Научная статья на тему 'Новое слово в архитектуре XX В. : international style'

Новое слово в архитектуре XX В. : international style Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1249
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / СТИЛЬ / STYLE / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / INTERNATIONAL STYLE / МОДЕРНИЗМ / MODERNISM / УПРОЩЕННЫЕ ФОРМЫ / SIMPLIFIED FORMS / СВОБОДНАЯ ПЛАНИРОВКА / FREE PLANNING / ЛЮДВИГ МИС ВАН ДЕР РОЭ / LUDWIG MIES VAN DER ROHE / ВАЛЬТЕР ГРОПИУС / WALTER GROPIUS / ШКОЛА БАУХАУС / THE BAUHAUS SCHOOL / БЕЙ ЮЙМИН / IEOH MING PEI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воронина Наталья Ивановна, Гурина Анна Сергеевна

В статье рассматриваются особенности интернационального стиля, который возник с конца 20-х гг. XX в., покорив своей простотой, прямыми линиями, применением новых материалов, экономией и практицизмом. Интернациональный стиль является отражением радикальных изменений, обновлений, происходящих в то время в обществе. Единая архитектурноконструктивная система в разных проектах гарантировала универсальность здания и свободу его многократной перепланировки. Одним из основоположников стиля считается талантливый немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, определивший облик городской архитектуры в прошлом столетии. Минимум средств (только «кости и кожа») и универсальность объемно-планировочного решения два основных его постулата. Он отказался от традиционной, стандартной планировки зданий, орнамента, декора в пользу гибкой и мобильной (многофункциональной) планировки, выступая за фактическое отсутствие перегородок и зонирования. Этот стиль прославился Школой Баухаус (основатель Вальтер Гропиус) и знаменитым архитектором Бей Юймином, чьи идеи и философия до сих пор продолжают оказывать влияние на современную архитектуру и дизайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A New Word in the XX-th Century Architecture

The article analyzes the features of «the international style», which emerged at the end of the 1920-s of the XX-th century: simplicity, straight lines, the use of new materials, economy and practicality. The International style is a reflection of radical changes, updates occurring in society. A single architectural and structural system in different projects guaranteed the universality of the building and the freedom of its multiple redevelopment. One of the leaders of the style is considered to be widely acknowledged German architect Ludwig Mies van der Rohe who created the shape of urban architecture last century. Minimum means (only «skin and bones») and versatility of space-planning decisions these are two of his basic postulates. He denied the traditional, standard layout of buildings, ornamentation, decoration in favour of the flexible and mobile (multi-function) plan, preferred the virtual absence of partitions and zoning. This is the style of the representatives of the famous Bauhaus School (founder Walter Gropius) and talented famous architect Ieoh Ming Pei whose ideas and philosophy still continue to influence modern architecture and design.

Текст научной работы на тему «Новое слово в архитектуре XX В. : international style»

УДК 008:316.722

Н. И. Воронина, А. С. Гурина

Новое слово в архитектуре ХХ в.: International style

В статье рассматриваются особенности интернационального стиля, который возник с конца 20-х гг. ХХ в., покорив своей простотой, прямыми линиями, применением новых материалов, экономией и практицизмом. Интернациональный стиль является отражением радикальных изменений, обновлений, происходящих в то время в обществе. Единая архитектурно-конструктивная система в разных проектах гарантировала универсальность здания и свободу его многократной перепланировки. Одним из основоположников стиля считается талантливый немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, определивший облик городской архитектуры в прошлом столетии. Минимум средств (только «кости и кожа») и универсальность объемно-планировочного решения - два основных его постулата. Он отказался от традиционной, стандартной планировки зданий, орнамента, декора в пользу гибкой и мобильной (многофункциональной) планировки, выступая за фактическое отсутствие перегородок и зонирования. Этот стиль прославился Школой Баухаус (основатель Вальтер Гропиус) и знаменитым архитектором Бей Юймином, чьи идеи и философия до сих пор продолжают оказывать влияние на современную архитектуру и дизайн.

Ключевые слова: архитектура, стиль, интернациональный стиль, модернизм, упрощенные формы, свободная планировка, Людвиг Мис ван дер Роэ, Вальтер Гропиус, Школа Баухаус, Бей Юймин.

