Научная статья на тему 'Линия в дизайне как выражение эстетической красоты'

Линия в дизайне как выражение эстетической красоты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2009
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ЛИНИЯ / ЭСТЕТИКА / КРАСОТА / DESIGN / LINE / ESTHETICS / BEAUTY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Османкина Галина Юрьевна

Предмет дизайнерской деятельности может рассматриваться как элемент эстетического воздействия на бытие человека. В статье анализируется визуальное воздействие дизайнерской линии с точки зрения создания эстетически красивых вещей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The line in design as expression of esthetic beauty

The subject of design activity can be considered as an element of esthetic impact on life of the person. In the article visual influence of the design line from the point of view of creation of esthetically beautiful things is analyzed.

Текст научной работы на тему «Линия в дизайне как выражение эстетической красоты»

ДИЗАЙН. РЕКЛАМА

УДК 701 Г. Ю. ОСМАНКИНА

Омский государственный технический университет

ЛИНИЯ В ДИЗАЙНЕ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КРАСОТЫ

Предмет дизайнерской деятельности может рассматриваться как элемент эстетического воздействия на бытие человека. В статье анализируется визуальное воздействие дизайнерской линии с точки зрения создания эстетически красивых вещей. Ключевые слова: дизайн, линия, эстетика, красота.

Дизайн в современном мире из инструмента технической эстетики промышленного проектирования, призванного осуществлять связь между производством и потреблением, перерастает в культурную универсалию, ныне интегрированную во все сферы жизнедеятельности, обеспечивающую ценностный ресурс культуротворческого поведения человека, выражения и предметной реализации общественного идеала, обеспечение условий свободной самореализации целостного человека. Сейчас дизайн все чаще рассматривают не только как функциональное искусство, но и искусство визуального воздействия. Созданию вещей и жизни возле них придается очень большое значение. Философское осмысление необходимости и сущности дизайна возникает из своеобразия создаваемых им предметных форм, предназначенных не только удовлетворять потребности человека, но и украшать и воспитывать своей красотой формы и внутреннее содержание.

В дизайне и в том, что ему предшествовало, все возникало как рациональное — но лишь для обще-

ства или его отдельных представителей. Дизайн, вслед за греческой античностью, настаивает на возможности достижения тождества пользы и красоты, утилитарного и эстетического, тогда как в искусстве или инженерно-техническом проектировании этого баланса нет.

Анализируя предметы дизайнерского творчества, следует понимать, что объектом его деятельности является мир вещей, которые создаются человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функционирования. Очень часто дизайнер вдохновляется окружающей природой, внимательно наблюдая объекты природы или явления. В результате получаются уникальные произведения, очень близкие душевной гармонии человека. В этом отношении творчество дизайнера близко творчеству первобытного художника, черпавшего образы у природы.

В первобытный период человек, стремясь украсить свой быт, создавал уникальные по красоте и пластике узоры на предметах быта, в частности, на

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ДИЗАЙН. РЕКЛАМА

ДИЗАЙН. РЕКЛАМА ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

Чі

вазах. И сегодня вазы, появившись, как свидетельствуют археологические данные, еще в эпоху мезолита (среднекаменного века) 15—12 тыс. лет тому назад, поражают органичностью узора и формы. Пластика линий узора — это не случайные линии, а наполненные мифическим смыслом орнаменты, как зашифрованные послания будущему, отражающие философию бытия.

Форма и линии первобытного искусства привлекали и привлекают художников и дизайнеров всегда, потому как вещи, созданные на заре человечества, имеют не только красивые формы и линии, но они еще и обладают космичностью. Так как первобытный человек — это человек природы, то и вещи, им произведенные, обладают одушевленной силой макрокосмоса, являясь носителем ее идеи и определенной философией мироздания.

В процессе культурно-социальной эволюции человечества эстетика формы и линий менялась в соответствии с миропониманием и мировосприятием людей. На современном этапе предмет дизайнерской деятельности может выступать как предмет эстетического воздействия на бытие человека. Даже в самом незначительном и обыденном предмете, если в нем вложена дизайнерская мысль, можно увидеть эстетически прекрасное произведение, которое естественным образом, ненавязчиво будет влиять на эстетический вкус человека.

