Научная статья на тему 'Атрибуция мебели, массово производившейся в СССР в 1960-е годы'

Атрибуция мебели, массово производившейся в СССР в 1960-е годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1788
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
советский дизайн / советская мебель / атрибуция / анонимный дизайн / прототип / массовое производство / коллекционирование / музеефикация / Soviet design / Soviet furniture / attribution / anonymous design / prototype / mass production / collecting / museumfication

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дежурко Артем Константинович

Статья предлагает системный подход к атрибуции советской мебели «анонимного дизайна». Выявлен основной корпус источников, где опубликованы ее проекты: шесть альбомов всесоюзных мебельных выставок 1956–1965 гг. и четырнадцать справочников с образцами мебели, освоенной промышленностью. В статье рассказано о восьми атрибуциях, которые автор сделал во время двухлетней работы с одиннадцатью частными коллекциями в Москве, Екатеринбурге, Владивостоке и Киеве, и о типичных сложностях, возникающих при исследовании этого материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of Attribution of Furniture Mass-Produced in the USSR in 1960s

The article provides a system approach to attribution of “anonymous” furniture produced in the USSR during the 1960s. It reveals the main bulk of sources where the furniture designs have been published: 6 albums of the All-Soviet furniture exhibitions and 14 catalogues of models accepted by industry. The article reports on 8 attributions the author has made while surveying 11 private collections in Moscow, Ekaterinburg, Vladivostok, and Kyiv. Difficulties of authentication in some cases are observed.

Текст научной работы на тему «Атрибуция мебели, массово производившейся в СССР в 1960-е годы»

Художественная культура № 3 2020

Популярное искусство

УДК 749 ББК 85.126

Дежурко Артем Константинович

Аспирант преподаватель, Школа дизайна НИУ ВШЭ, Москва

ORCID Ю: 0000-0002-0658-1753

adezhurko@gmail.com

Ключевые слова: советский дизайн, советская мебель, атрибуция, анонимный дизайн, прототип, массовое производство, коллекционирование, музеефикация.

Дежурко Артем Константинович

Атрибуция мебели, массово производившейся в СССР в 1960-е годы

Статья предлагает системный подход к атрибуции советской мебели «анонимного дизайна». Выявлен основной корпус источников, где опубликованы ее проекты: шесть альбомов всесоюзных мебельных выставок 1956-1965 гг. и четырнадцать справочников с образцами мебели, освоенной промышленностью. В статье рассказано о восьми атрибуциях, которые автор сделал во время двухлетней работы с одиннадцатью частными коллекциями в Москве, Екатеринбурге, Владивостоке и Киеве, и о типичных сложностях, возникающих при исследовании этого материала.

Dezhurko Artem K.

Postgraduate Student, Lecturer, HSE Art and Design School, Moscow

ORCID ID: 0000-0002-0658-1753

adezhurko@gmail.com

Key words: Soviet design, Soviet furniture, attribution, anonymous design, prototype, mass production, collecting, museumfication.

Dezhurko Artem K.

Issues of Attribution of Furniture Mass-Produced in the USSR in 1960s

The article provides a system approach to attribution of "anonymous" furniture produced in the USSR during the 1960s. It reveals the main bulk of sources where the furniture designs have been published: 6 albums of the All-Soviet furniture exhibitions and 14 catalogues of models accepted by industry. The article reports on 8 attributions the author has made while surveying 11 private collections in Moscow, Ekaterinburg, Vladivostok, and Kyiv. Difficulties of authentication in some cases are observed.

Об элементах советской мебели 60-х обычно пишут как о символах эпохи, в которых отразились ее идеалы и противоречия. Например, так: «Столик трехногий. Тонкие ножки растопырены, столешница имела основания стать треугольной, но рука новатора скруглила углы и придала трем его сторонам асимметричность. Он ломок, неудобен, но в ту пору он воспринят как высшая категория комфорта: во-первых, легок в уборке, во-вторых, легок вообще, это свойство представляется столь важным, как будто главное предназначение столов в том, чтобы их всегда носили с места на место. Ему под стать и кресла, тоже ножки, как у козлят, не вполне обучившихся хождению; спинки откинуты назад, высоки, тверды. Но они прекрасны, в том присягнул бы любой шестидесятник в ту пору, — предметы обихода, чья шаткость и неудобство и даже невыразительность встречают одобрение» [36, с. 322-323]. Из этого отрывка можно многое понять о 60-х, они отразились, как в зеркале, в полированной поверхности столика; но не о самом столике. Кто был тот «новатор», что скруглил его углы? Где и когда был создан проект? Напрасно искать эти сведения в статьях, интерпретирующих мебель 60-х как проявления 7е^е1з^а.

Иногда их можно найти в литературе более узкой тематики, где рассказывается сугубо об истории мебельного дизайна в СССР. Из советских публикаций этого жанра самая обширная — глава «Интерьер» во втором томе «Советского декоративного искусства» [34], из недавних публикаций стоит отметить статьи Марии Майстровской и Юрия Случевского [13], [14], [15], [16], [17], [18] и большой исторический обзор Александра Семенова, где о 1960-х рассказывается в третьем томе [32]. Но и в них мало имен и мало иллюстраций; а в подписях к иллюстрациям имена встречаются лишь в порядке исключения. Дизайнеры предстают в этих текстах больше «историческими деятелями», которые занимали высокие должности, выигрывали конкурсы, получали премии, чем художниками, которые создавали вещи. За что они получали премии, остается загадкой.

