Научная статья на тему 'ДИЗАЙНЕР МЕБЕЛИ ЕЛЕНА БОЧАРОВА: ОТ МОДЕРНИЗМА К НАЦИОНАЛЬНОМУ СТИЛЮ'

ДИЗАЙНЕР МЕБЕЛИ ЕЛЕНА БОЧАРОВА: ОТ МОДЕРНИЗМА К НАЦИОНАЛЬНОМУ СТИЛЮ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
167
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ ДИЗАЙН / СОВЕТСКАЯ МЕБЕЛЬ / МОДЕРНИЗМ СЕРЕДИНЫ ВЕКА / ОТТЕПЕЛЬ / АТРИБУЦИЯ / МУЗЕЕФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дежурко Артем Константинович

Статья представляет собой обзор жизни и творчества Елены Сергеевны Бочаровой (1929-2018), дизайнера Всесоюзного проектно-конструкторского и технологического института мебели (ВПКТИМ). Источники, на которые опирается исследование, - публикации в советской печати 1950-1980-х годов, воспоминания Зои Георгиевны Ваттель, коллеги и подруги Елены Бочаровой, и материалы из личного архива Зои Ваттель. Статья включает в себя биографический очерк, обзор проектов Елены Бочаровой и раздел о сохранившейся мебели ее авторства. В биографическом разделе рассказано об основных этапах жизни дизайнера, в том числе о периоде, когда она, на время покинув ВПКТИМ, работала в ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и проектировала оборудование Главного туристического комплекса в Суздале. Установлены примерные хронологические границы этого периода. В статье упоминаются в общей сложности 18 наборов мебели, которые, согласно свидетельству исторических источников, спроектировала Елена Бочарова в 1956-1986 годах, и показана эволюция ее творчества. Начав с модернистских проектов, которые в эпоху оттепели принесли ей известность и авторитет, в 1970-е годы и позже Бочарова интересовалась национальными русскими традициями, причем ярко проявила себя как художник-керамист, развивая традиции народной глиняной игрушки. В заключительной части статьи содержится атрибуция предметов авторства Елены Бочаровой, принадлежащих Всероссийскому музею декоративного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELENA BOCHAROVA, THE FURNITURE DESIGNER: FROM MODERNISM TO THE FOLK STYLE

The article is an overview of the biography and artistic career of Elena Sergeevna Bocharova (1929-2018), designer of the All-Union Furniture Design and Technology Institute (Vserossijskij Proektno-Konstruktorskij i Tekhnologicheskij Institut Mebeli, or VPKTIM). The primary sources the research is based on are mentions of Elena Bocharova in Soviet periodicals, Artem Dezhurko’s interview with her colleague and friend Zoya Vattel, and Zoya Vattel’s personal archive. The article includes three sections: Elena Bocharova’s biography, the overview of her projects, and a section about the survived furniture items that can be attributed to her. The author outlines the main periods of Elena Bocharova’s career in VPKTIM and the Institute of Trade and Consumer Services Buildings Design (CNIIEP torgovo-bytovyh zdanij), mentions 18 furniture projects designed in 1956-1986 which can be identified as her works according to primary sources, and characterizes her artistic progress. Elena Bocharova started with the modernist projects in the Thaw era but later became more interested in Russian folk tradition, both as a furniture designer and a master of indoor sculpture. In the final part of the article the author attributes some furniture items owned by the All-Russian Decorative Art Museum to Elena Bocharova.

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙНЕР МЕБЕЛИ ЕЛЕНА БОЧАРОВА: ОТ МОДЕРНИЗМА К НАЦИОНАЛЬНОМУ СТИЛЮ»

Художественная культура № 4 2022

Искусство советского времени

УДК 749 ББК 85.126

Дежурко Артем Константинович

Кандидат искусствоведения, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ,

115054, Россия, Москва, ул. Малая Пионерская, 12

О^Ю Ю: 0000-0002-0658-1753

ResearcherID: и-9770-2015

adezhurko@gmail.com

Ключевые слова: советский дизайн, советская мебель, модернизм середины века, оттепель, атрибуция, музеефикация

Дежурко Артем Константинович

Дизайнер мебели Елена Бочарова: от модернизма к национальному стилю

This is an open access article distributed under

the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

DOI: 10.51678/2226-0072-2022-4-230-253

Для цит.: ДежуркоА.К. Дизайнер мебели Елена Бочарова: от модернизма к национальному стилю // Художественная культура. 2022. № 4. С. 230-253. https://doi.org/10.51678/2226-0072-2022-4-230-253.

For cit.: Dezhurko A.K. Elena Bocharova, the Furniture Designer: From Modernism to the Folk Style. Hudozhestvennaya kul'tura [Art & Culture Studies], 2022, no. 4, pp. 230-253. https://doi.org/10.51678/2226-0072-2022-4-230-253. (In Russian)

Dezhurko Artem K.

PhD (In Art History), Lecturer, HSE Art and Design School, 12 Malaya

Pionerskaya Str., Moscow, 115054, Russia

ORCID ID: 0000-0002-0658-1753

ResearcherlD: J-9770-2015

adezhurko@gmall.com

Keywords: Soviet design, Soviet furniture, mid-century modern, the Thaw, attribution, museumfication

Dezhurko Artem K.

