ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «АРЫОЫ. CЕРИЯ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ»
УДК 684.4-027.28
№ 5 2015
ДИЗАЙН МЕБЕЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ АРХИТЕКТОРОВ XX ВЕКА
Бабаджанова Анна Ильясовна
студент
Бурцева Елизавета Николаевна
студент
Сибирский федеральный университет, Красноярск
аиШг@арпоп-]оигпа!. ги
Аннотация. Рассмотрено взаимное влияние архитектуры и мебели. Ключевые слова: архитектура; дизайн; мебель; стиль; архитектор.
FURNITURE DESIGN IN THE CREATIONS OF THE ARCHITECTS THE XX CENTURY
Babadzhanova Anna Ilyasovna
student
Burtceva Elizaveta Nikolaevna
student
Siberian Federal University, Krasnoyarsk
Abstract. Mutual influence of the architecture and furniture is described. Key words: architecture; design; furniture; style; architect.
Архитектура и мебель всегда испытывали взаимное влияние. Формы, первоначально созданные в архитектуре, очень скоро находят свое воплощение в мебели.
Во всех стилевых эпохах можно обнаружить примеры того, как очень похожие выразительные средства применялись для образования новых форм в архитектуре и мебели. Именно потому в творчестве многих архитекторов дизайн мебели занимает значительное место.
Каждый стиль формируется в зависимости от наиболее характерных черт той или иной эпохи. Все стилевые изменения и новые направления в дизайне мебели следует рассматривать с точки зрения перемен, происходящих в архитектуре того времени.
В архитектуре, в конце XIX - в начале XX веков, преобладает стиль модерн, который оставил нам великолепные образцы зодчества, и повлиял на внешний вид мебели. В мебели модерна параллельно развиваются две линии: декоративная (представленная изделиями, имеющими капризные формы и контуры) и конструктивная (для которой характерны прямолинейность, ясность построения). Если в Европе творцами модерна были архитекторы, то в России инициаторами нового стиля стали живописцы, такие как: Виктор Михайлович Васнецов (буфет-теремок, «что не низок, не высок»), Михаил Александрович Врубель (скамья-диван, покрытая зеленой майоликой) и зодчий русского модерна - Фёдор Осипович Шехтель (театральная мебель Московского Художественного театра) (см. рис. 1). Характерными чертами русского модерна стала внешняя театральность и стилизация. Всё в интерьере - от витражей, лестницы, мебели до формы дверных ручек - подчинено единому замыслу.
С 1859 большой популярностью пользовались «венские стулья», сконструированные из гнутой под паром древесины, которые запустила в производство венская фабрика Михаэля Тонета. Почти два столетия это простое произведение с круглым сидением, овальной формой спин-
ки и плавно изогнутыми ножками, вошло в мебельный обиход и до наших дней не теряет своей актуальности. Тяготение к простым удобным формам мебели без всяких украшений удешевляли ее производство и делали доступной для средних слоев населения. Так модерн прокладывал путь к будущему, к новым поискам и новым стилям XX века. Современный минимализм можно считать прямым предшественником модерна.
Рис. 1. Архитектор Ф. Шехтель, дом купца С. Рябушинского
В Европе стиль модерн развивался и назывался по-разному: во Франции - «ар-нуво», в Германии и Скандинавских странах - «юген-стиль», в Англии - стиль «Либерти». Бельгийский архитектор Виктор Орта является автором большого количества проектов, в которых можно обнаружить черты ар-нуво. В своем доме и прилегающей к нему мастерской Орта проектировал каждую деталь - мебель, осветительные приборы, витражи, двери, окна и даже фурнитуру.
Несмотря на достаточно широкое распространение ар-нуво в Испании, Антонио Гауди удалось создать свой собственный, неповторимый стиль. Гауди придумывал мебель с причудливо изогнутыми, иногда похожими на кости формами, которая изготавливалась ремесленниками индивидуально.
Чарльз Ренни Макинтош разрабатывал идею тотального дизайна: здание со всей его начинкой (вплоть до мебели и мелких деталей внутренней отделки) - это целостный объект, все элементы которого долж-
3
ны находиться в стилевом единстве. Особенности его дизайна - это простота геометрических линий, графичность предметов, конструктивность, а роскошь и шик не для него. На протяжении своей жизни он создал серию стульев, светильников, столов и каминов. Стулья, придуманные Макинтошем, разнообразны по форме, самый знаменитый из них - «стул Макинтош» со своим трапециевидным сидением, прямыми ножками и необыкновенно высокой спинкой (см. рис. 2).