Поэтому огромен разрыв между академическим знанием о советском дизайне и массой предметов фабричного производства, сохраняющихся во многих городах нашей страны в квартирах, на дачах, в старых конторских зданиях. Мы не знаем, кто спроектировал все эти вещи.

Между тем отечественная мебель 1950-1980-х годов становится сейчас предметом коллекционирования. Десять лет назад начала со-

Атрибуция мебели, массово производившейся в СССР в 1960-е годы

бирать советскую мебель московская галерея «Эритаж». А сейчас ее приобретают музеи: Московский музей дизайна, который формирует свою коллекцию с 2012 года, и Московский музей декоративно-прикладного искусства.

При формировании коллекции, как музейной, так и частной, необходима атрибуция предметов дизайна. Первыми начали устанавливать авторство «анонимной» мебели, произведенной в СССР, научные консультанты галереи «Эритаж». Впервые ступив в неизведанную область, они порой совершали ошибки. Досадно, что ложные атрибуции этой галереи, которых уже не найти на ее официальном сайте, получили широкое распространение и сейчас живут самостоятельной жизнью, попадая порой и в научную литературу.

В частности, в книге А. Семенова можно найти фотографию двух кресел из коллекции галереи «Эритаж», приписанных «Козулину В., Манучаровой Н., Савченко В.» [32, с. 22]. Эти три сотрудника Академии строительства и архитектуры УССР (одна из них, Нина Давыдовна Манучарова, возглавляла академический институт художественной промышленности) упоминаются в прессе 1950-1960-х годов как авторы только одного совместного проекта — макета малометражной квартиры с мебелью, показанного в 1958 году в Москве на Постоянной строительной выставке. Кресло в этом мебельном наборе выглядело иначе [см. фото: 7, с. 10].

Мое диссертационное исследование о советской мебели эпохи оттепели выявляет большой пласт источников, прежде не попадавших в поле зрения исследователей. Опираясь на эти источники, мы можем подойти к атрибуции советской мебели массового производства более системно, чем раньше, что совершенно необходимо для ее музеефи-кации.

В СССР в послевоенные десятилетия дизайном мебели обычно занимались специализированные проектные организации. При совнархозах, пока они существовали, были проектные, проектно-кон-структорские и экспериментальные конструкторские бюро по мебели. Ее проектировали также в академиях строительства и архитектуры (в Москве, ленинградском филиале АСиА СССР и в украинской академии в Киеве), в специализированных отделах архитектурных проектных институтов. В Эстонии новую мебель чаще всего проектировало КБ

таллинской фабрики «Стандард», которая выпускала продукцию небольшими партиями для пробных продаж и, в случае ее успеха у покупателей, передавала рабочую документацию другим эстонским фабрикам. [8, с. 15 и далее]. В Москве было несколько проектных бюро городского, областного и союзного подчинения. Самые важные в 1950-е годы — Центральное мебельно-конструкторское бюро и Центральное проектное бюро по мебели, объединенные в 1963 году во Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели. Это лишь основные проектные организации. Их полный обзор не входит в задачи этой статьи.

С середины 1950-х годов проектные бюро по мебели регулярно показывали свои разработки на больших выставках в Москве, некоторые из которых были приурочены к всесоюзным конкурсам на лучшую мебель. Фактически же конкурсами были все эти выставки: на них работали отборочные комиссии, которые, обсудив достоинства и недостатки выставленных прототипов, затем рекомендовали некоторые из них к освоению промышленностью.

С середины 1950-х годов до середины 1960-х прошли семь таких смотров: Всесоюзная выставка мебели в парке Горького (1956); выставка Всесоюзного конкурса на лучшие образцы мебели для новых типов квартир односемейного заселения в Новых Черемушках (итоги конкурса были подведены в 1958 г., но выставка продолжалась и в первые месяцы 1959-го); Выставка образцов мебели, санитарно-технического и электротехнического оборудования для общественных и административных зданий 1959 года, выставка Второго Всесоюзного конкурса на создание лучших образцов мебели для современных квартир, домов гостиничного типа, номеров гостиниц и студенческих общежитий в Верхних Мневниках (зима 1961-1962); закрытая выставка конкурсных образцов мебели для общественных зданий на ВДНХ в 1963 году и выставки «Мебель'63» и «Мебель'65», также на ВДНХ.

Рабочие чертежи мебели, отобранной на конкурсах и выставках, передавались учреждениям, которые были их организаторами (сначала в Академию строительства и архитектуры СССР, позже — в ЦМКБ и с 1963 года ВПКТИМ). Эти организации публиковали альбомы с фотографиями и чертежами отобранных образцов. Альбомы, как правило, изданы качественно и богато, с рисованными иллюстрациями и изобретательной версткой, но небольшим тиражом. Очевидно, они пред-

Атрибуция мебели, массово производившейся в СССР в 1960-е годы

назначались для рассылки по фабрикам. В них всегда можно найти короткий текст, уведомляющий, что производители, желающие взять в разработку ту или иную модель или набор предметов из альбома, могут обратиться за рабочей документацией к учреждению, выпустившему его.

Материалы выставки 1956 года были опубликованы в альбоме «Новая мебель» [26]. Кроме фотографий мебели, там есть ее краткие описания, написанные и подписанные авторами проектов. Это исключительная особенность издания: в дальнейшем, публикуя материалы выставок, составители альбомов ограничивались указанием проектных организаций, а дизайнеров не называли. Материалы всесоюзного конкурса 1958 года (с выставкой в Новых Черемушках) опубликованы в двух альбомах: «Мебель для квартир нового типа» (1959) [21] и «Мебель и оборудование новых квартир» (1960) [23]. Альбом «Мебель и оборудование для общественных зданий» (1960) [22] содержит материалы выставки, прошедшей в 1959 году. Материалы Второго всесоюзного конкурса 1961 года опубликованы год спустя в книге «Новые образцы мебели». [28] После выставок «Мебель'63» и «Мебель'65» также были изданы альбомы образцов [27; 33].