Elena Bocharova, the Furniture Designer: from Modernism to the Folk Style

Аннотация. Статья представляет собой обзор жизни и творчества Елены Сергеевны Бочаровой (1929-2018), дизайнера Всесоюзного проектно-конструкторского и технологического института мебели (ВПКТИМ). Источники, на которые опирается исследование, — публикации в советской печати 1950-1980-х годов, воспоминания Зои Георгиевны Ваттель, коллеги и подруги Елены Бочаровой, и материалы из личного архива Зои Ваттель. Статья включает в себя биографический очерк, обзор проектов Елены Бочаровой и раздел о сохранившейся мебели ее авторства. В биографическом разделе рассказано об основных этапах жизни дизайнера, в том числе о периоде, когда она, на время покинув ВПКТИМ, работала в ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и проектировала оборудование Главного туристического комплекса в Суздале. Установлены примерные хронологические границы этого периода. В статье упоминаются в общей сложности 18 наборов мебели, которые, согласно свидетельству исторических источников, спроектировала Елена Бочарова в 1956-1986 годах, и показана эволюция ее творчества. Начав с модернистских проектов, которые в эпоху оттепели принесли ей известность и авторитет, в 1970-е годы и позже Бочарова интересовалась национальными русскими традициями, причем ярко проявила себя как художник-керамист, развивая традиции народной глиняной игрушки. В заключительной части статьи содержится атрибуция предметов авторства Елены Бочаровой, принадлежащих Всероссийскому музею декоративного искусства.

Abstract. The article is an overview of the biography and artistic career of Elena Sergeevna Bocharova (1929-2018), designer of the All-Union Furniture Design and Technology Institute (Vserossijskij Proektno-Konstruktorskij i Tekhnologicheskij Institut Mebeli, or VPKTIM). The primary sources the research is based on are mentions of Elena Bocharova in Soviet periodicals, Artem Dezhurko's interview with her colleague and friend Zoya Vattel, and Zoya Vattel's personal archive. The article includes three sections: Elena Bocharova's biography, the overview of her projects, and a section about the survived furniture items that can be attributed to her. The author outlines the main periods of Elena Bocharova's career in VPKTIM and the Institute of Trade And Consumer Services Buildings Design (CNIIEP torgovo-bytovyh zdanij), mentions 18 furniture projects designed in 1956-1986 which can be identified as her works according to primary sources, and characterizes her artistic progress. Elena Bocharova started with the modernist projects in the Thaw era but later became more interested in Russian folk tradition, both as a furniture designer and a master of indoor sculpture. In the final part of the article the author attributes some furniture items owned by the All-Russian Decorative Art Museum to Elena Bocharova.

Введение

История советского дизайна 1950-1980-х годов находится в печальной близости к вельфлиновскому идеалу «истории искусства без имен». Имена дизайнеров, которые в те годы проектировали бытовую технику, светильники, мебель, мы знаем лишь в редких случаях. В отличие от произведений прикладного искусства, которые опубликованы в журналах и альбомах под именами авторов, мебель и другие предметы промышленного дизайна обычно публиковались без указания авторства.

В последнее десятилетие история отечественного дизайна была изучена гораздо основательней, чем прежде. Это связано в первую очередь с деятельностью музеев — Московского музея дизайна и Всероссийского музея декоративного искусства, чьи сотрудники и консультанты, собирая материалы для выставок, исследуют личные архивы дизайнеров и берут у них интервью. Результаты этой работы публикуются в книгах, в том числе биографического жанра [7]. Алена Сокольникова, в разное время сотрудничавшая с обоими этими музеями, сейчас занимается исследованием о женщинах в советском дизайне. Кроме того, историки дизайна, раньше работавшие дизайнерами-практиками, публикуют биографические очерки о своих коллегах [1; 9; 10; 17; 27]. Эти исследования далеки от завершения. Когда их результаты будут полностью опубликованы, история советского дизайна предстанет в новом свете. До недавнего времени немногие известные дизайнеры послевоенного СССР были в основном руководителями ведомств, а исследования последних лет вводят в научный оборот имена тех, кто занимался проектной работой. Некоторые из них в свое время были авторитетны и даже знамениты, но память о них оказалось недолговечной.

Елена Бочарова — одна из таких фигур. В исторических источниках, которые я изучал, собирая материал для диссертации о советской мебели оттепели [5], ее имя встречается чаще, чем имена других дизайнеров. Эти свидетельства многочисленны, но отрывочны. Самое полное из них — краткая биографическая справка в книге Сергея Темерина «Русское прикладное искусство» 1960 года [23, с. 100], которая охватывает лишь ранний период ее творчества. Недавно Алена Сокольникова познакомила меня с дизайнером Зоей Георгиевной

Ваттель, которая была подругой Бочаровой в последние годы ее жизни. Благодаря Зое Георгиевне стало возможно с относительной полнотой восстановить биографию этого выдающегося дизайнера.

