КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 72032 Л. М. ДМИТРИЕВА
Г. Ю. ОСМАНКИНА
Омский государственный технический университет
ЛИНИЯ «ПОРЯДКА» В СОВРЕМЕННЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ ДИЗАЙНА_
В статье рассматривается линия «порядка» как элемент современного дизайнерского творчества. Анализируется идеологическая составляющая линии в таких направлениях, как конструктивизм, минимализм, хай-тек. Ключевые слова: линия, искусство, архитектура, конструктивизм, минимализм, хай-тек.
Дизайнерское творчество, как элемент искусства, естественным образом связано с мировоззрением общества. Любое произведение дизайна, от простой вилки до супердорогих машин и драгоценностей, выражает те устремления и вкусы, которые существуют у цивилизации в данный период. В результате без идеалов нет дизайна, нет искусства, нет культуры. Характер линий в дизайне создают образ, который отвечает идеалам и сущности культуры того или иного общественного уклада человека. Художественная ценность различных типов линий отражается в субъекте культуры и влияет на будущее культурное пространство. Но при этом семантика линий и их символизм прошлых столе-
тий актуализирует новый продукт современности. Создается синтез и взаимодействие традиций и новаторских идей согласно идеалам современного мироустройства. Семантика линий составляет основу, изначальную базу дизайнерского творчества и придает ему идеологическую, нравственную установку. «Линии, — как констатирует А. Барабанов, — ... выступают эмоционально-эстетическими знаками, теми единичными знаками «алфавита» эмоционального уровня художественного языка, активно влияющими на формирование синтетического художественного образа» [1, с. 158].
Образ линий в дизайне мировоззренчески отображает идеалы эпох, государств, общества и лич-
Рис. 1. Архитектура в стиле конструктивизма
ностей. Личности, создающие модные и прогрессивные тенденции в дизайне, опираются на свои пристрастия к тем или иным типам линий. Собственные пристрастия личности, ее душевные переживания, жизненный уклад, способность к представлениям и воображениям, «выливаются» в дизайнерские творения личности. Эти произведения не претендуют на окончательную истинность. Ценность их состоит в том, что это авторская разработка, которая может преобразовываться и развиваться в дальнейшем. Эстетически-философское содержание линий в данном продукте наполняется эмоционально-психологическим смыслом, опирается на духовную составляющую личности и его отношением к социальным, культурным, идеологическим событиям действительности. Современное использование линий в дизайнерском творчестве, базируется на социокультурном наследии предыдущих поколений, трансформируясь и преобразовываясь идеологическими составляющими прошлого. Красота линий в дизайнерских творениях олицетворяет идеал и истинность культуры общественного мироустройства. Они рождают духовное начало в объекте, которое передается человеку, являясь символами совершенной формы. Сущность линий отражается в культурном пространстве благоустройства человека, придавая ему комфорт существования. Символическое их значение усиливается идеологическими и мировоззренческими составляющими бытия. Система ценностей, символов, идеалов, накопленных поколениями, дает толчок к созданию истинносущных объектов будущего.
Линии в дизайне, как тонкая мембрана, отражают мироустройство и мировоззрение общества на современном этапе развития. Использование прямых линий в дизайне выражает идею порядка и равновесия, гармонию в восприятии окружающего пространства. Быстрый ритм жизни требует особой концентрации сознания для принятия быстрых решений. Линия «порядка» структурирует знания и чувства, создают «площадку» для развития воображения. Актуальными направлениями, опирающимися на линию «порядка» в современном мире, являются минимализм, хай-тек. Четкие прямые линии в них передают простоту и в то же время изысканность. Эти направления черпают свои истоки в конструктивизме.
Конструктивизм — самое «яркое» направление, после культуры Древнего Египта в использовании и применении прямых линий. Широкое применение конструктивизм получил в России в начале XX века после революционных событий, когда поменялось в корне мировоззрение общества. Необходимы были новые формы выражения идей ком-
мунизма. Пролетариат отрицал богатство и роскошь как пережитки старого царского миропорядка и пропагандировал простоту формы и содержания. Идея конструктивизма легли на благодатную почву социализма как строителя коммунистического «рая». Конструкции из стекла и бетона выражали смысл простоты и функционализма. В этом конструктивизм близок философии, которая заложена в линии «порядка» культурой Древнего Египта. Строгие, прямые линии форм стиля конструктивизма выражали идеи новой жизни. Девиз пролетариата «до основания, а потом...» воплотился в новых каркасных технологиях, создав серые, совершенно безликие бетонные стены многоэтажных домов. Российский ученый Побережный А. А. в своей диссертации «Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры» отмечал: «В отечественном искусстве 20-х гг. XX в. сторонники конструктивизма выдвинули задачу конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы. Они стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций. Показной роскоши конструктивисты противопоставили простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели воплощение демократичности и новых отношений между людьми» [2, с. 54].
