Научная статья на тему 'Влияние архитектурных стилей на дизайн мебели в России в ХХ – нач. ХХI в'

Влияние архитектурных стилей на дизайн мебели в России в ХХ – нач. ХХI в Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1309
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / МЕБЕЛЬ / ИНТЕРЬЕР / СТИЛИ / ДИЗАЙН / КВАРТИРА / ARCHITECTURE / FURNITURE / AN INTERIOR / STYLES / DESIGN / APARTMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колосова Ирина Ивановна, Удод Маргарита Алексеевна

В исследовании определены и проанализированы этапы становления и развития дизайна мебели в России в ХХ – нач. ХХI в. Каждый период рассматривается в неразрывной связи с соответствующими ему архитектурными стилями, оказывающими непосредственное влияние на историю мебельного производства. Выявлены факторы, оказавшие воздействие на процесс развития мебельного производства, его ориентированность на серийное изготовление мебели с учетом предпочтений массового потребителя. Определены перспективы изучения данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ARCHITECTURAL STYLES ON FURNITURE DESIGN IN RUSSIA IN

The stages of formation and development of Russian furniture design in ХХ and at the beginning of XXI centuries are defined and analyzed in close relation to its corresponding architectural styles. The factors influencing the development process of furniture manufacture have been analyzed and its focus on mass production of furniture with the consumer preferences has been revealed. Prospects of studying this problem have been defined.

Текст научной работы на тему «Влияние архитектурных стилей на дизайн мебели в России в ХХ – нач. ХХI в»

УДК 72.04:749.19/20

КОЛОСОВА ИРИНА ИВАНОВНА, канд. архит., доцент, Epyon@sibmail.com

УДОД МАРГАРИТА АЛЕКСЕЕВНА, студентка, margaritaudod@mail.ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ НА ДИЗАЙН МЕБЕЛИ В РОССИИ В ХХ - НАЧ. ХХ1 В.

В исследовании определены и проанализированы этапы становления и развития дизайна мебели в России в ХХ - нач. ХХ1 в. Каждый период рассматривается в неразрывной связи с соответствующими ему архитектурными стилями, оказывающими непосредственное влияние на историю мебельного производства. Выявлены факторы, оказавшие воздействие на процесс развития мебельного производства, его ориентированность на серийное изготовление мебели с учетом предпочтений массового потребителя. Определены перспективы изучения данного вопроса.

Ключевые слова: архитектура; мебель; интерьер; стили; дизайн; квартира.

IRINA I. KOLOSOVA, Ph.D., Assoc. Prof.,

Epyon@sibmail.com MARGARITA A. UDOD, student, margaritaudod@mail.ru

Tomsk State University of Architecture and Building,

2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia

INFLUENCE OF ARCHITECTURAL STYLES ON FURNITURE DESIGN IN RUSSIA IN ХХ AND AT THE BEGINNING OF ХХ! CENTURIES

The stages of formation and development of Russian furniture design in ХХ and at the beginning of XXI centuries are defined and analyzed in close relation to its corresponding architectural styles. The factors influencing the development process of furniture manufacture have been analyzed and its focus on mass production of furniture with the consumer preferences has been revealed. Prospects of studying this problem have been defined.

Key words: architecture; furniture; an interior; styles; design; apartment.

Каждый стиль формируется в зависимости от разного рода условий, в нем отражаются черты, наиболее характерные для той или иной эпохи. Поэтому все стилевые изменения и новые направления в дизайне мебели ХХ в. следует рассматривать с точки зрения событий, происходивших в России в изучаемый период времени. Обычно при упоминании советской архитектуры к наиболее известным течениям ХХ в. относят русский авангард, сталинский стиль и типовую советскую архитектуру послевоенного времени. В развитии архитектуры это самые масштабные периоды: послереволюционный (1917-1930 гг.), сталинский (1930-1950 гг.) и послевоенный (вторая по-

© И.И. Колосова, М. А. Удод, 2013

ловина ХХ в.). Однако анализ изученного материала позволил авторам выделить более широкий перечень временных периодов. Они характеризуются сменой направлений в архитектуре, которые нельзя не учитывать при рассмотрении стилей мебели, т. к. между архитектурой и мебелью существует прочная взаимосвязь. Именно поэтому дальнейшее исследование ведется с учетом сложившихся на конкретный период времени архитектурных стилей.

1-й этап: 1917-1920 гг. (послереволюционное время); модерн практически исчерпал себя, начинаются новые искания и эксперименты.