Биография Елены Бочаровой

Ил. 1. Групповое фото сотрудников ВПКТИМ, ок. 1980. Архив Зои Ваттель. Елена Бочарова стоит во втором ряду в белой одежде. Рядом с ней с длинными волосами - Зоя Ваттель

Елена Сергеевна Орлова, в замужестве Бочарова (16 июля 1929 — 28 марта 2018), жила в Москве. В 1953 году она окончила Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) по специальности «художественная обработка дерева». Между 1958 и 1961 годами вышла замуж(1). Ее брак был недолгим, муж Елены Сергеевны рано умер от туберкулеза. В этом браке родился сын Сергей, ее единственный ребенок.

(1) В книге 1960 года [23] она упоминается с фамилией Орлова, в статье 1961 года [2] - уже

как Бочарова.

С 1955 года Елена Бочарова работала в Центральном мебельно-кон-структорском бюро (ЦМКБ) [23, с. 100]. Это бюро было основано в 1955 году при Центральном Совете промысловой кооперации СССР. В 1958 году его передали в ведение Госстроя, и с этого момента оно стало главным центром мебельного проектирования в СССР. В 1962 году ЦМКБ переименовали в ВПКТИМ (Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели), затем присоединили к нему два других московских проектных бюро, а в 1965 году подчинили институт напрямую Министерству лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР [15]. В таком виде он, можно сказать, увенчал собой систему советских учреждений, которые занимались проектированием мебели.

Елена Сергеевна работала в ЦМКБ-ВПКТИМ до 1980-х годов, но не все время. Однажды она покинула институт, присоединилась к ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и участвовала в проектировании Главного туристического комплекса в Суздале. Это знаменитый комплекс, шедевр архитектора Марка Орлова, важнейший образец регионализма в поздней советской архитектуре. Валерий Брунцев, строитель ГТК, в книге, где подробно описана история его проектирования и строительства, упоминает Елену Бочарову как автора некоторых предметов интерьера в гостевых домиках на территории Покровского монастыря(2). Ее участие в проекте могло быть и более обширным. Кажется, в команде проектировщиков суздальского ГТК она была единственным дизайнером мебели.

Документами о работе Елены Бочаровой в ЦНИИЭП торгово-бы-товых зданий я не располагаю, но по косвенным свидетельствам можно приблизительно восстановить время, когда она там работала. Туристический комплекс в Суздале начали проектировать в 1967 году.

(2) «А в это же время в столярном и кузнечном цехах Владимирских научно-производ-

ственных реставрационных мастерских делали дубовые кровати, прикроватные тумбочки, столы, стулья, табуретки, широкие лавки, различные полочки и шкафчики, шторные карнизы — все „под старину", изготавливали из вороненой стали декоративные светильники, дверные и оконные ручки. Все возникающие по ходу дела вопросы обычно решали с директором мастерских А.М. Рощиным и главным архитектором И.А. Столетовым, а иногда приходилось обращаться к опытным московским проектировщикам — архитектору Д.С. Витухину и конструктору мебели Е.С. Бочаровой [4, с. 462-463].

Домики в Покровском монастыре, в работе над которыми достоверно принимала участие Бочарова, проектировали с 1969-го, а строили в 1972-1979 годах [4, с. 460, 464]. В каталоге ВПКТИМ с проектами 1972-1973 годов [21] опубликовано несколько работ Елены Бочаро-вой(3), при этом Зоя Ваттель, которая начала работать в этом институте в 1972 году, там ее уже не застала. В журнале «Деревообрабатывающая промышленность», где проекты ВПКТИМ публиковались почти в каждом номере, во многих случаях с именами дизайнеров, проекты этого института, подписанные именем Е.С. Бочаровой, опубликованы в 1971 [20], 1982 [25] и 1986 годах [8]. Таким образом, до начала 1970-х годов она работала в ВПКТИМ, большую часть 1970-х — в Суздале, а затем еще несколько лет, по меньшей мере до 1986 года, — снова в ВПКТИМ.

Выйдя на пенсию, Елена Бочарова много времени проводила под Суздалем. Там у нее был дом, который она приобрела, когда работала над туристическим комплексом. На досуге она писала пейзажи, лепила фигурки из суздальской глины и расписывала их. У сотрудников ВПКТИМ было в обычае регулярно навещать своих пенсионеров. В гости к Елене Сергеевне часто приходили ее младшие коллеги Зоя Ваттель и Дмитрий Федотов. После 2006 года, когда умер сын Елены Сергеевны, они стали, вероятно, самыми близкими для нее людьми. То немногое, что осталось от ее личного архива, — фотографии некоторых ее работ в ВПКТИМ, небольшая коллекция керамических фигурок, — хранится у Зои Георгиевны Ваттель. В апреле 2022 года Зоя Ваттель передала в дар Всероссийскому музею декоративного искусства альбом с фотографиями живописных, скульптурных и графических работ Елены Бочаровой и ее сына Сергея.

Проекты Елены Бочаровой

Творчество Елены Сергеевны Бочаровой отчетливо делится на два периода. До конца 1960-х годов она была приверженцем так называемого «современного стиля». Более того — этот стиль сложился в СССР во

(3) Проекты, опубликованные на с. 7, 9, 11, 47, 49, 51, и два проекта на страницах без паги-

нации.

Ил. 2. Елена Орлова (ЦМКБ). Набор мебели для трехкомнатной квартиры на Всесоюзной мебельной выставке в парке Горького, 1956 [3, с. 34]

Ил. 3. Елена Орлова (ЦМКБ). Секционная мебель Н-60. 1958 [12, с. 6]

многом благодаря ей. Она исследовала возможности индустриальных технологий в производстве мебели и разрабатывала мебель новых для тогдашней России типов — модульные и стеллажные системы.