N. I. Voronina, A. S. Gurina

A New Word in the XX-th Century Architecture

The article analyzes the features of «the international style», which emerged at the end of the 1920-s of the XX-th century: simplicity, straight lines, the use of new materials, economy and practicality. The International style is a reflection of radical changes, updates occurring in society. A single architectural and structural system in different projects guaranteed the universality of the building and the freedom of its multiple redevelopment. One of the leaders of the style is considered to be widely acknowledged German architect Ludwig Mies van der Rohe who created the shape of urban architecture last century. Minimum means (only «skin and bones») and versatility of space-planning decisions - these are two of his basic postulates. He denied the traditional, standard layout of buildings, ornamentation, decoration in favour of the flexible and mobile (multi-function) plan, preferred the virtual absence of partitions and zoning. This is the style of the representatives of the famous Bauhaus School (founder Walter Gropius) and talented famous architect Ieoh Ming Pei whose ideas and philosophy still continue to influence modern architecture and design.

Keywords: architecture, style, modernism, international style, simplified forms, free planning, Ludwig Mies van der Rohe, Walter Gropius, the Bauhaus School, Ieoh Ming Pei.

Интернациональный стиль (International style) -ведущее модернистское направление в архитектуре Европы и США с конца 20-х до начала 70-х гг. ХХ в., возникшее раньше, чем сам термин, который был введен благодаря Международной выставке модернистской архитектуры в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1932).

О «Интернациональный стиль» в архитектуре -направление, восходящее к _ ^ строгому рационализму

Л. Ми сван дер Роэ, считавшего, что «единственная функция, сохраняющаяся с известной устойчивостью в уникальных сооружениях, это функция изменяемости их назначения в течение всего срока их существования». Именно поэтому он применяет единую архитектурно-конструктивную систему в разных

проектах, гарантирующую универсальность здания и свободу его многократной перепланировки.

К главным принципам интернационального стиля можно отнести отказ от национальных культурных особенностей, строгую регулярность и понимание того, что архитектура - «это объем, а не масса». Здания, построенные в интернациональном стиле, отличаются радикальным упрощением формы, прямыми, чистыми линиями, простыми, в основном прямоугольными, формами. Основной материал - бетон и стекло, позднее металл и стекло. Использование железобетона, крепящегося на металлических опорах (консольные конструкции), дает визуальное ощущение невесомости. Строения характеризует легкая, гладкая поверхность без декораций и украшений, а в интерьерах - наличие широкого пространства, свободных планировок. Основа стиля - экономия и практицизм. Таким образом, «гармония между художественной выразительностью, функцио-

© Воронина Н. И., Гурина А. С., 2015

нальностью и технологией строительства была достигнута, воплотившись в аскетическом и строгом архитектурном стиле» [1].

Неофициальным девизом архитекторов, работающих в этом стиле (Вальтер Гропиус, Бей Юй-мин, Питер Ауд, Ле Карбюзье, Ричард Роэ и др.), был предложенный Л. Ми сван дер Роэ парадокс -«The less is more» («Меньше - значит больше»). Принципы универсальности и минимализма («кожи и костей») архитекторы применяли не только для офисов, многоэтажных домов, но и для сооружений различного назначения.

К первым зданиям интернационального стиля принято относить Школу Баухаус в Дессау (1926, Вальтер Гропиус), Павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне (1929, Мис ван дер Роэ), Виллу Савой в Пуасси (1930, Ле Корбюзье).

Знаменитое здание Школы Баухаус (нем. bau -'строить', haus - 'дом') было построено по проекту Вальтера Гропиуса всего за год после переезда в Дессау, а интерьеры и мебель были выполнены студентами и преподавателями школы. Мечтой Гропиуса было создание междисциплинарной Новое слово в архитектуреХХв.: International style

школы, выступающей творческой лабораторией для специалистов разных направлений.

За короткий срок работы школы с 1926 по 1932 г. (всего 7 лет) идеи, возникшие и провозглашенные здесь, оказали влияние на развитие искусства архитектуры нескольких поколений: в школе проводились курсы по архитектуре, живописи, фотографии, графическому дизайну, дизайну интерьера, промышленному дизайну и типо-графике. Студенты подробно изучали весь процесс промышленного творчества: от проектирования до строительства объектов. Но главное для создателей школы было сформулировать законы, по которым работает архитектура, охватывающая все проявления жизни и «диктующая логику и эстетику частных и общественных пространств».