До революции в российской архитектуре преобладал стиль модерн. На выпускаемой в этот период мебели присутствуют судорожные изгибы завитков, перемешанные с растительными формами, женскими масками с волнами распущенных волос [4]. Это было время, когда производство мебели ориентировалось, в основном, на царский двор, буржуазию и купечество. Производство осуществлялось на нескольких крупных фабриках, таких как фабрики Фишера и Шмидта в Москве, фабрика Мельцера в Петербурге и пр.; кроме того, над мебелью работали иностранные придворные мастера, создававшие эксклюзивную мебель в единичном экземпляре. К созданию мебели имели непосредственное отношение русские художники: наиболее часто упоминаются имена Васнецова, Врубеля, Малютина. Мебель носила художественный характер и выполнялась преимущественно по заказу. Массового производства мебели как такового не было.

Революция 1917 г. и Гражданская война привели не только к политическому хаосу, смене власти и старту процесса становления СССР, но и к смене мировоззрения населения и условий его жизни. В архитектуре начинаются эксперименты и поиск новых направлений. Для нее характерны экспрессивность и смешанность стилей. Одновременно с этим и в архитектуре, и в производственном искусстве интенсивно разрабатываются проекты новой организации предметно-пространственной среды жилища, проблема нехватки которого остро стояла перед молодым государством. Квартиры в новых домах распределялись практически покомнатно, т. е. семья проживала в одной комнате, что предъявляло определенные требования к мебели для таких пространств. Необходимо было разработать минимальные по составу и дешевые по стоимости наборы мебели [6]. Особое внимание уделялось проектированию встроенной, убирающейся, трансформирующейся мебели. Доставшаяся в наследство мебель в стилях модерн и неоклассицизм становилась непригодной для новых условий жизни в резко сократившихся пространствах (рис. 1).

Мебельные фабрики были вынуждены сменить профиль работы в соответствии с нуждами государства, что привело к изменению мебельного производства страны в целом.

Одним из путей решения возникшей проблемы стало формирование профильных мастерских. Основной творческой организацией того времени стал ЖИВСКУЛЬПТАРХ (Комиссия живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), изначально СИНСКУЛЬПТАРХ (Комиссия по разработке скульптурно-архитектурного синтеза).

Рис. 1. Гостиная мебель, начало ХХ в.

В состав Комиссии входили известные архитекторы: В. Кринский, Н. Ладовский, А. Рухлядев, Д. Фридман и др., а также живописцы А. Родченко и А. Шевченко. Под началом Комиссии разрабатывались новые типы «социальных» зданий, таких как дом-коммуна (коммунальный дом), Дом Советов (Совдеп) и др. К сожалению, изображений предметов мебели этого времени не осталось, существуют только их описания и некоторые сохранившиеся проекты архитекторов (рис. 2).

Рис. 2. Оформление и мебель рабочего клуба. Автор А. Родченко

Это было время, когда на смену потерявшему популярность (и актуальность) модерну пришли такие направления в архитектуре, как рационализм и конструктивизм [7]. В мебельном производстве период с 1917 по 1920 гг. можно охарактеризовать как переходный от художественного исполнения отдельных предметов мебели к производству массовой, функциональной и недорогой мебели.

2-й этап: 1920-е - начало 1930-х гг. (становление СССР); появляются первые авангардистские направления - рационализм и конструктивизм.

В этот период в архитектуре уже занимают прочные позиции рационализм и конструктивизм. Рационализм характеризуется лаконичностью форм,

строгостью и подчёркнутым функционализмом, стремится выработать архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. Кроме того, на первый план выдвигаются психофизиологические особенности восприятия формы. Именно в рационализме была реализована попытка привлечения художников к работе над мебелью [2]. Однако она увенчалась успехом только в архитектуре, в мебельной промышленности это произойдет лишь через некоторое время. В России рационализм был представлен творческим объединением АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов,

1923-1928 гг.) и мастерской Обмас (Объединенные мастерские, 1920-1923 гг.) под началом Н. Ладовского при ВХУТЕМАСе, основанном в 1920 г. (с 1927 г. -ВХУТЕИН). ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН сыграл особую роль в советском дизайне, в том числе и в создании мебели. Основное направление разработки мебели - создание удобной, многофункциональной трансформирующейся мебели, проектированием которой начинают заниматься профессиональные архитекторы, например братья Веснины. Также следует отметить значительный вклад таких дизайнеров и конструкторов, как В. Татлин (рис. 3), А. Родченко, Эль Ли-сицкий, а из художников - Кандинского - активного сторонника авангарда. Крупнейшими производителями мебели в стране становятся московский Мосдрев и ленинградский Древтрест. Мебель теперь разрабатывается по государственным заказам и ориентируется на массовое производство.