На Всесоюзной мебельной выставке 1956 года выставлялся ее набор мебели для трехкомнатной квартиры, светлый, на высоких заостренных ножках, выделяющийся на фоне других экспонатов выставки своей стилистической зрелостью [3]. В 1957 году она спроектировала набор секционной мебели Н-60, состоящий из небольших модулей, которые можно было ставить друг на друга в три яруса, создавая множество комбинаций из модулей разных типов. Он выставлялся в советской экспозиции Всемирной выставки в Брюсселе [см. фото экспозиции: 16]. В статье 1958 года, где рассказано об этом проекте [13], рядом с именем Елены Бочаровой (тогда еще Орловой) встречается имя другого молодого сотрудника бюро, будущей суперзвезды московского мебельного дизайна Юрия Случевского. Его система Н-62, двухъярусная и не столь богатая комбинациями, как Н-60, в Брюссель не поехала, зато в доработанном виде участвовала во Всесоюзном мебельном конкурсе 1958 года и выиграла его.

В том же 1958 году в макетах квартир на Постоянной строительной выставке в Москве показывали стеллажную мебель Елены Бочаровой на стойках, установленных враспор между полом и потолком [см. обзор мебели на выставке: 12]. Интересны стулья со спинками из гнутой фанеры, стоявшие в том же помещении, что и стеллаж (вероятно, их тоже спроектировала Елена Сергеевна). Это вариация модели 2010 фирмы ЛБко (1953, дизайнер Олави Лието) — самое раннее свидетельство того, что московским проектировщикам эпохи оттепели были известны и интересны образцы финского мебельного дизайна.

О том, что Елена Бочарова участвовала в первом Всесоюзном конкурсе на лучшую мебель и его выставке в Новых Черемушках (конкурс датируется 1958 годом, а выставка прошла в начале 1959-го), нет достоверных сведений, но ее участие представляется практически неизбежным: ЦМКБ представило на конкурс как минимум четыре мебельных набора, три из которых вышли в финал, а Елена Бочарова была одним из главных дизайнеров этого бюро.

Вершина ее профессионального успеха — 1961 год. Тогда ее новый набор мебели показывали на выставке «Искусство — в быт» в московском Манеже. Ольга Баяр, куратор мебельной секции на этой

Ил. 4. Елена Орлова (ЦМКБ). Мебель на Постоянной строительной выставке в Москве, на Фрунзенской набережной. 1958. Источник: Артманис Б.А., Николаев А.П. Современная мебель и квартира. Рига, 1959. Вклейка без пагинации

выставке, не вполне была им довольна. Но даже в ее критическом отзыве заметно уважение к автору: «Экспонированный на выставке набор мебели для однокомнатной квартиры (автор художница Е. Бочарова) лишен зрительной легкости. Секции серванта и секретера слишком крупны по размерам, мебель загромождает интерьер. Такие предметы набора, как тахта и раскладной обеденный стол, не отличаются ни изяществом формы, ни остроумием и продуманностью конструкции. Между тем эта талантливая художница имеет большие возможности для создания красивой современной мебели» [2, с. 4]. На выставке второго Всесоюзного конкурса, проходившей в Москве зимой 1961-1962 года, были показаны по меньшей мере два мебельных набора Елены Бочаровой — К61-129, отмеченный на конкурсе премией, и Кр61-137.

Второй период ее творческой биографии связан в первую очередь с проектами в «национальном» стиле. В 1970 году Бочарова спроектировала гарнитур для столовой БН-088-00, яркий, с красными

Ил. 5. Елена Бочарова (ЦМКБ). Набор К61-129 на выставке второго Всесоюзного конкурса на лучшую мебель в Верхних Мнёвниках. 1961. Источник: Баяр О.Г., Блашкевич Р.Н. Квартира и ее убранство. М., 1962. С. 52

вставками и декоративной росписью на золотом фоне(4). Он хорошо запомнился Зое Ваттель, которая вспоминала о нем так: «У нее такой набор был: красная гостиная с декоративными расписными вставками с петухами, с русской тематикой. Это было так тактично, так ярко, так образно...»(5). Обстановка гостевых домиков в Суздале также была стилизована под традиционный интерьер. Расписные фигурки, часто в национальных костюмах, которые Елена Бочарова лепила в поздние годы, свидетельствуют о том же глубоком интересе к русской теме.

Все же основная часть работ, выполненных Еленой Бочаровой в 1970-е и 1980-е годы, — это не стилизации под старину, а массивные плинтусные системы хранения из ДСП, спроектированные в соответствии с принятой в ВПКТИМ отраслевой системой унификации

(4) Фотографии некоторых предметов из этого гарнитура хранятся в архиве Зои Ваттель. В журнале «Деревообрабатывающая промышленность», в январском номере 1971 года, гарнитур опубликован полностью [19]. В этой публикации автор не назван, но в книге Анны Черепахиной помещен рисунок, изображающий все тот же гарнитур и подписанный именем Е. Бочаровой [26, с. 166].