Хотя в официальных материалах конкурсов имена дизайнеров, спроектировавших тот или иной набор или предмет мебели, обычно не упоминаются, по другим публикациям их иногда можно установить. Несколько наборов, премированных на конкурсе 1958 года, выставлялись в 1961 году в Москве на выставке «Искусство в быт». В журнале «Декоративное искусство СССР» опубликовано несколько статей по материалам этой выставки [2], [3], [5], [9], где названы авторы мебели. В журнальных обзорах второго всесоюзного конкурса, 1961 года [10], [6], проектировщики нескольких премированных наборов также названы по именам.

Кроме того, имена дизайнеров можно встретить в альбомах, которые издавали сами проектные организации. В частности, их иногда указывала в своих публикациях Академия строительства и архитектуры УССР [20], [1]. Новинки эстонского мебельного дизайна 60-х (каждый раз с указанием автора) систематически публиковались в таллинском альманахе Kunst ja Kodu. Важнейшие из них сейчас не только атрибутированы, но и собраны и выставлены в постоянной экспозиции Эстонского музея декоративного искусства и дизайна в Таллине.

Предполагалось, что проекты, отобранные комиссиями всесоюзных мебельных выставок, будут приняты к производству повсеместно и никакую другую мебель советские фабрики не будут производить. Правительственные постановления обязывали их брать в производство новые проекты. Кроме того, поощрялось освоение именно тех образцов, которые были отобраны на московских выставках(1). Впрочем, фабрики могли брать в разработку и другие модели и даже разрабатывать собственные силами своих конструкторских бюро.

О том, какая именно мебель производилась в СССР в 1960-е годы, частично позволяют судить справочники, где перечислены модели, взятые в производство мебельными предприятиями того или иного региона страны. Некоторые из них издавались серийно: литовский(2) и московский под эгидой ВПКТИМ [11], [12], [24], [25]. В справочниках ВПКТИМ указывается не только фабрика, взявшая модель в производство, но и проектная организация, которая ее разработала, и год создания проекта. Кроме того, новинки советской мебельной индустрии ежемесячно публиковал каталог «Новые товары».

Как правило, и в «Новых товарах», и в справочниках идет речь не о том, что фабрики уже производят ту или иную модель, а лишь о том, что они планируют ее освоить. Тем не менее эта группа источников ближе к реальности советского мебельного производства, чем альбомы всесоюзных выставок.

Модели, опубликованные в выставочных альбомах конкурсов, составляют не более трети от тех, что публиковались в справочниках моделей, взятых в производство. Хотя конкурсная процедура задумывалась как обязательная, большинство проектов мебели в 60-е годы получили рекомендацию к промышленному освоению, минуя ее.

Около двух лет я поддерживаю постоянную связь с несколькими энтузиастами, которые коллекционируют мебель 1960-х годов. Большинство из них собирает ее для дальнейшей продажи, поэтому их коллекции постоянно обновляются. Это позволило мне приобрести

(1) См. постановление Совета Министров СССР от 29 августа 1959 г № 1009 «Об организации производства удобной и экономичной мебели для продажи населению».

(2) Они издавались на русском языке под общим названием «Мебель (технические характеристики)». С 1960 по 1972 г вышло семь таких сборников.

Атрибуция мебели, массово производившейся в СССР в 1960-е годы

значительный опыт натурных исследований предметов, массово выпускавшихся советскими мебельными фабриками в 1960-е годы.

На них обычно можно найти знак, оставленный производителем. Это не обязательно бумажная этикетка: иногда штамп, а иногда даже надпись, нанесенная от руки карандашом. Этикетка сохраняется не всегда, редко сохраняется полностью, и почти никогда на ней нельзя разглядеть дату производства: соответствующая графа либо вовсе не заполнена, либо в ней расплывшееся пятно чернил. Косвенным указанием на время производства может служить номер ГОСТа или МРТУ, который на этикетке отпечатан типографским способом и читается всегда (в номере содержится указание на год, когда документ вступил в силу), но предмет мог быть спроектирован и раньше этой даты. Сведений, которые особенно важны историку: когда и кем (или хотя бы в каком учреждении) предмет был спроектирован, — в этикетках найти нельзя.

Иногда прототипы мебели из современных коллекций удается найти среди предметов, показанных на выставках 1956-1965 гг. и опубликованных в альбомах, перечисленных выше. В некоторых случаях это позволяет установить ее авторов.

Например, в одном из частных объявлений о продаже старой мебели, опубликованном на сайте Ауко в сентябре 2018 года в Улан-Удэ, предлагалось купить несколько стульев, в которых безошибочно угадывались стулья из набора К58-103, получившего вторую (высшую) премию на всесоюзном конкурсе 1958 года (дизайнеры Юрий Слу-чевский и Александр Белорусский, ЦМКБ). Стулья той же модели (с некоторыми изменениями в деталях) сейчас находятся в собрании московского магазина «Хроносфактор». Они происходят из административного здания завода в подмосковном Дзержинске. Этикеток на них нет. Я рекомендовал приобрести эти стулья Московскому музею дизайна.