Процесс создания предмета, в первую очередь, обуславливается утилитарно-практической востре-бовательностью. Так, современный исследователь Т. Ю. Быстрова утверждает: «Он (предмет. — Прим. автора) предстоит человеку, являясь чем-то качественно отличным и одновременно возникая только благодаря присутствию и усилиям последнего» [1, с. 45]. Однако существует и другая сторона потребления предмета. Любая вещь является аккумулятором миропонимания, ценностных установок своего создателя, передавая энергетику людям для употребления качественного продукта мировосприятия бытия. Мир вещи отражает внутренний мир создателя и от того, насколько богат его внутренний мир, настолько эффективна будет созданная вещь или форма. Т. Ю. Быстрова пишет по этому поводу следующее: «...Все законы создания и функционирования вещей будут, в первую очередь, связаны с изменениями в человеке, в его представлениях о себе» [1, с. 53]. Несмотря на то что дизайнер не всегда свободен в творческом процессе, все же он воплощает в вещи, в первую очередь, свое представление и видение. Форма вещи выбирается творцом в соответствии с теми представлениями и интеллектуальнонравственными принципами, которыми он обладает и которые его волнует на момент создания. Взгляды и пристрастия дизайнера могут меняться, так же как и меняются устои и идеалы общества, государства.

Любая вещь, обладающая красивой и совершенной формой, может определять духовно-психологическое состояние человека. При этом большую роль играет визуальное восприятие образа, отражающего гармоничное представление о его сути. Главное, чтобы совпадало внешнее и внутреннее содержание объекта. Так как несовпадение этих представлений ведет к дисгармонии и дискомфорту. Еще в древние времена говорилось о важности достижения гармонии и единства человека и мира, в котором он существует. Одухотворяясь предметами своего производства, человек растет и совершенствуется, а значит, движется сам и движет общество в целом.

Продвижение и востребованность дизайнерских «творений» во многом зависят от внешней его привлекательности, а не только от его функциональности. Внешняя красота является «стимулирующим» эффектом привлечения потребителя. Она формирует эстетическую ценность объекта, придает ему особое значение для потребления.

Создание эстетически прекрасного и красивого образа зависит от многих факторов, в частности от цвета, формы и линий формы. Здесь создается синтез искусств, который передает не только внешнюю привлекательность предмета, но и его идейно-художественную наполненность и функциональность. При этом объединении формообразующие принципы различных видов искусства взаимодействуют друг с другом, помогая его образам стать более конкретными и выразительными.

Красота формы во многом зависит от линий, из которых она создана. Различные типы линий передают не только внешнюю красоту предмета, но и его суть. Гармоничное сочетание внешнего облика и внутреннего содержания делают вещь гармоничной. Как отмечается в философском эстетическом словаре: «Гармония (греч. harmoшa — связь, соразмерность) — созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом» [2, с. 87].

Древние греки отмечали, что красота, прекрасное — основная черта бытия, как единство в многообразии, как «внутренняя природа вещей». Соприкосновенность с красотой — одна из самых сокровенных тайн бытия, так как она волнует в первую очередь душу человека, воздействует на его чувства. Предметы истинного дизайна могут являться носителями красоты предмета, вещи, объекта. Зачастую человек, воспринимая дизайнерское творение, сначала оценивает ее привлекательность, а уже потом обращает внимание на функциональность, прочность и удобство в эксплуатации.

Красота предметов является важной составляющей дизайна, она оживляет скучные и утилитарные предметы, придает им индивидуальность, что вызывает эмоции, а значит, оставляет наибольшее впечатление, лучше всего запоминается.

Визуальное восприятие вещей у каждого человека свое, кто-то обращает внимание на простые формы, а кому-то нравятся сложные, «замысловатые» предметы. Так и мода на формы зависит от уровня развития общества и его культурно-эстетических вкусов и идеалов.

В современном мире происходит «наслоение» одной формы на другую. Сейчас трудно сказать, что же моднее: изделия, которые имеют в своей основе строгость и лаконичность и выражаются в прямых, строгих линиях, или «вычурные», «навороченные» предметы со сложными волнообразными или ломаными линиями. Техногенность и стремительное развитие экономики заставляет искать новые формы дизайнерского творчества. Но есть определенная тенденция в развитии дизайнерского искусства. На современном культурном уровне развития общества все большую популярность заслуживает биоформа, основанная на плавных, обтекаемых линиях. Скорость, движение, стремительность диктуют и свои образы, так, например, корпус машин приобретает все большую обтекаемость и в своем облике имеет преобладание плавных линий. Конечно, это связано с увеличением скорости машины. Обтекаемость формы помогает увеличивать эту скорость в разы. И в архитектуре так же прослеживается тенденция

к плавным линиям. Популярными становятся биоформы, основанные на природных образцах. Человек устает от техники, скорости и хочет раствориться в природе, почерпнуть в ней жизненные силы.

Польза, прочность, красота — это те понятия, которые становятся девизом для современного дизайнерского творчества. Человек издавна пытался соизмерять индивидуальную и социальную жизнь с течением всеобъемлющей гармонии. Для него становилась важной не столько жизнь сама по себе, сколько ее наполненность красотой и, главное, глубокое переживание эстетического притяжения мира.