(5) Здесь и далее прямая речь З.Г. Ваттель - отрывки из интервью Артему Дежурко 21 апреля 2022 года в Москве.

Ил. 8. Е.С. Бочарова, В.А. Симонов (ВПКТИМ). Набор корпусной мебели БН-590 «Воспоминание». 1986. Архив Зои Ваттель

(ОСУ), которая задавала размеры всех основных членений корпусной мебели и оставляла дизайнеру мало возможностей для творчества. Эта работа, по свидетельству Зои Ваттель, тяготила Бочарову: «Она человек была очень творческий, любила театр, кино, все современное, и, конечно, страдала от того, что эти шкафы чертит... Она недалеко жила [имеется в виду, что ее квартира находилась рядом со зданием ВПКТИМ. — А.Д.] и говорила: „Если б я далеко жила, я бы сюда не вернулась"». Однако и эти проекты Бочаровой иногда замечательны по силе замысла. Мотив арочного проема, объединяющего два модуля, перекочевал из стенки «Воспоминание», ее совместной работы с В.А. Симоновым (ок. 1986), в несколько других поздних советских модульных систем.

Наследие дизайнера

Почти все известные проекты Елены Бочаровой предназначались для массового производства, но так и не дождались его. Набор, показанный на выставке 1956 года, был рекомендован к промышленному освоению, но промышленность, насколько известно, эту рекомендацию проигнорировала. Секционную мебель Н-60 в 1958 году «принял к производству» Мосгорсовнархоз [13, с. 35], но неизвестно, начал ли производить. Ее серийных образцов мне не приходилось видеть.

Суздальский туристический комплекс в основном был обставлен серийной мебелью советских и финских фабрик или мебелью, спроектированной для заказчика конструкторами предприятий. Даже для гостевых домиков в Покровском монастыре, по свидетельству Брунцева, светильники и мебель проектировала не только Бочарова. Уверенно назвать ее автором какого-либо предмета первоначальной обстановки суздальского комплекса можно только на основе подписанных чертежей, которые, возможно, удастся найти в архиве проектного института.

В основном наследие Елены Бочаровой — не предметы как таковые, а их чертежи и фотографии. Однако есть одно счастливое исключение. В Москве серийно производили корпусную мебель, которую Бочарова спроектировала для Всесоюзного конкурса 1961 года. В каталоге конкурса она опубликована как часть набора К61-129 [22, с. 93-104]. В обзоре конкурсной выставки, который Лев Каменский,

сотрудник ЦМКБ, опубликовал в журнале «Архитектура СССР», указаны три автора этого мебельного набора, из них два (А. Стронгин и И. Елизаров) — конструкторы, а один, Е. Бочарова, — художник [11, с. 19]. Фото этого набора также опубликовано в книге В. Делле и Ю. Сомова 1966 года, теперь уже под именем одной Бочаровой [6, с. 48].

Корпусная мебель из набора К61-129 — удачный компромисс между революционными идеями дизайнеров, производственными возможностями фабрик и консерватизмом советских торговых работников. Дизайнеры тогда считали, что малогабаритные квартиры в домах массовой застройки надо комплектовать сборными модульными системами корпусной мебели, в которых количество и типы модулей выбирает покупатель, исходя из своих индивидуальных нужд. Но магазины, для которых было привычно продавать отдельные предметы, не умели торговать подобными системами. Кроме того, чтобы такой «конструктор» можно было собрать, все его части должны быть сделаны с большой точностью, а это советские фабрики в то время не могли обеспечить [24, с. 12]. Корпусная мебель из набора К61-129 представляет собой привычный набор шкафов и тумб разного назначения, с одинаковой высотой ярусов, которые можно выстроить единым фронтом вдоль стены, собрав из них внешнее подобие модульной системы. При этом цвет поверхностей светлый, что для советских апологетов «современного стиля» было принципиально важно, а предельная простота всех решений, сужающиеся книзу ножки и ручки-лопасти выдвижных ящиков, схожие с теми, которыми Франц Эрлих снабдил свой известный набор 1957 года, делают эту мебель хрестоматийным образцом восточноевропейского модернистского стиля рубежа 1950-1960-х годов.

Столярные стулья Ж611-145/3, которые массово производились в Москве по крайней мере до середины 1980-х и до сих пор часто встречаются в городе (обычно не в жилых, а в конторских интерьерах), — вариант модели, также представленной на конкурс 1961 года как часть набора К61-129. Каркас у них тот же, а формы сиденья и спинки другие. Вероятно, этот стул был спроектирован еще раньше: в статье, посвященной промышленному освоению разработок ЦМКБ, выигравших конкурс 1958 года, мы видим фотографию очень похожего предмета [24, с. 13]. Именно с той формой сиденья и спинки, с которой он чаще всего встречается, и тем же индексом, что на этикетках

Ил. 9. Елена Бочарова (ЦМКБ). Стул Ил. 10. Елена Бочарова (ЦМКБ). Сервант из набора К61-129.