Рис. 3. Стул из буковых прутьев. Автор арх. В.Е. Татлин

Конструктивизм оформляется чуть позже рационализма, но по сути является его идейным последователем. Стиль характеризуется строгостью, гео-метризмом, лаконичностью форм, монолитностью. Его основой становится исключительно конструкция, а не композиция [1]. В условиях постоянного поиска новых форм, подразумевавших отказ от всего «старого», провозглашался отказ от «искусства ради искусства». Теперь оно должно было служить производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи»

и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном доме [13]. На становление конструктивизма большое влияние оказали футуризм, супрематизм (К. Малевич), кубизм, пуризм и другие новаторские течения начала ХХ в. [Там же].

В России была создана официальная творческая организация конструктивистов - ОСА (Объединение современных архитекторов), представители которой разработали функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования сооружений. В состав ОСА входили К. Малевич, В. Степанова, А. Родченко, братья Веснины, М. Гинзбург, Я. Корнфельд, А. Буров, Г. Орлов, А. Фуфаев и И. Леонидов, который в конце 1920-х гг. становится признанным лидером конструктивизма [10].

Несмотря на схожесть рационализма и конструктивизма, эти направления имеют различия. Рационализм в России появился раньше, и его методы были не столь радикальны, как у конструктивистов. Он опирался на традиции и наработки прошлого, тогда как конструктивизм полностью их отрицал и ограничивался только утилитарной функцией мебели. Простота конструкции была доведена до предела: стулья, кровати и шкафы становятся просто предметами для сидения, сна, хранения вещей.

Следует подчеркнуть, что в 1920-е гг. основное внимание художников сосредоточилось на проектировании встроенной и трансформирующейся мебели (рис. 4).

Рис. 4. Шкаф-перегодка в открытом и закрытом виде

В 1925 г. Е. Семенова спроектировала для своей однокомнатной квартиры шкаф-перегородку, состоящую из гардероба с антресолью, открытой полки и тумбы с рабочей плоскостью. В 1926 г. А. Мартынов разработал образцовый проект многофункционального трансформирующегося мебельного элемента, который представлял собой две соединенные петлями табуретки. В сложенном виде они образуют стул со спинкой. Если откинуть верхнюю

часть, а из-под нижней выдвинуть дополнительную плоскость, то полезная площадь увеличится в три раза. Используя несколько таких элементов, можно было комбинировать различные предметы мебели - диван, койку, этажерку и даже умывальник [6].

В 1928 г. по заданию Моссовета И. Лобов разработал проект оборудования жилой комнаты площадью 16,35 м2, рассчитанной на двух-трех человек (для типовой секции строительства 1928 г.). Он выделил три функциональные зоны (рабочую, столовую и спальную), которые можно было изменять, используя трансформируемые, откидные и складные элементы. Предусматривалось два основных варианта такого изменения. Днем выделялись две зоны -рабочая (откидной письменный стол с тумбой, рабочее кресло, навесная этажерка) и столовая (стол с приставными элементами, увеличивающими его размер вдвое, табуреты). Кроме того, в комнате размещался двухъярусный гардероб (в нем с помощью простых блоков можно было поднимать несезонное платье и хранить в верхней части), диван, в нижней части которого устраивались выдвижные ящики для белья, небольшой подвесной буфет для посуды, переворачивающееся зеркало с туалетным ящиком и откидным столом, вешалка. В ночное время обе «дневные» функциональные зоны максимально уплотнялись, а на освободившейся площади разворачивалась ширма-створка, которая изолировала спальную зону от входной двери, и откидывались находившиеся за ширмой две складные кровати [Там же].

Самым распространенным становится решение, при котором пространство комнаты делится на зоны с помощью шкафа-перегородки, установленной между общей жилой комнатой и спальней (рис. 5, а), жилой комнатой и кухней (рис. 5, б).

Рис. 5. Примеры зонирования комнат

В состав шкафа-перегородки входят секции для белья, одежды, книг и посуды. Секция для книг включает секретер. Секция для посуды имеет передаточное окно, сообщающееся с кухней. Секции для книг и посуды разделены по глубине на две части, одна из них открывается в жилую комнату, другая - в кухню. Трансформируемые многофункциональные элементы мебели, получившие название комбинатов, интересовали не только художников-

конструкторов. Такие комбинаты с учетом реального спроса заказывались проектировщикам и выпускались крупнейшими мебельными трестами страны - Мосдревом и ленинградским Древтрестом. Наибольшей популярностью пользовались различного рода кресла-кровати и диваны-кровати. Но проектировались и более сложные изделия. Например, в 1926 г. на выставке Центро-жилстроя в Москве среди образцов рабочей мебели демонстрировался комбинат Теляковкого: книжный шкаф - письменный стол - кровать [6, 9].

Таким образом, задачи по проектированию интерьера сводились к поиску приемов оборудования жилого пространства, имеющего минимальные габариты.

3-й этап: начало 1930-х гг. (начало индустриализации); постконструктивизм.