Здание школы - одна из лучших работ Гро-пиуса, где четко выявлена основа сооружения при почти полном отсутствии декора. Обращаясь к архитекторам, художникам, скульпторам, архитектор призывал всех объединиться и «вместе построить новое здание будущего, которое объединит архитектуру, скульптуру и живопись в единое целое и которое достанет до неба благодаря миллионам рук ремесленников». Он очень хотел, чтобы это здание стало «чистым символом новой веры» [2]. Здание включало помещения для занятий искусством, семинаров, технических мастерских, общую зону с театром и обеденным залом, администрацию, технические кабинеты. Все элементы связаны вертикально на четырех уровнях в единую асимметричную и динамичную композицию, уравновешенную горизонтальным длинным переходом-мостом и вертикальной башней студенческого общежития. При строительстве школы был также найден баланс между закрытостью приватных зон и прозрачностью конструкций учебных помещений. Дома преподавателей располагались отдельно. Хотя каждая группа помещений индивидуальна с учетом своей функции, все здание представляет собой гармоничный баланс формы и пропорций. Разнообразие в дизайне нисколько не мешало в нем ориентироваться.

Необычным для того времени было использование плоской кровли в качестве террасы, а также больших стеклянных поверхностей, гладких линий и стен, полностью лишенных орнамента. Комнаты, мастерские и даже лестницы щедро освещены естественным светом, а в вечернее время здание становилось большим светящимся объектом на фоне пустого поля.

Выступая за рационализацию строительства, Гропиус придерживался того правила, что «каж-

дый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым». Этот принцип и был взят за основу при строительстве школы. Являясь шедевром современной архитектуры, Школа Баухаус в Дессау включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, продолжая выполнять свою первоначальную цель - формировать идеи ведущих архитекторов.

Появление «интернационального стиля» как ведущего направления модернистской архитектурной мысли 1930-1960-х гг. прошлого века является отражением радикальных изменений, обновлений, происходящих в то время в обществе. Одним из известнейших представителей «интернационального стиля» в архитектуре XX столетия является также Бей Юймин (Йео Мин Пей, Ieoh Ming Pei (I. M. Pei) - американский архитектор китайского происхождения, серьезно повлиявший на развитие современной архитектуры. Веря в модернизм, он «очеловечил его утонченностью, лиризмом и красотой».

Каждый феномен культуры - это загадка, разгадать которую до конца невозможно, но разгадывать которую мы обречены, чтобы постичь смысл своего существования. Культура - это таинство, доступное в своей сути лишь посвященным. Чтобы прикоснуться к таинству личности, мало знать лишь факты бытия. Богатство ее составляют глубина пережитого, прочувствованного, выстраданного, то есть динамика жизни, нашедшая свое выражение в определенных текстах, в определенное время, в определенной точке.

Родившись в 1917 г. в Китае, Бей Юймин в 1935 г. отправился в США для обучения сначала в Пенсильванском университете, а затем в Массачу-сетском технологическом институте (МТИ), где получил в 1940 г. степень бакалавра архитектуры. Во время учебы в МТИ он познакомился с творчеством Ле Корбюзье, который читал лекции в институте. Встреча и «два дня, проведенные вместе с Ле Корбюзье, вероятно, были самыми важными днями в моем архитектурном образовании», -вспоминает Бэй Юймин [3]. Другим архитектором, поразившим воображение молодого человека, был американец Фрэнк Ллойд Райт, долгое время работавший в стиле органической архитектуры (этот стиль рассматривает здания как продолжение окружающей природы).

В 1946 г. Бей Юймин стал магистром архитектуры в Гарвардском университете, обучаясь у Вальтера Гропиуса. В 1948 г. он занял только что открытую должность директора архитектуры в

компании Webb&Knapp Inc. - фирме-застройщике крупных архитектурных и градостроительных проектов в Чикаго, Филадельфии, Вашингтоне, Питтсбурге и других городах. В 1955 г. он организовал мастерскую I. M. Pei & Partners, в 1989 г. компания была переименована в Pei Cobb Freed &

На родину Бей Юймин вернулся только в середине 70-х гг., где по его проектам в 1982 г. был построен фешенебельный отель Фрагрант Хиллс в Пекине, а в 1989 г. -небоскреб Банка Китая в Гонконге, конструкция которого ассоциируется с растущими побегами бамбука, а значит, с жизнью и процветанием. По внешнему виду здание напоминает кристалл, а за счет стеклянных панелей, отражающих солнечный и электрический свет, эффект еще более усиливается.

