Научная статья на тему 'Особенности проектирования мебели для типового малогабаритного жилья в России в 1960–1970-е годы'

Особенности проектирования мебели для типового малогабаритного жилья в России в 1960–1970-е годы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
804
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / АРХИТЕКТУРА / ТИПОВОЕ МАЛОГАБАРИТНОЕ ЖИЛЬЕ / МЕБЕЛЬ / ДИЗАЙН / СТИЛЬ / USSR / ARCHITECTURE / STANDARD APARTMENTS / FURNITURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Колосова Ирина Ивановна, Удод Маргарита Алексеевна

В работе рассматриваются развитие и становление производства и дизайна мебели в России в период с 1960 по 1970-е гг. Устанавливается и анализируется взаимозависимость новой жилищной архитектуры и типов мебели. Выявляются и исследуются наиболее характерные для данного временного периода предметы мебели, анализируются их конструктивные решения, функциональные особенности и пространственные габариты. Отмечается историческая необходимость появления нового стиля и его значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL APARTMENT INTERIOR DESIGN IN THE 60s AND 70s IN RUSSIA

The paper presents the development of Russian interior design over the period between the 60s and 70s. The direct relation between new residential architecture and furniture is determined and analyzed in this paper. The most popular types of furniture and reasons for structural arrangements were studied herein in relation to that period. A historical necessity of new interior style and its significance were noted.

Текст научной работы на тему «Особенности проектирования мебели для типового малогабаритного жилья в России в 1960–1970-е годы»

УДК 72.012:684.4

КОЛОСОВА ИРИНА ИВАНОВНА, канд. архит., доцент, Epyon@sibmail com

УДОД МАРГАРИТА АЛЕКСЕЕВНА, магистрант, margaritaudod@mail. ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕБЕЛИ ДЛЯ ТИПОВОГО МАЛОГАБАРИТНОГО ЖИЛЬЯ В РОССИИ В 1960-1970-е ГОДЫ

В работе рассматриваются развитие и становление производства и дизайна мебели в России в период с 1960 по 1970-е гг. Устанавливается и анализируется взаимозависимость новой жилищной архитектуры и типов мебели. Выявляются и исследуются наиболее характерные для данного временного периода предметы мебели, анализируются их конструктивные решения, функциональные особенности и пространственные габариты. Отмечается историческая необходимость появления нового стиля и его значение.

Ключевые слова: СССР; архитектура; типовое малогабаритное жилье; мебель; дизайн; стиль.

IRINA I. KOLOSOVA, PhD, A/Professor, Epyon@sibmail. com

MARGARITA A. UDOD, Undergraduate Student, margaritaudod@mail. ru

Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

SMALL APARTMENT INTERIOR DESIGN IN THE 60s AND 70s IN RUSSIA

The paper presents the development of Russian interior design over the period between the 60s and 70s. The direct relation between new residential architecture and furniture is determined and analyzed in this paper. The most popular types of furniture and reasons for structural arrangements were studied herein in relation to that period. A historical necessity of new interior style and its significance were noted.

Keywords: USSR; architecture; standard apartments; furniture.

Первые «хрущевки» и причины их появления

Причиной, определившей необходимость строительства малогабаритного жилья, так называемых «хрущевок1», и в СССР, и в Европе, явилась острая нехватка пригодного для проживания жилищного фонда после Второй мировой войны. Для нашей страны наиболее востребованным и оптимальным стал

1 «Хрущевки» - панельные или кирпичные четырех-пятиэтажные дома, массово сооружавшиеся в СССР во время правления Никиты Сергеевича Хрущева и получившие в народе его имя. Строительство «хрущевок» велось с 1958 по 1985 гг.

© И.И. Колосова, М.А. Удод, 2013

опыт Франции, где эту проблему стали решать путем активного строительства домов, возводимых и собираемых из готовых панелей. Это значительно ускоряло темпы возведения новых домов, т. к. процесс их сборки был, по сути, своего рода конструктором. Идея строительства таких домов принадлежит, прежде всего, французскому архитектору, функционалисту и градостроителю Ле Корбюзье (1887-1965). В СССР, как известно, «хрущевки» ввел в оборот Н.С. Хрущев, побывав во Франции в начале 1950-х гг.

Такой метод строительства был прогрессивен, когда необходимо было в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами удовлетворить острую потребность населения страны в жилище. В СССР в данный период наблюдался подъем экономики. При этом основная часть населения (около 80 %) все еще проживала в коммунальных квартирах, общежитиях и бараках. Кроме того, начинался приток населения из деревень в города, что привело к стремительному увеличению городского населения. Пригодного жилья не хватало, а новое практически не строилось. В этот период прирост населения страны за первую пятилетку составил 12 млн человек, а построено было 27,5 млн м2 жилья. Следовательно, на одного рожденного человека приходилась площадь в 2,3 м2.