столярный, индекс Ж611-145/3. Не позже 1961. ВМДПНИ

1964. Частное собрание

сохранившихся экземпляров, стул Ж611-145/3 впервые опубликован в сборнике 1964 года [18, с. 34]. С полной уверенностью назвать Елену Бочарову его автором нельзя: основой экспозиции на всесоюзных выставках была корпусная мебель, которую часто дополняли стульями и другими небольшими предметами из старых запасов проектных бюро. Однако, поскольку единственным дизайнером набора К61-129 источники называют Бочарову, ее с достаточным основанием можно считать автором и стула, включенного в этот набор, пока не будет доказано обратное.

Комплект из двенадцати стульев Ж611-145/3, изготовленный в 1984 году на мебельном комбинате № 6 Мосмебельпрома, давно находится во Всероссийском музее декоративного искусства. Стулья служили по назначению музейным сотрудникам, переходя из кабинета в кабинет и постепенно изнашиваясь. В начале 2022 года, когда я работал в этом музее заведующим сектором предметного дизайна, я предложил взять два из них, наиболее сохранных, в коллекцию. Также во Всероссийском музее декоративного искусства находятся

сервант и комод авторства Бочаровой из набора К61-129. Сейчас они — часть обстановки кабинетов. На мой взгляд, они также заслуживают музеефикации. Эти предметы могли бы стать основой персональной выставки дизайнера в музее.

Заключение

Елена Бочарова — важная фигура в истории советского дизайна. Как уже говорилось, в советской прессе рубежа 1950-1960-х годов она упоминается чаще, чем другие авторы мебели «современного стиля». Первый из известных ее проектов, набор, показанный на выставке 1956 года, уже совершенно свободен от исторических стилизаций. Более ранние примеры мебели в оттепельном «современном стиле», спроектированные в СССР, неизвестны (хотя известно несколько других, датированных тем же 1956 годом). Елену Бочарову, таким образом, можно считать одним из первооткрывателей этого стиля в нашей стране. Я сожалею, что не успел познакомиться с ней, работая над своей диссертацией. О том, как новый вкус укоренялся среди московских дизайнеров 1950-х годов, какие зарубежные впечатления сыграли в этом роль, с какими препятствиями сталкивалось его распространение, — обо всем этом она могла рассказать столько, сколько никто уже больше не расскажет.

Впрочем, ей вряд ли было бы интересно вспоминать те давние события. Обычно люди того поколения вспоминают модернистский стиль интерьеров оттепели безо всякой ностальгии, даже с неприязнью. Он быстро вошел в моду и так же быстро наскучил. В судьбе Елены Бочаровой ярко отразилась эта смена общественных вкусов. То, что вдохновляло ее в молодости, было предметом смелых экспериментов, — освоение новых технологий, поиск новых типов и конструкций мебели, проектирование трансформирующихся систем хранения и увязывание их размеров с размерами комнат в типовых домах,— стало в 1970-е годы унылой рутиной, от которой многие, не только она, искали спасение в поэтическом мире народной культуры.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос, насколько значимо наследие Бочаровой в контексте мирового мебельного дизайна. Это сложный вопрос, и давать на него окончательный ответ пока рано. Как было сказано, ее набор К61-129 (1961) — типичный образец общего

для Европы того времени модернистского стиля. И по типологии, и по художественным особенностям он очень похож на системы корпусной мебели, которые проектировали в те годы Франтишек Ирак, Иржи Ироутек, Франц Эрлих. Это сходство можно объяснить не только влиянием западных коллег на Бочарову (что несомненно), но и обратным влиянием ее на них. В эпоху оттепели советская мебель была для Восточной Европы предметом пристального и благожелательного интереса. Чехословацкий автор Алексей Кусак писал о ней в 1963 году: «Вместе с строгой критикой старого начинают появляться новые советские изделия удивительно высокого уровня. Я видел, например, фотографии новых проектов мебели, которые по своей компоновке ни в чем не уступают лучшим мировым образцам» [14, с. 164]. В подтверждение своих слов он публикует в книге (не называя автора) фото стеллажной системы Елены Бочаровой на Постоянной строительной выставке 1958 года [14, с. 166].

Список литературы:

1 Азрикан ДА / Автор-составитель М.М. Михеева. М.: Русскм м1ръ, 2020. 179 с.

2 Баяр О.Г. Красивое в простом // Декоративное искусство СССР. 1961. № 7. С. 1-6.

3 БелорусскийА.И. Набор мебели для трехкомнатной квартиры // Новая мебель: Сборник статей / Под ред. Н.М. Орлова и др. М.: Государственное издательство торговой литературы, 1958. С. 33-40.

4 Брунцев В.А. Преодоление. Как создавался Главный туристический комплекс в Суздале. СПб.: ООО «ЛЮДОВИК», 2017. 556 с.

5 Дежурко А.К. Становление и эволюция «современного стиля» в советском мебельном дизайне: 1956-1968 гг. Диссертация... кандидата искусствоведения: 1700.04. М., 2021. 293 с.

6 Делле В.И., Сомов Ю.С. Современная бытовая мебель. М.: Лесная промышленность, 1966. 278 с.

7 Дружинина О.Б. Владимир Рунге: от «Горизонта» до «Зенита». М.: Московский музей дизайна, 2018. 155 с.

8 ЖуравельА.П. Набор корпусной мебели // Деревообрабатывающая промышленность. 1986. № 2. 3-я страница обложки.

9 Майстровская М.Т. Юрий Васильевич Случевский // Дизайн-ревю. 2013. № 3-4. С. 79-94.