Рис. 2. Архитектор Ч. Макинтош, школа искусств в Глазго,
«стул Макинтош»
В начале XX века стало очевидно, что индустриализация и новые технологии внесли в жизнь людей огромные изменения. Теперь основное направление разработки мебели - создание удобной, многофункциональной трансформирующейся мебели. Ее проектированием начинают заниматься профессиональные архитекторы, например Александр Род-ченко. Его знаменитый «Рабочий клуб» был задуман как новый тип общественного интерьера, спроектированный для Советского павильона Константина Мельникова (см. рис. 3). Еще одним представителем конструктивизма был Владимир Татлин. Проект Памятника III Интернационала с вынесенной наружу несущей конструкцией стал своеобразной визитной карточкой конструктивизма. Проект не воплощен в жизни, но реализован во дворе Королевской Академии в Лондоне. Образ легендарной 365-метровой башни стал прототипом для создания мебели (см. рис. 4).
Рис. 3. Архитектор павильона К. Мельников, дизайнер интерьера А. Родченко
Рис. 4. Архитектор В. Татлин, башня III Интернационала
и кресло-диван
Таким образом, конструктивизм характеризуется строгостью, гео-метризмом, лаконичностью форм и монолитностью. Его основой становится конструкция, а не композиция. Простота конструкции была доведена до предела: стулья, кровати и шкафы становятся просто предметами для сидения, сна, хранения вещей.
В это же время в Голландии, под влиянием художника Пита Мон-дриана, развивается стиль неопластицизм, противоположный конструктивизму. Один из последователей этого стиля - Геррит Ритвельд - был создателем знаменитого «Красно-синего стула». Ритвельд отверг традиционное мнение, что предметы мебели должны быть мягкими, позво-
ляющими утонуть в себе. По его мнению, основная функция стула - не дать человеку расслабиться, а заставить его всегда быть в тонусе. Стул имеет все элементы неопластицизма, где основой композиции служат геометрические фигуры, а основой цветовой гаммы - картины Пита Мондриана. Единственным зданием, выполненным в этом стиле, является дом госпожи Шредер (см. рис. 5).
1 2 3
Рис. 5. Архитектор Г. Ритввельд, 1 - дом г-жи Шрёдер; 2 - картина Пита Мондриана; 3 - «красно-синий стул»
На Западе четыре человека считаются пионерами модернизма. Все они были архитекторами, но также активно занимались дизайном интерьеров и различных предметов: в Европе - Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье, в Америке - Фрэнк Ллойд Райт.
Вальтер Гропиус разработал кресло <^-51» для кабинета директора культовой школы архитектуры и дизайна. Его необычная форма является результатом исследования Гропиусом современных ему методов строительства. Не зря кубистское кресло напоминает архитектурные проекты Гропиуса, в частности «Модульный дом».
Кресло «Барселона» Мисом ван дер Роэ выглядело не менее экстравагантно. Оно состоит из двух кожаных подушек на открытой металлической раме, сделанное специально для павильона Германии в Барселоне.
Параллельно с Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье создает целый ряд проектов мебели, в том числе: стол, регулируемый шезлонг и знамени-
тое кресло <^е Corbusier - LC» (см. рис. 6). Все его идеи отражали концепцию «дом - машина для жилья». Мебель до сих пор не снята с производства и часто используется.
Рис. 6. Архитектор Ле Корбюзье, Вилла Савой, кресло «Ье СогЬиз1ег - LC»
Еще один представитель модернизма - это Фрэнк Ллойд Райт, который уделял особое внимание интерьерам домов, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Так, «Дом над водопадом» является настоящим шедевром органической архитектуры (см. рис. 7). Весь интерьер в этом доме был изготовлен по эскизам автора: и стулья, и столы и даже ковры. Центром композиции был камин, сложенный из камня и окруженный глыбой скалы, выступающей прямо из пола, на которой стоял сам дом.
Рис. 7. Архитектор Ф. Райт, «Дом над водопадом»
Также известны кресла «Длинный стул» и «Василий» Марселя Брейера, которые до сих пор выпускаются. Сам замысел стула «Василий» Марсель Брейер придумал, глядя на свой новенький велосипед. Именно ему впервые пришло в голову использовать металлические трубы не только в технике, но и в мебели.