В таких условиях активно начинает развиваться массовое строительство типового социального жилья, которое характеризуется предельной простотой фасадных плоскостей, минимумом или отсутствием архитектурных деталей и декора (рис. 1). Из Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»: «В последние годы получают развитие индустриальные методы строительства с применением сборных конструкций, деталей и эффективных строительных материалов, все шире внедряется технология строительного производства. Многие проектные и строительные организации применяют в строительстве типовые проекты, что способствует ускорению строительства и снижению его стоимости».

Показная декоративность архитектуры предыдущего периода (сталинский ампир) теперь представлялась существенным недостатком: «Наши успехи в этом деле были бы более значительны, если бы этому не мешали имеющиеся крупные недостатки и ошибки в проектировании и строительстве. Увлекаясь показной стороной, многие архитекторы занимаются, главным образом, украшением фасадов зданий, не работают над улучшением внутренней планировки и оборудования жилых домов и квартир, пренебрегают необходимостью создания удобств для населения, требованиями экономики и нормальной эксплуатации зданий». Главной задачей становится устранение указанных недостатков в архитектуре и строительстве. В 1950-х гг. Госстройпро-ект совместно с Академией архитектуры СССР и Мосгорпроектом начинают работу над проектами советского варианта каркасно-панельных домов2. Однако скоро на вооружение берутся проекты бескаркасных панельных домов, т. к. расход стали на металлический каркас здания оказался велик. Такие дома полностью отвечали существующей потребности в возведении домов низкой

2 Автором каркасно-панельных домов в СССР является В.П. Лагутенко.

стоимости. Для их строительства организуется производство сборных конструкций и деталей на профильных заводах, возникающих по всей стране.

Рис. 1. Начало строительства «хрущевок» в СССР, 1958 г.

В 1957 г. с постановления «О развитии жилищного строительства в СССР» начинается массовое строительство жилья, в основе которого лежат индустриализация строительного производства и метод типового проектирования. В соответствии с принципами этого метода проекты разрабатываются сериями, включающими здания разной протяженности, рассчитанные на различные условия ориентации, но объединенные общим конструктивным и объемно-планировочным решением.

«Хрущевки» строились целыми кварталами. В качестве строительных материалов использовались и железобетонные панели, и кирпич. Разработанная технология возведения зданий была на высоком уровне, все характеристики и показатели используемых в строительстве материалов соответствовали принятым нормам. Важно учесть, что по данной технологии расчетный срок эксплуатации «хрущевок», по замыслу авторов, предполагался от двадцати до двадцати пяти лет. В отдельных случаях строились дома несносимых серий, расчетный ресурс эксплуатации которых достигал пятидесяти лет. «Хрущевки» проектировались по единому принципу, что позволяло унифицировать процесс их строительства, а производство конструктивных элементов обеспечивало их массовость и однотипность, что, в свою очередь, приводило к существенному сокращению финансовых и материальных затрат. Чаще всего дома строились не более 4-5 этажей.

Параллельно со строительством в 1960-1970-е гг. в СССР научно-исследовательскими институтами и архитектурными факультетами вузов были выполнены многочисленные исследования по социальной типологии городских квартир, выявлены и проанализированы основные характеристики жильцов, в частности, типы семей и образ жизни, который и определял требования каждого типа семей к квартирам. На основании этих исследований разрабатывались планировки квартир, которые в «хрущевках» были практически одинаковыми, за исключением мелких незначительных различий.

К основным особенностям «хрущевок» следует отнести небольшие площади квартир, слабую звукоизоляцию, отсутствие лифтов и мусоропроводов [7]. Кроме того, потолки в квартирах достигали высоты от 2,48 до 2,5 метров3. Комнаты в квартирах имеют минимально возможные размеры, которые соответствовали установленным стандартам, разработанным с учетом расчетного комфорта проживания в них, выведенного, чтобы уравнять стоимость поквартирного заселения семей со стоимостью покомнатного заселения в квартирах старого типа. Квартиры отличают очень маленькие кухни - от 5 м2. Во многих квартирах встречается совмещенный санузел, особенностью которого является небольшое окно, расположенное на общей с кухней стене. Кухня, как правило, располагается на солнечной стороне, и лучи света из кухонного окна попадают через это общее окно и в санузел для экономии электроэнергии. На кухне нередко под окном располагается шкаф-холодильник для хранения продуктов и т. п. Кроме того, еще одной характерной чертой «хрущевской» квартиры являются проходные комнаты, чаще всего между гостиной комнатой и спальней.