В истории эстетического познания сформировалась устойчивая тенденция, связанная с верой в возможность «измерить», подвергнуть научному анализу параметры прекрасного, найти идеальную геометрическую основу, «первоэлемент» красоты, придав тем или иным признакам и соотношениям универсальное значение. Древние греки одни из первых сделали попытку математизации сущности эстетического мироотношения. Они придумали понятие «золотое сечение», которое включало в себя такое геометрическое соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. Ярким представителем такого подхода был ваятель Поликлет из Аргоса, живший в V в до н.э., написавший сочинение «Канон». Согласно убеждениям Поликлета, в идеальной пропорциональной системе (с помощью нее можно создать возвышенный, гармонический, художественный образ) человеческая голова должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки 1/10, ступня 1/6/. Воплощением этого золотого правила стали статуи: «Дорифор», «Диадумен», «Раненая амазонка».

Особенно большой интерес к возможностям математического исчисления прекрасного, поиску идеальных пропорций проявляется в период подлинного расцвета научных знаний начиная с эпохи Ренессанса. Так, например, геометризм в художественном творчестве становится более продуманным, научно взвешенным. Если в античной культуре рост человека делился на семь частей, то Альберти в целях достижения предельной точности в изобразительном искусстве делит его на 600, а Дюрер — на 1800 частей. Не случайно само понятие «искусство» для Дюрера и многих его современников ассоциируется с научным знанием.

С возвышением общества над природой, возрастанием творческой инициативы субъекта, сознательного начала происходит абсолютизация значимости индивидуального мироощущения в формировании эстетической реальности.

Исследование основных концепций красоты показывает, что эстетическое сознание как одно из самых сложных, интегративных духовных явлений невозможно вывести из одного источника. Феномен прекрасного — это проблема не только функционирования личностного сознания, но и особенностей строения космоса, конкретных природных объектов, законов общественного развития. В целом, несмотря на острую полемику, представителей различных подходов объединяло понимание прекрасного как меры, симметрии, пропорциональности, целесообразности, ритмичности, гармонии.

Известно, что гармония конкретного явления включает широкую гамму как внутренних, так и внешних особенностей, качеств, которые далеко не всегда совпадают. Поэтому способность к эстетическому восприятию означает оценку предмета в единстве формы и содержания, сущности и явления,

особенного и всеобщего, частного и универсального. Так рождается поэтическое видение мира.

Вот почему процесс восприятия красоты предусматривает неразрывное единство чувственного и рационального, интуитивного и логического отражения действительности. Эти уровни постижения гармонии, грани эстетического восприятия взаимообусловлены, хотя и обладают относительной самостоятельностью. Если чувственному опыту отводится важное место в научном познании, то для эстетического восприятия значение принципа наглядности, непосредственно погружение в мир форм, цветовых гамм, звуков, открывающих неисчерпаемые оттенки внешнего бытия, несоизмеримо возрастает. Тем более что о чувственном отражении все больше утверждается мнение как о сложном поисковом механизме, когда ощущения и восприятия являются необходимым фундаментом для развития эстетических представлений об окружающем мире.

Особая роль чувственного аспекта в эстетическом восприятии, в отличие от научного познания, диктуется тем, что эстетический объект всегда интересен своими оттенками, многообразными проявлениями. И даже обладая развитыми формами познания, человек связан с внешним миром через ощущения, так как предметы и явления находятся в непрерывном процессе взаимодействия, возникновения, развития, исчезновения. Так один и тот же пейзаж никогда не бывает неизменным, застывшим. Его создают и беспрерывно меняют игра света, движение ветра, облаков, снега, дождя, птиц. В. Ф. Мартынов в своем труде «Философия красоты» пишет: «Если бы красота в действительности была неподвижна и неизменна, «бессмертна», как того требуют эстетики, она бы надоела, опротивела бы нам. Живой человек не любит неподвижного в жизни; потому никогда не наглядится он на живую красоту.» [3, с. 86]. Источником красоты мира является сама жизнь как вечное обновление, как река, в которую никому не дано войти дважды и которая в своем течении каждое мгновение всегда другая.

Необходимо помнить, что красота — путеводная звезда любого общества, его главный жизненный ориентир, основное средство развития душевных сил, ментальных способностей.

Любуясь красотой жизни и приобщаясь через дизайнерское творчество к ее вечным ценностям, человек приближается к гармонии; через развитие духа и интеллекта можно вступить в мир высших достижений мировой культуры.