Начало 1930-х гг. было ознаменовано курсом Сталина на индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства и культурную революцию. Была поставлена задача - превратить страну в ведущую индустриальную державу и в целом изменить ее облик. Начинается строительство монументальных высоток, в проектировании которых прослеживаются архитектурные предпочтения лидера СССР. Главенствующим стилем становится сталинский ампир, который также называют сталинской неоклассикой (рис. 6).

Возводятся новые города, строятся важнейшие для индустриализации страны промышленные предприятия, в том числе и мебельные фабрики. При этом мебельное производство, ранее сконцентрированное ближе к столице, начинает распространяться по всей стране. Названия фабрик стали носить названия городов. Кроме того, на мебельных фабриках полным ходом идет освоение машинного производства.

Этот период связан с обвинениями рационалистов и конструктивистов в «следовании буржуазным взглядам на архитектуру», «в утопичности их проектов», «в формализме», в увлечении психоанализом, который не признавался в СССР [12, 13].

Рис. 6. Интерьер квартиры в жилом доме Ленсовета

Переход к сталинскому ампиру, выступивший как «промежуточный» стиль и длившийся с 1932 по 1936 гг., был определен С.О. Хан-Магомедовым как

постконструктивизм. Происходит смешение конструктивизма с элементами классической архитектуры, которая стала играть большую роль, чем целесообразность и «пролетарская аскетичность форм» 1920-х гг. Начинается преодоление аскетизма, что привело к увеличению площади жилого пространства. Мебель, как и ранее, имеет строгие четкие формы, но становится более массивной.

4-й этап: середина 1930-х гг. - 1941 г. (сталинский стиль); возвращение к неоклассике.

Происходит окончательный переход к сталинскому стилю. В архитектуре прочно устанавливаются помпезность, величественность и монументальность [5, 11]. Широко используется синтез элементов таких стилей, как барокко, ампир эпохи Наполеона, поздний классицизм и ар-деко. В дизайне мебели ведущим становится коллективное творчество, когда авторами проектов становились не отдельные архитекторы, а предприятия. Увеличиваются пространственные габариты мебели. Ее внешний облик обретает массивность, в оформление включается декор.

Бытовые интерьеры становятся похожими на административные: красные дорожки, книжные шкафы, набитые трудами классиков марксизма-ленинизма, советская символика в лепнине. Индивидуальность в таких интерьерах отсутствует. Однако в целом интерьер становится более выразительным по сравнению с предыдущими периодами. Высота помещений увеличилась до 3-3,6 м. Под потолком обязательно присутствовали лепной карниз упрощенного профиля и лепные розетки под люстры. В окраске стен преобладали белый цвет, который ассоциировался с курортами, и красный. Внут-риквартирные двери обычно были белого цвета, частично или полностью застеклены, что контрастировало с темной и тяжелой мебелью. Рамы окон изготавливались из дуба и красились темно-коричневой краской. Плитку в ванных комнатах и санузлах использовали белую или другого светлого оттенка. Помещение декорировалось натуральными материалами - деревом, мрамором, бронзой, керамикой и хрусталем.

Однако основное население, не проживающее в столичных высотках, позволяющих вместить в себя новую помпезную мебель, довольствовалось мебелью серийного производства.

В 1934 г. были созданы Академия архитектуры СССР и Союз архитекторов СССР. Они объединяли творческие силы страны для решения новых задач. Над их реализацией работали архитекторы Л. Савельев, О. Стапран. Среди наиболее известных архитекторов и проектировщиков можно отметить И. Жолтовского, А. Щусева, И. Фомина и, конечно же, Б. Иофана и В. Щуко. Ярким примером коллективной работы является гостиница «Москва» (рис. 7).

Несколько раньше, в 1930 г., ВХУТЕИН был расформирован. На его базе было образовано пять самостоятельных институтов и МИПИДИ - Московский институт прикладного и декоративного искусства. Традиции, заложенные во ВХУТЕИНе, меняются, и, как было отмечено ранее, происходит переход от авторского проектирования к коллективному. Это привело к проектированию мебели, соответствующей архитектуре здания, поскольку над ее созданием работали те же авторы, что проектировали здание.

Рис. 7. Интерьер гостиницы «Москва»

Мебель по-прежнему изготавливается из натурального дерева, в основном дуба. Кроме того, она украшается символичной резьбой: лавровые венки, колосья и пятиконечные звезды. Если в 1920-х гг. мебель была многофункциональной и трансформируемой, то теперь она занимает много места, выразительна по форме и более индивидуальна. В моду вошли нераскладывающиеся диваны, где обязательным атрибутом были валики по бокам, а также массивные кабинетные письменные столы с покрытием из зеленого сукна (рис. 8). Производство такой мебели было поставлено на поток.