Диван и кресла, которые летом 2019 года Катерина Голикова (магазин «Сестры Тихомировы») приобрела в подмосковном ведомственном пансионате, — часть набора К58-119 эстонской фабрики «Стандард» (коллектив дизайнеров во главе с Александром Аусом), разделившего с набором К58-103 победу в конкурсе. Литовский пуф на ножках из гнутой фанеры, находившийся осенью 2019 года в московской коллекции Марины Арутюнян, — часть набора К48-114, представленного

Илл. 1. Юрий Случевский, Александр Белорусский (ЦМКБ, Москва).

Стулья из набора К58-103, 1958. Собрание магазина «Хроносфактор». Фото А. Дежурко

Илл. 2. Юрий Случевский, Александр Белорусский (ЦМКБ, Москва). Набор мебели К58-103, 1958. Фото опубликовано в журнале: Декоративное искусство СССР 1959. № 5. С. 9

Атрибуция мебели, массово производившейся в СССР в 1960-е годы

на тот же конкурс. Набор спроектирован в ЦКБ (с 1959 г. ЭКБ) Литвы, автором пуфа литовские коллекционеры единогласно считают ведущего дизайнера этого бюро Витаутаса Бейгу.

Некоторое время назад мне принадлежал, как сообщалось в этикетке, «комбинированный буфет» В-113/7 Московской мебельной фабрики № 16. Дата производства на этикетке не читалась. Его прототипом следует считать шкафы, представленные той же фабрикой на Всесоюзный конкурс 1961 года и опубликованные в его каталоге как часть набора К61-128 [28, с. 85 и 92]. Имена дизайнеров установить пока не удается.

Если прототип предмета, представленного на атрибуцию, в материалах всесоюзных конкурсов не отыскивается, иногда его удается найти в сборниках проектов, взятых в производство фабриками. В этом случае, как правило, можно уточнить только дату, когда предмет был спроектирован.

Вот два примера. Летом 2019 года в коллекции магазина «Хронос-фактор» было несколько стульев одной модели с этикетками разной сохранности. На этикетке, сохранившейся лучше всего, указан производитель (Московская мебельная фабрика № 4), год производства (1981), артикул 01030972 и индекс модели Ж611-145/3. В книге «Модели мебели...» 1964 г. опубликован стул той же формы с артикулом 310 и индексом Ж6112-145 [25, с. 24]. Совпадение индексов, даже частичное, позволяет рассматривать стул из современной коллекции как один из вариантов проекта, созданного не позже 1964 года. .

Гарнитур для столовой Рижской мебельной фабрики № 1, два предмета из которого были в коллекции Дины Гусевой летом 2019 года, опубликован в альманахе «Новые товары» в 1960 году [30], причем, что очень необычно для этого издания, в статье назван по имени дизайнер, О. Екабсон. Он был сотрудником постоянного Павильона лучших образцов товаров народного потребления — той же организации, которая выпускала и альманах «Новые товары».

На первый взгляд, описанный метод атрибуции прост и надежен. Существует сравнительно небольшой корпус альбомов и справочников конца 1950-х и начала 60-х, где опубликованы прототипы, рекомендованные к освоению отечественной мебельной промышленностью. Всякий раз, когда требуется атрибутировать предмет «анонимного дизайна», надо соотнести его с изображениями, опубликованными в этих альбомах, и либо мы не получим никакого результата, либо получим

Илл. 3. Витаутас Бейга (ЭКБ, Вильнюс). Пуф из набора К58-114, 1958. Производство Ионавского мебельного комбината, 1962. Осенью 2019 г было в коллекции Марины Арутюнян, Москва. Фото А. Дежурко

Илл. 4. Витаутас Бейга, Лигия-Мария Стапулёнине (ЭКБ, Вильнюс). Набор мебели К58-114, 1958. [21, с. 208]

Атрибуция мебели, массово производившейся в СССР в 1960-е годы

Илл. 5. О. Екабсон (Павильон лучших образцов товаров народного потребления, секция Латвии). Буфет, 1960. Летом 2019 года был в коллекции Дины Гусевой, Москва. Производство Рижского мебельного комбината. Фото А. Дежурко

Илл. 6. Публикация гарнитура О. Екабсона в альманахе «Новые товары», 1960 [30]

результат, которому можем доверять. Однако на практике исследователь часто сталкивается с трудностями, которые этот метод преодолеть бессилен.

Вот два особенно запутанных случая.

В сентябре 2018 года в коллекции киевского реставратора мебели Николая Степанца появилось редкое кресло с регулируемым наклоном спинки, фиксирующейся в четырех положениях. Велико его сходство с креслом Экспериментального конструкторского бюро по мебели совнархоза Литовской ССР, представленным на Всесоюзный конкурс 1958 года. В коллекции Литовского фонда дизайна это кресло хранится как произведение известного дизайнера Лигии-Марии Стапулёнине.

Кресло Стапулёнине с откидывающейся спинкой выпускал Вильнюсский мебельный комбинат. Но их производили (или планировали производить) и другие предприятия, не только литовские. В июльском номере каталога «Новые товары» за 1959 г. [4] кресло Лигии Стапулёни-не с подлокотниками измененной формы опубликовано как новинка одной из ленинградских фабрик. В 1962 году очень похожее кресло опубликовано в украинском альбоме «Мебель для квартир односемейного заселения» как проект института «Укргипромебель» [1, с. 135, с. 138]. Разница между ним и оригинальной разработкой литовского дизайнера незначительна.

Кресло, попавшее в руки киевского коллекционера, из трех вариантов модели ближе всего к третьей. Но и от нее оно сильно отличается: добавлена обвязка ножек и подлокотники поставлены задом наперед.