На первый взгляд, напрашивается вывод о низком качестве жизни в «хрущевках». Однако следует помнить, что они, прежде всего, должны были решить остро стоящую проблему нехватки жилья и отсутствия денег в стране на строительство более качественных жилых домов. За короткий период в СССР было построено около 300 млн м2 общей площади, и это составило примерно 10 % всего жилищного фонда страны. Нельзя отрицать, что строительство «хрущевок» в свое время позволило повысить качество жизни населения и привело к общему социально-экономическому развитию страны. Кроме того, детальное изучение опыта строительства и эксплуатации «хрущевок» позволяет выделить ряд достоинств и полезных нововведений в части функциональности используемого пространства.

Основные характеристики «хрущевок» на примере г. Томска

Строительство «хрущевок» в Томске представлено панельными домами 464 и 467 серий и кирпичными 447 серии (рис. 2) [10].

Рис. 2. Распространенные серии «хрущевок» в Томске

3 На стоимость квартиры существенное влияние оказывает высота помещений. Даже небольшое понижение высоты этажа вызывает значительное сокращение всего объема здания, а следовательно, и расхода материалов, перевозок и т. п.

Дома 464 и 467 серий в Томске имеют 5 этажей. Материал стен - панель и бетонные блоки. Высота потолков в них - 2,5 м. Квартиры в таких домах обычно одно-трехкомнатные, реже - четырехкомнатные. Планировочное решение квартир ориентировано на минимальные пространственные характеристики функциональных пространств и принятые нормы площади из расчета 6-6,5 м2 на человека (рис. 3 а, б, табл. 1).

Рис. 3. Планировки квартир в домах: а - 464 серии; б - 467 серии

Таблица 1

Площади квартир в домах 464 и 467 серий в Томске

Количество комнат Жилая площадь, м2 Кухня, м2

464 серия 467 серия 464 серия 467 серия

1 19,2 15,6-16,8 5,4 6,2-6,5

2 27,4-32,9 26,5-30,3 5,4-5,5 6,7-6,8

3 44,8-49,5 44,5-46,0 5,4-5,5 6,7-6,8

4 44,3-44,5 7,0

Дома 447 серии в Томске имеют чаще всего 5 этажей. Материал стен -кирпич. Высота потолков - 2,5 м. Квартиры в таких домах обычно одно-трехкомнатные; планировочное решение квартир (рис. 4, табл. 2) мало отличается от принятого для 464 и 467 серий.

Таблица 2

Площади квартир в домах 447 серии в Томске

Количество комнат Жилая площадь, м Кухня, м

1 21,2 6,0

2 28,9 6,0

3 38,2 6,0

Рис. 4. Планировки квартир в домах 447 серии в Томске

Зонирование квартир

Как было сказано выше, планировочное решение квартир выполнялось на основе исследований состава и образа жизни семьи. Эти исследования в целом ориентировались на некую усредненную (типовую) семью и такой же усредненный образ жизни. Интересы членов семьи не учитывались, как не учитывались и перспективы роста семьи (рождение ребенка, переезд родителей, взросление детей, возможность пригласить гостей, не говоря уже о наличии «личного пространства»). Самый большой процент по занимаемой площади приходился на одно-двухкомнатные квартиры. В табл. 3 приведены примеры размещения семей различного состава в одинаковых одно- и двухкомнатных квартирах. В качестве примера однокомнатной выбрана квартира общей площадью 29,7 м2, двухкомнатной - квартира общей площадью 41,9 м2 (табл. 3).

Таблица 3

Примеры размещения семей в квартирах с различной планировкой

Планировка

Площади помещений

Описание

й £

о и

о §

Общая комната: 18,2 м : Кухня: 6 м2; Ванная комната: 3 м2; Передняя: 2,5 м2

Пример размещения семьи из двух человек (муж и жена) в однокомнатной квартире

Пример размещения семьи из трех человек (отец, мать и ребенок) в однокомнатной квартире

Окончание табл. 3

Планировка

Площади помещений

Описание

й £

&

о

%

- Г -.,- - . .