10 Майстровская М.Т. Олег Константинович Рыжиков // Дизайн-ревю. 2013. № 3-4. С. 95-103.

11 КаменскийЛ.В. Новые образцы мебели (по материалам конкурса) // Архитектура СССР. 1962. № 2. С. 15-19.

12 КаменскийЛ.В., Сипко А., Свешников О. Для новых квартир // Декоративное искусство СССР. 1958. № 7. С. 6-10.

13 КаменскийЛ.В., СтронгинА. Секционная мебель для квартир нового типа (Из практики работы Центрального мебельного конструкторского бюро) // Декоративное искусство СССР. 1958. № 5. С. 33-39.

14 Кусак А. Книжка о хорошем вкусе. Б.М.: Издательство Чехословацкого союза молодежи, 1963. 176 с.

15 Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность // Архивы России. URL: https://web.archive.Org/web/20140911031910/http://guides.rusarchives.ru/browse/ guidebook.html?bid=231&sid=779414 (дата обращения 09.07.2022).

16 Макеты экономичных квартир. На Всемирную выставку в Брюсселе // Архитектура и строительство Москвы. 1958. № 3. С. 30-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Медведев И.П. Дизайнер мебели Востоков Юрий Сергеевич // Дизайн-ревю. 2017. № 1-4. С. 122-125.

18 Модели мебели, зарегистрированные в Государственном комитете по лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности и лесному хозяйству при Госплане СССР и рекомендованные к производству. Сборник 2. М.: [б. и.], 1964. 95 с.

19 Набор мебели БН-088-00 для столовой // Деревообрабатывающая промышленность. 1971. № 1. 2-я страница обложки.

20 Набор мебели БН-105-00 для двухкомнатной квартиры // Деревообрабатывающая промышленность. 1971. № 6. 2-я страница обложки.

21 Новые модели мебели [каталог]. М., 1973. 40 л.

22 Новые образцы мебели (По результатам первой очереди II Всесоюзного конкурса на лучшие образцы мебели для жилых и общественных зданий). М.: Центральный институт технической информации и экономических исследований по лесной, бумажной

и деревообрабатывающей промышленности, 1962. 328 с.

23 Темерин С.М. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. М.: Советский художник, 1960. 458 с.

24 Травин И. Новый набор мебели // Декоративное искусство СССР. 1961. № 3. С. 12-13.

25 ТышкевичГ.В. Набор мебели для спальни // Деревообрабатывающая промышленность. 1982. № 9. 3-я страница обложки.

26 ЧерепахинаА.Н. История художественной обработки изделий из древесины: Учебник для ПТУ 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1993. 176 с.

27 LavrentievA.N. Vyacheslav Kolelchuk as the Engine of the Russlan Klnetlc Art. Imaglnary Dialogue at the Exhlbltlon // Sclentlflc and Analytlc Journal Burganov House. The Space of Culture. 2021. Vol. 17. № 1. P. 95-117. https://dol.org/10.36340/2071-6818-2021-17-1-95-117.

References:

1 Azrikan DA [Azrikan DA], ed. M.M. Miheeva. Moscow, Russkij mir Publ., 2020. 179 p. (In Russian)

2 Bayar O.G. Krasivoe v prostom [Beauty in Simplicity]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 1961, no. 7, pp. 1-6. (In Russian)

3 Belorusskij A.I. Nabor mebeli dlya trehkomnatnoj kvartiry [The Furniture Set for the 3-room Apartment]. Novaya mebel'. Sbornikstatej [New Furniture. Collection of Articles], ed. N.M. Orlov and others. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo torgovoj literatury Publ., 1958, pp. 33-40. (In Russian)

4 Bruncev V.A. Preodolenie. Kak sozdavalsya Glavnyj turisticheskij kompleks v Suzdale [The Overcoming. How the Main Touristic Complex in Suzdal Was Being Built]. St. Petersburg, OOO "LYUDOVIK" Publ., 2017 556 p. (In Russian)

5 Dezhurko A.K. Stanovlenie i evolyuciya "sovremennogo stilya" vsovetskom mebel'nom dizajne: 1956-1968 gg. [The "Modern Style" in Soviet Furniture Design, Its Establishment and Transformations: 1956-1968]. Dissertation for the Degree of Candidate of Arts: 17.00.04. Moscow, 2021. 293 p. (In Russian)

6 Delle V.I., Somov Yu.S. Sovremennaya bytovaya mebel' [The Modern Furniture for Dwelling]. Moscow, Lesnaya promyshlennost' Publ., 1966. 278 p. (In Russian)

7 Druzhinina O.B. Vladimir Runge: ot "Gorizonta"do "Zenita" [Vladimir Runge: From "Gorizont" to "Zenit"]. Moscow, Moskovskij muzej dizajna Publ., 2018. 155 p. (In Russian).