Если бы мы собирались показать это кресло на выставке или приобрести в коллекцию музея, мы должны были бы ответить на несколько непростых вопросов. Считать ли его произведением Лигии Стапулёнине? Если нет, то можно ли считать авторами кресла плагиаторов из «Укргипромебели» — ведь и от их чертежей предмет существенно отличается? Корректно ли вообще говорить, что у него есть автор?

Подобные вопросы возникают постоянно при изучении мебели, которую выпускали советские фабрики. Как писали заслуженные советские дизайнеры в одной недавней статье, «...настоящей бедой для проектировщиков стала „доработка" авторских проектов на производстве людьми несведущими, непрофессиональными, которые, как правило, искажали проект до неузнаваемости. Работники комбинатов

Атрибуция мебели, массово производившейся в СССР в 1960-е годы

Илл. 7. Лигия-Мария Стапулёнине. Кресло из наборов К58-113 и К58-114, 1958. Производство Вильнюсского мебельного комбината. Весной 2019 года был в коллекции Томаса Микламанавичюса, Вильнюс. Фото: Т. Микламанавичюс

Илл. 8. Кресло из коллекции Николая Степанца, Киев. Фото Н. Степанца

Илл. 9. Ирма Каракис (?). Кресло из набора Кр61-150, 1961. Коллекции магазина «Сестры Тихомировы». Фото А. Дежурко

Илл. 8. Кресло из набора Кр61-150, 1961 [28, с. 245]

Атрибуция мебели, массово производившейся в СССР в 1960-е годы

и фабрик часто „приспосабливали" новые изделия к своим неорганизованным производствам и своему дилетантскому вкусу, тем самым нанося огромный урон художественному и исполнительскому уровню» [18, с. 252]. Хорошо описан в историографии случай, когда Московская мебельная фабрика № 2 так исказила проект секционной мебели Юрия Случевского (одного из авторов процитированной статьи) из все того же набора К58-103, что дизайнер отказался считать ее своей [35], [31], [15, с. 39].

Даже тогда, когда модель воспроизведена относительно точно, размеры серийного предмета могут существенно не совпадать с теми, которые указаны в опубликованных чертежах (в корпусной мебели до нескольких сантиметров). Сталкиваясь с такими случаями, иногда непросто решить, одна и та же перед нами модель или две похожих, но разных.

Пример такого неполного совпадения — два изношенных кресла, которые в декабре 2018 года принадлежали московским коллекционерам Дине Гусевой и Катерине Голиковой (магазин «Сестры Тихомировы»). Установлено сходство между ними и креслом из набора Кр61-150 института «Укргипромебель» (Киев), представленного на Второй всесоюзный конкурс 1961 года [28, с. 245]. Сходство неполное. Однако, на мой взгляд, оно достаточно велико, чтобы кресло, опубликованное в каталоге, считать прототипом фабричного.

Олег Юнаков, внук киевского дизайнера Ирмы Иосифовны Каракис, показал мне фотографию мебельного набора из личного архива своей бабушки. Стеллажная мебель в нем практически та же, что мебель в наборе Кр61-150. На обороте фотографии написано: «Набор мебели с применением гнуто-штампованных-элементов (№ 56). Автор И.И. Каракис (совместно с худ. Однопозовым)». В биографии архитектора Семена Однопозова встречается такое известие: «В 1961 г. мебельный набор № 56, разработанный архитекторами С. Однопозовым и И. Каракис, на выставке в Москве был отмечен специальной премией» [29, с. 43].

У мебельных конкурсов была своя система индексации, а у проектных институтов — своя. Свидетельства двух авторитетных источников, независимых друг от друга, убеждают нас в том, что Кр61-150 и 56 — один и тот же набор.

Казалось бы, вот и установлено авторство. На беду, я решил показать фотографии кресла, попавшего в руки московских коллек-

ционеров, самому Семену Однопозову, с которым я установил связь через Игоря Семеновича, сына архитектора и автора книги о нем. Архитектор сообщил в ответ, что институт «Укргипромебель» представил на московский конкурс 1961 года только один набор мебели, у которого два автора — он, Семен Однопозов, и Ирма Каракис. Кресла, о которых идет речь, в этот набор не входили. Более того, Однопозов уверен, что до 1961 года их не проектировали в «Укргипромебели».

Вопреки этому свидетельству, в каталоге конкурса опубликовано целых три мебельных набора, спроектированных в институте «Укргипромебель» — два в Киеве и один в Мукачевском филиале. Два киевских проекта, с индексами Кр61-150 и Кр61-151, очень отличаются друг от друга: в частности, в первом несущие конструкции деревянные, а во втором — металлические. Вряд ли их можно принять за один набор. И, согласно источникам, Семен Однопозов проектировал оба. Память — ненадежный источник. Если между устным свидетельством и документом есть противоречие, следует доверять документу. Но как быть, если автор, который, согласно документам, спроектировал предмет, отказывается считать его своим? По счастью, есть еще Ирма Каракис. Она тоже не подтвердила свое авторство, но хотя бы не опровергла его.

Натурные исследования подтверждают господствующее в историографии мнение, что формы образцов, рекомендованных к массовому производству на конкурсах и выставках рубежа 50-60-х годов, на мебельных фабриках искажались очень часто, порой до неузнаваемости. Предмет, выпущенный в точном соответствии с замыслом автора, — редкость. Это ставит нас перед трудным вопросом: где установить порог максимально допустимых отклонений, преодолев который, фабричный предмет уже не будет считаться произведением дизайнера, который спроектировал прототип?

Так или иначе, очевидно, что наибольшей ценностью и преимущественным правом оказаться в музейной коллекции обладают предметы, в которых первоначальный проект изменен в наименьшей степени. А значит, альбомы выставок, где опубликованы прототипы серийных изделий, важны для нас не только как источник сведений о времени и месте их создания, но и как документация авторского замысла.