С началом Великой Отечественной войны в Советском союзе так же, как и в Европе, производство мебели остановилось. После войны искусство дизайна начало возрождаться. Европейские дизайнеры теперь исходят из достижений модернизма. Мебель, созданная ими, включает многие классические образцы 20-х - 30-х годов, разработанные Брейером, Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ.
В Советском союзе, в послевоенные годы решением проблемы, связанной с жильем, занимался Госкомитет по делам архитектуры. В 1957 г. начинается массовое строительство типового жилья, так называемых пятиэтажных «хрущевок». Наступает расцвет типовой советской архитектуры, которая характеризуется предельной простотой и минимумом деталей. Вслед за архитектурой интерьер и мебель становятся типовыми. Становится актуальным зонирование помещений с помощью легких передвижных перегородок. Их роль выполняли складывающиеся двери, раздвижные занавесы, соломенные шторы. Появляется прообраз современных шкафов-купе.
В СССР модульное проектирование мебели главным образом связано с именем Юрия Случевского - все предметы его мебели были хорошо продуманы с функциональной точки зрения. Например, шкаф-стенка: на открытых полках хранятся книги и посуда, одна из нижних полок занята телевизором, в антресольных секциях хранятся одежда и остальные вещи.
Рост и стабилизация экономической ситуации в стране обусловили совершенствование технологии производства, а сама мебель приобрела новый облик. Теперь, помимо функциональности и компактности, ставка
делается на дизайн, а конкуренция на рынке обусловила широкий ассортимент мебели, материалов и фурнитуры.
Среди современных российских архитекторов можно выделить Петра Костёлова. Его проекты - это цельная система, построенная по определённым законам и подчинённая идее удобства людей, которые будут здесь жить. Так, например, Дом-дача «Волга» сочетает в себе простую форму с функциональным интерьером и необычным фасадом, набранным из различных по форме и цвету деревянных «заплаток». Прообразом художественного решения стали дачи советского периода, при создании которых в ход шли самые разные материалы, какие только можно было тогда найти (см. рис. 8).
Рис. 8. Архитектор Костёлов П., дом-дача «Волга»
Среди современных архитекторов, занимающихся дизайном мебели можно отметить Фрэнка Гери, который представил образцы мебели, изготовленные из листов гофрированного картона толщиной в несколько сантиметров. Их удивительная прочность позволяет создавать изогнутые формы, которые не теряют своей упругости. Кресло «Wiggle» является самым известным дизайнерским проектом (см. рис. 9).
Особо следует отметить творчество выдающегося архитектора Захи Хадид. Кроме работы с крупными формами, она создаёт инсталляции, театральные декорации, выставочные и сценические пространства, интерьеры, обувь, картины и рисунки. Заха - автор нескольких коллекций мебели.
Её наиболее известные работы в области мебельного дизайна - светильник «Chandelier Vortexx», и кресло «Moon» и диван «Lotus» (см. рис. 10).
Рис. 9. Архитектор Ф. Гери, стол, кресло «Wiggle»
Рис. 10. Архитектор З. Хадид, проект центра Чанша, диван «Lotus»
В заключение хочется подчеркнуть, что многие образцы мебели, созданные век назад, сегодня трудно назвать устаревшими. Они часто встречаются в современных жилых и офисных интерьерах, и мы воспринимаем их как нечто само разумеющееся для нашей повседневной жизни.
В целом, архитектура и мебель, как пространственные формообразования, характеризуются общим стремлением быть выразителем времени и общества. Несмотря на различие функций в этих двух областях, у них имеются схожие выразительные решения.
Список использованных источников
1. Прахт К. Мебель и архитектура. М., 1993. С. 2-3.
2. Пайл Д. Дизайн интерьеров: 6000 лет истории. М., 2007. С. 323-347.
3. Колосова И.И., Удод М.А. Влияние архитектурных стилей на дизайн мебели в России XX - нач. XXI век. Томск, 2013. С. 79-81.
4. Матюнина Д.С. История интерьера. М., 2012. С. 341.
5. Возникновение модернизма [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://artishock.org/arch-styles/modernizm (дата обращения: 01.04.2015).