Линии формы конструктивизма органично вписываются в природное пространство (рис. 1). Современные жилые дома, особенно загородного типа, удобны, функциональны, лаконичны. Материально-техническая и идеологическая сторона стиля создали универсальную почву для дальнейшего развития технической и идеологической функции конструктивизма, что повлекло за собой формирование других направлений, близких по мировоззрению и миропониманию конструктивизму, например, таких как минимализм и хай-тек.
Минимализм, как продолжение традиций конструктивизма и функционализма, имеет в своей основе минимум наполненности и четкость линий. Прямая линия минимализма — это стремление к идеалу, гармонии простых форм. Принцип данного стиля — ничего лишнего.
Возник минимализм в 20-е годы XX века в Германии, в прославленном институте архитектуры Баухауз. Собственно как направление минимализм стал активно развиваться в 60 — 70 гг. прошлого столетия. Интересен данный стиль тем, что в нем к минимуму сведено цветовое решение и главную роль играют линия и пространство. В нем на первое место выдвигается функциональность. Происходит соединение утилитарного и эстетического, естествен-
Рис. 3. Интерьер в стиле хай-тек с использованием металлических конструкций
Рис. 4. Интерьер в стиле хай-тек с использованием световых эффектов
ного и прекрасного. Поиск абсолютной формы, движение к совершенству, выраженные простотой линии, прямой и строгой — вот те требования, необходимые для создания стиля. Но минимальное использование предметов и упрощение линий формы требует безупречного чувства стиля и меры. В подобных интерьерах сделано все функционально, красиво и прочно. Дизайн же построен на очень тонкой игре нюансов: линии и пространства (Рис. 2). Мебель в таком интерьере подчиняется требованиям стиля. Она имеет прямые линии, удобна и трансформируема. Такой стиль актуален в современном мире. Человек технического прогресса перегружен ежедневным потоком информации. Ему необходимо как-то отдыхать и расслабляться. В домашней обстановке для
этого требуется спокойная, не загруженная деталями среда, которая не давала бы лишней информации и могла дать человеку гармонию единения. Минимализм, построенный на строгости линий «порядка», помогает эмоционально отдохнуть от шума, хаоса и обилия информации современных мегаполисов.
Стиль минимализм — это своего рода философия жизни. Самый яркий и самый спорный стиль второй половины ХХ в. Он универсален. «Пронзительная чистота линий и ясность пространства, — отмечается в книге «Современный интерьер: стиль минимализм», под редакцией А. Ташен, — уравновешенный, гармоничный интерьер — альтернатива безумному темпу современной жизни, когда так естественно возникает желание расширить грани-
цы собственного мира. Мы проходим сквозь сезоны настроений — и пространство, в котором живем, адаптируется, изменяется, отражая наши желания. Мобильность и способность трансформироваться — отличительная черта минимализма. Все просто, четко, и в то же время это постоянный поиск, возможность выразить свое отношение к жизни в настоящий момент» [3, с. 89].
Линия «порядка» выражает идеи минимализма, придавая ему особую изысканность. Строгие, простые, прямые линии при минимальном использовании цвета есть движение к совершенству, к абсолютной форме, к духовному наполнению.
Минимализм проявляет себя не только в оформлении интерьеров, но и в других видах дизайна: графическом, одежды, мебели и т.д. Он на сегодняшний день один из прогрессивных стилей, что подтверждает его возрастающая популярность. Чаще такой стиль предпочитают более молодые люди, передовые, деловые, амбициозные. В нем они находят философию размеренности и осмысленности жизни, отдыхая от постоянных гонок, соперничества, конкуренции.