Атрибуция мебели, массово производившейся в СССР в 1960-е годы

Список литературы:

1 Ахтеров И.С., Каракис И.И., Свешников О.А. Мебель для квартир односемейного заселения. Киев: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре УССР, 1962. 194 с.

2 Баяр О.Г. Красивое в простом // Декоративное искусство СССР. 1961. № 7. С. 1-6.

3 Бибикова И. Пластмасса в быту // Декоративное искусство СССР. 1961. № 7. С. 7-11.

4 ВолковичМ. Мягкая мебель // Новые товары. 1959. № 7

5 ВыголовВ. Цвет в интерьере // Декоративное искусство СССР. 1961. № 8. С. 1-6.

6 КаменскийЛ.В. Новые образцы мебели (по материалам конкурса) // Архитектура СССР. 1962. № 2. С. 15-19.

7 КаменскийЛ.В., Сипко А., Свешников О. Для новых квартир // Декоративное искусство СССР. 1958. № 7 С. 6-10.

8 Кокла Р., Свердлов С. Производство мебели в Эстонской ССР. Таллин: Эстонское государственное издательство, 1959. 30 с.

9 ЛупповН.А. Интерьер — комплекс искусств // Декоративное искусство СССР. 1961. № 9. С. 10-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Луппов Н.А. Новое направление утвердилось // Декоративное искусство СССР. 1962. № 1. С. 4-13.

11 Лучшие модели мебели. Рекомендованы к массовому производству в 1965-1966 гг. Часть 1. М., 1964. 291 с.

12 Лучшие модели мебели. Рекомендованы к массовому производству в 1965-1966 гг. Часть 2. М., 1965. 256 с.

13 Майстровская М.Т., Случевский Ю.В. Выставки мебели: 1956 год (часть 1) // Мебельный мир. 2014. № 3. С. 32-35.

14 Майстровская М.Т., Случевский Ю.В. Выставки мебели: 1956 год (часть 2) // Мебельный мир.

2014. № 4. С. 26-29.

15 Майстровская М.Т., Случевский Ю.В. Выставки мебели: 1958-1959, Новые Черемушки: «1-я Всесоюзная выставка-конкурс на лучшие образцы мебели для жилища» // Мебельный мир.

2015. № 2. С. 36-39.

16 Майстровская М.Т., Случевский Ю.В. Выставки мебели: 1961 год, 2-я Всесоюзная выставка-конкурс на лучшие образцы мебели для жилища // Мебельный мир. 2015. № 4. С. 26-29.

17 Майстровская М.Т., Случевский Ю.В. Выставки мебели: 1961 год, 2-я Всесоюзная выставка-конкурс на лучшие образцы мебели // Мебельный мир. 2016. № 1. С. 24-27

18 Майстровская М.Т., Случевский Ю.В. Новации и проблемы обстановочного комплекса жилого интерьера 1960-х // Массовое жилище как объект творчества: роль социальной инженерии

и художественных идей в проектировании жилой среды. Опыт XX и проблемы XXI века. М.: БуксМАрт, 2015. С. 247-255.

19 Мебель (технические характеристики). Сборник седьмой. Вильнюс: Минтис, 1972. 381 с.

20 Мебель для жилья. Пособие по проектированию. Киев: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре УССР, 1960. 299 с.

21 Мебель для квартир нового типа. М.: Центральное бюро технической информации Главстандартдома при Госстрое СССР, 1959. 294 с.

22 Мебель и оборудование для общественных зданий. Каталог составлен по материалам выставки мебели и оборудования для общественных зданий 1959-1960 гг. М.: Государственное издательство литературы по строительству архитектуре и строительным материалам, 1960. 186 отд. л. в папке.

23 Мебель и оборудование новых квартир. М.: 1960. 68 отд. л. в папке.

24 Модели мебели, зарегистрированные в Государственном комитете по лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности и сельскому хозяйству при Госплане СССР и рекомендованные к производству. Сборник 1. М., 1964. 60 с.

25 Модели мебели, зарегистрированные в Государственном комитете по лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности и сельскому хозяйству при Госплане СССР и рекомендованные к производству. Сборник 2. М., 1964. 95 с.

26 Новая мебель. М.: Государственное издательство торговой литературы, 1958. 127 с.

27 Новые модели мебели. М.: Центральный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности и лесному хозяйству, 1964. 156 с.

28 Новые образцы мебели (По результатам первой очереди II Всесоюзного конкурса на лучшие образцы мебели для жилых и общественных зданий). М.: Центральный институт технической информации и экономических исследований по лесной, бумажной

и деревообрабатывающей промышленности, 1962. 328 с.

29 ОднопозовИ.С. Семен Однопозов: человек, архитектор, художник. Киев, 2017 344 с.

30 Рижская мебель // Новые товары. 1960. № 6.

31 С выставки — в жизнь // Новые товары. 1961. № 7.

32 СеменовА.В. Дизайн мебели в СССР. Книга III. 1955-80-е. СПб., 2017. Рукопись. 134 с.

33 Современная мебель. М.: Центральный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности и лесному хозяйству, 1967. 161 с.

34 ТолстойВ.П., РябушинА.В., ДамскийА.И. Интерьер // Советское декоративное искусство, 1945-1975: очерки истории / отв. ред. В.П. Толстой. М.: Искусство, 1989. С. 13-42.

35 Травин И. Новый набор мебели // Декоративное искусство СССР. 1961. № 3. С. 12-13.