Рис. 8. Диван и стол в сталинском стиле

Однако и это производство было ориентировано в большей степени на обеспеченную часть населения, у массового потребителя все было проще: кожа имитировалась с помощью клеенки, а вместо дуба использовалась сосна.

К достоинствам можно отнести тот факт, что именно от этого периода осталось действительно впечатляющее наследие. Недостатком стала ориентированность конструкторов на создание непригодной для быта большей части населения мебели, и это несмотря на появление большого количества мебельных фабрик в разных городах страны. Прогрессивные направления 1920-х гг. в области создания удобной и доступной мебели для основного населения практически сошли на нет.

Завершение эпохи сталинского ампира произошло одномоментно, и на смену ему пришла типовая советская архитектура, которая с небольшими изменениями просуществовала до распада Советского Союза.

5-й этап: 1945-1950 гг. (послевоенное время); складываются современные формы.

С началом Великой Отечественной войны все производственные мощности страны были переориентированы на потребности войны. Производство мебели остановилось. Архитектурный стиль этого периода определялся сроками и потребностями функционального назначения. Массовая эвакуация людей вглубь России хоть и привела к увеличению объема жилищного и промышленного строительства, однако велось оно исходя исключительно из доступных средств, т. е. крайне экономно и с использованием дешевых материалов.

Окончание войны выдвинуло на первый план необходимость восстановления разрушенных городов. Новое строительство велось в крупных градостроительных образованиях, основное население которых проживало в коммунальных квартирах и бараках (рис. 9). Комнаты были заполнены мебелью, оставшейся от сталинского ампира, производство новой мебели по-прежнему не велось.

Рис. 9. Жилье в послевоенные годы

Решением проблемы занимался созданный еще в 1943 г. Госкомитет по делам архитектуры. В его состав входили А. Щусев, Л. Руднев, Н. Баранов,

Н. Поляков, Н. Семенов и др. В архитектуре вновь активно начинает проявляться монументальность, возвращаются классицизм и декор.

В 1957 г. после выхода Постановления «О развитии жилищного строительства в СССР» начинается массовое строительство типового жилья, так называемых пятиэтажных «хрущевок», разрабатываются проекты компактных домов с простой сквозной планировкой, где квартиры имеют минимальную площадь и высоту (рис. 10). Мебель, доставшаяся от сталинского стиля, здесь не помещалась. Возникла необходимость подогнать и ее под индустриальный стандарт. Начинается постепенное восстановление мебельного производства.

6-й этап: середина 1960-х - 1970-е гг. (хрущевская оттепель); типизация и серийное производство, массовая застройка.

В 1962 г. выходит Постановление Совета Министров СССР № 349 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурнобытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования», определившее тот факт, что разработкой внешнего облика предметов

быта (в том числе и мебели) стали заниматься специалисты из созданных для решения этих проблем НИИ. В проектирование возвращаются принципы конструктивизма и рационализма.

Рис. 10. Планы одно- и двухкомнатной квартиры в типовом доме («хрущевке»)

Наступает расцвет типовой советской архитектуры, которая характеризуется предельной простотой фасадных плоскостей и минимумом архитектурных деталей. Вслед за архитектурой интерьер и мебель становятся типовыми. Для окраски стен используют пастельные тона с преобладанием бежевого, светло-оранжевого и белого цветов. Декор полностью исключен. Внутреннее пространство помещений освобождалось от перегородок. Отдельные замкнутые комнаты, коридоры остались в прошлом. Становится актуальным зонирование помещений с помощью легких передвижных перегородок. Их роль выполняли складывающиеся двери, раздвижные занавесы, соломенные шторы (рис. 11). Появляется прообраз современных шкафов-купе -перегородки, отодвигающиеся в сторону.

Разработкой мебели занимался созданный в 1962 г. Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ). С ним связаны имена Ю. Случевского, К. Бломериуса, Е. Бочаровой, Э. Вель-бери. Мебельная промышленность в данный период развивается особенно активно. Строятся новые фабрики на Дальнем Востоке и в Сибири. Производство мебели на них унифицировано, поставлено на поток и регулируется различными министерствами и ведомствами, такими, как, например, Минлесдревпром, Центральное мебельное проектно-конструкторское бюро.

Наступило время типовой советской мебели, заполнившей такие же типовые квартиры. Простые, без лишнего декора, экономически и конструктивно рациональные продукты массового серийного производства определяли стиль типового советского интерьера. Таким образом, забытые эксперименты 1920-х гг. с многофункциональной и компактной мебелью в 1960-е гг. вновь становятся востребованными и определяют характер массового производства. Стала активно внедряться встроенная, секционная сборно-разборная и трансформируемая мебель, началось проектирование специальной мебели для административных зданий различного назначения, банков, школ и т. д.