ГЗ

V. --Л-. ■■_

'. : та ГР ЖЕ

Общая комната: 16,8 м2 Спальня: 10,3 м2; Кухня: 6 м2; Ванная комната: 3 м2; Гардеробная: 2,7 м2; Передняя: 3,1 м2

Пример размещения семьи из трех человек (муж, жена и кто-либо

из взрослых членов семьи) в двухкомнатной квартире

Пример размещения семьи из четырех человек (отец, мать и двое детей школьного возраста) в двухкомнатной квартире

Однако помимо разработанных проектировщиками на основе проведенных исследований стандартных планировок квартиросъемщики использовали дополнительную возможность управления пространством квартиры с помощью разного рода «приспособлений», в качестве которых выступали перегородки, складывающиеся двери, раздвижные занавесы, соломенные шторы [5]. Появляется прообраз современных шкафов-купе - перегородки, отодвигающиеся в сторону (рис. 5).

Рис. 5. Распространенные виды перегородок

Такие перегородки позволяли дробить пространство комнаты на несколько зон. Например, отделить спальную зону гостиной от зоны для отдыха и просмотра телевизора. Часто с помощью перегородок в гостиной выделялась зона для столовой, которая располагалась между гостиной и кухней. На кухне разделить зону для приготовления пищи и обеденную можно было с помощью соломенных рулонных штор, поднимающихся вверх. Перегородки использовались и в узких коридорах. Например, в санузле устанавливались раздвижные двери, что существенно освобождало пространство коридора.

Государство, решив проблему строительства жилья, следующим этапом своей деятельности определило разработку, конструирование и производство мебели для малогабаритного жилья.

Мебель для «хрущевок»

Типовая архитектура требовала разработки мебели, которая бы соответствовала ей по своим габаритам, функциональности и внешнему виду. Проектированием мебели занимался Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ) - институт, который с 1962 г. и по настоящее время осуществляет научно-исследовательскую, технологическую и проектную деятельность по производству мебели. Основными задачами института были проектно-конструкторские и научно-исследовательские работы в области проектирования, производства и отделки мебели для оборудования жилых и общественных зданий, внедрения мебели в производство. С ним связаны имена Ю. Случевского, К. Бломериуса, Е. Бочаровой, Э. Вельбери. В 1962 г. Центральное проектно-конструкторское бюро (ЦПКБ) было переименовано в Центральное проектно-конструкторское бюро по мебели (ЦПКБМ). Приказом Госкомитета по лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности и лесному хозяйству при Госплане СССР от 22 июля 1963 г. оно было включено в состав ВПКТИМ.

Мебельная промышленность в указанный период развивалась особенно активно. Ежегодно в стране сдавались в эксплуатацию миллионы квадратных метров жилья, что обусловило рост спроса на мебель. По сравнению с 1940 г. в 1965 г. продажа мебели увеличилась в 12 раз, в 1970 - в 18, в 1975 - в 26 раз [9]. Помимо заводов в центральной части страны, строились новые фабрики на Дальнем Востоке и в Сибири. Производство мебели было поставлено на поток и регулировалось различными министерствами и ведомствами (Мин-лесдревпром и Центральное мебельное проектно-конструкторское бюро). Основное развитие шло за счет улучшения организации производства, совершенствования технологии изготовления мебели путем внедрения перспективных технологических процессов, их механизации и автоматизации [8].

Основным направлением в проектировании и производстве мебели стала унификация элементов и деталей, позволявшая улучшать качество и технологичность изделий, расширять и менять ассортимент. Унификация «хрущевок» позволяла разрабатывать и создавать такие же унифицированные мебельные изделия из стандартного набора унифицированных материалов, что, несомненно, ускоряло и удешевляло процесс производства. На поток было

поставлено производство типовых предметов мебели, незначительно отличающихся друг от друга.

Основными требованиями к мебели являлись прочность, дешевизна и технологичность, при этом она должна была украшать быт человека и отвечать его эстетическим потребностям. Однако, прежде всего, мебель оставалась предметом пользования, выполняющим конкретное бытовое назначение - она должна быть удобной в использовании, соответствовать размерам и пропорциям человека (его антропометрическим данным) и размерам помещений, для которых предназначена (рис. 6). Утилитарное назначение мебели выводится на первый план [1].

Проводились разнообразные исследования и в области дизайна: цвето-ведения, ритмики, эргодизайна. В основу исследований были положены наработки советских конструктивистов, выполненные еще в 1920-х гг. В 1960-х гг. в поисках новых мебельных форм к наследию прошлого обращался Ю. Слу-чевский - выдающийся советский мебельный дизайнер. Им была разработана так называемая модульная система, учитывающая оптимальное соотношение высоты и ширины мебельной конструкции, привязанное к среднему росту человека. Однако, уделяя большое внимание конструкции мебели, Случевский отмечал, что при проектировании мебели необходимо воспринимать человека не только как «объект со стандартным набором известных параметров», но и как «индивидуальность со сложным комплексом духовных потребностей».