36 Уварова И.П. Художник, время, вещь [Электронный ресурс] // Художественная культура. 2019. № 3. С. 300-337 (Статья впервые опубликована в журнале «Декоративное искусство СССР», 1987. № 117. С. 8-38). URL: http://artculturestudles.slas.ru/upload/lblock/df4/hk_2019_3_300_337_ uvarova.pdf (дата обращения 05.05.2020).

Атрибуция мебели, массово производившейся в СССР в 1960-е годы

References:

1 Ahterov I.S., Karakis I.I., Sveshnikov O.A. Mebel'dlya kvartir odnosemejnogo zaseleniya [Furniture for single-family apartments]. Kiev, Gosudarstvennoe izdatel'stvo literatury po stroitel'stvu i arhitekture USSR Publ., 1962. 194 p. (In Russ.)

2 Bayar O.G. Krasivoe v prostom [Beautiful in Simple]. Dekorativnoeiskusstvo SSSR, 1961, no. 7, pp. 1-6. (In Russ.)

3 Bibikova I. Plastmassa v bytu [Plastic in Everyday Life]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 1961, no. 7 pp. 7-11. (In Russ.)

4 Volkovich M. Myagkaya mebel' [Upholstered Furniture]. Novye tovary, 1959, no. 7. (In Russ.)

5 Vygolov V. Cvet v inter'ere [Color in the Interior]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 1961, no. 8, pp. 1-6. (In Russ.)

6 Kamenskij L.V. Novye obrazcy mebeli (po materialam konkursa) [New Furniture Samples (Based on Competition Materials)]. Arhitektura SSSR, 1962, no. 2, pp. 15-19. (In Russ.)

7 Kamenskij L.V., Sipko A., Sveshnikov O. Dlya novyh kvartir [For New Apartments]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 1958, no. 7, pp. 6-10. (In Russ.)

8 Kokla R., Sverdlov S. Proizvodstvo mebeli vEstonskoj SSR [Furniture Manufacture in the Estonian SSR]. Tallin, Estonskoe gosudarstvennoe izdatel'stvo Publ., 1959. 30 p. (In Russ.)

9 Luppov N.A. Inter'er — kompleks iskusstv [Interior — a Complex of Arts]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 1961, no. 9, pp. 10-12. (In Russ.)

10 Luppov N.A. Novoe napravlenie utverdilos' [A New Direction was Established]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 1962, no. 1, pp. 4-13. (In Russ.)

11 Luchshie modeli mebeli. Rekomendovany k massovomu proizvodstvu v 1965-1966 gg. Chast' 1 [The Best Furniture Models. Recommended for Mass Production in 1965-1966. Part 1]. Moscow, 1964. 291 p. (In Russ.)

12 Luchshie modeli mebeli. Rekomendovany k massovomu proizvodstvu v 1965-1966 gg. Chast' 2 [The Best Furniture Models. Recommended for Mass Production in 1965-1966. Part 2]. Moscow, 1965. 256 p. (In Russ.)

13 Majstrovskaya M.T., Sluchevskij Yu.V. Vystavki mebeli: 1956 god (chast' 1) [Furniture Exhibitions: 1956 (Part 1)]. Mebel'nyjmir, 2014, no. 3, pp. 32-35. (In Russ.)

14 Majstrovskaya M.T., Sluchevskij Yu.V. Vystavki mebeli: 1956 god (chast' 2) [Furniture Exhibitions: 1956 (Part 2)]. Mebel'nyj mir, 2014, no. 4, pp. 26-29. (In Russ.)

15 Majstrovskaya M.T., Sluchevskij Yu.V. Vystavki mebeli: 1958-1959, Novye Cheryomushki: "1-ya Vsesoyuznaya vystavka-konkurs na luchshie obrazcy mebeli dlya zhilishcha" [Furniture Exhibitions: 1958-1959, New Cheryomushki: "1st All-Union Exhibition-Competition for the Best Samples of Furniture for Home"]. Mebel'nyj mir, 2015, no. 2, pp. 36-39. (In Russ.)

16 Majstrovskaya M.T., Sluchevskij Yu.V. Vystavki mebeli: 1961 god, 2-ya Vsesoyuznaya vystavka-konkurs na luchshie obrazcy mebeli dlya zhilishcha [Furniture Exhibitions: 1961, 2nd All-Union Exhibition-Competition for the Best Samples of Furniture for Homes]. Mebel'nyj mir, 2015, no. 4, pp. 26-29. (In Russ.)

17 Majstrovskaya M.T., Sluchevskij Yu.V. Vystavki mebeli: 1961 god, 2-ya Vsesoyuznaya vystavka-konkurs na luchshie obrazcy mebeli [Furniture Exhibitions: 1961, 2nd All-Union Exhibition-Competition for the Best Furniture Designs]. Mebel'nyj mir, 2016, no. 1, pp. 24-27. (In Russ.)

18 Majstrovskaya M.T., Sluchevskij Yu.V. Novacii i problemy obstanovochnogo kompleksa zhilogo inter'era 1960-h [Innovations and Problems of the Residential Complex of the 1960s]. Massovoe zhilishche kak ob"ekt tvorchestva: Rol' social'noj inzhenerii i hudozhestvennyh idej v proektirovanii zhiloj sredy. OpytXXiproblemy XXI veka [Mass Housing as an Object of Creativity: The Role of Social Engineering and Artistic Ideas in Designing a Living Environment. The Experience of the 20th and the Problems of the 21st Century]. Moscow, BuksMArt Publ., 2015, pp. 247-255. (In Russ.)