Рис. 11. Межкомнатные перегородки

Массовое производство предметов корпусной мебели решалось двумя путями: проектирование и изготовление мебели из унифицированных узлов и деталей либо конструирование секционной мебели с помощью отдельных изделий, тоже собранных из унифицированных деталей блоков или секций, которые покупатель мог комбинировать в соответствии со своим вкусом и размерами квартиры [3]. В СССР модульное проектирование мебели главным образом связано с именем Юрия Случевского - одного из наиболее известных советских мебельных дизайнеров. Стремительное обновление мебельных форм явилось следствием перемен, связанных с ростом эстетических потребностей, и, конечно же, следствием изменения способов производства и освоения новых материалов. Активно применяются металл, пластик, стекло и другие полимеры, ДСП, ламинированная различными составами, шпон. Практически все мебельные фабрики страны использовали унифицированные элементы и детали, лакированные ДВП, ДСП и пластмассу вместо дерева, поролон для набивки мягкой мебели.

Наиболее ярко данный период характеризуют такие предметы мебели, как сборно-разборный шкаф, стеллаж, кресло-кровать, диван-книжка, секретеры, кухонные гарнитуры. Все они были хорошо продуманы с функциональной точки зрения. Например, шкаф-стенка: на открытых полках хранятся книги и посуда, одна из нижних полок занята телевизором, в антресольных секциях хранятся одежда и остальные вещи [8]. Основные типовые предметы мебели, разработанные в это время, приведены в таблице.

Типовые предметы мебели

Шкаф-стенка

Трельяж

Встроенный шкаф

Софа

Кухонный гарнитур

Остекленные ящики-полки

Двуспальная кровать

Секретер с откидной крышкой

7-й этап: 1980-е - начало 1990-х гг. (перестройка и распад СССР); застой, стилевое многообразие, отголоски ар-деко.

В середине 80-х гг. в СССР произошли радикальные изменения в идеологии, общественном сознании, политической и государственной организации, начались глубинные изменения в отношениях собственности и социальной структуре, приведшие в результате к крушению старого режима и распаду СССР. Однако эти изменения слабо отразились на архитектуре, интерьере и мебели. Тем не менее, постепенно архитектурные формы усложняются, в образе сооружений появляются декор, цвет и дополнительные объемы, не имеющие утилитарной функции. В архитектуре проявляются отголоски брутализма - архитектурного стиля, характеризующегося мощными конструкциями и крупными пространственными габаритами. При этом главными остаются функциональность и рациональность.

Проектированием мебели в эти годы занимаются в основном сотрудники ВПКТИМ (Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели). Это по-прежнему Ю. Случевский, А. Шевченко, Е. Бочарова, О. Рыжиков, Е. Хахалин и др. (рис. 12). Растет количество мебельных фабрик, увеличивается число производств, занимающихся мебельной фурнитурой. Особое внимание уделяется повышению качества изготовляемой мебели и фурнитуры, которые оставляли желать лучшего.

По-прежнему для изготовления мебели использовались недорогие искусственные материалы. Крепежные элементы и фурнитура выглядели примитивно и были недостаточно крепкими. Мебель не декорировалась, лишь существовал небольшой выбор ламинирования фасадов под тот или иной сорт древесины. Мебель была хороша с функциональной точки зрения, но эстетика в ней почти отсутствовала. Причиной падения качества мебели стал спад экономики в начале 1990-х гг. Тем, кто мог позволить себе импортную мебель, было сложно ее достать, а большая часть населения имела низкий уровень дохода для ее покупки.

Рис. 12. Мебель для общей комнаты, 1983 г. Автор А. Шевченко

Как правило, вновь возводимые жилые дома предлагали квартиры небольших размеров, что приводило в большинстве случаев к однообразию и повторяемости интерьеров. Планировочное решение квартир в типовых домах массовых серий давало возможность такого же типового решения интерь-

ерных пространств. В основном задача сводилась к простой расстановке мебели на имеющихся площадях. Например, мебель в общей комнате расставлялась следующим образом: шкаф-стенка с телевизором, напротив - диван (софа), кресла, журнальный столик, раздвижной полированный стол (рис. 13).

Рис. 13. Типовой интерьер общей комнаты

То же и на кухне: на небольших площадях располагались почти одинаковые компактные кухонные гарнитуры (рис. 14).

Рис. 14. Типовой интерьер кухни

8-й этап: середина 1990-х гг. - настоящее время (рост экономики России); восстановление и развитие мебельной промышленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост и стабилизация к началу XXI в. экономической ситуации в стране обусловили и рост мебельного производства. Совершенствуются технологии производства, а сама мебель приобретает новый облик.

