Научная статья на тему 'Линия «Порядка» в современных направлениях дизайна'

Линия «Порядка» в современных направлениях дизайна Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
677
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИНИЯ / ИСКУССТВО / АРХИТЕКТУРА / КОНСТРУКТИВИЗМ / МИНИМАЛИЗМ / ХАЙ-ТЕК / LINE ART / ARCHITECTURE / CONSTRUCTIVISM / MINIMALISM / HI-TECH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дмитриева Лариса Михайловна, Османкина Галина Юрьевна

В статье рассматривается линия «порядка» как элемент современного дизайнерского творчества. Анализируется идеологическая составляющая линии в таких направлениях, как конструктивизм, минимализм, хай-тек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Line «order» in modern design directions

The article considers the line «order» as an element of modern design creativity. There is analyzed the ideological component lines in such areas as: constructivism, minimalism, hi-tech.

Текст научной работы на тему «Линия «Порядка» в современных направлениях дизайна»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 72032 Л. М. ДМИТРИЕВА

Г. Ю. ОСМАНКИНА

Омский государственный технический университет

ЛИНИЯ «ПОРЯДКА» В СОВРЕМЕННЫХ

НАПРАВЛЕНИЯХ ДИЗАЙНА_

В статье рассматривается линия «порядка» как элемент современного дизайнерского творчества. Анализируется идеологическая составляющая линии в таких направлениях, как конструктивизм, минимализм, хай-тек. Ключевые слова: линия, искусство, архитектура, конструктивизм, минимализм, хай-тек.

Дизайнерское творчество, как элемент искусства, естественным образом связано с мировоззрением общества. Любое произведение дизайна, от простой вилки до супердорогих машин и драгоценностей, выражает те устремления и вкусы, которые существуют у цивилизации в данный период. В результате без идеалов нет дизайна, нет искусства, нет культуры. Характер линий в дизайне создают образ, который отвечает идеалам и сущности культуры того или иного общественного уклада человека. Художественная ценность различных типов линий отражается в субъекте культуры и влияет на будущее культурное пространство. Но при этом семантика линий и их символизм прошлых столе-

тий актуализирует новый продукт современности. Создается синтез и взаимодействие традиций и новаторских идей согласно идеалам современного мироустройства. Семантика линий составляет основу, изначальную базу дизайнерского творчества и придает ему идеологическую, нравственную установку. «Линии, — как констатирует А. Барабанов, — ... выступают эмоционально-эстетическими знаками, теми единичными знаками «алфавита» эмоционального уровня художественного языка, активно влияющими на формирование синтетического художественного образа» [1, с. 158].

Образ линий в дизайне мировоззренчески отображает идеалы эпох, государств, общества и лич-

Рис. 1. Архитектура в стиле конструктивизма

ностей. Личности, создающие модные и прогрессивные тенденции в дизайне, опираются на свои пристрастия к тем или иным типам линий. Собственные пристрастия личности, ее душевные переживания, жизненный уклад, способность к представлениям и воображениям, «выливаются» в дизайнерские творения личности. Эти произведения не претендуют на окончательную истинность. Ценность их состоит в том, что это авторская разработка, которая может преобразовываться и развиваться в дальнейшем. Эстетически-философское содержание линий в данном продукте наполняется эмоционально-психологическим смыслом, опирается на духовную составляющую личности и его отношением к социальным, культурным, идеологическим событиям действительности. Современное использование линий в дизайнерском творчестве, базируется на социокультурном наследии предыдущих поколений, трансформируясь и преобразовываясь идеологическими составляющими прошлого. Красота линий в дизайнерских творениях олицетворяет идеал и истинность культуры общественного мироустройства. Они рождают духовное начало в объекте, которое передается человеку, являясь символами совершенной формы. Сущность линий отражается в культурном пространстве благоустройства человека, придавая ему комфорт существования. Символическое их значение усиливается идеологическими и мировоззренческими составляющими бытия. Система ценностей, символов, идеалов, накопленных поколениями, дает толчок к созданию истинносущных объектов будущего.

Линии в дизайне, как тонкая мембрана, отражают мироустройство и мировоззрение общества на современном этапе развития. Использование прямых линий в дизайне выражает идею порядка и равновесия, гармонию в восприятии окружающего пространства. Быстрый ритм жизни требует особой концентрации сознания для принятия быстрых решений. Линия «порядка» структурирует знания и чувства, создают «площадку» для развития воображения. Актуальными направлениями, опирающимися на линию «порядка» в современном мире, являются минимализм, хай-тек. Четкие прямые линии в них передают простоту и в то же время изысканность. Эти направления черпают свои истоки в конструктивизме.