Рис. 6. Основные размеры фигуры человека, 1962 г.

Следует подчеркнуть, что особенностью изучаемого исторического этапа является сложность в установлении авторства того или иного предмета мебели. Это связано с тем, что новые оптимальные формы определялись с помощью «народа», т. е. за счет организации и проведения выставок и конкурсов «на лучшие образцы мебели для квартир». По итогам конкурса лучшие образцы мебели рекомендовались для массового производства. В процессе заводского массового производства эти проекты сильно менялись и упроща-

лись. Основным материалом изготовления мебели была ДСП. Авторские же работы можно было отличить по качеству, цвету и текстуре древесины. Они создавались для конкретного места и были «просчитаны до каждого сантиметра», что являлось их главным достоинством.

Новые квартиры требовали не только нового оснащения, но и нового подхода к решению каждого элемента предметного дизайна интерьерного пространства. Распашные двери, как было сказано выше, для экономии места сменялись раздвижными, появлялись мебельные комбайны и трансформеры (диваны-кровати, буфеты-секретеры и т. д.). Широко применялась встроенная, секционная, сборно-разборная и трансформируемая мебель.

Задача массового производства предметов корпусной мебели решалась двумя путями: проектирование и изготовление мебели из унифицированных узлов и деталей либо конструирование секционной мебели с помощью отдельных изделий, тоже собранных из унифицированных деталей, блоков или секций, которые покупатель мог комбинировать в соответствии со своим вкусом и размерами квартиры [3]. В первые годы при производстве мебели использовались почти исключительно натуральные материалы: бук, орех, дуб, хвойные породы, береза. Однако в дальнейшем новые требования к мебели обусловили использование иных материалов, таких как пластмасса, стекло, хром, сталь, ДСП.

В табл. 4 представлены наиболее характерные для рассматриваемого периода предметы мебели в виде чертежей с указанием размеров [1].

Таблица 4

Основные размеры бытовой мебели

Стул бытовой

Кресло рабочее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Книжный шкаф

у^те*. I

Стол обеденный

Стол письменный

Буфет

»

Сервант

Комод

Кресло мягкое

Окончание табл. 4

Шкаф для платья

Кровать

Диван мягкий

Секретер

Шкаф подвесной кухонный

Стол кухонный

Следует отметить, что наибольшую популярность получили такие конструкции, как шкаф-стенка, встроенный шкаф и шкаф-перегородка (рис. 7). Они были хорошо продуманы с функциональной точки зрения. Например, шкаф-стенка: на открытых полках хранятся книги и посуда, одна из нижних полок занята телевизором, в антресольных секциях хранятся одежда и остальные вещи.

Встроенный шкаф имел множество полок, отсеков и ящиков для хранения одежды, обуви и постельного белья. Отдельно стоящие шкафы обычно были невысокими, такими, чтобы человек с легкостью мог достать вещи с верхних полок, и предназначались для хранения книг и посуды, для чего делались полки с отодвигающимися в сторону стеклянными дверцами. Для экономии пространства широко использовались откидные поверхности, например, секретеры с откидной доской, заменяющей письменный стол.

Рис. 7. Шкаф-стенка и встроенный шкаф

Среди перечисленных выше типов шкафов наибольшее распространение получили шкафы-перегородки. Они играли роль не только «хранилища вещей», но и давали возможность дополнительного зонирования пространства квартиры и отдельной комнаты, позволяя хозяевам в соответствии с их желанием увеличивать (или уменьшать) площадь функциональных зон. Наиболее распространенным было решение, где шкаф-перегородка разделяет одну комнату на две: кухню и жилую комнату (рис. 8).

Рис. 8. Шкаф-перегородка между кухней и жилой комнатой

В состав шкафа-перегородки входят секции для белья, одежды, книг и посуды (рис. 9). Секция для книг включает секретер. Секция для посуды имеет передаточное окно, сообщающееся с кухней. Секции для книг и посуды разделены по глубине на две части, одна из них открывается в жилую комнату, другая - в кухню [5].

Рис. 9. Шкаф-перегородка в открытом (а) и закрытом (б) виде

В качестве мебели для отдыха и сна использовались компактная трансформирующаяся в двуспальную кровать софа или диван-кровать. Кресла также были компактными и легкими, их можно было свободно перемещать по комнате. Нередко встречались односпальные откидные кровати, закрывающиеся на день занавеской. Кровати обычно были средних размеров, с низкими

б

а

спинками и без выступающих декоративных элементов. В спальне часто размещалось небольшое трехстворчатое трюмо с ящиками для хранения косметики и различных мелочей.

