красотой и, главное, глубокое переживание эстетического притяжения мира.
В истории эстетического познания сформировалась устойчивая тенденция, связанная с верой в возможность «измерить», подвергнуть научному анализу параметры прекрасного, найти идеальную геометрическую основу, «первоэлемент» красоты, придав тем или иным признакам и соотношениям универсальное значение. Древние греки одни из первых сделали попытку математизации сущности эстетического мироотношения. Они придумали понятие «золотое сечение», которое включало в себя такое геометрическое соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. Ярким представителем такого подхода был ваятель Поликлет из Аргоса, живший в V в до н.э., написавший сочинение «Канон». Согласно убеждениям Поликлета, в идеальной пропорциональной системе (с помощью нее можно создать возвышенный, гармонический, художественный образ) человеческая голова должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки 1/10, ступня 1/6/. Воплощением этого золотого правила стали статуи: «Дорифор», «Диадумен», «Раненая амазонка».
Особенно большой интерес к возможностям математического исчисления прекрасного, поиску идеальных пропорций проявляется в период подлинного расцвета научных знаний начиная с эпохи Ренессанса. Так, например, геометризм в художественном творчестве становится более продуманным, научно взвешенным. Если в античной культуре рост человека делился на семь частей, то Альберти в целях достижения предельной точности в изобразительном искусстве делит его на 600, а Дюрер — на 1800 частей. Не случайно само понятие «искусство» для Дюрера и многих его современников ассоциируется с научным знанием.
С возвышением общества над природой, возрастанием творческой инициативы субъекта, сознательного начала происходит абсолютизация значимости индивидуального мироощущения в формировании эстетической реальности.
Исследование основных концепций красоты показывает, что эстетическое сознание как одно из самых сложных, интегративных духовных явлений невозможно вывести из одного источника. Феномен прекрасного — это проблема не только функционирования личностного сознания, но и особенностей строения космоса, конкретных природных объектов, законов общественного развития. В целом, несмотря на острую полемику, представителей различных подходов объединяло понимание прекрасного как меры, симметрии, пропорциональности, целесообразности, ритмичности, гармонии.
Известно, что гармония конкретного явления включает широкую гамму как внутренних, так и внешних особенностей, качеств, которые далеко не всегда совпадают. Поэтому способность к эстетическому восприятию означает оценку предмета в единстве формы и содержания, сущности и явления,
особенного и всеобщего, частного и универсального. Так рождается поэтическое видение мира.
Вот почему процесс восприятия красоты предусматривает неразрывное единство чувственного и рационального, интуитивного и логического отражения действительности. Эти уровни постижения гармонии, грани эстетического восприятия взаимообусловлены, хотя и обладают относительной самостоятельностью. Если чувственному опыту отводится важное место в научном познании, то для эстетического восприятия значение принципа наглядности, непосредственно погружение в мир форм, цветовых гамм, звуков, открывающих неисчерпаемые оттенки внешнего бытия, несоизмеримо возрастает. Тем более что о чувственном отражении все больше утверждается мнение как о сложном поисковом механизме, когда ощущения и восприятия являются необходимым фундаментом для развития эстетических представлений об окружающем мире.
Особая роль чувственного аспекта в эстетическом восприятии, в отличие от научного познания, диктуется тем, что эстетический объект всегда интересен своими оттенками, многообразными проявлениями. И даже обладая развитыми формами познания, человек связан с внешним миром через ощущения, так как предметы и явления находятся в непрерывном процессе взаимодействия, возникновения, развития, исчезновения. Так один и тот же пейзаж никогда не бывает неизменным, застывшим. Его создают и беспрерывно меняют игра света, движение ветра, облаков, снега, дождя, птиц. В. Ф. Мартынов в своем труде «Философия красоты» пишет: «Если бы красота в действительности была неподвижна и неизменна, «бессмертна», как того требуют эстетики, она бы надоела, опротивела бы нам. Живой человек не любит неподвижного в жизни; потому никогда не наглядится он на живую красоту.» [3, с. 86]. Источником красоты мира является сама жизнь как вечное обновление, как река, в которую никому не дано войти дважды и которая в своем течении каждое мгновение всегда другая.
Необходимо помнить, что красота — путеводная звезда любого общества, его главный жизненный ориентир, основное средство развития душевных сил, ментальных способностей.
Любуясь красотой жизни и приобщаясь через дизайнерское творчество к ее вечным ценностям, человек приближается к гармонии; через развитие духа и интеллекта можно вступить в мир высших достижений мировой культуры.