19 Mebel'(tekhnicheskieharakteristiki). Sborniksed'moj[Furniture (Technical Specifications). Collection of the Seventh]. Vil'nyus, Mintis Publ., 1972. 381 p. (In Russ.)

20 Mebel'dlya zhil'ya. Posobiepo proektirovaniyu [Furniture for Housing. Design Guide]. Kiev, Gosudarstvennoe izdatel'stvo literatury po stroitel'stvu i arhitekture USSR Publ., 1960. 299 p. (In Russ.)

21 Mebel'dlya kvartir novogo tipa [Furniture for Apartments of a New type]. Moscow, Central'noe byuro tekhnicheskoj informacii Glavstandartdoma pri Gosstroe SSSR Publ., 1959. 294 p. (In Russ.)

22 Mebel' i oborudovanie dlya obshchestvennyh zdanij. Katalog sostavlen po materialam vystavki mebelii oborudovaniya dlya obshchestvennyh zdanij 1959-1960 gg. [Furniture and Equipment for Public Buildings. The Catalog is Based on the Materials of the Exhibition of Furniture and Equipment for Public Buildings 1959-1960]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo literatury po stroitel'stvu, arhitekture i stroitel'nym materialam Publ., 1960. 186 sheets. (In Russ.)

23 Mebel'i oborudovanie novyh kvartir [Furniture and Equipment for New Apartments]. Moscow, 1960. 68 p. (In Russ.)

24 Modeli mebeli, zaregistrirovannye v Gosudarstvennom komitete po lesnoj, cellyulozno-bumazhnoj, derevoobrabatyvayushchej promyshlennosti i sel'skomu hozyajstvu pri Gosplane SSSR i rekomendovannyekproizvodstvu. Sbornik 1 [Furniture Models Registered with the State Committee for Forestry Pulp and Paper, Woodworking and Agriculture under the USSR State Planning Committee and Recommended for Production. Collection 1]. Moscow, 1964. 60 p. (In Russ.)

25 Modeli mebeli, zaregistrirovannye v Gosudarstvennom komitete po lesnoj, cellyulozno-bumazhnoj, derevoobrabatyvayushchej promyshlennosti i sel'skomu hozyajstvu pri Gosplane SSSR i rekomendovannye kproizvodstvu. Sbornik2 [Furniture Models Registered with the State Committee for Forestry Pulp and Paper, Woodworking and Agriculture under the USSR State Planning Committee and Recommended for Production. Collection 2]. Moscow, 1964. 95 p. (In Russ.)

26 Novaya mebel' [New Furniture]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo torgovoj literatury Publ., 1958. 127 p. (In Russ.)

27 Novye modeli mebeli [New Models of Furniture]. Moscow, Central'nyj nauchno-issledovatel'skij institut informacii i tekhniko-ekonomicheskih issledovanij po lesnoj, cellyulozno-bumazhnoj, derevoobrabatyvayushchej promyshlennosti i lesnomu hozyajstvu Publ., 1964. 156 p. (In Russ.)

28 Novye obrazcy mebeli (Po rezul'tatam pervoj ocheredi II Vsesoyuznogo konkursa na luchshie obrazcy mebeli dlya zhilyh i obshchestvennyh zdanij) [New Furniture Samples (According to the Results of the First Stage of the II All-Union Competition for the Best Furniture Samples for Residential and Public Buildings)]. Moscow, Central'nyj institut tekhnicheskoj informacii i ekonomicheskih issledovanij po lesnoj, bumazhnoj i derevoobrabatyvayushchej promyshlennosti Publ., 1962. 328 p. (In Russ.)

29 Odnopozov I.S. Semen Odnopozov: chelovek, arhitektor, hudozhnik [Semen Odnopozov: Man, Architect, Artist]. Kiev, 2017. 344 p. (In Russ.)

30 Rizhskaya mebel' [Riga's Furniture]. Novye tovary, 1960, no. 6. (In Russ.)

31 S vystavki — v zhizn' [From the Exhibition — to Everyday Life]. Novye tovary, 1961, no. 7. (In Russ.)

32 Semenov A.V. Dizajn mebeli vSSSR. Kniga III. 1955-80-e [Furniture Design in the USSR. Book III. 1955-80s]. Manuscript. St. Petersburg, 2017. 134 p. (In Russ.)

Атрибуция мебели, массово производившейся в СССР в 1960-е годы

Sovremennaya mebel' [Modern Furniture]. Moscow, Central'nyj nauchno-issledovatel'skij institut informacii i tekhniko-ekonomicheskih issledovanij po lesnoj, cellyulozno-bumazhnoj, derevoobrabatyvayushchej promyshlennosti i lesnomu hozyajstvu Publ., 1967 161 p. (In Russ.) Tolstoj V.P., Ryabushin A.V., Damskij A.I. Inter'er [Interior]. Sovetskoe dekorativnoe iskusstvo, 19451975: ocherki istorii [Soviet decorative art, 1945-1975: essays on history], ed. V.P. Tolstoj. Moscow, Iskusstvo Publ., 1989, pp. 13-42. (In Russ.)

Travin I. Novyj nabor mebeli [A New Set of Furniture]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 1961, no. 3, pp. 12-13. (In Russ.)

Uvarova I.P. Hudozhnik, vremya, veshch' [Artist, Time, Thing]. Hudozhestvennaya kul'tura, 2019, no. 3, pp. 300-337 (First published in: Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 1987, no. 117, pp. 8-38). Available at: http://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/df4/hk_2019_3_300_337_uvarova.pdf. (accessed 05.05.2020) (In Russ.)

33

34

35

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.