Рабочее место организовывалось также с учетом экономии пространства. Письменные столы были таких размеров, чтобы человеку было удобно за ними работать, но не более. Одной из главных характеристик стола было то, поместится ли он в комнате. Как правило, столы размещались у стены или у окна. В качестве рабочей поверхности также использовались откидные доски с ножками или доски, размещенные на двух тумбах. Возле стола на стенах обычно монтировались открытые или остекленные ящики-полки для книг.

Кухонная мебель была тщательно продумана и конструировалась максимально компактной и функциональной. Появились первые примеры встроенной бытовой техники. Часто навесные шкафы оборудовались раздвижными дверцами. Для небольших кухонь, где не мог поместиться обычный обеденный стол, была разработана такая мебель, как буфет, имеющий помимо отсеков для хранения посуды откидной стол или комбинированный стол с выдвижными разделочной доской и дополнительным столиком.

Размещение мебели в «хрущевках»

Мебель размещалась в скромных пространствах новых квартир максимально рационально. Создавались рекомендации, описывающие, каким образом и на каком расстоянии должен стоять тот или иной предмет мебели от другого. Учитывались все открывающиеся дверцы, выдвигающиеся ящики и поверхности, наличие бытовых приборов. Все внутренние пространства и секции мебели создавались со строгим расчетом, какие предметы будут в них храниться и каких размеров они будут, т. е. какое пространство они займут. Кроме того, мебель проектировалась таким образом, чтобы ее можно было комбинировать с другими типовыми предметами мебели.

В табл. 5 приведены примеры размещения мебели в однокомнатной квартире, жилая площадь которой составляет 18,5 м2, для семей разного состава.

Таблица 5

Размещение мебели в однокомнатной квартире

План помещения

Описание

Расстановка мебели в квартире, рассчитанной на семью из двух человек. Часть комнаты около окна, где размещено рабочее место - письменный стол и секционные книжные шкафы, отделена от остальной комнаты сквозной этажеркой из легкого деревянного или металлического каркаса с полочками, на которые ставят цветы и предметы убранства. Комбинированный сервант-стол с откидной доской расположен у стены, в средней части комнаты. Диван-кровать помещен в нише; около дивана на стене висит зеркало [5]

Окончание табл. 5

План помещения

Описание

Расстановка мебели в квартире, рассчитанной на семью из двух человек. Наиболее светлая часть комнаты используется как столовая и уголок для работы. Обеденный стол отодвинут к стене, над ним устроен настенный светильник. Рабочий стол с откидным зеркалом используется как туалетный. Рабочее место отделяется от входа в комнату легкой декоративной сеткой из цветного шнура. В глубине комнаты располагается группа мебели, образующая уголок отдыха: диван, трансформирующийся в двуспальную кровать, и журнальный столик. Тумба для постельного белья установлена рядом с сервантом [5]

Расстановка мебели в квартире, рассчитанной на семью из двух-трех человек. В светлой части комнаты, служащей кабинетом, размещаются секретер или письменный стол и низкие секционные шкафы, частично используемые для хранения посуды. Противоположная стена занята секционными книжными шкафами, доходящими до потолка. К ним вплотную придвинута тахта, служащая дополнительным спальным местом. Доступ к нижним отделениям шкафов, используемым для хранения вещей, редко бывающих в употреблении, осуществляется через раздвижные или откидные дверцы, расположенные непосредственно за тахтой. Обеденный стол отодвинут к стене; над столом размещаются легкая полка для декоративных изделий и настенный светильник. Ниша в глубине комнаты, отделенная ширмой, служит спальным местом для двух человек [5]

Расстановка мебели в квартире, рассчитанной на семью из трех человек - родителей и ребенка дошкольного возраста. Детская кровать стоит недалеко от окна и хорошо освещена дневным светом. Рядом с кроватью -шкафчик для игрушек. Трехстворчатая ширма при соответствующем подборе цвета и узора ткани может явиться одним из элементов убранства комнаты. Около противоположной стены расположено рабочее место - откидной письменный стол и книжный шкаф. Диван-кровать на два человека помещен между книжным шкафом и небольшим сервантом. Над обеденным столом, размещенным в глубине комнаты, устроена легкая полка для декоративной посуды, цветов и других предметов убранства [5]_

Пространство квартиры исследовалось настолько тщательно, что рассчитывались даже рекомендуемые расстояния для расстановки мебели с учетом ее функционального назначения. Например, прямоугольный обеденный