Теперь при изготовлении массовой мебели, помимо функциональности и компактности, ставка делается на дизайн, качество и удобство, а конкуренция на рынке обусловила широкий ассортимент мебели, материалов, фурнитуры, оформления. Мебель, наиболее востребованная сегодня, - это мягкая мебель, корпусная мебель для дома, мебель для офиса, специализированная мебель для различных учреждений. ДСП и ДВП остаются лидерами в производстве мебели, отличаясь прочностью, простотой изготовления и низкой ценой. В оформлении используются еще и натуральные материалы.

На современном рынке мебельной продукции представлены различные категории мебели, а именно: традиционная простая недорогая мебель серийного или массового производства из искусственных материалов и престижная, мебель класса люкс, изготавливаемая как массово, так и по индивидуальному заказу из натуральных материалов. Самые крупные мебельные предприятия находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, на российском рынке широко представлена импортная мебель. Очень распространена мебель шведской марки IKEA, которая отличается демократичными ценами и хорошим дизайном. Дорогая мебель традиционно поступает из Италии.

В настоящее время одним из наиболее известных институтов, занимающихся конструированием мебели и обучающих специалистов данной области в России, является ВПКТИМ. Кроме того, во многих вузах, выпускающих архитекторов-дизайнеров и специалистов лесной промышленности и дизайнерской направленности, есть дисциплины, ориентированные на проектирование интерьеров, и в том числе на дизайн мебели.

Функциональность и оптимальные габариты мебели по-прежнему остаются в приоритете, т. к. проектирование интерьеров ведется в большинстве своем в сложившемся типовом жилье. Широкой популярностью пользуются шкафы-стенки, шкафы-купе, раскладывающиеся диваны-уголки, кухонные диваны-уголки, появляются раскладывающиеся диваны с новыми механизмами (диван-раскладушка, «книжка»). Современная мебель стремится соответствовать таким параметрам, как удобство и комфорт, мобильность, рациональность, современность и технологичность. Тем не менее, она остается индустриальной, массовой, в такой мебели полностью отсутствуют традиции.

Анализируя направления современного производства мебели, следует отметить, что здесь присутствуют все стили: от классики до хай-тек. Широкое распространение получили такие стили, как минимализм, техно, хай-тек, что связано с развитием компьютерной техники. Остается популярной классика, которая призвана показать статус владельца. Постепенно возвращается эклектика.

В настоящее время мебельное производство в стране достигло того уровня, когда начинают открываться выставки российских производителей эксклюзивной мебели, появляются мебельные бутики и так называемые шоу-румы (рис. 15).

Рис. 15. Современные мебельные магазины и выставки

Анализ этапов становления и развития мебельного производства позволил сделать ряд следующих выводов:

1. На мебельное производство России с 1917 г. сильное влияние оказывало государство: резкие смены направлений в развитии мебельного производства во многом были связаны со сменой власти и политических курсов в стране.

2. В дизайне мебели находило отражение экономическое состояние страны и, как результат, менялись конструктивно-функциональное решение, пространственные габариты, художественный облик и применяемые для изготовления материалы.

3. Переломным моментом в мебельном производстве стала Великая Отечественная война, остановившая производство мебели, а в последующем радикально изменившая направления в ее проектировании и дизайне.

4. Вызванная потребностями времени переориентация производства на проектирование и выпуск массовой трансформируемой мебели не только решила социальную проблему организации интерьерных пространств, но и позволила сформировать прообраз современной мебели.

Таким образом, начиная с 1917 г. мебельное производство в России претерпело большие изменения. Несмотря на различные изменения в стилевых направлениях, необходимость учитывать интересы власти и отход от обусловленного реалиями жизни перспективного курса развития; несмотря на трудные военные и не менее трудные годы восстановления страны, отечественное мебельное производство в настоящее время достигло качественного уровня, обусловленного во многом опытом, полученным в прошлом веке. Самое большое наследие осталось от времени массового производства 1950-х гг. Мебель именно этого периода является прообразом современной мебели.

Тем не менее, значение советского дизайна массовой мебели по-прежнему остается недооцененным. До недавнего времени эта мебель не интересовала специалистов. Лишь в последние годы к ней проявляется интерес. Так, международная арт-галерея «Эритаж» представила экспозицию советского дизайна 1920, 1960 и 1970-х гг. на ярмарке Design Miami Basel 2012 в Швейцарии, которая имела большой успех. Кураторы проекта говорят о том, что исследование советского дизайна оттепельных лет имеет огромные перспективы и что в настоящее время художественные объекты этого периода представляют огромную ценность и большую редкость на антикварном рынке. Это позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего изучения процесса становления и развития дизайна мебели в названный период, особенно с точки зрения его влияния на современное российское производство мебели.

В заключение следует подчеркнуть, что данная тема имеет широкие перспективы для более глубокого изучения. Наследие, оказавшее огромное влияние на развитие современного мебельного производства, в любом случае требует тщательного рассмотрения.