Но внешняя привлекательность может остаться «пустым звуком», если она не поддерживается внутренней наполненностью содержания. Двадцать первый век пытается соединить в своих творениях и то, и другое. Дизайнерское творчество, опираясь на различные средства выразительности, осуществляет синтез духовного и материального. Поэтому цвет, линия, форма — это те основные составляющие дизайнерского искусства, без которых невозможно сделать ни один предмет или объект эстетически прекрасным.
Углубление внутреннего мира личности, совершенствование духовного мировосприятия на основе Красоты заключает неисчерпаемый потенциал в развитии человеческого рода, каждого индивида.
Библиографический список
1. Быстрова, Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т. Ю. Быстрова. — Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2001. — 288 с.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ДИЗАЙН. РЕКЛАМА
ДИЗАЙН. РЕКЛАМА ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
*
2. Философский энциклопедический словарь. — М. : ИНФРА — М., 1997. - 576 с.
3. Мартынов, В. Ф. Философия красоты / В. Ф. Мартынов. — Мн. : ТетраСистемс, 1999. — 336 с.
ОСМАНКИНА Галина Юрьевна, кандидат культурологии, доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».
Адрес для переписки: Galaomsk2004@mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.07.2013 г.
© Г. Ю. Османкина
УДК «91+33°59 Л. Ф. СМОТРОВА
Омский государственный технический университет
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И РЕКЛАМЫ
Статья посвящена определению взаимосвязи между такими категориями и явлениями, как реклама, качество жизни и уровень жизни. Наряду с приведением разного рода мнений по этому поводу автор высказывает и свою точку зрения на отдельные аспекты их соотношения и взаимодействия.
Ключевые слова: реклама, уровень жизни, качество жизни.
Как показывают многие теоретические источники, реклама рассматривается учеными-экономиста-ми прежде всего как экономическое явление. Это происходит в силу специфики и «ограниченности» их взглядов определенной областью и, в первую очередь, благодаря несомненному влиянию рекламы не только на образ жизни, его стереотипы либо нравственную составляющую жизни общества, а и в значительной степени на экономические показатели, экономическую составляющую общественной жизни.
Реклама может рассматриваться как равноправная с другими отраслями экономики, обеспечивающая занятость почти миллиона специалистов и технических исполнителей. В этой части она представляет собой совокупность более чем двух тысяч рекламных агентств по всей России, если руководствоваться данными независимых интернет-источников [1]. Эти же источники приводят к мысли о том, что реклама так или иначе сама зависит от ряда экономических показателей, на которые оказывает влияние.
Достаточно заметный, с этой точки зрения, показатель — это уровень жизни населения России. Уровень жизни в рыночной экономике заменил собой некоторые другие, ранее бывшие распространенными понятия, как, например, уровень благосостояния трудящихся (поскольку при социализме практически все трудоспособное население являлось трудящимся, за исключением небольших цифр временно находящихся в поисках работы). Уровень жизни определяется свободной сетевой энциклопедией «Википедия» как «уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления» [2]. Также отмечается, что уровень жизни является более широким понятием, чем уровень материального благосостояния, т.к. в него входит и ряд неденежных факторов, таких как:
— возможность заниматься любимым делом;
— уровень спокойствия протекающей жизни;
— состояние здоровья;
— факторы среды обитания, включая непосредственно экологию;
— объем потерянного времени, в том числе и в автомобильных пробках;
— возможность проводить время с близкими людьми, отдыхать и расслабляться.
В свою очередь, понятие «уровень жизни» является более узким, чем понятие «качество жизни», первоначально взятое из западной экономической литературы (англ. — quality of life). В него входят как измеряемые непосредственно показатели — обеспеченность сотовой связью и Интернетом, качество питьевой воды и других необходимых для человека ресурсов — так и чисто нравственные критерии. Если некоторые из них все же можно вычислить, например, уровень суицидов, в том числе среди детей, то другие поддаются лишь косвенной оценке. Это, например, степень свободы, которую ощущает личность, степень ее душевного комфорта, удовлетворенности от материальных и духовных благ, получаемых ею, удовлетворенность от выполняемой работы или любимого занятия (хобби), занятий спортом и множество других показателей.
Отметим непосредственную связь рекламы с понятием «качество жизни». Так, в качество жизни, как уже было сказано, входит степень свободы личности во всех ее проявлениях. С этой точки зрения, реклама проявляется двойственно: и как ограничивающее степень свободы личности явление, и, наоборот, как способствующее большей свободе. В первом аспекте мы наблюдаем в основном такой вид рекламы, как телевизионная реклама.
Действительно, своим существованием на телевидении реклама часто вызывает целый ряд отрицательных эмоций как препятствующее качественному просмотру телевизионной продукции средство.