Бей глубоко повлиял на развитие современной архитектуры, являясь продолжателем традиций интернационального стиля немецкого модерниста Миса ван дер Роэ. Он разработал более 50 проектов в США и других странах мира, многие из которых получили различные архитектурные награды. Две самых известных постройки Бея - восточный корпус Национальной галереи искусств в Вашингтоне (1978) и проект расширения Лувра в Париже (1989).

Во время реконструкции Лувра стояла задача модернизировать и расширить музей, не нарушив при этом исторический вид и архитектуру комплекса. Решением было создание подземного пространства под двором Лувра, с центральным входом в виде стеклянной пирамиды, которая обеспечивает прямой доступ к галереям в каждом из трех крыльев музея.

Partners [4].

Кроме того, пирамида служит большим свето- тором спрятаны обслуживающие и технические вым фонарем для подземного пространства, в ко- помещения музейного комплекса.

В рамках расширения Национальной галереи в Вашингтоне Бей Юймин разработал строго геометрический проект восточного здания. Сверху оно выглядит как соединенные друг с другом призмы, в одной из которых располагается музей современного искусства, где выставлены работы А. Колдера, Р. Лихтенштейна, А. Матисса, П. Пикассо, Д. Поллока, Э. Уорхола, в другой -учебные и исследовательские центры и офисы. Сердцем восточного крыла является атриум, объединяющий сооружения в единый ансамбль.

Дизайн восточного здания в 1981 г. был отмечен почетной наградой Американского института архитекторов.

Другие, не менее грандиозные, проекты Бея включают Библиотеку им. Джона Фитцгеральда Кеннеди в Бостоне (1979), Симфонический центр Меерзона в Далласе (1989), Башню Фаунтейн плейс в Далласе (1986), отель Four Seasons в Нью-Йорке (1993) и другие муниципальные здания, госпитали, библиотеки, церкви, музеи и школы.

Сейчас архитектору 98 лет. Бей является обладателем трех самых престижных архитектур-

ных премий, таких как Притцкеровская (1983), Золотая медаль Американского института архитекторов (RIBA, 2010), Медаль Королевского института британских архитекторов (UIA, 2014).

Так, интернациональный стиль «завоевывал» мир, и сегодня его проявления в различных элементах используются в архитектуре XXI в.

Библиографический список

1. Ахитектура. Краткий справочник. - Минск : Хар-вест, 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //engineeringsystems.ru/arhitektura-kratkiy-spravochnik/internacionalniy-stil.php.

2. Zeballos C. Walter Gropius: Bauhaus de Dessau [пер. с испанского] [Электронный ресурс]. - Режим доступа :

http: //archgrafika.ru/publ/arkhitektura_xx_veka/valter_gr opius_baukhauz_v_dessau_chast_1/24-1-0-б5.

3. Здание - сила : спецпроекты [Электронный ресурс] // Коммерсант. ru. - Режим доступа : http: //www.kommersant.ru/doc/2659154#id=17.

4. The Pritzker Architecture Prize [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //www.pritzkerprize.com/1983/bio.

Bibliograficheskij spisok

1. Ahitektura. Kratkij spravochnik. - Minsk : Harvest, 2004 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http: //engineeringsystems.ru/arhitektura-kratkiy-spravochnik/internacionalniy-stil.php.

2. Zeballos C. Walter Gropius: Bauhaus de Dessau [per. s ispanskogo] [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostu-pa :

http: //archgrafika.ru/publ/arkhitektura_xx_veka/valter_gr opius_baukhauz_v_dessau_chast_1/24-1-0-65.

3. Zdanie - sila : specproekty [Jelektronnyj resurs] // Kommersant.ru. - Rezhim dostupa : http: //www.kommersant.ru/doc/2659154#id=17.

4. The Pritzker Architecture Prize [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http: //www.pritzkerprize.com/1983/bio.

Новое слово в архитектуре ХХ в. : International style

247

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.