стол, предназначенный для шести человек, длиной 230 см и шириной 170 см вместе со стульями, которые в отодвинутом состоянии занимают еще дополнительно 90 см, должен стоять на расстоянии не менее 90 см с другой мебелью или со стенами. Или - расстояние между рабочим столом и другой мебелью должно составлять 60-75 см, а проход между двумя столами должен быть не меньше 75 см. Рекомендуемое расстояние между столом и мебелью с выдвижными ящиками составляет 115 см, столько же, сколько и проход между диваном и обеденным столом. Таких указаний существовало множество и касалось почти всех возможных вариантов расстановки мебели в комнате. Кроме того, существовали указания не только по размещению мебели, но и непосредственно к самой мебели. Так, согласно указаниям, длина одноместной кровати должна быть 200 см, ширина - 70-80 см, высота - 40-45 см и т. п. Такие расчеты оформлялись в рекомендации и издавались в печатном виде. Следует отметить, что типовые малогабаритные квартиры, как и типовая унифицированная мебель, привели к появлению таких же типовых интерьеров. Это было время, когда основной задачей по формированию пространства квартиры была всего лишь расстановка мебели, обусловленная функциональной необходимостью. Понятия «дизайн интерьера» и «дизайн мебели» появятся гораздо позже.

Общие выводы

Анализ состояния производства и дизайна мебели в период 1960-1970-х гг.4 позволил сделать следующие выводы:

- на архитектуру и, соответственно, мебельное производство значительное влияние оказывала экономическая и демографическая ситуация в стране. Рост, в частности, городского населения, вызвал дефицит доступного и пригодного жилья;

- начинаются поиски оптимальных архитектурно-планировочных и конструктивных решений новых типов жилых домов. Первые проекты новых домов выполнены архитекторами Академии архитектуры СССР;

- новые типы домов, так называемые «хрущевки», становятся одним из вариантов решения жилищной проблемы, начинается их повсеместное строительство;

- мебельное производство в стране активно развивается и растет, следуя за массовым строительством жилищного фонда. Появляется принципиально новая мебель, идеально соответствующая новым типам жилых квартир и учитывающая их пространственные характеристики;

- новые принципы конструирования мебели и ориентация на утилитарность, унифицированность и функциональность стали не только решением проблемы обстановки жилья, но и привели к появлению совершенно новых образцов мебели, ставших в последующем прообразами современной мебели;

- новые образцы мебели потребовали разработки и освоения для использования в массовом производстве новых материалов, привлечения большого количества профессионалов смежных специальностей. Пожалуй, ни

4 Данный период выделен авторами в статье «Влияние архитектурных стилей на дизайн мебели в России в XX - нач. XXI в.», опубликованной в «Вестнике ТГАСУ», № 2 (39) 2013 г. - С. 78-96.

один период развития мебельного производства не характеризуется такими фундаментальными исследованиями с привлечением данных эргономики, изучением антропометрических данных человека.

Таким образом, с начала 60-х гг. стиль мебели полностью диктуется изменениями в архитектуре и в первую очередь - в строительстве жилья. Прослеживается прямая закономерность - сокращается жилая площадь квартиры, а за ней сокращаются и пространственные габариты мебели. Данные изменения, как было отмечено выше, были вынужденными, однако привели к появлению интересных и, главное, практичных конструктивных решений мебели, актуальность которых несомненна в реалиях современного рынка жилья, где по-прежнему вторичный жилой фонд представлен «хрущевками».

Мебель 60-х характеризуется простотой, удобством и функциональностью. Несмотря на жесткую утилитарность, любой предмет мебели узнаваем и продуман с художественной и эстетической точки зрения имеющихся на тот момент условий экономического развития страны.

До недавнего времени не проводилось системных исследований стилевой направленности мебели целых десятилетий, хотя до настоящего времени сохранились прекрасные образцы, и такая возможность есть. В последние годы начинает появляться интерес к стилю 60-х гг. в области дизайна и искусства, в том числе в области мебельного дизайна, что свидетельствует о его значении в истории дизайна и в истории страны как результате социальных и экономических проблем и способов их решения.

Библиографический список

1. Андреевский, В.Г. Конструирование мебели: чертежи к пособию / В.Г. Андреевский. - М. : Изд-во Московского высшего художественно-промышленного училища, 1962. - 111 с.

2. Андреевский, В.Г. Проектирование мебели // Архитектура СССР. - 1941. - № 3. - С. 31-36.

3. Прахт, К. Мебель и архитектура / под ред. А.В. Иконникова ; пер. Ю.Б. Тупталова. -М. : Стройиздат, 1993. - 167 с.