Библиографический список

1. Гацура, Г. Мебельные стили / Г. Гацура. - М. : Московская городская организация Союза писателей России, 1997. - 161 с.

2. Кес, Д. Стили мебели / Д. Кес; пер. М. Алекса, Г. Каргинова, Т. Кириллова [и др.]. - Будапешт, 1981. - 271 с.

3. Прахт, К. Мебель и архитектура / К. Прахт; под ред. А.В. Иконникова; пер. Ю.Б. Тупталова. - М. : Стройиздат, 1993. - 167 с.

4. Соболев, Н.Н. Стили в мебели / Н.Н. Соболев. - М. : ТОО «Сварог», 1995. - 338 с.

5. Андреевский, В.Г. Проектирование мебели / В.Г. Андреевский // Архитектура СССР, 1941. - № 3. - С. 31-36.

6. Ковешникова, Н.А. Дизайн: История и теория / Н.А. Ковешникова. - 5-е изд. - М. : Издательство «Омега-Л», 2009. - 224 с.

7. Михайлов, С.М. История дизайна. Т. 1 / С.М. Михайлов. - 2-е изд. - М. : Союз дизайнеров России, 2002. - 270 с.

8. Каракис, И.И. Ваша квартира / И.И. Каракис, Л.Е. Жоголь, В.В. Самойлович. - 3-е изд. -Киев : Будивэльнык, 1991. - 256 с.

9. Баяр, О. Квартира и ее убранство / О. Баяр, Р. Блашкевич. - М. : Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре, строительным материалам, 1962. - 110 с.

10. Муленок, В.В. Современная отечественная архитектура и дизайн / В.В. Муленок. -Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2011. - 104 с.

11. Справочник по архитектуре и проектированию. - Условия доступа : http://arx.novosibdom.ru (дата обращения: 18.01.2013).

12. Советская архитектура. - Условия доступа : http://www.sovarch.ru (дата обращения: 16.01.2013).

13. Ресурсы свободной энциклопедии Википедия. - Условия доступа : http://ru.wikipedia.org

References

1. Gatsura, G. Mebel'nye stili [Furniture Styles]. - Moscow, Moskovskaya gorodskaya organi-zatsiya Soyuza pisateley Rossii [Moscow city organization of the Union of Russian Writers] Publ., 1997. - 161 p. (rus)

2. Kes, D. Stili mebeli [Furniture Styles] / per. M. Aleksa, G. Karginov, T. Kirillova [i dr.]. - Bu-dapesht, 1981. - 271 p. (rus)

3. Prakht, K. Mebel' i arkhitektura [Furniture and Architecture] / pod red. A.V. Ikonnikova, per. Yu.B. Tuptalova. - Moscow, Stroyizdat Publ., 1993. - 167 p. (rus)

4. Sobolev, N.N. Stili v mebeli [The styles in furniture]. - Moscow, TOO «Svarog» Publ., 1995. -338 p. (rus)

5. Andreevskiy, V.G. Proektirovanie mebeli [Furniture design]. Arkhitektura SSSR Publ., 1941. -No. 3. - P. 31-36. (rus)

6. Koveshnikova, N.A. Dizayn: Istoriya i teoriya [Design: History and Theory]. - 5-e izd. - Moscow, Izdatel'stvo «Omega-L» Publ., 2009. - 224 p. (rus)

7. Mikhaylov, S.M. Istoriya dizayna. Tom 1 [History of design]. - 2-e izd. - Moscow, Soyuz dizaynerov Rossii Publ., 2002. - 270 p. (rus)

8. Karakis, I.I., Zhogol', L.E., Samoylovich, V.V. Vasha kvartira [Your apartment]. - 3-e izd. -Kiev «Budivel'nyk Publ., 1991. - 256 p.

9. Bayar, O., Blashkevich, R. Kvartira i ee ubranstvo [The apartment and its decor]. - Moscow, Gos. izd-vo literatury po stroitel'stvu, arkhitekture, stroitel'nym materialam [State Publishing House of Literature on construction, architecture, building materials] Publ., 1962. - 110 p. (rus)

10. Mulenok, V.V. Sovremennaya otechestvennaya arkhitektura i dizayn [Modern domestic architecture and design]. Tomsk, Izd-vo Tom. gos. arkhit.-stroit. un-ta, [Tomsk State University of Architecture and Building] Publ., 2011. - 104 p.

11. Spravochnik po arkhitekture i proektirovaniyu [Reference on architecture and design]. -Available at : http://arx.novosibdom.ru (Date of access: 18.01.2013).

12. Sovetskaya arkhitektura [Soviet Architecture]. - Available at : http://www.sovarch.ru (Date of access: 16.01.2013).

13. Resursy svobodnoy entsiklopedii Vikipediya [Resources of free encyclopedia: Wikipedia]. -Available at : http://ru.wikipedia.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.