8 Zhuravel' A.P. Nabor korpusnoj mebeli [The Case Furniture Set]. Derevoobrabatyvayushchaya promyshlennost', 1986, no. 2, 3rd cover page. (In Russian)

9 Majstrovskaya M.T. Yurij Vasil'evich Sluchevskij [Yury Vasilevich Sluchevsky]. Dizajn-revju, 2013, no. 3-4, pp. 79-94. (In Russian)

10 Majstrovskaya M.T. Oleg Konstantinovich Ryzhikov [Oleg Konstantinovich Ryzhikov]. Dizajn-revju, 2013, no. 3-4, pp. 95-103. (In Russian)

11 Kamenskij L.V. Novye obrazcy mebeli (po materialam konkursa) [The New Furniture Samples (Following the Contest)]. Arhitektura SSSR, 1962, no. 2, pp. 15-19. (In Russian)

12 Kamenskij L.V., Sipko A., Sveshnikov O. Dlya novyh kvartir [For the New Apartments]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 1958, no. 7, pp. 6-10. (In Russian)

13 Kamenskij L.V., Strongin A. Sekcionnaya mebel' dlya kvartir novogo tipa (Iz praktiki raboty Central'nogo mebel'nogo konstruktorskogo byuro) [Modular Furniture for the New Type of Apartments: The Works of the Central Furniture Design Bureau]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 1958, no. 5, pp. 33-39. (In Russian)

14 Kusak A. Knizhka o horoshem vkuse [A Book About Good Taste]. Izdatel'stvo Chekhoslovackogo Soyuza Molodezhi Publ., 1963. 176 p. (In Russian)

15 Lesnaya, derevoobrabatyvayushchaya i cellyulozno-bumazhnaya promyshlennost' [Timber, Wood-Working and Pulp and Paper Industry/. Arhivy Rossii [Archives of Russia]. Available at: https://web.archive.org/web/20140911031910/http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook. html?bid=231&sid=779414 (accessed 09.07.2002). (In Russian)

16 Makety ekonomichnyh kvartir. Na Vsemirnuju vystavku v Brjussele [The Models of Economy Apartments. To the Brussels World Expo]. Arhitektura istroitel'stvo Moskvy, 1958, no. 3, pp. 30-31. (In Russian)

17 Medvedev I.P. Dizajner mebeli Vostokov Yurij Sergeevich [The Designer of Furniture Vostokov Yury Sergeevich]. Dizajn-revyu, 2017 no. 1-4, pp. 122-127. (In Russian)

18 Modeli mebeli, zaregistrirovannye v Gosudarstvennom komitete po lesnoj, cellyulozno-bumazhnoj, derevoobrabatyvayushchejpromyshlennosti ilesnomu hozyajstvu pri Gosplane SSSR i rekomendovannye kproizvodstvu. [The Furniture Models Registered at the State Committee of the Timber, Wood-Working and Pulp and Paper Industry and Forestry and Recommended to Be Produced]. Vol. 2. Moscow, 1964. 95 p. (In Russian)

19 Nabor mebeli BN-088-00 dlya stolovoj [The Furniture Set BN-088-00 for Dining Rooms]. Derevoobrabatyvayushchaya promyshlennost', 1971, no. 1, 2nd cover page. (In Russian)

20 Nabor mebeli BN-105-00 dlya dvuhkomnatnoj kvartiry [The Furniture Set BN-105-00 for the 2-rooms Apartment]. Derevoobrabatyvayushchaya promyshlennost', 1971, no. 6, 2nd cover page. (In Russian)

21 Novye modeli mebeli: Katalog [The New Furniture Models: Catalogue]. Moscow, 1973. 40 l. (In Russian)

22 Novye obrazcy mebeli (Po rezul'tatam pervoij ocheredi II Vsesoyuznogo konkursa na luchshie obrazcy mebeli dlya zhilyh i obshchestvennyh zdaniij) [The New Furniture Samples (Following the First Part of the II All-Union Contest for the Best Furniture Samples for Residential and Public Buildings)]. Moscow, Central'nyj institut tehnicheskoij informacii i ekonomicheskih issledovaniij po lesnoij, bumazhnoij i derevoobrabatyvayushcheij promyshlennosti Publ., 1962. 328 p. (In Russian)

23 Temerin S.M. Russkoeprikladnoeiskusstvo. Sovetskiegody. Ocherki. [The Russian Applied Art. The Soviet Period. Essays]. Moscow, Sovetskij hudozhnik, Publ., 1960. 458 p. (In Russian)

24 Travin I. Novyj nabor mebeli [The New Furniture Set]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 1961, no. 3, pp. 12-13. (In Russian)

25 Tyshkevich G.V. Nabor mebeli dlya spal'ni [The Furniture Set for Bedrooms]. Derevoobrabatyvayushchaya promyshlennost', 1982, no. 9, 3rd cover page. (In Russian)

26 Cherepahina A.N. Istoriya hudozhestvennoj obrabotkiizdelijiz drevesiny: Uchebnikdlya PTU [History of the Artistic Elaboration of Items of Wood: Textbook for Vocational Schools], 3rd ed., revised and expanded. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1993. 176 p. (In Russian)

27 Lavrentiev A.N. Vyacheslav Koleichuk as the Engine of the Russian Kinetic Art. Imaginary Dialogue at the Exhibition. Scientific and Analytic Journal Burganov House. The Space of Culture, 2021, vol. 17 no. 1, pp. 95-117 https://doi.org/10.36340/2071-6818-2021-17-1-95-117.

Дизайнер мебели Елена Бочарова: от модернизма к национальному стилю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.