4. Ковешникова, Н.А. Дизайн: История и теория / Н.А. Ковешникова. - 5-е изд. - М. : Изд-во «Омега-Л», 2009. - 224 с.

5. Баяр, О. Квартира и ее убранство / О. Баяр, Р. Блашкевич. - М. : Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре, строительным материалам, 1962. - 110 с.

6. Муленок, В.В. Современная отечественная архитектура и дизайн / В.В. Муленок. -Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2011. - 104 с.

7. Зинченко, М.Ю. Жилищное строительство в городах БССР в середине 1950-х - 1960-е гг. / М.Ю. Зинченко // Працы пстарычнага факультета БДУ : навук. зб. Вып. 5 / рэдкал.: У.К. Коршук (адк. рэд.) [i шш.]. - Мнск : БДУ, 2010. - С. 39-47.

8. Кузнецов, В.Е. Справочник мебельщика. Конструкции и функциональные размеры. Материалы. Технология производства / под ред. В.П. Бухтиярова. - 2-е изд., перераб. - М. : Лесн. пром-сть, 1985. - 360 с.

9. Горлов, В.Н. Жилищное строительство в СССР - достижение советского народа исторического масштаба / В.Н. Горлов // Марксизм и современность - 2009. - № 1 (45). - Киев : МиС. - С. 200-210.

10. Овсянников, С.Н. Перспективы реконструкции жилых домов первых массовых серий в г. Томске / С.Н. Овсянников // Вестник ТГАСУ. - 2010. - № 2. - С. 105-112.

11. Советская архитектура. - Условия доступа : http://www.sovarch.ru (дата обращения: 16.01.2013).

12. Архитектурно-строительный портал. - Условия доступ : http://ais.by (дата обращения 09.07.2013).

References

1. Andreyevskiy, V.G. Konstrairovaniye mebeli: Chertezhi k posobiyu [Furniture design]. Moscow : Moscow Higher School of Industrial Uchilishe Publisher, 1962. 111 p. (rus)

2. Andreyevskiy, V.G. Proyektirovaniye mebeli [Furniture design]. Arkhitektura SSSR, 1941. No. 3. Pp. 31-36. (rus)

3. Pracht, K. Mebel i arkhitektura [Mobel - und Architekturgestaltung]. Ed. A.V. Ikonnikov, transl. Yu.B. Tuptalov. Moscow : Stroyizdat, 1993. 167 p. (transl. from Germ.)

4. Koveshnikova, N.A. Dizayn: Istoriya i teoriya [Design: history and theory]. 5th ed. Moscow : «Omega-L» Publishing House, 2009. 224 p. (rus)

5. Bayar, O, Blashkevich, R. Kvartira i yeye ubranstvo [Apartment and its decoration]. Moscow : Stroyizdat Publishers the State Publishing House of Books on Construction and Architecture, 1962. 110 p. (rus)

6. Mulenok, V.V. Sovremennaya otechestvennaya arkhitektura i dizayn [Modern national architecture and design]. Tomsk: TSUAB Publishing House, 2011. 104 p. (rus)

7. Zinchenko, M.Yu. Zhilishchnoye stroitelstvo v gorodakh BSSR v seredine 1950-1960 gg. [House building in USSR in the mid 50s and 60s]. Pratsy gistarychnaga fakulteta BDU. Ed. U.K. Korshuk. Minsk : BDU, 2010. V.5. Pp. 39-47. (rus)

8. Kuznetsov, V.E. Spravochnik mebelshchika. Konstruktsii i funktsionalnyye razmery. Materialy. Tekhnologiya proizvodstva [Furniture guide. Structures and functional dimensions. Materials. Production technology]. Ed. V.P. Bukhtiyarov. 2th ed. Moscow: Lesn. prom-st, 1985. 360 p. (rus)

9. Gorlov, V.N. Zhilishchnoye stroitelstvo v SSSR - dostizheniye sovetskogo naroda is-toricheskogo masshtaba [Housing in USSR as the Soviet people achievement of historic meaning]. Kiev: MiS, 2009. No. 1 (45). Pp. 200-210. (rus)

10. Ovsyannikov, S.N. Perspektivy rekonstruktsii zhilykh domov pervykh massovykh seriy v g. Tomske [Prospects of reconstruction of residential serial houses in Tomsk]. Tomsk: Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building, 2010. No. 2. Pp. 105-112. (rus)

11. Access conditions http://www.sovarch.ru (last visited on January 2013).

12. Access conditions http://ais (last visited on July 2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.