Близкий минимализму по своей природе стиль хай-тек, так же в основном построенный на прямых линиях. Данное направление развивается в области архитектурного и интерьерного дизайна. Сам термин хай-тек произошел от английского hi-tech, то есть high technology — высокие технологии. Характерной чертой стиля является его технологичность, функциональность, гармоничное сочетание пространства и света. В данном направлении широко применяются различные материалы из стекла, пластика и металла. Это стиль «строгой роскоши». Появилось данное направление в архитектурном дизайне в 60 — 70 гг. XX века в Великобритании. Основывался он на идеи конструктивизма и индустриализации общества. Яркими представителями хай-тека являются Ричард Роджерс, Ренцо Пиано, Норман Фостер.
Принципы стиля проявляются в акцентировке высоких технологий и технических новообразований. Элементы, из которых строятся интерьеры и экс-терьеры стиля, опираются на линии, четкие и строгие. Минимум цвета и максимум линий. Данный стиль соответствует линии «порядка», неся философию мироустройства. К линиям «порядка», большому пространству, как в минимализме, добавляется, кроме новейших технических разработок, обилие света. Здесь соединяются строгость и помпезность, простота и изысканность. Чаще, интерьеры, оформленные в стиле хай-тек, применяются в офисных помещениях, подчеркивая прогрессивность и финансовое благополучие руководства компании.
Эстетика хай-тека имеет свою особую сторону. Она отличается от традиционных форм искусства и принципов красоты, потому как стиль построен на использовании в своем арсенале железобетонных, металлических, пластиковых и др. материалов. Однако дизайнеры применяют не «уродливые» элементы данных материалов, а, наоборот, самые «нарядные» их стороны: блеск хромированных поверхностей, глянец пластика, прозрачность стекла и т.п. Металлические конструкции вносят своими линиями шарм и красоту дизайнерским творениям (рис. 3).
Линия в хай-теке имеет «подсветку», что придает интерьеру особую атмосферу ирреальности пространства (рис. 4). Источников света в данном стиле много. Свет здесь очень важен. Он подчеркивает достоинства фактуры используемых материалов, их блеск и мерцание, которые отражаются от их поверхностей. Источники освещения многочисленны. Они находятся не только в потолочных и напольных светильниках, но и монтируются в мебель и во всевозможные другие конструкции. Формы, которые имеют подсветку, построены на прямых линиях. Плафоны светильников чаще всего металлические или стеклянные, выдержанные в данном стиле с минимальным цветовым решением. Свет подчеркивает прямую линию, придавая ей величественность и в то же время эфемерность. Соединение света и линии придает помещению стильность, экстравагантность, загадочность.
Хай-тек близок минимализму. Здесь нет ничего лишнего, все подчиняется порядку, свободе, большому пространству и комфорту. «Реализация идей хай-тека, — отмечает И. А. Бондаренко, — продолжается и по сей день, воплощаясь в самых необычных по форме и технологически изощренных архитектурных проектах. В 2004 году в Лондоне завершилось строительство здания, принадлежащего страховой компании Swiss RE, уникальный дизайн которого разработан Норманом Фостером. Сооружение является первым небоскребом Лондона, имеющим естественную систему кондиционирования и вентилирования. Геометрия дома напоминает сосновую шишку, способную раскрываться и закрываться в зависимости от изменений погоды...» [4, с. 128].
Использование прямых линий в дизайне выражают идею порядка и равновесия, гармонию в восприятии окружающего пространства. Знание эмоционально-психологической составляющей такой линии усиливает ее значение в дизайнерских разработках.
Библиографический список
1. Барабанов, А. А. Человек и архитектура: семантика отношений / А. А. Барабанов. — Екатеринбург : Архитектон, 1999. - 688 с.
2. Побережный, А. А. Идеи радикального конструктивизма в контексте современной духовной культуры : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.08 / А. А. Побережный. — Курск, 2007. — 161 с.
3. Современный интерьер: стиль минимализм / Под ред. А. Ташен. — М. : АСТ ; Астрель, Tashen, 2007. — 192 с.
4. Бондаренко, И. А. Архитектурное наследство / И. А. Бондаренко. — М. : Эдиториал, 2012. — 304 с.
ДМИТРИЕВА Лариса Михайловна, доктор философских наук, профессор (Россия), профессор, заведующая кафедрой «Дизайн и технологии медиа-индустрии».
ОСМАНКИНА Галина Юрьевна, кандидат культурологии, доцент (Россия), доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии». Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.05.2014 г. © Л. М. Дмитриева, Г. Ю. Османкина