Конструктивизм — самое «яркое» направление, после культуры Древнего Египта в использовании и применении прямых линий. Широкое применение конструктивизм получил в России в начале XX века после революционных событий, когда поменялось в корне мировоззрение общества. Необходимы были новые формы выражения идей ком-

мунизма. Пролетариат отрицал богатство и роскошь как пережитки старого царского миропорядка и пропагандировал простоту формы и содержания. Идея конструктивизма легли на благодатную почву социализма как строителя коммунистического «рая». Конструкции из стекла и бетона выражали смысл простоты и функционализма. В этом конструктивизм близок философии, которая заложена в линии «порядка» культурой Древнего Египта. Строгие, прямые линии форм стиля конструктивизма выражали идеи новой жизни. Девиз пролетариата «до основания, а потом...» воплотился в новых каркасных технологиях, создав серые, совершенно безликие бетонные стены многоэтажных домов. Российский ученый Побережный А. А. в своей диссертации «Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры» отмечал: «В отечественном искусстве 20-х гг. XX в. сторонники конструктивизма выдвинули задачу конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы. Они стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций. Показной роскоши конструктивисты противопоставили простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели воплощение демократичности и новых отношений между людьми» [2, с. 54].

Линии формы конструктивизма органично вписываются в природное пространство (рис. 1). Современные жилые дома, особенно загородного типа, удобны, функциональны, лаконичны. Материально-техническая и идеологическая сторона стиля создали универсальную почву для дальнейшего развития технической и идеологической функции конструктивизма, что повлекло за собой формирование других направлений, близких по мировоззрению и миропониманию конструктивизму, например, таких как минимализм и хай-тек.

Минимализм, как продолжение традиций конструктивизма и функционализма, имеет в своей основе минимум наполненности и четкость линий. Прямая линия минимализма — это стремление к идеалу, гармонии простых форм. Принцип данного стиля — ничего лишнего.

Возник минимализм в 20-е годы XX века в Германии, в прославленном институте архитектуры Баухауз. Собственно как направление минимализм стал активно развиваться в 60 — 70 гг. прошлого столетия. Интересен данный стиль тем, что в нем к минимуму сведено цветовое решение и главную роль играют линия и пространство. В нем на первое место выдвигается функциональность. Происходит соединение утилитарного и эстетического, естествен-

Рис. 3. Интерьер в стиле хай-тек с использованием металлических конструкций

Рис. 4. Интерьер в стиле хай-тек с использованием световых эффектов

ного и прекрасного. Поиск абсолютной формы, движение к совершенству, выраженные простотой линии, прямой и строгой — вот те требования, необходимые для создания стиля. Но минимальное использование предметов и упрощение линий формы требует безупречного чувства стиля и меры. В подобных интерьерах сделано все функционально, красиво и прочно. Дизайн же построен на очень тонкой игре нюансов: линии и пространства (Рис. 2). Мебель в таком интерьере подчиняется требованиям стиля. Она имеет прямые линии, удобна и трансформируема. Такой стиль актуален в современном мире. Человек технического прогресса перегружен ежедневным потоком информации. Ему необходимо как-то отдыхать и расслабляться. В домашней обстановке для

этого требуется спокойная, не загруженная деталями среда, которая не давала бы лишней информации и могла дать человеку гармонию единения. Минимализм, построенный на строгости линий «порядка», помогает эмоционально отдохнуть от шума, хаоса и обилия информации современных мегаполисов.

Стиль минимализм — это своего рода философия жизни. Самый яркий и самый спорный стиль второй половины ХХ в. Он универсален. «Пронзительная чистота линий и ясность пространства, — отмечается в книге «Современный интерьер: стиль минимализм», под редакцией А. Ташен, — уравновешенный, гармоничный интерьер — альтернатива безумному темпу современной жизни, когда так естественно возникает желание расширить грани-

цы собственного мира. Мы проходим сквозь сезоны настроений — и пространство, в котором живем, адаптируется, изменяется, отражая наши желания. Мобильность и способность трансформироваться — отличительная черта минимализма. Все просто, четко, и в то же время это постоянный поиск, возможность выразить свое отношение к жизни в настоящий момент» [3, с. 89].

Линия «порядка» выражает идеи минимализма, придавая ему особую изысканность. Строгие, простые, прямые линии при минимальном использовании цвета есть движение к совершенству, к абсолютной форме, к духовному наполнению.

Минимализм проявляет себя не только в оформлении интерьеров, но и в других видах дизайна: графическом, одежды, мебели и т.д. Он на сегодняшний день один из прогрессивных стилей, что подтверждает его возрастающая популярность. Чаще такой стиль предпочитают более молодые люди, передовые, деловые, амбициозные. В нем они находят философию размеренности и осмысленности жизни, отдыхая от постоянных гонок, соперничества, конкуренции.