Но внешняя привлекательность может остаться «пустым звуком», если она не поддерживается внутренней наполненностью содержания. Двадцать первый век пытается соединить в своих творениях и то, и другое. Дизайнерское творчество, опираясь на различные средства выразительности, осуществляет синтез духовного и материального. Поэтому цвет, линия, форма — это те основные составляющие дизайнерского искусства, без которых невозможно сделать ни один предмет или объект эстетически прекрасным.

Углубление внутреннего мира личности, совершенствование духовного мировосприятия на основе Красоты заключает неисчерпаемый потенциал в развитии человеческого рода, каждого индивида.

Библиографический список

1. Быстрова, Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т. Ю. Быстрова. — Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2001. — 288 с.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ДИЗАЙН. РЕКЛАМА

ДИЗАЙН. РЕКЛАМА ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

*

2. Философский энциклопедический словарь. — М. : ИНФРА — М., 1997. - 576 с.

3. Мартынов, В. Ф. Философия красоты / В. Ф. Мартынов. — Мн. : ТетраСистемс, 1999. — 336 с.

ОСМАНКИНА Галина Юрьевна, кандидат культурологии, доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».

Адрес для переписки: Galaomsk2004@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.07.2013 г.

© Г. Ю. Османкина

УДК «91+33°59 Л. Ф. СМОТРОВА

Омский государственный технический университет

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И РЕКЛАМЫ

Статья посвящена определению взаимосвязи между такими категориями и явлениями, как реклама, качество жизни и уровень жизни. Наряду с приведением разного рода мнений по этому поводу автор высказывает и свою точку зрения на отдельные аспекты их соотношения и взаимодействия.

Ключевые слова: реклама, уровень жизни, качество жизни.

Как показывают многие теоретические источники, реклама рассматривается учеными-экономиста-ми прежде всего как экономическое явление. Это происходит в силу специфики и «ограниченности» их взглядов определенной областью и, в первую очередь, благодаря несомненному влиянию рекламы не только на образ жизни, его стереотипы либо нравственную составляющую жизни общества, а и в значительной степени на экономические показатели, экономическую составляющую общественной жизни.

Реклама может рассматриваться как равноправная с другими отраслями экономики, обеспечивающая занятость почти миллиона специалистов и технических исполнителей. В этой части она представляет собой совокупность более чем двух тысяч рекламных агентств по всей России, если руководствоваться данными независимых интернет-источников [1]. Эти же источники приводят к мысли о том, что реклама так или иначе сама зависит от ряда экономических показателей, на которые оказывает влияние.

Достаточно заметный, с этой точки зрения, показатель — это уровень жизни населения России. Уровень жизни в рыночной экономике заменил собой некоторые другие, ранее бывшие распространенными понятия, как, например, уровень благосостояния трудящихся (поскольку при социализме практически все трудоспособное население являлось трудящимся, за исключением небольших цифр временно находящихся в поисках работы). Уровень жизни определяется свободной сетевой энциклопедией «Википедия» как «уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления» [2]. Также отмечается, что уровень жизни является более широким понятием, чем уровень материального благосостояния, т.к. в него входит и ряд неденежных факторов, таких как:

— возможность заниматься любимым делом;

— уровень спокойствия протекающей жизни;

— состояние здоровья;

— факторы среды обитания, включая непосредственно экологию;

— объем потерянного времени, в том числе и в автомобильных пробках;

— возможность проводить время с близкими людьми, отдыхать и расслабляться.

В свою очередь, понятие «уровень жизни» является более узким, чем понятие «качество жизни», первоначально взятое из западной экономической литературы (англ. — quality of life). В него входят как измеряемые непосредственно показатели — обеспеченность сотовой связью и Интернетом, качество питьевой воды и других необходимых для человека ресурсов — так и чисто нравственные критерии. Если некоторые из них все же можно вычислить, например, уровень суицидов, в том числе среди детей, то другие поддаются лишь косвенной оценке. Это, например, степень свободы, которую ощущает личность, степень ее душевного комфорта, удовлетворенности от материальных и духовных благ, получаемых ею, удовлетворенность от выполняемой работы или любимого занятия (хобби), занятий спортом и множество других показателей.

Отметим непосредственную связь рекламы с понятием «качество жизни». Так, в качество жизни, как уже было сказано, входит степень свободы личности во всех ее проявлениях. С этой точки зрения, реклама проявляется двойственно: и как ограничивающее степень свободы личности явление, и, наоборот, как способствующее большей свободе. В первом аспекте мы наблюдаем в основном такой вид рекламы, как телевизионная реклама.

Действительно, своим существованием на телевидении реклама часто вызывает целый ряд отрицательных эмоций как препятствующее качественному просмотру телевизионной продукции средство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.