Близкий минимализму по своей природе стиль хай-тек, так же в основном построенный на прямых линиях. Данное направление развивается в области архитектурного и интерьерного дизайна. Сам термин хай-тек произошел от английского hi-tech, то есть high technology — высокие технологии. Характерной чертой стиля является его технологичность, функциональность, гармоничное сочетание пространства и света. В данном направлении широко применяются различные материалы из стекла, пластика и металла. Это стиль «строгой роскоши». Появилось данное направление в архитектурном дизайне в 60 — 70 гг. XX века в Великобритании. Основывался он на идеи конструктивизма и индустриализации общества. Яркими представителями хай-тека являются Ричард Роджерс, Ренцо Пиано, Норман Фостер.

Принципы стиля проявляются в акцентировке высоких технологий и технических новообразований. Элементы, из которых строятся интерьеры и экс-терьеры стиля, опираются на линии, четкие и строгие. Минимум цвета и максимум линий. Данный стиль соответствует линии «порядка», неся философию мироустройства. К линиям «порядка», большому пространству, как в минимализме, добавляется, кроме новейших технических разработок, обилие света. Здесь соединяются строгость и помпезность, простота и изысканность. Чаще, интерьеры, оформленные в стиле хай-тек, применяются в офисных помещениях, подчеркивая прогрессивность и финансовое благополучие руководства компании.

Эстетика хай-тека имеет свою особую сторону. Она отличается от традиционных форм искусства и принципов красоты, потому как стиль построен на использовании в своем арсенале железобетонных, металлических, пластиковых и др. материалов. Однако дизайнеры применяют не «уродливые» элементы данных материалов, а, наоборот, самые «нарядные» их стороны: блеск хромированных поверхностей, глянец пластика, прозрачность стекла и т.п. Металлические конструкции вносят своими линиями шарм и красоту дизайнерским творениям (рис. 3).

Линия в хай-теке имеет «подсветку», что придает интерьеру особую атмосферу ирреальности пространства (рис. 4). Источников света в данном стиле много. Свет здесь очень важен. Он подчеркивает достоинства фактуры используемых материалов, их блеск и мерцание, которые отражаются от их поверхностей. Источники освещения многочисленны. Они находятся не только в потолочных и напольных светильниках, но и монтируются в мебель и во всевозможные другие конструкции. Формы, которые имеют подсветку, построены на прямых линиях. Плафоны светильников чаще всего металлические или стеклянные, выдержанные в данном стиле с минимальным цветовым решением. Свет подчеркивает прямую линию, придавая ей величественность и в то же время эфемерность. Соединение света и линии придает помещению стильность, экстравагантность, загадочность.

Хай-тек близок минимализму. Здесь нет ничего лишнего, все подчиняется порядку, свободе, большому пространству и комфорту. «Реализация идей хай-тека, — отмечает И. А. Бондаренко, — продолжается и по сей день, воплощаясь в самых необычных по форме и технологически изощренных архитектурных проектах. В 2004 году в Лондоне завершилось строительство здания, принадлежащего страховой компании Swiss RE, уникальный дизайн которого разработан Норманом Фостером. Сооружение является первым небоскребом Лондона, имеющим естественную систему кондиционирования и вентилирования. Геометрия дома напоминает сосновую шишку, способную раскрываться и закрываться в зависимости от изменений погоды...» [4, с. 128].

Использование прямых линий в дизайне выражают идею порядка и равновесия, гармонию в восприятии окружающего пространства. Знание эмоционально-психологической составляющей такой линии усиливает ее значение в дизайнерских разработках.

Библиографический список

1. Барабанов, А. А. Человек и архитектура: семантика отношений / А. А. Барабанов. — Екатеринбург : Архитектон, 1999. - 688 с.

2. Побережный, А. А. Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.08 / А. А. Побережный. — Курск, 2007. — 161 с.

3. Современный интерьер: стиль минимализм / Под ред. А. Ташен. — М. : АСТ ; Астрель, Tashen, 2007. — 192 с.

4. Бондаренко, И. А. Архитектурное наследство / И. А. Бондаренко. — М. : Эдиториал, 2012. — 304 с.

ДМИТРИЕВА Лариса Михайловна, доктор философских наук, профессор (Россия), профессор, заведующая кафедрой «Дизайн и технологии медиа-индустрии».

ОСМАНКИНА Галина Юрьевна, кандидат культурологии, доцент (Россия), доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии». Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.05.2014 г. © Л. М. Дмитриева, Г. Ю. Османкина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.